К РАЗЛИЧИЮ ПРИВАТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРИМЕНЕНИЯРАЗУМА У И. КАНТА | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 4 (12).

К РАЗЛИЧИЮ ПРИВАТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРИМЕНЕНИЯРАЗУМА У И. КАНТА

Рассматриваются возникновение публичного пространства в Европе XVIII в. и егоосмысление в германской интеллектуальной традиции, прежде всего в работеИ. Канта «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?». Анализируются трудностисогласования публичного и приватного применения разума, а именно вопросы о совместимости мудрости и власти, свободы и порядка и в целом - совместимости поля«свободы мысли» и поля действий власти (короля и чиновников).

TO DISTINCTION OF PRIVATE AND PUBLIC APPLICATION OFREASON IN I. KANT..pdf Эпоха XVIII в., эпоха Просвещения, привносит совершенно новый коло-рит в европейскую жизнь. Литературные салоны, академии, масонские ложи,патриотические, экономические и читательские общества, политические клу-бы, кафе, городские дискуссионные форумы. Одним словом, некие структурыгоризонтальной коммуникации, которые самым решительным образом кон-трастируют со старым вертикальным иерархическим укладом, представлен-ным семьей, церковью, профессиональными корпорациями и придворнымобществом. Одновременно с возникновением новых форм коммуникацииотмечается бурный всплеск книгопечатания и издания периодики. По даннымэнциклопедий, в 1765 г. на Франкфуртской книжной ярмарке было представ-лено 1384 книги, а в 1800 г. - уже 3906 книг. В первое десятилетие XVIII в. вГермании насчитывалось 64 периодических издания, в последнее десятиле-тие - уже 1225. «Мания чтения», «читательская лихорадка» и «читательскоеисступление» - термины, появившиеся именно в это время. Общество этоговремени - общество читателей и писателей.Естественно, формирование публичного пространства происходило по-разному в разных европейских странах. И дело не только в том, что в разныхстранах разные социальные слои были «авторами» и агентами этого процес-са. По мнению В. Дильтея, в Англии эту функцию выполняла аристократия,во Франции - семья, а в Германии - чиновничество. Дело не только в том,что этот процесс протекал с разной скоростью. Дело в том, что в германскоммире этот процесс протекал прежде всего «в умах», интеллектуально, а не вреальной социальной жизни, как это происходило в англосаксонском мире.Процитируем в этой связи Т. Адорно: «…не следует забывать о том, что вовремена Канта буржуазные отношения в Германии были развиты не в стользначительной мере, как в странах к западу от нее. Поэтому в немецком обще-стве той поры все буржуазные категории и понятия создавались, формирова-лись и жили лишь в интеллектуальной сфере; о том, чтобы самосознание* Статья выполнена в рамках коллективного проекта по приоритетной тематике НИУ ВШЭ«Субъект модерна: социокультурные модели личности и проблема персональной идентичности» -10-08-0002.М.Ю. Кречетова130буржуазии соответствовало экономическим реалиям и отвечало бы ее власт-ным интересам, как, это, скажем, имело место в Англии и Франции, не моглоидти даже и речи. Понятие - и это вообще характерно для Германии - пред-шествовало реальному развитию» [1. С. 177].В связи с вышесказанным вполне корректным и аутентичным будет об-ращение именно к германской интеллектуальной жизни той поры, а не к не-ким историческим реалиям. И ключевой фигурой здесь будет, естественно,И. Кант с его знаменитой работой «Ответ на вопрос: Что такое Просвеще-ние?». Попытаемся очертить границы публичной сферы и провести границумежду приватным и публичным, опираясь прежде всего на данный текст.Начнем с определений:«Под публичным же применением собственного разума я понимаю такое,которое осуществляется кем-то как ученым перед всей читающей публикой»[2. Т. 8. С. 31].«Частным применением разума я называю такое, которое осуществляетсячеловеком на доверенном ему гражданском посту или службе» [Там же].Предварительная интерпретация позволяет набросать следующую карти-ну. Частное, или приватное, по Канту, - это не сфера внутреннего как таково-го (к примеру, «внутреннего мира», моральных решений, чувств), это сферавнешнего. Это сфера действий, поступков, которые регламентируются ис-ключительно внешними институтами: государством, армией, церковью. Че-ловек абсолютно пассивен в этой сфере. Офицер обязан выполнять приказ,гражданин обязан платить налоги, священнослужитель обязан соответство-вать в своей проповеди символу церкви. В этой сфере действует явное и от-четливое принуждение. Человек отчасти выполняет здесь функции машины.Публичное же - это сфера «свободы мысли». Но опять же это не «свободамысли» как исключительно внутренний феномен, не «свобода 21 ммыыссллии» вв ооддии-ннооччеессттввее ии ууееддииннееннииии. ЭЭттоо ннее ссввооббооддаа ммыыссллии вв ссммыыссллее СС. ККииррккееггоорраа «ККааккииееллююддии ссттрраанннныыее! ННииккооггддаа ннее ппооллььззууяяссьь ппррииссввооеенннноойй иимм ссввооббооддоойй вв оодднноойй ообб-ллаассттии, ооннии ввоо ччттоо ббыы ттоо ннии ссттааллоо ттррееббууюютт ееее вв ддррууггоойй: иимм ддааннаа ссввооббооддаа ммыысс-ллии, ттаакк ннеетт, ппооддаавваайй иимм ссввооббооддуу ссллоовваа» [3. СС. 16]. ЭЭттоо -- ссввооббооддаа ммыыссллии, ннооппеерреедд ппууббллииккоойй. ППррииччеемм ппууббллииккоойй ооббррааззоовваанннноойй, ччииттааюющщеейй, ддууммааюющщеейй. ЭЭттооссввооббооддаа ввыыссккааззыыввааттьь ссооммннееннииее вв ррааззууммнноомм ууссттррооййссттввее ааррммииии, ссппррааввееддллииввоо-ссттии ннааллооггооооббллоожжеенниияя, вв ииддееааллььнноомм ххааррааккттееррее ццееррккооввнныыхх ууссттааннооввллеенниийй etc.ЭЭттоо ссввооббооддаа ккррииттииккооввааттьь, ооббссуужжддааттьь, ввыыссллуушшииввааттьь ааррггууммееннттыы ддррууггоойй ссттоорроо-нныы ии ппррииввооддииттьь ссввооии, ппррееддллааггааттьь ррееффооррммыы ии ннооввооввввееддеенниияя. ВВссее ээттии ррееччии ввоозз-ммоожжнныы, ооддннааккоо, ппоо ККааннттуу, ииссккллююччииттееллььнноо вв ссввяяззии сс ппррееззууммппццииеейй ррааззууммннооссттииссооббеессееддннииккаа ииллии ссооббеессееддннииккоовв. ППооээттооммуу ээттуу ккааннттооввссккууюю ссввооббооддуу ннее ссллееддууееттппррееддссттааввлляяттьь ккаакк ооддннуу иизз ггрраажжддааннссккиихх ссввооббоодд.ММееххааннииззмм ссооггллаассоовваанниияя ээттиихх ддввуухх ссппооссооббоовв ппррииммееннеенниияя ррааззууммаа -- ддооссттаа-ттооччнноо ссллоожжнныыйй. ННаа ппееррввыыйй ввззгглляядд, ззддеессьь ппррииссууттссттввууеетт ооччееввиидднныыйй ррааззррыыввммеежжддуу ммыыссллььюю ии ддееййссттввииеемм: ооссооббеенннноо ууччииттыыввааяя ттоотт ффаакктт, ччттоо ууччеенныыйй (аа ээттоо,ппоо ККааннттуу, ннее ттооллььккоо ффииллооссоофф, нноо ии ооффииццеерр, ссввяящщееннннооссллуужжииттеелльь, ччииннооввнниикк)ввссееггддаа ссооввммеещщааеетт ооббее ррооллии: рроолльь ччееллооввееккаа, ннааххооддяящщееггооссяя ннаа ссллуужжббее, ии ррооллььччееллооввееккаа, ввыыссттууппааюющщееггоо ппеерреедд ппууббллииккоойй. ЭЭттоотт ррааззррыывв ззааффииккссиирроовваанн вв ззннаа-ммееннииттоойй ффооррммууллее ИИ. ККааннттаа «РРаассссуужжддааййттее ссккооллььккоо ууггоодднноо ии оо ччеемм ууггоодднноо,ттооллььккоо ппооввииннууййттеессьь!» [2. ТТ. 8. СС. 31]. ККааннтт ннее ввииддиитт вв ээттоомм ррааззррыыввее ннииччееггооКК ррааззллииччииюю ппррииввааттннооггоо ии ппууббллииччннооггоо ппррииммееннеенниияя ррааззууммаа уу ИИ. ККааннттаа131ттррааггииччеессккооггоо. ББооллееее ттооггоо, ээттоотт ррааззррыывв вв ннееккооттооррыыхх ффррааггммееннттаахх ттееккссттаа ттооллккуу-ееттссяя ффииллооссооффоомм ккаакк ввеессььммаа ббллааггооттввооррнныыйй. ККааннтт ппооддччееррккииввааеетт ооббррааттннууюю ззаа-ввииссииммооссттьь ммеежжддуу ссттееппееннььюю ггрраажжддааннссккиихх ссввооббоодд ии ссввооббооддоойй «ннааррооддннооггоо ддуу-ххаа»: ччеемм ббооллььшшее ссввооббоодд, ттеемм ббооллььшшее ппррееггрраадд ддлляя ррааззввооррааччиивваанниияя «ннааррооддннооггооддууххаа», ии ннааооббоорроотт, ччеемм ммееннььшшее ссввооббоодд, ттеемм ббооллььшшее ппооззииттииввнныыхх ввооззммоожжнноо-ссттеейй ддлляя ддууххаа. ККррааййнняяяя ссттееппеенньь ппрроояяввллеенниияя ггрраажжддааннссккиихх ссввооббоодд, аа ииммееннннооррееввооллююцциияя, ннииккооггддаа, ппоо ККааннттуу, ннее ппррииввееддеетт кк «ииссттиинннноойй ррееффооррммее ооббррааззааммыыссллеейй». ТТааккиимм ооббррааззоомм, ссооггллаассооввааннииее ппууббллииччннооггоо ии ппррииввааттннооггоо ууппооттррееббллее-нниияя ррааззууммаа ммоожжеетт ббыыттьь ттооллььккоо ппооссттееппеенннныымм. ППооппррооббууеемм ррееккооннссттррууииррооввааттььээттоотт ппррооццеесссс.ППоо ККааннттуу, ппооддааввлляяюющщееее ббооллььшшииннссттввоо ллююддеейй ппррееддппооччииттааеетт ббыыттьь ооппееккааее-ммыыммии, тт.ее. ппооссттоояянннноо ппооллууччааттьь ннаассттааввллеенниияя, ккаакк ддууммааттьь, ввоо ччттоо ввееррииттьь ии ккаа-ккиимм ооббррааззоомм ддееййссттввооввааттьь. ММееннььшшииннссттввоо жжее, ооппееккуунныы, ннааввяяззыыввааеетт ббооллььшшиинн-ссттввуу ппррееддрраассссууддккии: ккаакк ддууммааттьь, ввоо ччттоо ввееррииттьь ии ккааккиимм ооббррааззоомм ддееййссттввооввааттьь.ННоо вв ооддиинн ппррееккрраасснныыйй ммооммееннтт (ккооттооррыыйй, ввппррооччеемм, уу ИИ. ККааннттаа ннииккаакк ппооддррооббннооннее ооппииссыыввааееттссяя ии ннее ооббъъяясснняяееттссяя) ммееннььшшииннссттввоо ммоожжеетт ооссооззннааттьь ссввооюю ппрроо-ссввеещщееннччеессккууюю ффууннккццииюю ии вврреедд ннааввяяззыывваанниияя ппррееддрраассссууддккоовв. ИИллии, ггооввоорряя ккаанн-ттооввссккиимм яяззыыккоомм, ссррееддии ммееннььшшииннссттвваа ммооггуутт ннааййттииссьь ссааммооссттоояяттееллььнноо ммыысслляя-щщииее ллююддии. ЭЭттии ллююддии ммооггуутт ссввооббоодднноо ккррииттииккооввааттьь, ссппооррииттьь, ппррииввооддииттьь ааррггуу-ммееннттыы ии ккооннттррааррггууммееннттыы, ооппррооввееррггааттьь ии ооббооссннооввыыввааттьь. ДДееллааюютт ооннии ээттоо ппооппррееииммуущщеессттввуу вв ссввооиихх ккннииггаахх ии ссооччииннеенниияяхх. ККааннтт ннииггддее ннее ууппооммииннааеетт ввоозз-ммоожжннооссттьь ппууббллииччнныыхх ддииссккууссссиийй, ооббссуужжддеенниийй вв ккллууббаахх ии ппрр., ччттоо ппооддттввеерр-жжддааеетт ггииппооттееззуу оо ппррееииммуущщеессттввеенннноо ииннттееллллееккттууааллььнноомм ххааррааккттееррее ггееррммааннссккооййттррааннссффооррммааццииии. ИИттаакк, ппииссааттееллии ии ччииттааттееллии, ссооооббщщеессттввоо ооббррааззоовваанннныыхх ии уумм-нныыхх ггрраажжддаанн. ННииккааккиихх ииммммааннееннттнныыхх ггрраанниицц ккррииттииккее ииллии ооббссуужжддееннииюю ККааннттннее ууссттааннааввллииввааеетт. ЭЭттоо, ббееззууссллооввнноо, ннееккиийй ссддввиигг ппоо ооттнноошшееннииюю кк ппррееддшшеесстт-ввууюющщеейй ттррааддииццииии рраассссммооттрреенниияя ээттооггоо ввооппррооссаа. ООббррааттииммссяя ддлляя ккооннттрраассттаа ккппооззииццииии КК. ВВооллььффаа, -- ммыыссллииттеелляя, ччььяя ффииллооссооффиияя ббыыллаа, ббееззууссллооввнноо, ннееккииммооббррааззццоомм ии ррааммккоойй ддлляя рраассссуужжддеенниийй ИИ. ККааннттаа. ИИ вв ттоомм ссммыыссллее, ччттоо ККааннтт ччии-ттаалл ссттууддееннттаамм ллееккццииии ппоо ммееттааффииззииккее ВВооллььффаа, аа ннее ппоо ссввооеейй ссииссттееммее, ттеемм ссаа-ммыымм ррееааллииззууяя вв ннееккооттоорроойй ссттееппееннии ппррииннцциипп, ооззввууччеенннныыйй иимм вв ррааззббииррааееммооййннааммии ррааббооттее: вв ррааммккаахх ссллуужжббыы, вв ддаанннноомм ссллууччааее ппррееппооддаавваанниияя, ппррииддеерржжии-ввааттььссяя ууссттоояяввшшееггооссяя ккааннооннаа (ссииссттееммыы ммееттааффииззииккии), аа вв ррааммккаахх ппууббллииччннооййддееяяттееллььннооссттии -- ссооммннееввааттььссяя ии ооппррооввееррггааттьь ввооззммоожжннооссттьь ммееттааффииззииккии ккаакк ннаауу-ккии. ИИ вв ттоомм ссммыыссллее, ччттоо ИИ. ККааннтт вв «ККррииттииккее ччииссттооггоо ррааззууммаа» ииссххооддиитт ииззввооллььффииааннссккооггоо ррааззллииччиияя metaphusica specialis ии metaphusica generalis, аа ттррииззннааммееннииттыыхх ккааннттооввссккиихх ввооппррооссаа: «ЧЧттоо яя ммооггуу ззннааттьь?», «ЧЧттоо яя ддооллжжеенн ддее-ллааттьь?» ии «ННаа ччттоо яя ссммееюю ннааддееяяттььссяя?» -- ииммееюютт, ссооооттввееттссттввеенннноо ооррииееннттааццииюю ннааттррии ррааззддееллаа metaphusica specialis: ррааццииооннааллььннууюю ккооссммооллооггииюю, ррааццииооннааллььннууююппссииххооллооггииюю ии ррааццииооннааллььннууюю ттееооллооггииюю. ТТаакк ввоотт, уу ВВооллььффаа ммыы ннааххооддиимм ссллее-ддууюющщееее жжеессттккооее ооггррааннииччееннииее: «Wenn voellige Freiheit des Philosophierens denenzugestanden wird, die nach philosophischer Methode philosophieren, so isthieraus keine Gefahr fuer Religion, Tugend und Staat zu befuerchten» («ККооггддааппооллннааяя ссввооббооддаа ффииллооссооффссттввоовваанниияя ппррииззннааееттссяя ззаа ттееммии, ккттоо ффииллооссооффссттввууееттссооггллаасснноо ффииллооссооффссккооммуу ммееттооддуу, ннее ссллееддууеетт ооппаассааттььссяя ккааккоойй-ллииббоо ууггррооззыы ддлляяррееллииггииии, ддооббррооддееттееллии ии ггооссууддааррссттвваа»). [4. S. 113]. ППоо ВВооллььффуу ппооллууччааееттссяя, ччттоо«ффииллооссооффссттввууюющщиийй ссооггллаасснноо ммееттооддуу» ннее ммоожжеетт ууччииттьь ннииччееммуу ттооммуу, ччттоо ппрроо-ММ.ЮЮ. ККррееччееттоовваа132ттииввооссттооиитт ииллии ппррооттииввооррееччиитт ррееллииггииии, ддооббррооддееттееллии ииллии ггооссууддааррссттввуу. ВВ ннееккоо-ттоорроомм ссммыыссллее ээттоо ппррооддооллжжееннииее ккааррттееззииааннссккоойй ттррааддииццииии, аа ииммеенннноо ппооззииццииииРР. ДДееккааррттаа, «ррааззрреешшааюющщеейй» ппооддввееррггааттьь ррааддииккааллььннооммуу ссооммннееннииюю ллююббооее ззннаа-ннииее ии «ззааппрреещщааюющщеейй» ппооддввееррггааттьь ссооммннееннииюю ммоорраалльь. ДДееккаарртт ппиишшеетт вв «РРаассссуу-жжддееннииии оо ммееттооддее», ччттоо ооббыыччааии ии ззааккоонныы, ррееллииггиияя ии ппррааввииллаа ммооррааллии ддооллжжнныыооссттааттььссяя вв ррааннггее «ннееооббссуужжддааееммыыхх» ппррееддммееттоовв. УУ ККааннттаа ннее ттаакк. ЭЭттии ппррееддммееттыыввххооддяятт вв ккрруугг ооббссуужжддааееммыыхх ии ккррииттииккууееммыыхх. ББооллееее ттооггоо, ККааннтт рраассссммааттррииввааеетт,кк ппррииммеерруу, ккаакк «ссооввеерршшеенннноо ннееввооззммоожжннооее» ууссттааннооввллееннииее ннееииззммеенннноойй ццеерр-ккооввнноойй ссииммввооллииккии ннаа ввссее ооссттааввшшииеессяя ввррееммееннаа ии ннее ссккууппииттссяя вв ддаанннноомм ссллууччааееннаа яяррккииее ии ррааддииккааллььнныыее ааррггууммееннттыы. ННеессммооттрряя ннаа ооччееввиидднныыйй ккааннттооввссккиийй ппииее-ттеетт ппеерреедд ввееррххооввнноойй ввллаассттььюю, оонн ггооввоорриитт, ччттоо ддаажжее еессллии ббыы ттааккооее ннааччииннааннииееббыыллоо ооддооббрреенноо ввыыссшшеейй ввллаассттььюю, ррееййххссттааггоомм ии иинныыммии ииннссттааннцциияяммии, ттоо ммыыввссее ррааввнноо ннее ссммооггллии ппррииззннааттьь ббыы ееггоо ккооррррееккттнныымм. ККааннтт ддаажжее ппррииббееггааеетт кк ттаа-ккооммуу ссииллььннооммуу ттееррммииннуу, ккаакк «ппрреессттууппллееннииее ппеерреедд ччееллооввееччеессккоойй ппррииррооддоойй»,ааррггууммееннттииррууяя ннееввооззммоожжннооссттьь ппррииддеерржжииввааттььссяя вв ддаанннноомм ввооппррооссее рраазз ии ннааввссее-ггддаа ззааддааннннооггоо ппррееддссттааввллеенниияя. ЗЗддеессьь ллююббооппыыттеенн ккооннттрраасстт сс ппооззииццииеейй ККааннттааооттннооссииттееллььнноо ззннаанниияя. ВВ ппррееддииссллооввииии кк «ККррииттииккее ччииссттооггоо ррааззууммаа» ККааннтт ппии-шшеетт оо ттоомм, ччттоо ссооззддааннннааяя иимм ссииссттееммаа ооккооннччааттееллььннааяя, ии ееддииннссттввееннннооее, ччттоо ммоо-ггуутт ддееллааттьь сс ннеейй ппооттооммккии, ээттоо ллиишшьь ииззммеенняяттьь ддииддааккттииччеессккууюю ффооррммуу ееее ииззллоо-жжеенниияя.ВВееррннееммссяя кк ппррооццеессссуу ссооггллаассоовваанниияя ппууббллииччннооггоо ии ппррииввааттннооггоо ппррииммееннеенниияяррааззууммаа. ЧЧттоо жжее ппррооииссххооддиитт ддааллььшшее сс ппооллууччеенннныыммии вв ррееззууллььттааттее ссввооббооддннооййддииссккууссссииии ииннттееллллееккттууааллььнныыммии ррееззууллььттааттааммии? ППоо ККааннттуу, ооннии ддооллжжнныы, ппрреежжддееввссееггоо, ппооллууччииттьь ддооссттааттооччннооее рраассппррооссттррааннееннииее. ДДооллжжеенн ббыыттьь ддооссттииггннуутт ннееккииййккооннссееннссуусс вв ссррееддее ууччеенныыхх. ИИ уужжее ппооссллее ээттооггоо ууччеенныыее (ппууссттьь ннее ввссее, ууттооччнняяееттККааннтт) ддооллжжнныы ввыыййттии сс ооббрраащщееннииеемм кк ттррооннуу. ВВ ээттоойй ттооччккее ооссуущщеессттввлляяееттссяяппееррееххоодд оотт ссввооббоодднноойй ггооррииззооннттааллььнноойй ккооммммууннииккааццииии кк ввееррттииккааллььнноойй ииеерраарр-ххииччеессккоойй ссттррууккттууррее, ввоо ггллааввее ккооттоорроойй ссттооиитт ммооннааррхх. ИИ ззддеессьь еессттьь ннеессккооллььккооннееяясснныыхх ммооммееннттоовв. ППооппррооббууеемм ссииссттееммааттииззииррооввааттьь иихх:1. ЭЭттоотт ппееррееххоодд ммоожжеетт ббыыттьь ооссуущщеессттввллеенн ттооллььккоо ииссххооддяя иизз ппррееззууммпп-ццииии ррааззууммннооссттии ии ппррооссввеещщееннннооссттии ммооннааррххаа, вв ччаассттннооссттии, ии ввллаассттии ввооообб-щщее. ММооннааррхх ддооллжжеенн ббыыттьь ссппооссооббеенн ппоонняяттьь ии ооццееннииттьь ттоо, ччттоо ееммуу ппррееддллаа-ггааюютт ууччеенныыее. ППррееддссттааввлляяееттссяя, ччттоо уу ИИ. ККааннттаа ппррииссууттссттввууеетт ппооддооббннааяя ппррее-ззууммппцциияя ррааззууммннооссттии ммооннааррххаа. ВВ ннеессккооллььккиихх ммеессттаахх ррааббооттыы оонн ввеессььммаа ллее-ссттнноо ооттззыыввааееттссяя оо ФФррииддррииххее II. ВВммеессттее сс ттеемм ии вв ааннааллииззииррууееммоойй ррааббооттее, иивв ррааббооттее «КК ввееччннооммуу ммиирруу» ппррииссууттссттввууеетт иинноойй ммооттиивв. ККааннтт ппиишшеетт оо ннеессоо-ввммеессттииммооссттии ммууддррооссттии ии ооббллааддаанниияя ввллаассттььюю: ккооррооллии ннее ддооллжжнныы ффииллоо-ссооффссттввооввааттьь, аа ффииллооссооффыы ннее ддооллжжнныы ссттааннооввииттььссяя ккоорроолляяммии. ЭЭттоотт, ооччее-ввиидднноо, ааннттииппллааттооннооввссккиийй ммооттиивв ззааккрреепплляяееттссяя уу ККааннттаа вв ссллееддууюющщеемм ввыы-ввооддее: «ооббллааддааннииее ввллаассттььюю ннееииззббеежжнноо (ккууррссиивв ммоойй. -- ММ.КК.) ииззвврраащщааееттссввооббооддннооее ссуужжддееннииее ррааззууммаа» [5. ТТ. 6. СС. 288]. ЭЭттаа ннааппрряяжжееннннооссттьь ммеежжддууууммнныымм ппррееддллоожжееннииеемм ууччееннооггоо ии ввллаассттнныымм рреешшееннииеемм ккоорроолляя ппоо ееггоо ппоо-ввооддуу (ппррееддллоожжеенниияя, аа ннее ууччееннооггоо) ууссууггуубблляяееттссяя еещщее ии ззааччаассттууюю ннееооттккррыы-ттыымм ххааррааккттеерроомм иихх, ууччееннооггоо ии ккоорроолляя, ввззааииммооддееййссттввиияя. ВВ ррааббооттее «КК ввеечч-ннооммуу ммиирруу» ККааннтт ппиишшеетт, ччттоо ввллаассттии ссллееддууеетт ооббрраащщааттььссяя кк ффииллооссооффааммттааййнноо. ТТоо еессттьь ддлляя ввллаассттии, ппоо ККааннттуу, ууннииззииттееллььнноо ооббрраащщааттььссяя ззаа ссооввееттооммкк ппооддддаанннныымм (кк ффииллооссооффаамм), нноо ннее ууннииззииттееллььнноо ооббрраащщааттььссяя кк ччииннооввннии-КК ррааззллииччииюю ппррииввааттннооггоо ии ппууббллииччннооггоо ппррииммееннеенниияя ррааззууммаа уу ИИ. ККааннттаа133ккаамм (ююррииссттаамм). ИИ ККааннтт ссппееццииааллььнноо ооггооввааррииввааеетт, ччттоо ээттоо ооббрраащщееннииее ззаа ссоо-ввееттоомм кк ффииллооссооффаамм ввооввссее ннее ооззннааччааеетт ппррииооррииттееттаа ппррииннццииппоовв ффииллооссооффааппоо ооттнноошшееннииюю кк рреешшеенниияямм ююррииссттаа. ЗЗддеессьь ооппяяттьь жжее ччууввссттввууееттссяя ннааппрряя-жжееннннооссттьь ммеежжддуу ррааццииооннааллььнноойй ии ааддммииннииссттррааттииввнноойй ллооггииккоойй.2. ВВ ддааллььннееййшшиихх ссввооиихх рраассссуужжддеенниияяхх ККааннтт ооппииррааееттссяя ииссккллююччииттееллььннооннаа ссввяяззккуу ммооннааррхх -- ннаарроодд, аа ннее ннаа ссввяяззккуу ммооннааррхх -- ууччеенныыее. ППррии ээттоомм ооннииссххооддиитт иизз ппррееззууммппццииии ссооооттввееттссттввиияя ввооллии ммооннааррххаа ввооллее ннааррооддаа. ММооннааррххннее ммоожжеетт рреешшааттьь ееддииннооллииччнноо ии ппррооииззввооллььнноо, ссввооиимм рреешшееннииеемм оонн ммоожжееттввыырраажжааттьь ллиишшьь ввооллюю ннааррооддаа. ЗЗддеессьь ссуущщеессттввууеетт ннееккооее ннааппрряяжжееннииее ммеежжддууттррееммяя ииннссттааннцциияяммии: ммооннааррххоомм, ууччеенныыммии ии ннааррооддоомм. УУччеенныыее, ввееддьь, ссууддяяппоо ввссееммуу, ннее ттррааннссллииррууюютт ннееккууюю «ооббщщууюю ввооллюю», ввооллюю ннааррооддаа. ХХооттяя ббыыппоо ттоойй ппррииччииннее, ччттоо ббооллььшшииннссттввоо (ннаарроодд) ххооччеетт ббыыттьь ооппееккааееммыымм ии жжддеетт,ччттоо ееммуу ииззввннее ппррееддллоожжаатт ннееккииее ппррааввииллаа жжииззннии: ссооццииааллььнноойй, ррееллииггииооззннооййии ппрр. ИИ ввооллюю ээттооггоо ооппееккааееммооггоо ббооллььшшииннссттвваа ннее ммоожжеетт ввыырраажжааттьь ммооннааррхх,ппооссккооллььккуу ооссннооввннооее ссооддеерржжааннииее ээттоойй ввооллии -- ииммеенннноо жжееллааннииее ббыыттьь ооппее-ккааееммыымм, аа ннее ннееккооее ссааммооссттоояяттееллььннооее ппррееддссттааввллееннииее оо ррааззууммннооссттии ооддннииххннооррмм (ппррааввиилл) ии, ссооооттввееттссттввеенннноо, ннееррааззууммннооссттии ддррууггиихх. УУ ККааннттаа жжее ссуущщее-ссттввууюютт ннееяяввнныыее ддооппуущщеенниияя ссооооттввееттссттввиияя ннееккооееммуу ррааззууммннооммуу ттееллооссуу ввссееххттрреехх ппррооццеессссоовв: 1) ииссттооррииччеессккооггоо ррааззввииттиияя ннааррооддаа; 2) ввллаассттнныыхх ооттппррааввллее-нниийй ммооннааррххаа; 3) ккооммммууннииккааццииии ввннууттррии ссооооббщщеессттвваа ууччеенныыхх. ББооллееее ттооггоо,ээттии ппррооццеессссыы еессллии ии ннее ссииннххрроонннныы, ттоо уужж ттооччнноо ппааррааллллееллььнныы ддрруугг ддррууггуу.3. ССуущщеессттввууеетт ттррууддннооссттьь сс ввооппррооссоомм ррееааллииззааццииии ттооггоо ииллии ииннооггоо ррее-шшеенниияя ммооннааррххаа. ДДааллееккоо ннее ссллууччааййнноо ИИ. ККааннтт ппррииввооддиитт вв ррааббооттее «ЧЧттоо ттаа-ккооее ППррооссввеещщееннииее?» ппррииммеерр ииммеенннноо иизз жжииззннии ррееллииггииооззнныыхх ооббщщиинн: ннееккааяяооббщщииннаа ммоожжеетт ннааччааттьь жжииттьь ппоо ннооввыымм ппррааввииллаамм, ннееккааяя ддррууггааяя жжее ммоожжееттппррооддооллжжааттьь ппррииддеерржжииввааттььссяя ссттааррооггоо ппоорряяддккаа. ИИ ттааккооее ссооссуущщеессттввооввааннииееяяввлляяееттссяя, ппоо ККааннттуу, ввппооллннее еессттеессттввеенннныымм ии ооррггааннииччнныымм. ММееддллеенннныымм ээввоо-ллююццииоонннныымм ппууттеемм ооббщщеессттввоо ббууддеетт ппррииббллиижжааттььссяя кк ррааззууммнноойй ффооррммее ссввоо-еейй ррееллииггииооззнноойй жжииззннии. ООппяяттьь жжее ддааллееккоо ннее ссллууччааййнноо ИИ. ККааннтт ннее ппррииввооддииттппррииммееррыы иизз ссффееррыы ггооссууддааррссттвваа ии ааррммииии. ННее ппооллууччааееттссяя, ччттооббыы ооддннаа ччаассттььппооддддаанннныыхх ппллааттииллаа ооддннии ннааллооггии, аа ддррууггааяя -- ддррууггииее; ннее ппооллууччааееттссяя, ччттооббыыооддннаа ччаассттьь ггрраажжддаанн ддааввааллаа ссооггллаассииее ннаа ввееддееннииее ввооййнныы ии ввооееввааллаа, аа ддрруу-ггааяя -- ннее ддааввааллаа ии ннее ввооееввааллаа. ППоо-ввииддииммооммуу, ииммеенннноо вв ссииллуу ттооггоо, ччттоо ррееллии-ггиияя ппеерреессттааеетт ввыыппооллнняяттьь вв XVIII вв. ффууннккццииюю ееддииннеенниияя ссооццииууммаа, ИИ. ККааннттии ддооппууссккааеетт вв ээттоойй ссффееррее «ттааккииее ввооллььннооссттии».4. ССллееддууюющщааяя ттооччккаа ннааппрряяжжеенниияя ккаассааееттссяя ппррооттииввооррееччииввооггоо ввззгглляяддааИИ. ККааннттаа ннаа ввооппрроосс ссооввммеещщеенниияя ссввооббооддыы ии ппоорряяддккаа (ббееззооппаассннооссттии). СС оодд-нноойй ссттоорроонныы, оонн ссооввеерршшеенннноо вв ддууххее ннооввееййшшееггоо ллииббееррааллииззммаа ппиишшеетт, ччттоо«ппррии ссввооббооддее ннеетт ннии ммааллееййшшеейй ннааддооббннооссттии ззааббооттииттььссяя ообб ооббщщеессттввееннннооммссппооккооййссттввииии ии ббееззооппаассннооссттии» [2. ТТ. 8. СС. 34]. ННеессккооллььккииммии ссттррооччккааммии ннии-жжее ииддеетт ммыысслльь вв уужжее иинноойй ттооннааллььннооссттии: «ООддннааккоо ттооллььккоо ттоотт, ккттоо, ббууддууччииссаамм ппррооссввеещщеенннныымм, ннее ббооииттссяя ссооббссттввеенннноойй ттееннии, нноо ввммеессттее сс ттеемм ссооддеерр-жжиитт ххоорроошшоо ддииссццииппллииннииррооввааннннууюю ии ммннооггооччииссллееннннууюю ааррммииюю (ккууррссиивв ммоойй. --ММ.КК.) ддлляя ооххрраанныы ооббщщеессттввееннннооггоо ссппооккооййссттввиияя, ммоожжеетт ссккааззааттьь ттоо, ннаа ччттооннее ооттвваажжииттссяя рреессппууббллииккаа: рраассссуужжддааййттее ссккооллььккоо ууггоодднноо ии оо ччеемм ууггоодднноо,ттооллььккоо ппооввииннууййттеессьь!» [2. ТТ. 8. СС. 34].ММ.ЮЮ. ККррееччееттоовваа134ЭЭттии ттооччккии ннааппрряяжжеенниияя ууккааззыыввааюютт ннаа ннееккииее ссллоожжннооссттии сс ппррооццеессссоомм ссооггллаа-ссоовваанниияя ппууббллииччннооггоо ии ппррииввааттннооггоо ппррииммееннеенниияя ррааззууммаа. ККааннтт жжее ллиишшьь ппиишшеетт ооттоомм, ччттоо ппееррееххоодд оотт ссввооббооддыы ммыыссллии кк ссввооббооддее ддееййссттввиияя яяввлляяееттссяя ппооссттееппеенн-нныымм, нноо ннииккаакк ооссооббоо ннее ррееффллееккттииррууеетт рряядд ннееооддннооззннааччнныыхх ссммеешшеенниийй ииннттеелл-ллееккттууааллььннооггоо ии ввллаассттннооггоо ппоолляя, ппоолляя ссввооббооддыы ммыыссллии ии ппоолляя ддееййссттввиияя ккоорроолляяииллии ччииннооввннииккаа.

Ключевые слова

Просвещение, публичное, приватное, Education, public, private

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кречетова Мария ЮрьевнаТомский государственный университет - Высшая школа экономикикандидат философских наук, доцент кафедры наук о культуре отделения культурологии философского факультетаmkrechet@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Адорно Т. Проблемы философии морали. М., 2000.
Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Кант И. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1994.
Киркегор С. Афоризмы эстетика // Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.
Wolff C. Einleitende Abhandlung ueber Philosophie im allgemeinen. Stuttgart, 2006.
Кант И. К вечному миру // Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966.
 К РАЗЛИЧИЮ ПРИВАТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРИМЕНЕНИЯРАЗУМА У И. КАНТА | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 4 (12).

К РАЗЛИЧИЮ ПРИВАТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРИМЕНЕНИЯРАЗУМА У И. КАНТА | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010. № 4 (12).

Полнотекстовая версия