СТРОСОНОВСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ «НЕПРОСТРАНСТВЕННОГОМИРА» КАК ПРИМЕР ИСПРАВЛЯЮЩЕЙ МЕТАФИЗИКИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2009. № 4 (8).

СТРОСОНОВСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ «НЕПРОСТРАНСТВЕННОГОМИРА» КАК ПРИМЕР ИСПРАВЛЯЮЩЕЙ МЕТАФИЗИКИ

Реконструируется один из аргументов П.Ф. Стросона в защиту предложенной имкартины нашего мышления и языка. Считая, что подлинное философское исследование «нашей концептуальной схемы» должно носить дескриптивный характер,Стросон оставляет исправляющей метафизике вспомогательную роль. Какова этароль, можно увидеть на примере мысленного эксперимента (модели Непространственного мира), к которому прибегает Стросон.

STRAWSON'S CONSTRUCTION OF NO-SPACE WORLD AS ANEXAMPLE OF REVISIONARY METAPHYSICS.pdf В своей программной работе «Индивиды» [1] оксфордский философ-аналитик Питер Ф. Стросон (1919-2006) проводит различение между двумявидами философского исследования: описывающей (descriptive) и исправ-ляющей (revisionary) метафизикой. «Метафизика часто была исправляющей иреже - описывающей. Описывающая метафизика довольствуется описаниемфактической структуры нашего мышления о мире, исправляющая метафизиказанята созданием лучшей структуры. Достижения исправляющей метафизикивсегда интересны, и не только в качестве ключевых эпизодов в истории мыс-ли. Благодаря четкости и глубине пристрастного взгляда, лучшие из них вос-хитительны сами по себе и обладают непреходящей философской полезно-стью. Однако приписать им это последнее достоинство можно лишь вследст-вие существования другого вида метафизики, которая совсем не нуждается воправдании помимо оправдания исследования вообще. Исправляющая мета-физика состоит на службе у метафизики описывающей» [1. С. 9].Самого Стросона, естественно, больше интересует дескриптивное иссле-дование. Через анализ условий идентификации объектов философ приходитк необходимости наличия единого формата референции, обеспечить унитар-ность которого способны только пространственно-временные отношенияединичностей. Все другие варианты отношений отвергаются либо за локаль-ностью характера, либо за неудовлетворением требований наглядности ипубличности. В результате выделяются два несводимых друг к другу классапартикулярий: материальные объекты и личности. Удаление базовых пар-тикулярий, по мнению Стросона, влечет разрушение системы референции к* Работа выполнена при поддержке Совета по грантам Президента РФ (грант НШ-5887.2008.6на поддержку ведущей научной школы «Томская онтологическая школа») и в рамках государствен-ного контракта на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственныхнужд в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры иннова-ционной России», мероприятие 1.1, проект «Онтология в современной философии языка».Стросоновская конструкция «непространственного мира»105чему бы то ни было, подрывает основу самоидентификации, ломает всю кон-цептуальную структуру.С различением описывающей и дескриптивной метафизики связано ещеодно важное для аналитической философии различение «нашей» и «альтер-нативных» концептуальных схем. Исходя из результатов Стросона, можносформулировать следующий критерий различия. Определяющей чертой«нашей» концептуальной схемы является предоставляемая ею возможностьидентифицировать отдельные вещи путем их лоцирования внутри единогопространственно-временного каркаса. Схему, лишенную такой черты, следу-ет считать «альтернативной». Схему, основанную на различении простран-ственно-временных положений, пусть даже по всем другим параметрам кар-динально отличную от привычного нам оперирования понятиями, следуетсчитать «нашей».Нельзя не увидеть в этом способе демаркации схем аллюзию кантовскогоассоциирования объективности опыта (знакомства с партикуляриями) и про-странственности. Конечно, в отличие от Канта, Стросон не считает про-странство формой «внешнего чувства»: материальные объекты должны бытьпространственны сами по себе, раз они «жалуют» (confer) концептуальномукаркасу собственные характеристики. В качестве приема, способствующегоокончательному убеждению читателя в правдоподобности своей онтологи-ческой картины, Стросон прибегает к исправляющей метафизике, использу-ет ͙ƒ&мысленный эксперимент, заключающийся в расстыковке свойств объек-тивности и пространственности и элиминации последнего. Он моделируетальтернативную схему, мир без пространства, такой, в котором материаль-ные тела не играли бы роль базовых партикулярий, но в то же время сохра-нялась бы возможность идентификации и реидентификации объективных(т.е. «отличаемых мыслящим от себя и от своего опыта или состояний соз-нанием и рассматриваемых как действительные или возможные объектыэтого опыта» [1. С. 61]) партикулярий. Если модель окажется интеллиги-бельной, это будет означать, что базовость материальных тел является ненеобходимым условием всякой осведомленности об объективных партику-ляриях, а лишь достопримечательностью нашей схемы понятий.Стросон предлагает сконструировать и исследовать Непространственныймир. Пусть это будет мир, воспринимаемый на слух, вселенная звуков, свя-занных друг с другом во времени, но не в пространстве. Как для такого мирарешается задача публичного опознавания возникающих и исчезающих то-нов? Ответ Стросона: никак, обитатели Непространственного мира не смог-ли бы поговорить друг с другом о звуках, так как «публичных» звуков тамобнаружить нельзя [1. С. 68]. Но без публичного нет и приватного; и в итогевыходит, что в аудиальном мире не от чего оттолкнуться в создании системымысли и знания о чем бы то ни было.Однако мы можем умерить свои притязания и вообще не воображатьлингвистического сообщества, населяющего Непространственный мир. Мыможем требовать не публичности партикулярий, а хотя бы существованияне-солипсического сознания, способного просто отличать себя от не-себя.Как в таком случае проходила бы идентификация и реидентификация звуко-Е.Н. Суханова106вых партикулярий? Как устанавливалось бы различие между нумерическими качественным тождеством?С одной стороны, отличать звуковые партикулярии (одинаковые погромкости, тембру и высоте) друг от друга позволяет «критерий паузы» [1.C. 70]. Прерывистость звука свидетельствует о том, что перед нами несколь-ко экземплификаций одной и той же звуковой универсалии (ноты); непре-рывность звучания говорит о единственности примера. Но с другой стороны,критерий _______паузы оказывается бесполезным при задаче реидентифицироватьзвуковую партикулярию. Идея реидентифицируемости отдельной вещи свя-зана с идеей непрерывности ее существования в моменты, когда она не вос-принимается (т.е. с объективностью этой вещи). Возможно ли в Непро-странственном мире различить случаи, когда одна партикулярия была услы-шана дважды и когда имела место последовательность из двух примеровзвуковой универсалии, разделенных паузой? В нашем «родном» мире с про-блемой реидентификации помогает справиться представление о пространст-венном измерении мира, превосходящем возможности отдельного воспри-ятия. Объектам есть, где «квартировать», пока их не воспринимают; звуко-вая партикулярия, когда я временно перестала ее слышать, не переставаласуществовать, а была слышима где-то в другом месте. Но в Непространст-венном мире звуков невоспринимаемым партикуляриям во всех смыслах«негде» приютиться. Это означает, что мы не можем смоделировать процессреидентификации для вселенной звуков, а следовательно, мы не можем ут-верждать возможность опыта объективного.Но Стросон не останавливается на этом результате. Он решает модифи-цировать Непространственный мир, добавив к его структуре некий аналогпространства, исполненный в чисто аудиальных терминах. Из трех пара-метров обычной характеризации звуков (тембр, высота, громкость) Стросонвыбирает высоту, поскольку она больше поддается четкой градуировке, чем,например, тембр (см. [1. С. 75]), а стало быть, больше подходит на роль уни-версального отношения, упорядочивающего все звуки. Именно высота ста-новится единственной варьирующейся характеристикой вводимого Стросо-ном мастер-саунда, звука, проходящего фоном по всему Непространствен-ному миру. Это звук всегда одинаковых громкости и тембра, слышимый по-стоянно, что отличает его от всех других звуков Непространственного мира.«Его можно сравнить с постоянным свистом разной высоты, что иногда со-провождает радиопрограммы, если мы их слушаем по неисправному прием-нику» [1. С. 76]. Смена тонов мастер-саунда соответствует переключениючастот радиовещания, только в Непространственном мире, конечно, никто неуправляет мастер-саундом, его высота меняется самопроизвольно.Теперь предположим, что мастер-саунд звучит на ноте А и оовременномы слышим мелодию гимна «Боже, царя храни!». Затем мастер-саунд резкоменяет высоту, и до нас вдруг доносится отрывок «Интернационала». Послеэтого мастер-саунд возвращается к прежней высоте А, где снова играет (про-должает играть?) «Боже, царя храни!».Сравним этот случай с другим похожим случаем. Мелодия «Боже, царяхрани!» перестает быть слышимой, когда мастер-саунд меняет свою высотус А на Б. На высоте Б мелодию сменяет «Интернационал». Затем мастер-Стросоновская конструкция «непространственного мира»107саунд вновь меняет тон, но звучит уже на ноте В, причем на этот раз онопять сопровождает «Боже, царя храни!».Стросон посчитал бы, что в первом случае у нас достаточно основанийдумать, что мы слышали дважды одну и ту же партикулярию, одну и ту жеэкземплификацию «Боже, царя храни!». Наше восприятие было прерваноскачком высоты мастер-саунда и вторжением другой мелодии, но «Боже,царя храни!» не переставала существовать, она все это время «находилась»на высоте мастер-саунда А. Во втором примере мы имеем дело с двумя эк-земплификациями «Боже, царя храни!», одна из которых «размещена» навысоте мастер-саунда А, а другая - на высоте В.Таким образом, мы имеем тройную аналогию идентификаций (тройную, по-скольку если бы Стросон не снабдил нас сравнением мастер-саунда своего Не-пространственного мира с треском нашего вполне пространственного радио-приемника, нам вряд ли удалось бы понять, что он вообще пытается сказать).Случается, что два оркестра одновременно исполняют одну и ту же пье-су. Установить факт нетождественности этих звуковых партикулярий можночерез указание на отличие пространственных координат двух залов, где да-ются эти концерты. Так мы идентифицируем звуки с помощью нашей кон-цептуальной схемы.Случается, что две радиостанции одновременно передают одну и ту жемелодию. Установить данный факт нам позволяет поворот ручки настройкиприемника. В данном примере обыкновенно пространственный адрес заме-нен указанием на разницу частот вещания.Наконец, в третьей аналогии «не-солипсическое сознание» и звуковыепартикулярии перемещаются по «просторам» Непространственного мира,равным диапазону непрерывно звучащего мастер-саунда, который и позво-ляет их идентифицировать.Изобретение Стросоном Непространственного мира вызвало определен-ную критику. Наиболее часто встречающееся возражение ставит под вопроспринимаемое Стросоном положение о «непространственности» нашей осве-домленности о звуках [2. С. 33; 3. C. 169; 4. С. 362]. Многие готовы допус-тить, что слух является непространственным чувством, но выдвигают пре-тензии касательно корректности аналогии. Подходит ли мастер-саунд нароль квази-пространства? М. Глуберман [4] уверен в отрицательном ответе.Он исходит из кантианской манеры вопрошания, перенимаемой Стросоном,и на основании кантовского понимания пространства выдвигает целый рядотношений и свойств, в которых модель должна быть подобна этому ориги-налу. Выясняется, что мастер-саунд не является аналогом пространства нипо одному из выдвинутых параметров. Мы добавим к замечаниямМ. Глубермана собственные наблюдения.Вспомним рассуждения Стросона о своеобразной взаимозависимости тели занимаемых ими мест: «реидентификация мест не является чем-то со-вершенно отличным, не зависящим от реидентификации вещей. Скорееможно говорить о сложном и замысловатом взаимодействии между ними,поскольку, с одной стороны, местоположения определяются лишь через от-ношения вещей, а с другой стороны, одним из требований тождественностиматериальной вещи является то, что ее существование, непрерывно длясь воЕ.Н. Суханова108времени, должно также непрерывно длиться в пространстве» [1. С. 36-37].Существует ли подобное «сложное и замысловатое взаимодействие» междутонами мастер-саунда и партикулярными звуками? Думается, в данном слу-чае зависимость носит однонаправленный характер, мастер-саунд существу-ет сам по себе, не конституируется размещенными в нем звуковыми парти-куляриями. Из-за этой особенности, «неестественного» происхождения мас-тер-саунда, вся конструкция кажется надуманной.Если был найден аналог пространства (мастер-саунд), можем ли мы обо-гатить стросоновскую модель, отыскать в ней аналоги базовых партикуля-рий_______? В свете попытки Стросона отказаться от предпочитаемой ранее комму-никативной модели «говорящий - адресат» и вместо этого говорить об оди-ноком и невнятном «не-солипсическом сознании» особенно интересно былобы узнать, откуда у этого сознания могло возникнуть представление о Себе(необходимое для объективности опыта). Поскольку, по Стросону, понятие осубъективном является вторичным по отношению к более фундаментально-му понятию Личности как носителя одновременно материальных и менталь-ных характеристик, то в Непространственном мире - коли там обнаружива-ется опыт объективных партикулярий - должны быть и партикулярии, по-добные Личностям. Населяют ли этот мир квази-личности? Если нет, модельНепространственного мира самопротиворечива: мы рассматриваем возмож-ность объективного опыта в нем, исключая основное условие возможноститакого опыта.Как бы то ни было, если стросоновская конструкция неудачна, то ееможно рассматривать как аргумент в пользу уникальной интеллигибельно-сти нашей концептуальной схемы. А если конструкция имеет смысл, то еепосредством достигаются важные результаты. Проясняются минимальныетребования к схеме, способной обслуживать опыт. Благодаря конструкцииНепространственного мира мы получаем возможность посмотреть со сторо-ны на собственное понятие пространства и увидеть его избыточность с точкизрения обеспечения реидентификации. Для построения каркаса реидентифи-кации, безусловно, необходимо отношение, упорядочивающее все партику-лярии. Но этому отношению необязательно быть столь разноплановым, какпространство. Отношение может быть и одномерным, фиксировать простонекий эквивалент расстояния, удаленности, а не все те нюансы пространст-венного взаимодействия объектов, которые позволяет отмечать привычныйконцепт пространства.На примере конструкции Непространственного мира мы видим вариантвозможного применения ревизирующей метафизики, которая, как говоритСтросон, состоит на службе у метафизики дескриптивной, помогая достиже-нию философской цели «концептуального самопонимания».

Ключевые слова

П.Ф. Стросон, исправляющая метафизика, «наша» концептуальная схема, пространственно-временной каркас референции, тождественность партикулярий, Непространственный мир, звуковые партикулярии, P.F. Strawson, revisionary metaphysics, «our» conceptual scheme, spatio-temporal framework of reference, particular identity, No-Space world, sound-particulars

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Суханова Е.Н.
Всего: 1

Ссылки

Strawson P.F. Individuals. An Essay in Descriptive Metaphysics. London: Methuen & CO LTD, 1961. 255 p.
2. O'Neill O. Space and Objects // The Journal of Philosophy. 1976. Vol. 73, № 2. P. 29-45.
Van Cleve J. Touch, Sound, and the Things without the Mind // Metaphilosophy. 2006. Vol. 37, № 2. P. 162-182.
Glouberman M. Space and Analogy // Mind. 1975. Vol. 84, № 335. P. 355-373.
 СТРОСОНОВСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ «НЕПРОСТРАНСТВЕННОГОМИРА» КАК ПРИМЕР ИСПРАВЛЯЮЩЕЙ МЕТАФИЗИКИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2009. № 4 (8).

СТРОСОНОВСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ «НЕПРОСТРАНСТВЕННОГОМИРА» КАК ПРИМЕР ИСПРАВЛЯЮЩЕЙ МЕТАФИЗИКИ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2009. № 4 (8).

Полнотекстовая версия