Влияние предприятий энергетики на социально-экономическоеразвитие и конкурентоспособность региона (на примере Саратовской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Влияние предприятий энергетики на социально-экономическоеразвитие и конкурентоспособность региона (на примере Саратовской области)

Топливно-энергетический комплекс играет важнейшую роль в развитии российской экономики, является основным бюджетообразуюшим сектором, от которого зависят остальные отрасли и социальная сфера. Несмотря на значительное влияние на федеральном уровне, нефтяные, газовые и энергетические предприятия могут слабо влиять или не влиять вообще на ситуацию в отдельных регионах, а их функционирование может быть сопряжено с огромными экологическими и социальными последствиями. Проблемам функционирования предприятий энергетики и их влиянию на ситуацию в регионах и посвящена данная статья.

THE INFLUENCE OF FUEL-ENERGY ENTERPRISES ON SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AND COMPETITION OF REGION BY EXAMPLE SARATOV OBLA.pdf Эффективное развитие российского топливно-энергетического комплек-са представляется на современном этапе одной из самых главных и приори-тетных стратегических задач народного хозяйства. Топливно-энергетический комплекс (нефть, газ, уголь и атомная энергия) Российской Федерации явля-ется одним из локомотивов экономического и социального развития Россий-ской Федерации, стабильное функционирование которого позволяет эффек-тивно решать многие государственные задачи, обеспечивать предприятия и население всеми видами энергии, наполнять государственный бюджет, обес-печивать энергетическую и экономическую безопасность Российского госу-дарства.В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Рос-сийской Федерации до 2020 г. («Концепции-2020») в разделе 1.2 «Вызовы предстоящего долгосрочного периода» отмечено, что одной из характери-стик, оказывающих серьезное влияние на социально-экономические процес-сы в России в ближайшие 10-15 лет, будет преодоление энергетических барьеров роста за счет повышения энергоэффективности и расширения ис-пользования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей, а также усиление ограничений роста, связан-ных с экологическими факторами, дефицитом пресной воды и изменением климата, что создает дополнительные возможности для России с ее огром-ными запасами пресной воды и экологически благополучными территория-ми. В разделе 1.3 «Целевые ориентиры» в качестве одной из глобальных це-лей указано лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рын-ки, превращение России в логистический узел глобальной энергетической инфраструктуры и ключевого участника выработки правил функционирова-ния глобальных энергетических рынков (http:// www.economy.gov.ru/). Таким образом, в стратегических планах государства развитие топливно-энергетического комплекса имеет приоритетное значение. Однако мало об-ладать развитым топливно-энергетическим комплексом как фактором, по-вышающим конкурентоспособность страны, необходимо также рационально использовать имеющиеся топливные и энергетические ресурсы. В Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. был провозглашен курс на скорейшую модернизацию народного хозяйства, и в качестве одного из приоритетов модернизации обозначено повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели использования ре-сурсов [1].В то же время необходимо отметить, что как ведущие отрасли народного хозяйства, так и отрасли и предприятия энергетического комплекса не обо-шел стороной экономический кризис 1990-х гг. Деинвестированием, про-изошедшим в тот период, можно объяснить современный российский курс на модернизацию, который возник не сразу и не сам по себе. Как подчерки-вается в Послании, производственные комплексы по добыче нефти и газа, обеспечивающие львиную долю бюджетных поступлений, ядерное оружие, гарантирующее безопасность государства, промышленная и коммерческая инфраструктура - «все это создано большей частью еще советскими специа-листами, иными словами, это создано не нами… все это стремительно уста-ревает, устаревает и морально, и физически» [1]. Подавляющее большинство используемых сегодня производственных и энергетических мощностей было создано во времена СССР, часто в 1930-1950-е гг., основные фонды ТЭК должным образом не обновлялись, в нефтедобывающей Российской Федера-ции начиная с 1970-х гг. не введено в эксплуатацию ни одного современного нефтеперерабатывающего предприятия, повсеместно происходят аварии в энергетической системе, что подтверждает факт энергетического кризиса в Москве, разразившегося несколько лет тому назад, а также случаи перебоев с энергоснабжением в ряде регионов Российской Федерации (Дальний Вос-ток, Камчатский край, регионы Крайнего Севера).Таким образом, с одной стороны, налицо необходимость строительства и ввода в эксплуатацию новых энергетических и производственных мощно-стей. С другой стороны, новое строительство крупных предприятий ТЭК (особенно крупные проекты), как правило, вызывает нарекания со стороны экономистов и экологов, многие проекты являются спорными с экономиче-ской и социальной точки зрения, вызывают дискуссии и полярные мнения в обществе, например проект строительства алюминиевого завода на 4000 ра-бочих мест компанией «РУСАЛ» с одновременным строительством и вводом в эксплуатацию 5-го и 6-го энергоблоков Балаковской атомной электростан-ции (город Балаково Саратовской области), проект строительства Богучан-ской ГЭС в Красноярском крае для дальнейшего развития Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО) - крупного предприятия по производству алюминия, также находящегося в собственности «РУСАЛа», проект строительства ГЭС в Якутии, связанный с затоплением больших тер-риторий. Не последнюю роль сыграла здесь и проведенная реформа РАО «ЕЭС России», в ходе которой современные и прибыльные электростанции были проданы иностранным инвесторам, а устаревшие и убыточные элек-тростанции остались в собственности российских акционеров (например,Влияние предприятий энергетики на развитие и конкурентоспособность регионабалансодержателем неликвидных активов в энергетике является РАО «Даль-ний Восток» (г. Хабаровск). На подобную порочную практику реформиро-вания в свое время указывал Б.Ю. Кагарлицкий, причем в ходе реформы РАО «ЕЭС России» сами иностранные инвесторы выступали с критикой действий А. Чубайса [2. С. 130].В то же время ситуация в стратегически важных отраслях народного хо-зяйства, обладающих опасными в техногенном отношении объектами, в том числе и в топливно-энергетическом комплексе, является уже не локальным, а общегосударственным делом. По выражению ученых Российского государ-ственного гуманитарного университета, огромные размеры территории РФ требуют развитой и мощной инфраструктуры - информатики, дорожно-транспортной сети, связи и энергетики, функционирующих в суровых гео-графических условиях [3. С. 624]. Позиционирование Россией себя как «энергетической сверхдержавы» и энергетический кризис в отношениях ме-жду Россией и Украиной, в ходе которого в заложниках ситуации оказались страны Западной Европы, вывели данную проблему на европейский и даже мировой уровень. Подобная ситуация обусловливает необходимость прове-дения всесторонних исследований в данной области, экономической, соци-альной и экологической оценки последствий принимаемых инвестиционных решений, оценку корпоративной и социальной политики, проводимой круп-ными предприятиями топливно-энергетического комплекса в отношении регионов.Саратовская область занимает территорию 101,2 тыс. кв. км и является одной из крупнейших в Приволжском федеральном округе. В ее состав вхо-дит 38 административных районов, 18 городов, 27 поселков городского типа. Численность населения по состоянию на 1 января 2008 г. составляет 2,6 млн человек, в том числе 74,1% городского и 25,9% сельского. Численность эко-номически активного населения - 1,6 млн человек, или 62,4%.В целом область небогатая, среднемесячная номинальная заработная плата работников составляла на 1 января 2009 г. 12 тыс. руб., или примерно 75% от среднероссийского уровня. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составляет 5,6 тыс. руб., численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, составляет 23% от чис-ленности всего населения области.Ситуация на рынке труда выглядит следующим образом. В настоящее время региональное Министерство занятости, труда и миграции говорит примерно о 32 тыс. официально зарегистрированных безработных (1,4% на-селения), безработица растет высокими темпами. На наш взгляд, данные цифры занижены в несколько раз. По мнению независимых экспертов, чис-ленность безработных в области с учетом оценок по скрытой безработице достигает 100 тыс. человек, о планируемых в 2009 г. сокращениях объявили такие предприятия, как ОАО «Оргсинтез», ООО «Саратовоблгаз», ЗАО «Волжский дизель имени Маминых», ОАО «Балаковские минеральные удобрения», ОАО «Саратовский подшипниковый завод», ОАО «Роберт Бош Саратов», ОАО «Балаковорезинотехника», Балаковская АЭС и Саратовская ГЭС. В ноябре 2008 г. губернатор Саратовской области П.Л. Ипатов подпи-сал распоряжение о сокращении численности работников правительства об-ласти на 10%, вторая волна сокращений в правительстве прошла осенью 2009 г. В марте 2009 г. об оптимизации своей численности на 5% заявила и администрация г. Саратова.Вся экономическая активность в области сосредоточена в 4-5 районах, примыкающих к Волге, - г. Саратов и Саратовский район, Энгельсский рай-он, Марксовский район, Вольский район, Балаковский район. Оставшиеся 33 района области представляют собой экономичеки неразвитые террито-рии с преобладанием мелкого предпринимательства, торговли, сельскохо-зяйственным производством, в основном растениеводством, так как живот-новодство в области развито очень слабо. Промышленный потенциал не-больших городов в этих муниципальных районах практически разрушен, во многих нет вообще промышленных предприятий, т. е. область в настоящее время является преимущественно аграрной (справедливости ради следует отметить, что практически аналогичная ситуация складывается в Тамбов-ской, Ульяновской и Астраханской областях, и это во многом проблемы ру-ководства регионами). В соответствии с географическими и экономическими условиями Саратовская область делится на две большие сельскохозяйствен-ные зоны: правобережную и левобережную (Заволжье). Область относится к зонам рискованного земледелия, и урожайные годы могут сменяться неуро-жайными. В годы последних советских пятилеток в Саратовской области была создана мощнейшая мелиоративная система, особенно в Заволжье, ко-торая во многом была разрушена в годы реформирования (для мелиорации использовались алюминиевые трубы, которые подверглись массовым хище-ниям в 1990-е гг.), поэтому для населения многих заволжских районов (Ал-гайский, Новоузенский, Озинский) в настоящее время проблемой становится наличие элементарных источников питьевой воды, не говоря уже о развитии сельскохозяйственного производства.Саратов является типичным городом Поволжья, равно как и Саратовская область - типичным регионом Российской Федерации по экономическому и инвестиционному потенциалу, уровню развития и жизни населения. В то же время топливно-энергетический комплекс области представляет собой высо-коразвитую многоуровневую систему генерирующих и сетевых энергетиче-ских мощностей, а также газотранспорта и газораспределения (в анализе делается упор именно на энергетический комплекс, так как нефтедобыча и газодобыча в Саратовской области в целом представлены незначительно).На территории области развиты практически все освоенные виды энергогенераций: атомная станция, гидроэлектростанция, а также комбинированные источники энергии - теплоэлектроцентрали. Можно утверждать, что топливно-энергетический комплекс Саратовской области является одним из столпов и ключевых факторов конкурентоспособности региональной экономики, благодаря которому во многом существуют и держатся все отрасли. Особый интерес, на наш взгляд, представляет энергетическое хозяйство Саратовской области, которое является крупнейшим в Приволжском федеральном округе. В Саратовской области ежегодно производится более 41 млрд кВт·ч электроэнергии, две третиВлияние предприятий энергетики на развитие и конкурентоспособность регионакоторой поставляется в дальнейшем во многие регионы Российской Федерации, в основном через НОРЭМ - Новый (общероссийский) оптовый рынок энергетической мощности. Из всей электрогенерации 72% приходится на Балаковскую атомную станцию, 13% - на тепловые станции (теплоэлектороцентрали), которых в области пять (3 ТЭЦ - в Саратове, 1 ТЭЦ - в Энгельсе, 1 ТЭЦ - в Балакове), примерно 15% - на Саратовскую гидроэлектростанцию, расположенную также в г. Балакове. Другие производители электроэнергии в области практически отсутствуют, что позволяет сделать вывод о значительной монополизации рынка электроэнергии крупными генерирующими предприятиями, а именно о существовании олигопольной структуры рынка генерации, когда он поделен между крупными генерирующими предприятиями. Суммарная мощность и структура производства электроэнергии в Саратовской области практически не меняются на протяжении ряда последних лет, хотя имеет место увеличение суммарной выработки электроэнергии всеми вышеназванными предприятиями, например атомная станция увеличила свою выработку за последние 5 лет на 4%, гидроэлектростанция - на 5%. Тепловые станции вырабатывают электроэнергию практически на одном уровне, что может быть вызвано факторами износа оборудования, самой дорогой себестоимостью 1 кВт·ч, получаемого на областных ТЭЦ, а также тем, что для производства электроэнергии здесь в качестве топлива используется в основном мазут, что в целом отрицательно влияет на экологическую составляющую.Экономические возможности предприятий энергетического сектора весьма велики в той части, которая касается внутрикорпоративной ситуации (высокие зарплаты, премиальные, полный социальный пакет для работни-ков), а также содержания объектов собственной инфраструктуры. В то же время в Саратовской области наблюдается интересная ситуация: предпри-ятия энергетики в настоящее время не то чтобы полностью устраняются от решения социальных задач региона, но часто участвуют в них для «галочки», при этом речь не идет о каких-либо льготных тарифах на электроэнергию, о содержании объектов социальной сферы, об инвестициях в социальную ин-фраструктуру. Например, один из респондентов, работник энергетической отрасли, при проведении социологического исследования в рамках проекта высказал такие мысли по поводу инвестиций энергетиков в социальную сфе-ру: «Не знаю, как на других предприятиях, в общем-то, особо не слышал, на нашем ситуация обстоит так, что какой-то долгосрочной стратегии и поли-тики нет, все делается спонтанно и ситуационно, и, как правило, это связано с двумя мотивами: 1) это реклама, популизм, PR-акции, либо 2) это чисто экономический мотив, ну, спрятать деньги, от инвесторов, от акционеров, то есть раздать в помощь, в благотворительных программах поучаствовать, чтобы занизить свой финансовый результат для определенных целей. Это все делается опять же таки ситуационно, в каком порядке: дается команда, письма, собрать письма в каких-то правительственных органах, учреждени-ях, благотворительные фонды, ветераны, и на них дается ответ, такие не-большие суммы, чисто символические, несколько десятков тысяч рублей, а вцелом набегает, в общем-то, неплохо, может быть, и полмиллиончика, мо-жет, и меньше, но уже есть, что показать, есть за что отчитаться, в общем, я считаю, что это для галочки по большому счету, а не для того, чтобы какой-то вклад в социальную сферу области сделать».В качестве ярчайшего примера в подтверждение этих доводов можно привести ситуацию с женской профессиональной волейбольной командой «Балаковская АЭС», которая представляла Саратовскую область в элитном волейбольном дивизионе. Несколько лет назад данная команда была создана при поддержке губернатора области Павла Ипатова, который в то время возглавлял АЭС, и в кратчайшие сроки добилась выдающихся результатов, была даже обладателем Кубка России и успешно выступала на международ-ной арене в Еврокубке, игроки команды неоднократно призывались под зна-мена национальной сборной России. После перехода на должность губерна-тора Саратовской области П.Л. Ипатов в силу различных причин охладел к команде, которую создал. Ныне действующий директор Балаковской АЭС Виктор Игнатов, по выражению руководства волейбольной команды, «к спорту был всегда равнодушен». Если в момент формирования команды ее бюджет во многом формировался атомной станцией и доходил до 32 млн рублей, то в 2008 г. станция перечислила клубу всего 2 млн спонсорских де-нег, а с начала 2009 г. вообще отказалась от финансирования команды, при-чем решение об отказе принималось непосредственно в «Росатоме». В ре-зультате в сезоне чемпионата России 2008/09 г. команда обосновалась на последнем месте в турнирной таблице, 10-е место из 10 команд, имелась пя-тимесячная задолженность по заработной плате, денег хватало только на обеспечение командировок на официальные матчи. Итог сколь печален, столь и закономерен - по результатам текущего сезона команда переведена в низший дивизион, и в настоящее время руководство команды ставит вопрос о возможности ее дальнейшего существования. В Саратовской области су-ществует еще один профессиональный волейбольный клуб с характерным названием «Энергетик», чьим спонсором ранее выступало ОАО «Саратов-энерго», и клуб показывал очень неплохие результаты, но с началом рефор-мирования энергетической системы «Саратовэнерго» также отказалось от спонсорства, и в настоящее время клуб «Энергетик» играет на периферии отечественного волейбола, во втором дивизионе (Саратовский взгляд. 2009. №12 (156). С. 20). Подобная ситуация на предприятиях энергетики и неже-лание топ-менеджмента участвовать в социальных программах делает инве-стиции в социальную сферу региона со стороны энергетических компаний незначительными или даже невозможными.При модернизации энергетического хозяйства и реализации крупных инвестиционных проектов в энергетике следует выделить два больших направления инвестиционной деятельности: 1) строительство современных высоковольтных электрических сетей большой пропускной способности; 2) наращивание действующих генерирующих мощностей в энергетике прежде всего за счет ввода в эксплуатацию новых энергоблоков атомных станций.По поводу первого направления можно отметить следующее. В марте 2008 г. Правительство Российской Федерации утвердило Генеральную схемуВлияние предприятий энергетики на развитие и конкурентоспособность регионаразмещения объектов электроэнергетики в стране до 2020 г., которая решает многие энергетические вопросы и регионах, в частности в Саратовской области. При подготовке предложений в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 г. региональным Министерством промышленности и энергетики учитывался ежегодный рост потребления электрической энергии в области, который в среднем составляет 6%. Для поддержания должного внешнего резерва мощности в дефицитной части Саратовской энергосистемы Министерством было предложено приведение мощностей Балаковского энергоузла к центру энергопотребления путем строительства высоковольтной линии электропередачи Балаковская АЭС - Курдюм (село на Волге под Саратовом) протяженностью 206,2 км, что обеспечит наличие резерва и позволит выдать мощность АЭС в правобережную часть Саратовской области. Ориентировочная стоимость строительства составит 5 млрд рублей. Кроме того, запланировано строительство высоковольтной линии электропередачи мощностью 220 кВ Балаковская АЭС - РП Центральная. Нарастание потребления при отсутствии ввода новых мощностей постепенно приводит к тому, что система начинает работать без надлежащих резервов пропускной способности сети. Как следствие при наличии в целом в Саратовской области, да и в целом в стране резерва генерирующей мощности отсутствует возможность его переброски в те регионы, где выросло потребление. По данным журнала «Эксперт», в Саратовской области в настоящее время нет сетей, по которым вся выработанная электроэнергия поступала бы в Единую энергосистему, поэтому получается «сапожник без сапог» (Эксперт-Волга. Региональный деловой журнал. 2009. №14-16 (143). С. 22 // www. expert. ru). Именно поэтому в Генеральную схему вошли также мероприятия по дополнительному укреплению линий электропередачи и выдаче энергетической мощности Балаковской АЭС за пределы региона, в Самарскую, Ульяновскую и Волгоградскую области.Важным направлением обновления российского энергетического хозяйства является ввод в эксплуатацию новых генерирующих мощностей. Это направление вполне вписывается в общий вектор федеральной энергетической политики на глобальных рынках. Например, премьер-министр России В.В. Путин, находясь с официальным визитом в Японии, 12 мая 2009 г. заявил, что в Российской Федерации до 2020-2021 гг. будет построено и введено в эксплуатацию 28 новых энергоблоков на различных АЭС, и предложил японским партнерам поучаствовать в совместных энергетических бизнес-проектах. Данный вопрос в Саратовской области имеет большую предысторию, и именно по поводу ввода в действие новых энергоблоков Балаковской АЭС в настоящее время ведется ожесточенная дискуссия. Осенью 2006 г. в области прошла информация, что концерном «Росэнергоатом» подготовлен проект достройки 5-6 энергоблоков Балаковской атомной станции, который был утвержден Правительством Российской Федерации в целевой программе «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на период до 2015 года». Согласно этой информации, с учетом поручения В.В. Путина,данного по итогам встречи с губернатором области П.Л. Ипатовым, концерном рассматривается возможность финансирования строительства атомных энергоблоков из внебюджетных источников, в том числе и энергоблоков Балаковской АЭС. Объекты станции - 5-6-й энергоблоки -имеют высокую строительную готовность и обеспечены проектной документацией (по информации, полученной от респондентов в ходе интервью, 5-й энергоблок имеет готовность 50%, 6-й - примерно 30%) .Однако при ближайшем рассмотрении данная информация оказалась весьма преувеличенной. При пристальном изучении данного вопроса удалось выяснить, что в новейшей истории Российской Федерации принималось четыре программных документа, посвященных развитию энергоатомного комплекса Российской Федерации (www.mnogozakonov.ru/, www. prof-cons.ru/):1..Программа развития атомной энергетики РФ на 1998-2005 годы и на период до 2010 года, утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 июня 1998 года №815, Председатель Правительства РФ С.В. Кириенко.2.Концепция Федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», утверждена Распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2006 года №1019-р, Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков.3.Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», утверждена Постановлением Правительства РФ от 06 октября 2006 года №605, Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков.4.Программа деятельности государственной корпорации по атомной энергетике «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 годы), утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2008 года №705, Председатель Правительства РФ В.В. Путин.Ни в одной из этих программ ничего не говорится о достраивании 5-го и 6-го энергоблоков Балаковской АЭС, сооружение которых было законсервировано в начале 1990-х гг., в ближайшей перспективе. Также о необходимости нового строительства ничего не говорится и в региональной среднесрочной Программе социально-экономического развития, в ней записано, что «необходима модернизация 1-4-го энергоблоков АЭС». В то же время в первой программе указываются сроки окончания эксплуатации действующих блоков Балаковской АЭС: 1-й блок - 2015 г., 2-й блок -2017 г., 3-й блок - 2018 г., 4-й блок - 2023 г. (мощность каждого блока 1 ГВт). В первой программе вообще было сказано о том, что наиболее перспективными для строительства новых атомных станций являются регионы Северо-Запада, Центра и Северного Кавказа, а увеличение мощности АЭС на Средней Волге (т. е. в Балакове) не предусматривалось. В концепции второй программы говорилось о необходимости строительства в Российской Федерации 31 атомного энергоблока общей мощностью 23,2 ГВт (достройка 2-го энергоблока Волгодонской АЭС - 2009 г.,Влияние предприятий энергетики на развитие и конкурентоспособность регионачетвертого энергоблока Калининской АЭС - 2011 г., строительство трех энергоблоков нового поколения на Нововоронежской АЭС - 2012 г. и Ленинградской АЭС - 2014 г.). В четвертой, последней программе, упоминается необходимость лишь модернизации действующих 1-3-го энергоблоков Балаковской АЭС с выделением соотвествующих финансовых средств: 1-й блок - 2009-2015 гг. - 4982 млн рублей, 2-й блок - 2012-2017 гг. - 3206,5 млн рублей, 3-й блок - 2009-2018 гг. - 2998 млн рублей. По оценкам тех же программных документов, строительство одного энергоблока в современных условиях обходится в 55-57 млрд рублей за 1 ГВт установленной мощности. В качестве подтверждения - строительство энергоблока № 1 на Нововоронежской АЭС, согласно Программе «Росатома», обходится в 53028,3 млн рублей, достройка энергоблока №5 в Курской области (г. Курчатов) - в 35546,8 млн рублей.Иное дело, что в Российской Федерации и Саратовской области в том числе в крупных бизнес-структурах и региональных органах законодательной и исполнительной власти имеются конкретные силы, которые были бы заинтересованы в реализации такого крупномасштабного проекта, как строительство 5-го и 6-го энергоблоков АЭС. Истоки этой заинтересованности относятся ко времени руководства Саратовской областью губернатора Д.Ф. Аяцкова, который по совместительству руководил федеральной структурой - Союзом территорий и предприятий атомной энергетики (СТИПАЭ РФ) и уделял достаточно большое внимание вопросам развития атомной энергетики. В частности, 20 июня 2003 г. в городе-спутнике Калининской АЭС под председательством Д.Ф. Аяцкова прошло заседание правления Союза территорий и предприятий атомной энергетики, в котором приняли участие министр РФ по атомной энергии А. Румянцев, заместители министра Э. Антипенко и А. Малышев, генеральный директор концерна «Росэнергоатом» О. Сараев, исполнительный директор концерна С. Иванов, губернаторы атомных регионов, мэры атомных городов России и Украины, представители атомных станций. По сообщению пресс-центра атомной энергетики, участники заседания практически единогласно отметили недостаточный объем целевых средств резерва на развитие атомных станций на 2004 г., предлагаемый Минэкономразвития РФ, и решили, что руководители субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены АЭС, а также где планируется строительство АЭС и АТЭЦ до 2020 г., обратятся в Правительство Российской Федерации с предложением об увеличении объема средств на инвестиционную программу развития атомной энергетики в 2004-2006 гг. Кроме того, будет продолжена разработка альтернативных вариантов привлечения инвестиционных ресурсов в базовую подотрасль электроэнергетики - атомную энергетику. Таким образом, бывший губернатор Саратовской области Д. Аяцков открыто лоббировал продвижение инвестиционных программ, связанных с развитием Балаковской АЭС, а также с альтернативным, внебюджетным финансированием строительства блоков.В апреле 2005 г. Саратовской областной думой по представлениюПрезидента РФ губернатором Саратовской области был избран бывший руководитель Балаковской АЭС П.Л. Ипатов, который пришел к власти при огромном кредите доверия со стороны населения. Население губернии ожидало, что с его приходом в экономическом плане область осуществит кардинальный прорыв, в регион придут крупные предприятия со своими инвестиционными программами. Однако спустя четыре года после прихода нового руководства область по-прежнему была и остается аграрной. Политическая нестабильность, крупные коррупционные скандалы (арест бывшего мэра Саратова Ю. Аксененко, осуждение министра транспорта Г. Джлавяна и министра сельского хозяйства региона А. Несмысленова, убийство прокурора области Е. Григорьева) только укрепляют нежелание федеральных министерств и государственных корпораций включать регион в свои инвестиционные программы. Не приходят в Саратовскую область и крупные предприятия, несмотря на наличие специальной структуры в правительстве области - министерства инвестиционной политики - и усилия этого ведомства по привлечению инвесторов.Шанс превратить область в регион-локомотив современной России появился в 2007 г., когда сразу два крупнейших предприятия российской металлургии - ОАО «РУСАЛ» и ОАО «Северсталь» - решили построить в Саратовской области свои предприятия. «РУСАЛ» выразил желание построить в Балакове крупнейший в мире энергометаллургический комплекс, включающий алюминиевый завод мощностью 1,05 млн тонн в год и одновременную достройку 5-го и 6-го блоков АЭС, а ОАО «Северсталь» запланировало сооружение мини-завода по производству металлопроката мощностью 1 млн тонн в год. Реализация данных проектов предполагалась на основе государственно-частного партнерства, основные участники финансирования - федеральный и региональный бюджеты, корпорация «Росатом», инвестиционные средства «РУСАЛа» и «Северстали». Безусловно, сильной стороной данных проектов является создание рабочих мест, что очень актуально для такого города, как Балаково. Уже называлась предполагаемое число рабочих мест на алюминиевом заводе - четыре тысячи человек, плюс еще две тысячи будут обслуживать 5-го и 6-го блоки АЭС в случае их достройки. Предполагаемый объем инвестиций в строительство энергометаллургического комплекса - 7 млрд долларов США, что сопоставимо с затратами на проведение зимней Олимпиалы в Сочи в 2014 г. и является подтверждением глобальности заявленного проекта. Инвестиции в строительство мини-завода ОАО «Северсталь» - 15 млрд рублей, предполагается, что продукция только этого мини-завода составит примерно 10% валового регионального продукта (ВРП) Саратовской области. Таким образом, проекты весьма интересны и амбициозны, и у них появились активные «лоббисты» - представители органов областной и муниципальной власти в Саратовской области во главе с действующим губернатором, а также руководство данных акционерных обществ.Однако с самого начала реализация данных проектов стала сталкиваться с активным сопротивлением экологов и общественности Балаковского муниципального образования, а в настоящее время реализацию данныхВлияние предприятий энергетики на развитие и конкурентоспособность регионаинвестиционных проектов отодвинул на неопределенное время мировой финансовый кризис, в ходе которого пострадала капитализация обеих компаний, в наибольшей степени - капитализация «РУСАЛа» (по оценкам экспертов, «РУСАЛ» потерял более 90% своей стоимости и должен своим кредиторам более 14 млрд долларов). Весной 2009 г. велась речь о приостановке «РУСАЛом» строительства Богучанской ГЭС в Красноярском крае из-за больших долгов компании перед подрядчиками (Коммерсантъ. 2009. 27 апр.). Отметим, что одним из мотивов строительства и ввода в эксплуатацию Богучанской ГЭС является дальнейшее развитие Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО) - крупного предприятия в Красноярском крае по производству алюминия, находящегося в собственности «РУСАЛа», т. е. производственные мощности по алюминию в большом количестве уже имеются.Тем не менее деятельность корпораций по строительству заводов в Саратовской области в настоящее время медленно, но ведется. По сообщению саратовского информационного сайта www.redkollegia.ru от 24.02.2009 г., появились официальные документы, подтверждающие намерение «РУСАЛа» построить в Балакове алюминиевый завод: «В распоряжение представителей местных СМИ на днях попали официальные бумаги, подтверждающие намерение «РУСАЛа» построить завод на территории Балаковского муниципального района. Речь идет о заявлении представителя ООО «РУС-Инжиниринг» о выделении земельного участка в 1000 га и постановлении главы администрации БМР Андрея Галицина «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в границах Матвеевского муниципального образования (бывшие земли КФХ Жидкова (Николевка) Балаковского района». Данные на официальном сайте компании свидетельствуют о том, что она создана как управляющая компания инжинирингово-строительного дивизиона «РУСАЛа». По всей видимости, несмотря на кризис, компания «РУСАЛ» стремится закрепить за собой земельный участок для будущего строительства, а будет ли это строительство в Саратовской области осуществлено, покажет время. Именно этот объект является стимулом для сооружения 5-го и 6-го энергоблоков, так как наиболее энергоемкое производство алюминия. По поводу второго объекта - «Северсталь» - земельный участок под строительство площадью около 350 га южнее Балакова уже выделен и сдан в аренду, но строительство завода пока не ведется, также по причине финансовых трудностей головной компании. Относительно строительства данного мини-завода «Северсталь -Сортовой завод Балаково» федеральным государственным учреждением «Главгосэкспертиза России» в 2009 г. было выдано отрицательное заключение № 023-09/ГГЭ-5831/02/ № в Реестре 00-3-4-0143-09, как будет развиваться ситуация со строительством, покажет ближайшее время.По поводу сопротивления строительству данных заводов местных эколо-гов и общественников хотелось бы сказать следующее. Жители Балакова обеспокоены неблагоприятной экологической обстановкой, повышенной распространенностью в городе и районе онкологических и легочных заболе-ваний. В настоящее время ряд депутатов Законодательного собрания БМР,экологи и общественники проводят акцию по сбору подписей для проведе-ния референдума о возможности запрета строительства заводов, собрано уже более 29 тыс. подписей, и основной мотив сбора подписей и протеста эколо-гов - страх перед неблагоприятной экологической обстановкой и возможно-стью техногенной катастрофы. Вот что по поводу строительства данных за-водов сказала при проведении социологической части исследования предсе-датель Балаковского городского отделения общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» А.М. Виноградова:Я абсолютный сторонник отказного решения, то есть я абсолютно уверена, что эти предприятия здесь быть не должны, и в первую очередь по экологическим причинам. Почему? Потому что Балаково один из самых не-благоприятных в экологическом плане городов России. Он в приоритетном списке самых загрязненных городов по данным министерства, Гидрометео-центра, он на самом деле неблагополучен, потому что здесь имеется ряд химических и энергетических объектов с десятилетними превышениями загрязнений вредными веществами, есть такой показатель - индекс загряз-нения атмосферы (ИЗА), он должен быть в пределах пяти, максимум семи единиц. В Балаково же этот индекс составляет 15-20, это официальные данные, что уровень загрязнения атмосферы высокий, даже очень высокий. Еще в 1987 году вышло постановление Правительства СССР, где был запи-сан ряд городов, в которых запрещалось дальнейшее строительство новых объектов промышленности и расширение старых в связи с тем, что име-ется много причин, но главной причиной является то, что уже был исчерпан тот самый экологический ресурс и потенциал. В этом списке было 10 горо-дов, в том числе и наш город Балаково. У нас есть нормативные докумен-ты, которые показывают, что дальнейшее развитие промышленности здесь нежелательно, это так называемые СНИПы, по которым определя-ется место размещения промышленных объектов. В 25-километровой зоне АЭС они запрещают строительство новых объектов. Есть схемы терри-ториального развития местности, которые сейчас дорабатываются «Са-ратовгражданпроектом», и там есть такой том третий, в котором напи-сано, что состояние природной среды не позволяет, не соответствует требованиям по размещению этих объектов, в первую очередь из-за подто-пления. Есть том первый в этих схемах, который характеризует состоя-ние самой окружающей среды, и есть глава рекомендаций, там не рекомен-дуется дополнительной промышленной нагрузки, то есть одно дело - «хочу я или не хочу», но есть исчерпывающая информация, которая подтвержда-ет экологическое неблагополучие и не рекомендует наращивание этого эко-логического неблагополучия. Ну, и учитывая то, что в экономическом от-ношении это объекты, в которых не так много работающих. Например, «Северсталь», там всего 300-450 рабочих мест, на алюминиевом заводе также небольшое количество рабочих мест, причем это не будут работни-ки балаковские. У «Северстали», может быть, там какой-нибудь неболь-шой процент их и будет, а у «РУСАЛа» сложилась своя политика, у них есть свой строительный десант, они его привозят, строительный десант отработал, выстроил, и они его увозят на другие о

Ключевые слова

регион, социально-экономическое развитие, энергетика, модернизация, инвестиционный проект, экология, region, socio-economic progress, energetics, modernization, investment project, ecology

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Малый Вадим ИгоревичПоволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпинадоктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой антикризисного управленияsreda@email.ru
Гусев Владимир ВладимировичПоволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпинакандидат экономических наук, доцент кафедры антикризисного управленияvladgus2006@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года // www.kadis.ru
Кагарлицкий Б.Ю. Происходит ли в России смена элит? // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 2001. 384 с.
Советское общество: возникновение, развитие,исторический финал: В 2 т. Т. 2: Апогей и крах сталинизма / Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1997. 761 с.
Афанасьев Ю.Н. Опасная Россия: традиции самовластья сегодня. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. 432 с.
Яницкий О.Н. Россия: экологический вызов (общественное движение, наука, политика). Новосибирск: Сиб. хронограф, 2002. 428 с.
Симонов К.В. Энергетическая сверхдержава. М.: Алгоритм, 2006. 272 с.
 Влияние предприятий энергетики на социально-экономическоеразвитие и конкурентоспособность региона (на примере Саратовской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Влияние предприятий энергетики на социально-экономическоеразвитие и конкурентоспособность региона (на примере Саратовской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия