Подготовка специалистов по социальной работе в вузах современнойРоссии: проблемы и новые возможности | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Подготовка специалистов по социальной работе в вузах современнойРоссии: проблемы и новые возможности

Анализируются опыт подготовки специалистов по социальной работе в вузах современной России. Рассматриваются возможности и перспективы совершенствования и развития данного образовательного направления.

PREPARATION OF EXPERTS IN SOCIAL WORK IN HIGH SCHOOLS OF MODERN RUSSIA: PROBLEMS AND NEW POSSIBILITIES.pdf Около 20 лет в России официально существует профессия «социальный работник». Более 15 лет назад вузы России начали готовить специалистов данного профиля. К середине 90-х гг. в вузах страны функционировало уже более 60 факультетов и отделений, где готовились социальные работники и социальные педагоги. В настоящее время более сотни высших учебных заве-дений осуществляют подготовку специалистов данного профиля. Созданы и работают факультеты и кафедры социальной работы, формируется собст-венное научное поле, развивается исследовательская деятельность. Сегодня система подготовки социальных работников встраивается в процесс рефор-мирования высшего образования в России: осуществляется подготовка бака-лавров и магистров.Социальная работа как новое направление образовательной подготовки и научно-исследовательской деятельности в вузах позволила расширить гра-ницы социогуманитарного сегмента и усилить его практико-ориентированную составляющую. Кроме того, развитие социальной работы как вузовского направления закладывает новые образовательные и научно-исследовательские традиции и является пространством для диалога образо-вания, общества и человека. Наиболее систематически данная работа ведет-ся в классических вузах. И в этом одна из ключевых особенностей социаль-ной работы как научно-исследовательского и образовательного направления: наличие прямых и тесных связей между теорией и практикой. Аргументом в пользу данного вывода может служить тот факт, что создание и развитие этого направления в вузах современной России было, по сути, инициировано и вос-требовано состоянием государства конца 80-х - 90-х гг. XX в.На наш взгляд, именно укрепление и развитие диалога образования, об-щества и человека, взаимодействия теории и практики является для соци-альной работы как вузовского направления одним из важнейших факторов успешного развития. Другим немаловажным фактором стало продолжение формирования и усиления собственного научного поля, объекта, предмета, методов. Истоки феномена социальной работы, история социальной работы достаточно хорошо освещены в научных исследованиях. В настоящее время уже современная история социальной работы в России требует обобщения и анализа.Насколько эффективен сегодня данный диалог? Два десятилетия истории социальной работы как профессиональной и научно-образовательной дея-тельности дают почву для исследования данного вопроса. Это обеспечит возможность переосмысления идеологических и методологических основа-ний взаимодействия, расширения рамок и открытие новых возможностей для каждого из субъектов, эффекты для общества в виде решения социальных задач и проблем.Актуальность обращения к данной теме нам видится как минимум в двух аспектах.Во-первых, перед социальной политикой и социальной сферой в России ставятся все новые приоритеты и задачи, очевидна необходимость форми-рования новой работающей стратегии социального развития нашей страны, и определенные действия в этом направлении осуществляются. Еще в период становления современной социальной работы в России преодоление соци-ального иждивенчества рассматривалось как системная задача наряду с вне-дрением клиентоориентированного и субьект-субьектного подхода в соци-альной работе. Прошло 20 лет, но эти задачи по-прежнему актуальны как на практике, так и в образовании.Меняются подходы к решению некоторых социальных проблем: напри-мер, необходимость профилактического подхода уже ни у кого не вызывает сомнений. Направления социальной политики и социальной работы, активно развивающиеся в 80-90-е гг. (занятость и безработица, миграционная поли-тика, детская безнадзорность и семейное неблагополучие и др.), сегодня испытывают потребность в анализе опыта данной деятельности, пересмотре подходов, приоритетов и методов работы. Система управления социальной сферой и социальной политикой также меняет подходы (внедряется проект-ный подход, бюджетирование, ориентированное на результат, и др.) в работе и нуждается в научном и методическом сопровождении. Серьезную помощь в этом должно оказывать научное и образовательное сообщество.Во-вторых, актуальность обращения к данной теме определяется специ-фикой положения социальной работы в вузе и изменениями в системе выс-шего образования в России. На наш взгляд, социальная работа испытывает необходимость «подпитки» как со стороны традиционных социогуманитар-ных наук, так и со стороны практики. Кроме этого, проводимые образова-тельные реформы и приоритеты в развитии высшего профессионального об-разования и науки в России ставят фактически гуманитарное образование в новые условия. И вопрос практической востребованности, соответствия «требованиям времени» для социальной работы как научно-исследовательского и образовательного направления работы вузов стано-вится крайне важным.Особая актуальность рассмотрения данных вопросов проявляется на ре-гиональном и межрегиональном уровне, поскольку диалог и взаимодействие чаще востребованы именно здесь. И именно на данном уровне это сотрудни-чество может быть наиболее полезно для всех его субъектов - государст-венных органов власти, вузов, местного сообщества и конкретного человека.В данной работе мы остановимся на некоторых аспектах проблемы диа-лога и взаимодействия образования, общества и человека, взаимодействияПодготовка специалистов по социальной работе в вузах современной Россиитеории и практики в социальной работе и сформулируем предложения по развитию образовательной подготовки по направлению «социальная работа» в вузах.Как уже было отмечено, система подготовки по направлению «социаль-ная работа» в вузах была создана в 90-е гг. Процесс ее становления имел ряд особенностей, некоторые из них и в настоящее время оказывают серьезное влияние на развитие данного научного и образовательного направления.К ним мы относим комплекс проблем, связанных с характером россий-ского высшего образования, в котором превалирует теоретическая подготов-ка и зачастую менее представлена практическая профессиональная состав-ляющая. Для вуза, в первую очередь классического университета, безуслов-но, качественное и полноценное образование на основе научных традиций и инноваций есть один из смыслов и результатов деятельности. Современные тенденции на рынке труда, государственная политика, в том числе в области образования и социальной политики, формируют сегодня заказ на специали-стов с профессиональными компетенциями и навыками. Уровень и качество востребованности на рынке труда, в первую очередь по направлению обра-зовательной подготовки, один из критериев успешности образования. Жиз-неспособность и востребованность профессии связаны также со способно-стью обеспечить эффективный способ решения поставленных задач в усло-виях ограниченных ресурсов. Сегодня университеты могут достойно отве-тить на этот заказ, соединив в образовательной подготовке лучшие традиции классического образования и науки как необходимой основы и практиче-скую профессиональную подготовку.Еще одна особенность становления социальной работы как вузовского направления заключается в том, что наряду с формированием и развитием собственного научного и методологического поля социальной работы рас-ширяется и определяется область практического применения и востребован-ности социальной работы как профессиональной деятельности. Сегодня ву-зовские выпускники по направлению «социальная работа» востребованы в государственной сфере, бизнес-структурах, общественных организациях.Третья особенность связана с тем, что специальности «социальная рабо-та» в вузах довольно часто открывались в тесном взаимодействии с регио-нальными органами управления социальной сферой. В частности, в Томской области произошло именно так. Первыми получившими диплом Томского государственного университета по направлению «специалист по социальной работе» были специалисты системы социальной защиты Томской области. И в настоящее время связи Томского госуниверситета с органами управле-ния и учреждениями социальной сферы области достаточно тесные, хотя потенциал данного взаимодействия используется явно недостаточно и в ка-кой-то степени носит формальный характер. При этом, несомненно, эффек-тивное взаимодействие может быть взаимовыгодным и полезным.Следующая особенность заключается в отсутствии единого подхода к подготовке социальных работников в вузах. Причем это скорее позитивная, ресурсная особенность. Это связано с тем, что в основе подготовки соци-альных работников лежит мультидисциплинарный подход, который зачас-тую не имеет выстроенных, устоявшихся содержательных междисципли-нарных связей, объединенных общей целью и адаптированных для социаль-ной работы. Иногда обучение представляет собой компиляцию различных гуманитарных дисциплин, связанных лишь формальной преемственностью. Многое зависит и от типа вуза (классический, технический, медицинский), а также от факультета, на котором открыта специальность «социальная рабо-та». Как правило, это юридический, психологический, социологический фа-культеты. В Томском государственном университете подготовка специали-стов по социальной работе ведется на философском факультете с 1992 г. Данные факторы, конечно же, оказывают влияние на содержание, организа-цию и установку приоритетов в учебных планах. Кроме этого, разные под-ходы особенно важны для такого молодого развивающегося образовательно-научного направления в вузах, как социальная работа.Тем не менее единый подход к подготовке специалистов по социальной работе, на наш взгляд, необходим. Он не может быть сведен к доминирова-нию одного научного направления или концепции. Ценностный подход дол-жен стать объединяющим и задающим направления в подготовке специали-стов по социальной работе в вузе. Миссия, ценности профессии и этические стандарты, их глубокое понимание, осознание и умение применять - это ос-нова, без которой будущий специалист по социальной работе может стать лишь носителем профессиональных функций. Социальный работник сегодня находится в точке сосредоточения противоречий: ценностей профессии, личных ценностей, государственной политики и ценностей современного общества. На наш взгляд, это актуальнейшее дискурсивное поле, в первую очередь теории социальной работы.Одной из особенностей проблем развития подготовки специалистов по социальной работе в вузе является и проблема сочетания гуманитарных и профессиональных предметов, универсальности и профессионализации в системе подготовки специалистов по социальной работе. С одной стороны, вузовская система подготовки социальных работников нуждается в универ-сализации, в формировании единых теоретических собственных подходов и содержательных рамок. С другой стороны, социальная сфера и общество испытывают сегодня потребность в практико-ориентированных и «узких» специалистах, обладающих конкретными и применяемыми знаниями, навы-ками и компетенциями. Например, в учебных планах направления «соци-альная работа» в Томском государственном университете количество про-фессиональных дисциплин с 1994 по 2010 г. увеличилось в 4-5 раз. Это один из показателей развития.Свои особенности имеет преподавательский состав подразделений вузов, отвечающих за образовательную подготовку по направлению «социальная работа». Во-первых, подготовка по данному профилю в университетах, как правило, не является массовой, в отличие, например, от экономики или юриспруденции. Во всех томских вузах, как и в большинстве вузов России, осуществляющих подготовку по направлению «социальная работа», набор составляет не более 20-25 человек. Поэтому подготовка таких специали-стов - это «штучная», индивидуальная работа. Во-вторых, на этапе станов-ления слабая представленность профессиональных дисциплин в учебных планах была обусловлена и тем, что их некому было разрабатывать и читать.Подготовка специалистов по социальной работе в вузах современной РоссииСегодня ситуация изменилась. Тем не менее зачастую преподаватели, веду-щие профессиональные, порой практические по своей сути дисциплины, не имеют опыта работы на практике, в социальных учреждениях, с клиентами и целевыми группами или в органах управления социальной сферой. Серьез-ным ресурсом здесь выступает исследовательская практика преподавателей. В большинстве американских и канадских университетов, например, «соци-альную работу» могут преподавать люди, имеющие специальное образова-ние, практический опыт работы и сертификацию по социальной работе. Это связано, в частности, с тем, что там «специалист по социальной работе» был институциирован как профессия и как образовательное направление раньше, чем в России, уже после Второй мировой войны, и с тех пор это направление развивается. Преподавательская деятельность сотрудников подразделений американских вузов по направлению «социальная работа» совмещается с супервизорской, консультационной, методической работой в социальной сфере. Дефицит практико-ориентированных дисциплин может быть преодо-лен через приглашение практиков для ведения занятий и эффективную ор-ганизацию практики студентов.Известно, что доминирующими, в том числе в силу академических тра-диций, методами обучения в вузах являются традиционные формы, такие как классические лекции и семинары, а также самостоятельная работа студентов. Тенденции в современном российском образовании и здесь оказывают свое влияние. Необходимость вариативности, гибкости и разнообразия методов и форм обучения по направлению «социальная работа» дополнительно обу-словлена практической природой данной области знаний и профессии.Сегодня наряду с традиционными вузовскими формами обучения в прак-тику университетов входят тренинги. «Есть несколько перспектив рассмот-рения тренинга как вида обучения. По своей цели тренинг - это передача технологий действия. По своему содержанию - определенная концепция ре-альности. По форме - интерактивное обучение, в котором участники актив-но действуют и взаимодействуют друг с другом и с тренером» (Сидорен-ко Е.В. Технология создания тренинга: От замысла к результату. СПб.: Речь, 2007. С. 11-13). Сегодня большинство активных форм обучения, включаю-щих передачу опыта, презентации, обсуждение, сочетание различных форм обучения в одном занятии, относят к тренингу. Существует известное выра-жение: «Расскажи мне, и я услышу, покажи мне, и я увижу, позволь мне сде-лать это самому, и я научусь», подтверждающее вывод о том, что человек запоминает 10% из того, что он услышал, и 90% из того, что он сделал сам. Тренинг должен иметь концептуальность и содержательную глубину, но при этом ключевыми чертами тренинга являются интерактивность и технологич-ность. Тренинг позволяет искать и открывать новые возможности, и сту-дент в ходе тренинга во взаимодействии с другими студентами и преподава-телем может выстраивать собственную картину мира, собственное понима-ние рассматриваемых процессов. Безусловно, тренинг - процесс хорошо ор-ганизованный и управляемый, но дающий право на ошибку. Как правило, студенты считают своей основной задачей сдать экзамен, т. е. понять, за-помнить и воспроизвести предлагаемый преподавателем «правильный» лек-ционный материал. А тренинг ориентирован на совместную деятельность преподавателя и студента.Данная форма может быть эффективно использована в образовательной подготовке по направлению «социальная работа», поскольку деятельность социального работника построена на взаимодействии с людьми, на выпол-нении нестандартных задач. Рассказать о взаимодействии очень сложно, его нужно пережить, попробовать, и только так могут уложиться знания и сфор-мироваться навыки.Еще одной активной, по сути тренинговой, формой обучения студентов по направлению «социальная работа» является проектная модель практики студентов, разработанная и применяемая автором. В основе проектной моде-ли организации практики лежит социальное проектирование. Студенты уча-ствуют в данной работе на добровольных началах. Проектная модель вклю-чает такие формы работы, как проектный семинар, работа в малых группах, организационно-деловая игра, семинар, работа с клиентами и др. В качестве содержания студенты выбирают социальную проблему и задачу и решают ее совместно с преподавателем по всем канонам социального проектирования по разработанной учебной технологии. Решение предполагает разработку социального проекта и его реализацию.В ходе такой работы студенты активизируют и используют полученные знания, как правило, работа в проекте требует привлечения знаний из 5-7 дисциплин, что позволяет преодолеть несколько формальную компиляцию предметов в учебном плане и поддержать интерес к обучению. Студенты получают навыки командной работы, организации и управления деятельно-стью, самоорганизации, что формирует и укрепляет в них чувство личной и профессиональной ответственности, понимания своего места и роли в общем деле. Одной из ключевых составляющих проектной модели практики явля-ется мотивация студентов и преподавателя. На наш взгляд, формальная мо-тивация (оценка в зачетной книжке) не может быть в данном случае веду-щей, а уж тем более единственной. Как показал опыт применения данной формы обучения автором, мотивация студентов в такой работе должна осно-вываться на личном интересе, потребности в самореализации, признании. И именно удовлетворение данных потребностей приносит наибольший эффект, на фоне которых «оценка» лишь приятная деталь. Задача преподавателя, во-первых, создать условия для актуализации интересов студентов и поддер-жать, сопроводить их в точках кризиса. Во-вторых, преподаватель, являясь членом команды со статусом координатора, должен способствовать созда-нию и поддержанию партнерских открытых отношений в проектной команде по выработанным совместно правилам. Еще один результат применения данного метода обучения для студентов и преподавателей - это профессио-нальный опыт.Главное отличие новой модели от существующей - активная роль сту-дентов, которые при координирующей роли преподавателя организуют про-ектное пространство, применяя теоретические знания, осваивая исследова-тельские и практические методы работы. Кроме этого, в ходе практики сту-денты получают опыт работы с клиентами и находятся со специалистами социальных учреждений в партнерских отношения. Важно, что практикаПодготовка специалистов по социальной работе в вузах современной Россиипродумывается и выстраивается при непосредственном взаимодействии с практикующими специалистами, что позволяет решать действительно зна-чимую социальную проблему или задачу.Думается, что такая модель практики, выстраиваемая с учетом курса и интересов студентов, специфики социальной проблемы и логики образова-тельного процесса, положительно повлияет на качество подготовки специа-листов и на количество студентов, работающих по специальности после окончания вуза.И третий метод активного обучения, который, на наш взгляд, также учи-тывает специфику подготовки социальных работников, - это «кейс-стади». Метод «кейс-стади» - это метод анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания кон-кретных ситуаций (от англ. case - случай). Перед студентами стоит задача осмыслить и проанализировать реальную жизненную ситуацию, случай из практики социальной работы. Эта работа актуализирует определенный ком-плекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении обозначенной в ситуации проблемы.Использование в практике подготовки специалистов по социальной ра-боте в вузе активных методов и форм обучения позволяет преодолеть раз-рыв между теорией и практикой социальной работы, сделать процесс обу-чения интересным, создать условия для активизации мотивации студентов к учебе.Сочетание традиционных и активных форм обучения в образовательном процессе сегодня дает возможность сделать выпускников более подготов-ленными к профессиональной деятельности, повысить мотивацию к трудо-устройству по специальности, а также получить дополнительный плюс в конкуренции между вузами, осуществляющими подготовку специалистов по социальной работе.Как уже было сказано выше, эффективность взаимодействия государст-венных органов власти, вузов и местного сообщества является важным усло-вием развития социальной работы как социальной практики, научно-исследовательской и образовательной деятельности. В этой связи мы видим два актуальных направления деятельности.Первое направление - это подготовка и повышение квалификации спе-циалистов, работающих в социальной сфере. Содержание и формы данной работы должны выстраиваться с учетом потребностей и запросов заказчика, учитывать региональную и ведомственную специфику. Это традиционная форма взаимодействия, которая становится все более гибкой и сегодня часто представляет собой комплекты модулей и программ, которые могут входить в курсы повышения квалификации. Такая форма сотрудничества вуза, госу-дарственных органов власти и социальных учреждений оптимальна, по-скольку процент специалистов, работающих в социальной сфере и имеющих специальное образование по социальной работе, низок. В Томской области не более 15% специалистов имеют высшее профессиональное образование по направлению «социальная работа». Причем большинство этих специали-стов сосредоточены в городах. Думается, что похожая ситуация и в других регионах России.Сегодня предъявляются новые требования к организации курсов обуче-ния и к формам обучения для работающих специалистов, поскольку принци-пы и подходы к обучению взрослых людей, тем более обладающих собст-венным профессиональным опытом, иные, чем при обучении студентов. В данном случае выходят на первый план как раз активные формы обучения и использования практического опыта обучающихся. Для взрослых работаю-щих людей в обучении значимо то, как и где в своей работе специалист смо-жет применить новые знания, важны самостоятельность и практическая ори-ентированность обучения.Помимо подготовки и повышения квалификации важным направлением сотрудничества может быть участие преподавателей вуза в профессиональ-ном сопровождении и поддержке работы специалистов в социальной сфере. Речь идет о профессиональном сопровождении специалиста, например, по-сле обучения на курсах повышения квалификации. Кроме этого, преподава-тели российских вузов, ведущих подготовку социальных работников, могут осуществлять и супервизорскую деятельность, как и их американские колле-ги. Эта деятельность сейчас крайне востребована, дополнительную актуаль-ность она приобретает в условиях реформирования социальной сферы или отдельных ее компонентов. Поскольку образовательное и профессиональное сопровождение специалистов в это время является одним из факторов ус-пешности проводимой реформы.Второе перспективное направление сотрудничества - создание на базе вузов центров практической социальной работы. Деятельность центра объе-диняет:- интересы студентов, для которых он становится площадкой для про-фессиональной практики и встреч со специалистами, реализации своих ис-следовательских и социальных инициатив, повышает мотивацию на трудо-устройство по специальности;- интересы преподавателей, получающих возможность осуществлять на-учно-исследовательскую деятельность, взаимодействовать с практиками, получать ресурсы для профессионального совершенствования в качестве преподавателя и исследователя;- интересы специалистов, работающих в социальной сфере, получающих методическое и образовательное сопровождение своей деятельности, а также возможность проведения и реализации проектов силами студентов и препо-давателей.Через эффективно действующие центры практической социальной рабо-ты развиваются и институциональный уровень сотрудничества, и профес-сиональные коммуникации между людьми. В рамках такой формы создают-ся благоприятные условия для реализации грантовых и волонтерских проек-тов. Данная форма способствует созданию общего профессионального про-странства в регионе.Описанная форма успешно работает в Университете штата Аляска -партнере Томского государственного университета в рамках Академии со-циальной работы университета. В некоторых российских вузах также суще-Подготовка специалистов по социальной работе в вузах современной России53ствует данная форма, в частности при кафедре социальной работы Санкт-Петербургского университета1.Оба направления, во-первых, ориентированы на преодоление профес-сиональной изолированности специалистов по социальной работе, препода-вателей и студентов кафедр и факультетов социальной работы в вузах, управленцев в социальной сфере и в образовании. Во-вторых, позволяют преодолеть дефицит специалистов в теоретических знаниях и дефицит пре-подавателей и студентов в практических знаниях. В-третьих, предоставляют возможность дискуссии, обмена опытом, создания новых полезных социаль-ных и профессиональных связей.На современном этапе социальная работа как научно-исследовательское и образовательное направление выходит на новый уровень развития, предъ-являющий как новые требования к дальнейшему укреплению позиций в ака-демическом пространстве и к усилению практико-ориентированной профес-сиональной составляющей, так и предоставляющий новые возможности для развития и взаимодействия с другими субъектами общества.Подводя итоги, отмечу, что как и в основе подготовки специалистов по социальной работе, так и в основе взаимодействия между вузами, осуществ-ляющими подготовку социальных работников, государственными органами социальной политики, социальными учреждениями и местным сообществом лежит идеология, система взглядов, утверждающая определенные ценности, с помощью которых люди оценивают действительность. Чем ближе будут ценности субъектов взаимодействия, тем эффективнее будет сотрудничест-во, обеспечивающее решение социальных задач современного общества.

Ключевые слова

социальная работа, образование, взаимодействие, формы и методы обучения, взаимодействие теории и практики в образовании, социальная сфера, social work, formation, interaction, forms and training methods, theory and practice interaction in formation, social sphere

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Воронина Татьяна ДмитриевнаТомский государственный университетстарший преподаватель кафедры социальной работыtanyatomsk@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Подготовка специалистов по социальной работе в вузах современнойРоссии: проблемы и новые возможности | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Подготовка специалистов по социальной работе в вузах современнойРоссии: проблемы и новые возможности | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия