Моногорода Саратовской области: конструирование перспектив развития | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13).

Моногорода Саратовской области: конструирование перспектив развития

Рассматривается проблема развития моногородов - особых территориальных образований, характеризующихся монопрофильностью экономики и зависимостью от градообразующих предприятий. Многие моногорода России попали в трудную ситуацию, вызванную мировым финансовым кризисом. Авторы рассматривают ситуацию в двух моногородах Саратовской области: Вольске и Балакове, анализируют их основные проблемы, предлагают возможные пути их решения.

The Monotowns of Saratov Region: Defining the Prospects, Constructing the Future.pdf В стране, созданной по модели плановой и мобилизационной экономики,было своеобразное общество, особенная этика и особенное государство. ВРоссийской Федерации была - и остается до сих пор - совершенно особеннаяэкономическая география. Ни в одной стране мира нет такого количества го-родов, построенных в непригодных для жизни местах для обслуживания за-водов, шахт и месторождений. Создавались центры оборонной промышлен-ности и сырьевые бассейны, которые в случае войны не достигнут силы ве-роятного противника. Была у этого процесса и другая, не менее важная цель -освоение отдаленных территорий.В настоящее время четкого определения термина «моногород» нет. Су-ществующая нормативная правовая база содержит различные положения,закрепляющие понятие градообразующих предприятий, от которых зависитэкономика моногородов.Так, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федера-ции от 29 августа 1994 г. № 1001. Приложение определяет градообразующеепредприятие как предприятие, на котором занято не менее 30% от общегочисла работающих на предприятиях города либо имеющее на своем балансеобъекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры,обслуживающие не менее 30% проживающих в населенном пункте. В то жевремя в Федеральном законе от 26 октября 2002 года. № 127-ФЗ «О несостоя-тельности (банкротстве)» (с изменениями от 01.12.2007 № 317-ФЗ) зафикси-ровано, что градообразующими признаются предприятия, численность ра-ботников которых с учетом членов их семей составляет не менее 25% рабо-тающего населения соответствующего населенного пункта. Также в Законесказано (ст. 169), что положения о градообразующем предприятии применя-ются к иным организациям, численность работников которых превышаетпять тысяч человек, то есть такие предприятия также могут рассматриватьсякак градообразующие [1].Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город ипредприятие неразрывны. Причем последнее несет на себе не только эконо-мическую, но и социальную нагрузку, в преобладающей мере обеспечиваяусловия жизнедеятельности в населенном пункте. При такой ситуации расхо-ды на содержание социальной инфраструктуры включаются в себестоимостьпродукции, делая ее во многих случаях неконкурентоспособной. Также гра-дообразующее предприятие нельзя рассматривать в отрыве от того населен-ного пункта, в котором оно расположено, и без учета социально-экономического положения, дальнейших судеб и возможного поведения лю-дей, в нем проживающих. Поэтому, говоря о проблеме реструктуризации та-кого предприятия, нужно параллельно анализировать возможность реструк-туризации и моногорода в целом.Несмотря на свою остроту, до настоящего времени эта проблема не былаисследована достаточно глубоко. В монопрофильных городах, оказавшихся всложной ситуации из-за кризиса на градообразующем предприятии, склады-вается тяжелая финансовая ситуация, проявляющаяся в недостаточном фи-нансировании основных социальных статей. Городские бюджеты дефицитны,недостаточно вкладывают средств в поддержку инфраструктуры городов,происходит ветшание всех объектов. Наиболее сложная бюджетная ситуацияможет складываться в городах, в которых доля пенсионеров составляет более60% по отношению к численности населения в трудоспособном возрасте.Кроме того, многие моногорода являются крайне неблагополучными в эколо-гическом отношении, что способствует оттоку из них населения. В то жевремя вопросы экологии находятся в настоящий момент в центре вниманияПрезидента Российской Федерации Д.А. Медведева, в последнем своем По-слании от 30 ноября 2010 года он призвал государственные и общественныеорганизации оценить реальное состояние всех загрязненных территорий, раз-работать новые нормативы качества окружающей среды в целях установле-ния требований к производственным объектам, повысить роль экологическо-го воспитания и образования [2].Саратовская область занимает территорию 101,2 тыс. кв. км и являетсяодной из крупнейших в Приволжском федеральном округе. В ее состав вхо-дит 38 административных районов, 18 городов, 27 поселков городского типаи 1782 сельских населенных пункта. Численность населения - 2583,8 тыс.человек, и за период с 2000 года она снизилась на 5 %. Главной причинойснижения численности является естественная убыль. Численность экономи-чески активного населения - 1613, 2 тыс. человек, или 62,4 % от всего насе-ления области.В целом область небогатая, среднемесячная номинальная заработная пла-та работников составляла на 01.01.2010 года 12,6 тыс. руб., или примерно75% от среднероссийского уровня. Величина прожиточного минимума всреднем на душу населения составляла на 01.01. 2010 года 5,6 тыс. руб., чис-ленность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, -588,9 тыс. чел., или 22, 8 % от численности всего населения области.Вся экономическая активность в области сосредоточена в 4-5 районах,примыкающих к Волге, - г. Саратов и Саратовский район, Энгельсский рай-он, Марксовский район, Вольский район, Балаковский район. Остальные 33района области представляют собой экономичеки неразвитые территории, спреобладанием мелкого предпринимательства, торговли, сельскохозяйствен-ного производства, в основном растениеводства. Промышленный потенциалнебольших городов в муниципальных районах практически разрушен, вомногих нет вообще промышленных предприятий, то есть область в настоя-щее время является преимущественно аграрной.Саратов является типичным городом Поволжья, равно как и Саратовскаяобласть - типичным регионом Российской Федерации по экономическому иинвестиционному потенциалу, уровню развития и жизни населения. Дейст-вующий губернатор области Павел Ипатов, назначенный в марте 2010 годана второй срок, ставит задачу в ближайшее время на развитие животноводст-ва и пищевой промышленности, а также на реализацию в области крупныхинвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе. Перена-значение губернатора вызывает у большинства негативные оценки, по мне-нию областного Интернет-ресурса «Четвертая власть», произошло «наказа-ние Ипатовым, след его в истории губернии тусклый, в ней он предстанет каксерое невзрачное пятно» [3]. Но в целом политологи и местные политики вы-ражают робкую надежду, что за 5 лет нового срока его губернаторства ситуа-ция в экономике и социальной сфере может измениться в лучшую сторону.По данным сайта «Общественное мнение - Саратов», в Саратовской об-ласти в федеральный список моногородов включен город Вольск, в которомрасположен крупнейший в европейской части РФ цементный завод -ОАО «Вольскцемент», на который в той или иной степени ориентировано всенаселение города [4]. Город Вольск с 1780 года является административнымцентром Вольского района Саратовской области, население составляет78,6 тыс. чел. Город расположен на правом берегу Волги, в 147 км к северо-востоку от Саратова.Классификация с точки зрения методологии исследования по проек-ту. С точки зрения численности населения город Вольск относится к среднимпо размеру моногородам (численность населения от 50 до 100 тысяч чело-век), с продолжающейся убылью населения. С точки зрения включенности вэкономическую жизнь Саратовской области город является изолятом, приЊ_Ч "Б-речным (вместо придорожного) городом, так как он находится в относитель-ной стороне от основных автотранспортных и железнодорожных артерий.Основные транспортные потоки Саратовской области и федеральная трассаСаратов - Сызрань проходят по другой стороне Волги, и Вольск в этомсмысле является городом-изолятом. Так как здесь находится большое место-рождение белых известняков, которые используются в производстве цемента(по сути строительного полуфабриката), то город Вольск целесообразно от-нести к городам с развитой добывающей промышленностью (ресурсным го-родам). С точки зрения уровня развития градообразующих предприятий це-ментное производство города можно назвать развивающимся, хотя на объе-мы производства цемента и финансовые показатели повлиял кризис 2008-2009 годов, предприятия существенно снизили объемы производства и сбыта,падение составило более 40% [5]. Рейтинг города в области является скореенизким, чем высоким, что вызвано в целом низким уровнем основных соци-ально-экономических показателей. Уровень инновационной активности гра-дообразующих предприятий низкий, о чем свидетельствует применение уста-ревшей и затратной технологии производства цемента «мокрым» способомвместо современного и низкозатратного «сухого» способа. Необходимо отме-тить, что в настоящее время в Вольске на базе ЗАО «Волгацемент» строитсясовременный завод производства цемента «сухим» способом, но мировойфинансовый кризис притормозил этот инвестиционный проект, стоимостькоторого составляет 5 млрд рублей, и «увязание» в проекте уже привело кбанкротству основного акционера - ЗАО «Поволжский немецкий банк». Уро-вень жизни населения в городе Вольске является низким, примерно на уровнесреднего уровня по области, но ниже, чем в гг. Саратове, Балакове, Энгельсе.Город Вольск является единственным городом в Саратовской области, кото-рый включен в федеральную программу поддержки моногородов. С точкизрения криминализации города - уровень преступности в городе в настоящеевремя снижается. Протестные настроения в городе Вольске низкие, что объ-ясняется низкой политической активностью населения. С точки зрения пере-селения населения города - вряд ли это представляется возможным и целесо-образным, так как условия проживания в Саратовской области и местополо-жение города являются относительно благоприятными.Вольск, наряду с Новороссийском, является старейшим центром цемент-ной промышленности России. Заводы были построены в период с 1896 по1914 год, в советское время неоднократно реконструировались, значительнорасширялись (в советское время насчитывалось 4 завода - «Коммунар»,«Красный Октябрь», «Большевик» и «Комсомолец»). В настоящее времяВольск - это крупный центр цементной промышленности (самый крупныйзавод - ОАО «Вольскцемент», а также ЗАО «Волгацемент», ООО «Волгаиз-весть»). Из промышленных предприятий в городе также имеются механиче-ский завод, молокоперерабатывающий и пивоваренный заводы, швейнаяфабрика, которая в настоящее время закрылась в связи с кризисом.При осуществлении проекта «Российские моногорода» на территорииСаратовской области представляется актуальным проведение исследованиятакже в г. Балаково, который обладает признаками моногорода, сильно зави-сит от промышленности и наиболее пострадал в условиях финансово-экономического кризиса. Город Балаково в феврале 2010 года стал известенна всю страну благодаря массовым акциям протеста населения против прово-димой экономической политики. События в г. Балакове носили настолькорезонансный характер, что сравнивались с протестными выступлениями вКалининграде, и балаковская ситуация обсуждалась в начале марта 2010 годана встрече президента РФ Дмитрия Медведева с вице-премьером ДмитриемКозаком. Во время встречи обсуждалась необходимость принятия срочныхмер реагирования и недопущения подобных акций протеста в будущем. Тер-риториально гг. Балаково и Вольск расположены рядом, на расстоянии 30 км,через р. Волгу. Весной 2010 года Правительством РФ одобрены программыразвития и модернизации 3 моногородов, было подписано соответствующеепостановление правительства. Речь идет о Тольятти, Нижнем Тагиле и Соко-ле Вологодской области. На то, чтобы вывести эти города из тяжелой соци-ально-экономической ситуации, из госбюджета будет выделено порядка3,5 млрд рублей. Об этом весной 2010 года шла речь на совещании по моно-городам в Совете Федерации, которое вел спикер Сергей Миронов. На очере-ди еще четыре монопрофильных населенных пункта - Набережные Челны,Камские Поляны, Байкальск и Гуково [4], то есть ни Вольск, ни Балаково Са-ратовской области в число моногородов, в которых будут приниматься пер-воочередные антикризисные меры, не вошли.Балако́во - город с 1911 года, административный центр Балаковскогомуниципального района, население - 198,0 тыс. человек. Город расположенна левом берегу реки Волги, в 161 км к северо-востоку от Саратова. В периодс 1956 по 1971 год в Балакове строилась Саратовская ГЭС, что привело к раз-ливу Волги, затоплению части прибрежной территории из-за появления Са-ратовского водохранилища и изменению облика современного города, а так-же его резкому росту. В сжатые сроки был создан балаковский индустриаль-ный комплекс, насчитывающий более полутора десятков предприятий химии,машиностроения, энергетики, строительной индустрии, пищевой промыш-ленности. В 1985 году ввели в эксплуатацию Балаковскую атомную электро-станцию, самую крупную в России и имеющую к настоящему времени 4 дей-ствующих энергоблока мощностью по 1 ГВт каждый.Классификация с точки зрения методологии исследования по проек-ту. С точки зрения численности населения Балаково относится к крупнымили большим моногородам (численность населения свыше 100 тысяч чело-век), хотя скорее Балаково - город с признаками моногорода, так как сильнозависит от промышленности. С точки зрения включенности в экономическуюжизнь Саратовской области город является конгломератом, во многом само-достаточным городом, полноценно включенным в экономическую жизнь об-ласти, так как он находится на пересечении основных автотранспортных ижелезнодорожных артерий. Так как в городе находится большое количествопромышленных предприятий, ориентированных на конечную продукцию, тог. Балаково целесообразно отнести к городам с развитой обрабатывающейпромышленностью (полиотраслевым городам). С точки зрения уровня разви-тия градообразующего предприятия промышленные производства городаможно назвать развивающимися, хотя на объемы производства и финансовыепоказатели значительно повлиял кризис 2008-2009 годов, например, наОАО «Балаковорезинотехника» из-за падения объемов производства в2009 году пришлось сократить 50% работников - с 9 тыс. промышленно-производственного персонала в 2008 году до 4,5 тыс. в. 2009 году, примернона 10% сократили персонал энергетические предприятия города. Рейтинг го-рода в области является высоким, что вызвано в целом более высоким уров-нем основных социально-экономических показателей, а также тем фактором,что действующий губернатор области П.Л. Ипатов и многие областные руко-водители - выходцы из г. Балаково. Уровень инновационной активности гра-дообразующих энергетических предприятий высокий, о чем свидетельствуетприменение современнейших технологий в атомной промышленности, наГЭС, в химическом производстве. Уровень жизни населения в городе Бала-ково относительно высокий, по сути, город находится на втором месте в об-ласти после Саратова. Город Балаково не включен в федеральную программуподдержки моногородов. С точки зрения криминализации - уровень пре-ступности в городе в настоящее время повышается. Протестные настроения вгороде Балаково являются высокими, что объясняется высокой политическойактивностью населения. С точки зрения переселения населения города - врядли это представляется возможным и целесообразным, так как условия прожи-вания в Саратовской области и местоположение города являются относи-тельно благоприятными.Несмотря на кризисные явления в экономике, производство электроэнер-гии в городе Балаково выросло за последние пять лет на 4,6 %, прежде всегоза счет увеличения объемов производства энергии на АЭС. Выработка элек-троэнергии и цены на нее увеличиваются постоянно, например, плановое за-дание ноября 2010 года Балаковская АЭС выполнила на 102,9 %, на станциибыло выработано 3 миллиарда кВт-час электроэнергии, коэффициент исполь-зования установленной мощности (КИУМ) составил 105 %. Эти данные по-зволяют сделать вывод о том, что энергетики в любой ситуации, независимоот кризисов и финансовых потрясений, чувствуют себя стабильно [6]. Отме-тим также, что, несмотря на энергоизбыточность, в Балакове одни из самыхвысоких тарифов на электроэнергию (особенно для промышленных предпри-ятий) и на услуги ЖКХ, что обусловлено политикой местных управляющихкомпаний, обслуживающих жилой фонд.Безусловной проблемой многих моногородов, в том числе Вольска и Ба-лакова, является загрязнение территории. Балаково традиционно являетсяодним из самых «грязных» городов Поволжья. Вот что по поводу экологиче-ской ситуации в городе Балаково сказала А.М. Виноградова, ПредседательБалаковского городского отделения Всероссийского общества охраны при-роды: «Ситуация сложная. Индекс загрязнения атмосферы высокий, несмотряна заявления власти. По сравнению с 1980-ми годами ниже, конечно, загряз-ненность. Сейчас выбросы, вместе с выхлопными газами, составляют 29-30 тыс. тонн (данные 2009 года). В 1980-е эта цифра была около 100 тыс.тонн. Однако есть такой показатель - индекс загрязнения атмосферы (ИЗА),на 2009 год он составляет 10,2. Выше пяти - уже считается высокий уровень.В районах очень плохая вода, пьют в основном из открытых источников, какмогут очищают ее. В Балакове ситуация, вроде бы, лучше, вода соответствуетГОСТу, но бывают отклонения, да и сами ГОСТы разработаныально активных групп. Данное обстоятельство позволяет определить про-странство рынка труда моногородов как зону повышенного риска.Как отправную точку в процессе решений проблем конкретных моного-родов России можно рассматривать три сценария действий:1. Потребности в продукции градообразующего предприятия (предпри-ятий) данного моногорода в настоящее время нет, но есть достаточные осно-вания полагать, что она может возникнуть. В этом случае помощь федераль-ного правительства должна быть направлена на консервацию данного моно-города.2. Потребности в продукции данного моногорода в настоящее время нет инет достаточных оснований полагать, что она может возникнуть. Однако на-селенный пункт расположен в регионе, позволяющем обеспечить нормаль-ные условия для жизнедеятельности людей без чрезмерно высоких затрат. Вэтом случае помощь федерального правительства должна быть направлена насодействие диверсификации хозяйственной деятельности данного моногоро-да. По нашему мнению, города Вольск и Балаково входят в эту группу, пото-му что Саратовская область является относительно благополучным региономпо природно-климатическим условиям и географическому положению, хотяпотенциал городов Вольска и Балаково нами оценивается по-разному. Посвоему потенциалу Балаково является скорее позитивным моногородом,здесь много молодежи, есть рабочие места в промышленности и высокая со-циальная активность населения, способность к самоорганизации. Вольск жеможет рассматриваться как инерционный моногород (при лучшем сценарииразвития) или депрессивный моногород (при худшем сценарии), а сам сцена-рий во многом обусловлен действиями региональной и муниципальной вла-сти. Город Вольск сильно зависит от цементных предприятий, доходы насе-ления здесь низкие, молодежи мало (город пенсионеров), социальная актив-ность невысокая, способность к самоорганизации отсутствует.3. Потребности в продукции данного моногорода в настоящее время нет инет достаточных оснований полагать, что она может возникнуть. При этомнаселенный пункт расположен в регионе, позволяющем обеспечить нормаль-ные условия для жизнедеятельности людей только за счет чрезмерно высокихзатрат. В этом случае помощь федерального правительства должна быть на-правлена на содействие переселению граждан.Такой сложный процесс, как диверсификация экономики моногородов,может быть инициирован с помощью запуска программ территориальногопланирования на уровне государства и регионов, то есть возможен частичныйвозврат к плановой экономике (данное мнение высказал известный россий-ский экономист Михаил Хазин в одном из интервью). В результате реализа-ции данного проекта должны быть выявлены различные пути диверсифика-ции экономики моногородов и определены направления их развития в бли-жайшей и среднесрочной перспективе.

Ключевые слова

моногород, предприятие, экология, цементная промышленность, электроэнергетика

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Малый Вадим ИгоревичПоволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпинадоктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой антикризисного управленияsreda@email.ru
Гусев Владимир ВладимировичПоволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпинакандидат экономических наук, доцент кафедры антикризисного управленияvladgus2006@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)». М.: Издательство «Омега - Л», 2009. 288 с.
Послание Президента Федеральному собранию 30 ноября 2010 года // http:// news. kremlin.ru/media/, 2 декабря 2010 года
Интернет-ресурс «Четвертая власть» // http://www.4vsar.ru//4120.html, 22 марта 2010 года
Вольск не попал на денежный транш // www.om-saratov.ru, 31 марта.2010 года
Информационный сайт «Редколлегия Ру», 14 сент. 2010 года
Информационный сайт «Балаково Ру», 2 дек. 2010 года
 Моногорода Саратовской области: конструирование перспектив развития | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13).

Моногорода Саратовской области: конструирование перспектив развития | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия