ЧТО ТАКОЕ ЗНАК? | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2009. № 3 (7).

ЧТО ТАКОЕ ЗНАК?

What is sign? (translated by A.A. Argamakova; edited by E.V. Borisov).pdf  1. Это в высшей степени важный вопрос, поскольку любое рассужде-ние представляет собой интерпретацию знаков того или иного рода. Но этотакже очень трудный вопрос, требующий глубокой рефлексии1.Необходимо различать три состояния сознания (mind). Во-первых, пред-ставим себе спящего человека. Допустим, он воспринимает только красныйцвет. Он не думает о нем, поскольку не задает и не отвечает ни на какие во-просы, даже не говорит себе о том, что цвет ему приятен, но только созерца-ет его в том виде, в каком его преподносит ему фантазия. Возможно, когдаему надоест красный, он переключится на другой цвет, скажем, на бирюзо-во-голубой или розовый, - но это будет лишь игрой фантазии без каких-либооснований (reason) и безо всякого принуждения. Этот пример максимальноблизок к тому состоянию сознания, в котором нечто дано без принуждения иоснования. Оно называется ощущением. За исключением состояния полусна,никто в действительности не испытывает чистых и простых ощущений. Нокогда мы бодрствуем, в сознании всегда что-то присутствует, и то, что при-сутствует в сознании без принуждения и оснований, является чистым ощу-щением.Во-вторых, представим себе, что наш спящий вдруг слышит громкий ипродолжительный звук парового свистка. В момент, когда свист раздается,спящий вздрагивает. Он инстинктивно пытается избавиться от звука, его ру-ки тянутся к ушам. Не то чтобы свист доставлял ему неудовольствие, простоон так на него воздействует. Инстинктивное сопротивление является необ-ходимой частью этого воздействия: без самоутверждения (которое можетбыть подавлено) человек не был бы чувствителен, его воля была бы сломле-на. Этот случай подобен тому, когда мы пытаемся преодолеть внешнее со-противление (когда для этого необходимо применить силу). Это чувстводействия, оказываемого нами и на нас, которое является нашим чувствомреальности вещей, - как внешних вещей, так и нас самих, - может быть на-звано чувством противодействия (Reaction). Оно не свойственно отдельновзятому ощущению; оно возникает, когда одно ощущение прерывается дру-гим. Для него существенно наличие двух вещей, действующих друг на друга.В-третьих, вообразим, что наш проснувшийся персонаж, не имея воз-можности прекратить пронзительный звук, вскакивает с места и пытаетсяуйти через дверь, которая, будем полагать, с шумом захлопнулась, как толь-ко раздался свист. Допустим, как только наш персонаж раскрывает дверь,свист прекращается. С облегчением он думает вернуться на место и вновь* Перевод А.А. Аргамаковой под редакцией Е.В. Борисова.1 Номера параграфов, которые в рукописи начинаются с  31, здесь начинаются с  1, по-скольку в издание не включена первая глава задуманной Пирсом книги.Что такое знак?89захлопывает дверь. И тут же свист возобновляется. Он спрашивает себя, немогла ли закрытая дверь быть причиной раздавшегося вновь свиста и стоитли еще раз открыть эту странную дверь. Как только он открывает дверь, звукпрекращается. Сейчас наш персонаж находится в третьем по счету состоя-нии сознания: он размышляет. То есть он осознает, что научается, или осу-ществляет процесс, посредством которого явлению разыскивается управ-ляющее правило, или общий познаваемый способ поведения. Он находит,что некоторое действие является средством, или посредником, для появле-ния определенного результата. Это третье состояние сознания совершенноотлично от двух других. Во втором было только чувство грубой силы, сейчасже речь идет о чувстве управления с помощью общего правила. Противодей-ствие предполагает только две вещи, но для управления нужна третья вещь,которая является средством для цели. Само слово «средство» обозначаетнечто, что находится посередине между двумя вещами. Кроме того, этотретье состояние сознания, или мысль, является чувством научения, а науче-ние является средством, с помощью которого мы переходим от незнания кзнанию. Если самое элементарное чувство противодействия включает дваощущения, то можно обнаружить, что самая элементарная мысль подразу-мевает три ощущения.