Концепция жизненного пути в геронтологических исследованиях | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Концепция жизненного пути в геронтологических исследованиях

Представлены актуальные тенденции развития геронтологии в России, современные проблемы геронтологии в контексте концепции жизненного пути. Выявлены нормативные для пожилых людей события, их эмоциональная оценка

THE CONCEPT OF THE COURSE OF LIFE IN GERONTOLOGY RESEARCHES..pdf Распад советской государственной системы, экономические реформы почти в одночасье превратили людей пожилого и старческого возраста в нищих, маргинальных членов общества в России [7. C. 24]. В 1990-х гг. Рос-сийская Федерация столкнулась с экономическими и социальными пробле-мами своих старых граждан, которые были актуальными для экономически развитых стран почти 40 лет тому назад. Общеизвестные демографические и социальные изменения, произошедшие в большинстве стран мира в первой половине XX столетия, явились непосредственными причинами стремитель-ного развития геронтологии - науки о старении и старости. Особенную акту-альность геронтологические исследования приобретают в связи со сложив-шейся в мировой экономике кризисной ситуацией, осложнившей и без того кризисное положение пожилых людей [1. C. 56]. Одним из наиболее пер-спективных направлений развития данного научного направления в России является системное осмысление старения как комплексного социально-психологического процесса. Системный характер явления обусловливает междисциплинарный статус геронтологии как науки [5. C. 66].Современная геронтология представляет собой продукт взаимодействия самых различных дисциплин: психологии, неврологии, социологии. В рам-ках этого междисциплинарного взаимодействия чрезвычайно важным пред-ставляется направление исследований жизненного пути, связанных с изме-рением социального возраста и анализом возрастных норм и ожиданий жиз-ненных событий, начало которому было положено работами Б. Ньюгартен [1. С. 12]. Как предполагает Б. Ньюгартен, существуют определенные собы-тия, имеющие нормативный характер для конкретных возрастных групп. То есть с каждым человеком определенного возраста они обязательно должны произойти. В результате социальных изменений в нормативных расписаниях жизни происходят значительные изменения, которые необходимо отслежи-вать для осуществления эффективной социальной политики в отношении конкретных социально-демографических групп.Данную концепцию развивает в своих работах и Ж. Нюттен. Согласно теории Ж. Нюттена время воспринимается личностью как четкая последова-тельность событий, субъективно относимых личностью к прошлому, на-стоящему и будущему [6. C. 137]. В эту структуру события включены не са-ми по себе, а в форме сценариев, получаемых личностью в процессе социа-лизации. Следовательно, на поведение человека могут оказывать влияние не только события, реально имевшие место, но и те, которые с точки зрения общества должны в жизни человека рано или поздно произойти, - норма-тивные события. Такие события, относимые личностью к определенному отрезку времени - прошлому, настоящему или будущему, Нюттен называет темпоральными (временными) знаками [6. C. 140].Все эти сценарии, подспудно присутствующие в сознании человека, мо-гут быть актуализированы в определенной ситуации. Например, в кризисной ситуации может реализовываться сценарий отторжения любой официальной информации. Тогда социальный субъект выражает явное недоверие к власти, встает в оппозицию к ней. Те события, которые раньше были нормативными для определенной группы, перестают быть таковыми, поскольку больше не действует тот сценарий, которому они соответствуют [6. C. 147].В этом контексте большой интерес представляет выявление событий, ко-торые являются нормативными для возрастной группы пожилых людей, при помощи событийного анализа. Большие возможности для событийного ана-лиза предоставляет методика «каузометрия» Е.И. Головахи и А.А. Кроника [4. C. 78]. Это вариант глубинного интервью, разработанный в рамках тео-рии системной организации субъективного времени. Методика предназначе-на для изучения особенностей структуры временной перспективы респон-дента и выявления лиц с временной фрустрацией. В ходе исследования рес-понденту предлагается составить список из 15 событий прошлого, настояще-го и будущего, которые он считает для себя наиболее значимыми. Также респондент должен по специальным шкалам определить свое субъективное отношение к событию и его удаленность от настоящего времени. Затем рес-понденту предлагается определить, есть ли взаимосвязь между названными им событиями по принципу «цель - средство» и «причина - последствие» (далее «межсобытийная связь»). В исследовании использовался вариант ме-тодики, валидизированный в 2001 г. на базе кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ.В исследовании приняли участие две группы респондентов: 150 человек от 50 до 65 лет - основная группа и 150 человек от 30 до 50 лет - контроль-ная, жители г. Томска, 30% мужчин, 70% женщин со средним, средним спе-циальным и высшим образованием. Выборка лиц среднего возраста была сформирована для подтверждения закономерностей, выявленных в выборке пожилых людей.В результате были получены данные о тех событиях, которые представ-ляются нормативными для людей пожилых и среднего возраста. В связи с тем, что индивидуальные структуры жизненного пути обладают значитель-ной вариативностью, для графического представления данных однотипные события были объединены в группы.Для женщин среднего возраста, как мы можем видеть по графику (рис. 1), наибольшее значение приобретает самореализация их детей, тогда как значимость рождения ребенка снижается. Если говорить о фоновых па-раметрах, то первым примером демаркации оценок, исходя из полученных данных, может служить такое событие, как рождение ребенка. В частности, наиболее эмоционально значимым оно является в восприятии молодых (19-Концепция жизненного пути в геронтологических исследованиях30 лет) женщин. Само по себе это не требует объяснений, но здесь важно отметить, что мужчины это событие само по себе особо значимым не считают: они акцентируют субъективную значимость успеха детей. И дело даже не в том, что у молодых мужчин ниже репродуктивные установки, а в том, что ребенок позиционируется мужчиной как одно из средств самореализации. Возможно, речь идет о действии особого механизма - субъективной проекции собственных нереализованных планов на потенциальные успехи ребенка [2. С. 181]. Понятно, что отмеченное различие означает (и определяет) различия в структуре «внутреннего времени».100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 02~26-П нТ1гМужчины Женщины1- Рождение ребенка2- Успех детей3- Изменение статуса4- Новый круг общения5- Получение образования1Рис. 1. Эмоциональная оценка событий мужчинами и женщинами в возрасте от 30 до 50 летВозможно, это связано с тем, что у многих женщин к этому возрасту уже есть один ребенок, а рождение второго ребенка ими не планируется в силу социально-экономического положения, проблем семьи, репродуктивных ус-тановок. Такое положение может значительно осложнить реализацию проек-тов, направленных на повышение рождаемости в рамках данной группы. Значительно снижается по отношению к мужчинам и ценность образования для данной возрастной группы женщин. Для мужчин, судя по графику, по-лучение образования связано в первую очередь с изменением круга общения и новыми возможностями. Большое значение успех ребенка имеет и для мужчин. Можно предположить, что для мужчин среднего возраста успех их детей является одним из показателей личной успешности. Вместе с тем из-менение статуса не признается мужчинами данной возрастной группы в ка-честве значимого события.Далее, для женщин принципиальное значение имеют события, связанные с изменением статуса и круга общения, такие как новое место учебы, первая работа, беременность, причем в некоторых самоотчетах события, фикси-рующие изменение круга общения (например, переезд), и события, предпо-лагающие изменение статуса, тесно связаны.Получение образования для мужчин имеет более высокое значение, при этом сравнимое с ценностью успеха детей. Однако здесь важнее учитывать разницу в конструировании и конституировании образования респондента-С.Е. Шляпников 32ми, а именно: если мужчины, как показало исследование, расценивают обра-зование более как средство, то женщины относятся к нему как к цели, дос-тижение которой само по себе обеспечивает им общественное признание. Кстати, женщины, у которых получение образования относится к наиболее важным ценностям, отмечают, что их стремление к образованию нередко вызывает отторжение у социального окружения, что говорит также о влия-нии гендерных стереотипов на принятие решения о получении второго выс-шего образования.Существенно отличаются от первой ответы второй возрастной категории (рис. 2).^ 4 - № -Ь100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0Мужчиныa" |в4ТЖенщины1- Рождение ребенка2- Успех детей3- Изменение статуса4- Новый круг общения5- Получение образования1Рис. 2. Эмоциональная оценка событий мужчинами и женщинами в возрасте от 50 до 65 летКак и для других групп, успех детей здесь остается устойчивой «стерж-невой» ценностью именно для мужчин. Важным событием для них является и получение образования (по их словам, образование может предоставить им новые возможности в профессионально-трудовой сфере). Однако женщины придают образованию несколько большее значение, чем мужчины, а глав-ное, получение образования в значительно меньшей степени связано для мужчин этого возрастного этапа с изменением статуса. Опрос показал, что изменение статуса они ассоциируют с получением награды, повышением и иными изменениями на работе. Для женщины же изменение статуса связано с изменением ее круга общения, особенно при переходе на новую работу. Однако успех детей более важным является для отца, что подтверждает ра-нее сделанное нами предположение о ценности для мужчин «продолжения рода». Таким же важным событием мужчины признают и получение обра-зования. Следует отметить, что получение образования не связано для муж-чин пожилого возраста с изменением статуса. Они считают, что изменение статуса связано с получением награды, повышением и иными изменениями на работе. Для пожилых женщин изменение статуса связано с изменением круга общения, например при переходе на новую работу, переезде. Также мы можем видеть, что в пожилом возрасте гораздо большее изменение ста-туса отмечают женщины, а не мужчины. Респонденты предполагают, чтоКонцепция жизненного пути в геронтологических исследованиях33пожилые мужчины могут продолжать реализовываться за счет продолжения трудовой активности, а пожилой женщине найти работу значительно труд-нее. Можно предположить, что общение также является одной из основных сфер самореализации для женщины, и сужение круга общения приводит к самым различным психологическим проблемам в данной группе. Поэтому такое большое значение в деятельности социальных служб придается орга-низации общения пожилых людей.Не менее интересно распределение значимых событий по сферам жизни респондентов различного возраста. Большую часть происходящих с ними событий молодые женщины связывают с семьей, работа имеет для них наи-меньшее значение. Женщины отмечают прямую связь между такими собы-тиями, как замужество и рождение ребенка. Вообще, большинство событий женщины связывают с семьей, что дает основание рассматривать семейную самореализацию женщины как основу стабильности ее временной перспек-тивы. Если какое-то событие происходит в семье, оно начинает влиять на все остальные сферы жизни женщины. У мужчин большинство семейных собы-тий связывается с трудовой деятельностью.Таким образом, для женщин характерна резкая поэтапная смена стерж-невых ценностей: от рождения ребенка к успеху детей и, наконец, к измене-нию статуса. То есть субъективное время женщин характеризуется выра-женными ценностными осцилляциями, тогда как темпоральность мужчин более «монохромна» и такие перепады не характерны. Это означает устой-чивость темпорального сегмента структур сознания современных россиян, несмотря на кризисные явления, интенсивность конкурентной среды в сфере образования и труда и даже на резкое повышение социальной активности женщин. А это, в свою очередь, влияет на характер и мотивацию образова-тельных практик.60 50 40 30 20 10 0ЖенщиныМужчины1- Семья2- Общественная жизнь3- Трудовая деятель-ность1Рис. 3. Распределение значимых событий по сферам у мужчин и женщин в возрасте от 18 до 30 летУ женщин среднего возраста наблюдается высокая значимость самореа-лизации в рамках семьи, тогда как значимость событий, относимых к обще-ственной жизни и трудовой сфере, остается на низком уровне. В то же время увеличивается значимость событий, относимых к общественной жизни и трудовой сфере для мужчин среднего возраста. Таким образом, для молодыхСЕ. Шляпников60 50 40женщин одной из доминирующих сфер самореализации является семья, а для молодых мужчин - трудовая деятельность (рис 3).350'"11- Семья2- Общественная жизнь3- Трудовая деятельность30'. 20'"012^223МужчиныЖенщиныРис. 4. Распределение значимых событий по сферам у мужчин и женщин в возрасте от 50 до 65 летУ пожилых мужчин по сравнению с молодыми сохраняется тот же уро-вень активности во всех сферах. Как специфическую черту для пожилых мужчин можно выделить также стремление сохранять высокий уровень тру-довой активности. Поскольку, по данным нашего исследования, работа для мужчин всех возрастных групп является одной из основных сфер самореали-зации, выход на пенсию мужчины воспринимают более тяжело, чем женщи-ны, и начинают искать другие возможности для осуществления трудовой деятельности. Вместе с тем можно наблюдать и увеличение значимости со-бытий, связываемых респондентами со сферой семьи (рис. 4).Также нами был выделен ряд событий, которые респонденты восприни-мают как наиболее отрицательно повлиявшие на их жизнь (рис. 5). Получен-ный список стрессогенных событий близок к списку стрессовых событий, составленному У. Холме и С. Рейхом. Отличие сформированного списка со-бытий от того, что выделен У. Холме и С. Рейхом, в том, что в нем отсутст-вуют события, которые вызывают положительный стресс, т. е. положитель-ные ощущения высокой степени интенсивности. Все события, которые вы-делены респондентами как наиболее травмирующие, имеют негативную ок-раску. События, которые, с точки зрения У. Холме и С. Рейха, должны вы-звать положительный стресс у респондентов, в отчетах респондентов имеют негативную оценку и низкий уровень эмоциональной значимости.50 40 30 20 10 01аi"ШРШ.ИХНЖенщиныМужчины1- Переезд2- Развод3- Смерть близкого4- Кража5- День рождения6- Аборт7- Расставание с близким человеком8- Автоавария9- Война10- Социальный конфликтРис. 5. События, оцениваемые респондентами как негативныеКонцепция жизненного пути в геронтологических исследованияхЧеткую возрастную градацию стрессогенности тех или иных событий нам провести не удалось, поскольку все выделенные нами возрастные груп-пы называли в качестве таких одни и те же события. Женщина, исходя из комментариев респондентов, воспринимает эти стрессовые события опосре-дованно, через призму изменений, которые происходят с ее семьей в резуль-тате социальных катаклизмов. Поэтому мужчина, который ориентирован во внешнюю среду, более остро воспринимает изменения в общественной жиз-ни, оказывающие на структуру его субъективного времени непосредственное влияние.Следует отметить, что развод гораздо больше дестабилизирует жизнь женщины, чем жизнь мужчины. Для женщины это крах, «разрушение жизни», как отмечают респонденты, а для мужчины эта сфера не является доминант-ной, поэтому мы можем наблюдать такой результат. Неожиданным является появление в списке негативных событий дня рождения. Однако это событие является проблемным для людей с ограниченым кругом общения и недоста-точно реализованных в семейной сфере. Для них праздник является поводом почувствовать особенно остро свое одиночество и нереализованность.Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:1..Для пожилых людей первостепенное значение приобретает уже не их самореализация, а успех детей, который они воспринимают как свою лич-ную заслугу. Пожилой человек считает своих детей продолжателями своего жизненного пути, «своего дела», и поэтому их успех - это и его успех.2.Если для женщин ведущими сферами самореализации являются семья и общение, то для мужчин это в первую очередь трудовая деятельность, и невозможность работать они переживают гораздо тяжелее. Это связано с тем, что у женщин основная масса событий жизненного пути связана с семь-ей, а у мужчин - с работой. Дестабилизация в этих сферах приводит к нару-шению всей структуры жизненного пути.3.Существуют «универсальные» события, которые приводят к дестаби-лизации структуры жизненного пути у большинства респондентов различно-го возраста. Это приводит нас к выводу о существовании универсальных структур жизненного пути, включенных в структуру социального сознания.Необходимость изучения отношения к времени, личному и чужому опы-ту сегодня во многом обусловлена и темпами развития современной циви-лизации [2. С. 13]. Если в условиях первобытнообщинного строя власть ста-рейшин основывалась на их опыте, то сегодня мы можем наблюдать полное обесценивание опыта пожилых людей. Постоянное появление новой техни-ки, изменение форм социальной жизни обесценивают и опыт молодых лю-дей, не давая им устойчивой опоры, стимулируя к новаторству. Но если мо-лодежь не применяет опыт как основу своей деятельности, то для пожилых людей он имеет основное значение, и поэтому они ощущают полную деста-билизацию своей жизни.В связи с этим, как отмечают В.Н. Ярская и О.Н. Ежов, большинство приверженцев социальной геронтологии сегодня ориентируются на концеп-цию непрерывности жизненного пути [8. С. 60]. С точки зрения привержен-цев данной концепции, индивидуальный опыт каждого этапа жизни подго-тавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе. Переходя от ступени к ступени, человек стре-мится сохранить прежние предпочтения и привычки, усвоенные роли и функции. Старость поэтому должна интерпретироваться как борьба за со-хранение прежнего стиля жизни вопреки неизбежным ролевым изменениям (смерть супруга, уход детей). Данная концепция предполагает, что продук-тивное старение возможно лишь путем разносторонней адаптации к новым условиям и сохранения прежнего положения сразу в нескольких сторонах жизнедеятельности - семье, работе, общественной жизни.Сегодня увеличение средней продолжительности жизни, рост численно-сти пожилого населения стимулируют изучение и понимание природы ста-рения. Мы можем видеть, что применение парадигмы жизненного пути в геронтологических исследованиях открывает нам целый ряд психологиче-ских и социальных проблем пожилых людей, которые ускользают от взгляда исследователей, пренебрегающих данной парадигмой. Изучение структуры жизненного пути позволяет понять, на какие сферы жизни пожилых людей должно быть в первую очередь направлено внимание исследователей и со-циальных технологов, как пожилые люди воспринимают изменения в соци-альной среде, оказывающие непосредственное влияние на их жизнь.

Ключевые слова

геронтология, концепция жизненного пути, темпоральные знаки, нормативные события, gerontology, the concept of a course of life, temporal signs, standard events

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шляпников Сергей ЕвгеньевичТомский государственный университетсоискатель кафедры социологии философского факультетаspecnaz-s@bk.ru
Всего: 1

Ссылки

Герасимова Г.М. Пожилые люди современной России: проблемная ситуация. СПб., 1995. 456 с.
Гидденс Э. Социология. М.: УРСС, 1999. 704 с.
Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Прогресс, 2007. 186 с.
Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 236 с.
Кучеренко С.Н., Кучеренко Н.Б., Бобрус О.Н., Воронкова Ю.В. Уверенность как базовая характеристика пожилых томичей // Материалы 2-й Всерос. конф. «Социальная работа, реклама и связи с общественностью в новом коммуникативном пространстве». Томск, 2005. С. 60-69.
Нюттен Ж. Мотивация действия и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.
Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. М.: Социально-технологический институт, 1999. 197 с.
Яковлев В.П. Социальное время. Ростов: Изд-во Рост. ун-та, 1980. 160 с.
Bronfenbrenner U. The context of development and the development of context // Development Psychology. London, 1997. P. 147-184.
 Концепция жизненного пути в геронтологических исследованиях | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Концепция жизненного пути в геронтологических исследованиях | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия