Социальные и экономические практики сельскохозяйственных общин, созданных новыми религиозными движениями в Западной Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1 (17).

Социальные и экономические практики сельскохозяйственных общин, созданных новыми религиозными движениями в Западной Сибири

Предлагаются результаты исследования новорелигиозных общин Западной Сибири, проведенного в августе - сентябре 2011 г., осуществленного на средства целевого гранта РГНФ «Поддержка молодых ученых». Исследование проводилось автором статьи, в изучении общины виссарионовцев принимала участие В. Матвеева, выпускница исторического факультета ТГУ, на данный момент являющаяся учителем Каратузского района.

Social and economic practices of agricultural communities created by new religious movements in Western Siberia.pdf Новые религиозные движения появились в России в начале 1990-х. Не-которые из них постепенно исчезли, потеряв своих последователей, или ос-тались в стадии довольно аморфного существования (люди собираются как вкружки по интересам, например рериховцы в некоторых городах). Другие,пройдя определенные стадии развития, трансформировались, адаптировав-шись к внешним социальным условиям. Одной из форм итоговой трансфор-мации новорелигиозных групп стало построение общин за чертой города. Ихлишь условно можно назвать сельскохозяйственными, потому что они, какправило, не ориентированы исключительно на выращивание сельскохозяй-ственной продукции и на ее продажу. То есть ведение сельского хозяйстване является конечной целью для таких общин или обыгрывается в филосо-фии общинников особым образом. В Сибири поселения основали анастаси-евцы, виссарионовцы и ануровцы. (В европейской части России есть поселе-ния неославянских общин, кришнаитские и др.)В августе и сентябре 2011 г. были осуществлены включенное наблюде-ние в общине виссарионовцев («Церковь Последнего завета»; Красноярскийкрай: деревня Петропавловка, Тояты), поездка к ануровцам (г. Мыски, Кеме-ровская область) и несколько поездок к анастасиевцам (деревня Березкино,Томская область). Исследование проводилось на средства целевого грантаРГНФ - «Поддержка молодых ученых», 2011 г. Ставились задачи установле-ния контакта с представителями данных общин, составления представленияо том, насколько успешными оказались их стратегии выживания в социуме,как сложились их отношения с администрацией и жителями тех районов, гдеони обосновались, и каким образом религиозная составляющая повлияла настановление социальных практик. Проводимые глубинные интервью опира-лись на опросник, состоящий из трех блоков: социальный аспект жизни вобщине, религиозный и экономический, включали в себя элементы «историижизни». В данной статье сначала будет представлено краткое описание каж-дой из трех новорелигиозных общин, затем будут приведены некоторые об-щие выводы, касающиеся социальных и экономических практик новорели-гиозных общин, которые можно было сделать по результатам исследования.Церковь Последнего заветаЭто достаточно необычное движение появилось в 1990-х гг., когда еголидер Сергей Тороп стал ездить с проповедями по городам России. Основ-ным посылом его проповедей, позже оформленными в многотомный «По-следний завет», стали наставления о праведной жизни, главными состав-ляющими которой объявлялись жизнь на земле, творческий ручной труд,построение взаимоотношений между людьми по высоким моральным прин-ципам и объединение религий (последователи считают Торопа, именуемогоВиссарионом, новым воплощением Иисуса Христа, пришедшего с цельюзавершить некогда начатое им дело по спасению людей). В 1994 г. была при-обретена земля на горе Сухой (Красноярский край, Курагинский район), гденачалось строительство общины «Обитель Рассвета», а последователи сталиприезжать из различных городов и покупать и строить дома вокруг горы (де-ревни Курагинского и Каратузского районов). История появления движенияи его организационная структура описаны на 2000 г. С.Б. Филатовым [1];подробный анализ вероучения произведен по книгам Виссариона Е.Г. Бала-гушкиным [2]. Целью данного исследования стала реконструкция воспри-ятия жизни общины с точки зрения ее последователей: как они воспринима-ют личность Виссариона после 20 лет взаимодействия с ним, насколько ус-пешным считают опыт коренного изменения своей жизни и переселения вотдаленный район, опыт создания общины. По мнению Л.