При более детальном обсуждении предмета эти идеи, столь туманныепри первом рассмотрении, будут все более проясняться, и их важность ста-нет очевидной. 2. Существует три вида интереса к вещи. Во-первых, мы можем испы-тывать первичную заинтересованность в ней самой. Во-вторых, мы можемиспытывать вторичную заинтересованность в ней в связи с ее взаимодейст-вием с другими вещами. В-третьих, мы можем заинтересоваться в ней как впосреднике, когда она передает разуму (mind) идею о вещи. То, что выпол-няет эту функцию, называется знаком, или репрезентацией. 3. Существует три вида знаков. Во-первых, подобия (likenesses), илииконы (icons), которые выполняют функцию передачи идей и репрезентиру-ют вещи, просто имитируя их. Во-вторых, существуют указатели(indications), или индексы (indices), которые что-то говорят о вещах, потомучто физически связаны с ними. Например, дорожные знаки, указывающиенаправление пути, или относительные местоимения, которые употребляютпосле имени вещи, если необходимо еще раз указать на нее, или обращение,такое, как «Эй!», которое воздействует на адресата и привлекает его внима-ние. В-третьих, существуют символы, или общие знаки, которые ассоцииру-ются с их значениями (meanings) благодаря привычке. Таковыми являютсябольшинство слов, фраз, речей, книг и библиотек.Рассмотрим более детально различные формы употребления знаков этихтрех видов. 4. Подобия. Фотографии, в особенности моментальные снимки, весьмапознавательны, потому что они в определенных отношениях в точности по-хожи на объекты, которые репрезентируют. Но это сходство присуще фото-графиям, произведенным при обстоятельствах, которые физически обусло-вили их соответствие - пункт за пунктом - природе. В этом смысле получа-ется, что они принадлежат второму классу знаков, которые физически связа-Ч.С. Пирс90ны со своими объектами. Другой случай - если я предполагаю, что зебры,по-видимому, упрямы, потому что, как кажется, они похожи на ослов, а ослыизвестны своим своеволием. Здесь осел служит именно вероятным подобиемзебры. Конечно, мы предполагаем, что сходство имеет физическое основа-ние в наследственности; но тогда это наследуемое сходство само выведеноиз подобия двух животных и у нас нет (как в случае с фотографией) незави-симого знания обстоятельств происхождения этих двух видов. Другой при-мер использования подобий - набросок художника с изображенными на немстатуей, живописной композицией, архитектурным сооружением или жефрагментом декорации, созерцая которые, он может выяснить, будет ли егопроизведение прекрасным и доставляющим удовольствие. Ответ на этот во-прос, таким образом, будет получен почти с полной определенностью, пото-му что вопрос относится к действию, которое произведение окажет на само-го художника. Размышления математиков, как можно обнаружить, вращают-ся главным образом вокруг использования подобий, которые весьма сущест-венны для их науки. Польза подобий для математиков заключается в том,что они подсказывают, причем весьма точным образом, новые аспекты ис-следуемых предметов. Например, представим, что у нас есть непрерывнаякривая, изгибающаяся сначала по часовой стрелке, потом против часовойстрелки и т.д., как показано на рис. 1.Рис. 1 Рис. 2Предположим дальше, эта кривая линия продолжена таким образом, чтопересекает себя в каждой точке изгиба в обратном направлении. Результатпоказан на рис. 2. Это можно описать как множество овалов, прижатых другк другу, как если бы они находились под давлением. Без рисунков было бынеочевидно, что первое и второе описание были эквивалентными. Мы обна-ружим, когда детальнее рассмотрим наш предмет, что разные формы ис-пользования подобий могут подпадать под одну общую формулу.В межличностной коммуникации подобия также совершенно необходи-мы. Представьте себе двух людей, которые говорят на разных языках и ока-зались вместе вдали от своих народов. Они должны вступить в коммуника-цию, но как они сделают это? С помощью имитирующих звуков, имити-рующей мимики и рисунков (pictures). Это три вида подобий. Конечно, онибудут использовать и другие знаки: указание пальцем и тому подобное. Но вконечном счете подобия будут единственным средством для описания ка-Что такое знак?91честв подразумеваемых вещей и действий. Когда люди только начали гово-рить друг с другом, их элементарный язык должен был по большей частисостоять либо из прямо имитирующих слов, либо из конвенциональныхимен, которые они присвоили рисункам. Чрезвычайно примитивен языкегиптян. Он был, насколько мы знаем, самым ранним письменным языком, иего письменность имела форму рисунков. Некоторые из этих рисунков отно-сятся к звукам - к буквам и к слогам. Но остальные соотносятся прямо сидеями. Они не существительные и не глаголы, а просто графические идеи. 5. Указатели. Но сами по себе рисунки - чистые подобия - не способныпередать ни малейшей информации. Так, фигура на рис. 3 похожа на колесо.Но она оставляет рассматривающего ее внеопределенности относительно того, являетсяли она копией чего-то действительно сущест-вующего или просто игрой фантазии. То же са-мое верно относительно общего языка и всехсимволов. Ни одна комбинация слов (за исклю-чением собственных имен и при отсутствии ми-мики или других указательных составляющихречи) не может передать ни малейшей инфор-мации. Это может звучать парадоксально, нонижеследующий воображаемый диалог покажетсправедливость этой мысли. Рис. 3Два человека, А и В, встретились на проселочной дороге, и между нимисостоялся такой разговор:В. Хозяин того дома - самый богатый человек в здешних краях.А. Какого дома?В. Разве ты не видишь на холме вправо от себя дом на расстоянии семикилометров?А. Да, я думаю, что вижу его.В. Очень хорошо, это тот дом.Таким образом, А получил информацию. Но если он отправится в дале-кую деревню и скажет: «Хозяин дома - самый богатый человек в тех кра-ях», - его замечание не будет ни к чему отсылать, если он не объяснит своимсобеседникам, как попасть в ту местность и найти этот дом. Иначе он несможет указать на то, о чем говорит. Для идентификации объекта мы, какправило, сообщаем его место в определенное время, при этом в каждом слу-чае мы должны показать, как опыт этого объекта может быть соотнесен спредыдущим опытом слушателя. Время мы должны рассчитывать от извест-ного момента, либо от настоящего момента, либо от предполагаемого рож-дения Христа, либо от чего-то подобного. Когда мы говорим, что моментдолжен быть известен, мы имеем в виду, что он должен быть связан с опы-том слушателя.К тому же мы исчисляем время в единицах, и невозможно объяснитьслушателю, какую единицу мы предлагаем использовать, без обращения кего опыту. Ни одно место нельзя описать, не соотнеся его с другим, уже из-Ч.С. Пирс92вестным, и та единица расстояния, которую мы употребляем, должна бытьопределена посредством указания на некую мерную линейку или какой-тодругой объект, который люди могут использовать, прямо или косвенно, всвоих измерениях. Ясно, что карта очень полезна для обозначения места иона является видом рисунка. Но если на карте не отмечено известное место,не указаны масштаб и стороны света, то по ней точно так же нельзя найтикакое бы то ни было место, как по карте из Путешествий Гулливера - ме-стонахождение Бробдингнега1. Конечно, если, скажем, в арктических моряхбыл бы открыт новый остров, то его положение можно было бы приблизи-тельно показать на карте, на которой отсутствуют отметки, меридианы и па-раллели, поскольку указанием на его местоположение послужат знакомыеочертания Исландии, Новой Земли, Гренландии и всего прочего. В такомслучае мы опирались бы на наше знание о том, что нет такого второго места,которое на сделанной кем-либо карте имело бы очертания, подобные очер-таниям арктических берегов. Этот опыт мира, в котором мы живем, делаеткарту чем-то большим, чем просто иконой: он придает ей также характериндекса. Таким образом, один и тот же знак может быть одновременно по-добием и указателем. Однако функции этих знаков совершенно различны.На это можно было бы возразить, что подобия, как и индексы2, базируютсяна опыте, что образ красного лишен значения для дальтоника, как и эротиче-ская страсть для ребенка. Но на самом деле эти возражения только помогаютразличению, потому что для подобия необходим не опыт, но способность копыту, которую они имеют, и эта способность необходима не для того, что-бы подобия были проинтерпретированы, а для того, чтобы они вообще мог-ли быть представлены сознанию. Когда люди с опытом и без опыта встреча-ют какого-нибудь человека и наблюдают одни и те же его особенности, че-ловеку с опытом они указывают на целую историю, тогда как неопытному неговорят ничего.Рассмотрим некоторые примеры указателей. Я вижу человека с походкойвраскачку. Это возможный указатель на то, что он моряк. Я вижу кривоного-го человека в бриджах, гетрах и жакете. Возможно, это указатель на то, чтоон жокей или что-то в этом роде. Флюгер показывает направление ветра.Обычные солнечные часы показывают время суток. Геометры отмечаютбуквами отдельные части своих чертежей и затем используют нанесенныебуквы для указания на эти части. Подобным образом используют буквыюристы и пр. Таким образом, мы можем сказать: если А и В женаты и С - ихребенок, при том что D является братом А, то D - дядя С. Здесь А, В, С и Dисполняют функцию относительных местоимений, но являются более удоб-ными, потому что не требуют специальной расстановки слов. Стук в дверьявляется указателем. Все, что привлекает внимание, будет указателем. Все,что поражает нас, является указателем настолько, насколько оно обозначает1 Вторая книга Приключений Гулливера Джонатана Свифта начинается с воображаемой кар-ты Бробдингнега, которая сливается с картой Тихоокеанского побережья Северной Америки.2 Пирс написал «знаки» вместо «индексы», на ошибку указывает предшествующий кон-текст. Однако в некоторых ранних сочинениях индексы упоминаются как «знаки» (см.: [EP1:7]).Что такое знак?93связь между двумя фрагментами опыта. Таким образом, ужасающий удармолнии указывает, что случилось нечто значительное, хотя мы можем незнать точно, что именно. Но можно ожидать, что это событие будет связано скаким-то другим опытом. 6. Символы. Слово символ имеет столько значений, что прибавить ещеодно - только повредить языку. Я не думаю, что значение, которое я при-сваиваю символу, [понимая его как] конвенциональный знак, или знак, зави-сящий от привычки (приобретенной или врожденной), является новым, ско-рее это возвращение к первоначальному значению. Изначально он означалвещь, состоящую из соединенных частей; соответственно, έƒƒƒƒƒƒ(embolum) - нечто, вставленное во что-то, например засов (a bolt), ƒƒƒάƒƒƒƒƒ(parabolum) - нечто, имеющее место сверх чего-то, как дополнительная га-рантия, а ύƒόƒƒƒƒƒ (hypobolum) - нечто подброшенное, как добрачный пода-рок. Обычно говорят, что в слове символ соединение следует понимать какдогадку, однако литература не всегда подтверждает этот тезис. Но оченьчасто греки употребляли «соединение» (ƒƒƒƒάƒƒƒƒƒ) для обозначения дого-вора, или конвенции. Итак, символ (ƒύƒƒƒƒƒƒ) обнаруживается уже в древ-ности и часто используется в значении конвенции, или договора. Аристотельназывал существительное символом, т.е. конвенциональным знаком1. Нагреческом языке2 сигнальный огонь - это символ, т.е. условный сигнал; флагили знамя - символ, пароль - символ, эмблема - символ; церковное вероуче-ние называли символом, потому что оно служило в качестве эмблемы илиопознавательного знака; билеты в театр называли символами; любой билетили квитанцию, позволяющую человеку получить что-либо, называли сим-волом. Более того, любое выражение чувств тоже было символом. Таковыбыли основные значения этого слова в первоначальном языке. Читатель мо-жет судить, достаточно ли они подтверждают мое утверждение, что я не из-менил существенно значение этого слова.Любое обычное слово такое, как «давать», «птичка», «свадьба», являетсяпримером символа. Он применяется ко всему, что может реализоватьидею, соединенную со словом; но сам по себе он не идентифицирует эти ве-щи. Символ не показывает нам саму птичку, благодаря ему процессы пере-дачи или бракосочетания не предстают перед нашим взором, но символпредполагает, что мы способны вообразить эти вещи и ассоциировать с нимислово. 7. В трех группах знаков - Подобии, Индексе и Символе - можно ви-деть прогрессию 1 - 2 - 3. У подобия отсутствует динамическая связь с объ-ектом, который оно репрезентирует; просто так случилось, что качества по-добия похожи на качества его объекта, и это производит аналогичные ощу-щения в том сознании, для которого подобие имеет место. Но реально оно несвязано с объектом. А вот индекс физически связан со своим объектом, вме-сте с ним он образует органическую пару. Но интерпретирующий разум мо-1 De interpretatione, II. 16a. 12.2 Пирс предпочитал писать «In Greek», а не «in Greece», потому что изучил список альтер-нативных переводов по Greek-English Lexicon Лиддела и Скотта, когда прорабатывал статьюƒύƒƒƒƒƒƒ.Ч.С. Пирс94жет только заметить эту связь, если она уже существует. Символ же связансо своим объектом благодаря идее использующего символы разума, без ко-торого такая связь не существовала бы.Любая физическая сила действует между парой частиц, каждая из кото-рых могла бы служить индексом для другой. Вместе с тем мы обнаружим,что каждая интеллектуальная операция включает триаду символов. 8. Символ, как мы видели, не может указывать на единичную вещь, онобозначает вид вещи. И сам по себе он является видом, а не единичной ве-щью. Вы можете написать слово «звезда», но из-за этого вы не станете твор-цом слова, и если вы стираете его, то не уничтожаете само слово. Слово жи-вет в умах (minds) тех, кто его употребляет. Даже если они спят, оно сущест-вует в их памяти. Поэтому, если бы встал такой вопрос, мы могли бы согла-ситься, что универсалии (generals) - это просто слова, не признавая при этом,что они, как полагал Оккам1, суть индивидуалии.Символы растут. Они развиваются из других знаков, в частности из по-добий или из смешанных знаков с природой подобий и символов. Мы дума-ем только при помощи знаков. Эти ментальные знаки имеют смешаннуюприроду, а их символьные части называют концептами. Если человек произ-водит новый символ, то это происходит благодаря мыслям, заключающим всебе концепты. Только из символов могут образовываться новые символы.Omne symbolum de symbolo2. Символ, однажды появившийся, распространя-ется среди людей. В употреблении и в опыте его значение растет. Такие сло-ва, как сила, закон, богатство, свадьба, значат для нас нечто весьма отлич-ное от того, что они значили для наших диких предков. Символ может вме-сте со сфинксом Эмерсона3 сказать человеку:Я - взгляд твоих глаз (Of thine eye I am eyebeam). 9. Во всех рассуждениях мы употребляем смесь подобий, индексов исимволов. Мы не можем обойтись без каждого из этих видов. Весь комплексцеликом может быть также назван символом, поскольку в рассуждении пре-валирует символический, живой характер. Иногда метафора бывает полез-ной: хотя человека, можно сказать, образуют живые ткани, все же фрагмен-ты его ногтей, зубов, волос и костей, в высшей степени необходимые длянего, не включены в жизненно важные метаболические процессы, и естьжидкости в его организме, которые не являются живыми. Так вот, мы можемсравнить индексы, которые употребляем в рассуждении, с твердыми частямичеловеческого тела, а подобия - с кровью: первые приковывают наше вни-мание к реальным объектам, последние, благодаря своим быстрым измене-ниям, снабжают питательными веществами главное тело мысли.Представьте себе человека, рассуждающего следующим образом: Библияговорит, что Енох и Илья были взяты на небеса; если так, то либо Библияошибается, либо _______не совсем верно, что все люди смертны. Что такое Библия икаков исторический мир человека, к которому это рассуждение относится,1 См.: Summa totius logicae Уильяма Оккама. Ч. 1, гл. 14.2 Каждый символ происходит из символа.3 Пирс часто цитирует этот стих из четырнадцатой строфы поэмы Эмерсона «Сфинкс»(Dail, Jan. 1841).Что такое знак?95должно быть показано с помощью индексов. Рассуждающий составляет вуме диаграмму, благодаря которой он видит, что его дизъюнктивный выводдолжен быть истинным, если истинна посылка; такая диаграмма являетсяиконой, или подобием. Остальное - символы, и все вместе может рассматри-ваться как модифицированный символ. Он не мертв, но движет разум из од-ной точки в другую. Искусство рассуждения - это искусство располагать вопределенном порядке такие знаки и находить истину.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пирс Ч.С.
Всего: 1

Ссылки

 ЧТО ТАКОЕ ЗНАК? | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2009. № 3 (7).

ЧТО ТАКОЕ ЗНАК? | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2009. № 3 (7).

Полнотекстовая версия