Social, Public and Civil Participation: the Problem of Conceptual Understandingand Misunderstanding.pdf В последние годы в различных сферах общественных отношений наблю-дается рост вовлеченности отдельных граждан и общественных групп в ре-шение актуальных социальных проблем. Наиболее активно этот процесс про-текает на местном уровне и характеризуется многовекторной направленно-стью: сверху вниз, со стороны власти, через стимулирование социальной ак-тивности, расширение механизмов вовлечения граждан в решение вопросовместного значения в рамках построения субсидиарной модели государствен-ной, муниципальной политики, реформирования системы муниципальногоуправления; снизу вверх, со стороны населения, через расширение консенсу-альных или протестных форм решения актуальных для населения проблем, содновременным усилением мобилизационных и кооперативных процессоввнутри территориальных сообществ или сообществ по интересам.Косвенным признаком реальности и масштабности данных процессов яв-ляется постепенная потеря их уникальности и все большая технологизация,осуществляемая как путем внедрения и адаптации западных технологий гра-жданского и общественного участия, так и путем тиражирования негосудар-ственными объединениями собственного удачного опыта продвижения и от-стаивания общественных интересов внутри отдельных территорий, регионов,страны в целом. Причём к областям, где данные технологии наиболее частоапробируются и внедряются, относятся наиболее болезненные для современ-ного российского общества: образование, окружающая среда и отношения свластью, направленные на решение широкого круга местных вопросов.Но следует констатировать, что в настоящий момент активное внедрениепрактиками технологий участия существенно опередило их научное осмыс-ление. Последнее привело к терминологической путанице, хаотичности ис-пользования данных понятий. По сути, на настоящий момент термины граж-данское, общественное и социальное участие в публицистике, литературенаучно-методического характера выступаютВ связи с этим представляется целесообразным не только выделять иописывать новые формы участия, но перейти к их теоретико-методо-логическому анализу и изучению. В этом плане перспективно обратиться кзарубежным исследованиям, ведь в западной социальной практике, насчиты-вающей не одно десятилетие институционализации различных видов участия,социологами, политологами различных школ и направлений накоплен значи-тельный опыт анализа данного социального явления. Попробуем разобраться,в чем состоит общее и особенное в понимании и использовании данных тер-минов, в западной и российской исследовательской практике.Впервые понятия гражданское, общественное и социальное участие сталивстречаться в американских социологических исследованиях в таких облас-тях, как урбанистика, теории гражданского общества, прикладных исследо-ваниях и практиках работы с населением в местных сообществах.Изучение жизни и участия индивида и семьи в сообществе имеет в аме-риканской социологии давние традиции и берет свое начало еще в чикагскойшколе социологии начала ХХ века. Но только в конце 30-40-х гг. ХХ векаэмпирические и теоретические исследования по проблемам участия, в част-ности социального, становятся систематическими. Одни из первых исследо-ваний, непосредственно посвященные данной проблеме, написаны американ-скими социологами С.А. Андерсоном [1. С. 62], В.А. Андерсоном [2;3;4],Б.Барбером [1], Дж. Ф. Шмидтом и В.С. Рохрером [5] и носят скорее эмпири-ческий характер. Исключение составляет работа известного американскоготеоретика гражданского общества Берната Барбера «Апатия масс» и добро-вольное социальное участие в Соединенных Штатах», в которой он выделяетособенности и оценивает перспективы становления ассоциаций и нефор-мальных видов гражданского и социального участия в стране. Фокус иссле-дований в эти годы был направлен на анализ участия в деятельности местно-го сообщества, в частности, влияния типа семьи, социального статуса, поласубъекта на характер участия в жизни сообщества в сельских и городскихпоселениях. Б. Барбер отмечал среди факторов, стимулирующих рост раз-личных видов участия, широкое распространение и доминирование дости-гаемого социального статуса, изменение тенденций в расселении трудовогонаселения и формирование в связи с этим новых типов сообществ [1. С. 61-64]. Дж. Ф. Шмидт и В.С. Рохрер в своей работе «Влияние типа семьи на со-циальное участие» выявляли зависимость между характером семьи и типомформальной организации, объединяющей соседей в сообществе, зависимостьформальных и неформальных видов общественного участия, в которые во-влечены члены семьи фермера от доминирующего типа семейных отношенийи состава семьи. Изучались следующие параметры: количество знакомых со-седей, количество друзей респондента, частота визитов соседей, количестводобровольческих ассоциаций и т.д. [5. С. 224-230].Дальнейшие исследования 50-60-х гг. продолжили изучение корреляциимежду демографическим факторами, экономическим благополучием и типа-ми общественного, социального участия в городской и сельской среде. Инте-рес в данной проблематике стимулировался различными правительственны-ми программами, направленными на решение проблем нищеты и расовыхпроблем. Их разработка и продвижение могли быть успешными только в ус-ловиях повышенного внимания и участия общественности, изменения отно-шений между сообществом и государством, создания новых программ и про-ектов уже по развитию сообществ. Исследователями было отмечено, что ха-рактер и формы общественного, социального участия зависят от националь-ной, этнической культуры, региона, возраста, гендерных особенностей, типапоселения (село/город) [6. С. 259-265]. Но уже в это время в работах, посвя-щенных проблеме участия, отмечалось, что литература, изучающая общест-венное участие, имеет тенденцию концентрироваться на одном типе активно-сти: участия субъекта в деятельности формальных организаций. Вместе с темисследователи замечали, что такие формы участия, как дружеские круги ииные виды неформальных объединений, остаются вне внимания исследова-телей, как и характер влияния формальных и неформальных форм участиядруг на друга. [7. С. 177]Анализ общественного участия в контексте проблем сообщества сохра-нил свою популярность, влияние и в 70-х - начале 80-х гг., когда интерпрета-ция общественной деятельности в сообществах была под сильным влияниемрадикалистских подходов и рассматривалась как расширение классовойборьбы. И лишь политика, направленная на формирование идентичности иразделение стратегий, направленных на достижение социальных перемен, атакже достижение значительного политического влияния общин на местныеорганы власти переключили внимание исследователей на такие аспекты уча-стия, как благотворительность и добровольная служба, чья деятельность на-правлена на улучшение жизни людей социально ослабленных.В современной западной литературе, особенно последних двух десятиле-тий, данная проблематика не потеряла своей актуальности. Наоборот, наблю-дается резкий рост интереса к феномену участия как среди исследователей,так и среди практиков. Проблематика участия стала частью предметного поляисследований, осуществляемых в рамках изучения социальных сетей, соци-ального капитала, социальной идентичности, проблем местных сообществ,партнерства, гражданского общества и т.д. Возможно, под влиянием новыхподходов к осмыслению феномена участия, появления и осмысления новыхсоциальных практик сегодня в сфере исследований, посвященных проблемамучастия, наблюдаются два связанных между собой процесса: активная диф-ференциация проблематики участия, выделение отдельных его видов в само-стоятельные направления исследования. Как самостоятельные направленияисследований проблем участия в современной западной литературе изучаетсяполитическое, гражданское, общественное, индивидуальное, горизонтальное,вертикальное участие, участие в городской жизни, жизни сообщества и т.д.Одновременно исследователи сосредоточились на изучении процессов ихинституционализации (появления специфических сфер реализации, норм,правил. технологий реализации). Проводятся масштабные исследования,главным образом, компаративного характера. Многие из них носят ком-плексный характер, когда предметом исследования становятся сразу несколь-ко видов участия. Примером такого исследования является Европейское со-циальное обследование (ЕСС), проводимое в режиме мониторинга в странахЕвросоюза (26 стран) каждые два года, начиная с 2002-2003 гг. Последниеисследования вышли за пределы еврозоны и распространились на соседниестраны, включая и Россию.Но несмотря на солидный возраст и наличие многочисленных работ, и се-годня термин «участие» используется западными авторами в несколько раз-личном контексте и наполняется разным содержанием. Недостаточно изученсам феномен участия, нет четкого разделения между ключевыми видами: по-литическим, гражданским, общественным, социальным. Можно отметитьследующую тенденцию: чем более организованный и институциональнооформленный характер носит та или иная форма участия, чем сильнее в негововлечены формализованные субъекты, использующие легитимно оформ-ленные технологии (участие в выборах, демонстрациях, деятельности кон-кретных комитетов и ассоциаций и т.д.), тем меньше разночтений и интер-претаций в исследовательской литературе оно содержит, тем более одно-значно характеризуется. И наоборот. В этом плане наибольшее разночтениенаблюдается при описании горизонтальных, неформализованных и слабо ин-ституционализированных форм участия.Нет единства и в понимании соотношения указанных выше видов участиямежду собой, а также присущих им форм. В различных исследованиях инди-катором, к примеру, общественного участия может выступать участие как вразличных формах политической деятельности (политическое участие), так ив общественном труде, включая благотворительную и волонтерскую дея-тельность, вовлеченность в социальные сети сообщества (социальное уча-стие) и т.д.Поэтому, опираясь на современные работы российских и зарубежных ис-следователей, уточняя содержание наиболее часто упоминаемых видов уча-стия: гражданского, общественного и социального, - попробуем оттолкнуть-ся от сущности феномена участия.Наряду с человеческим счастьем, демократией, экономическим благосос-тоянием участие является ключевым условием и компонентом жизненногомира современного человека, отметили Н. Кеннет и Дж. Хейко, анализируя6lхарактер общественного и гражданского участияи социального пространства с присущими политическими, социальными,культурными и историческими особенностями [9. С. 51]. Условием ее воз-никновения является общественный интерес. Участие осуществляется путемобъединения индивидов в сообщества различной степени формализации. Помнению современных теоретиков гражданского общества, будучи аренойдобровольных коллективных действий, вокруг общих интересов, целей, цен-ностей, гражданское общество и состоит из подобных формализованных инеформализованных объединений и ассоциаций.Такой подход к пониманию феномена участия несколько отличается отего интерпретаций, встречающихся сегодня в российских исследованиях. Ос-новные отличия частично содержатся в субъектах участия, в его направлен-ности. Иначе говоря: «кто участвует?» и «на что данный вид участия на-правлен?».Во многих работах основной вектор общественной деятельности, интер-претируемый в современной российской литературе как «участие», вне зави-симости от его видов направлен на вертикальное взаимодействие: группыили сообщества с государством [10; 11; 12; 13]. В данном контексте участие -это способ взаимодействия с властью. Возможность участвовать - это непре-рывный двунаправленный процесс взаимодействия между гражданами и ор-ганом власти (учреждением, ведомством) [12]. Участие - это инструменталь-ная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на прави-тельство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них дейст-вия [10. С. 146]. Подобные интерпретации участия встречаются и в работах, вкоторых рассматривается практика решения проблем в различных сферах(образовании, градостроительстве, экологии и пр.). Взаимодействие с орга-нами власти есть один из основных, а часто и единственный инструмент ре-шения данных проблем.В отличие от интерпретаций российских исследователей в американскойисследовательской литературе участие рассматривается существенно шире.Участие может быть реализовано отдельнымНо вне зависимости от целей коллективное участие всегда нормировано ипроцесс выработки норм происходит в процессе совместной деятельности.Люди научились принимать участие участвуя. Именно в процессе совмест-ной деятельности создаются учреждения и структуры, которые, позволяя ипоощряя участие, образовывают взаимоукрепляющую систему, которая по-ощряет более широкое участие.Подобная широта интерпретации участия предполагает качественноеразнообразие их видов. Суммируя встречающиеся в литературе виды участияих можно систематизировать следующим образом:По сферам участия: Политическое участие Гражданское участие Общественное участие Участие в жизни сообщества и т.д.По степени структурированности: структурированное - неструктурированное институционализированное и неинституционализированное неформальное - формальноеПо степени вовлечения субъектов в процесс участия: пассивное - активное индивидуальное - коллективное разовое - постоянное (текущее)По направленности: вертикальное (направленное на вовлечение граждан в процесс социаль-ного управления) - горизонтальное (направленное на коллективную деятель-ность в рамках ассоциации или сообщества).По отношению к социальным изменениям: направленное на сопротивление социальным изменениям - стимули-рующее изменения.По мотивации: направленное на удовлетворение собственных интересов - альтруисти-ческое бесплатное - оплачиваемое.По избираемой стратегии: ответная реакция - упреждающее.Еще один подход к видам и формам участия, являющимся частью нор-мального легитимного репертуара западной политической и социальной жиз-ни, используется в мониторинге Европейское социальное обследование(ЕСС). В исследовании изучаются:1. Традиционное (общепринятое) политическое участие. Формы: голосо-вание; участие в политических кампаниях; обращение к политическим и го-сударственным должностным лицам; вступлениепокупки некоторых продуктов по политическим, этическим или экологиче-ским соображениям.3. Участие деятельности общественных объединений: членство, содейст-вие без членства, передача средств и добровольная работа в объединении.4. Неформальное общественное участие: различные формы индивидуаль-ного и группового участия в общественной жизни вне организаций и ассо-циаций.5. Неформальная помощь - разнообразные формы активной индивиду-альной и групповой помощи другим вне социальных и благотворительныхобъединений [8. С. 12].Одним из наиболее известных, широко изученных и проработанных сточки зрения терминологии видов участия является гражданское участие.Различия в отношении интерпретации данного понятия между российскими изападными исследователями минимальны.Гражданское участие (civic, citizen participation) - участие лиц в различ-ных структурах и демократических институтах. Оно предполагает для реше-ния проблем сообщества объединение индивидов в различные группы заин-тересованных сторон. Их деятельность должна быть направлена на совмест-ную разработку решений сложных вопросов и достижение консенсуса поэтим вопросам как внутри сообщества, так и в процессе диалога с властью.Гражданское участие часто рассматривают как вертикальное участие (уча-стие в партнерстве и управлении), как форму коллективного управления [15.С. 4]. Оно тесно связано с политическим участием, которое иногда даже рас-сматривают как вид гражданского участия [16].Основными формами гражданского участия могут быть участие в мест-ных, региональных, федеральных выборах, обсуждение и разработка полити-ческих, социально-экономических, культурных программ и проектов, влия-ние на принятие решений и контроль за их исполнением, самоуправление на«низовом» (местном) уровне [13. С. 171], голосование, участие в демонстра-циях, митингах, пикетах и т.п., внесение денежных взносов, написание пи-сем, петиций, вступление в личные контакты с политиками и должностнымилицами, членство в различных организациях, выдвижение гражданских ини-циатив на местном уровне [10. С. 146-148], сходы граждан, голосования поотзыву депутата, публичные слушания, правотворческая инициатива, терри-ториальное общественное самоуправление, собрания граждан, опросы и пр.Все это определяет и основные функции гражданского участия. В частно-сти, оно позволяет вовлечь сообщество в решение социальных проблем, впервую очередь, через вовлечение широкого круга индивидов непосредст-венно к принятию решений, затрагивающих их жизнь; обеспечить общест-венный контроль за принятием и реализацией решений государственной имуниципальной власти; содействовать росту социальной сплоченности и со-циальной идентичности членов сообщества; повысить удовлетворенностьнаселения от эффективных политических решений, и, наконец, оно оказываетвлияние на личностное развитие индивидов, рост их социальной и граждан-ской компетентности и активности.Таким образом, гражданское участие содействует большей социальнойсправедливости, росту эффективности государственных и общественных ус-луг, созданию общества уверенных в себе граждан, выражению активнойгражданской позиции. Как правило, стимулирование гражданского участиятребует целенаправленной деятельности по включению индивидов, групп впроцесс гражданского, политического участия.В отличие от гражданского социальное участие представляет собой кол-лективную деятельность людей, горизонтальную активность, осуществляе-мую ими в рамках повседневной жизни и направленную на удовлетворениеобщественного интереса. Социальное участие может осуществляться черезформальные или неформальные практики. К первым относится ассоциатив-ная деятельность индивида («ассоциации в повседневной жизни» по де Ток-вилю [21, С.107]): участие в деятельности общественных, религиозных объе-динений, клубов, профсоюзов, органов общественной самодеятельности ипр., организованная добровольческая деятельность. Ко вторым, неформаль-ным практикам - коллективная деятельность людей, направленная на совме-стное решение проблем, поддержание традиций, помощь соседям, взаимнаяподдержка, поддержка местных учреждений и организаций и пр.Социальное участие обычно обращается к природе и пространству лич-ности, отражает деятельность людей по ассоциированию в формальных инеформальных контекстах. Это вовлечение в неформальные группы, в работув формальных организациях для участия в культурной, досуговой и социаль-ной деятельности ассоциаций и групп. Важно понимать, что люди выбираютучастие в общественной жизни по ряду причин, которые могут иметь малообщего с деятельностью государства, учреждений и процессов управления.Поэтому в соответствии с концепцией социального участия исследователямиизучаются организации, которые включают в себя не только деятельность вгруппах, но также факторы, влияющие на этот процесс: понимание, ответст-венность, обязательства, преданность, идентификацию и пр. [18. С. 220]. Какследствие этого в контексте социального участия изучаются и ролевые отно-шения, которые предполагают вовлечение индивидов в многообразные связис окружающим сообществом: член семьи, друг, сосед, студент, работник, во-лонтер, член организаций, различных по виду (по вероисповеданию, увлече-ниям, по территориальному признаку и пр.).В последнее десятилетие значительный вклад в изучение данного фено-мена внесла теория социального капитала. Социальное участие все чаще ин-терпретируется как неформальный социальный капитал, особенно важныйдля тех, чьи обстоятельства сделали их более уязвимыми, склонными к мар-гинальности, исключению и нищете. [14. С. 5]. Оно типологизируется по раз-ным основаниям. К примеру, по формам объединения людей: в себе и длясебя; по вектору помощи: самопомощь, взаимопомощь; по сферам интересов;по группам проблем; по степени формализации ассоциативных процессов:участие в формальных организациях, участие в неформальных сетях, персо-нальная поддержка сетей за пределами семьи (помощь соседям, посещениепожилых, нуждающихся) и т.д.Сегодня в западных странах особенно популярно изучение социальногоучастия в контексте вовлечения различных категорий социально депривиро-ванных граждан (пожилые, психически больные) в общественные отноше-ния; содействия возрастанию социальной активности в сообществах; реали-зации социально значимых программ, к примеру в области общественногоздоровья и т.д.Промежуточное положение между двумя данными видами участия зани-мает общественное участие, что наложило отпечаток на характер интерпре-тации данного термина. Его значение наиболее широко, но при этом болееразмыто и слабо структурировано. Оно часто совпадает с указанными вышепонятиями гражданского и социального участия либо включает в себя одно-временно фрагменты характеристик обоих понятий, либо рассматриваетсякак синоним гражданского участия. К примеру, общественное участие пред-полагает для решения проблем сообщества объединение различных группзаинтересованных сторон для совместной разработки решений сложных во-просов и достижения консенсуса по этим вопросам как внутри сообщества,так и в процессе диалога с властью [15]. Подобную интерпретацию данноготермина предлагает и российский политолог А. Сунгуров. Он определяет об-щественное участие как непрерывный двунаправленный процесс взаимодей-ствия между гражданами и органом власти (учреждением, ведомством), отве-чающим за принятие решения. По его мнению, от гражданского обществен-ное участие отличается отсутствием среди его форм электоральной активно-сти, уклонением от деятельности политических партий и движений, а такжеот форм протестного участия [12]. Во многих исследованиях отмечается, чтоосновные формы и методы реализации общественного участия лежат в плос-кости информирования и вовлечения в деятельность по созданию государст-венно-общественного управления на уровне учреждений, сообществ, муни-ципалитетов.Сложности для понимания сущности общественного участия добавляют итрудности перевода. Так, в английском языке используется три самостоя-тельных термина для определения рассматриваемых нами видов участия:civic, public, social participation, в то время как при переводе на русский языкобщественное и социальное становятся фактически синонимами. Пониманиетерминов «общественное участие» и «социальное участие» как синонимич-ных в российской литературе подтверждает и контекст многочисленных пуб-ликаций, где они используются. Такое понимание сложилось в российскойисследовательской практике стихийно, благодаря тому, что данные терминыиспользовались в разных исследовательских областях. К примеру, понятиегражданского участия использовалось скорее политологами - теоретикамигражданского общества, общественное участие - для анализа способов реше-ния экологических проблем или в области образования, для обучения про-цесса вовлечения родителей, профессионального сообщества, деловых круговв процесс управления образованием, в частности в разработку образователь-ной политики, создание государственно-общественной системы лицензиро-вания образовательных учреждений и т.д. В свою очередь, понятие социаль-ного участия используется, скорее в контексте изучения проблем сообществ,благотворительности и процессов институционализации общественных ини-циатив. Одновременно в практике использования данных терминов наблюда-ется стремление применять в качестве обобщающего все виды участия (родо-вого понятия) термин - общественное участие.Подводя итоги, следует отметить, что проблема соотношения данных по-нятий - проблема не только российская. Неперспективность изолированногоанализа социального, общественного и гражданского участия и необходи-мость разработки единой общественно-политической модели участия отме-чают и западные исследователи [8, С. 11; 19. С. 76]. Попытки разработки ин-тегративных моделей участия, к примеру гражданского социального участия,предпринимаются и в России [11]. Сам факт активного использования даннойтерминологии в различных общественных сферах является признаком попы-ток осмысления новых для нашего общества процессов, которые не уклады-ваются в существующие теоретические схемы и модели. Но необходимо по-нимать, что любые действия, связанные с моделированием процессов уча-стия, описанием с помощью тех или иных его видов социальных процессов,требуют дальнейшего теоретического осмысления как собственно феноменаучастия, так и отдельных его видов. Только это позволит конвециализоватьданный понятийный аппарат и сделать его действенным инструментом ана-лиза социальных процессов.
Barber B. "Mass apathy" and voluntary social participation in the United States. Reprint of the author's thesis, Harvard, 1948. (Препринт 1980). 292 c.
Anderson W.A., Arnold C. The pattern of Social Activities in a High Participation Group, Rural Sociology 4 (1939). P. 463-464.
Anderson W.A. Farm Woman in the Home Bureau, Ithaca, N.Y.: Cornell University Agricultural Experiment Station, mimeo, 1941.
Anderson W.A. Family social participation and social status self-rating // American sociological review. 1946. Vol. 11, №.3. P. 253-258.
Schmidt John Frank, Rohrer Wayne C. The Relationship of Family Type to Social Participation // Marriage and Family Living, Vol. 18, №. 3 (Aug., 1956). P. 224-230.
Putnam, R., Bowling Alone. The Collapse and Revival of American Community. Simon and Schuster/ New York, 2000.
Bartolomeo P. G. Patterns of Social Participation in a Two-Generation Sample of Italian- Americans // Sociological Quarterly. Vol.7, Issue 2, March 1966. P. 167-178.
Kenneth N., Heiko G. Patterns of Participation: Political and Social Participation in 22 Nations. Discussion Paper SP IV 2008-201.
Cornwall A. Locating citizen participation // IDS Bulletin 33 (2). P. 49-58.
Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку. М., 1996. 227 c.
Мерзляков А.А. Гражданское социальное участие как универсальная технология социального управления (на материалах разработки и реализации градостроительных проектов): Автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2007. 27 с.
Сунгуров А. Общественное участие как условие формирования гражданского общества. [СПб., 2000] URL: http://www.prof.msu.ru/publ/conf/index.html
Холмская М.Р. Политическое участие как объект исследования. Обзор отечественной литературы // Полис. 1999. № 3. С. 170-176.
Platt L. Social Participation: How does it vary with illness, caring and ethnic group? ISER Working Paper 2006-18 Institute for Social and Economic Research, University of Essex, Wivenhoe Park.
Brodie E., Cowling E., Nissen N., with Paine A.E., Jochum V., Warburton D. Understanding participation: A literature Review. [December 2009] URL: http:// pathwaysthroughparticipation. org.uk/2010/01/understanding-participation-a-literature-review/
Платонова Д.В. Социальная сущность и формы участия аудитории в деятельности СМИ: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 19 с.
де Токвиль А. Демократия в Америке / Пер. с фр.; Предисл. Гарольда Дж. Ласки. М.: Про- гресс, 1992. С. 379.
Warner W.K. Problems of participation // Journal of cooperative extension. 1965. № 4. P. 219-228.
van Deth, Jan (ed.). Private Groups and Public Life. Social Participation, Voluntary Associations, and Political Involvement in Representative Democracies. London: Routledge, 1997.