И. Григорьевой,«виссарионовское движение можно определить как движение пассивногосоциального протеста интеллигенции «рыночно-демокра-тической» России»[3]. В своей статье 1999 г. она предсказываеттановлено взаимопонимание, достаточно успешными оказались начинания вплане организации собственных школ и садов, ремесленного производства.Кроме того, проведенные интервью не подтвердили гипотезу, предварившуюданное исследование, о том, что виссарионовцы разочаровались в своем ли-дере, но остаются на насиженных местах по другим причинам - обзавелисьсобственностью, некуда возвращаться и т.д. Для многих общинников Висса-рион продолжает оставаться ключевой фигурой, т.е. поселение сохраняетсвой религиозный стержень.Сегодня община включает около 40 деревень, расположенных в Кура-гинском и Каратузском районах Красноярского края (≈ 300 км2). Своего родастолицей является деревня Петропавловка, где в основном и проходило ис-следование. Сердцем общины считается «Обитель Рассвета» (она же «ГородСолнца») - около 80 построенных общинниками строений, расположенныхна горе Сухая в предгорье Восточного Саяна, где живет сам Виссарион иеще примерно 300 человек. Юридический статус - МРО «Церковь последне-го завета», административного статуса у общины нет (у каждой деревни свойадминистративный статус, у Города Солнца статус отсутствует). В некото-рых деревнях есть свои храмы, но не во всех. Главный храм (Небесная оби-тель) находится в Обители Рассвета, выше основных строений.По примерным оценкам, количество общинников составляет 4-5 тысяччеловек, точных статистических данных на сегодняшний день нет. Нацио-нальный состав: представлены основные национальности бывшего СССР, атакже небольшое количество иностранцев (немцы, голландцы, даже китай-цы). Наибольший приток переселенцев наблюдался примерно с середины1990-х до начала 2000-х, несколько последних лет приезжало меньше людей,в последний год приток снова увеличился. Впрочем, статистику никто неведет. Точнее, по словам административного лидера общины, в начале2000-х гг. были собраны статистические данные, которые намеревались ис-пользовать в целях рекламы, но .9714 проект не реализовалсясобственным технологиям. Дома, построенные общинниками, как правило,двухэтажные или хотя бы с мансардой, есть и трехэтажные. Общинники ук-рашают свои дома резьбой, лепниной, балкончиками и т.д.Юридически у самого Виссариона управленческого статуса в общиненет, управление общиной осуществляется комитетом из 4 человек - устрои-телем церкви (Владимир Ведерников), его замом, бухгалтером и кадровиком.Они осуществляют связь с внешним миром, заполняют документы и полу-чают за это зарплату. Устроитель церкви, он же глава церковного совета (3человека, включая его и священника) выполняет большинство администра-тивных функций, в том числе общается с администрацией, прессой и т.д.Администрирование общиной осуществляется следующим образом. Су-ществует хозяйственный совет общины, включающий по одному представи-телю от каждой деревни, выбираемому на общем собрании деревни. Он ре-шает хозяйственные вопросы, требующие сотрудничества между деревнями.Основная часть вопросов в деревне и между деревнями решается общим со-бранием либо отдельно мужским и женским собранием. К Виссариону об-ращаются, когда не могут решить какой-то вопрос и найти рекомендации поего решению в Писании, его указание носит рекомендательную форму, нообычно не оспаривается.АнастасиевцыДвижение анастасиевцев вдохновляется книгами Мегрэ о таежной цели-тельнице Анастасии, рассказывающей, как построить жизнь в гармонии сприродой. Экопоселения являются основной формой воплощения мировоз-зрения, заложенного в данных книгах. В европейской части России экопосе-ления стали появляться в середине 1990-х гг., некоторые успешно сущест-вуют уже больше 10 лет. Общины анастасиевцев, созданные в разных облас-тях, полностью независимы друг от друга, в том числе экономически. Какправило, у истоков образования каждого поселения стоит инициативный че-ловек или группа людей, которые выкупают землю (чаще всего, предназна-ченную под пашни или бывшуюмя». На собрания стали приходить люди, читавшие книги Мегрэ, но ранеемежду собой не знакомые. Постепенно земли выкупались: гектар продавалсяпримерно за 10000 рублей, на настоящий момент выкуплены уже все земли.Построено больше 15 домов, зимует на территории поселения 15 семей, ре-гулярно приезжает и живет летом гораздо больше.АнуровцыОбщина ануровцев является открытой для общения, но закрытой для жур-налистов. При обращении к ним с просьбой об интервью, они также наотрезотказались от аудиозаписи и фотографирования - имея достаточно негативныйопыт общения с прессой, члены общины избегают любого афиширования сво-его существования. При этом они не стремятся к изоляции, но налаживать ком-муникацию предпочитают по каналам межличностного взаимодействия. Поэто-му материал по общине делается на основе личного наблюдения и интервью с«гостями общины» - людьми, которые сами в Мысках не живут, но либо регу-лярно их посещают, либо принимают у себя гостей оттуда.Поселение ануровцев появилось в начале 1990-х гг. в городе Мыски (Ке-меровская обл.). Лидерами поселения являются Наталья Ивановна и КузьмаИванович. Философия и мировоззрение очень близки к рериховским: собст-венно, отправной точкой для создания исходной группы стала агни-йога.Сначала появились последователи/единомышленники в г. Новокузнецке,затем переехали в Мыски - считается, что там, по мнению Кузьмы Иванови-ча, находится некий «энергетический центр». Селились ануровцы в домахвперемешку с местными жителями, на настоящий момент в Мысках их про-живает около 50 семей. По большей части, это люди с высшим образовани-ем, есть бывшие учителя, музыканты.Собственно, в социуме существование общины проявлено в виде двухтеатров - «Святое кольцо» и «Театр старейшин». Они ездят с постановкамипо городам России - сначала едут «старшие», как правило женщины, чтобыдоговориться о помещении, где будет проведен спектакль. Затем приезжаеттруппа, проводится спектакль. Приглашаются на спектакль люди не черезрекламу, а через личные знакомства. Иногда организуются выставки картин.В общину приезжает довольно много любопытствующих, в том числепредставителей других НРД, но сама община почти не увеличивается - малокто остается. И приезд, и прием гостей осуществляются по неформальнымканалам - через знакомых, селятся гости в тех домах, где на данный моментготовы их принять. Понятно, что такие неформальные каналы служат хоро-шим фильтром - журналисту, случайному человеку или представителю ад-министрации такой путь взаимодействия с общиной заказан.Новорелигиозные общины как единая социокультурная средаСама категория НРД является достаточно условной - исследователи, ис-пользующие эти понятия, обычно оговаривают, что основным параметром,позволяющим отнести религиозное движение к НРД, является его новизна,т.е. то, что его не существовало до 1940-х гг. (А. Баркер), или, в случае Рос-сии, до 1990-х - религиозная концепция и мировоззренческие установки мо-гут кардинальным образом отличаться. Между тем, как показало исследова-ние, новорелигиозные движения в России образовали некоторое общее со-циокультурное пространство взаимодействия: последователи разных движе-ний контактируют между собой, иногда на постоянной основе, особенно этохарактерно для движений, образовавших поселения. Все три движения, соз-давшие общины в Сибири, - это аутентичные отечественные новорелигиоз-ные движения, возникшие на территории России и не являющиеся ответвле-ниями западных НРД; они обладают довольно оригинальным мировоззрени-ем, и каждое из них имеет свою специфику. Тем не менее новорелигиозныеобщины представляют собой некую единую социальную макросреду, в рам-ках которой религиозная идентичность не является препятствием для взаи-модействия и взаимопонимания между различными группами, и взаимодей-ствие осуществляется в большей степени на этической платформе, а не намировоззренческой, хотя и в мировоззрении общинников присутствуют не-которые сходные моменты, способствующие интеграции различных движе-ний. Последователи разных новорелигиозных движений легко находят другс другом общий язык, несмотря на то, что, например, виссарионовцы счита-ют себя последователями «второго воплощения Иисуса Христа», а ануровцыобщаются с «духовными учителями» в рериховском понимании. Ануровцырегулярно посещают праздники, проходящие в общине виссарионовцев, самВиссарион и отдельные его последователя наносили визиты ануровцам, ана-стасиевцы также взаимодействуют с теми и другими; в общинах постоянноприсутствуют гости и из других НРД, например кришнаиты, буддисты Кар-ма Кагью, неославяне и т.д. Теология отходит на второй план в этом взаимо-действии, поскольку представители разных НРД не пытаются обратить другдруга «в истинную веру», а на передний план выступают довольно сходныенормы общинной жизни. Сближению способствуют и определенные внеш-ние обстоятельства: в той или иной мере испытываемое давление внешнейсреды - государства, антикультистов и СМИными агентами формирования общественного мнения об НРД, что в отдель-ных случаях способствуют провоцированию локальных конфликтовЕще одной вероятной причиной интеграции новорелигиозных общин яв-ляется однородность социально-демографического состава этих новорелиги-озных групп: большинство последователей в них являются людьми среднеговозраста, больше половины - с высшим образованием.Каковы же этические и мировоззренческие установки, являющиеся про-изводными от их религиозной идентичности, обеспечивающие успешностьвзаимодействия между различными новорелигиозными общинами?Во-первых, экологичность в самом широком понимании. Все три типановорелигиозных общин ориентированы на практику сельского хозяйства иобраз жизни, не наносящий вред природе. Наиболее ярко это выражено уанастасиевцев, для которых гармония с природой является базовым принци-пом: сами родовые поместья определяются ими как «экопоселения» - посе-ления, в которых реализуются следующие принципы: лесовосстановление,минимизация энергопотребления, неистощительные технологии обработкиземли, запрет на использование ядохимикатов. Виссарионовцы изначальноориентировались на полностью ручной труд, но в настоящее время некото-рые из них пользуются сельскохозяйственной техникой, хотя эталоном всеже считается сведение использования этой техники к минимуму.Во-вторых, это то, что условно можно обозначить как определенный стильздорового образа жизни - негативное отношение к интоксикациям, в том числеалкоголю и курению, а также вегетарианство. В настоящее время в общинахотсутствует какой-либо строгий устав (хотя в поселениях анастасиевцев этиправила носят более жесткий характер), но подавляющее большинство общин-ников действительно не употребляют алкоголь, не курят и являются вегетари-анцами разной степени - считается, что это способствует поддержанию созна-ния в должной чистоте, необходимой для «самоосознания».В-третьих, это антиконсьюмеризм. В каком-то смысле новорелигиозныеобщины являются протестом против «общества потребления»: они ориенти-рованы на индивидуальное мастерство в производстве товаров, на миними-зацию материальных потребностей, на самообеспечение. Крайней формойантиконсьюмеризма является попытка ануровцев отказаться от денег и оттого, что можно купить за деньги. И в целом, образ потребителя - это некаяантитеза тому типу личности, который общинники стремятся культивиро-вать в себе и своих детях. Концепция отрицания потребительского образажизни дополняется идеей самообеспечения (а значит, ограничения потреб-ностей), которая интересным образом перекликается с разделяемой во всехобщинах убежденностью о возможном апокалипсисе, который может по-стичь индустриальный мир.В-четвертых, это законопослушность. Вопреки прогнозам СМИ и анти-культистов, последователи данных НРД до крайности законопослушны (этоотмечают и имеющие с виссарионовцами дело чиновники районной админи-страции). С одной стороны, это диктуют им их религиозные убеждения, сдругой, поскольку они являются объектами пристального внимания силовыхструктур, они в какой-то мере вынуждены быть предельно внимательными ксоблюдению норм Гражданского кодекса (не говоря уже об уголовном).В-пятых, широта взглядов/толерантность в отношении других религий ирелигиозных движений, являющаяся производной от определенного миро-воззренческого синкретизма, который можно охарактеризовать следующимнеявным императивом: «Кто бы какой религии ни придерживался, лишь бычеловек был хороший». Свой путь к спасению, разумеется, считается в ко-нечном счете наиболее совершенным, но и за другими признается право насуществование в том ключе, что «люди разные, а Бог создал разные путиприближения к нему для разных людей».Эта широта взглядов имеет еще одно следствие - подавляющее боль-шинство общинников сохранили связи со своими семьями, а некоторые и ссоциальным окружением (друзья, бизнес-связи) вне общины. У виссарио-новцев распространенным является вариант, когда пожилые родители пере-езжают в ту же деревню, где живут их дети, но сами при этом последовате-лями Виссариона не становятся; часто приезжают, например, на лето, родст-венники. Для ануровцев родственники вне общины - серьезный источникматериальной поддержки. Таким образом, жители общин на настоящий мо-мент не стремятся к социальной изоляции и не поддерживают ее.В-шестых, это сходные паттерны взаимодействия между мужчинами иженщинами, похожие модели семьи. И наставления Виссариона о семейнойжизни, и советы лидера ануровцев, и аудиозаписи лекций по семейной пси-хологии, которые имеют хождение у анастасиевцев, несут в себе сходныемотивы. Подразумевается, что семья имеет высокую ценность и что наибо-лее гармоничной является модель семьи, которую условно можно назватьпатриархальной (сложно сказать, откуда берется такое представление о се-мье, скорее, это определенная реконструкция, мифологизация «традицион-ной семьи»). Сфера ответственности мужчины в этой семье - это постиже-ние религиозных истин, самосознание, а также материальное обеспечениесемьи. Сфера ответственности женщины - забота о детях и муже, созданиеопределенной эмоциональной атмосферы в семье, организация семейногобыта (в том числе огород). Общинники резко негативно относятся к абортам,как правило, число детей в их семьях больше среднестатистического постране (2-3 ребенка и больше). Имеются определенные нюансы в этой сфережизни у разных движений, в частности, видение семьи у ануровцев немногоотличается от того, что существует у виссарионовцев и анастасиевцев. С од-ной стороны, это такая же реконструкция «традиционной семьи», где жен-щина отвечает за эмоциональную сферу, а мужчина за обеспечение семьи,постройку дома. Но модель эта уже ближе не к «патриархальной», а «матри-архальной», считается, что женщина обладает бoльшей интуицией, ей боль-ше открыто в плане духовного видения, что женская энергия неявно управ-ляет как отношениями в семье, так и отношениями между людьми. Собст-венно, основным лидером общины является женщина (которая осуществляетне прямое руководство, а подчеркивая свою роль «матери»), старейшинытоже женщины, женщины договариваются о проводимых в разных городахспектаклях и т.д.В-седьмых, это похожее отношение к институту образования. Предста-вители всех трех общин стремятся к реализации альтернативных моделейдошкольного и среднего образования, распространено использование мето-дик Вальдорфа, Монтессори, во всех трех общинах организованы свои дет-ские сады. В общине виссарионовцев созданы свои школы, одна из которыхпрошла государственную аккредитацию, занимаясь в других, дети числятсяна домашнем обучении. После окончания этих школ дети иногда продолжа-ют учебу в средних профессиональных и высших учебных заведениях (к со-жалению, статистика отсутствует), иногда нет, но среднее образование по-давляющее большинство из них получает либо в своих школах, либо дома;государственное образование рассматривается как неэффективное по вре-менным затратам. Большое внимание уделяется прикладным искусствам,которые либо встраиваются в занятия в школе, либо проводятся в формекружков. В то же время большинство общинников (в особенности это каса-ется виссарионовцев) стремится не полностью выпадать из государственнойсистемы образования - даже если дети не посещают школу, они выходят наполучение государственного аттестата о среднем образовании (в основномчерез форму домашнего обучения). Наиболее радикальны здесь ануровцы -некоторые дети, в частности дочери самих лидеров общины, не получилиаттестатов об образовании. У тех анастасиевцев, которые проживают в посе-лении, некоторые дети посещают начальную областную школу, свои школаи детский сад пока только находятся в проекте - в силу молодости общины;дети тех, кто живет в городе, посещают обычные школы и зачастую кружки.В-восьмых, это специфическая интерпретация того, что связано с жиз-недеятельностью и здоровьем человека. Во всех общинах считается, что«духовный образ жизни» обостряет способность человека видеть и лечитьболезни, соответственно, во всех общинах имеется очень много «целителей»,имеющих своих клиентов и за пределами общин. Зачастую их практика по-хожа на консультацию психотерапевта, иногда она дополняется гомеопатиейи лечением травами. В то же время в серьезных случаях представители всехобщин обращаются в государственные поликлиники, правда, происходит эторедко. В большинстве случаев роды проходят в домашних условиях, леталь-ных исходов не наблюдалось.В-девятых, это принципы организации и управления общинами. При-сутствие во всех трех общинах является делом сугубо добровольным; ме-неджеры, необходимые для координирования общих вопросов, в общинах неназначаются «сверху», а выбираются «снизу». Во многих ситуациях это де-лает менеджмент менее эффективным, потому что фактически нет механиз-мов, чтобы обеспечить единство поведения, выполнение принятого решения.Приходится искать решение вопросов, касающихся всех (например, дороги,или строительство, или денежные отчисления в пользу общины, или платаучителям), путем согласования их со всеми и ожидать, что человек будетвыполнять условленное исходя из его доброй воли, ответственности, воспи-танности. У ануровцев и в Церкви Последнего завета многие вопросы повзаимодействию решаются благодаря наличию абсолютного авторитета, ихрегулирующего.Если лидер общины перестает быть авторитетом для какого-либо после-дователя, довольно сложно найти способы для того, чтобы с ним догово-риться или чтобы исключить его из общины.Интересно, что во всех трех общинах взят курс на минимальную управ-ленческую структуру; в большей степени она проявлена в Церкви Последне-го завета, но и там она предельно упрощена - это общие собрания в каждойдеревне, старосты как представители деревень, выбираемые общим собрани-ем, человек, отвечающий за вопросы взаимодействия с внешним миром -администрацией, прессой и т.д., его заместитель и юридический глава церк-ви, отвечающий за широкий спектр проблем, связанных, опять же, с пред-ставительством общины во внешнем мире; большинство вопросов внутрен-ней жизни общины решаются на собраниях. У ануровцев все регулируетсячерез Наталью Ивановну (организатор общины), она абсолютный авторитетдля всех ануровцев, причем ее позиция - это позиция не авторитарного ли-дера, но «всеобщей матери»; существует также определенный круг «стар-ших», которые именуются «хранителями» (сакральный смысл этого статусазаключается в том, что эти люди имеют контакт с учителями и являются«хранителями внутреннего духовного огня»). Хранители также отвечают заразные сферы жизни общины и также пользуются определенным авторите-том в бытовых вопросах.Поскольку все эти мировоззренческие принципы близки, это обеспечи-вает представителям разных новорелигиозных общин основу для взаимодей-ствия друг с другом.Итак, представляется интересным, что, обладая различным религиозныммировоззрением, последователи этих движений установили довольно схожиенормы поведения и социальные и этические установки, хотя выбранные имиэкономические стратегии, как показало исследование, несколько отличаются.Экономические стратегии новорелигиозных сибирских общинВ мировоззрении всех трех общин заложены идеи независимости от де-нег, минимизации этой стороны жизни, но реализуется это стремление по-разному. Две исследуемые общины (Церковь Последнего завета и анастаси-евцы) выбрали примерно одинаковый путь - обеспечение независимости засчет экономического благосостояния, тогда как ануровцев отличает доволь-но специфическое отношение к этой стороне жизни - определенная «отре-ченность» от денег и финансовой успешности.В отличие от анастасиевцев и виссарионовцев ануровцы не ориентиро-ваны на экономическое благополучие. В целом, они очень негативно отно-сятся к деньгам, считая их «злом, очень плохо влияющим на отношения ме-жду людьми…», и стараются обходиться без них. Систему экономическихотношений внутри общины они именуют «системой «дар»» - подразумева-ется, что люди должны не продавать друг другу необходимое, а дарить. Этасистема в какой-то мере работает, причем без какого-либо внешнего адми-нистрирования, поскольку число последователей невелико, и ее удаетсяосуществлять на уровне дружбы, межличностных взаимоотношений. Смыслсистемы не только в том, чтобы обмениваться недостающими продуктами,одеждой и т.д., помогая друг другу, - но она задает также принцип общенияс внешним миром. Так, ануровцы не берут деньги за свои спектакли и за рас-пространяемые диски с песнями, выступая, они также не арендуют помеще-ния, но договариваются с администраторами различных залов. Посколькуприоритетной для себя деятельностью они считают творческую, то огород-ничество не культивируется - в отличие от двух других общин, ануровцы невыращивают и не собирают ничего на продажу и даже не пытаются сделатьпользование землей более эффективным. Особенно это проявлялось в пер-вые годы формирования общины, поскольку люди переехали из городов,имея слабый опыт огородничества, соответственно, «первые пару лет жиливпроголодь». Сейчас выращивается стандартный минимум - овощи, картош-ка, при этом нет общей сельскохозяйственной работы, общих полей, у каж-дого свои огороды, и нет стремления сделать эту часть своей жизни прино-сящей бoльшую выгоду.Одна или две семьи держат несколько коров, молоко которых распреде-ляется по всей общине. Когда коров только завели и молока было мало, онораспределялось только между детьми.Очевидно, что абсолютное неприятие денег сделало бы существованиеобщины невозможным: требуются финансы на материалы для постройки иподдержания домов, на коммунальные платежи, на бензин для машины, укого она есть, но эти расходы действительно сведены до минимума. Одежда,по возможности, шьется или ремонтируется вручную, переезды с театромосуществляются тоже довольно часто посредством «договоренности». Летоморганизуется бесплатная для общинников столовая, функционирует бес-платная швейная мастерская.Какой-то минимум денег попадает в общину из таких источников, как пен-сии, от работающих членов семей за пределами общины и пожертвования техпоследователей, которые не переехали в свое время в Мыски из Новокузнецка,но остались с Натальей Ивановной в хороших отношениях. Кроме того, денеж-ных, «корыстных» отношений сторонятся в большей степени в том случаеги в долг или в залог, хотя такое случается. В целом, присутствует понима-ние того, что расходы должны минимизироваться.Источники доходов у общинников разные: небольшое число общинни-ков имеет постоянную работу (но многие стоят на очереди в центре занято-сти), часть уже на пенсии, в основном мужчины выезжают на заработки наодин или несколько месяцев в году. Есть и такие, у кого имеется бизнес запределами общины. Статистики нет, но процентов 60-70 мужчин занятыкакими-то ремеслами. Наиболее распространено лозоплетение (им и жен-щины занимаются), так как требует меньших материальных и физическихзатрат. Есть кузнецы, столяры, гончары, бондари. В преддверии возможныхкатаклизмов грядущих лет общинники стремятся развить все навыки, необ-ходимые для выживания и самообеспечения в условиях глобального энерге-тического кризиса. Внутри общины мастера дарят свои изделия или реали-зуют путем натурального обмена, в мир продают - на ярмарках мастеров, назаказ, через знакомых, цены на изделия в интервью старались не озвучивать,но, по слухам, стоят их изделия недешево.Сельским хозяйством занимаются абсолютно все, так как это один изосновополагающих принципов общины. Это дает людям возможность обес-печивать себя даже при отсутствии других источников заработка или при ихминимуме. Участки от 20 соток, редко меньше. Выращивают все традицион-ные сибирские культуры (картофель, морковь, свекла, кабачки, лук, зелень,различные виды капусты, бобовые), плодово-ягодные деревья и кустарники,осваивают выращивание зерновых (пока в экспериментальном плане); ак-тивно осваивают различные сельскохозяйственные технологии. Выращива-ют с запасом, чтобы можно было поделиться в случае нужды. Продажа сель-хозпродукции не ставится как цель, хотя имеет место.Аграрии - абсолютно все в основном огородники, но есть те, кто основ-ными занятиями выбрал коневодство или пчеловодство, вот они свою про-дукцию продают или меняют. Рогатый скот (коз и коров) и кур держат толь-ко для себя. Труд учителей где-то оплачивается (Петропавловка, Черемшан-ка), где-то нет (Таяты), но при необходимости община им помогает. То же сврачами. В Петропавловке есть платный стоматологический кабинет. Те, ктоюридически состоят в штате церкви, получают минимальную зарплату. Те,кто заняты общественно важными делами (например, сотрудники газеты),зарплату не получают, но община им помогает. Есть художники и музыкан-ты, которые получают прибыль от продажи своих произведений, но некото-рые всю прибыль отдают на нужды церкви.Дома в основном строятся на средства, привезенные из прежних местпроживания, в том числе вырученные от продажи прежнего жилья. Хотяможет и община помочь построиться. Дома чаще всего деревянные, обычнодвухэтажные, хотя есть варианты. Архитектура в основном нетипичная, до-ма оригинально построены и украшены. В основном денежные расходы свя-заны с постройкой жилья; электричество есть, платят за него как обычно, заисключением жителей Обители Рассвета - у них возле домов стоят солнеч-ные батареи. Водопровод самодельный, неоплачиваемый; из продуктов по-купают то, что не могут произвести сами, - соль, сахар, крупу, а также мело-чи вроде спичек, свечек, лампочек, автодеталей; одежду кто-то покупает,кто-то сам производит, хотя вторых меньше.Покупают также хозяйственный инвентарь, пользуются и такими достиже-ниями цивилизации, как бензопилы, триммеры, и различной техникой для стро-ек. Многие закупают дрова, сами не успевают или не хотят заготавливать. Наперемещения тратят, если эти перемещения бывают; впрочем, подъем на маши-не в Обитель Рассвета платный (150-200 руб.). У многих есть машины, причемдовольно хорошие, соответственно, есть статья расходов на бензин.Имеется также статья общих расходов - на строительство храма, дорог,на помощь «малоимущим» общинникам. В каждой деревне «семья» решаетлокально: будут ли выделяться какие-то деньги в бюджет данной «семьи»(так называемая «десятина»), на что и в каком размере. Например, в Петро-павловке отчисления в общинную кассу составляют 20% от доходов, деньгиидут в том числе на зарплаты учителям и фельдшеру. Юристов не оплачи-вают, в общине есть несколько юристов, которые в случае необходимостиоказывают помощь на общественных началах. Гостей размещают либо в Ма-ломинусинском (гостевом) доме, и они платят там за проживание и питание(по принципу «сколько не жалко»), либо в доме кого-то из общинников.Взаимовыручка в общине работает, в основном это поддержка в нату-ральном виде - помощью по хозяйству, продуктами, необходимыми вещами;деньгами редко.Особый случай с жителями Горы (непосредственно Обители Рассвета),они почти весь заработок сдают на общие расходы, продукты закупаютсясовместно; на карманные расходы выделяется очень небольшая сумма, так, в2004 г. это было то ли 300, то ли 400 р.У анастасиевцев специфическая экономическая программа отсутствует,в качестве более или менее общей тенденции можно отметить только то, чтопоселенцы стремятся к осуществлению проектов, в той или иной степенисвязанных либо со строительством, либо с экологическим земледелием. Тоесть анастасиевцывляется на основании личной дружбы в частном порядке. У большинстваобщинников пока довольно сильна связь с городом, большинство работает вгороде.Между тем, подобно жителям других анастасиевских общин, жителиПоляны стремятся к самообеспечению посредством сельского хозяйства насвоей земле. В 2011 г. в Томске были организованы семинары Зеппа Хольце-ра - австрийского фермера, практикующего «пермакультуру» - появившую-ся в начале XX в. систему ведения сельского хозяйства, основанную навзаимосвязях, наблюдаемых в естественных экосистемах. Семинары Холь-цера довольно дорогостоящи, но востребованы, особенно экопоселениями.По результатам общения с Хольцером летом 2011-го были сделаны пробные«гряды» - участки земли, на которых посеянные культуры сочетаются такимобразом, что дополняют друг друга, помогая расти. Также был вырыт огром-ный котлован под озеро - предполагается, что он будет заполняться дожде-вой водой и постепенно образуется непересыхающий водоем.В целом, новорелигиозные общины в экономическом плане представля-ют собой один из более-менее успешных вариантов самообеспечения (засчет активного ведения сельского хозяйства).

Ключевые слова

новые религиозные движения, экопоселения, общины, этнографический метод, Ethnographic method, ecovillage, new religious movements, settlement

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Филькина Александра ВитальевнаТомский государственный педагогический университеткандидат социологических наук, доцент кафедры философских и социальных наукkav1293@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Современная религиозная жизнь России / Под ред. С.Б. Филатова., М. Бурдо. М., 2006. Т. 4. 366 с.
Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999. Ч. 1. 244 с.
Григорьева Л.И. Ушедшие в «Город Солнца» // Наука и религия. 1999. №2. С. 14-16.
Кантеров И.Я. Что ожидает новые религиозные движения в России? // Материалы Международной научной конференции «Свобода религии и демократии: старые и новые вызовы». Киев, 2010.
 Социальные и экономические практики сельскохозяйственных общин, созданных новыми религиозными движениями в Западной Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1 (17).

Социальные и экономические практики сельскохозяйственных общин, созданных новыми религиозными движениями в Западной Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия