Социально-политические аспекты укрепления межнациональныхотношений в целях активизации инвестиционного взаимодействия | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Социально-политические аспекты укрепления межнациональныхотношений в целях активизации инвестиционного взаимодействия

Рассматриваются межнациональные отношения в контексте инвестиционной политики, исследуются причины и условия стабилизации межнациональных отношений в целях активизации инвестиционного взаимодействия. Определяются актуальные пути, способствующие оптимизации социально-экономических процессов в обществе, повышению инвестиционной привлекательности конкретной территории.

SOCIOPOLITICAL ASPECTS OF STRENGTHENING OF INTERNATIONAL RELATIONS WITH A VIEW OF ACTIVIZATION OF INVESTMENT INTERACTION.pdf Усложнение социокультурной динамики современного социума отража-ется на развитии социологии, которая обретает рефлексивный характер: с одной стороны, углубляется предметная спецификация, создаются иннова-ционные, собственно социологические методы, с другой - актуализируются тенденции взаимодействия с гуманитарными и естественными науками, у которых заимствуются отдельные термины и даже концепции, которые в дальнейшем наполняются социологическим содержанием. Само разнообра-зие социального существования ориентирует социологов к поиску диалога, более углубленного взаимодействия ради понимания и осмысления социаль-ных, экономических и политических тенденций и процессов в современном мире. Таким образом, именно с позиций социологии приобретает актуаль-ность рассмотрение проблемы стабилизации и укрепления межнациональ-ных отношений в целях активизации инвестиционного взаимодействия.Изучение указанной проблемы требует осмысления некоторых социоло-гических теорий. Анализируя труды К. Маркса, можно заключить, что не-смотря на определенную абсолютизацию экономического детерминизма, ясно, что экономические, социальные, политические и духовные структуры диалектически взаимодействуют друг с другом, т. е. на основе экономиче-ской необходимости складывается сложная система взаимосвязанных соци-альных, политических и духовных отношений, которая определяет характер общественного сознания, положение субъектов, побуждая их к тем или иным действиям. Диалектико-материалистическая теория К. Маркса и Ф. Энгельса рассматривает общественные конфликты и противоречия, пути их разрешения как главный фактор социальных изменений. При этом следу-ет отметить, что конфликты как социальные факты рассматриваются с цен-ностной позиции - позитивно или негативно.На смену марксистскому подходу к общественному развитию как диа-лектике субъективного и объективного факторов в начале ХХ в. после Пер-вой мировой войны приходят новые политические реалии, которые знаме-нуют собой отказ от пассивных политических объектов, востребованными оказываются активные личности, способные сознательно участвовать в пре-образовании общества. Происходит смена моделей социального управления. Здесь следует упомянуть теорию духовно-политической гегемонии А. Грамши, предполагающую духовно-политическое, интеллектуальное и морально-этическое лидерство.Обращаясь к методологии М. Вебера, следует отметить, что эффективная инвестиционная политика требует достаточного развития целерациональных действий индивидов. Соответственно, должны сформироваться институты гражданского общества, которые предполагают развитие индивидуализма, личной ответственности. Требуют становления культурные и социальные реалии, способные оказывать достаточно серьезное противодействие ирра-циональным влечениям власти.Так, по мнению ряда представителей социального психоанализа, для час-ти россиян актуальна проблема силой сознания воспринять новые рыночные и демократические институты или создать видимость их восприятия. Это приводит к тому, что психика вынуждена оберегать себя с помощью ряда защитных механизмов, которые вместе с тем примитивизируют поведение людей.Так, индивид может защитить себя с помощью отрицания - неприятия реальной политики, замены ее вымыслами. В российской ментальности со-держится большой компонент долготерпения невзгод от иррационализма в политике - революций и контрреволюций, реформ и контрреформ. Отнюдь не случайно задача удвоения ВВП воспринимается населением как умозри-тельный лозунг, ни одна из социально-профессиональных групп населения не видит в ее решении своей роли, своего возможного выигрыша в случае ее реализации [1. С. 258].Стабилизация и укрепление межнациональных отношений как инстру-мент активизации инвестиционного взаимодействия приобретают значи-мость для многих регионов России, в том числе и для Саратовской области, представляющей многонациональный, поликонфессиональный регион, кото-рый формировался в процессе многовекового совместного проживания представителей славянских, тюркских, романо-германских, семитских, фин-но-угорских и других народов на данной территории.По данным Всероссийской переписи населения (2002 г.), на территории области проживают представители 135 национальностей. Наиболее крупные этнические группы: русские - 85,9%, казахи - 2,9%, украинцы - 2,5%, тата-ры - 2,16%. Также в области проживают: мордва - 0,6%, чуваши - 0,6%, бе-лорусы - 0,48%, немцы - 0,45%, армяне - 0,94%, азербайджанцы - 0,62%.Сегодня в пределах муниципальных районов области компактно прожи-вают различные этнические группы населения: казахи - в Александрово-Гайском, Озинском, Перелюбском, Дергачевском, Питерском, Краснокут-ском, Ершовском, Федоровском, Краснопартизанском, Марксовском, Эн-гельсском, Ровенском районах; немцы - в Марксовском, Энгельсском, Сара-товском, Красноармейском, Ровенском, Советском, Калининском районах; чеченцы - в Калининском, Татищевском, Марксовском и Саратовском рай-онах; татары - в Базарно-Карабулакском, Балаковском, Дергачевском, Ер-Социально-политические аспекты укрепления межнациональных отношенийшовском, Новобурасском, Петровском, Ровенском, Саратовском районах; курды - в Дергачевском, Ершовском, Краснокутском, Озинском районах; украинцы - в Балаковском, Самойловском, Лысогорском, Саратовском, Та-тищевском, Федоровском районах; башкиры - в Перелюбском, Пугачевском районах; армяне - в Саратове, Балаковском, Вольском, Лысогорском, Мар-ксовском, Пугачевском, Балтайском и Татищевском районах; чуваши и мордва - Базарно-Карабулакском, Балаковском, Вольском, Петровском, Та-тищевском районах [2. С. 10].Для реализации практических мер в сфере национальных отношений в области в конце 1990-х гг. была разработана и принята программа «Соци-альное и национально-культурное развитие народов Саратовской области на 1998-2001 годы». С 2003 по 2006 г. на территории области осуществлялась реализация областной целевой программы «Национально-культурное разви-тие народов Саратовской области». Эти программы явились механизмом реализации конституционных прав на сохранение и развитие родных языков, культур представителей народов и этнических групп, проживающих в облас-ти, и одновременно - гармонизации отношений между этими народами. В рамках создания целостной системы государственной поддержки этносоци-ального развития народов в целях реализации стратегии социально-экономического развития и национальной политики в Саратовской области принята областная целевая программа «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 гг.Вышеуказанные программы, прежде всего, ориентированы на распро-странение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия и российского патриотизма, на сохранение и приумножение куль-турно-исторического наследия области. Однако данные проекты, по мнению автора, недостаточно раскрывают проблему пропаганды межнационального сотрудничества в социальной и экономической сферах, не способствуют по-вышению эффективности взаимодействия иммигрантов, представителей на-циональных меньшинств, а также российского казачества с учетом экономи-ческой ситуации в области, перспектив социально-экономического развития региона.С точки зрения напряженности национальных отношений Саратовская область сегодня относится к числу благополучных субъектов Российской Федерации. Активное влияние на межнациональные отношения оказывает объективное стремление представителей различных этнических общностей, особенно в местах их компактного проживания, к наиболее полной социо-культурной самоидентификации, сохранению и развитию самобытных язы-ка, культуры, традиций, менталитета при одновременном процессе межкуль-турной интеграции, формировании общих духовно-нравственных ценностей.Важно отметить, что активизация роста национального самосознания граждан обусловливает и стремление народов к социально-экономической самодостаточности. Так, на территории приграничных районов Саратовской области наблюдаются тенденции формирования «разделенного рынка» по этническому признаку и ярко выраженное социально-экономическое рас-слоение населения по уровню образования, дохода, социального статуса (на-пример, в Ершовском муниципальном районе сформировались места ком-пактного проживания кавказских этнических групп). Таким образом, акту-альной выступает проблема стабилизации и укрепления межнациональных отношений в целях активизации инвестиционного взаимодействия на террито-рии Саратовской области.Межнациональные отношения обостряются в двух случаях: при переходе к резкому и неравномерному повышению жизненного уровня населения и при резком ухудшении социально-экономического уровня жизни, когда ос-новное население вне зависимости от социальной, национальной, религиоз-ной принадлежности борется за выживание. В связи с этим мировой финан-сово-экономический кризис способствует развитию межнациональных от-ношений по второму пути. Монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отрасли народного хозяйства может провоциро-вать межэтнические конфликты, однако они могут быть урегулированы в обоюдных интересах, если в полной мере учитывается экономическая со-ставляющая: уровень развития производства, благосостояние населения, на-личие достаточного количества рабочих мест.Интеграция национальных групп, проживающих на территории области, активное вовлечение народов в экономическое взаимодействие будут спо-собствовать не только снижению межнациональной напряженности и кон-фликтных ситуаций, но и стимулировать развитие инвестиционной сферы Саратовской области.Автор считает, что для стабилизации межнациональных отношений в це-лях активизации инвестиционного взаимодействия в Саратовской области первостепенное значение имеет формирование благоприятных условий для инвестиций: развитие внешнеэкономической деятельности региона, заклю-чение договоров о партнерстве со странами СНГ, проведение единой конку-рентной политики, свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг.Позитивным примером проведения политики межнационального согла-сия может послужить Программа развития национальных отношений в Рес-публике Дагестан на 2008-2010 годы [3]. Первым пунктом Программы обо-значена сфера государственно-правовых отношений. При формировании прогнозов социально-экономического развития, реализации инвестиционных программ предпринимались практические шаги по выравниванию уровня социально-экономического развития муниципальных образований. В сфере социально-экономического развития рельефно выделяются задачи, прежде всего, в области сельского хозяйства. С муниципальными образованиями Республики Дагестан заключены соответствующие соглашения о реализации мероприятий по программе агропромышленного развития. Подготовлены и предложены к «Стратегии развития республики до 2020 года» соответст-вующие предложения. С целью привлечения инвестиций в экономику и со-циальную сферу задействован институт представителей республики в субъ-ектах РФ и странах СНГ [3].Инвестиционная деятельность неразрывно связана с этнополитической ситуацией, межнациональными отношениями. Меры по стабилизации и ук-реплению межнациональных отношений в контексте инвестиционной поли-тики должны базироваться на использовании комплексного подхода и рас-Социально-политические аспекты укрепления межнациональных отношенийсматриваться как важнейшие компоненты социально-экономической поли-тики области. При этом национальные общественные объединения как ин-ституты гражданского общества должны активно участвовать в реализации инвестиционной политики, а эффективное использование потенциала нацио-нальных диаспор будет способствовать повышению инвестиционной при-влекательности Саратовской области.Успешное решение указанной задачи требует разработки комплекса со-циально-экономических и нормативно-правовых мер, обеспечивающих при-влечение национальных групп к развитию традиционных форм хозяйствова-ния и активизацию межнационального взаимодействия в инвестиционной сфере. Обеспечение взаимодействия с институтами гражданского общества должно быть положено в основу совершенствования нормативной базы, ста-билизации и укрепления межнациональных отношений в контексте инвести-ционной политики Саратовской области.

Ключевые слова

межнациональные отношения, инвестиционная политика, социально-экономическое развитие, гражданское общество, international relations, the investment policy, social and economic development, a civil society

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Умирова Александра РахманкуловнаПоволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпинапреподаватель кафедры антикризисного управленияumirova@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2007. 750 с.
Областная целевая программа «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы. Саратов, 2008.
Политика межнационального согласия должна стать национальной идеей: (По материалам выступления первого заместителя министра по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан З. Ильясова) // Дагестанская правда. 2009. №16.
 Социально-политические аспекты укрепления межнациональныхотношений в целях активизации инвестиционного взаимодействия | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Социально-политические аспекты укрепления межнациональныхотношений в целях активизации инвестиционного взаимодействия | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия