Солипсизм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики (Дискретная математическая модель ценностного аспекта философии ощущений: Д. Беркли, Д. Юм, Д. Локк, Э. Мах, А. Богданов) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 2 (18).

Солипсизм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики (Дискретная математическая модель ценностного аспекта философии ощущений: Д. Беркли, Д. Юм, Д. Локк, Э. Мах, А. Богданов)

Исследуются «ощущение», «материя», «сознание», «бытие», «объективная реальность» как ценностные функции от двух ценностных переменных в двузначной алгебре метафизики, которая трактуется как формальная аксиология. Даются точные определения исследуемых функций, а также понятий «формально-аксиологическая эквивалентность» и «закон алгебры метафизики». Генерируются списки уравнений и законов исследуемой алгебры. Солипсизм в ней оказывается «ошибкой счета».

Solipsism as a computation blunder in two-valued algebra of metaphysics(A discrete mathematical simulation of evaluative aspect of philosophy of feeling: G. Berkeley;D. Hume; J. Locke; E. Маch; А. Bogdanov).pdf Calculemus!Г.В. ЛейбницГ.В. Лейбниц писал в письме к герцогу Ганноверскому: «Этот род исчис-ления представлял бы универсальную письменность, преимущество которойперед письмом китайцев состояло бы в том, что ее понимал бы человек, го-ворящий на любом языке. Однако это составляло бы лишь самое малое из преимуществ этой пись-менности, ибо она должна стать чем-то вроде всеобщей алгебры и дать воз-можность рассуждать посредством вычислений; таким образом, вместо тогочтобы спорить, можно будет сказать: подсчитаем! И тогда станет ясно, чтоошибки в рассуждениях суть не что иное, как ошибки, связанные с вычисле-ниями, и их можно будет обнаружить путем проверки, как в арифметике» [1.Т. 3. С. 491-492].Далее в том же письме он пишет: «Но для того, чтобы создать эту пись-менность, или, иначе, характеристику, заключающую в себе столь удиви-тельное исчисление, нужно искать точные определения понятий. Слова, ко-торыми мы пользуемся, достаточно темны, неясны и нередко сообщают лишьсмутные понятия, поэтому их придется заменить другими знаками, имеющи-ми точный и определенный смысл; Я готов дать подобные определения для всех человеческих страстей, доб-родетелей, пороков и деяний, коль скоро в этом возникнет нужда, и такимобразом можно будет говорить и рассуждать с необходимой точностью. Атак как новые обозначения будут всегда включать определения вещей, то от-сюда следует, что они дадут нам средство рассуждать путем вычислений, какя уже сказал выше» [1. Т. 3. С. 492-494].В работе «Об универсальной науке, или философском исчислении», разъ-ясняя свою идею, высказанную в процитированном выше письме, Г.В. Лейб-ниц пишет: «… Я полагаю, что никогда не кончатся споры и не установитсямир в борьбе школ, пока от путаных рассуждений, неясных слов и неопреде-ленных значений мы не перейдем к простым исчислениям и определеннымхарактеристикам.Отсюда, разумеется, будет следовать то, что всякий паралогизм станет нечем иным, как ошибкой счета, а софизм, выраженный в этом новом способеписания, будет не чем иным, как солецизмом или варваризмом, легко опро-вергаемым исходя из самих законов этой философской грамматики. В ре-зультате, когда возникали бы споры, нужда в дискуссии между двумя фило-софами была бы не большей, чем между двумя вычислителями. Ибо доста-точно было бы им взять в руки перья, сесть за свои счетные доски и сказатьдруг другу (как бы дружески приглашая): давайте посчитаем!» [1. Т. 3.С. 496-497].В данной статье представлены некоторые результаты движения мысли внаправлении, указанном в процитированных выше работах Г.В. Лейбница:формально-аксиологическое исследование философских споров о мире каккомплексе ощущений осуществляется в статье на уровне искусственногоязыка, строгих определений и точных «вычислений» ценностных функций(таблиц). В рамках построенного таким образом «философского исчисления»,точнее, двузначной алгебры метафизики, скандально известный солипсизмоказывается не чем иным, как «ошибкой счета». Поэтому чрезмерно эмоцио-нальная (изобилующая оскорблениями) политически ангажированная борьбаматериалистической школы В.И. Ленина [2. Т. 18.] со школой Дж. Беркли [3],Дж. Локка [4. Т. 1; Т. 2], Д. Юма [5], Э. Маха [6] и Р. Авенариуса [7] (а также срусскими махистами [8]) оказывается излишней: опровергнуть солипсизмможно более спокойно, рационально и дружелюбно - путем «вычисления»(соответствующих функций), демонстрирующего очевидную «ошибку счета».Ниже, исследуя ценностный аспект сенсуалистического учения о «мирекак комплексе ощущений», мы будем систематически использовать искусст-венные языки, понятия и методы дискретной математики, в частности дву-значной булевой алгебры. В небольшой работе нет возможности сделать не-обходимые разъяснения и дать точные определения всех понятий, вовлечен-ных в рассуждение, поэтому сошлюсь на монографию, в которой все этиразъяснения и дефиниции даны [9]. В дополнение к ним дадим следующиениже определения унарных и бинарных операций двузначной алгебры фор-мальной аксиологии, относящиеся к рассматриваемой теме.Глоссарий для следующей ниже табл. 1. Символ Sа обозначает морально-правовую ценностную функцию «субъект (что, кто) а». Символ Оа обознача-ет ценностную функцию «объект (что, кто) а». Символ О1а - ценностнуюфункцию «объект (чего, кого, чей) а». S1а - ценностную функцию «субъект(чего, кого) а». Ба - «бытие (чего, кого) а». Nа - «небытие (чего, кого) а». Са- «сознание (чье) а, осознание (чем, кем, чье) а». Fа - «осознание (чего, кого)а». Zа - «противоположность для (чего, кого) а». Иа - «иллюзия, т.е. (толь-ко) "кажимость" (чего, кого) а». Vа - «насилие над (чем, кем) а». Юа - «дей-ствие (воздействие) на (что, кого) а». В двузначной алгебре метафизики пе-речисленные ценностные функции от одной переменной точно определяютсяследующей ниже табл. 1.Таблица 1а Sа Оа S1а О1а Ба Nа Cа Fa Zа Иа Vа Юаx х п х х х п х п п п п пп п х п п п х п х х х х хГлоссарий для следующей ниже табл. 2. Символ Ма обозначает ценност-ную функцию «материя (что, кто) а». М1а - «материя (чего, кого, чья) а».Фа - «материя для (чего, кого) а». Ща - «ощущение (чего, кого) а». Яа -«ощущение (чем, кем, чье) а». Wа - «мир (чего, кого, чей) а». W1а - «мир для(чего, кого) а». Uа - «внешний (что, кто) а». Yа - «внутренний (что, кто) а».Rа - «причина для (чего, кого) а». R1а - «причина (что, кто) а» или «причина(чего, кого, чья) а». В двузначной алгебре метафизики эти ценностные функ-ции точно определяются следующей ниже табл. 2.Таблица 2а Ма М1а Фа Ща Яа Wа W1а Uа Yа Rа R1ах п п х п х х п п х п хп х х п х п п х х п х пГлоссарий для следующей ниже табл. 3. Символ Ра обозначает ценност-ную функцию «вещь (что, кто) а» или «вещественность, реальность (чего,кого, чья) а». Эа - «объективная (что, кто) а». Та - «бытие вне (чего, кого) а».Ха - «бытие независимо от (чего, кого) а». Ва - «возможность (чего, кого) а».На - «невозможность (чего, кого) а». Да - «движение, изменение (чего, кого)а». Па - «противоречие в (чем, ком) а» или «противоречивость (чего, кого)а». Ьа - «плоть (что, кто) а» или «плоть (чего, кого, чья) а». Gа - «тело (что,кто) а» или «тело (чего, кого, чье) а». Перечисленные ценностные функцииточно определяются табл. 3.Таблица 3а Ра Эа Та Ха Ва На Да Па Ьа Gах х п п п х п п п п хп п х х х п х х х х пОПРЕДЕЛЕНИЕ: ценностные функции μ и β называются формально-аксиологически эквивалентными, если и только если они (μ и β) принимаютодинаковые ценностные значения из множества {х (хорошо); п (плохо)} прилюбой возможной комбинации ценностных значений (х или п) переменных.Отношение формально-аксиологической эквивалентности ценностных функ-ций μ и β обозначается символом «μ=+=β». В естественном русском языкеотношение формально-аксиологического тождества (μ=+=β) выражаетсяразными средствами, например словами-омонимами «значит», «означает»,«является», «есть», иногда заменяемыми тире.Используя данные выше табличные дефиниции ценностных функций отодной переменной, а также точное определение отношения формально-аксиологической эквивалентности «=+=», легко получить следующие урав-нения:1) Оа=+=ZO1a: объект (что, кто) а есть противоположность (для) объекта(чего, кого) а.2) Sа=+=S1a: субъект (что, кто) а есть субъект (чего, кого) а.3) O1а=+=S1a: объект (чего, кого) а - субъект (чего, кого) а.4) Sа=+=ZOa: субъект (что, кто) а является противоположностью (для)объекта а.5) Оа=+=ZSa: объект (что, кто) а является противоположностью (для)субъекта а.6) Оа=+=NSa: объект (что, кто) а есть небытие субъектом а.7) Sа=+=NOa: субъект (что, кто) а есть небытие объектом а.8) Sа=+=Ca: субъект (что, кто) а - сознание (чего, кого, чье) а.9) Оа=+=М1а: объект (что, кто) а - материя (чего, кого, чья) а.10) Ща=+=Оа: ощущение (чего, кого) а - объект (что, кто) а.11) Яа=+=Sa: ощущение (чем, кем, чье) а - субъект (что, кто) а.12) Ща=+=Ма: ощущение (чего, кого) а - материя (что, кто) а.13) Яа=+=Сa: ощущение (чем, кем, чье) а есть сознание (чего, кого, чье) а.14) Яа=+=Бa: ощущение (чем, кем, чье) а есть бытие (чего, кого, чье) а.15) Ба=+=Яа: бытие (чего, кого, чье) а есть ощущение (чем, кем, чье) а.16) Ща=+=Nа: ощущение (чего, кого) а означает небытие (чего, кого,чье) а.17) Ща=+=Иа: ощущение (чего, кого) а есть иллюзия, (только) кажи-мость (чего, кого) а.18) Иа=+=Nа: иллюзия, (только) кажимость (чего, кого) а означает не-бытие (чего, кого) а.19) Яа=+=ZЩa: ощущение (чем, кем, чье) а является противоположно-стью (для) ощущения (чего, кого) а.20) Ща=+=ZЯa: ощущение (чего, кого) а является противоположностью(для) ощущения (чем, кем, чьего) а.21) Ба=+=Яа: бытие (чего, кого, чье) а есть ощущение (чем, кем, чье) а.22) Ба=+=ЩМ1а: бытие (чего, кого, чье) а есть ощущение материи (чего,кого) а.23) NЩМ1а=+=Nа: небытие ощущения материи (чего, кого) а есть небы-тие (чего, кого) а.24) Ба=+=ЩUWа: бытие (чего, кого, чье) а есть ощущение внешнего ми-ра (чего, кого) а.25) NЩUWа=+=Nа: небытие ощущения внешнего мира (чего, кого) аесть небытие (чье) а.26) UWа=+=RЯа: внешний мир (чего, кого, чей) а есть причина (для)ощущений (чьих) а.27) UWа=+=RСа: внешний мир (чего, кого, чей) а есть причина (для)сознания (чьего) а.28) М1а=+=RСа: материя (чего, кого) а - причина (для) сознания (чьего) а.29) М1а=+=RЯа: материя (чего, кого) а - причина (для) ощущений (чьих) а.30) М1а=+=ЭРа: материя (чего, кого) а есть объективная реальность (че-го, кого) а.31) М1а=+=ТСа: материя (чего, кого) а есть бытие вне сознания (чего,кого, чьего) а.32) М1а=+=ХСа: материя (чего, кого) а есть бытие независимо от созна-ния (чьего) а.33) М1а=+=ЩРа: материя (чего, кого) а есть ощущение реальности (че-го, кого) а.34) М1а=+=ВЩа: материя (чего, кого) а означает возможность ощуще-ния (чего, кого) а.35) Ща=+=М1а: ощущение (чего, кого) а - материя (чего, кого) а.36) М1а=+=Ща: материя (чего, кого) а - ощущение (чего, кого) а.37) Яа=+=Са: ощущение (чем, кем, чье) а - сознание (чего, кого, чье) а.38) Са=+=Яа: сознание (чего, кого, чье) а - ощущение (чем, кем, чье) а.39) Ща=+=Nа: ощущение (чего, кого) а - небытие (чего, кого) а:40) М1а=+=Nа: материя (чего, кого) а есть небытие (чего, кого) а.41) Яа=+=Ра: ощущение (чем, кем, чье) а есть реальность (чего, кого,чья) а.42) Ра=+=NИа: реальность (чего, кого, чья) а есть небытие иллюзии (че-го, кого) а.43) Яа=+=NИа: ощущение (чем, кем, чье) а - небытие иллюзии (чего, ко-го) а.44) Яа=+=ИИа: ощущение (чем, кем, чье) а - иллюзия иллюзии (чего,кого) а.45) Ра=+=ИИа: реальность (чего, кого, чья) а есть иллюзия иллюзии (че-го, кого) а.46) ИИа=+=Ра: иллюзия иллюзии (чего, кого) а - реальность (чего, кого,чья) а.47) ЩМ1а=+=ИИа: ощущение материи (чего, кого) а - иллюзия иллюзии(чего, кого) а.48) ЩДа=+=ИИа: ощущение движения (чего, кого) а - иллюзия иллюзии(чего, кого) а.49) ЩДа=+=Ба: ощущение движения (чего, кого) а означает бытие (чего,кого) а.50) ЩДа=+=ЩПа: ощущение движения (чего, кого) а есть ощущениепротиворечия в а.51) Ба=+=ЩПа: бытие (чего, кого) а есть ощущение противоречия в(чем, ком) а.52) ЩПа=+=ПЩа: ощущение противоречия в а - противоречие в ощу-щении (чего, кого) а.53) ПЩа=+=Ба: противоречие в ощущении (чего, кого) а означает бытие(чего, кого) а.54) Ба=+=ПЩа: бытие (чего, кого) а есть противоречие в ощущении (че-го, кого) а.55) Ба=+=ПИа: бытие (чего, кого) а есть противоречие в иллюзии (чего,кого) а.56) Ба=+=ПNа: бытие (чего, кого) а есть противоречие в небытии (чего,кого) а.57) Ба=+=NПа: бытие (чего, кого) а есть небытие противоречия в (чем,ком) а.58) Па=+=Nа: противоречие в (чем, ком) а означает небытие (чего, кого) а.Вычисляя соответствующие ценностные таблицы, нетрудно убедиться,что все приведенные выше уравнения верны и формально логически другдругу не противоречат, а все три непосредственно следующие ниже уравне-ния неверны: они представляют собой суть ошибки солипсизма; отношение«=+=» между правой и левой формулами не существует (утверждение нали-чия такого отношения - «ошибка счета»).ОШИБКА I: ЭРа=+=Яа: объективная реальность (чего, кого, чья) а естьощущение (чье) а.ОШИБКА II: UWа=+=Яа: внешний мир (чего, кого, чей) а есть ощуще-ние (чего, кого, чье) а.ОШИБКА III: М1а=+=Яа: материя (чего, кого, чья) а есть ощущение (че-го, кого, чье) а.Сказанное выше можно развить и углубить, дополнив модель рассмотре-нием некоторого множества относящихся к делу ценностных функций отдвух переменных.Глоссарий для следующей ниже табл. 4. Символ Т2аb обозначает ценно-стную функцию «разрушение, уничтожение (чем, кем) b (чего, кого) а».С2аb - «сохранение (чем, кем) b (чего, кого) а». П2аb - «противоречие (чего,кого, чье) b (чему, кому) а». Д2аb - «движение (чем, кем) b (чего, кого) а».R2аb - «детерминация, причинение (чем, кем) b (чего, кого) а». Ж2аb - «от-ражение, рефлексия (чем, кем) b (чего, кого) а». Щ2аb - «ощущение, (чем,кем) b (чего, кого) а». К2аb - «объединение, соединение (чего, кого) b и (чего,кого) а». D2аb - «разъединение, разделение (чего, кого) b и (чего, кого) а».Е2аb - «отождествление ценности (чего, кого) b и (чего, кого) а». Эти функ-ции точно определяются ниже табл. 4.Таблица 4Ценностные функции от двух переменныха b Т2аb С2аb П2аb Д2аb R2аb Ж2аb Щ2аb К2аb D2аb Е2аbх х п х п п п п п х п хх п п х п п п п п п х пп х х п х х х х х п х пп п п х п п п п п п х хСогласно данному в [9] точному определению, законом метафизики(=философии) является любая такая и только такая аксиологическая фор-ма, т.е. ценностная функция, которая принимает значение «хорошо» прилюбой возможной комбинации аксиологических значений своих переменных.Иначе говоря, закон метафизики есть (по определению) ценностная функция-константа, принимающая значение «хорошо». Если Σ есть некая аксиологи-ческая форма, то она есть закон метафизики, если и только если Σ=+=х. Врассматриваемой нами простейшей модели данное определение алгоритмич-но. Поэтому очень просто, вычисляя соответствующие ценностные таблицы,открывать и обосновывать все новые и новые философские (=мета-физические) законы. В принципе, их количество бесконечно, поэтому стре-миться дать полный список бессмысленно. Но в исследуемом специфическомконтексте вполне резонно привести некоторое небольшое конечное множест-во примеров, относящихся к теме работы. Поэтому ниже дается список зако-нов метафизики (=формальной аксиологии). Он невелик, но потенциальнобесконечен.59) С2аа=+=NТ2аа=+=х: закон самосохранения, или небытия самораз-рушения.60) НТ2аа=+=х: закон невозможности самоуничтожения.61) НП2аа=+=х: закон невозможности самопротиворечия.62) НД2аа=+=х: закон невозможности самодвижения.63) НR2аа=+=х: закон невозможности самодетерминации.64) НЖ2аа=+=х: закон невозможности самоотражения.65) НЩ2аа=+=х: закон невозможности самоощущения.66) D2SаOa=+=х: закон разделения объекта и субъекта.67) D2YWаUWa=+=х: закон разделения внутреннего мира (чего, кого) а ивнешнего мира (чего, кого) а.68) D2ЩаЯa=+=х: закон разделения ощущения (чего, кого) а и ощуще-ния (чем, кем) а.69) D2М1аСa=+=х: закон разделения материи (чего, кого) а и сознания(чем, кем, чьего) а.70) D2М1аФa=+=х: закон разделения материи (чего, кого) а и материидля (чего, кого) а.71) D2FаСa=+=х: закон разделения осознания (чего, кого) а и осознания(чем, кем, чьего) а.72) E2ФaСa=+=х: закон тождества материи для (чего, кого) а и осознания(чем, кем, чьего) а.73) E2БaСa=+=х: закон тождества бытия (чего, кого) а и осознания (чем,кем, чьего) а.74) E2М1aFa=+=х: закон тождества материи (чего, кого) а и осознания(чего, кого) а.75) E2YWaСa=+=х: закон тождества внутреннего мира (чего, кого) а иосознания (чем, кем, чьего) а.76) E2UWaFa=+=х: закон тождества внешнего мира (чего, кого) а и осоз-нания (чего, кого) а.77) E2М1aUWa=+=х: закон тождества материи (чего, кого) а и внешнегомира (чего, кого) а.78) E2UWaМ1a=+=х: закон тождества внешнего мира (чего, кого) а и ма-терии (чего, кого) а.Итак, в наше время, систематически используя средства дискретной ма-тематики, даже на простейшем (двузначном) уровне математического моде-лирования легко продемонстрировать ошибочность (логическую противоре-чивость) солипсистской концепции мира как комплекса ощущений, не опус-каясь до вульгарной брани.Однако утверждать закон разделения «внешнего мира как комплексаощущений» и «внутреннего мира как комплекса ощущений» вполне право-мерно, если при этом слово «ощущение» в двух своих вхождениях в данноепредложение имеет принципиально разные (даже противоположные) фор-мально-аксиологические значения, точно определенные выше соответствую-щими ценностными таблицами. К сожалению, бессознательное отождествле-ние этих двух качественно различных значений, т.е. неосознанное игнориро-вание омонимии слов «ощущение» и «восприятие» в естественном языке,привело к грандиозному недоразумению [2-8; 10. Т. 2; 11], породившемуодин из наиболее известных скандалов в истории философии. В связи с этимхарактерные для Л. Витгенштейна и аналитической философии второй поло-вины ХХ века призывы к логико-лингвистической гигиене при использова-нии естественного языка особенно актуальны.Итак, главный вывод данной статьи - в двузначной алгебре метафизикисолипсизм есть не что иное, как «ошибка счета», т.е. чисто техническаяошибка в вычислении соответствующих ценностных таблиц. То, что неко-торые из приведенных выше формально-аксиологических эквивалентностей,отличающихся научной новизной, кажутся парадоксальными, противореча-щими интуиции и «здравому смыслу», является закономерно возникающейлогико-психологической иллюзией (логико-лингвистическим недоразумени-ем). Чтобы эту иллюзию рассеять, необходимо систематическое использова-ние логико-методологического принципа, известного под условным названи-ем «Гильотина Юма». Учитывая ограниченный объем статьи, не будем при-водить в ней точную формулировку названного «принципа Юма», а отошлемчитателя к [12], где такая формулировка дана вместе со всеми относящимисяк делу разъяснениями.

Ключевые слова

Беркли, солипсизм, формальная аксиология, алгебра, Berkeley, solipsism, formal, axiology, algebra

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лобовиков Владимир ОлеговичИнститут философии и права Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург)доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела праваvlobovikov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 3.
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. 5-е изд. М.: Изд-во полит. лит., 1976. Т. 18.
Беркли Дж. Сочинения. М.: Мысль, 2000.
Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения: в 3 т. М.: Мысль, 1985. Т. 1; Т. 2.
Юм Д. Трактат о человеческой природе. Минск: Попурри, 1998.
Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М.: Территория будущего, 2005.
Авенариус Р. Критика чистого опыта. 2-е изд., испр. М.: URSS, 2008.
Богданов А.А. Философия живого опыта: материализм, эмпириокритицизм, диалектический материализм, эмпириомонизм, наука будущего. М.: КРАСАНД, 2010.
Лобовиков В.О. «Ницщета философии» и ее преодоление «цифровой метафизикой». Екатеринбург: УрО РАН, 2009.
Платон. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2.
Лобовиков В.О. Фундаментальное обобщение формально-логической концепции «пропозициональных установок» Бертрана Рассела и Яакко Хинтикки в двузначной алгебре формальной аксиологии // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. Екатеринбург: УрО
Лобовиков В.О. Учение Парменида и Мелисса о небытии движения и «гильотина Д. Юма» с точки зрения двузначной алгебры метафизики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 2011. № 2(14). С. 130-138.
 Солипсизм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики (Дискретная математическая модель ценностного аспекта философии ощущений: Д. Беркли, Д. Юм, Д. Локк, Э. Мах, А. Богданов) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 2 (18).

Солипсизм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики (Дискретная математическая модель ценностного аспекта философии ощущений: Д. Беркли, Д. Юм, Д. Локк, Э. Мах, А. Богданов) | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия