Характеристики доминантных моделей маскулинности и фемининности (на примере опроса студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» в ТГУ) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1 (17).

Характеристики доминантных моделей маскулинности и фемининности (на примере опроса студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» в ТГУ)

Анализируются результаты опроса студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» в ТГУ. Цель поискового исследования состояла в выявлении и сравнении содержания конструктов «настоящая женщина» и «настоящий мужчина». По результатам анализа обнаружено, что доминантные модели фемининности и маскулинности соответствуют традиционным патриархатным гендерным стереотипам: женщина должна быть внешне привлекательной, мужчина - физически сильным, женская сфера - семья и дом, мужская - работа и финансы.

Dominant models of femininity and masculinity: main features (The case of «social work» specialty at Tomsk state university).pdf Замысел статьи возник на занятиях по курсу «Гендерология. Феминоло-гия» со студентами третьих курсов, обучающихся по специальности «соци-альная работа» в ТГУ. В начале лекций проводится небольшой опрос, в рам-ках которого студентам предлагается написать пять качеств «настоящей/идеальной» женщины и пять качеств «настоящего/идеального» мужчины.Представления об идеальных мужчинах и женщинах являют собой социаль-ные конструкты доминантных фемининностей и маскулинностей. Анализданных характеристик предложен в статье.Цель статьи - выявить особенности доминантных социальных конструк-тов фемининности и маскулинности (на примере опроса студентов ТГУ, обу-чающихся по специальности «социальная работа»).Нормативный идеал доминантных моделеймаскулинности/ фемининностиМысль о социально сформированных доминантных гендерных моделяхвозникла в рамках «мужских исследований». Австралийский социолог Ро-берт Коннелл [1] ввел понятие «гегемонная маскулинность» для описаниятипа маскулинности, находящегося на вершине иерархии культуры мужско-го сообщества и разделяемого преобладающей частью общества, объединен-ной по расовым, социальным и культурным признакам. Однако это не озна-чает, что большинство мужчин, проживающих в данном обществе и поддер-живающих идеологическую основу доминирующей формы маскулинности,соответствуют характеристикам, входящим в данную модель [2]. Гегемоннаямаскулинность представляется, скорее, желаемым образцом, идеалом, её ха-рактеристики являются жестко структурированными, а стремление следо-вать им социально поощряется. Согласно американскому исследователюМайклу Киммелю, гегемонная маскулинность - это маскулинность мужчин,которым принадлежит власть [3]. Таким образом, гегемонная (доминантная)маскулинность выражает мужскую власть над женщинами и подчиненнымимужчинами, демонстрирует эмоциональную сдержанность, культ физиче-ской силы, склонность к насилию. Отечественный ученый И.С. Кон рассмат-ривает гегемонную маскулинность как социокультурный определенныйнормативный канон, на который ориентируются мужчины и мальчики [4].В противоположность доминантной маскулинности исследователи выделя-ют маргинализированные модели маскулинности, которые существуют в груп-пах, объединяющих национальные, социальные и сексуальные меньшинства.Данные модели оцениваются большинством общества как «ущербные», вос-принимаются с разным уровнем толерантности и часто становятся объектамидискриминационных действий, практикующихся в патриархатном обществе [2].В данной статье мы сознательно не будем использовать термин «геге-монная маскулинность», который напрямую связан с отношениями власти ипоэтому может относиться собственно к маскулинности, а будем употреб-лять эпитет «доминантная», подходящий для использования в отношениикак маскулинности, так и фемининности. В обществе существуют не тольконормативы по отношению к идеальным качествам мужчины. Наряду с нимиимеются и идеалы «настоящей женщины», которые мы будем трактовать какхарактеристики доминантной модели фемининности. Основные критериидоминантных моделей фемининности/маскулинности: разделяются большинством общества; являются культурным идеалом, стремление к которому поощряется; имеют нормативных характер правил, жестко структурированы, зада-ют границы социально приемлемого поведения.Таким образом, доминантная маскулинность отражает содержание поня-тия «настоящий/идеальный мужчина», а доминантная фемининность - «на-стоящая/идеальная» женщина».Методология исследованияВ настоящее время уже имеется некоторый исследовательский опыт анализадоминантной маскулинности. Например, А. Терешкинас [5] проводил личныеинтервью на дому, а С.А. Ильиных [6] использовала метод фокус-группы. Дан-ные авторы анализировали отношение респондентов к понятию «настоящиймужчина». В нашем исследовании мы решили сравнить отношение респонден-тов к понятиям «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Эмпирическойбазой исследования выступили данные небольшого опроса студентов, обучаю-щихся по специальности «социальная работа» в Томском государственном уни-верситете. В начале курса «Гендерология. Феминология» студенты выполняютупражнение «Перевертыши» [7], суть которого заключается в том, что каждомустуденту предлагается написать по пять характеристик, относящихся к поняти-ям «настоящий/идеальный мужчина» и «настоящая/идеальная женщина». Послеэтого студент должен выбрать человека или персонаж, который соответствуетвсем написанным характеристикам.В данной статье приводятся результаты анализа опроса студентов, обу-чавшихся на третьем курсе за последние 3 учебных года (2009/10-2011/12 гг.) на очной и заочной формах обучения. В опросе приняли участиевсе студенты, посетившие занятие по «Гендерологии. Феминологии» в деньпроведения опроса, всего - 88 респондентов, среди которых 84 женщины и 4мужчины, что обусловлено значительным преобладанием лиц женского поласреди обучающихся по специальности «социальная работа» в ТГУ. Исследо-вание проводилось как поисковое, т.е. целью не являлось получение репре-зентативных данных, а лишь выявление тенденций, описывающих проблемустереотипного отношения к конструктам «настоящий мужчина» и «настоя-щая женщина», использовались качественные и количественные методы сэлементами контент-анализа данных.Смысловое содержание характеристик «настоящего мужчины» и «на-стоящей женщины», выделенных респондентами, интерпретировалось, ис-ходя из общепринятого толкования слов, а также с использованием толковыхсловарей русского языка интернет-портала «Яндекс-словарь» [8]. Анализданных состоял из трех этапов и проводился отдельно по социальным конст-руктам «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», затем полученныерезультаты сравнивались:1. Подсчет повторений характеристик, выделение повторяющихся чащедругих, сравнение описания конструктов «настоящий мужчина» и «настоя-щая женщина».2. Группировка характеристик по объединяющим категориям, подсчетколичества упоминаний в рамках категорий, сравнение конструктов «на-стоящий мужчина» и «настоящая женщина». Категории анализа: Активность (деятельностной аспект характеристики). Пассивность (характеристика проявляется в бездеятельности). Дом, приватная сфера. Работа, публичная сфера. Деньги, материальные ресурсы. Внешняя привлекательность. Физическая сила. Рациональность, интеллект. Эмоциональность, чувства. Личностная ориентация, эгоцентризм.3. Подсчет повторений субъектов, соответствующих выделенным крите-риям, по мнению респондентов.Содержание конструктов «настоящий мужчина»и «настоящая женщина»По результатам опроса «настоящему мужчине» соответствуют качества,представленные на рис. 1 (количествово респондентов, назвавших качест-ва, - 6 и более человек). «Настоящая женщина», по мнению респондентов,должна соответствовать критериям, представленным на рис. 2 (количествореспондентов, назвавших качества, - 5 и более человек).Современный настоящий мужчина, по мнению респондентов, являетсясубъектом деятельности: он самоуверен, надежен и смел, умеет ставить целии любить.Рис. 1. Содержание конструкта «настоящий мужчина», количество респондентовРис. 2. Содержание конструкта «настоящая женщина», количество респондентовВ настоящей женщине больше ценятся её эмпатийные качества: она неж-ная, ласковая, милая, понимающая; внешняя привлекательность: красивая,обаятельная; причастность к приватной сфере: хозяйственная, мать, храни-тельница домашнего очага.И для мужчины, и для женщины значим ум (интеллект), возможно, это объ-ясняется важностью интеллектуальных способностей в студенческой среде ипри опросе респондентов из других социально-демографических групп «ум» небыл бы на первых позициях. Примечательно, что женщины должны быть еще имудрыми (обладать житейским опытом), в отношении мужчин данная характе-ристика не упоминалась. И в идеальном мужчине, и в идеальной женщине оди-наково высоко ценятся заботливость и доброта (как положительные качествачеловека), хотя, возможно, для мужчин и женщин эти характеристики на-гружены разными смыслами.Гендерно-стереотипные моделиРезультаты обобщения качеств «настоящего мужчины» и «настоящейженщины» по категориям анализа продемонстрированы на рис. 3. При под-счете учитывалось число повторений качеств. Например, характеристику«настоящей женщины» - «заботливая» - назвали 34 респондента, она входитв категорию «активность» и «эмоциональность», при подсчете учитываетсякак 34 повторения.Рис. 3. Категории характери-стик моделей «настоящиймужчина» и «настоящаяженщина», кол-во повторе-нийАктивность. Для доминантных моделей как маскулинности, так и феми-нинности высоко ценится активность, ведь речь идет о нормативной модели, а«правильный» (с точки зрения социальных норм) человек должен быть актив-ным. Однако если активность «настоящих женщин» направлена в основном наблизких и дом (заботливая, ласковая, хозяйственная и т.д.), то активность «на-стоящих мужчин» ориентирована, прежде всего, на достижение результатов идвижение вперёд (целеустремленный, трудолюбивый, решительный и т.д.).Пассивность. Для «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» важнынекоторые пассивные качества, такие как спокойствие, терпеливость, верность,скромность, т.е. не одобряется излишняя активность и эмоциональность.Дом, приватная сфера больше проявляется в характеристиках «настоящейженщины»: хранительница домашнего очага, любящая мать, хорошая жена, хо-зяйка. Мужчина в домашней сфере ценится за трудолюбие (мастер на все руки).Только один респондент написал, что черта «настоящего мужчины» - это отец.Работа, публичная сфера, наоборот, являются преимущественно муж-ской: трудолюбивый, предприимчивый, работящий, деловой и т.д.Деньги. Характеристики, связанные с финансами, также относятся кмужчинам: щедрый, обеспеченный, состоятельный и т.д., то есть он должензарабатывать деньги и не быть скупым. «Настоящей женщине» в данной ка-тегории присуща только щедрость.Красота, внешняя привлекательность является очень важной чертой«настоящей женщины»: красивая, ухоженная, обаятельная, привлекательнаяи т.д. А вот для «настоящего мужчины» красота не очень важна, в отличиеот физической силы, являющейся одной из основных его черт.Интеллект одинаково высоко ценится в доминантной модели и маску-линности, и фемининности.Чувства, эмоции респонденты больше связывают с женскими чертами,хотя они должны быть присущи и «настоящему мужчине», и «настоящейженщине», в обоих конструктах преобладают характеристики заботливостии доброты, также приветствуются веселый нрав и чувство любви.Личностная эгоцентричная ориентированность больше характерна длядоминантной маскулинности: самоуверенный, независимый, амбициозный.Небольшое число респондентов приписывает подобные характеристики и«настоящей женщине».Таким образом, доминантные модели маскулинности и фемининностисоответствуют традиционным патриархатным гендерным стереотипам: ха-рактеристики мужчины и женщины во многом противоположны. Так, «на-стоящий мужчина» является активным субъектом в публичной сфере, соот-ветственно, и денежные ресурсы находятся в его руках. Он физически силен,менее эмоционален и более эгоцентричен. «Настоящая женщина», наоборот,активность проявляет в отношениях с близкими, в приватной сфере. Онаэмоциональна и внешне привлекательна.Герои и героини нашего времениДля определения субъектов, репрезентирующих конструкты доминант-ных моделей маскулинности и фемининности, респондентам задавался во-прос о том, кто, по их мнению, соответствует выделенным ими характери-стикам (рис. 4-5).Рис. 4. Субъекты, репрезентирующиеконструкт «настоящий мужчина», кол-во респондентовРис. 5. Субъекты, репрезен-тирующие конструкт «на-стоящая женщина»,кол-во респондентовОдним из основных ответов был: такого человека нет. Это подтверждаеттезис, что доминантная гендерная модель является идеалом, на которыйдолжны ориентироваться люди.Часто респонденты приводили в пример представителей светской хрони-ки (актеры, певцы и т.д.), а также персонажей литературы и фильмов, чтосвидетельствует о социальных корнях доминантных гендерных моделей.1/3 респондентов написали, что характеристики «настоящей женщины»соответствуют их матери (рис. 5). Образ матери является архетипическим,т.е. в нем проявляются все лучшие качества женщины. Подобное относитсяи к образу отца, а также к другим значимым близким респондентов. Соот-ветственно, данные субъекты (мать, отец и близкие), репрезентирующие до-минантные гендерные модели, являются, скорее, результатом не личного, асоциального опыта. Доминантные модели маскулинности и фемининностиусваиваются людьми в процессе гендерной социализации, что объясняет ихсоответствие гендерным стереотипам.Только одна студентка (из 88 человек) сказала, что характеристики «на-стоящей женщины» присущи каждой третьей женщине, а характеристики«настоящего мужчины» - каждому пятому мужчине, т.е. являются достаточ-но распространенными.Таким образом, проведенный анализ результатов опроса студентов, обу-чающихся на кафедре социальной работы ТГУ, показал, что их представления оконструктах «настоящая женщина» и «настоящий мужчина» являются гендер-но-стереотипными. Негативный характер влияния гендерных стереотипов про-является как в дискриминации по признаку пола, так и в ограничении собствен-ных возможностей и способностей. В частности, имеются данные о негативномвлиянии доминантной маскулинности на социальную адаптацию мужчин [9] ина их заболеваемость и продолжительность жизни [4, 10].Исследовательской перспективой является сравнение смыслового напол-нения понятий «настоящий мужчина» и «настоящая женщина» респонден-тами мужского и женского пола разных социально-демографических групп,а также определение позитивных и негативных последствий ориентацииреспондентов на доминантные гендерные модели.Практической перспективой данного исследования является гендерно-сенситивное образование, направленное на формирование толерантности кполивариантным проявлениям человеческого бытия, поскольку именно не-образованность является одной из важных причин стереотипного мышления,задающего социальные ограничения, в том числе по признаку пола.

Ключевые слова

гендер, доминантная маскулинность, доминантная фемининность, gender, dominant femininity, dominant masculinity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Слезкина Юлия МихайловнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстарший преподаватель кафедры социальной работыtearly@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Connell R. W. The Big Picture: Masculinities in Recent World History // Theory and Society. Vol. 22, № 5, Special Issue: Masculinities. October. 1993. P. 597-623.
Маскулинность // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой: Региональная общественная организация «Восток» - Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация XXI век, 2002. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www. owl.ru/ gender
Киммель М. Гендерное общество / Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. 464 с.
Кон И. Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не)здоровья // Социология: теория, методы, маркетинг. Научно-теоретический журнал. 2008. № 4. С. 5-16.
Терешкинас А. Между доминирующими и субординационными формами мужественности: мужчины, их тело и сексуальность в современной Литве / Пер. с англ. Г. Новопольской // Гендерные исследования. 2004. № 11. С. 187-203.
Ильиных С.А. Множественная маскулинность // СОЦИС. 2011. № 7. С. 101-109.
Штылева Л.В. Исследование гендерных представлений студентов // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С. 46-55.
Яндекс-словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/
Тартаковская И. Мужчины на рынке труда // Социологический журнал. 2002. № 3. С. 112-125.
Тартаковская И. Смертельная ноша маскулинности // Демоскоп Weekly Института демографии НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. demoscope.ru/ weekly/2010/0425/analit02.php
 Характеристики доминантных моделей маскулинности и фемининности (на примере опроса студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» в ТГУ) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1 (17).

Характеристики доминантных моделей маскулинности и фемининности (на примере опроса студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» в ТГУ) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия