Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1 (17).

Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России

Рассматриваются теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России, актуальность данной темы, нормативно-правовые основания, основные проблемные вопросы в области защиты инвалидов в современной России.

Theoretical bases of social policy in the field of protection of invalids in modern Russia.pdf В последние годы проблема инвалидности в Российской Федерации нетеряет актуальности. Постоянно растущее количество инвалидов и возрас-тающий коэффициент демографической нагрузки, с одной стороны, и инва-лиды с их собственными ресурсами, позволяющими решать, при соответст-вующих условиях, часть проблем самостоятельно - с другой, ставят передруководством страны новые задачи.Подписание Россией в сентябре 2008 г. Конвенции ООН о правах инва-лидов, подготовка к её ратификации также требуют пересмотра механизмовреализации социальных гарантий для инвалидов. Однако прежде чем пере-сматривать социальную политику в целом и отдельные механизмы её реали-зации, необходимо оценить и проанализировать её современное состояние.Рассмотрение социальной политики в отношении инвалидов невозможнобез анализа понятия «инвалид».Согласно Федеральному закону № 181 ФЗ от 24.11.1995 «О социальнойзащите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - это «лицо, котороеимеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приво-дящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость егосоциальной защиты» [1].С юридической точки зрения инвалидом является человек, прошедшийосвидетельствование в службе медико-социальной экспертизы и имеющийдокумент установленного образца, - справку, подтверждающую факт уста-новления инвалидности [2].Юридическое установление факта инвалидности создает возможностьдля оказания социальной помощи человеку и включает его в различные со-циальные программы, реализуемые для данной категории граждан. Такимобразом, человек попадает под наблюдение специалистов только после юри-дического оформления статуса.Одновременно с традиционным понятием «инвалид» в научный и повсе-дневный обиход вводится понятие «человек с ограниченными возможностя-ми», представляемое рядом исследователей как менее дискриминационное исущественно расширяющее круг людей, подпадающих под данное понятие.Это позволило бы оценить реальный масштаб инвалидности в стране, так какв настоящий момент статистика инвалидности в стране основана на подсчетевыплачиваемых пенсий по инвалидности и данных бюро медико-социальнойэкспертизы, что далеко не всегда соответствует действительности и создаетнеобходимость дополнительных подсчетов для оценки уровня инвалидностив стране. Поскольку введение в научный и практический оборот понятия ог-раничения возможностей подразумевает учет не только лиц, имеющих юри-дический статус «инвалид», но и людей, которые официального статуса неимеют, но в реальности имеют ограниченные возможности в обозначенныхзаконодательством областях.Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке иусловиях признания лица инвалидом» и приказом Минздравсоцразвития РФ«Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществ-лении медико-социальной экспертизы» граждан федеральными государст-венными учреждениями медико-социальной экспертизы для установлениягруппы инвалидности необходимо иметь «нарушение здоровья со стойкимвыраженным расстройством функций организма, обусловленное заболева-ниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничениюодной из категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающеенеобходимость его социальной защиты» [3]. Если же человек имеет ограни-чение жизнедеятельности, не приводящее к необходимости его социальнойзащиты, то инвалидность не может быть ему определена. Однако представ-ляется, что факт ограничения жизнедеятельности сам по себе требует особо-го внимания с учетом потенциальной опасности перехода из категории «тру-доспособный» в категорию «иждивенец». А значит, необходимо созданиесистемы по профилактике роста инвалидности в России, направленной впервую очередь на даннуюлидов выстраивается соответствующим образом и находится в переходномсостоянии.Медицинская модель инвалидности или, иначе, административная [5, 19]рассматривает инвалидность как недуг, заболевание, патологию. Пониманиепроблем инвалидов сводится преимущественно к определению потери, кото-рая возникла у человека в связи с инвалидностью, и её компенсации в де-нежной или натуральной форме. Например, пенсия по инвалидности каккомпенсация части заработка, одинаковая для всех категорий инвалидов безучета индивидуальных потребностей и особенностей. В рамках данного под-хода инвалид считается неспособным к принятию каких-либо решений, иорганизацию его жизни общество берет на себя. Система помощи построенатаким образом, что мнение самих инвалидов любой категории и их потреб-ности практически не учитываются. Факт установления инвалидности гаран-тирует определенный перечень обязательных услуг и процедур, которые че-ловек, имеющий статус, должен получить независимо от реальной потребно-сти в таких услугах. Так, до недавнего времени право на бесплатный проездв пригородном транспорте предоставлялось всем без исключения категорияминвалидов, независимо от того, нуждаются ли они в данной услуге. Лишьнедавно появилась возможность получить денежную компенсацию даннойуслуги в случае её невостребованности. Однако до сих пор, отказываясь отбесплатных лекарств, человек, автоматически лишается права на получениесанаторно-курортного лечения. Однако нередко случается так, что утвер-жденный список бесплатных лекарств не соответствует потребностям инва-лида, а процедура получения рецепта затягивается на продолжительное вре-мя. В целом данная модель ослабляет социальную позицию человека,имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, усугубляетего неравный социальный статус.Другой подход к пониманию феномена инвалидности базируется в рам-ках социального конструирования и теории стигматизации, в частностиВ настоящее время социальная политика в области защиты инвалидовосновывается на Федеральном законе «О социальной защите инвалидов вРоссийской Федерации», принятом 24.11. 1995 г., в редакции от 01.07.2011 г.и Федеральном законе «О социальном обслуживании пожилых людей и ин-валидов в Российской Федерации», принятом 02.08.1995 г., в редакции от21.11.2011. В 1995 г. данные законы впервые обозначили новую цель госу-дарственной политики - «обеспечение инвалидам равных с другими гражда-нами возможностей в реализации гражданских, экономических, политиче-ских и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РоссийскойФедерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нор-мами международного права и международными договорами РоссийскойФедерации» [1]. Однако наблюдается противоречивая ситуация, когда всеправа для инвалидов существуют и законодательно определены, но реализу-ются в недостаточной степени.Частично данная проблема решается через различные программы и про-екты, направленные на снижение уровня инвалидности и содействие разви-тию социальной защищенности инвалидов.Так, длительное время на территории страны действовала целевая феде-ральная программа «Дети России», в рамках которой существовала подпро-грамма «Здоровое поколение». В задачи данной подпрограммы в числе про-чих входила профилактика заболеваемости, инвалидности и смертности вдетском и подростковом возрасте [7], что чрезвычайно важно для сокраще-ния количества инвалидов трудоспособного возраста. Программа «Здоровоепоколение» имела результаты. Так, в числе основных мероприятий былиреализованы строительство перинатальных центров, усовершенствованытехнологии диагностики и лечения заболеваний новорожденных, разработа-ны методики профилактики заболеваемости инвалидности детей и подрост-ков школьного возраста, обеспечены реабилитационным оборудованиемцентры и отделения восстановительного лечения детей. В период с 2006 по2010 г. уровень инвалидности в Томскойзация проведения ремонта жилых помещений инвалидов, находящихся в му-ниципальной и частной собственности. «Реализация различных мероприятийв рамках данной программы позволила обеспечить беспрепятственный дос-туп лиц с ограничениями жизнедеятельности в 11 зданий муниципальныхлечебно-профилактических учреждений, одну общеобразовательную школу,одну детско-юношескую спортивную школу, оснастить специальным обору-дованием для реабилитации медицинские и лечебно-профилактические уч-реждения, провести ремонт в 158 квартирах инвалидов... оказать материаль-ную помощь более 700 инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной си-туации, создать фонд изданий специальных форматов в муниципальныхбиблиотеках для незрячих и слабовидящих граждан, провести более 70 спор-тивных, социокультурных мероприятий с инвалидами» [9].Однако несмотря на явные достижения, реальная ситуация практическине изменилась. По мнению председателя томского регионального движения«ДИВО», сам факт обустройства пандуса не является решением проблемыдоступности городской среды. «В одной из школ я обнаружил пандус, по ко-торому могли заехать сразу три колясочника - такой он большой. Но вэтой школе нет ни одного ребенка-инвалида. Некоторые частные фирмыобустраивают пандусы из мрамора. На такой даже летом не заедешь, азимой тем более. Красиво, но нефункционально» [10].Аналогичная ситуация и с тактильной плиткой, предназначенной для то-го, чтобы слепой человек мог ориентироваться в пространстве. «Она естьтолько по одной стороне проспекта, а на другой ее нет … Точки на плиткеносят предупреждающий либо направляющий характер в зависимости отрасположения рифов. И если они занесены снегом, человек просто потеря-ется в пространстве» [10].Анализируя социальную политику в области защиты инвалидов, нельзяобойти вниманием вопрос изменения подходов к образованию инвалидов иразвитию системы инклюзивного образования, приходящего на смену тра-диционному коррекционному образованию. В рамках присоединения Россиик движению за инклюзивное образование преобразуются школы: устраива-ются пандусы и расширяются дверные проемы. Однако центральной остает-ся проблема готовности детей как здоровых, так и с ограниченными возмож-ностями и их родителей к совместному обучению. Так, по данным исследо-вания Е.Р. Ярской-Смирновой, 62% респондентов, как здоровых, так и инва-лидов, считают, что лучшим вариантом для обучения детей-инвалидов явля-ется специальное учебное заведение [4, 29]. Следующей важной проблемойявляется подготовка педагогических кадров для работы в инклюзивныхшколах, предполагающих создание всем учащимся возможностей для пол-ноценной социальной жизни, активного участия в местных сообществах изаботы друг о друге как членах сообщества. Объективными препятствиямидля развития инклюзивного образования в России является неприспособлен-ность городской среды, неподготовленность педагогических кадров и неаде-кватность финансирования системы образования [4, 30].Работа по развитию инклюзивного образования ведется и в г. Томске.Так, в рамках целевой программы г. Томска «Социальная интеграция на2009-2011 гг.» была организована работа по сопровождению детей-инвалидов в общеобразовательную школу № 54. Для детей с инвалидностьюпредусмотрены индивидуальные помощники, сопровождающие ребенка вобразовательном учреждении. Значительный вклад в развитие инклюзивногообразования вносят волонтеры общественной организации «ДИВО», кото-рые помогают в школе № 54 и других, включающихся в инклюзивное обра-зование «Уроки доброты». Кроме того, в рамках деятельности данной орга-низации в Томске проводятся демонстрации фильмов фестиваля «Кино безбарьеров», направленные на изменение отношения в обществе к инвалидам.Таким образом, социальная политика в области защиты инвалидов фор-мируется и реализуется под влиянием нескольких групп факторов:1) наличествующей в обществе модели понимания инвалидности;2) транслируемых через СМИ образов инвалидов;3) мнения инвалидов о самих себе;4) деятельности общественных организаций инвалидов в различных сфе-рах: правовой, образовательной, трудовой, досуговой.Под действием этих факторов социальная политика должна формиро-ваться как совокупность мероприятий, направленных на повышение качест-ва и уровня жизни инвалидов. Прежде всего, основы социальной политикизакладываются на федеральном уровне посредствам принятия федеральныхзаконов и иных нормативно-правовых актов, действующих на территориивсей страны и обязательных к исполнению. Непосредственная же реализацияосновных положений и гарантий в сфере социальной политики ложится нарегиональные и муниципальные органы власти. Такое распределение позво-ляет реализовывать общероссийские положения в конкретных территориях сучетом их специфики, ресурсных возможностей и культурных особенностей.Однако современная ситуация такова, что региональная и муниципальнаясоциальная политика строится в соответствии с целевыми программами,принятыми на уровне федерации. В свою очередь, целевые программы нафедеральном уровне, с одной стороны, задают f-33.211общий перечень мероприятийв рамках конкретных программ

Ключевые слова

инвалидность, социальная политика, социальная защита, physical inability, social policy, social protection

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Аверина Екатерина АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстарший преподаватель кафедры социальной работы, философского факультетаcat@regplat.ru
Всего: 1

Ссылки

«О социальной защите инвалидов» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
«О порядке и условиях признания лица инвалидом» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 30.12.2009) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос.
«Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы» [Электронный ресурс]: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 10
Романов П., Ярская-Смирнова Е., Вайтфилд С., Келли С. Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации инвалидов в Российской Федерации: Анализ основных результатов исследования. М., 2009. 60 с.
Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. СПб.: Питер, 2004. 196 с.
Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1997. 272 с.
«О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы» [Электронный ресурс]: // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Показатели эффективности 2010 год. Сайт главного бюро медико-социальной экспертизы по Томской области. [Электронный ресурс]. - URL: http://mse.tomsk.ru/pokazateli.html (дата обращения: 12.01. 2012).
«Об утверждении городской долгосрочной целевой программы «Социальная интеграция» на 2012-2015 годы» [Электронный ресурс]: Постановление администрации города Томска от 05.09.2011 N 967 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2005. Дос
Бутолина О. Жить, а не приспосабливаться [Электронный ресурс]. - URL: http: // news.vtomske.ru/details/42840.html (дата обращения: 13.01.2012).
 Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1 (17).

Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия