Формирование позитивного имиджа Российской Федерациина международной арене: возможности и потенциал МИД России | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Формирование позитивного имиджа Российской Федерациина международной арене: возможности и потенциал МИД России

Исследуется формирование имиджа Российской Федерации на международной арене. На примере деятельности МИД России изучается роль органов государственной власти в создании благоприятного имиджа России за рубежом, способы оптимизации работы в данном направлении.

Positive image formation of the Russian Federation on the international arena:resources and potential of the Russian Ministry of foreign affairs.pdf 1. Имидж государства в современном миреСовременная ситуация на внешнеполитической арене значительно ус-ложнилась и продолжает усложняться. В условиях глобализации, развиваю-щейся высокими темпами, диверсификации спектра общемировых экологи-ческих, социально-гуманитарных, экономических проблем, а также новыхвызовов и угроз отдельное государство в отрыве от мирового сообщества ужене в состоянии обеспечить свои интересы и, по большому счету, свою жизне-способность. В связи с этим возрастают многоплановость, насыщенность идинамизм международных отношений. Многие процессы и явления, которыеранее относились преимущественно к внутренним делам государства (наукаи образование, занятость населения, борьба с преступностью, развитие от-дельных сфер экономики, здравоохранение и т.п.), сегодня все больше выхо-дят на международный уровень, становясь неотъемлемой частью межгосу-дарственных отношений, тем самым значительно расширяя и усложняя их.Одновременно с этим развитие средств связи и передачи информациипривело к значительному расширению информационного поля, доступностиинформации и, как следствие, затруднению контроля над ней. Обилие ин-формации практически по любому вопросу (появилось, к примеру, определе-ние «избыточность информации») делает любой объект в информационномполе многоплановым. Процесс формирования и поддержания имиджа, в томчисле на международной арене, таким образом, значительно усложнился. Сдругой стороны, развитие информационных технологий имеет и свои плюсы.Доступность средств связи, высокая и продолжающая расти информатизацияобщества, а также виртуализация облегчают создание и функционированиеимиджа вообще и имиджа государства в частности, представляя собой благо-датное поле для деятельности имиджмейкеров.Другим аспектом развития информационных технологий стало значи-тельное увеличение скорости принятия решений на всех уровнях власти и вцелом динамизмасвоевременным. В этой ситуации цейтнота, ставшего нормой жизни, имиджкак краткая, емкая, подготовленная к восприятию информация становится всеболее значимым фактором принятия решения. И, как следствие, все болееважным фактором политической жизни вообще.В связи с этим значение имиджа как эффективного и необходимого инст-румента реализации государственных интересов очень велико и продолжаетнеуклонно возрастать. Имидж государства все больше определяет его вес намеждународной арене, степень влияния в самых разнообразных вопросах, втом числе возможности отстаивания собственных интересов. Поэтому фор-мирование позитивного имиджа России за рубежом является на сегодняшнийдень одной из важных задач национального масштаба, а политика в этой об-ласти становится одним из приоритетных направлений государственной дея-тельности вообще и работы Министерства иностранных дел Российской Фе-дерации (МИД России) в частности.2. Нормативно-правовая база имиджформирующей деятельностиМИД РоссииКаждое действие и решение, принятое на государственном уровне, осу-ществленные шаги или сделанные заявления, воспринятые международнойобщественностью, неизбежно несут в себе определенную имиджформирую-щую информацию. Любое частное решение может оказать влияние на общийимидж государства, любой конкретный шаг, сколь бы он ни был оправдан вконкретной ситуации, если он вступает в противоречие с общей имиджевойконцепцией государства, может серьезно подорвать или даже дискредитиро-вать ее. Поэтому важна координация деятельности всех, без исключения, го-сударственных структур. Эта идея нашла свое отражение в Указе ПрезидентаРФ от 8 ноября 2011 г. №1478 «О координирующей роли Министерства ино-странных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитиче-ской линии Российской Федерации» [1]. Указ еще более четко, по сравнениюс аналогичным документом 1996 г., определяет функции МИД России по со-гласованию внешнеполитической деятельностисредств массовой информации в мировом информационном пространстве,предоставляя им необходимую государственную поддержку, активно участ-вовать в международном сотрудничестве в информационной сфере, прини-мать необходимые меры по отражению информационных угроз ее суверени-тету и безопасности» [4].3. Практика МИД Россиив сфере формирования позитивного имиджа государстваПрежде чем перейти к рассмотрению практики МИД России в осуществ-лении имиджформирующей деятельности, оговоримся, что будем пониматьпод ней такую целенаправленную работу, которая прямо или косвенно влияетна создание имиджа Российского государства на международной арене. Всвязи с этим в дипломатической практике можно выделить ряд наиболее зна-чимых направлений: правозащитная деятельность, работа с соотечественни-ками за рубежом, налаживание и укрепление сотрудничества в области куль-туры, науки и спорта, популяризация русского языка, пропаганда российско-го образования, информационное обеспечение внешней политики и истори-ко-архивная деятельность. Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.Работа в области защиты прав человека была и остается одним из при-оритетов в деятельности министерства. Она направлена как в целом на борь-бу с нарушениями прав человека во всем мире, так и на борьбу с нарушениемправ и дискриминацией русскоязычного населения и граждан России, прожи-вающих за рубежом. Активная позиция МИД России по этим вопросам, по-мимо непосредственного практического эффекта их решения или, как мини-мум, привлечения внимания ко многим из них, способствует позиционирова-нию России на международной арене как демократического правового госу-дарства.Другое важное направление деятельности МИД России - это работа с со-отечественниками за рубежом. Вообще проблема соотечественников, под-держки русскоязычных диаспор за границей, содействие переселению на Ро-дину и прочие связанные с этим вопросы в настоящее время являются однойиз приоритетных задач на уровне всего государства.В конце 2008 г. распоряжением Президента от 10 ноября 2008 г. №1646-рбыла утверждена государственная Федеральная программа по работе с сооте-чественниками за рубежом (на 2009-2011 гг.), предусматривающая, в частно-сти: содействие консолидации организаций соотечественников, проведениюими скоординированных международных акций, форумов, фестивалей; раз-витие информационного обеспечения соотечественников; развитие образова-тельных, культурных и научных связей; защиту прав и свобод соотечествен-ников, поддержку социально не защищенных слоев соотечественников [5].Тесно связана с вопросом поддержки соотечественников задача охранырусского языка. Согласно официальным данным, по состоянию на 2010 г. в45 странах мира на базе 50 Центров науки и культуры (РЦНК) функциони-руют курсы русского языка, которые посещают более 15 тыс. человек (46% встранах Европы, 30% - Африки, 16% - Азии, 3% - Америки, 5% - СНГ). Приэтом численность слушателей этих курсов в 2008-2010 гг. увеличиваласьпримерно на тысячу человек в год [6]. Обращает на себя внимание, однако,малое количество изучающих русский язык в странах СНГ. В связи с этимбыл разработан проект создания учебно-методических центров русского язы-ка на базе РЦНК в странах СНГ. Планируется их открытие в Армении, Абха-зии, Азербайджане, Казахстане, Молдавии, Узбекистане и Украине.Значение этой деятельности по поддержке, популяризации и распростра-нению русского языка с точки зрения создания позитивного имиджа государ-ства трудно переоценить. Ведь именно язык является одним из главных«проводников» в культуру любого народа, он формирует ту уникальную сре-ду, которая способствует повышению интереса к России, формированию бо-лее позитивного к ней отношения.Другая взаимосвязанная сфера имиджевой деятельности - это популяри-зация русской культуры в самом широком смысле, науки, образования испорта. В этой области проводится обширная работа как в рамках МИД Рос-сии, так и в рамках сотрудничества с другими государственными и общест-венными структурами. При непосредственном участии министерства систе-матически организуются фестивали российской культуры в разных странахмира. Продолжает реализовываться хорошо зарекомендовавшая себя практи-ка проведения перекрестных тематических Годов России в зарубежных стра-нах и зарубежных стран в России.Проводится постоянная работа по продвижению российского образова-ния и привлечению иностранных граждан в российские вузы, предпринима-ются шаги по налаживанию и укреплению связей в области науки. В целомроссийская культура, наука и образование представляют собой огромный,практически неисчерпаемый ресурс по формированию и продвижению пози-тивного имиджа государства за рубежом. Использование достаточно боль-шой привлекательности российского культурного наследия в мире, а такжепотенциала отечественной науки способно обеспечить существенное улуч-шение восприятия России за рубежом.Важная сфера деятельности МИД России в практике формированияимиджа государства - историко-архивная работа. Основное направлениездесь - противодействие ревизии истории и искажению исторической правдыв ущерб интересам России. В последнее время весьма явственно обозначи-лось направление тенденциозного переписывания истории, особенно в неко-торых бывших союзных республиках (Латвии, Литве, Эстонии, Украине,Грузии). Причем это принимает такие масштабы, что должно быть оцененокак угроза российским национальным интересам.Тесно связано с этим другое направление работы - информационноеобеспечение внешней политики государства. Эта функция является одной изприоритетных в деятельности МИД России и закреплена в числе государст-венных задач в действующей Концепции внешней политики. В рамках этойдеятельности ведется постоянный мониторинг международной проблематикивообще, а также сообщений (как новостных, так и аналитических) о Россий-ской Федерации, присутствующих в мировом информационном поле. Депар-тамент информации и печати МИД РФ регулярно создает и распространяетинформационные материалы по всем актуальным вопросам внешней полити-ки России. Принимаются меры по продвижению российской сети телевеща-ния (англо-, арабо- и испаноязычные каналы «Россия сегодня»), по поддерж-ке проекта «Российская газета» - выпуск приложений о России в ведущихпечатных изданиях США, Великобритании, Болгарии, Бразилии, Франции,Италии, Испании, Аргентины, ФРГ и Сербии [7. С. 179].Продолжается работа по совершенствованию интернет-ресурсов МИДРоссии, а также российских заграничных учреждений (РЗУ) - дипломатиче-ских представительств, консульских учреждений и пр. На сегодняшний деньпрактически все они имеют свои страницы в глобальной сети, что значитель-но облегчает коммуникацию между подразделениями министерства и улуч-шает доступ граждан к необходимой им информации, а следовательно, делаетобраз России более открытым и понятным.4. Пути совершенствования имиджформирующей деятельностиРоссийской ФедерацииНесмотря на то, что в последнее десятилетие российскими властями иобществом проделан значительный объем работы по формированию пози-тивного имиджа государства за рубежом, обращает на себя внимание тотфакт, что цель еще далеко не достигнута. Более того, имидж Российской Фе-дерации в глазах международной общественности оценивается некоторымиспециалистами скорее как негативный [8. С. 102]. Не вызывает поэтому со-мнений, что работа в данном направлении должна быть интенсифицирована.Однако самого по себе усиления этой работы в рамках МИД России не-достаточно. Приоритетной в настоящий момент, как представляется, должнастать тщательная разработка проблемы имиджа на государственном уровне.Большинство экспертов отмечают в качестве основного недостатка отсут-ствие единого центра, способного на государственном уровне координиро-вать, контролировать и направлять имиджевую деятельность различных ве-домств и СМИ [9]. Очевидно, что хотя МИД России в настоящей момент иявляется фактически одной из основных структур, осуществляющих имидж-формирующую деятельность за рубежом, и пытается выполнять координи-рующую функцию в рамках своих полномочий, но в полной мере эту задачуоно реализовать не в состоянии по целому ряду причин. И главная из них за-ключается в том, что многие вопросы лежат вне юрисдикции министерства.Так, согласно Конституции РФ, основные направления внешней политикиопределяет президент (ст. 80). Следовательно, именно он обладает и полно-мочиями определения главных критериев имиджформирующей деятельностиза рубежом.Кроме того, работа по созданию имиджа государства на международнойарене деятельностью МИД России далеко не исчерпывается. В ней принима-ют участие огромное количество других государственных структур, средствамассовой информации, неправительственные организации, различные фондыи отдельные граждане. Существует большое число субъектов, имиджформи-рующая деятельность которых за рубежом, спонтанная или целенаправлен-ная, фактически никем не координируется. Таким образом, реальная имидже-вая политика Российской Федерации на сегодняшний день - это в основномкрупномасштабные разовые акции, позитивный эффект от которых не носитдлительного характера, и разрозненная работа целого ряда отдельных акто-ров, которые, преследуя единую благую цель, действуют хаотично, что ми-нимизирует положительный результат.Вместе с тем считаем, что основная проблема заключается даже не столь-ко в отсутствии единого координирующего центра самого по себе. Проблемаглубже, и заключается она в отсутствии целостной имиджевой концепции нагосударственном уровне. Закрепление в Концепции внешней политики целиформирования благоприятного восприятия России за рубежом, конечно, ста-ло важным шагом вперед и обозначило необходимый ориентир, но не болеетого. Это явилось в большей степени постановкой проблемы, нежели ее ре-шением. Реальным же шагом к решению может стать, как представляется,разработка специальной Концепции формирования имиджа государства, ко-торая бы четко и ясно определяла основополагающие принципы созданияпозитивного имиджа государства за рубежом.Подобная концепция, в соответствии со схемой имиджевой коммуника-ции, должна определить сообщение (желаемый «образ»), адресата, адресанта(или всех акторов), код, канал связи и результат. Каждый из этих компонен-тов крайне важен и может иметь большое значение в конечном результатереализации всей программы формирования позитивного имиджа государства.Рассмотрим их подробнее.1. С о о б щ е н и еИсходной точкой любой деятельности является целеполагание. Особоезначение это имеет и в имиджмейкинге. Цель (или, согласно схеме имидже-вой коммуникации, сообщение) конституирует содержание и характеристикитого образа государства, нормативной модели имиджа, которая будет целе-направленно формироваться. Это едва ли не наиболее ответственный момент,ведь в соответствии с ним будут определены вся дальнейшая деятельность вэтом направлении, стратегия, методы и проч.При этом данная нормативная модель не может быть сконструированапроизвольно. Ее выработке должны предшествовать значительные теорети-ческие, а также эмпирические исследования, призванные определить:- текущий имидж Российской Федерации за рубежом, его основные кри-терии, положительные и отрицательные стороны;- требуемый имидж - ожидания мирового сообщества, связанные с Рос-сией;- реальные основания - характеристика российской действительности,место России на международной арене, ее уникальные свойства и преимуще-ства, на базе которых может быть сформирована имиджевая модель государ-ства.Все эти моменты необходимо учитывать, поскольку имидж государства -категория в значительной степени инертная, трудно поддающаяся глубиннымизменениям. Поэтому если транслируемая имиджевая модель будет входить врезкое противоречие с существующим имиджем государства, то она простоне будет воспринята обществом, а будет отвергнута как несостоятельная, не-правдоподобная и не отвечающая его представлениям, стереотипам и ожида-ниям, связанным с данным государством. Попытки реализовать кардиналь-ные изменения имиджа в кратчайшие сроки могут на практике не принестиникакого результата [10. С. 90].2. А д р е с а тНаряду с определением сообщения (или целей) другим важным моментомв создании имиджевой концепции должно стать изучение адресата - субъек-та, на которого будет направлена имиджевая коммуникация и в глазах кото-рого предстоит формировать имидж. На первый взгляд этот вопрос не вызы-вает затруднений. Адресат внешнеполитического имиджа Российской Феде-рации - это международное сообщество. Но проблема в данном случае, иочень серьезная, заключается в том, что международное сообщество - струк-тура разнородная. Разные государства имеют неодинаковые внешнеполити-ческие интересы и приоритеты, не говоря уже о различиях в культуре, исто-рическом опыте, ценностных ориентациях. Отсюда и взгляды на Россию, су-ществующие в разных странах и регионах мира, не идентичны. Они обуслов-ливаются, с одной стороны, культурой данного государства (его историей,традициями, устоями, комплексом моральных представлений), с другой -актуальностью для этой страны различных аспектов бытия России, а такжеуровнем двусторонних контактов, историей взаимоотношений, наличием об-щих интересов или, напротив, точек конфронтации.Так, согласно исследованию одного из авторитетных специалистов в об-ласти имиджа и странового брендинга Симона Анхольта, восприятие Россиив разных странах мира значительно варьируется:- в странах СНГ и государствах, традиционно относимых к странамтретьего мира, образ России воспринимается как достаточно позитивный;- в Латинской Америке, Ближнем Востоке - несколько менее позитивныйвзгляд на Россию, но обращает на себя внимание то, что имидж США (осо-бенно в странах Востока) воспринимается значительно хуже, чем России;- в странах Западной Европы и Америке имидж России имеет значитель-ное количество негативных характеристик, хотя и вариативен от страны кстране [11].Одновременно с этим одни и те же характеристики имиджа государствамогут совершенно по-разному (в диапазоне от очень положительных до резкоотрицательных) оцениваться аудиторией в различных странах.Ученые обращают внимание на значительные трудности в проведенииисследования взглядов зарубежной общественности. Приемы и методы,обычно используемые в имиджировании, в данном случае могут иметь оченьограниченное применение. Так, в значительной степени затруднено осущест-вление социологических исследований, вследствие чего основным источни-ком информации становится контент-анализ публикаций в прессе [12.С. 121].Но даже в случаях, когда социологические исследования возможны, ихрезультаты чаще всего носят достаточно примерный характер. Так, по мне-нию Джона Цаллера, результаты подобных изысканий слишком сильно обу-словлены разного рода случайными и посторонними факторами, значительноискажающими картину: контекстом, формулировками вопросов и даже об-становкой, в которой они задаются. Кроме того, еще одной трудностью явля-ется тот факт, что представление о любом государстве - это многомернаяструктура, компоненты которой (культура, история, внутренняя и внешняяполитика, наиболее узнаваемые персоналии и др.) могут оцениваться по-разному [12. С. 58].В связи с названными трудностями определения адресата в имиджевойдеятельности на уровне государства представляется необходимым, с однойстороны, постоянное и систематическое изучение восприятия России зару-бежной общественностью (посредством как социологических опросов, так ианализа сообщений зарубежных СМИ), с другой стороны, широкое привле-чение специалистов-политологов и международников, ученых, специализи-рующихся на углубленном исследовании тех или иных стран.Кроме того, представляется целесообразным выделение целевой аудито-рии и внутри населения определенной страны. Очевидно, что разными слоя-ми общества имиджевое сообщение будет воспринято различным образом.Но, с другой стороны, так ли уж необходимо пытаться охватить одновремен-но и в равной степени все аудитории конкретного иностранного государства?Думается, что нет. Гораздо более эффективным было бы выделение целевыхгрупп, которые в первую очередь стали бы объектом коммуникативного воз-действия. Например, лидеры мнений, различные влиятельные группы, спо-собные в дальнейшем ретранслировать воспринятый имидж на более широ-кую аудиторию внутри своей страны.Разнородность адресата имиджа подводит к мысли о необходимости уче-та разных запросов и ценностных ориентаций в процессе формированияимиджа государства. Все это с неизбежностью делает имидж России гетеро-генным, неодинаковым в каждой конкретной стране. Но в то же время крайневажно, чтобы имидж носил целостный и непротиворечивый характер.Не исключая вариативности образа Российской Федерации в зависимостиот специфики адресата, нельзя допустить превращения единого целостногоимиджа государства в набор мало связанных между собой образов, продви-гаемых в той или иной стране. Чтобы этого не произошло, представляетсянеобходимымсообщество. На практике это означает, что к разработке имиджевой концеп-ции и к ее реализации должны быть привлечены Администрация Президента,представители Государственной Думы и Совета Федераций, Министерствоиностранных дел, Россотрудничество, Министерство культуры, Министерст-во образования и науки, Министерство связи и массовых коммуникаций,Министерство регионального развития, Министерство спорта, туризма и мо-лодежной политики, Академия наук, представители общественных организа-ций и структур гражданского общества, специалисты в области PR.Думается, что в имиджевой концепции должны быть прописаны сферы от-ветственности каждого из перечисленных субъектов, принципы и ориентирыимиджевой деятельности, конкретные задачи и критерии оценки результата.4. К о дЭто совокупность вербальных и невербальных средств воздействия, с по-мощью которых информация доносится до адресата с целью формирования унего устойчивого представления (имиджа объекта). В данном случае пред-ставляется целесообразным прибегнуть к аппарату, выработанному в практи-ке PR, рекламы и имиджмейкинга. Правда, с той оговоркой, что как адресатыобладают существенными различиями, так и средства передачи информациине могут быть одинаковыми в разных случаях. Это, безусловно, тема для от-дельного и очень сложного исследования в областях социологии и этносо-циологии, психологии, лингвистики, философии. Здесь же отметим сущест-вование значительных отличий в способах восприятия информации в разныхкультурах, а следовательно, в разных странах, а также наличие в них пред-почтительных средств передачи информации.Дополнительную трудность в процессе кодирования информации на ме-ждународной арене представляет необходимость адаптации сообщения кязыковым и внеязыковым особенностям коммуникации данного народа. Оче-видно, что даже простой перевод текста с одного языка на другой таит в себемассу сложностей, связанных с неоднозначностью слов иностранного языка.Тем более сложна адаптация вербального или невербального сообщения кматрице восприятия другой культуры.5. К а н а л с в я з иЭто то, посредством чего осуществляется передача сообщения: информа-ционные материалы во всех видах СМИ и Интернете, реклама, выступленияполитиков, деятелей искусства, спорта, науки, лидеров мнений и т.п. Серьез-ной проблемой в данном случае является стремление любого государстваконтролировать информационные потоки, воздействующие на население, чтоосложняет имиджформирующую деятельность за рубежом. Конечно, в на-стоящее время развитие Интернета и спутникового телевидения в определен-ной степени позволяет обходить эти фильтры, но тем не менее их наличие досих пор остается актуальным, хотя и в разной степени в различных странахмира.6. Р е з у л ь т а тС одной стороны, очевидно, что результатом имиджевой деятельностидолжно стать формирование имиджа объекта. В идеале - максимально соот-ветствующее исходной номинативной модели этого имиджа. Но, с другойстороны, когда речь идет о создании имиджа государства, имиджевая дея-тельность не может и не должна иметь завершения. Любой сформированныйимидж государства, даже соответствующий желаемому, после прекращенияработы над ним в самое короткое время начнет деградировать. Поэтому вданном случае можно говорить лишь о достижении промежуточного резуль-тата, который в то же время будет выступать отправной точкой следующегоэтапа имиджформирующей деятельности.На каждом из этих этапов необходимо проводить оценку результатов,выявлять проблемные моменты, в соответствии с этим корректировать кон-кретные задачи имиджевой деятельности - усиливать работу на определен-ных направлениях, перераспределять силы и ресурсы, меняя методы в случаеих неэффективности, и т.п.Кроме того, мониторинг ситуации должен быть неотъемлемой частью ра-боты на всех этапах кампании по созданию имиджа. Необходимо постоянноиметь представление о реакции мирового сообщества на те или иные пред-принимаемые шаги, будь то крупномасштабные PR-акции, долгосрочныепроекты или систематическая, рутинная работа. На основе анализа получае-мых данных должна проводиться оценка эффективности тех или иных мер,выявление наиболее проблемных направлений, требующих усиления работы.Важный момент - определение критериев эффективности имиджевой ра-боты. Это тем более значимо, поскольку, в отличие от других имиджевыхкампаний, в данном случае трудность представляет измерение результата вкаких-то абсолютных величинах, поскольку имидж государства - структураслишком многомерная и разноплановая. О.С. Драгачева выделяет в качествекритериев оценки два основных момента:1. Качество материалов и откликов по поводу деятельности государства(положительный характер даваемых оценок, доброжелательный тон сужде-ний, отход от стереотипов).2. Количество - увеличение общего объема материалов о государстве,представленных в СМИ, регулярность их появления.Соглашаясь в целом с первым критерием, не можем не отметить по пово-ду второго, что сам по себе рост количества материалов в СМИ отнюдь несвидетельствует об улучшении имиджа государства. Напротив, в моментыобострения двусторонних отношений между государствами, появления про-тиворечий и конфликтных ситуаций наблюдается резкий всплеск интереса козначенному государству. Но сопровождается этот всплеск не улучшениемего имиджа, а в подавляющем большинстве случаев как раз наоборот.Вместе с тем представляется, что для оценки текущего имиджа страныцелесообразно привлекать как можно больше материалов: результаты социо-логических опросов (проводимых как российскими, так и зарубежными спе-циалистами), рейтинги стран, составленные по различным критериям, дан-ные об уровне инвестиций в российскую экономику, привлекательности рос-сийских образовательных учреждений для иностранных граждан, привлека-тельности России для иностранных туристов и т.п.Таким образом, имиджевая концепция государства должна включать в себявсе перечисленные моменты, четко отвечая на вопросы о том, какой имидж Рос-сийской Федерации должен быть сформирован за рубежом, каковы его характе-ристики - базовые и вариативные, на ком лежит ответственность за исполнениеданной программы, каковы механизмы и способы реализации, сроки исполне-ния и критерии оценки. Представляется, что только таким образом деятель-ность по формированию позитивного имиджа России за рубежом может бытьдействительно выведена на новый качественный уровень.5. Возможности МИД России по интенсификацииимиджформирующей деятельностиРабота по активизации и интенсификации имиджевой деятельностидолжна и может вестись не только на уровне государства в целом, но и науровне МИД России. Тем более, что именно министерство в первую очередьпроводит работу по реализации внешнеполитического курса государства, атакже по координации внешнеполитической деятельности и инициатив дру-гих властных структур РФ [1; 2]. В связи с этим МИД как никакая другая го-сударственная структура располагает возможностями, средствами и уникаль-ным опытом, позволяющими реализовывать сложнейшую задачу формирова-ния имиджа государства на международной арене.На практике деятельность министерства по продвижению позитивногоимиджа России за рубежом реализуется в целом ряде направлений. Она ве-дется как на территории России - в Москве и территориальных органах -представительствах МИД России на территории РФ, так и за рубежом - вРЗУ по всему миру.Важную роль играет работа с иностранным сообществом в России - ино-странными дипломатами и аккредитованными в стране журналистами, пред-ставителями бизнеса, культуры, гражданами, посещающими Российскую Фе-дерацию с туристическими целями или прибывающими на учебу. Именнолюди, имеющие опыт личного контакта с Россией, оказывают серьезноевлияние на формирование представлений о ней у себя на родине.Другое важное направление деятельности, напрямую связанное с форми-рованием позитивного имиджа государства, - это работа с информацией. Вструктуре МИД существует специальное подразделение, отвечающее за этусферу, - Департамент информации и печати (ДИП). Фактически именно ДИПявляется одной из основныхосуществляется организация различных культурных мероприятий, а такжекурсов русского языка.Важным направлением деятельности в настоящий момента стала работа всети Интернет. Создание сайта МИД России, а также собственных веб-ресурсов РЗУ позволило в значительной степени улучшить коммуникациюмежду структурами и подразделениями министерства, обеспечить оператив-ность обмена информацией, что повысило эффективность системной работыи, что еще важнее с точки зрения проблемы формирования позитивногоимиджа государства, сделало информацию более доступной для широкогокруга заинтересованных лиц как в России, так и за рубежом.Тем не менее представляется, что и МИД России располагает значитель-ным потенциалом для повышения эффективности работы по формированиюположительного имиджа государства. Первым необходимым шагом должныстать выработка теоретических основ, определение целей, задач и методов ихреализации.Как и в случае разработки имиджевой концепции на государственномуровне, первоначальная задача должна заключаться в тщательном изучениитекущего имиджа России в иностранных государствах: положительных и от-рицательных аспектов, ожиданий и требований, предъявляемых здесь к на-шему государству, в оценке потенциала улучшения имиджа. На основе ана-лиза этих данных может быть разработана некая модель желаемого имиджаРоссии в конкретной стране или регионе, а также программа практическихмер и шагов в разном временном диапазоне по претворению в жизнь создан-ной модели. Важно при этом, чтобы данная частная региональная модель же-лаемого имиджа была релевантна универсальной, выработанной на государ-ственном уровне.Другое актуальное для имиджа государства направление, в котором рабо-та может быть существенно интенсифицирована, это сеть Интернет. МИДРоссии, а также ряд РЗУ (в частности, представительство РФ при НАТО, по-сольства РФ в Австралии, Великобритании, США и ряде других) имеютвесьма серьезные, проработанные и информативные сайтыке должна быть размещена основная и важнейшая информация о России, какбазовая, так и текущая, полезная для соответствующего государства. Сайтпосольства должен содержать информацию обо всех наиболее актуальных ираспространенных вопросах, которые волнуют граждан: о порядке и услови-ях получения виз, об условиях и возможностях получения образования илиработы в России, обо всех культурных мероприятиях, проводимых посольст-вом и с его участием, и т.д.Кроме того, следует предусмотреть возможности интеграции сайтов скрупнейшими мировыми социальными сетями, блогхостингами (Facebook,Twitter, LiveJournal и т.д.) и наиболее популярными массовыми ресурсами(YouTube, Flickr, Google и т.д.). Тем более, что все эти шаги при минималь-ных финансовых затратах могут принести значительную отдачу. Все это недань моде, а реальная насущная необходимость. Об этом говорил и Прези-дент РФ Д.А.Медведев на встрече с сотрудниками МИД России 9 февраля2012 г.: «Мы вместе занимаемся модернизацией нашей страны, экономики,поэтому для этого необходимо использовать все возможные технологии. Мнекажется, что и Министерство иностранных дел должно уже вовсю использо-вать все приёмы и навыки, которые с успехом применяются нашими партнё-рами и нашими коллегами на внешнеполитической арене, я имею в виду но-вые коммуникационные средства, включая тот же самый «Твиттер», другиесоциальные сети, которые позволяют вести общение с аудиторией в режимеонлайн» [13]. В современном мире, перенасыщенном информацией, проблемауже давно состоит не в том, как ее найти, а в том, как в информационном по-токе выделить то, что нужно. Поэтому сегодня выигрывает тот, кто способенсделать свой информационный контент не только насыщенным и разнооб-разным, но и легкодоступным, тот, кто идет навстречу пользователю, облег-чая доступ к информационным ресурсам. И необходимо отметить, что в по-следнее время это действительно реализуется. Обращает на себя вниманиезначительно улучшившаяся в 2011 г. интеграция веб-ресурсов МИД России ссоциальными сетями и блогхостингами.Учитывая важность проблемы информационного представительства го-сударства в сети Интернет на сегодняшний день и в перспективе, очевидно,что она уже не может оставаться в ведении конкретных РЗУ, тем более, чтоони подчас располагают совсем неодинаковыми штатом, ресурсами и потен-циалом работы в этой области. Деятельность по разработке сайтов РЗУдолжна быть организована централизованно, с применением единых проду-манных и научно обоснованных стандартов.Но, конечно, активизировать можно работу не только в виртуальном про-странстве. Стратегический потенциал здесь представляет сфера культурногосотрудничества. РЗУ должны интенсифицировать продвижение русскойкультуры за рубежом. Часто для этого есть благоприятные условия и предпо-сылки в виде русскоязычных диаспор, курсов русского языка, факультетовславистики в университетах мира, а также просто отдельных граждан и группграждан, интересующихся Россией, ее культурой и ориентированных на об-щение с ней. Необходимо полнее использовать возможности по формирова-нию имиджа государства, которым располагают центры российской культу-ры за рубежом. Все это - ценный ресурс, который при минимальной интен-сификации работы может обеспечить значительную отдачу уже в средне-срочной перспективе.Конечно, часто имиджевые проекты (такие, к примеру, как организациякурсов русского языка, различных выставок и презентаций, поддержка рус-скоязычных диаспор, модернизация сайтов) требуют дополнительных финан-совых затрат. Однако хотелось бы отметить, что в процессе формированияпозитивного имиджа государства первоочередное значение все-таки имеетпостоянная целенаправленная и скоординированная работа, которая не можетбыть заменена проведением ряда пусть и крупномасштабных акций и эффек-тивность которой не обусловливается целиком и полностью размерами за-траченных на нее финансовых ресурсов.ЗаключениеВажность позитивного имиджа государства для эффективного отстаива-ния им своих интересов, поступательного развития и выстраивания взаимо-выгодных партнерских отношений на международной арене в настоящиймомент вряд ли может вызвать у кого-то сомнения. При этом значение имид-жа как эффективного и даже необходимого инструмента реализации государ-ственных интересов в современном все более усложняющемся мире продол-жает неуклонно возрастать.Среди субъектов, прямо и косвенно участвующих в формировании имид-жа государства, наряду с государственными институтами, неправительствен-ными организациями, специалистами по связям с общественностью, рабо-тающими в этой области, и отдельными индивидами, особое место принад-лежит дипломатической службе. Обращает на себя внимание, что на протя-жении всего рассматриваемого периода роль МИД России в имиджевой по-литике за рубежом оставалась неизменно значимой, хотя сама по себе госу-дарственная политика в этой сфере претерпела значительные изменения.На МИД России возложена функция информационного сопровождениявнешней политики государства и создания за рубежом благоприятного образастра

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лябухов Илья ВикторовичАлтайский государственный университет (г. Барнаул)кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории и международных отношений исторического факультетаlyabukhov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Указ Президента РФ от 8 ноября 2011 г. №1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». URL: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обр
Основополагающие документы по внутренней и внешней политике России. URL: http://www.mid.ru/ns-osndoc.nsf/osndd?OpenView&Start=1&Count=30&Expand=8#8 (дата обращения: 01.09.2011).
Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. 12.07.2008 №Пр-1440) // Российская газета. 2008. 12 июля.
Концепция внешней политики Российской Федерации. Раздел III. 6 «Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности» (утв. 12.07.2008 №Пр-1440) // Российская газета. 2008. 12 июля.
Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2009-2011 годы (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. №1646-р). URL : http://www.rs-gov.ru/node/656 (дата обращения: 10.09.2011).
О работе Россотрудничества в сфере поддержки и продвижения русского языка за рубежом в период 2008-2010 гг. URL: http://rs.gov.ru/sites/rs-gov.ru/files/Russkiy_ yazyk_ za_ rubezhom.pdf (дата обращения: 01.03.2012).
Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2010 г. Обзор МИД России. М.: Б.и., 2011.
Коломенский М.А. Формирование внешнеполитического имиджа современной России (2000-2007 гг.): дис. ... канд. полит. наук. М.: Б.и., 2008.
Брянцев А.Е. Формирование имиджа России как составная часть ее внешней политики: на примере российско-бразильских отношений: дис. ... канд. полит. наук. М.: Б.и., 2006; Гринев И.В. Роль национальной российской культуры в формировании международного имиджа
Драгачева О.С. Внешнеполитический имидж государства и его лидера: технологии формирования и позиционирования: дис. … канд. полит. наук. М.: Б.и., 2006.
Anholt S. Nation Brands Index. URL : http://www.simonanholt.com/Research/researchintroduction. aspx (дата обращения: 25.08.2011).
Цаллер Д. Происхождение и природа общественного мнения / Пер. с англ. А.А. Петровой. М.: Институт «Общественное мнение», 2004.
Встреча Д.А. Медведева с сотрудниками Министерства иностранных дел. URL : http:// kremlin.ru/transcripts/14470 (дата обращения: 10.02.2012).
 Формирование позитивного имиджа Российской Федерациина международной арене: возможности и потенциал МИД России | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Формирование позитивного имиджа Российской Федерациина международной арене: возможности и потенциал МИД России | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия