Existentional dimensions of social media.pdf Памяти профессора,д-ра филос. наук А.Я. РайбекасаТочка зренияПридерживаясь хрестоматийной точки зрения, человек, чтобы ощутитьсебя как экзистенцию, должен оказаться в «пограничной ситуации» («экзи-стенциальный опыт» у Марселя [1], «понимание» у Хайдеггера [2], «экзи-стенциальное озарение» у Ясперса [3]), в состоянии, когда сознание переста-ет воспринимать субъективное и объективное в мире как противоположно-сти, и, наоборот, мир для человека становится настолько интимно близким,что духовное и материальное, сознательное и бытийственное сливаются длянего в единстве. В результате человек постигал свою сущность и поэтому могнести ответственность за каждое совершаемое им действие. Состояние про-живания сменяется переживанием жизни, происходит пересмотр ценностей,социальных ориентиров, различных межличностных отношений.К таким состояниям, вызывающим экзистенциальные переживания,обычно относят ожидание смерти, измененные состояния сознания, страхперед неизвестным, неопределенным при различных возрастных и социаль-ных переходах и т.д. Более того, раннее общество было устроено так, что че-ловек в своей жизни неоднократно был вынужден оказываться в таких ситуа-циях. То есть общественное устройство неоднократно сталкивало человека втечение его жизни с самим собой. Это порождало возникновение особых со-циальных институциональных форм. Речь идет о таких явлениях, как ини-циация, свадебные обряды, ряд условностей для молодых, предваряющихвступление в брак, паломничество и т.п.Если описать модель этих экзистенциальных институций, то ее можнопредставить в виде острого конфликта между желаниями человека и общест-венным устройством (правилами, ритуалами, условностями). Причем человекв таком конфликте заведомо оставался в меньшинстве (точнее в полном оди-ночестве), в очевидно более слабой позиции, т.е. аутсайдером в этом проти-востоянии. Кроме того, эта схватка сопровождалась для ее главного участни-ка как телесными, так и духовными экзекуциями.Обряд перехода подростка из мира детства в мир взрослых (инициация)сопровождался серьезными физическими и психологическими испытаниями[4], подразумевал преодоление, настоящую проверку человека «на проч-ность». Во время мучительных физических испытаний (лишение пищи, зарокмногодневного молчания, длительное пребывание в темноте и одиночестве,избиение (порка), нанесение татуировок, хирургические вмешательства (на-пример, обрезание)) подросток символически возвращался к изначальному,ещё не оформленному состоянию, вызывавшему символическое переживаниесмерти и нового рождения [5]. Опыт инициации подразумевал открытие под-ростку новых истин и горизонтов, прежде всего, в сфере священного, смертии сексуальности, всего того, с чем в детской жизни он не сталкивался лично.При этом взрослые (шаманы, родители и т.д.) отвечали за то, чтобы телесноесопровождалось у нового члена общества получением нового духовного опы-та, а именно религиозно-мистических переживаний [6].Ритуал священного брака составляет сокровенную основу инициации современ её зарождения. Русский свадебный обряд, сформировавшийся к XIII-XIV векам, при всей вариативности в зависимости от местных обычаев, доXX в. сохранял свою общую структуру, всегда включая такие составляющие,как сватовство, смотрины, рукобитие, запоручивание, вытие, девичник, вы-куп, таинство венчания, гуляние, свадебный пир [7]. Каждый из этих обрядовподразумевал совмещение телесных и духовых практик. Например, даже ес-ли невеста была рада замужеству, ей после рукобития полагалось причитать,затушить свечу перед иконами и начать прятаться, убегать из дома; подругиневесты должны были ловить её и вести к отцу. Затем отец закрывал лицоневесте платком, после этого она переставала вырываться и далее в течениенедели, а иногда и двух-трех, до свадьбы всегда находилась только в сопро-вождении «под руки» (как только её отпускали - невеста падала) и постояннопричитала, плакала. Накануне 6 и утром свадебного дня невеста должна былапосетить кладбище, сходить в баню (в Вологодской области с невестой в ба-ню ходила знахарка, которая собирала её пот в специальный пузырёк, а насвадебном пиру его подливали в пиво жениху), устроить девичник (на девич-нике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после«завешивания») - расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги не-весты. Расплетание косы символизировало окончание прежней жизни девуш-ки. Во время выкупа невесты устраивались кулачные бои между родами же-ниха и невесты. После венчания (духовная практика) и свадебного пира (те-лесная практика) осуществлялось «укладывание молодых». На следующееутро (иногда - спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь«будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь»невесты - рубашку или простыню со следами крови [7].Важным событием в жизни людей (часто целью какого-то длительного ееотрезка) было стремление совершить паломничество (у мусульман - Хадж,ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала иТибета - Кора, у ламаистов - посещение Лхасы (Тибет); у индусов - посеще-ние Илахабада и Варанаси (Бенарес, Индия); у буддистов и синтоистов - по-сещение Нара (Япония) и т.д.), т.е. поклониться святым местам, помолитьсяперед чудотворными иконами, окунуться в святые источники или воды. Не-смотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионнымтуризмом, внутренняя их суть весьма различается: в то время как экскурси-онный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничест-во предполагает предварительную духовную работу, «очищение души» передпосещением святыни [8].Празднование дня рождения имеет языческую основу, когда душу чело-века считали наиболее уязвимой в момент рождения, и любые пожелания илипроклятия в этот день воспринимались как заклинания. В России же до рево-люции именины считались для православных жителей более важным празд-ником, чем день рождения. В день тезоименитства человек должен был при-нять участие в службе и причаститься.Накануне праздников существовал обычай поститься, чтобы этим лучшеподготовиться к его встрече - застолью. Пиры, их традиции и обряды былипрактически идентичными в различных слоях общества, они давались попраздникам: Пасха, Рождество, Троица, Николин день, день Петра и Павла,масленица, а также по семейным праздникам: рождение, крещение детей,свадебный пир. Крестьяне получали от помещиков разрешение на пир 4 разав году: на Великий день, Дмитровскую субботу, масленицу и Рождество, атакже на крестины и свадьбу. Крестьян отпускали на пир на 3 дня или на не-делю. Начало и конец застолья сопровождала коллективная молитва.Смерть и похороны были одними из самых регламентированных тради-цией событий во всех обществах. Ожидание смерти присуще каждому чело-веку, является длительным актом, а сама кульминация - остановка, прекра-щение жизнедеятельности - главный акт жизни (религиозно воспринимае-мый как переход в другой мир, начало новой жизни). Культура и обществочерез обряды сделали всё, чтобы выразить в них временность, историчностьи конечный характер существования [9]. Отпевание, погребение, поминки,уход за могилой - институционально определяют не только судьбу усопшего,но и его родственников и знакомых, т.е. других людей, со смертью встреча-ется не сам человек, а его окружающие, это их экзистенциальное испытание -телесное (обряды омовения тела, длительные шествия с гробом на плечах ит.д.) и духовное.Современное общественное устройство, ликвидирующее все возможныетабу, стирающее сословные, гендерные и прочие границы, презирающее ри-туалы и условности, не предлагает человеку альтернативных институцио-нальных экзистенциальных форм. Человек теперь наедине с самим собой все-гда и никогда, так как у него остается всё меньше и меньше возможностейощутить одиночество настолько, чтобы почувствовать от этого страх, отчая-ние, безысходность. События в жизни людей, которые раньше имели экзи-стенциальный статус, теперь проходят незамеченными, так как пересталибыть телесными и духовными испытаниями. Акт инициации современнаякультура заменила, по сути, сдачей единого государственного экзамена и по-лучением аттестата «зрелости», свадебные обряды мимикрировали к потреб-ностям общества потребления, массовый туризм практически полностью вы-теснил паломничество и т.д. Более того, в современном обществе экзистен-циальные институции становятся всё более виртуальными - либо происходятпрямо в сети, либо отражаются только в ней или исключительно для ее поль-зователей. Инфраструктура, а также идеология социальных сетей (медиа)наиболее адаптирована для абсорбции экзистенциального из реального бытияв виртуальное существование.ПримерыАктам рождения и инициации в социальных сетях соответствуют регист-рация и авторизация, которые представляют собой заполнение предложенныхформ. Так, например, каждую секунду в социальной сети Twitter регистриру-ется 11 новых пользователей [10], а в мире каждую секунду рождается всего4 человека. С момента регистрации при начале сеанса человек регулярно ав-торизуется в социальной сети, т.е. получает права автора в мире, где этот ав-тор уже полвека как умер [11], т.е. каждый пользователь, формально стано-вясь автором, на самом деле является лишь звеном в глобальной коммуника-тивной сети, не источником, а проводником информации. По-настоящему,чтобы стать автором, нужно, чтобы автор родился, т.е. совершить физическоеи духовное перерождение [12]. Чтобы автор родился нужно страдать, иличтобы кто-нибудь пострадал. Чтобы автор родился, нужно стать реальным,востребованным и своевременным источником информации, а для этого не-обходимо обладать знанием. Чтобы автор родился, нужно понимание, кото-рое дается лишь через озарение. Формальный же фактор авторизации без на-стоящего рождения автора, без его инициации со всеми физическими и ду-ховными испытаниями, лишает людей возможности им стать.Чтобы молодые люди могли познакомиться и начать общаться, раньшеим необходимо было преодолеть определенные общественные преграды.Общественные условности в отношениях полов способствовали возникнове-нию острого экзистенциального конфликта в человеке, т.е. реального пере-живания влюбленности. В истории мировой литературы существуют десяткипримеров описания этой коллизии - «Евгений Онегин», «Страдания юногоВертера» и т.д. Например, влюбленность Татьяны Лариной сопровождаласьпограничными состояниями, болезнью и галлюцинациями (сны).Социальные сети позволяют вступить в коммуникацию с понравившимсялицом противоположного пола мгновенно. Современная ситуация сделаланевозможным появление писем Татьяны Лариной, которая, конечно, и теперьне флиртует ВКонтакте, но страдает от неразделенного чувства значительноменьше (ведь у нее есть несколько сот френдов и возможность найти срединих или среди френдов френдов себе нового партнера для отношений). Опи-санное положение дел подтверждает и статистика. В 2011 г. Всероссийскийцентр изучения общественного мнения провел опрос 1600 респондентов в46 субъектах РФ, по которому 46% респондентов называют социальные сетинаилучшей площадкой для знакомств и развития отношений, 36% уже имеютопыт таких знакомств, причем из них 28% называют свой опыт положитель-ным и лишь 8% - отрицательным [13].В современных путешествиях преобладает массовый туризм конвейерно-го типа, когда миллионы людей перемещаются по одинаковым маршрутам,бывают в одних и тех же местах, видят одни и те же достопримечательностииз одних и тех же ракурсов, а в вопросах выбора тура отдают предпочтениеформальным вопросам (уровень сервиса, климат и т.д.), а не содержательным(отставляя без ответа вопросы о том, зачем им это путешествие, что оно в нихможет поменять, как изменить их жизнь и т.д.). Особое внимание уделяетсяфактическим доказательствам пребывания в том или ином месте - фотогра-фиям, сувенирам и т.п. Если паломник привозил из Палестины - освященнуюводу (или воду из реки Иордан), святую землю и т.п., т.е. то, что приобреталодля него сакральное значение; то современных туристов обслуживает целаяиндустрия, в том числе и производства одинаковых, стандартизированныхсувениров. Путешественники сегодня совершают свою поездку, чтобы сфо-тографироваться, а затем выложить эти фотографии на своих страницах всоциальных сетях. В мире 2,5 млрд человек имеют цифровые фотоаппаратыименно для того, чтобы ежедневно выкладывать в социальные сети болеемиллиона фотографий (например, за новогодние каникулы 2011 г. пользова-тели Facebook загрузили около 750 млн фотографий) [14, 15]. Выложенная всоциальной сети ВКонтакте «фотография на фоне моря с заходящим сол-нышком на ладошке» заменила духовное и физическое перерождение чело-века во время совершения паломничества.Аналогичным образом, во многом ради фотографий совершается торже-ственная церемония по заключению брака. То есть если порядок свадебныхмероприятий определялся традицией, то сегодня фотографом, с точки зрениятого, насколько эти обряды и посещаемые места могут быть фотогеничными.Свадьба, таким образом, перестает быть важнейшим элементом в акте ини-циации человека, а становится в один ряд с другими вполне злободневнымисобытиями, так как нисходит до уровня одного из альбомов в личной фотога-лерее пользователя сети, наравне с фотографиями после веселого корпорати-ва или прошлогоднего дня рождения.В 2011 г. 16-летняя Тесса из Гамбурга по ошибке пригласила на день ро-ждения не только друзей, но и весь Facebook, забыв отметить приглашениекак частное. Желание участвовать подтвердили около 15 тыс. человек. В на-значенный день у дома именинницы собралось почти две тысячи незнакомыхей людей. Девушке пришлось уехать на время из города, а шумная вечеринкапьяных подростков на улице продолжалась до глубокой ночи. Некоторые изгостей держали в руках спешно нарисованные плакаты с надписью «Где Тес-са?». Многие принесли девушке подарки и торт [16]. Этот случай прекрасноиллюстрирует суть происходящего. Социальные сети ликвидируют разницумежду личным и публичным, пренебрегают любыми обычаями, традициями,если они не укладываются в концепцию свободной коммуникации. Традициявесь день рождения встречаться с друзьями и избегать врагов, т.е. своеобраз-ного ритуального оформления личного пространства, круга общения, попра-на самой идей совместного бытия миллионов людей, замкнутых (объединен-ных) в единую коммуникативную сеть. Событие дня рождения - больше неинтимный праздник, который Тесса может отпраздновать с родителями, ба-бушкой и дедушкой и близкими друзьями, а повод обратить на себя внима-ние, каким-то образом выделиться в среде френдов. Немаловажно, что каж-дый может праздновать свой день рождения несколько раз в году, для этогонужно просто изменить дату в личной информации, или даже определить вкачестве праздника любую условную дату. Пожелания в день рождения -больше не языческие заклинания, а лишь контент, проходящий по звеньямикоммуникативной сети.Если в прошлом пиры, застолья устраивались по наиболее значимым по-водам, предполагали длительную подготовку - как финансовую (для этогонужно было много трудиться), так и физическую (нужно было поститься) идуховную (молиться, соблюдать определенные ритуалы), то сегодня вопрособ организации вечеринки решается спонтанно. Тенденцией последних летявляется также перенос в виртуальную плоскость и такой части общения, каксовместное употребление алкоголя, «онлайн-пьянки». В США и Европе былпроведен опрос 224 молодых людей от 18 до 29 лет, у которых есть Facebook-аккаунты. Исследователи пришли к выводу, что чаще употребляют алкогольте молодые люди, которые затем выставляют свои алкогольные достиженияна всеобщее обозрение - выкладывают фотографии, видео с вечеринок, ведутпрямые текстовые трансляции и т.д. Более того, все чаще в назначенное вре-мя участники сети начинают распивать алкоголь наедине с самими собой исвоим компьютером, делясь впечатлениями через социальные сети и видео-конференц-связь (например, Skype). Распространяется также обычай чокатьсячерез монитор, ударяя бутылкой или стаканом по экрану [17].«Мы понимаем, что для многих существование мемориальных профилейможет оказаться этически неоднозначным вопросом, однако для большинствалюдей такой вид памяти об умерших оказывается морально оправданным иэтически приемлемым», - пишет в официальном блоге Facebook Макс Келли[18]. Решение о создании виртуального акрополя приняли в компании Facebookпосле массового убийства в Виргинском политехническом университете16 апреля 2007 г. [18]. Так как сам пользователь не может уведомить админи-страцию Facebook о своей кончине, это право передано лицам, которым из-вестны персональные данные пользователя (обычно это родственники, близ-кие, друзья усопшего). Запрос может содержать просьбу о переводе аккаунтапокойного в статус мемориального, либо об его удалении.Смерть в социальных сетях не подразумевает страданий самого покойно-го, буквальной остановки его жизнедеятельности, дальнейшего физическогоразложения, череды скорбных мероприятий, горя близких. Аккаунт живого инеживого человека мало чем друг от друга отличаются. Виртуальный акро-поль - это шаг в сторону нивелирования сакральности смерти. Когда героюпьесы Александра Вампилова «Утиная охота» Виктору Зилову его друзьядарят венок с траурной лентой «Незабвенному, безвременно сгоревшему наработе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей», то это при-водит зрителя в состояние шока в связи с нарушением всяких норм, разрывомправильного порядка вещей, совершением чего-то недопустимого. Венок уВампилова - символ духовной смерти героя, имеющий огромное значениедля построения художественного мира всего произведения [19]. Совсем дру-гое отношение в современности к розыгрышу с переводом страницы в соци-альной сети живого человека в статус мемориальной. Так, приятель амери-канца Саймона Талборна заполнил запрос о его признании умершим (в ос-новном общедоступные данные - имя, дата рождения, e-mail и т.д.), прило-жил ссылку на некролог, в котором фигурировал некий преподобный СаймонТорберн (этот Торберн упоминался в некрологе не в качестве покойного, а вкачестве лица, проводившего обряд погребения). Через два дня Талборн не-ожиданно для себя получил сообщение о том, что его учётная запись недос-тупна, поскольку имеет особый памятный статус. В течение тех двух суток,пока компания Facebook обрабатывала обратный запрос по переводу аккаун-та из статуса мемориального в активный, друзья Талборна (по крайней мерете, кто был уже в курсе того, что Талборн не умирал), оставляли издеватель-ские комментарии на предусмотренной сервисом «мемориальной стене» [20].Проблема смерти в социальных сетях имеет и юридическое значение, таккак актуализирует вопрос о нематериальном наследстве человека: аккаунтах,емейл-переписке и т.д. Так, сейчас Yahoo! Mail открывает доступ к электрон-ной переписке умерших только по решению суда, причем паролей не разгла-шает даже в этом случае: письма просто копируются на диски, Hotmail иGmail по свидетельству о смерти и свидетельству о родстве выдают копииписем родственникам умерших. Кроме того, появились сервисы для сохране-ния «электронного наследства», которые берутся хранить пароли от аккаун-тов, некие файлы или письма, которые надлежит разослать адресатам послекончины [21]. Зафиксированы случаи, когда страницу умершего пользователяведут его друзья: обновляют фотографию, статусы и т.д. - создается впечат-ление, что человек по-прежнему живет. Также случается, что страницыумерших взламываются и используются хакерами для рассылки спама [20].То есть возможно существование человека без его участия. В качестве мыс-ленного эксперимента предположим, что какой-то человек умер и есть люди,которые заинтересованы в том, чтобы скрыть его смерть. Эти люди обладаютдоступом к аккаунту в социальной сети умершего человека и при помощиспециальной программы (так называемый «бот») проанализировали комму-никативное естество этого человека, т.е. с кем и на какие темы он общается,его лексикон, стилистические особенности речи и т.д. Более того, с опреде-ленного момента эта программа начинает полностью имитировать поведениепользователя в сети. Как можно проверить, какое количество наших вирту-альных друзей является ботами в мире, в котором явно наметился тренд надоминирование сетевого общения над реальным?С самого основания пользователи Facebook стали настаивать на появле-нии возможности полностью удалить свой аккаунт и данные из социальнойсети. Зафиксированы примеры многомесячной переписки со службой техни-ческой поддержки социальной сети и даже судебные иски. Общедоступныйже функционал по полной и частичной деактивации учетной записи появилсялишь в конце 2009 года (т.е. через 5 лет с момента основания социальной се-ти). Желание удалить себя из социальной сети (т.е. прекратить свое бытие всоциальных медиа) есть своеобразный аналог самоубийства, т.е. целенаправ-ленного лишения себя жизни, добровольного и самостоятельного (которое внекоторых случаях осуществляется с помощью других людей).ВыводыЭкзистенциальное переживание всегда (по определению и по сути) вклю-чает в себя телесные (тошнота, голод, боль, холод, жар, головокружение ит.д.) и духовные (ментальные, мистические и пр.) реакции человеческого ор-ганизма и существа на события его жизни. Культура институализироваларазличные необходимые для каждого (должные, обязательные) социальныеформы для таких экзистенциальных переживаний (инициация, свадьба и т.д.),но на современном этапе развития цивилизации в силу повсеместного отказаот ритуальности, обрядовости, условностей, они нивелировались, лишилисьсвоего значения и, главное, своей неизбежности для каждого. Кроме того,современный человек всё более проживает ключевые события своей жизнине в реальном, а в сетевом мире, разделяя их не с конкретными, а с абстракт-ными, виртуальными знакомыми, друзьями, родственниками. Таким образом,по причине утраты значения и необходимого характера социальных экзи-стенциальных форм и потери телесной и духовной составляющих в вирту-альном мире, человеческая событийность всё более лишается экзистенциаль-ного статуса. Перенос в жизни человека акцента с реальности в виртуаль-ность одновременно предполагает возрастание отстраненности, абстрагиро-ванности во взгляде самого человека на сущности, в том числе на свою соб-ственную. В такой ситуации особо актуален разрыв между абстрактнымисущностями человека (в социальных сетях и виртуальном бытии) и экзистен-циальной реальностью, места для которой, как это ни парадоксально, в со-временном мире совсем не остается.различные необходимые для каждого (должные, обязательные) социальныеформы для таких экзистенциальных переживаний (инициация, свадьба и т.д.),но на современном этапе развития цивилизации в силу повсеместного отказаот ритуальности, обрядовости, условностей, они нивелировались, лишилисьсвоего значения и, главное, своей неизбежности для каждого. Кроме того,современный человек всё более проживает ключевые события своей жизнине в реальном, а в сетевом мире, разделяя их не с конкретными, а с абстракт-ными, виртуальными знакомыми, друзьями, родственниками. Таким образом,по причине утраты значения и необходимого характера социальных экзи-стенциальных форм и потери телесной и духовной составляющих в вирту-альном мире, человеческая событийность всё более лишается экзистенциаль-ного статуса. Перенос в жизни человека акцента с реальности в виртуаль-ность одновременно предполагает возрастание отстраненности, абстрагиро-ванности во взгляде самого человека на сущности, в том числе на свою соб-ственную. В такой ситуации особо актуален разрыв между абстрактнымисущностями человека (в социальных сетях и виртуальном бытии) и экзистен-циальной реальностью, места для которой, как это ни парадоксально, в со-временном мире совсем не остается.
Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избр. раб. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1995. 215 с.
Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1994. 464 с.
Ясперс К. Введение в философию. Минск: Пропилеи, 2000. 192 с.
Ван Геннеп А. Инициация / Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература, 1999. С. 64-107.
Генон Р. Заметки об инициации / Рене Генон. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008. С. 141-442.
Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.
Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985. 402 с.
Ювачев И.П. Паломничество в Палестину к Гробу Господню. СПб.: Слово, 1904. 365 с.
Ильясов Ф.Н. Феномен страха смерти в современном обществе // Социологические исследования. 2010. № 9. С. 80-86.
Countdown to 500 million redistricted Twitter account / Twopcharts, 10.04.2012. URL: http://twopcharts.com/twitter400million.php?source=nl
Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. 448 с.
Как я дружил в социальной сети: опыт российских и украинских интернетчиков / ВЦИОМ: Пресс-выпуск №1813, 04.08.2011. - URL: http://wciom.ru/index.php?id=515 &uid= 111848
People are changing their Facebook profile photo more often every year / Pixable, 27.05.2011. - URL: http://blog.pixable.com//2011/05/27/people-are-changing-their-facebook-profilephoto- more-often-every-year
Kilpatrick G. Facebook photo trends infographic / Fanpageflow, 04.03.2011. - URL: http:// fanpageflow.com/facebook-photo-trends-infographic/
Юрченко И. Немка по ошибке позвала на день рождения весь Facebook // Комсомольская правда. 06.06.2011. URL: http://kp.ru/print/article/25697.5/900403
Megan A. Moreno; Dimitri A. Christakis; Katie G. Egan; Libby N. Brockman; Tara Becker Associations Between Displayed Alcohol References on Facebook and Problem Drinking Among College Students / Arch Pediatr Adolesc Med. Published online October 3, 2011. d
Kelly M. Memories of Friends Departed Endure on Facebook / The Facebook blog, 27.10.2009. - URL: http://blog.facebook.com/blog.php?post=163091042130
Журчева Т. Поэтика «Утиной охоты» А. Вампилова // Поэтика реализма. Куйбышев: Изд-во Куйбыш. гос. ун-та. 1982. С. 100-133.
Боярский А., Двоеглазов В. Заказное убийство контента // Коммерсантъ Деньги. №38 (795), 27.09.2010. - URL: http://www.kommersant.ru/Doc-y/1504649
Faure G. How to Manage Your Online Life When You're Dead // Time, Aug. 18, 2009. URL: http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,1920295,00.html