Идеология сибирского областничества: синтез политической программыи культурной платформы | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Идеология сибирского областничества: синтез политической программыи культурной платформы

Рассматривается два базовых аспекта сибирского областничества как идеологии:политический и культурный. Автором установлено, что областническая идеологиясочетает культурно-просветительские и политические основания. Показано, что политически областничество выразилось в разработке концепции национально-культурной автономии. Именно в автономии - залог гармоничного развития этнокультурного многообразия.

Ideology of Siberian regionalists: one synthesis of political program andcultural platform.pdf Многоаспектность идеологического наследия сибирских областников по-зволяет ставить вопрос о выделении в нем доминирующей идеи-генома.Важно понять, на каких основаниях базируется данная концепция - полити-ческих или же культурническо-просветительских? Определение областниче-ства как общественного явления, органично синтезировавшего комплексвзглядов культурнического и политического толка, важно для реконструкциисистемообразующего ядра областнической идеи. Тем более, что прогностиче-ские умозаключения мыслителей-областников о необходимости бережного,патриотического сохранения и дальнейшего развития «инородцев» Сибири,историософские основы их проекта переустройства государственности нафедералистских началах в духе концепции культурно-национальных автоно-мий интересуют в наши дни главным образом историков региона. И только впоследнее время появились некоторые признаки пробуждающегося вниманияк областнической мысли со стороны отечественных философов и политоло-гов.Очевидно, что первоначальным импульсом, вызвавшим генезис идеоло-гии областничества, являлся «местный» патриотизм, любовь к Сибири, сво-его рода «сибирефильство». Поэтому ключевой для нее была идея интеграль-ного просвещения всех ее народов, пробуждения и закрепления в них обще-патриотического чувства для того, чтобы в перспективе обеспечить динамич-ное социокультурное и политическое развитие Сибири как исключительноважной и неотъемлемой части Российского государства. Так, один из совре-менных авторов справедливо обращает внимание на то, что основные пунктыпрограммы областников группировались именно вокруг идеи просвещениякоренных народов Сибири. Среди культурных аспектов идеологии сибирскойинтеллигенции Т.Ф. Ляпкина, в частности, выделяет: место культур народовСибири в системе координат «центр - периферия», взаимовлияние культурыстолиц и провинций, соотношение понятий «культура» и «цивилизация» вконтексте всемирной истории, проблему формирования новых этническихтипов населения и взаимодействия автохтонных народов и переселенцев науровне менталитета и культуры «повседневности». В целом же теорию обла-стников она рассматривает как впервые оформившуюся региональную кон-цепцию развития культуры [1. С. 55].Тем не менее автор настоящей статьи склонен полагать, что на однойкультурнической основе областническая идеология, разумеется, не замкнута.В ней представлена и достаточно развернутая политическая компонента. Об-ластничество даже и для самих идеологов сибирского патриотизма является,в первую очередь, общественным движением культуртрегерского порядка.Однако для решения своеобразных «культурных задач» областники раз-рабатывали программы политического развития региона. Именно с этойцелью подчеркивалась самоценность и универсальная значимость народногосуверенитета как основы будущего экономического процветания и социо-культурного развития общества «под знаменем свободы и независимости».Чтобы достичь «истинно народного», то есть собственно социального про-цветания периферии, в идеале центр должен поддерживать разнообразиепровинциальной жизни. Сама государственность в гуманистической идеесибирских интеллигентов рассматривалась как союзная совокупность облас-тей, имеющих свои местные интересы, которые тесно связаны с интересамиобщенациональными. Поэтому наиболее плодотворной политической фор-мой «народной жизни» ими признавалась только федерация, так как в усло-виях федеративной демократической государственной организации народо-населения страны и становится возможным адекватное, полновесное и пол-ноценное культурное развитие самих «народно-областных начал».Наиболее емко и точно политическую сторону данной концепции акцен-тирует один из авторов журнала «Сибирские записки». «В политическом от-ношении, - замечает он, - областничество ставило перед собой достижениетаких форм государственного строя, которые были бы совместимы свозможностью наиболее широкого осуществления культурных задач об-ластничества, т.е. возможностью самых разнообразных и обширных, попреимуществу основанныхИная характеристика областничества давалась В. Коржавиным: «Сибир-ское областничество - это общественное течение, ставящее целью всесто-роннее развитие Сибири, но противопоставляющее при этом Сибирь Евро-пейской России» (выделено мной. - А.Г.) [4. С. 138].Приведенные выше определения могут свидетельствовать лишь об од-ном, - о явном факте многогранности областнической идеологии. С другойже стороны, как отмечали Г.И. Пелих и А.Т. Топчий, «следы тайной теории»(имеется в виду областнической. - А.Г.) трудно реконструировать, так как ееавторы не могли в тех условиях публиковать основные положения своей сис-темы взглядов [5. С. 72]. При этом факт существования областнической тео-рии как полиаспектной идеологической системы практически никто из ис-следователей не подвергает сомнению.Вполне очевидно, что главная идея областников изначально была направ-лена не на политическую организационную деятельность, а на культурно-просветительское обустройство Сибири. Исторические события складыва-лись таким образом, что сибирские областники просто были втянуты в поли-тическую борьбу. Их авторитет среди сибирского общества был настольковелик, что в период революционных событий 1917 г. этим воспользовалисьполитики. Таким путем, например, был втянут в политические событияГ.Н. Потанин, возглавивший Временный сибирский областной Совет в1918 г.Этот аспект областничества как движения рассматривал в свое времяД. Илимский. «Областники, - пришел он к выводу, - в дебри высокой по-литики не забираются… их обвинения в адрес государства и метрополиипитаются не столько федералистскими побуждениями, сколько трехсотлет-ним насилием, которым одарила метрополия сибирскую окраину». Биографсибирского патриота констатировал: «…потанинская политическая фило-софия основана исключительно на внутренней борьбе жизни… как течениеискренне-демократическое в стремлении к созданию собственной сибир-ской культуры областничество получитдовательного демократизма» [7. С. 3]. Обличал областников в «беспринцип-ном культурничестве» Н.Ф. Чужак, утверждая, что областники могут «поль-зоваться чуть ли не политическим доносами во славу местного патриотизма»[8. С. 213]. Представляется, что подобная критика была относительно уме-ренной, и уже само ее наличие есть яркое свидетельство актуальности и по-пулярности областнических идей. «Подобное отрицательное отношение кобластническим стремлениям основано, - специально разъяснял В.М. Кру-товский, - на недостаточном анализе тех духовных возможностей, прояв-ление и расцвет которых возможен при широкой политической децен-трализации» (выделено мной. - А.Г.) [9. С. 50].Преобладание «культурного реформаторства» в идеологии областниковбыло вызвано неразвитостью гражданско-общественной жизни Сибири.Здесь отсутствовали элементарные политико-правовые условия и возможно-сти для полноценного этнокультурного развития так называемых малых на-родов. Кроме того, сибирские общественные деятели обращали внимание нанеуважительное, а порой и унижающее достоинство «инородцев» отношениеновых русских переселенцев к культуре, обычаям и традициям автохтонногонаселения края. Тем более, что проблема неравноправия народов и народно-стей в России существовала тогда вполне реально. Другое дело, что област-ники иногда преувеличивали значение «инородческого вопроса». Но это, по-жалуй, делалось только для того, чтобы привлечь внимание широкой обще-ственности к проблемам развития культурного потенциала коренных народовстоль обширного региона. Действительно, культурная линия областническойидеологии содержит известную долю своеобразной апологетики полиэтнич-ной культурной самобытности Сибири.В этнокультурном и этнополитическом плане Сибирь для областниковлежит на «перекрестке» цивилизации и рассматривается ими как особая гео-этнокультурная часть не только России, но всего континента Евразии в це-лом, где Востокбытность выступает в этом смысле важной политической гарантией сохране-ния уникального своеобразия сибирских народностей, немыслимого без об-щественного самоуправления. Выступая против дискриминационных сторонрегиональной политики самодержавно-бюрократического «центра» в отно-шении Сибири, областники разрабатывали вопрос о земстве, которое воспри-нималось ими главным средством утверждения возможности хотя бы относи-тельной самостоятельности Сибири.Итак, областнической идее имманентно присущ акцент на культурной со-ставляющей, поскольку ее разработчики, не располагая легальными возмож-ностями для всесторонней реализации своего союзно-федералистского про-екта преобразований, действуя в неблагоприятных политических условиях,просто вынуждены были выбрать наиболее оптимальное в тех условиях на-правление деятельности. Такой единственно возможной сферой практическо-го приложения своих творческих сил являлись для них лишь культуртрегер-ство и просветительство в самом широком смысле обоих этих понятий. По-этому именно культурничество областников было в реальности главным дляних движущим импульсом. Соответственно, его и следует считать ключевымкомпонентом областнического мироощущения. Однако совершенно очевидно,что и политическая программа лидеров областнического движения являласьсинтетической частью их идеологического творчества.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Головинов Александр ВикторовичАлтайская академия экономики и права (г. Барнаул)кандидат философских наук, доцент кафедры социогуманитарных наукalex-golovinov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Ляпкина Т.Ф. Архитектоника культурного пространства Восточной Сибири. Конец XVII - начало XX вв. СПб.: Изд-во Инфо-Да, 2006.
Ландарма. По поводу писем Н.М. Ядринцева // Сибирские записки. 1916. № 2. С. 70-78.
Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда М.; Л., 1928.
Коржавин В., Мирзоев В., Яновский Н. К характеристике сибирского областничества // Сибирские огни. 1971. № 12. С. 7-15.
Пелих Г.И. Топчий А.Т. Тайны областнической концепции // Доклады региональных межвузовских «Потанинских чтений», посвященных 160-летию со дня рождения 1995 года. Томск, 1996. С. 72-73.
Илимский Д. Григорий Николаевич Потанин // Северные записки. 1915 (сент.). С. 210- 211.
Воложанин Е. Колосов и областники // Утро Сибири. 1916. 23 сент. (№ 206). С. 2-4.
Колосов Е. Сибирские областники о пришлой и краевой интеллигенции // Сибирские записки. 1916. № 3 (авг.). С. 206-220.
Крутовский В.М. Из истории сибирского областничества // Сибирские записки. 1917. №1. С. 46-50.
 Идеология сибирского областничества: синтез политической программыи культурной платформы | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Идеология сибирского областничества: синтез политической программыи культурной платформы | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия