Соблюдение прав детей-сирот,развитие форм их семейного жизнеустройства, форм и уровня социальной адаптациивоспитанников и выпускников интернатных учреждений (опыт региональногомониторинга)
Исследуется современное состояние работы с детьми-сиротами, выпускниками и воспитанниками интернатных учреждений в аспектах соблюдения их прав, интернатной и постинтернатной адаптации, психологическому и социальному самочувствию. Анализируется опыт работы с замещающими семьями. Использованы материалы экспертных интервью и глубинных интервью с воспитанниками и выпускниками интернатных учреждений Томской области.
OBSERVANCE OF THE RIGHTS OF CHILDREN-ORPHANS, DEVELOPMENT OF FOSTER FAMILY CARE AND LEVEL OF SOCIAL ADAPTATION OF FOSTER.pdf В Томской области накоплен достаточно большой позитивный опыт по жизнеустройству детей-сирот. Можно говорить о том, что сложились инсти-туциональные, организационные, технологические и нормативные основа-ния деятельности. Вследствие этого возникает необходимость анализа суще-ствующего опыта, выявления проблем, возникающих в данной сфере.Исходя из этого сформулируем проблему исследования: выявление ос-новных правовых, организационных, социально-психологических факторов, определяющих положение детей-сирот в контексте соблюдения их прав, и анализ деятельности детских домов по социально-психологической адапта-ции воспитанников и выпускников и их семейному жизнеустройству.Исследование включало в себя три основных блока задач.1..Изучение положения в области защиты прав детей-сирот и детей, ос-тавшихся без попечения родителей, включая состояние нормативно-правовой базы, правовые компетенции специалистов, непосредственно рабо-тающих с детьми, и правовая информированность самих воспитанников и выпускников детских домов, соблюдение прав детей-сирот как в период пре-бывания в детском доме, так и в постинтернатный период, наличие механиз-мов контроля за соблюдением прав.2.Анализ деятельности по социальной и психологической адаптации де-тей, принадлежащих к данной категории, которая осуществляется в детских домах, в том числе выявление основных адаптационных проблем, критериев адаптированности, программ, направленных на интеграцию детей.3.Анализ деятельности по развитию форм семейного жизнеустройства детей-сирот, включая работу с кровными семьями детей и организацию ра-боты с замещающими семьями.Исследование проводилось в декабре 2009 г. методами экспертного ин-тервью со специалистами учреждений, интервью с воспитанниками детских домов, а также интервью с выпускниками детских домов, всего проведено 20 интервью.Соблюдение прав детей-сирот, развитие форм их жизнеустройстваВ качестве базовых площадок исследования были выбраны два детских дома: в г. Томске - Томское областное государственное образовательное уч-реждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 4» и в г. Асино - Областное государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Асиновский детский дом».Оба учреждения имеют достаточно длительную историю. Детский дом № 4 создан распоряжением Томского горисполкома 13 июня 1961 г. как школа-интернат, с 1988 г. - детский дом. Асиновский детский дом создан в мае 1998 г. За время существования в обоих учреждениях накоплен сущест-венный опыт работы, что и обусловило выбор их в качестве объекта иссле-дования.Выраженной тенденцией является то, что количество детей в обоих детских домах в последние годы снижается, меняется возрастная струк-тура контингента воспитанников. Так, если в конце 90-х гг. в детском до-ме № 4 насчитывалось 120-130 детей, то в настоящее время - 41, из них только 10 детей в возрасте до 11 лет.В Асиновском детском доме при нормативной численности 65 человек в настоящее время в списочном составе насчитывается 50 детей, из них, по словам директора, 10 человек находятся на патронате, 1 человек отбывает наказание в местах заключения, 2 ребенка обучаются в кадетском корпусе, непосредственно в стационаре - 37 детей. Возрастной состав от 7 до 16 лет. Снижение численности воспитанников может быть связано как с развитием семейного жизнеустройства детей, оставшихся без родительского попечения, так и с активизацией работы по профилактике социального сиротства и се-мейного неблагополучия, но утверждать это с полной уверенностью нельзя.Снижается и численность выпускников детских домов. Так, в детском доме № 4 в 2009 г. их было 25 человек, ожидаемая численность в 2010 г. -13, в Асиновском детском доме - 24 и 12-13 человек соответственно.Эксперты отмечают, что в детских домах за последние годы, чего раньше не было, увеличилось количество детей с психическими заболе-ваниями. Это существенно осложняет работу по социальной адаптации вос-питанников и выпускников, о чем более подробно говорится ниже.Традиционно функции детского дома связаны с содержанием, воспита-нием, защитой прав детей-сирот. Но важно отметить то, что в обоих детских домах функционируют подразделения, занимающиеся семейным жизнеуст-ройством воспитанников и работой с замещающими семьями, в том числе работают школы приемных родителей. Вот что об этом говорит эксперт из Асиновского детского дома:В этом году мы очень серьезно занялись этим вопросом. Служба, кото-рая называлась у нас раньше «Служба сопровождения патронатных се-мей», сейчас называется «Служба сопровождения замещающих семей». На уровне опеки и администрации Асиновского района мы распределили все приемные семьи, приемных родителей, опекунские семьи между двумя уч-реждениями - между детским домом и приютом, который есть на тер-ритории города Асино. В нашем списке около 40 детей, замещающих семей и еще около 10 патронатных, которые мы сопровождаем.Т.Д. Воронина, А.Ю. Рыкун, К.М. ЮжаниновПодробно деятельность этих служб и их проблемы описываются далее.Кроме того, в детском доме № 4 создается служба постинтернатного сопровождения выпускников, что, как будет подтверждено последующим изложением, является очень важным и необходимым направлением дея-тельности.Вот группу мы взяли, где наши старшие идут воспитанники, и туда мы сейчас будем комплектовать только тех ребят, которые оказались в труд-ной жизненной ситуации по каким-то делам. Примерами является выход из мест заключения, вот недавно мы трудоустроили ХХХ, 18 лет ему исполни-лось, он пришел из зоны, ему еще не было 18 лет. …Но мы отработали схе-му с центром занятости, местом жительства, подкрепили его пайком и до конца его довели и определили.В целом опыт обоих учреждений заслуживает положительной оценки и более тщательного изучения. Но в контексте данного исследования значимо то, что проблемы, связанные с адаптацией и жизнеустройством воспитанни-ков, являются типичными для системы интернатных учреждений и, что осо-бенно важно, осознаются и отчетливо артикулируются экспертами - сотруд-никами данных детских домов.Защита прав воспитанников и выпускников детских домовК настоящему времени существует обширная нормативно-правовая база, регулирующая правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попече-ния родителей, в том числе воспитанников и выпускников детских домов, включающая как федеральные, так и региональные законоположения. Экс-перты отмечают, что все они определяют контуры практик работы с детьми в учреждениях.Начиная с международных документов - Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка, в обязательном порядке Конституция РФ, ФЗ «Об образовании», который для меня всегда был настольной книгой. Там красной строкой прописаны все льготы, которые имеют дети.Естественно, все ФЗ по соблюдению прав и социальной защите детей-сирот. Законы Томской области, все постановления, в т.ч. и нашего депар-тамента по вопросам семьи и детей. Кодексы, прежде всего, жилищный, гражданский и семейный.Наши собственные документы - Устав, типовое положение об образо-вательном учреждении для детей-сирот, которым мы руководствуемся. Наши локальные акты, например по направлению в гостевую семью, и т.д.Видимо, нет необходимости давать их перечень, важно зафиксировать то, что опрошенные эксперты отмечают достаточно высокий уровень право-вой защищенности детей до тех пор, пока они находятся в интернатном учреждении. Собственно, именно в детском доме реально и происходит за-крепление этих прав за конкретным ребенком и осуществляется контроль за их реализацией. На это направлена и повседневная работа персонала учреж-дений.Интервьюер: А не могли бы вы назвать те основные права, которые имеют воспитанники и выпускники детского дома.Соблюдение прав детей-сирот, развитие форм их жизнеустройстваИнформант: Находясь в детском доме: жилье, одежда, питание и обеспечение всех социальных гарантий, которые ему определены. Когда они отрываются от родителей, это закрепление жилья, алименты, пособия по инвалидности, вот это все обеспечивается в рамках детского дома, когда он выходит из детского дома, он получает выходное пособие, которое на сегодняшний день неплохое… Это единовременное пособие по выходу из уч-реждения, эти деньги ему идут целевым образом на одежду и обувь. Он может деньги не брать, а на эти деньги одеваться и обуваться здесь. Но мы делаем это таким образом, чтобы они снимали эти деньги вместе с воспитателями, потому что были примеры такие, он получает деньги, а ему нужен сотовый телефон или компьютер. То есть разные ситуации бы-вают, поэтому это надо отслеживать. И вообще, когда они выходят в са-мостоятельную жизнь, нужно объяснить им, как жить и что делать.Парадоксально, но, может быть, именно то, что в условиях детского дома администрация, специалисты в сотрудничестве с органами опеки, другими инстанциями постоянно, ежедневно ведут работу, направленную на то, что-бы каждый ребенок мог пользоваться всеми положенными ему правами, обусловливает то, что по выходе из детского дома выпускник оказывается беспомощным, не может самостоятельно пользоваться своими правами.Некоторые трудности связаны с несовершенством законодательной базы, регламентирующей формы семейного жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В России и Томской области действует ряд нормативных актов, способ-ствующих развитию семейных форм жизнеустройства. Тем не менее экспер-ты отметили несколько проблем в законодательном обеспечении:- вариативность трактовки законов и нормативных актов. Несовер-шенство законов заключается в том, что они принимаются где-то там высоко, местную специфику не учитывают. И много возможностей для трактовки… Например, мы с разными опеками работаем. Одно и то же они по-разному трактуют (из текста интервью эксперта). Один из экс-пертов упоминал, что разные опеки требуют разный перечень документов, необходимых для передачи ребенка в семью, потому что в законе есть «ла-зейки»;- несвоевременность выхода ряда нормативных документов. Иногда приходится долго ждать нормативного регулирования. Ну, вот просто то, что там патронатный этот закон ждали и дождались не в том виде, в котором хотели. Ну, в частности, вот по гостевым семьям вообще не было никакой бумажки, на которую можно было бы сослаться, чтобы ребенка отпустить в гости, и мы ждали года полтора, наверное, когда вышел этот федеральный, наконец, федеральное положение, которое как-то это все объяснило, разграничило (из текста интервью экспертов);- смена требований к оформлению ребенка в гостевую семью. Есть люди, которые заранее, ну, там тоже какие-то бумажки они оформляли в опеке. Еще неизвестно, что надо было, но что-то люди делали, чтобы ре-бенка взять в гости. И они сделали эти все бумажки, ходили, бегали, а вы-шло новое постановление буквально через месяц, и им опять это пришлось делать, потому, что то уже, как оказалось, недействительное.Т.Д. Воронина, А.Ю. Рыкун, К.М. ЮжаниновВ целом эксперты весьма скептически оценивают ситуацию с законода-тельной, нормативно-правовой базой в сфере защиты прав детей-сирот и особенно - выпускников детских домов. Они фиксируют пробелы в законах и противоречия между различными нормативными актами. Такие противо-речия порождают и сбои во взаимодействии различных инстанций, пробле-мы распределения полномочий. В частности, это проявляется во взаимных претензиях.Из интервью с представителем органа опеки:Знаете, здесь несколько по-разному их [законы] трактуют. Но вот по-чему-то на местном уровне стали их не так трактовать. Вот собственно в 20 федеральном законе, это по профилактике правонарушений, система, где описывается, кто за что отвечает, да?! Там органы опеки расписаны, что мы отвечаем только за детей, которые остались без родительского попе-чения, но, к сожалению, наш местный департамент по вопросам семьи по-чему-то все нам делегировал, связанное с профилактикой вот этой детской безнадзорностью.Критично специалисты оценивают и закон о патронате, который, по их мнению, существенно затрудняет создание и функционирование патронат-ных семей.Из экспертного интервью:В итоге вышел этот закон долгожданный, и, мне кажется, всю пер-спективу развития патроната он как-то немножечко подгубил, потому что те нюансы, которые там были прописаны, они были неудобны специа-листам в работе с патронатной семьей - они очень усложнили процедуру передачи ребенка в патронатную семью. Жесткие какие-то сроки - три дня, пять дней. И вот эти жесткие-жесткие рамки были очень неудобны. Мне кажется, что даже другую форму, которая считается постоянным устройством ребенка в семью, оформить быстрее и проще, чем тот же патронат.Как отмечалось выше, практически все эксперты говорят о правовой не-защищенности прежде всего выпускников детских домов. Основные недос-татки существующего законодательства, по мнению экспертов, сводятся к следующим.1. Сложности в реализации права на жилье. Ситуацию в этой сфере экс-перты оценивают как критическую. Это касается и проблем, связанным с закрепленным жильем, и права на льготное получение жилья.Из экспертных интервью:Вот я считаю, что несовершенно наше законодательство в отношении детей-сирот, которые не имеют закрепленного жилого помещения или имеют жилое помещение ветхое. То есть он хоть как бы и написан, что дети должны его получить, но на сегодняшний день у нас дети как бы… Меня очень беспокоят, например, дети из 9-го детского дома, которые, ко-гда они вышли, у них нет закрепленного жилого помещения, и в принципе, наверное, я сама точно могу ошибиться, но человек 13 этих детей, выпуск-ников девятого, которого на сегодняшний день не существует, детского дома. Они остались как бы вообще без жилого помещения.Соблюдение прав детей-сирот, развитие форм их жизнеустройстваДаже если у ребенка номинально имеется закрепленное жилье, его ис-пользование является существенной проблемой. Это обусловлено разными факторами. Во-первых, зачастую это жилье находится в сельской местности. Ребенок, который на протяжении ряда лет прожил в городском детском до-ме, в силу объективных (отсутствие работы, социальных связей, сложности с ремонтом) и субъективных факторов не может, да и не желает адаптировать-ся в деревне.Во-вторых, существуют большие проблемы с сохранностью жилья, осо-бенно в сельской местности.Плюс очень большие проблемы по сохранности жилья. Мы ведь тоже должны следить. Но как, если там живут и пьют родители? Либо там еще кто-то прописан. Они не оплачивают жилье, накапливаются большие сум-мы долга, которые ложатся на плечи нашего ребенка. И по сохранности тоже проблемы - печка рухнула, окна выбили, соседи что-то оторвали, сломали. Трудность и в том, что жилье это не рядом с детским домом, ко-гда постоянно можно контролировать, а оно по району, причем не только нашему.В-третьих, в жилье, закрепленном за ребенком, зачастую проживают его родители, ранее лишенные своих прав и ведущие асоциальный образ жизни. В этих условиях нормальный процесс адаптации выпускника становится весьма проблематичным.За ними закреплено жилье, где также прописаны мама и папа, которые пьют. Здесь мы ребенка холим и лелеем, а он выходит на ту же площадь, где мама и папа пьющие. А так как мы сопровождаем ребенка и после вы-пуска, то сталкиваемся с тем, что ребенка буквально спасать надо от ок-ружающих.До достижения совершеннолетия контроль за соблюдением прав ребенка и повседневную работу по реализации этих прав осуществляет персонал детского дома. Но после того как он становится совершеннолетним, ситуа-ция меняется, он превращается в самостоятельного субъекта права. Это по-рождает серьезные проблемы, поскольку выпускники в большинстве случаев не готовы к самостоятельному отстаиванию своих прав. В то же время адми-нистрация детского дома уже утрачивает свои полномочия. Результатом ста-новится фактическое нарушение прав выпускника.Из экспертного интервью:…А ему 18 лет - все, опека с ними не разговаривает - пошли вон, про-куратура не разговаривает - пошли вон! Почему я так говорю, потому что была конкретная житейская ситуация, когда, у нас ХХХ взяла, унас-ледовала квартиру от бабушки, приходит милиционер, приходит риелтор, забирают у нее паспорт, выбрасывают ее из квартиры, квартиру эту продают, мы пишем жалобу в прокуратуру. А прокуратура нам отвечает, что это не вашего ума дела. Потому что ей 18 лет и она должна сама представлять и защищать свои интересы, а у нее ни денег на адвокатов, чтобы отстоять свои права, а детский дом тут ни при чем, она уже пол-ноправная гражданка.…Мы в суд областной обращаемся, а они говорят, пошли вон! Потому что вы уже не имеете права представлять, получается вот так. ПоэтомуТ.Д. Воронина, А.Ю. Рыкун, К.М. Южаниновон сам должен заявления писать, а он 2+2 сосчитать не может, какое ему заявление! Вроде мы должны его подготовить, сейчас, как раз делаем об-ращение в суд, но от его имени, а адвоката-то он не найдет!2.Вторая проблема, связанная с несовершенством законодательства, вы-ражается в том, что фактически не работает система квотирования рабочихмест, и это создает сложности с трудоустройством выпускников. Эти слож-ности усугубляются относительно низким уровнем образования и профес-сиональной квалификации.Из экспертного интервью:…Но не существует рабочих мест! Назовем их квотирование или не знаю, нет рабочих мест, чтобы кто-то их мог принять на работу и отве-чать за них. …Даже если кто-то где-то скажет, что вот центр занято-сти, вот они там, на летние программы, они принимают подростков, но есть конкретный работодатель, который учить на сегодняшний день нико-го не обязан. Он должен нормальную рабочую силу принять, которая будет давать результат. А от них? Вот он окончил ПТУ, какой он специалист?! Это его перевалочная база, пока он несовершеннолетний, они цепляются за нее, они чувствуют, что там халява в профсистеме, и они до 23 лет могут там учиться. Он идет в одно училище, видит, что он учиться там не мо-жет, идет в другое училище, и вот так ходит и бодается. А куда ему идти на работу, на эти 3-4 тысячи, которые ему дадут зарплату, проживет он на нее? Нет, не проживет.3.Некоторые эксперты отмечают проблемы, возникшие в связи с приня-тием нового закона об опеке. Избыточная регламентация делает проблема-тичным функционирование такого института, как гостевые семьи.Из экспертного интервью:Например, я как директор могла отпускать детей в гости на выходные, праздники, каникулы. Мы сами с комиссией ездили составлять акт об усло-виях проживания, давали продукты для гостевых семей. И к этому очень все привыкли. А теперь дети никак не могут понять, почему я не разрешаю. Обижаются дети, говорят, что в прошлом году отпускали других, а почему нам нельзя.А в мае вышел новый закон об опеке, где прописано, что теперь нужно все согласовывать с органами опеки. А люди, которые хотят взять в гости детей, должны собрать пакет документов. Это медицинская комиссия, которую нужно пройти, заплатив собственные деньги, в размере 1000 руб., даже если на одно воскресенье я отправлю ребенка, даже если в гостях жи-вет брат или сестра, попроведовать в гости съездить. На основании рас-поряжения органов опеки и пакета документов я пишу свой приказ.Реализация прав детей-сирот предполагает не в последнюю очередь их знакомство с этими правами, определенный уровень правовой компетенции и операциональные навыки, умение защищать свои права. Ситуация в этой области складывается достаточно противоречиво. С одной стороны, в дет-ских домах сформировалась система правовой подготовки воспитанников и эта система постоянно работает с использованием различных форм.Из экспертного интервью со специалистом детского дома № 4:Соблюдение прав детей-сирот, развитие форм их жизнеустройстваДа, у нас есть лекторий, и у нас есть совместные педагогические сове-ты с детьми, и у нас есть индивидуальное полностью сопровождение каж-дого ребенка. Вот, понимаете, моя цель, моя личная цель: чтобы ребенок вышел не с тем, что он не знает о себе ничего, да, а моя цель, чтобы ребе-нок вышел, зная свое личное дело и умея решать какие-то свои проблемы в полном объеме: и по жилью, и по алиментам, и как вот он там будет учиться и что ему должно и положено. И как бы сопровождать его дальше, да, если что-то вдруг у него не получается. И на выпуске, я думаю, он вот этими знаниями уже обогащен полностью.Аналогично описывается ситуация и в Асиновском детском доме.Но интервью с воспитанниками показали, что эффективность данных мероприятий не очень высока, дети подтверждают, что мероприятия прово-дятся, но несмотря на это, уровень их знаний о правах не слишком высок.Проблема заключается в том, что дети привыкают к ситуации, когда ря-дом существует «гарант» их прав в лице администрации, педагогов, что им не нужно прилагать какие-то самостоятельные усилия, возможно, подсозна-тельно ориентируясь на то, что такой патронаж продолжится и в дальней-шем. Поэтому они воспринимают защиту своих прав не как свое личное де-ло, а как обязанность других субъектов.Из экспертного интервью:Это огромная проблема. Я впервые столкнулась с тем, что дети слу-шают и не слышат. Я проговариваю им, а потом ловлю на мысли, что они не слышат нас.Наличие такой установки подтверждается и мнением эксперта, представ-ляющего органы опеки.Знают, но плохо пользуются. Я знаю, что многие детские дома, вот 4-й детский дом, вот те, которые уже выпускают детей, Бакчарский детский дом, они готовили даже брошюры, как бы памятка выпускнику, где было четко написано, какие права! На жилье, на трудоустройство, встать на учет в службу занятости, что они там очень хорошее пособие получают, все. Ему говорят: «Тебе это давали?» Они головой кивают, просто они сами не хотят это читать и пользоваться этим.Причиной этого, по мнению эксперта, является то, что, во-первых, в детские дома в основном попадают дети из неблагополучных семей, как правило, с тяжелой наследственностью. Как правило, с проблемами по здо-ровью, в том числе и психическим здоровьем, правда? От этого, куда де-ваться нам!Во-вторых, система интернатного воспитания не формирует чувство личной ответственности, неизбежно порождает социальное иждивенчество.Из экспертного интервью с представителем опеки:И вот тот момент, что они действительно находились под крылом, у нас ведь какие штаты в детских домах! На 50 воспитанников 50 сотрудни-ков! То, по сути, там опека, даже гиперопека. И им это нравится в принци-пе-то! Их все устраивает, что все им на блюдечке преподносят. Они дума-ют, что это будет на всю оставшуюся жизнь, все обязаны!Видимо, наличие такой установки обусловлено не недоработками со-трудников детских домов, или, во всяком случае, не только ими, но преж-Т.Д. Воронина, А.Ю. Рыкун, К.М. Южаниновде всего действием системных факторов, самой модели внесемейного воспитания.И эксперты, и воспитанники не отмечали прямых нарушений прав детей в детском доме, связанных с действиями персонала. Разумеется, в повсе-дневной жизни избежать конфликтов невозможно, но они носят ситуатив-ный, разовый характер.Из интервью с воспитанницей детского дома:Интервьюер: Скажи, пожалуйста, а возникают у тебя конфликты с преподавателями, воспитателями, ну, с воспитателями здесь?Информант: С воспитателями бывают конфликты, если мне это не нравится, я это делать не буду, а они скажут надо, или, как бы, они могут так наорать, не так прям сильно, ну так средне, ну начнешь: «Не буду я и все». Те психуют, и все.Соблюдение прав ребенка в детском доме находится под жестким кон-тролем как администрации учреждения, так и надзорных инстанций, поэто-му ситуацию в изученных учреждениях можно рассматривать как относи-тельно благополучную.В основном с нарушениями своих прав, связанных с жильем, трудоуст-ройством и т.п., сталкиваются выпускники детских домов, о чем говорилось выше.Интервьюер: Нарушались ли именно ваши права и в чем именно?Информант: Да, было. При составлении акта, что мой дом пригоден для жилья. А это не так. Он года два как непригоден для жилья. А в Асино мне написали, что все нормально и в нем можно жить. Я все-таки хочу по-пробовать решить эту проблему. Еще программ много разных для молодых семей, можно в эти программы попробовать попасть.Часто нарушения прав выпускников встречаются в системе НПО.Из интервью с выпускником детского дома:Интервьюер: А как вы думаете, эти права соблюдаются в учебном за-ведении, где вы учитесь, в детском доме, где вы жили?Информант: Да, но не во всех случаях. Я еще буду с этим разбираться… В каникулы нас отправляют в детский дом жить, а общежитие закрыва-ется. А мне кажется это неправильно. А если детский дом не примет? На все каникулы нам выделили 800 рублей. Как мы должны на них прожить? Я понимаю, воспитателям не хочется работать в каникулы, но и нас по-нять можно. Я бы хотел остаться в общежитии на каникулы.Деятельность по социальной и психологической адаптации детейКритерии адаптированностиДля воспитанников и выпускников детских домов важнейшие кри-терии связаны с психологической адекватностью и социальной компе-тентностью. Следует иметь в виду, что по экспертным оценкам подавляю-щее большинство воспитанников имеют серьёзные психосоматические на-рушения и нуждаются в соответствующей реабилитации. Такая реабилита-ция проводится в период пребывания в детском доме, однако к моменту вы-пуска далеко не все дети оказываются в достаточной мере реабилитирован-Соблюдение прав детей-сирот, развитие форм их жизнеустройстваными, по примерным экспертным оценкам, не более 20%. Остальные дети демонстрируют повышенные уровни тревожности, неуравновешенности, склонны к агрессивному поведению и в целом неадекватны в контактах с окружающими. Таков психологический фон, связанный с соматическими отклонениями. На данном фоне должны развиваться соответствующие навы-ки поведения в социуме, находящемся за пределами детского дома. Когда выпускник покидает детский дом, на первый план выходит отсутствие соци-альных компетенций, тогда как психосоматическая основа их формирования исчезает из поля зрения, по крайней мере, систематическое сопровождение выпускников, связанное с преодолением психосоматических расстройств, не ведётся.Важнейшие социальные навыки, развитие которых предположительно должно происходить во время пребывания в детских домах и которые фак-тически являются дефицитными, это навыки, связанные с необходимостью подчинения иерархическому контролю и осуществлением учебной деятель-ности и самоорганизацией. Дети должны подчиняться воспитателям и учи-телям, должны подчиняться режиму детского дома и образовательных учре-ждений, приобретать навыки самообслуживания, в том числе достаточно сложные, например связанные с приготовлением еды и работами на приуса-дебном участке (для детских домов, расположенных в сельской местности), демонстрировать определённые показатели успеваемости. Помимо собст-венно предметных трудностей, связанных с отсутствием соответствующих технических навыков, у многих воспитанников наблюдается дефицит собст-венно социальных навыков. Затруднения, связанные с их формированием и проявлением, обусловлены, прежде всего, неспособностью воспринимать персонал в качестве, во-первых, руководителей, т. е. вышестоящей инстан-ции, могущей отдавать распоряжения и требующей подчинения, а во-вторых, в качестве положительной ролевой модели, образца поведения взрослого человека, который может быть скопирован воспитанником.Из экспертного интервью:…Вы знаете, дети детского дома... Они уже где-то, когда-то в этой жизни во взрослых разочаровались. И к любому контакту [со взрослыми людьми] относятся с осторожностью.Такие дефициты особенно остро проявляются в первые годы пребывания в детских домах и восполняются тем менее успешно, чем в более старшем возрасте ребёнок сюда попадает. Эксперты называли случаи, когда в детский дом передавали детей в подростковом возрасте, в том числе в возрасте 14 и более лет. В некоторых случаях дезадаптация проявлялась при переводе де-тей из одного интернатного учреждения в другое. На новом месте переве-дённые зачастую оказывались источником конфликтов. Такие случаи связа-ны с закрытием и укрупнением ряда детских домов, а также с распростране-нием семейной формы жизнеустройства детей-сирот. В результате в детские дома попадают в основном дети старшего возраста, которые гораздо хуже поддаются педагогическому и воспитательному воздействию, поскольку младшие, как правило, попадают в замещающие семьи, минуя интернатные учреждения.Т.Д. Воронина, А.Ю. Рыкун, К.М. ЮжаниновТрудности адаптации особенно остро проявлялись в случае, если перево-дилась группа, а не отдельный ребёнок, и перевод был связан с сильным из-менением среды воспитанника, например с переездом из деревни в город и необходимостью адаптации к более серьёзным требованиям городского дет-ского дома.Таким образом, критериями адаптированности воспитанников могут считаться:- способность исполнять требования внутреннего распорядка детского дома и участвовать в коммуникации со сверстниками без регулярных эмо-циональных срывов;- способность участвовать в учебном процессе, демонстрируя хотя бы средние дисциплину и академические результаты (для большинства детей это оценка «удовлетворительно», хотя есть исключения, как положительные, так и отрицательные), способность интегрироваться в смешанный коллектив, не обосабливаться от недетдомовских детей;- наличие более или менее обоснованной программы действий на период после выпуска из детского дома, включающий владение информацией и на-выками относительно возможностей учёбы, трудоустройства и жилищного устройства;- наличие действенной информированной установки на реализацию сво-их законных прав.Критерии адаптированности выпускников связаны со способностью вести полноценную жизнь за пределами интернатного учреждения и вклю-чают в себя:- готовность использовать предусмотренные законодательством каналы реализации прав в отношении жилищного устройства, профессионального образования и трудоустройства (что, однако, вовсе не гарантирует скорую реализацию таких прав в необходимом объёме, особенно в отношении жилья и трудоустройства, речь идёт именно об информированности воспитанника и умении использовать формальные каналы, предусмотренные законом);- способность грамотно распоряжаться зачастую достаточно крупными денежными средствами, которые поступают на сберегательные счета воспи-танников в виде алиментов, пенсий, пособий и т.п. во время из пребывания в интернатных учреждениях и впоследствии передаются выпускникам;- способность к самостоятельной организации быта, созданию для себя комфортной среды;- способность строить устойчивые отношения с социальным окружени-ем, особенно не связанным с интернатной средой, т. е. способность устанав-ливать дружеские и профессиональные контакты и поддерживать их в тече-ние длительного времени;- способность к организации, воспроизводству и развитию полноцен-ных семейных отношений, исполнению супружеских и родительских обя-занностей.В этой связи представляется необходимым развитие, а в случае отсутст-вия - организация сопровождения и мониторинга постинтернатных траекто-рий жизнеустройства воспитанников, рассчитанных, по крайней мере, на краткосрочный (3-5 лет) и среднесрочный (7-10 лет) периоды. Такие сопро-Соблюдение прав детей-сирот, развитие форм их жизнеустройствавождение и мониторинг позволили бы, во-первых, выявить долю адаптиро-ванных и дезадаптированных воспитанников как в профессиональном, так и в семейно-бытовом аспекте, а во-вторых, определить факторы и обстоятель-ства, способствующие и препятствующие постинтерантной адаптации.В настоящее время к таким факторам относятся:- жилищная неустроенность, характерная для подавляющего большинст-ва выпускников;- отсутствие качественного образования: не только профессионального, но и общего среднего;- недостаток возможностей для трудоустройства и получения достаточ-ного регулярного дохода от трудовой занятости.Проблемы воспитанников во время пребывания в детском домеРаздражительность, несдержанность (в том числе в силу психофизиоло-гических причин) зачастую являются причинами конфликтов и нарушения коммуникации во время пребывания воспитанников в детских домах. В то же время эксперты говорят о том, что собственно правонарушения в детских домах - редкость, упоминавшееся воспитанниками воровство, в основном мелкое, «дедовщина» также не является тотальной. Хотя о степени её рас-пространения судить трудно, на основании ответов воспитанников и экспер-тов можно предположить, что проблема связана не только и не столько с контактами внутри детских домов, сколько с внешней противоправной сре-дой и связями, от которых воспитанников не всегда удаётся изолировать.Из экспертного интервью:О: Вот у нас Елена М., она пришла уже осуждена. Девочка жила в Со-ветском районе на улице Кулагина. Вы ориентируетесь, да? Тверская и Ку-лагина - это как бы вот рядом прилежащие территории, это Советский район. И ее сюда направили. Она от той среды не может оторваться.В: Физически, да, наверное?О: Физически, да. Мы обращались в наш департамент, допустим, ре-шить эту проблему. Но пока нам не удалось, мы направили, нам, естествен-но, присылают детей только по направлению департамента нашего. Мы обращались, но вот нам, понимаете, еще страшновато было, что вот если отправить ее дальше, например в Тогурский детский дом, это реально воз-можно, но, учитывая зимние условия, если бы она оттуда начала бегать, еще страшнее получается. Здесь она, мы можем к ней съездить в любой момент, а там получается, что где-то по дороге, не дай бог, замерзла или еще что-то. Это было бы еще хуже. А бегать бы она все равно [продолжала].Вследствие упоминавшегося выше возрастного изменения контингента интернатных учреждений (в детские дома сейчас в основном попадают де-ти старшего школьного возраста), заметной проблемой является отсутст-вие важной для подростка личной свободы, необходимость подчинения достаточно жёстким рамкам детского дома, хотя и по вполне понятным причинам.Эксперты также упоминали чувство материальной ущемлённости по сравнению с «домашними» детьми из обеспеченных семей, с которыми вос-Т.Д. Воронина, А.Ю. Рыкун, К.М. Южаниновпитанники детских домов контактируют, например, в школе. Важной про-блемой является отсутствие возможности уединения во время пребывания в детском доме.Важнейшими проблемами выпускников являются жилищная, трудо-устройство и создание/сохранение семей и исполнение семейных, в частно-сти родительских, обязанностей. Подобные проблемы имеют под собой как структурные причины, так и связанные с особенностями поведения выпуск-ников. К структурным причинам относятся отсутствие пригодного для про-живания жилья и финансовых средств для его ремонта или приобретения, априорно низкий образовательный уровень, вследствие которого многие вы-пускники неспособны освоить даже учебную программу техникумов, не го-воря уже о вузах, отсутствие необходимых позитивных социальных связей, т.е. отсутствие друзей или родственников, способных помочь решить про-блему трудоустройства и жилищную проблему. Права выпускников в про-фессиональной и жилищной сферах закреплены законодательно, они, как правило, получают информацию и о правах, и о конкретных возможностях ими воспользоваться, однако в ряде случаев не проявляют должной заинте-ресованности.В отношении жилищной проблемы как эксперты, так и сами воспитан-ники называли в качестве типичных ситуации, когда даже многократные об-ращения выпускников и сотрудников детских учреждений, органов опеки в местные органы исполнительной власти не приносили желаемого результата.Из интервью с выпускницей детского дома:В: Вы не пробовали решить вопрос со своим закрепленном жильём? Ведь если оно было в аварийном состоянии, администрация города и района должна была содействовать в улучшении ваших жилищных условий?О: Пробовали, обращались в администрацию, писала я заявку даже на окна, если не ошибаюсь, чтобы мне приехали и вставили окна, так как у ме-ня средств не было, стипендия 200 рублей и все - это заявление потерялось, я еще ходила раза два обращалась, но ни ответа, ничего не было.В: Вам сказали, что ваше заявление потерялось?О: Нет, такого не сказали, сказали: «Ваше заявление принято, девушка, ожидайте». Ждала я год, полтора года даже, и всё.Малая эффективность работы с органам
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 167
Ключевые слова
права детей сирот, интернатные учреждения, замещающие семьи, foster care, foster families, rights of orphansАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Воронина Татьяна Дмитриевна | Томский государственный университет | старший преподаватель кафедры социальной работы | tanyatomsk@mail.ru |
Рыкун Артем Юрьевич | Томский государственный университет | доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы философского факультета | a_rykun@mail.ru |
Южанинов Константин Михайлович | Томский государственный университет | кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы философского факультета | ukm55@yandex.ru |
Ссылки
