Образ регионального лидера современной России: специфика конструирования | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 3 (15).

Образ регионального лидера современной России: специфика конструирования

Рассматриваются основные особенности конструирования образа регионального политического лидера в России 2008-2010 гг. Дается интерпретация образа на основе анализа рейтингов ведущих информационных агентств и консалтинговых компаний.

The image of a regional political leader of modern Russia: specific design.pdf Образ политического лидера в современной России остается не толькоодним из актуальных направлений в политических исследованиях (школаЕ.Б. Шестопал), но и приобретает новые очертания для анализа. Политиче-ский лидер является фигурой публичной, а потому приковывает к себе ог-ромное внимание со стороны населения, СМК, экспертов. В современноммире центральным становится создание необходимого лидерского образа, егоконструирование для положительного восприятия лидера населением, буду-щими избирателями. Большинством исследователей образ понимается какотражение объективной действительности. Политический образ в этом слу-чае - отражение реальных характеристик объекта восприятия. Представителиданного подхода в понимании образа противопоставляют понятию образ по-нятие имидж. Имидж - это специально сконструированное и растиражиро-ванное отражение личности политика [1. С. 13]. Имидж создается в единст-венно правильном варианте, но воспринимаемый образ тем не менее можетне соответствовать создаваемому имиджу. Поэтому главным в исследованииобраза политического лидера становится проблема восприятия населениемэтого политического лидера. Д.А. Леонтьев так разграничивает понятия об-раза и имиджа: «Образ есть всегда, образ всегда можно диагностировать иописать - точно и разносторонне… Имидж - это навевание совершенно кон-кретных ассоциаций и намеков» [2. С. 22].Такому объективистскому подходу противостоит конструктивистскийвзгляд на политику, основанный на традиции социальной феноменологииА. Щюца. В соответствии с этим подходом любая реальность социально кон-струируется. Жизненный мир каждого человека состоит из целого ряда ре-альностей, где каждая из них интерпретируется человеком в соответствии сзаданными моделями. Значит, описание индивидуального восприятия не мо-жет соответствовать объективной действительности [3. С. 72]. А образ в дан-ном случае не противопоставляется имиджу, так как ни образ, ни имидж неявляются отражением объективной действительности. Образ мира политики,политического лидера также искусственно сконструирован. То есть понятияобраза и имиджа тождественны. В работе мы будем придерживаться опреде-ления образа как искусственно сформированного и символичного. Образ соз-нательно конструируется внутри уже существующей реальности, котораятакже конструируется, приобретая черты виртуальности. Виртуальная реаль-ность состоит из симулякров - явлений, предметов, имитирующих другиеявления и предметы с определенной целью. В современной политике симуля-крами являются образы, которые формируют пространство политики, ее но-вую реальность. Итак, мы, вслед за В. Емелиным, под «виртуальной реально-стью» будем понимать искусственно созданное пространство симулякров [4].Субъективный мир сам по себе дополняют информационно-комму-никационные технологии, ставшие неотъемлемой частью жизни обществасовременной страны. Именно постмодерн отличается первостепенной рольюСМК в обосновании легитимности власти. Конструируя образ политическоголидера, СМК ставят «политическую судьбу» политика в прямую зависимостьот своей деятельности. Такая постсовременная реальность является вирту-альной, однако все образы, транслируемые с телеэкранов, «представляют со-бой реальные сущности» [5. С. 34]. В виртуальной реальности образы-символы вступают в отношения друг с другом.Конструирование образа осуществляется в условиях виртуальной реаль-ности, которая образовалась благодаря средствам массовой коммуникации, впервую очередь телевидению, а также глобальной сети Интернет. Интернет скаждым днем играет все большую роль в политической жизни страны. С од-ной стороны, виртуальная реальность искусственно создана с помощью дос-тижений технического прогресса. С другой - виртуальная реальность сталанеотъемлемой частью жизни едва ли не каждого человека. Речь идет обо всехуровнях общественной и политической жизни страны. Отношения политиковразного ранга друг с другом для населения страны представляются на экранетелевизора и все чаще в сети Интернет. Теперь и политики настолько при-выкли общаться с населением страны, региона, используя средства высокихтехнологий, что у нас не возникает сомнений в действительности и реально-сти происходящего. Картинка на экране телевизора, монитора компьютера,показывающая политического лидера, его деятельность, усиливает образ-знание о данном политике. По словам Ги Дебора, «вся жизнь обществ, гдегосподствуют современные условия производства, проявляется как необъят-ное нагромождение спектакля» [6. С. 23]. В ходе спектакля политик репре-зентирует себя, свой образ зрителям - населению. Спектакль как процесскоммуникации по большей части имеет одностороннее направление. В ходерепрезентации политический лидер представляет содержание направлениясвоей деятельности. Что касается образа политического лидера вообще, тоздесь есть важное замечание. Во-первых, такой образ, как бы положительноили отрицательно он ни воспринимался, является конструктом и не отражаетобъективную реальность. Лидер репрезентирует в таком образе лишь те сим-волы, которые необходимы для поддержания своего рейтинга доверия.Цель данной работы - выделить специфические черты конструированияобраза регионального политического лидера современной России. Первона-чальной задачей в достижении поставленной цели мы видим обозначениеособенностей отношений между Центром и регионами. Так, по нашему пред-положению, заданный в 2004 г. новый вектор отношений в первую очередьвлияет на позиционирование глав регионов перед населением своего регионаи перед федеральной властью.Модели отношений центра и регионов, по Р. Ф. Туровскому, предстают вчетырех вариантах: «сильный центр - слабые регионы», «сильный центр -сильные регионы», «слабый центр - сильные регионы», «слабый центр - сла-бые регионы» [7. С. 82]. В 1990-х гг. моделью взаимоотношений утвердилсятретий вариант. Основными задачами для региональных лидеров являлосьусиление позиций региона, а также активизация процесса регионализациичерез формирование региональной идентичности. Личностный образ - образлидера был одним из аспектов формирования этой групповой идентичности.То есть образ регионального лидера мог стать важным элементом формиро-вания и воспроизводства групповой идентичности, так как репрезентировал«коллективную субъектность этой самой группы» [8. С. 27]. А политик в кон-тексте осуществления своей деятельности на уровне региона стремится вы-ступать в первую очередь как представитель региональной общности. Ставятли в настоящее время региональные лидеры перед собой такие задачи? Илиони являют собой представителя не региональной общности, а, скажем, соци-ально-профессиональной?Время реформ В. Путина и Д. Медведева заставило региональные элиты,и в первую очередь региональных лидеров, переосмыслить свои стратегииповедения. Данное обстоятельство поспособствовало приобретению регио-нальными лидерами новой политической идентичности. Кроме того, поменя-лась и модель взаимодействия с центром. Теперь она представляет собой,скорее, вариант «сильный центр - слабые регионы». Тем не менее при такоймодели отношений федеральной власти не удалось выстроить систему«Центр - регионы», которая базировалась бы на «универсальных основани-ях». Взаимодействие федеральной и региональных властей все больше сталореализовываться путем неформальных связей, в результате главы регионовбыли выведены из публичной политики и стали «агентами влияния публич-ной политики» [9. С. 143]. Последнее обстоятельство и является определяю-щим в выявлении«Независимой газеты» в силу того, что именно этот рейтинг, по нашему мне-нию, показывает степень влиятельности региональных руководителей на ре-гиональном и федеральном уровнях. Все рейтинги служат не только «заме-рами» лидерского образа (руководителей региона, субъекта РФ), но и инст-рументом по его конструированию. Иначе можно сказать, что рейтинг - этоконструкт конструкта. Во-первых, рейтинг уже является симулякром, пред-ставляя деятельность политиков регионального уровня. Во-вторых, в такойситуации от рейтинга зависит существование других симулякров - образоврегиональных политических лидеров. Руководитель региона, имеющий вы-сокую оценку, индекс благоприятного упоминания, получает «в собствен-ность» образ лидера. При этом количество упоминаний в центральных СМИо руководителе региона пропорционально количеству упоминаний о регионе,его значимости в политической системе страны. Данное утверждение под-тверждает анализ всех упомянутых рейтингов за предыдущие три года (мыберем годы руководства страной Д.А. Медведевым: с 2008 по 2010 г.). Издесь понятны первые места в ТОП-40 ИА REGNUM [10]. В этом рейтинге сбольшим отрывом лидирует мэр Москвы (ранее Ю. Лужков, сейчас С. Собя-нин). Объяснимы и обладатели следующих первых девяти мест в данномрейтинге: В. Матвиенко, Р. Кадыров, В. Шанцев, А. Мишарин, Б. Громов, А.Ткачев, А. Тулеев, Ю. Евкуров и С. Дарькин. Все названные руководителипредставляют ключевые для государства регионы: города федерального зна-чения, промышленные центры страны, пограничные территории и нацио-нальные республики Северного Кавказа, поддержка которых является страте-гической для федерального центра. Высокие позиции этих руководителейсовпадают и в другом рейтинге - лучших лоббистов России среди региональ-ных руководителей [11]. Такой рейтинг-лист, так же как и предыдущий, со-ставляется экспертами, которые выставляют каждому руководителю оценкуот 0 до 5. В соответствии с полученной оценкой рейтинг ТОП-25 делит лоб-бистов на три группы: с очень сильной эффективностью, сильной и среднейэффективностью. Как правило, первые места ТОП-40 ИА REGNUM иТОП-25 «Независимой газеты» принадлежат одним и тем же региональнымруководителям. По итогам 2010 г. произошло три несовпадения из десяти:деятельность А. Мишарина, Б. Громова и С. Дарькина не была признана как«очень сильно эффективная». Их место заняли А. Якушев, Р. Абрамович(портфельный инвестор), В. Позгалев. Оценки, выставляемые главам регио-нов Фондом «Петербургская политика» и «Клубом регионов», только под-тверждают наше предположение. Рейтинг политической выживаемости, хотяи имеет целью прогнозирование дальнейшей кадровой политики федераль-ной власти в отношении губернаторского корпуса, представляет интерес сточки зрения объяснений экспертами своей позиции в выставлении той илииной оценки. По итогам последнего опубликованного, седьмого, рейтингаФонда «Петербургская политика» почти все региональные руководители,возглавляющие первые два рейтинга, получили оценки «4». При этом однимиз доводов в пользу того или иного руководителя стала его популярностьсреди населения региона. Также важными показателями в выставлении оце-нок этим региональным лидерам были благоприятная экономическая ситуа-ция, контроль над местными элитами, поддержка со стороны федеральнойвласти. Исключения составили Б. Громов, В. Матвиенко. Правда, аргументыв пользу этих политических деятелей представляются достаточно весомыми:контроль в регионе, а также способность сохранить власть, несмотря на мно-гочисленные конфликты [12].В течение трех лет рейтинги возглавляют практически одни и те же ре-гиональные лидеры, при этом изменения касаются нижней части рейтингов.Проанализируем рейтинг лоббистов-региональных лидеров с марта по де-кабрь 2008 г., первого года руководства страной Д.А. Медведевым. Первыесемь-восемь мест в ТОП-25, то есть это те лидеры, которые обладают оченьсильной эффективностью, занимают Ю. Лужков, В. Матвиенко, А. Тулеев,М. Шаймиев, А. Ткачев, Р. Абрамович, Э. Россель, А. Хлопонин. Названныелидеры не только возглавляют стратегические регионы страны, они еще яв-ляются политическими старожилами, возглавляющими свои регионы болеедесяти лет. Можно отметить, что данные региональные лидеры относятся кразряду тех руководителей, которые сумели достаточно успешно приспосо-биться к новому политическому режиму.Успешность лидеров ТОП-25 2008 г. подтверждали второй и третий рей-тинги выживаемости. Так, во втором рейтинге из 25 лоббистов-региональныхлидеров «3» получили В. Сердюков (сильная эффективность), Г. Босс и Е.Строев (средняя эффективность). Однако они, как и все лидеры ТОП-25, втечение отчетного периода (март 2008 г. - октябрь 2008 г.) занимают высокиеместа в рейтингах ИА REGNUM по количеству сообщений в центральных ирегиональных СМИ, по Индексу информационного благоприятствования. Всреднем, каждый месяц из обладателей мест в ТОП-25 попадают 18-22 чело-века. В основном это касается региональных лидеров лоббистов «среднейэффективности» - Е. Строева, Д. Зеленина, В. Ишаева, В. Штырова, Ю. Не-елова.Отмеченная динамика позиций региональных лидеров в рейтингах сохра-няется и в 2009-2010 гг. Об эффективности деятельности лидеров мы можемсудить по сводному рейтингу лоббистов 2008-2010 гг. (таблица6f>]TJ)Для составления такой таблицы мы каждый месяц с марта 2008 г. по де-кабрь 2010 г. проставляли определенное количество баллов за попадание врейтинг «Лоббистов-региональных лидеров» (25 баллов - 1-е место в рейтин-ге, 1 балл - 25-е место и т.п.). В результате мы вслед за информационнымиагентствами наглядно продемонстрировали тех региональных лидеров, кото-рые способны решать задачи региона на федеральном уровне. Как мы ужеговорили, именно неформальные связи с органами центральной власти могутдать региону существенные дивиденды на собственное развитие. Значит, всовременной России региональному лидеру предъявляются следующие ос-новные требования: в отличие от необходимости представлять региональнуюобщность в 1990-х гг., современный региональный лидер должен быть встро-ен в вертикаль власти. При этом важно сохранять баланс отношений с феде-ральной властью и эффективностью управления регионом. То есть на на-стоящий момент среди региональных лидеров преобладает организационнаямодель лидерства [13, 14], которая демонстрирует направленность лидера наТаблица. Сводный рейтинг региональных лидеров-лоббистов№п/пФ.И.О. (регион) 2008 г. 2009 г. 2010 г. ИтогобалловМесто1 Матвиенко В.И. (Санкт-Петербург) 242 290 296 828 12 Ткачев А.Н. (Краснодарский край) 226 268 293 787 23 Лужков Ю.М. (Москва) 248 297 186/ - 731 34 Тулеев А.М. (Кемеровская область) 218 265 262 745 45 Якушев В.В. (Тюменская область) 177 215 253 645 56 Абрамович Р.А. (Чукотский АО, порт-фельный инвестор)142 250 239 631 67 Кадыров Р.А. (Чеченская Республика) 147 222 256 625 78 Позгалев В.Е. (Вологодская область) 148 182 203 533 89 Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) 220 255 20/ - 465 910 Шанцев В.П. (Нижегородская область) 124 145 170 439 1011 Хлопонин А.Г. (Красноярский край) 189 218 - 407 1112 Артяков В.В. (Самарская область) 113 118 175 406 1213 Громов Б.В. (Московская область) 128 86 152 366 1314 Россель Э.Э. (Свердловская область) 184 142/ - - 326 1415 Рахимов М.Г. (Республика Башкорто-стан)146 117 49/ - 312 1516 Евкуров Ю.Б. (Республика Ингушетия) 68 215 283 16-1717 Федоров Н.В. (Чувашская Республика) 95 136 52 283 16-1718 Сердюков В.П. (Ленинградская область) 86 43 132 261 1819 Дарькин С.М. (Приморский край) 42 73 143 258 1920 Босс Г.В. (Калининградская область) 68 121 58/ - 247 2021 Штыров В.А. (Республика Саха (Яку-тия)74 77 52 203 2122 Филиппенко А.В. (Ханты-МансийскийАО)73 90 - 163 2223 Неелов Ю.В. (Ямало-Ненецкий АО) 101 178 17/ - 118 2324 Мишарин А.С. (Свердловская область) 106 106 2425 Минниханов Р.Н. (Республика Татар-стан)-/91 91 2526 Шпорт В.И. (Хабаровсий край) 12 78 90 2627 Кресс В.М. (Томская область) 1 16 63 80 2728 Собянин С.С. (Москва) -/75 75 2829 Илюмжинов К.Н. (Республика Калмы-кия)9 11 54/ - 74 2930 Хамитов Р.З. (Республика Башкорто-стан)-/65 65 3031 Толоконский В.Н. (Новосибирская об-ласть)17 24 12/ - 53 3132 Мезенцев Д.Ф. (Иркутская область) 4 37 41 3233 Ишаев В.И. (Хабаровский край) 32 6/ - - 38 3334 Зязиков М.М. (Республика Ингушетия) 29 - - 29 34-3535 Зеленин Д.В. (Тверская область) 9 5 15 29 34-3536 Дудов Н.Н. (Магаданская область) 28 28 3637 Юревич М.В. (Челябинская область) 26 26 37-3838 Кузнецов Л.В. (Красноярский край) -/26 26 37-3839 Строев Е.С. (Орловская область) 20 - - 20 3940 Гениатулин Р.Ф. (Забайкальский край) 17 17 4041 Полежаев Л.К. (Омская область) 13 13 4142 Маркелов Л.И. (Республика Мари Эл) 10 10 4243 Катанандов С.Л. (Республика Карелия) 4 5 9 4344 Карлин А.Б. (Алтайский + V *крайвыполнение поставленных задач. В период руководства страной Д.А. Медве-девым основным направлением является модернизация страны, ее экономи-ки. Высокие рейтинги региональных лидеров, как правило, гарантируют при-влекательность представляемых ими регионов для инвестиций. Отметим, чтообе переменные (рейтинг лидера и региона) взаимозависимы. От высокойпривлекательности региона для инвестиций популярность регионального ли-дера поднимается. Так, вслед за улучшением позиций в рейтинге инвестици-онной привлекательности в 2010 г. [15] Калужской (+12 позиций), Рязанской(+18), Тверской (+32) областей произошло резкое увеличение количестваблагоприятных сообщений в центральных СМИ у лидеров этих областей -А.Д. Артамонова (+7 позиций), О.И. Ковалева (+12 позиций) и Д.В. Зеленина(+12 позиций). Обратная динамика наблюдается в отношении регионов и ихлидеров, которые были признаны «худшими». Ни один из региональных ли-деров не вошел в ТОП-40 ИА REGNUM по итогам декабря 2010 г., при этомв ноябре 2010 г. занимавших высокие места (губернаторы Калининградской,Омской, Новосибирской областей, Алтайского края) [16].Получается, что о действительном и действенном лидерстве регионально-го лидера мы можем говорить благодаря вышеупомянутым рейтингам, таккак прежний способ определения лидерства - его переизбрание на пост насе-лением - отсутствует. Существует только позиционирование региональноголидера в СМК, которое основной целью имеет выполнение требований пре-зидента к губернаторам.В связи с упомянутыми преобразованиями в политической системе и бла-годаря различным рейтингам региональных руководителей выделим не-сколько особенностей в конструировании образа лидера региона. Первая осо-бенность заключается в том, что конструирование образа происходит в пер-вую очередь не для населения своего региона, как это было в 1990-е - начале2000-х гг., а для поддержания своего статуса в глазах президента - человека,от которого зависит карьера лидера. Например0266>]T, губернатор Томской области,помимо сайта, заводит видео-блог, стараясь соответствовать требованиям ксовременному руководителю региона. Хотя говорить о чрезмерном старанииглав регионов в данном направлении не приходится. Так, из двенадцати главрегионов СФО1 только у четырех (Л. Полежаева, В. Кресса, В. Наговицына иВ. Зимина) имеются полноценные, хорошо разработанные сайты. Остальныеограничиваются ссылкой на биографию на сайте администрации региона, вредких исключениях - на сайте существует возможность написать губерна-тору. Одним из таких руководителей является губернатор Кемеровской об-ласти, известный острыми высказываниями в свое время в адрес федеральнойвласти, который до сих пор не заводит собственный сайт. Тем не менее оностается не только одним из самых упоминаемых региональных руководите-лей, но и входит в ТОП-25 региональных политиков-лоббистов, причем в те-чение 2008-2010 гг. занимая место не ниже седьмого. Это, в свою очередь,указывает на признание губернатора Тулеева лидером. А лидерский образподдерживается через прямое общение со СМИ.1 Паспорта субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа: http://www.sibfo.ru/passport/region.phpВторое - конструируется образ все же и для населения, через каналыСМК. Все дело в том, что региональный руководитель не может полностьюигнорировать ожидания населения региона и их политические предпочтения.В силу этого происходит естественное каждодневное явление главы регионав СМИ и информационных агентствах. Как мы уже говорили, в средствахмассовой информации котируются те региональные лидеры, чьи регионы вы-соко стоят в негласном рейтинге популярности, прибыльности для государ-ства в целом. Именно руководители таких регионов чаще всего попадают всводки информационных агентств и т.п. Причем совершенно не важно, чтотолько что назначенные главы регионов (Татарстана и Свердловской облас-ти) еще не успели доказать свое лидерство, как его привыкли понимать. Важ-но то, что такие лидеры пользуются поддержкой своего предшественника ипрезидента. Главы Татарстана и Свердловской области Р. Минниханов иА. Мишарин с первого месяца назначения на пост главы региона занимаютвысокие места среди лидеров-лоббистов, имеют большое количество упоми-наний в СМИ. Это еще раз подтверждает наше предположение о том, чтоцентральным в определении регионального лидерства является соответствиедействиям федеральной власти. Образы региональных руководителей конст-руируются так, чтобы лидерскими были лишь те, которые успешно взаимо-действуют с руководством страны (в основном путем неформальных связей).«Образ» нужен региональному лидеру отнюдь не для поддержания регио-нальной идентичности у населения, а в первую очередь для стабильностисобственного статуса. Получается, конструирование политической реально-сти выполняет важные задачи в функционировании политической системыстраны в целом, становясь инструментом в руках руководства.

Ключевые слова

образ, лидер, конструирование, рейтинг, центр, регион, image, leader, designing, rating, center, region

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кулеш Елена АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры политологии философского факультета, ассистент кафедры политологии философского факультетаskazka10@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Шестопал Е.Б. Образ и имидж в политическом восприятии: актуальные проблемы исследования // Образы государств, наций и лидеров. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 8-24.
Леонтьев Д.А. От образа к имиджу. Психосемантический брендинг // Реклама и жизнь. 2000. № 1. С. 19-22.
Щербинина Н.Г. Политический образ и имидж: соотношение понятий // Политический маркетинг. 2010. № 4. С. 71-78.
Щербинина Н.Г. Конструирование виртуальной реальности и героический брендинг политического товара // Политический маркетинг. 2009. № 2. С. 34-57.
Емелин В. Виртуальная реальность и симулякры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.geocities.com/emelin_vadim/virtual.htm
Дебор Ги. Общество спектакля. М.: Логос, 2000.
Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. М.: ГУ ВШЭ, 2006.
Нечаев В.Д. Региональный миф в политической культуре современной России. М., 1999.
Чирикова А.Е. Региональные элиты России. М.: Аспект Пресс, 2010.
Топ 40 глав регионов РФ по количеству сообщений в центральных СМИ // Совместный проект ИА REGNUM и компании «Медиалогия»: главы регионов в СМИ в 2010 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/medialogia/1367864.html
Лучшие лоббисты России - декабрь и итоги 2010 года // «Независимая газета». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/ideas/2011-01-26/5_lobbi.html
Седьмой рейтинг политической выживаемости губернаторов // Фонд «Петербургская политика», Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fpp.spb.ru/rate7.php
Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск, 1996.
Ратманова Е.В. Политическое лидерство в России: стиль управленческой деятельности: автореф. дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. Ярославль, 2009. 25 с.
Горбунов А. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2009- 2010 гг. // Рейтинговое агенство ЭКСПЕРТ РА. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/editions/bulletin/rating_invest_2010.pdf - 20 декабря 2010
Топ 40 глав регионов РФ по количеству сообщений в центральных СМИ // Совместный проект ИА REGNUM и компании «Медиалогия»: главы регионов в СМИ в 2010 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/medialogia/1367864.html
 Образ регионального лидера современной России: специфика конструирования | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 3 (15).

Образ регионального лидера современной России: специфика конструирования | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия