Азербайджанская реальность, рожденная из гармонии биологическогои культурного разнообразия | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Азербайджанская реальность, рожденная из гармонии биологическогои культурного разнообразия

Азербайджан является уникальным местом, органично и гармонично соединяющиммногие природные и культурные разнообразия на небольшой территории. На еготерритории соприкасаются являющиеся самыми древними цивилизациями мира, цивилизации Востока и Запада, как с точки зрения территории, так и культуры. Исходя из этих фактов и проведя определенные аналогии, автор показывает, что даннаяАзербайджану природой эта связующая особенность возлагает на него миссию осуществления международной интеграции и диалога, достойно выполняемую этойстраной до сих пор. Выдвинутая в статье основная идея теоретически обосновывается, опираясь на детерминистские мысли многих знаменитых ученых древних исредних веков, а также современности.

Azerbaijani realities, born out of harmony of biological and culturaldiversity.pdf ВведениеМежкультурный диалог является одним из самых неотложных вопросовнашего времени, который, несомненно, все больше и больше проявляется вглобальном масштабе. Учитывая его значимость, в последнее время этот во-прос стал предметом обсуждения средств массовой информации всего мира,научных, политических, культурных, международных конференций, форумови симпозиумов. Сегодня и Азербайджанская Республика, не отставая от этогопроцесса, вносит свою лепту в это дело, и вот уже как несколько лет в Бакупроводятся международные конференции и мероприятия, связанные с этойтемой.Последним из таких грандиозных мероприятий был I Всемирный форумпо межкультурному диалогу, прошедший в Баку с 7 по 9 апреля 2011 г., ко-торый по масштабу, составу участников, численности и формату привлечен-ных в качестве партнеров международных организаций запомнился как пер-вое культурное мероприятие мирового уровня. Так как форум, в котором уча-ствовали 450 высокопоставленных гостей из 80 стран мира и в котором впер-вые собрались воедино такие организации, как Альянс Цивилизаций ООН,Совет Европы, ЮНЕСКО, ИСЕСКО, ТЮРКСОЙ и другие известные органи-зации, был в центре внимания прессы всего мира, и о его значимости былиопубликованы многочисленные статьи, аналитические материалы и репор-тажи.Этот форум, а также другие подобные конференции и мероприятия, про-веденные ранее в столице Азербайджана, свидетельствуют о желании этойстраны играть передовую роль в процессе межкультурного диалога, которыйна сегодняшний день является самой актуальной темой в мире. В доказатель-ство этому следует отметить недавно прозвучавшее по телевидению выска-зывание министра культуры и туризма Азербайджанской Республики, свя-занное с проведением подготовительных работ по объявлению города Баку«Столицей Межкультурного Диалога». Для человека, близко знакомого сэтой сферой, нет ничего удивительного в этом. Потому что вклад Азербай-джана в эту область, проведенные в последние годы Баку многочисленныемеждународные мероприятия дают ему на это полное право.Однако на обладание статусом «Столицы Межкультурного Диалога» так-же могут претендовать и такие страны, как Россия, Казахстан, Испания, Тур-ция, Иордания, Саудовская Аравия, Катар и др., которые предприняли нема-ло усилий в этой области, а некоторые из них даже провели международныеконференции и саммиты на уровне ООН.Но все-таки мне кажется, что в этой связи Азербайджан и его столица об-ладают особыми уникальными качествами, отличающими его от другихстран, что делает его более подходящим в этом смысле, и я постараюсь пере-числить эти качества ниже с определенной долей детерминистского подхода.Научно-детерминистские концепции о природно-общественныхотношенияхНа протяжении истории органическая связь между природой и человекомприковывала внимание к роли природных факторов, отражающих социаль-ную жизнь человека. Еще с древних времен многие ученые и философы вы-сказывали мнения о влиянии природных условий и географического положе-ния на развитие общества, его характер и мораль. Традиционно считающийся«отцом истории» и ее основателем древнегреческий историк Геродот (484-425 до н.э.), называемый «отцом медицины» и считающийся основателеммедицинской науки Гиппократ (ок. 460-370 до н.э.), а также такие древнегре-ческие ученые в области философии, истории и географии, как Демокрит(ок. 460-370 до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Полиби (ок. 200-120 гг. до н.э.), Страбон (ок. 64/63-23/24 до н.э.), рассматривали географиче-скую среду или ее отдельные компоненты, такие как климат, почва, ланд-шафт и т.п., в качестве определяющего фактора развития общества [1. С. 304;2. Т. 4. С. 434-435; 3. Т. 1. С. 363; 4. С. 267].В средниели этих регионов в физическом и моральном плане бывают более совершен-ными [5. С. 82].Близкие мнению Ибн Хальдуна идеи позднее выдвинули такие известныеученые, как французские философы Жан Боден (1530-1596), Шарль ЛуиМонтескье (1689-1755) и Огюст Конт (1798-1857). Кроме того, высказыва-ния Ибн Хальдуна о влиянии географического фактора и природных условийна историю и цивилизацию оказали огромное влияние на идеи английскихученых Генри Томаса Бокля (1821-1862), Арнольда Тойнби (1889-1975) инекоторых других европейских ученых.Создателем концепции, известной в современном мире под названиемгеографического детерминизма и включающей в себя вышеуказанные идеи,считается французский ученый Жан Боден. По его мнению, основную рольсреди природных факторов играет климат той или иной страны. Этот ученый,так же как и Ибн Хальдун, различает три климатических пояса: южный, уме-ренный и северный. По мнению Бадена, народам, живущим в умеренныхклиматических условиях, развитие цивилизации удается намного легче, чемдругим [4. С. 268].Идеи географического детерминизма позднее развивал и другой француз-ский мыслитель Шарль-Луи де Монтескье. В своем главном труде «О духезаконов», изданном в 1748 г., он разработал теорию влияния факторов гео-графической среды на жизнь общества. Говоря «власть климата есть первей-шая власть на земле», Монтескье утверждал, что климатические условия оп-ределяют индивидуальные особенности человека, его характер и склонности,его телесную организацию [6. Т.4. С. 209-210, 223-239].Начиная с XIX в. первенство в развитии географического детерминизмаперешло к немецким ученым. Иоганн Гердер (1744-1803), Александр Гум-больдт (1769-1859), Иммануил Кант (1724-1804), Фридрих Гегель (1770-1831) и другие немецкие ученые изучали влияние природных условий на об-щественно-политическое развитие.По мнению Иоганна Гердера, развитие цивилизации осуществляется подвоздействием внешних и внутренних факторов. К последним он относил фи-зическую природу, в первую очередь такие ее элементы, как климат, почва,географическое положение [7. С. 169-192]. Иммануил Кант в своих лекцияхпо географии развивал мысли о влиянии физической географии на «мораль-ную географию» (национальный характер), на политическую географию, на«торговую географию» (экономику) и на «теологическую географию» (тер-риториальное распространение религий) отдельных народов [8. Т. 7. С. 352-372]. Гегель также в своей книге «История философии» утверждал, что гео-графическая среда влияет на формирование национального характера [9. Т. 8.С. 76].Наряду с вышесказанными идеями ученых, было выражено много мненийпо поводу влияния природных факторов на различные сферы жизни общест-ва. Здесь я особо хотел бы отметить, что и Ибн Хальдун, а после него и такиеученые, как Гегель, Тойнби и Шпенглер (1880-1936), несмотря на внешниеразличия, связанные с природными, климатическими и культурными усло-виями, утверждали об общем характере человечества. По-моему, абсолюти-зация влияния этих факторов на жизнь и характер людей и народов была быневерной, так же как и его полное отрицание. Определенную долю истины вутверждении влияния климата и природы мы можем наблюдать в Азербай-джане. Так как при сравнении биоразнообразия этой страны с культурнымразнообразием здесь можно наблюдать интересные сходства. Для подтвер-ждения этого проведем некоторые параллели между природной и обществен-ной сферой этой страны.Биологическое и культурное разнообразие в АзербайджанскойРеспубликеКак известно, Азербайджанская Республика по своему географическомуположению и по разнообразию климатических поясов обладает богатым био-разнообразием. Согласно классификации типов климата, созданной в 1956 г.известным ученым-климатологом В. Алисовым (1891-1972), на Земле выде-ляется 13 климатических поясов, которые отличаются друг от друга темпера-турными условиями и воздушными массами. На основании этой классифика-ции, которая учитывает особенности циркуляции атмосферы, 9 из сущест-вующих в мире 13 климатических поясов можно встретить на территорииАзербайджана. А в соответствии с широко распространенной в мире класси-фикацией климатов, предложенной ученымА теперь давайте посмотрим, как отразились вышеуказанные географиче-ские и природные условия на жизни и быте азербайджанского народа?Как известно, благоприятные природно-климатические условия террито-рии Азербайджана еще с древних времен способствовали поселению здесьчеловека и превращению этих мест в один из древних центров цивилизации.Античные авторы Геродот, Полибий, Страбон, Птоломей и другие описывалигеографические условия, природу, населенные пункты, многочисленные пле-мена, живущие в Азербайджане. Страбон в своей 17-томной книге «Геогра-фия» писал о живущих здесь 26 албанских племенах, говоривших на различ-ных языках и наречиях [12. С. 475-476].Эти древние этносы, принявшие участие в формировании азербайджан-ского народа, сыграли огромную роль в образовании культурного климата вКавказском регионе, а также в общественно-культурной жизни всей Ближнейи Средней Азии и истории древней государственности. Азербайджанскийнарод, на протяжении всей своей истории отличавшийся гостеприимством итолерантностью по отношению к представителям разных народов, религий икультур, раскрывал им свои объятия и предоставлял возможность прожива-ния на своей территории.Например, в результате оккупации Иерусалима (нынешний Аль-Кудс) ва-вилонским царём Навуходоносором II в 586 г. до новой эры еврейские бе-женцы из Иудейского царства нашли прибежище в Азербайджане. После это-го известный как горские евреи, этот народ уже более 2500 лет в добрососед-ских отношениях проживает на территории Азербайджана и по сей день су-мел сохранить свою культуру и обычаи [13. С. 12-15].На включенную в состав халифата после VII в. территорию Азербайджа-на переселились сбежавшие со своих земель многие арабские племена. Этиплемена поселились в теперешней Шемахе и, навсегда осев там, слились сместным народом. Начиная с этого периода в Азербайджане появились посе-ления с арабскими этно́нимами. Эти следы можно обнаружить в топонимикеШирвана (Арабмехдибейли, Араббасра, Арабкардашбейли, Арабкубалы,Арабсарван, Арабоджагчы, Арабакадим, Арабшахверди, Арабджабирли), втопонимике Нахичевани - Арабенгиджа, а также в квартале селения ВандамГабалинского района имеетсяранбойского района, селения Чухурюрд, Кызмейдан и Нагарахана Шемахин-ского района Азербайджана [16. С. 350-388].С начала XIX в. в результате расселения в Азербайджане армян, русскихи немцев на его территории образовались поселения, относящиеся к неабори-генным народам.Переселение различных народов в Азербайджан мы наблюдаем и в ХХ в.Так, по указанию И. Сталина в ноябре 1944 г. ахысские турки, проживающиена своей исконной земле, расположенной в Ахысском районе Грузии, былисосланы в степи Центральной Азии и Казахстана, но даже получив реабили-тацию в 50-х гг., они так и не вернулись на свои исторические земли. В такихусловиях в сентябре 1958 г. началось первое переселение ахысских турков вАзербайджан. По решению руководства Азербайджанской Республики частьахысских турков была размещена на территории Саатлинского, Сабирабад-ского, Кубинского и Хачмасского районов республики. В перечисленныхрайонах Азербайджана образовались десятки поселений этого этноса.Вторая волна переселения ахысских турков в Азербайджан отмечена в1989 г. после событий в Фергане. После учиненных преступнымирайона, в соответствии с названиями селений так и именуются хыналыгцы,будухи, джекцы, хапутлинцы, крызы, алыкцы и ергюджцы. Хотя численностьэтих поселений невелика, население каждого из них представляет собой от-дельную этническую группу. У каждой из этих семи групп свои обычаи, тра-диции, культура и даже собственный язык. Они говорят на своем, не имеющеманалогов в мире, родном языке, который у каждого маленького села свой.Имеющий 5000-летнюю историю феномен «Народов Шахдага» считаетсяредкой этнографической ценностью и является не имеющим аналогов легендар-ным населенным пунктом не только в истории Азербайджана, но и в историичеловечества. Сведения о предках народов Шахдага можно встретить в произве-дениях Страбона и Плининина. Предполагается, что эти народы являются одни-ми из 26 албанских племен, говорящих каждый на своем языке и упомянутых,как говорилось выше, Страбоном в его книге «География» [18. С. 93].Вместе с этим нужно отметить, что эти народы, выбравшие Азербайджансебе родиной, смогли сохранить свои национальные, культурные и религиоз-ные традиции, обычаи u1077 и языкделе существует тесная связь между природной и этно-культурно-религиозной средой Азербайджана. Наверное, ни одна страна мира не удо-стоилась чести объединить в себе такое природное и этнико-культурное раз-нообразие. Чтобы ощутить разницу, не нужно идти далеко, достаточно срав-нить яркую богатую природу, многонациональность и мультикультуру Азер-байджана с моноэтническим населением и скудной природой соседних странрегиона.Исходя из этого можно утверждать, что народ и земля, гармонично объе-динившие на относительно небольшой территории такое количество разно-образия, достойны нести ответственность, стать «Центром МежкультурногоДиалога». Потому что это была естественная миссия, исторически предпи-санная азербайджанскому краю и народу. Именно этот факт может считатьсяпрочной основой для того, чтобы столица Азербайджана город Баку был при-знан как «Центр Межкультурного Диалога». Так, Баку еще с прошлого века идо сих пор считается «интернациональным городом». Кроме этого, гуляя поего улицам, можно увидеть стоящие рядом мечети, синагоги, церкви и ан-самбли других религиозных сооружений, прекрасных зданий, отразивших всебе синтез европейского и восточного стилей, которые придали Баку обликгармоничного единства, соединившего воедино жемчужины старинной и со-временной архитектуры.Исходя из вышесказанного еще раз нужно отметить, что Азербайджан,находящийся в месте пересечения Европы и Азии, также находится на стыкецивилизаций Запада и Востока. Страна, с древних времен известная как«Врата Востока», с противоположной стороны смотрится как «Врата Запада».Именно благодаря этому Азербайджан смог вобрать в себя культуры обеихцивилизаций и создать их единство. В результате этого единения Азербай-джан может прекрасно понимать как Запад, так и Восток. Это понимание, всвою очередь, может создать почву для воссоединения Запада с Востоком.По-моему, для проведения диалога между цивилизациями и культурами не-обходимо именно такое взаимопонимание, и сегодня Азербайджан, являяськак членом Организации Исламской Конференции, так и членом Совета Ев-ропы, демонстрирует свою уникальность в этой области.Исторически 8 кАгазопровод Баку - Тбилиси - Арзрум и железная дорога Баку - Тбилиси -Карс, успешно справляется со своей задачей.По-моему, в конечном итоге все это является крепким основанием длямежкультурного диалога и может считаться символическим выражениеммеждународного диалога.ЗаключениеЕще с древних времен многие ученые, философы, историки неоднократноговорили о влиянии природы и географических факторов на людей и народы.Сравнивая природу и географические условия Азербайджана с особенностя-ми его народа, можно заметить немало истины в этих высказываний. Такимобразом, его богатая разнообразная природа и многонациональное мульти-культурное население соответствуют друг другу. Как его природа и климат,так и этносостав очень богаты. В настоящее время можно увидеть, что Азер-байджанская Республика - многонациональная и многоконфессиональнаястрана, базирующаяся на гармоничном сосуществовании и традиционнойтолерантности различных этнических и религиозных групп. Исторически какего природа и климат, так и его этнокультурный состав были очень богаты-ми. На протяжении многих веков находящиеся на его территории представи-тели этнических и религиозных меньшинств жили и живут в мире и в гармо-нии с представляющими большинство азербайджанскими турками. Большин-ство народов, выбравших эту землю себе постоянным местом жительства, стечением времени стали родными на этой земле, а некоторые даже смеша-лись с местным населением. Однако, несмотря на то, что каждый из этих эт-носов имеет общие, схожие с азербайджанскими турками ценности, они су-мели в основном сохранить свою этническую специфичность, чем и придалиазербайджанской моральной культуре своеобразие.Исходя из этого можно сказать, что соединение стольких биологическихи культурных разнообразий - высшая миссия, предписанная природой и ис-торией для судьбы Азербайджана. И эта природная миссия требует, чтобыАзербайджан стал местом встречи и диалога. Внесенный в настоящее времяАзербайджаном большой вклад в межкультурный диалог и интеграцию дока-зывает, что эта страна достойно осуществляет эту миссию.

Ключевые слова

биоразнообразие, культурное разнообразие, межкультурный диалог, Азербайджан, многонациональный, biodiversity, cultural diversity, intercultural dialogue, Azerbaijan, multinational

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Абдуллаев Расим Чингиз оглыИнститут востоковедения им. академика З.М. Буньядова Национальной академии наук Азербайджана (г. Бакудиссертантrasim222@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Гиппократ. О воздухах, водах и местностях // Гиппократ. Избранные книги. М.: Сварог, 1994.
Аристотель. Политика. // Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4.
Полибий. Всеобщая история: в 3 т. СПб.: Наука, Ювента. 1994-1995. Т. 1.
Семенов Ю.И. Философия истории. М.: Современные тетради, 2003.
عبد الرحمن بن خلدون. المقدمة\\ بيروت: دار القلم، 1998 م.
Ch. L. Montesquieu. OEuvres completes // ed. Edouard Laboulaye. T. IV. Paris: Garnier freres, 1877.
Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.
Кант И. Собрание сочинений в восьми томах / Под общ. ред. проф. А.В. Гулыги. М.: ЧОРО, 1994. Т. 7.
Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14 т. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935. Т. 8.
Общая информация о растительности республики [Электронный ресурс] // Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики. - Режим доступа: http://www. mct. gov.az/?/ru/nature/2587/74 (дата обращения: 01.05.2011).
Общая информация о животном мире республики [Электронный ресурс] // Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики. - Режим доступа: http://www. mct.gov.az/?/ru/nature/2588/75 (дата обращения: 01.05.2011).
Страбон. География: в 17 книгах / Пер., ст. и коммент. Г.А. Стратановского. М.: Наука, 1964. С. 475-476.
Кандель Феликс. Очерки времен и событий. Из истории российских евреев (До второй половины восемнадцатого века). Иерусалим: Ассоциация Тарбут, 1988. Т. 1.
Azərbaycan etnoqrafiyası. Uc cilddə. -II cild. Bakı: «Şərq-Qərb», 2007.
Грибоедов А.С. Записка о переселении армян из Персии в наши области // Соч.: в 2 т. М.: Правда. Т. 2.
Qəmərşah Cavadov. Azərbaycanın azsaylı xalqları və milli azlıqları (Tarix və muasirlik). Bakı: «Elm» nəşriyyatı, 2000.
Sevil Piriyeva. Ahıska turkləri Azərbaycanda (tarixi, sosial-mədəni həyatı). Bakı: «Elm», 2005.
Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана. Баку: Элм, 1986.
Məmmədəliyeva S. Azərbaycan-dunya mədəniyyətlərinin qovuşduran məkan // «Azərbaycan» qəzeti. 2010-cu il, 8 sentyabr.
Религии в современном Азербайджане [Электронный ресурс] // Государственный Комитет Азербайджанской Республики по Работе с Религиозными Образованиями. - Режим доступа: http://scwra.gov.az/view.php?lang=az&menu=236&id=257 (дата обращения: 01.05.2011).
 Азербайджанская реальность, рожденная из гармонии биологическогои культурного разнообразия | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Азербайджанская реальность, рожденная из гармонии биологическогои культурного разнообразия | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия