Политика испанского государства по противодействиюсепаратизму | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Политика испанского государства по противодействиюсепаратизму

Рассматривается политика испанского государства по противодействию сепаратизму. Показано, как решалась испанским государством задача разумного, политически целесообразного перераспределения компетенции между центром и регионами, сохранения единого государства («целостной интегральной нации») и обеспечения права региональных сообществ на свободу и самоуправление. В центре внимания - закрепленные в испанской Конституции 1978 г. механизмы подготовки и осуществления автономизации. Отмечено, что процесс реформирования идет до сих пор в трех основных направлениях: уточняются и закрепляются новые - демократические - отношения между центром и регионами; осваиваются новые функции и рычаги управления традиционными административными структурами; создаются специально ориентированные на выполнение новых задач новые институты. Сделан вывод о том, что к началу ХХI в. система автономий в Испании превратилась в работающий организм.

The policy of the Spanish state to counter separatism.pdf Испанский либерализм всегда тяготел к объединению государства, нациии демократии. Традиционно поддерживалось мнение о том, что нужно былосоздать мощное испанское государство для того, чтобы уже из недр его по-строить прочную испанскую нацию, что только в испанском национальномгосударстве мог сформироваться суверенный субъект для демократии. Нотакая точка зрения не соответствует действительности. Государство, нация идемократия - это три совершенно разных понятия, которые не всегда идутвместе. Как хорошо известно, есть мощные и устойчивые государства, кото-рые не построили нацию, а являются многонациональными государствами.Таким же образом и демократия существовала и существует вне рамок на-ционального государства [1].Согласно действующей в Испании конституции, принятой в 1978 г., стра-на является многонациональным государством. Административное делениепредусматривает наличие автономий (конституция не определяет ни их чис-ло, ни названия, а лишь возможность для различных территорий стать авто-номным сообществом и процедуру этого процесса). Всего сейчас в Испании17 автономных образований и два «заморских» автономных города - Сеута иМелилья - на севере Африки, получивших автономный статус в 1995 г.Большинство регионов стали автономиями в период с 1981 по 1983 г. (пер-выми этот статус получили в декабре 1979 г. Каталония и Страна Басков). ВОсновном законе страны нет статьи о праве национальностей, проживающихна территории Испании, на самоопределение. Ст. 2 вводного раздела гласит:«Конституция основана на нерушимом единстве испанской Нации, общем инеделимом Отечестве всех испанцев; признает и гарантирует право на авто-номию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарностьмежду ними» [2].Каждая автономия имеет свое правительство, свой парламент и право са-мой принимать решения по довольно широкому кругу вопросов - от форми-рования органов самоуправления и налоговой системы до вопросов здраво-охранения и охраны окружающей среды.В тех автономиях, где исторически был и есть национальный язык, онпризнан, наряду с испанским, официальным языком.Процесс передачи полномочий от федерального правительства автономи-ям длился более 10 лет и сталкивался со многими проблемами. Так, только в1985 г. Конституционный суд страны рассмотрел 131 «конфликт полномо-чий». В 1992 г. был принят автономный пакт, зафиксировавший передачуеще 32 новых полномочий автономиям, в том числе и в сфере образования[2].Но исторически сложилось так, что трём регионам - Каталонии, СтранеБасков и Галисии - изначально был предоставлен особый автономный статусс расширенными правами как «историческим территориям» по так называе-мому быстрому пути, предусмотренному ст. 151 Конституции Испании. Уних уже был опыт автономного управления. Эти регионы после установленияII Республики получили особый статус со своими статутом (местной консти-туцией) и органами самоуправления. Учредительные кортесы Испании 9 сен-тября 1932 г. приняли закон об автономном статусе Каталонии, в соответст-вии с которым был избран каталонский парламент и сформировано местноеправительство - Женералитат. 15 сентября вступил в силу статут Каталонии,ставшей первым и единственным регионом, реально воспользовавшимся пра-вом на автономию. Галисийский статут был принят 28 июня 1936 г., статутСтраны Басков позднее - в октябре 1936 г. Но оба на практике фактически небыли воплощены. Женералитат же функционировал в зоне, контролируемойреспубликанцами, вплоть до победы Франко и затем просуществовал в эмиг-рации до его смерти в 1975 г. Еще одна территория - Андалузия - также вгоды II Республики подготовилаи механизмы регулирования отношений регионально-национального харак-тера.Принятие Конституции 1978 г. стало поистине революционным шагомдля страны, почти 40 лет находившейся под гнетом франкистского режима.Конституция не только признает существование в стране разных националь-ностей и их право на автономию, но и посвящает теме автономий целый раз-дел 8 «О территориальном устройстве государства» (16 статей). В Основномзаконе закреплено признание «исторических сообществ» и даже есть прило-жение, посвященное целиком Стране Басков и Наварре [3].В целом процесс решения проблем в рассматриваемой сфере в институ-циональном плане можно разделить на три основных этапа. Первый - от нача-ла демократического процесса до принятия Конституции 1978 г., второй - довоенного путча 23 февраля 1981 г., третий - до 1983 г., когда правительствоИСРП завершило утверждение уставов всех 17 региональных образований.На первом этапе формирующемуся политическому классу, не имевшемуединого подхода к решению регионально-национальных проблем, приходи-лось балансировать между армией и национал-экстремистскими сепарати-стами.Кроме того, среди политиков различной ориентации еще сохранилосьпредставление о том, что уничтожение авторитарного режима, демократиза-ция сами по себе снимут остроту национальных и региональных проблем иавтоматически приведут к их разрешению. Такой подход разделяли многиепредставители правой и центристской тенденций. В левых партиях преобла-дала марксистская традиция примата социально-политических проблем надрегиональными и национальными. К чести этих партий, сыгравших ведущуюроль в демократических преобразованиях в стране, они довольно быстро ста-ли расставаться с инерционным, популистским подходом к проблеме, оцени-ли подлинную значимость и вес регионального национального вопроса, при-шли к выводу о том, что он требует специального внимания, быстрого, нопоэтапного решения, особых механизмов, законов.В процессе принятия таких законов следовало учесть ряд неоднозначных,а иногда и противоречащих друг другу моментов. Прежде всего, речь шла онеобходимости сохранения единого государства («целостной интегральнойнации») и обеспечении права региональных сообществ на свободу и само-управление. Во-вторых, о нетождественности региональных структур, их раз-нообразии и различии в наборе факторов, определяющих их специфику, не-одинаковость их притязаний. В-третьих, о «нестыковке» искомых - для пред-ставителей различных политических движений - моделей, «эталонных» со-отношений между центром и регионами.Внимание широкой общественности было сосредоточено на задачах ра-зумного, политически целесообразного перераспределения компетенции ме-жду центром и регионами. Речь шла не просто о том, чтобы предоставитьопределенную долю самостоятельности территориальным общностям, но и отом, чтобы создать такую систему взаимоотношений, которая бы отвечалатребованиям современного цивилизационного этапа, учитывала бы не толькопотребности к самоопределению на местах, но и задачу модернизации испан-ской экономики, ее «вхождения» в быстро интегрирующуюся Европу.Поиск решения этих задач был связан с выбором между федерализмом иавтономизацией. Привлекательная для многих идея федерации, подкреплен-ная ссылками на опыт некоторых стран Запада, в конечном счете была от-брошена. Этому вопросу посвящен специальный пункт Конституции: «Ни вкоем случае нельзя принимать форму федерации для автономных общно-стей» (Ст. 145, п. 1) [3].Испания с ее сравнительно низким тогда уровнем развития экономики иполитической культуры, с серьезными диспропорциями в развитии регионов,как посчитали политики, не доросла до федеративного устройства, относи-тельно приближенного к тем формам, которые были реализованы в ЗападнойЕвропе. К тому же в ситуации недостаточной политической стабильноститакое устройство было бы чревато неспособностью противостоять вспышкамсепаратизма. Усилия политиков были направлены поэтому на поиски модели,как бы промежуточной между авторитарным централизмом и развитой феде-рацией.В процессе выработки новой конституции наметился сдвиг в обществен-ном сознании в пользу государства автономий. Идея сохранения сильногоцентра и создания самоуправляющихся регионов была юридически оформле-на в Конституции, разработанной и принятой парламентом и одобреннойбольшинством граждан на референдуме в декабре 1978 г. В Конституции за-писано: «Конституция, основываясь на нерасторжимом единстве испанскойнации, на единой неделимой родине всех испанцев, признает и гарантируетправо на автономию национальностей и регионов, которые ее составляют икоторые солидарны между собой» (Ст. 2) [3]. Единство нации символизируеткороль. И в этом заключается главный смысл института королевской власти вИспании, части которой столь непохожи друг на друга.Реализация указанных принципов требовала работы в трех направлениях.Во-первых, необходимо было возродить административное деление, котороесуществовало до оформления Испании в авторитарно-унитаристское госу-дарство. В результате волеизъявления населения на местах Испания оказа-лась разделенной на 17 крупных регионов. В процессе автономизации не бы-ло учреждено ни одного нового региона, ни одной новой структуры. Былипризнаны уже сложившиеся территории и границы, особые права и дажепривилегии.Чтобы нейтрализовать политические спекуляции местных элит, в Кон-ституцию была включена система норм, определяющих права центральнойвласти и регионов, конкретное содержание и границы их компетенции. Зацентром осталось право регулирования общих условий существования ифункционирования государства, ответственность за поддержание социально-го мира и стабильности, защита свобод личности, сохранение единого юри-дического пространства и демократической политической системы. Центрупоручается проведение единой оборонной, макроэкономической, финансовойи фискальной политики, контроль за трудовыми отношениями, социальноеобеспечение и здравоохранение, руководство внешнеполитической и внеш-неэкономической деятельностью.Все прочие сферы деятельности остались в компетенции местных вла-стей. К последним лишь в одном отношении предъявлялось категорическоетребование: обеспечить функционирование демократического режима, осно-ванного на принципе разделения властей.Перед автономиями открывались широкие возможности: опираясь насобственные органы самоуправления, регулировать местную экономику,природопользование, вести строительство, управлять коммунальным хозяй-ством, социальными службами, заботиться о сохранении исторических тра-диций, памятников старины и культуры, создавать условия для отдыха и раз-влечений. Допускалась - при особой договоренности - возможность само-стоятельной деятельности автономных властей в таких сферах общегосудар-ственной политики, как социальное обеспечение, здравоохранение, образо-вание.Самой трудной оказалась проблема выработки и принятия конкретныхуставов регионов. Согласно Конституции, эти акты не должны были преду-сматривать строгой регламентации прав, обязанностей, компетенции регио-нов. В обязательном порядке устав должен был содержать лишь четырепункта: а) название общности, служащее наилучшему обозначению ее исто-рической идентичности; б) обозначение рамок территории и ее состава;в) название и местонахождение региональных автономных институтов;г) перечисление компетенции автономии и указание на ресурсы и службы,обеспечивающие их осуществление.На этой правовой основе и складывалась в стране система автономий.Каждая из них обладает своим набором компетенции, своей формой админи-стративного управления, особой конфигурацией властных структурВ Конституции были детально разработаны механизмы подготовки иосуществления автономизации.Уже в 1979 г. становятся автономиями Каталония и Баскония, Галисияприобретает ее в 1981 г. Каталония получила автономный статут быстро ибез больших споров, что объясняется опытом, хотя и кратковременным,функционирования автономии в период II Республики, сравнительной разви-тостью гражданского общества, разумностью притязаний национальныхдвижений и настроенностьюшения между центром и регионами; осваиваются новые функции и рычагиуправления традиционными административными структурами; создаютсяспециально ориентированные на выполнение новых задач новые институты.В первую очередь нужно здесь назвать узаконенный Конституцией институтпредставительства центральной власти на местах.Таким образом, если в начале 80-х гг. было завершено общее оформлениесистемы государства автономий, то в конце ХХ в. она превратилась в рабо-тающий организм. Он играет роль гаранта единства и прочности испанскогогосударства. За истекшие годы стало очевидным, что перераспределение вла-сти между центром и регионами, отказ от унификации, в принципе, удовле-творили основные политические и общественные силы, кроме крайне ради-кальных.

Ключевые слова

правительство Испании, Страна Басков, Каталония, автономия, сепаратизм, Government of Spain, the Basque Country, Catalonia, autonomy, separatism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фонсека Нели де ЖезушВоронежский государственный университетаспирантка кафедры социологии и политологииnelydjon@yahoo.com.br
Всего: 1

Ссылки

Коломер Жозеп М. Империя и свобода // Испания - Каталония: империя и реальность: Сб. статей / Пер., составл. и предисл. Е. Висенс. М.: REGNUM, 2007. С. 27-29.
Висенс Е. От национальности к нации, или Уроки национализма // Испания - Каталония: империя и реальность: Сб. статей / Пер., составл. и предисл. Е. Висенс. М.: REGNUM, 2007. С. 5-12.
Конституция Королевства Испании. [Электронный ресурс] - Режим доступа. http:// www. alicante.ru/constitutionofspain_territorial_organization (свободный).
 Политика испанского государства по противодействиюсепаратизму | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Политика испанского государства по противодействиюсепаратизму | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия