Качество высшего профессионального образования: опыт комплекс-ного социологического анализа (на примере вузов Новосибирска) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Качество высшего профессионального образования: опыт комплекс-ного социологического анализа (на примере вузов Новосибирска)

Обсуждаются критерии оценки качества высшего профессионального образования, приводятся результаты применения социологических методик их выявления в ряде вузов Новосибирска. Проводится сравнительный анализ «треугольника оценок» (студенты, преподаватели, работодатели). Показано, что и для непосредственных участников образовательного процесса, и для агентов рынка труда характерны схожие представления о направлениях, объеме и средствах формирования суммы профессиональных компетенций молодого специалиста

QUALITY OF THE HIGH PROFESSIONAL EDUCATION: EXPERIENCE OF THE COMPLEX SOCIOLOGICAL ANALYSIS (BY THE EXAMPLE OF HIGH SCHO.pdf Рабочая сила в России по международным меркам достаточно высоко квалифицирована. В среднем российский гражданин в возрасте не моложе 25 лет посвящает образованию десять с половиной лет своей жизни - это один из самых высоких показателей в мире, превышающий аналогичные по-казатели не только Бразилии, Индии или Китая, но даже Германии, Японии и Великобритании. Россия также занимает одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием: более 50%. Наша страна к середине 2000-х гг. превзошла США по такому показателю, как число студентов на 10 000 населения: в РФ - 245 человек, в США - 234. В Америке около 65% выпускников школ поступают в вузы, в России - более 76%. Фактически Россия перешла к всеобщему высшему образованию, главной задачей кото-рого является уже не профессионализация, а социализация молодежи, что предполагает трансформацию представлений о социальной миссии, предна-значении и оценке работы системы высшего образования. Фактически в рос-сийских вузах сформировались две подсистемы: одна - массового высшего образования, другая - профессионального высшего образования.Задача выработки критериев и последующая процедура (независимой!) оценки качества высшего профессионального образования становится в на-стоящее время одной из наиболее актуальных в российском образовательном пространстве. Вопросы качества образования привлекают повышенное вни-мание как специалистов в области управления образованием, так и препода-вателей. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» ставится задача повышения качества образования и предполагается, что го-сударственная политика в области образования должна гарантировать необ-ходимые условия для полноценного качественного образования, учитывать интересы и способности личности, обеспечивать достижение конкуренто-способного уровня для всех ступеней образования. Подчеркивается, что ин-новации в образовании будут оправданны, если они не разрушат качествообразования. «Концепция модернизации российского образования» обозна-чает основные цели модернизации - доступность, эффективность и качество. Отмечается, что повышение качества образования необходимо для подго-товки «квалифицированного работника соответствующего уровня и профи-ля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных отраслях деятельности, способного к эф-фективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готово-го к постоянному профессиональному росту». Министерством образования и науки РФ была создана специальная структура, ответственная за качество, и выделены зоны риска: негосударственный сектор, филиалы вузов, экономи-ческий и юридический профили высшего образования, где риск утраты каче-ства наиболее актуален.В современных условиях недостаточно уповать лишь на государствен-ные и вузовские системы контроля качества образования. Необходимы об-щественные институты с независимой оценкой положения дел каждого от-дельного вуза и системы высшего образования в целом, способные диагно-стировать и публиковать понятные и обоснованные рейтинговые показатели вузов для общественности, в том числе для учащихся, родителей, работода-телей, управленческих структур.Об актуальности проблемы повышения качества образования свидетель-ствует тот факт, что вопросы качества образования находят свое отражение в документах Министерства образования и науки, постоянно обсуждаются на научных конференциях и в СМИ. Но, как справедливо отмечают эксперты, о качестве образования все говорят, но никто точно не знает, что это такое и как его однозначно и четко определить и измерить.В мировой общественной практике действуют разнообразные формы от-слеживания качества в сфере образования. Ведущую роль выполняют аккре-дитационные и рейтинговые процедуры. Рейтинг университетов Велико-британии, который публикует газета «Гардиан», формируется на основе следующих показателей: отношение количества студентов к персоналу уни-верситета; объем проводимых научных исследований; количество докторов наук; затраты на библиотеку; обеспеченность общежитием; доля окончив-ших по отношению к поступившим; количество принимаемых на первый курс; занятость выпускников; доля зарубежных студентов; оценка препода-вателей студентами. Оценка качества образования в немецких университе-тах формируется на базе следующих показателей: приближенность к прак-тике; независимая оценка уровней обучения; степень развития коммуника-ций; теоретический уровень; сотрудничество в исследованиях; оценка дос-тижений вуза; деятельность студентов; уровень административного управ-ления. Группы показателей «Делового рейтинга вузов», предложенных рос-сийской ассоциацией малого и среднего бизнеса «Деловая Россия», вклю-чают динамику положения и продвижения выпускников на рынке труда; уровень оплаты труда молодых специалистов; уровень их востребованности у работодателей; оценку результатов их подготовки; уровень заинтересован-ности и практическую деятельность вуза по обеспечению качества подготов-ки студентов.Качество высшего профессионального образованияПредметом нашего исследования являлась оценка качества высшего профессионального образования по ряду отобранных отраслей. Помимо их специфики, имелись и другие содержательные и методические особенности. Прежде всего в расчет бралась совокупность оценок, полученных от разных акторов на «рынке образовательных услуг». Оценки давали «объекты образовательного процесса» - студенты-старшекурсники; производители услуги - преподаватели выпускающих кафедр вузов; непосредственные потребители - руководители структурных подразделений и кадровых подразделений предприятий и фирм, принимающих на работу выпускников соответствующих кафедр. Своеобразный «треугольник оценок» позволил сопоставить независимые позиции.В ходе полевого исследования были опрошены студенты и преподаватели четырех вузов Новосибирска: Новосибирского государственного университета (НГУ), Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ)*. В настоящем тексте приводятся результаты сравнительного анализа качества образования на примере двух специальностей: 1) информационные технологии и телекоммуникации (далее - IT); 2) машиностроение. Выбор именно этих специальностей для анализа был обусловлен их ролью в развитии высоких технологий в Новосибирске. Кроме того, специальность «информационные технологии и телекоммуникации» можно условно обозначить как «новую» приоритетную, а специальность «машиностроение» - как «традиционную» приоритетную для экономики Новосибирска.I. Студенты. По специальности «IT» опрашивались студенты трех вузов: НГУ, НГТУ и СибГУТИ, по специальности «машиностроение» - студенты НГТУ. Сравнительный анализ ответов респондентов из числа студентов старших курсов на вопросы Анкеты старшекурсника вуза дал следующие результаты:1..На вопрос о том, как следовало бы изменить содержание преподаваемых курсов, большинство (более 60%) студентов, обучающихся по специальности «IT», ответили, что общеобразовательный блок подготовки следовало бы оставить без изменений; около 20% настаивают на том, что этот блок следовало бы уменьшить. Напротив, более половины студентов-машиностроителей (53%) пришли к выводу, что общеобразовательные курсы следовало бы уменьшить, и лишь около 12% уверены в необходимости их увеличения.2.Уверенность в необходимости существенной трансформации учебного плана, в первую очередь для студентов-машиностроителей, подтверждает анализ их ответов на вопрос об изменении удельного веса специальных курсов: более 82% уверены, что он должен быть увеличен; очевидно, что такой* Исследование проводилось совместно с Независимым рейтинговым агентством «Рей-тОР» и департаментом науки, инноваций, информатизации и связи администрации Новосибирской области. Методика исследования разработана автором статьи совместно с Ю.М. Плюсни-ным и агентством «РейтОР».шаг возможен лишь при условии одновременного уменьшения объема обще-образовательной подготовки. Желание такого рода характерно и для студен-тов по специальности «информационные технологии», но в меньшей степени (лишь около 60% также уверены в необходимости увеличения удельного веса дисциплин профессиональной специализации в учебных планах). По-добные результаты позволяют утверждать, что узкоспециализированная под-готовка оценивается большинством старшекурсников выше по сравнению с общеобразовательными курсами.3. Студентов просили ответить на вопрос о том, насколько те или иные компоненты учебного процесса соответствуют современным требованиям. Полученные результаты свидетельствуют: наиболее высоко студенты обеих специальностей оценивают профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава: 4 балла из 5 для специальности «IT» и 4,6 балла для специальности «машиностроение». Что касается остальных оценок, то баллы, поставленные студентами-машиностроителями, существенно выше тех, которые выставили студенты-информатики:- содержание лекций: 4 и 3,4 соответственно;- содержание семинаров, практических занятий: 3,76 и 3,3;- наличие литературы по специальности: 3,35 и 3;- материально-техническая база: 3,47 и 2,9.Средний балл для специальности «IT» составил 3,3, тогда как для специ-альности «машиностроение» - 3,76. Вероятнее всего, выявленная, пусть и небольшая, разница свидетельствует о наличии определенной инерции как в построении учебного плана и организации учебного процесса, так и в фор-мировании требований обучающихся по отношению к образовательной сфе-ре в случае с традиционными отраслями профессиональной подготовки. Что же касается новых направлений подготовки, то здесь уровень запросов сту-дентов к компонентам и организации учебного процесса немного выше; не-обходимо учитывать и тот факт, что сохраняется известная неопределен-ность в становлении стандартов образования в такой профессиональной сфе-ре, как информационные технологии. Запросы студентов в данной отрасли меняются более оперативно, дабы не отстать от постоянно меняющихся тре-бований потенциальных работодателей.В рамках проведенного исследования была сделана попытка выявить мнение студентов о качестве образования, которое предоставляется в том или ином вузе. При этом вопрос был сформулирован достаточно жестко: респонденты должны были выбрать только один из предложенных вариан-тов ответа (всего таких вариантов было 8), определяя, по сути, универсаль-ный критерий качества получаемой ими подготовки. В данном случае разли-чие в оценке получаемого образования студентами разных направлений так-же остается существенным. В отличие от проводимых экспертных обследо-ваний (см., например, исследование 2005 г. под руководством В.Я. Нечаева), где одним из важнейших критериев для оценки качества образования и места учреждения высшего профессионального образования на рынке образова-тельных услуг является карьера его выпускников, в нашем случае данный критерий не вошел в число главных: с тем, что именно данный критерий полнее всего характеризует качество образования в вузе, согласны лишьКачество высшего профессионального образования10,6% старшекурсников специальности «IT» и 11,7% - направления «маши-ностроение». Для будущих программистов главным критерием качества яв-ляется востребованность выпускников у работодателей (42,4%), тогда как для машиностроителей в этом качестве выступает благоприятное мнение, сложившееся о вузе в городе (около 53%). Можно предположить, что первые гораздо сильнее ориентированы на свою профессиональную востребован-ность и дальнейшую карьеру именно по полученной специальности, чем вторые, для которых получаемое образование менее значимо, чем приумно-женный за счет диплома о высшем образовании социальный капитал. При-мечателен также и тот факт, что ни один (!) из студентов-машиностроителей не отметил в качестве универсального критерия наличие конкурса при по-ступлении в вуз, тогда как среди студентов-информатиков с этим согласи-лись более 13% респондентов. Более 13% студентов специальности «IT» вы-делили в качестве критерия удельный вес профессоров и преподавателей с учеными степенями, тогда как среди студентов-машиностроителей только около 6%. Наконец, малозначащим для студентов обоих направлений ока-зался такой критерий, как «разумное сочетание теории и практики в учебном процессе».Что касается будущего трудоустройства, то выпускники всех направле-ний главными факторами его успешности считают активность самого выпу-скника и уровень его квалификации. На современном рынке труда важны прежде всего личные качества претендента на рабочее место; немаловажную роль приобретает также умение ориентироваться на этом рынке.II. Преподаватели. При изучении мнения преподавателей о качестве об-разования в высших учебных заведениях внимание было сосредоточено прежде всего на проблемах узкопрофессиональной специализации студен-тов, непосредственно касающихся их будущего трудоустройства, т. е. про-блема качества образования рассматривалась в контексте эффективности профессионального образования. В качестве методологического приема, как и в случае с анализом ответов старшекурсников, использовался метод срав-нительного анализа двух массивов: ответов преподавателей специальностей «IT» и «машиностроение».Один из вопросов в анкете преподавателя содержал набор из 9 критериев качества образования, причем выбрать предлагалось только один из предло-женных вариантов. Как и в случае со студентами, мнения респондентов, представлявших разные специальности, существенно различаются. С точки зрения преподавателей специальности «IT», наиболее универсальным крите-рием оценки качества профессионального образования следует признать «разумное сочетание теории и практики» в учебном процессе (более 36% ответов). Существенно уступает (27% ответов) данному критерию такой по-казатель, как «востребованность специалистов у работодателей». Далее идут критерии «современная материально-техническая база» кафедры и «совре-менный уровень образовательных программ (знаний)» (по 18% ответов). Лишь 9% преподавателей сферы IT сочли, что универсальным критерием качества может выступать наличие конкурса при поступлении в вуз. Нако-нец, ни один (!) респондент из числа преподавателей по этой специальности не указал в качестве критериев «благоприятные мнения выпускников», равнокак и благоприятные мнения коллег из других вузов; не играют существен-ной роли также удельный вес преподавателей с учеными степенями и коли-чество выпускников кафедры, сделавших успешную карьеру.Что же касается преподавателей кафедр, осуществляющих специализа-цию по направлению «машиностроение», то здесь на первом месте оказались критерии «благоприятные мнения выпускников» и «востребованность спе-циалистов у работодателей» (по 33% ответов). Кроме того, важную роль иг-рают критерии «наличие конкурса при поступлении» и «количество выпуск-ников, сделавших успешную карьеру» (16%).Если для преподавателей по направлению «IT» важнейшее значение имеет поиск оптимальной модели узкоспециальной подготовки выпускника (оптимальное сочетание теоретических и практических компонентов подго-товки), то для преподавателей направления «машиностроение» признанием их профессионализма служат «благоприятные мнения выпускников» и «вос-требованность последних у работодателей».При оценке возможных мер по повышению качества образования около 17% преподавателей специальности «машиностроение» указали на «прове-дение регулярной внутренней самооценки деятельности кафедры», тогда как среди преподавателей специальности «IT» таких не было вообще. Напротив, самой эффективной мерой (25% ответов), с точки зрения преподавателей этой сферы, могла бы стать модернизация материально-технической базы кафедры; в сфере машиностроения этот критерий указали лишь немногим более 11% опрошенных. Если более 16% респондентов, работающих на ка-федрах специализации «машиностроение», настаивают на «увеличении фи-нансирования со стороны государства», то среди специалистов по IT с эф-фективностью такой меры согласны лишь чуть более 6% ответивших. Здесь, напротив, большего эффекта ожидают от увеличения заработной платы пре-подавателей (около 22% ответов), при этом не важно, за чей счет - государ-ства или других потребителей образовательных услуг - оно будет произве-дено. В целом для сферы машиностроения более характерным является тра-диционный расчет на помощь государства, тогда как преподаватели направ-ления «IT» в большей степени рассчитывают на рыночные механизмы и кри-терии оценки своего труда, равно как и более независимые способы повы-шения эффективности профессиональной подготовки в целом.III. Работодатели. Экспертов из числа руководителей структурных подразделений предприятий и кадровых служб просили оценить непосредст-венный результат подготовки - профессиональные качества уже работаю-щих выпускников. С точки зрения работодателей, наиболее серьезной про-блемой является отсутствие у выпускников навыков решения конкретных производственных задач. На первое место эту проблему поставили работо-датели обеих направлений. На второе место по значимости работодатели направления «IT» поставили низкую активность вузов при реализации со-вместных проектов по подготовке студентов, а кроме того, слабый учет ре-альных проблем отрасли при организации учебного процесса. Работодатели направления «машиностроение» указали также необходимость более адек-ватного учета реальных производственных проблем при организации учеб-ного процесса.Качество высшего профессионального образованияС точки зрения работодателей направления «IT», конкурентоспособный выпускник по данной специальности должен в первую очередь обладать знанием современных технологий и умением их правильно использовать; немаловажное значение имеет наличие таких качеств, как умение применять теоретические знания для практического решения задач, высокая адаптив-ность к изменчивому внешнему миру, способность генерировать новое на базе полученных знаний. Наименее востребованное качество - выгодно по-зиционировать себя на рынке труда. Что касается направления «машино-строение», то здесь портрет идеального выпускника немного иной: он вклю-чает такие качества, как способность находить общий язык с разными людь-ми и конструктивно участвовать в деловых переговорах, рабочих встречах, обладать знанием современных технологий и умением их правильно исполь-зовать, способностью применять теоретические знания для практического решения задач. Наименее востребованное качество - удачливость в делах.Большинство работодателей признавали, что приходящие к ним молодые специалисты нуждаются в тех или иных видах дополнительной подготовки для адаптации к специфическим требованиям компании. Необходимость и специфика подобного рода дополнительного образования также могут слу-жить важными показателями качества полученного выпускником образова-ния. Работодатели отрасли «IT» главной проблемой для молодых специали-стов считают недостаток практических навыков и умений (почти 24% отве-тов); этот же недостаток отмечает еще большее число работодателей направ-ления «машиностроение» - более 43%. На второе место по значимости, при-чем вновь для представителей и той и другой группы работодателей, следует поставить отсутствие опыта работы в команде: 19 и 26% ответов соответст-венно. Работодатели направления «IT» обращают внимание также на такие стороны профессиональной подготовки, как незнание традиций и специфики отрасли, недостаточное владение иностранными языками и психологическая незрелость молодых специалистов в своей отрасли. Для работодателей на-правления «машиностроение» относительную, хотя и гораздо менее выра-женную, значимость имеют недостатки в специальной теоретической подго-товке и незнание традиций и специфики отрасли.В целом работодатели направления «машиностроение» не выразили большой озабоченности относительно качества подготовки молодых специа-листов. В частности, при ранжировании причин того, почему выпускники не закрепляются на том или ином предприятии, чаще всего назывались недос-таточный размер заработной платы (32% ответов) и отсутствие перспектив в решении жилищного вопроса (24% ответов), т. е. факторы, не имеющие пря-мого отношения к проблеме качества образования. Напротив, для работода-телей направления «IT» первостепенное значение имеют такие факторы, как неготовность к ежедневному труду, к самостоятельной работе (18,2% отве-тов), неумение применять полученные знания (13,6%), слабая специальная подготовка (13,6% ответов), что имеет непосредственное отношение к со-держанию полученного молодыми специалистами образования.Рассуждая о шагах, призванных исправить ситуацию с качеством обра-зования, наиболее часто работодатели упоминают такие меры, как создание внутривузовских систем качества, внедрение системы сертификации, ориен-тация на потребителя образовательных услуг, внедрение в образовательных учреждениях систем менеджмента качества, проведение мониторинга каче-ства преподавания на основе периодических опросов студентов. Вместе с тем следует иметь в виду, что попытки нормативно описать требования к молодому специалисту - выпускнику вуза в логике самих учебных заведе-ний или министерства, равно как и апелляция к представлениям работодате-лей, реальных перспектив не имеют. Только установка на выработку гибко-сти освоения знаний и умений, на вхождение в практику реальной деятель-ности в процессе обучения, на способность к эффективной социализации в меняющихся условиях может обеспечить необходимый результат.Оценка работодателями качества полученной молодыми специалистами профессиональной подготовки находится в тесной связи с отраслевой при-надлежностью эксперта и диктуется отраслевой спецификой требований к приходящему на работу выпускнику. Существующие сегодня стандарты подготовки в значительной степени адекватны требованиям рынка труда (который, как утверждают большинство экспертов, заинтересован не в выпу-скнике с узкоспециальной подготовкой, устаревающей раньше, чем студент выйдет из стен вуза, а в специалисте, демонстрирующем способность к эф-фективному самообразованию). Но есть и существенные претензии, которые, по сути, включают в себя сумму требований работодателей к качеству обра-зования в высших учебных заведениях профессионального образования.Полученные на разных массивах данные (оценка качества образования студентами старших курсов, преподавателями выпускающих кафедр и рабо-тодателями) также в основном коррелируют друг с другом, что дает основа-ния утверждать: как у непосредственных участников образовательного про-цесса, так и у потребителей сложились в целом схожие представления о том, в каком направлении, в каком объеме и какими средствами должна форми-роваться сумма профессиональных компетенций молодого специалиста. Проведенное исследование также показало проблемные места существую-щей системы и отчасти способы ее оптимизации.

Ключевые слова

высшее образование, качество, критерии, социологические методики, high education, quality, criteria, sociological techniques

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Аблажей Анатолий МихайловичИнститут философии и права СО РАН;Новосибирский государственный университеткандидат философских наук, заведующий сектором социологии науки и образования;доцент философского факультетаablazhey@philosophy.nsc.ru
Всего: 1

Ссылки

 Качество высшего профессионального образования: опыт комплекс-ного социологического анализа (на примере вузов Новосибирска) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Качество высшего профессионального образования: опыт комплекс-ного социологического анализа (на примере вузов Новосибирска) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия