Понимание и переживание смыслов в сфере сознания | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 2 (10).

Понимание и переживание смыслов в сфере сознания

Указываются два пути фиксации смыслов в сознании человека. Один из них обусловлен свойствами психики, уходящими в эволюционное прошлое человека. Это эмоциональное образное восприятие, тесно связанное с характерными символами, обозначающими смыслы. Другой путь обусловлен когнитивными процессами и предполагает абстрактное понятийное оформление смыслов. Эволюционным основанием названных психических процессов является развитие поведения и деятельности как специфических форм активности, сложившихся в социогенезе

Comprehension and emotional feeling of senses in the consciousness.pdf УДК 101.1; 13В.В. ЧешевПОНИМАНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЕ СМЫСЛОВ В СФЕРЕ СОЗНАНИЯУказываются два пути фиксации смыслов в сознании человека. Один из них обусловлен свойствами психики, уходящими в эволюционное прошлое человека. Это эмоциональное образное восприятие, тесно связанное с характерными символами, обозначающими смыслы. Другой путь обусловлен когнитивными процессами и предполагает абстрактное понятийное оформление смыслов. Эволюционным основанием названных психических процессов является развитие поведения и деятельности как специфических форм активности, сложившихся в социогенезе. Ключевые слова: социогенез, поведение, деятельность, символ, смысл.Науки о сознании и мышлении (когнитивные науки) исследуют различ-ные стороны психической активности человека, в том числе физиологиче-ские особенности функционирования мозга. Философия может вносить свой вклад в когнитивистику через обращение к свойствам сознания и мышления, обусловленным социогенезом, т.е. развитием психических способностей че-ловека в процессе становления его мыслительных способностей. Решающим фактором в становлении сознания явилось использование знаковых средств, выполняющих, по мысли Л.С. Выготского, роль своеобразных психических орудий, в чем-то подобную роли инструментов практической деятельности человека. Знаковые средства являются инструментами, кодирующими смы-словые значения и позволяющими оперировать смыслами, с которыми они соотнесены. Поэтому процесс становления и развития мышления и сознания предстает как процесс рождения смыслов, посредством которых программи-руется активность человека как социального существа. Сам же генезис смы-словых значений связан с теми кардинальными эволюционными изменения-ми, которые происходили в процессе становления человека. Поэтому иссле-дование сознания по необходимости должно обратиться к моменту появле-ния знаковых средств и к причинам их появления.Одним из фундаментальных факторов социогенеза было формирование новой эволюционной формы взаимоотношения гоминидных сообществ с природной средой. Речь идет о предметной деятельности, принесшей прин-ципиально новые возможности становящемуся человеку. Наиболее харак-терной чертой деятельности является ее целесообразность, она осуществля-ется по принципам, существенно отличающимся от генетически наследуемо-го поведения животных. Как искусственная форма активности деятельность наследуется социогенетически, т.е. через подражание, обучение и другие формы трансляции культурного (искусственного) опыта. Но принципиальная особенность трансляции деятельности как новой эволюционной формы ак-тивности связана с тем, что этот процесс требует использования знаковых средств. Причина такого положения в том, что от использования знаковых средств неотделим признак целесообразности деятельности. ФормированиеВ.В. Чешев 80цели, совершающееся в психике живого существа, требует перехода от предметных действий к дей ств иям со средствами , заместившим и реальн ые предметы и ставшими инструментами для психических операций. Соответ-ственно, трансляция деятельности предполагает усвоение психических ме-ханизмов целеполагания. На эту сторону целесообразного действия указы-вал Л.С. Выготский, полагавший, что знаковые средства возникают в про-цессе интериоризации деятельности как особые психические инструменты, подобные по своим функциям средствам предметной деятельности. От дей-ствий с «психическими инструментами» человек может переходить к пред-метным действиям, что может быть названо экстериоризацией деятельности. В соответствии с гипотезой Л.С. Выготского становление деятельности как целесообразной активности неотделимо от появления и использования зна-ковых средств.Другим основанием для появления и использования знаковых средств явилось формирование новых общественных структур и взаимоотношений внутри сообщества, начало которым было положено становлением деятель-ности. Сама деятельность как форма активности не является индивидуаль-ным приобретением, она предстает инструментом жизни сообщества как целого, а не отдельного индивида. Она смогла сформироваться благодаря изменениям в организации гоминидных сообществ, сделавших возможной «деятельностную эволюцию», которая привела к необходимости формиро-вания искусственных (культурных) форм поведения. Культурные формы поведения, с одной стороны, отразили начавшийся социогенез, т.е. внутрен-нее преобразование общества. С другой стороны, новые взаимоотношения внутри сообщества, его новая социальная структура могли быть закреплены только посредством новых форм поведения. Но культурные формы поведе-ния также требуют искусственных, т.е. культурных средств его программи-рования. Если поведение животных генетически наследуемо и опирается на естественный (прирожденный) комплекс средств для реализации поведенче-ских программ, то социальное поведение человека программируется смы-словыми средствами культуры, кодируемыми соответствующими знаковыми средствами. Таким образом, социогенез как целое, взятый со стороны изме-няющих форм взаимодействия с внешней средой (становление деятельности) и изменяющихся форм поведения, требует знаково-символических средств для реализации новых искусственных программ активности, пронизываю-щих всю социальную жизнь сообществ нового типа.Сам процесс выработки смысловых структур поведения и деятельности должен быть предметом антропологии во всех ее проявлениях. В рамках когнитивистики становится особенно важным обращение к процессам пси-хического усвоения смыслов, неотделимым от практики использования зна-ковых средств. Можно предположить, что использование знаковых средств в актах целесообразной предметной деятельности будет в той или иной мере отличаться от усвоения и использования новых психических средств про-граммирования социального поведения. На это различие обращает в частно-сти внимание Л. Леви-Брюль, когда сопоставляет мировоззренческие (мифо-логические) представления аборигенов и европейцев и способности тех иПонимание и переживание смыслов в сфере сознания81других к рационально-рассудочной активности: «Первобытные люди весьма часто дают доказательства поразительной ловкости и искусности в органи-зации своих охотничьих и рыболовных предприятий, они очень часто обна-руживают дар изобретательности и поразительного мастерства в произведе-ниях искусства, они говорят на языках, подчас чрезвычайно сложных, имеющих почти столь же сложный синтаксис, как и наши языки, а в миссио-нерских школах индейские дети учатся так же хорошо и быстро, как дети белых. ...Однако другие факты, не менее поразительные, показывают, что в огромном количестве случаев первобытное мышление отличается от нашего. Оно совершенно иначе ориентировано. Его процессы протекают абсолютно иным путем. Там, где мы ищем вторичные причины, пытаемся найти устой-чивые предшествующие моменты (антецеденты), первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие ко-торых оно чувствует повсюду. Оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может одновременно пребывать в двух или несколь-ких местах. Оно подчинено закону партиципации (сопричастности), оно в этих случаях обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум. Вот почему позволительно называть это мышление, при сравнении с нашим, пра-логическим» [1. C. 8].Этим наблюдением подчеркнуто то обстоятельство, что рационально-рассудочные формы активности совершаются у европейцев и аборигенов в принципе одинаково и аборигены в своих способностях к рациональной ак-тивности не уступают европейцам, но сама рациональная рассудочность от-ступает у аборигенов на второй план в тех ситуациях, когда решаются про-блемы социального поведения. В этом случае рациональность замещается ощущением сопричастности мистической реальности, сформировавшимся в актах коллективного мышления, на которое указывает Леви-Брюль.Некоторые особенности коллективного первобытного мышления могут быть объяснены процессами усвоения культурных смыслов, проявляющихся как на ранних, так и на более поздних стадиях развития человека. Речь идет о важной роли эмоциональных процессов, вне которых невозможно станов-ление сознания. Эту сторону дела подчеркнул в свое время Л.С. Выготский: «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что детермини-стский анализ мышления необходимо предполагает вскрытие мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или иную сторону. Точно так же кто оторвал мышление от аффекта, тот заранее сделал невозможным изучение обратного влияния мышления на аффективную, волевую сторону психической жизни» [2. С. 21].Действительно, смыслы, программирующие поведение формирующегося человека родового общества, не могут быть предъявлены в рационально-рассудочной форме через их абстрактные определения. Они даются в образ-ной форме и должны быть пережиты людьми. Процессы аффектации, про-цессы акцентированного эмоционального восприятия оказываются в таком случае исключительно важными для культурного программирования сооб-щества. Основным и фундаментальным способом предъявлении смысловВ.В. Чешев 82в этот период оказывается ритуал ввиду его следующих особенностей. Во-первых, ритуал является коллективным действием и демонстрация смыслов и обозначающих знаковых средств обращена ко всем членам сообщества, во всяком случае ко всем участвующим в ритуале. Во-вторых, ритуал заразите-лен своим коллективным действием, в рамках которого индивид отстраняет-ся от индивидуальных переживаний и целиком захвачен переживаниями коллективными. На их основе формируется та составляющая сознания, кото-рую Л. Леви-Брюль назвал коллективным мышлением. Наконец, в ритуале формируются и применяются средства, способные резко усилить его аффек-тивное эмоциональное воздействие. К таковым относятся прежде всего по-вторяющиеся ритмические фигуры (танец, ритм барабанов) и т.п.Усвоение культурных смыслов и овладение символическими средствами организации социального поведения опираются в ходе социогенеза на эмо-ционально-аффективное восприятие. Оно способствует формированию смы-словых доминант поведения, выстраиванию их иерархии, а также умению соотносить доминантные смыслы с реальными природными ситуациями. Этому человек родового общества напрямую обучается в ритуале, и на этом основании можно говорить об исключительной роли эмоционально-аффективных процессов в ходе становления сознания. Более того, для орга-низации социального поведения они имеют фундаментальное значение, по-скольку лежат в основании психических процессов так называемого перво-бытного коллективного мышления, на которое указывал Л. Леви-Брюль. Но развитие сознания не может ограничиться названным уровнем его организа-ции. Целерациональность, входящая в активность человека вместе с форми-рованием предметно-деятельностного отношения к природной среде, неиз-бежно проникает и в другие формы активности, в частности в социальное поведение, принимающее осмысленный и осмысленно-мотивированный ха-рактер. Последнее выражается через осознание смыслов и выстраивание их когнитивной систематики. Этот процесс сопровождается развитием языка, являющегося универсальным средством фиксации, хранения и трансляции смыслов, а также и развитием языкового мышления, т.е. мышления, подчи-ненного двоичной логике, описанной в «Аналитиках» Аристотеля.Историческое развитие сознания предстает как сопряженное развитие психических процессов двоякого рода. С одной стороны, идет развитие пси-хической сферы как способности эмоционального переживания культурных смыслов, обеспечиваемое развитием образных средств культуры. С другой стороны, совершается развитие когнитивной сферы как способности опери-ровать абстрактными смыслами на основании некоторых формальных пра-вил. На этом пути встраивается систематика мировоззрения, представленная вначале систематикой мифа и затем абстрактными моделями сменяющего миф философского умозрения. И здесь необходимо указать на то обстоя-тельство, что абстрактные смыслы, обслуживающие предметную деятель-ность, в частности, те абстрактные смыслы, которыми оперирует опытная наука, требуют «холодной головы», т.е. они не требуют аффективного ус-воения, но почти исключительно базируются на средствах логики, требую-щих не переживания, но строгого следования правилам мышления. Послед-Понимание и переживание смыслов в сфере сознания83нее не значит, что мыслительная деятельность ученого не пользуется об-разами, способными порождать те или иные эмоции. Но они оказываются вспомогательными средствами творческого процесса или средствами моти-вации его усилий. Сам же комплекс абстрактных моделей, которыми опери-рует ученый, требует понимания, но не переживания. Известна легенда, что Пифагор якобы принес гекатомбу по случаю открытия им теоремы о квадра-тах сторон прямоугольного треугольника. В этой легенде выражена эмоцио-нальная оценка Пифагором значимости своего открытия. Что же касается самой теоремы, то ее содержание требует понимания ее логических основа-ний, а не эмоциональных переживаний, к которым она никак не апеллирует. Сам факт равенства суммы площадей двух квадратов третьему не может ро-дить ни гнева, ни печали. Другое дело - поэмы Гомера, они как раз обраще-ны к эмоциональному соучастию слушателя в описываемых событиях и в судьбах героев.В конечном счете эмоционально-переживательные и рационально-рассудочные процессы определенным образом соединены в мышлении и психике человека. Их соподчиненность может быть обнаружена разными путями, в том числе через исследование иррациональных начал человеческо-го поведения, его подсознания и т.п., и она входит в сферу исследований когнитивных наук.Литература1..Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.2..Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 5 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2.

Ключевые слова

социогенез, поведение, деятельность, символ, смысл, social genesis, behavior, activities, symbol, sense

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чешев Владислав ВасильевичТомский государственный архитектурно-строительный университетдоктор философских наук, профессор кафедры философииchwld@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 5 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2.
 Понимание и переживание смыслов в сфере сознания | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 2 (10).

Понимание и переживание смыслов в сфере сознания | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 2 (10).

Полнотекстовая версия