Психологические аспекты принятия политических решений в контексте критериев реалистичности | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. № 3 (23).

Психологические аспекты принятия политических решений в контексте критериев реалистичности

Рассматриваются психологические аспекты принятия решений в контексте инструментальных критериев реалистичности.

Psychological aspects of policy-making in the context of the criteria of realism.pdf Подготовка и принятие решений являются центральной функцией во всей структуре деятельности политика любого уровня; она в наибольшей степени отражает ее своеобразие, определяет ее качество и эффективность. Процесс принятия решений постоянно представлен в личности политика, он органично пронизывает все компоненты и этапы его деятельности. Положение о ключевой роли принятия решения в политической деятельности согласуется и со сложившимися эмпирическими, житейскими представлениями. Согласно им суть деятельности политика в том и состоит, что он «обязан решать», что он затем и нужен в системе государственного управления, чтобы принимать решения и брать на себя бремя ответственности за них. Общим мерилом реальной власти и влияния правителя является то, насколько он сосредоточивает функции принятия решения, насколько ему «принадлежит последнее слово» в решении проблем государства [1]. Но в самом понятии «политическое решение» заключена двойственность. Это и функция управления, и реальный процесс по ее реализации. Двойственность отражается в существовании основных подходов к изучению феномена принятия политического решения организационного и психологического. Первый основан на методологии нормативного анализа и направлен на разработку теорий, методологий, оптимальных способов, инструментов и процедур в реализации функции принятия политического решения. Но как бы далеко ни продвинулись в своем развитии теории решений, опирающиеся на нормативные, организационные и прочие рациональные основания, будем учитывать, что в действительности решения принимает реальный субъект. Этот субъект конкретный политик, живой человек со всеми его достоинствами и несовершенствами, иногда пороками. Именно поэтому целостная личность политического деятеля является главным «инструментом» принятия решений [2]. «Мерилом власти» и основным признаком её централизации выступает та или иная степень концентрации полномочий по принятию решений, которую осознаёт и реализует политик. При этом его личностные качества, в том числе и негативные, не всегда проявляясь в обычных условиях, со всей очевидностью и остротой начинают обнаруживаться именно в ситуациях выбора. Психологических качеств политика, влияющих на принятие важных решений, немало, однако есть из них одно, которое не только значимо само по себе, но и является некой квинтэссенцией всех прочих характеристик вместе взятых. Речь идет о реалистичности. Это понятие обычно применяется для оценки руководителей различного статуса как с точки зрения успешности их деятельности в целом, так и с точки зрения эффективности принятия решений в особенности. Однако само понятие «реалистичность» ещё недостаточно разработано. Так, в психологических словарях, энциклопедиях и учебной литературе его практически невозможно найти. Это обстоятельство вызывает ряд сложностей в использовании этого понятия. Чтобы оценивать степень реалистичности того или иного политика, необходимо выявить те свойства этого понятия, по которым представится возможность эту оценку производить. Обратимся к некоторым известным определениям понятий «реалистичность», «реалистичный» и «реализм». «Реалистичный это трезво практический, основанный на реализме», где «реализм ясное и твердое понимание действительности, существующих возможностей при осуществлении чего-либо» [3]. В «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова реализм трактуется как «ясный подлинно-научный учет всех условий окружающей действительности при осуществлении, проведении чего-нибудь» [4]. В таком случае реалистичность, на наш взгляд, может пониматься как трезвое, ясное, релевантное восприятие самого себя и окружающего мира, опирающееся на действительность и необходимое для эффективного осуществления какой-либо деятельности. Это способность трезво оценить сложную политическую обстановку и адекватно соотносить себя с актуальными и потенциальными проблемами. Политику такое качество, как реалистичность, необходимо, прежде всего, в принятии важных решений, управлении деятельностью своей администрации, в подготовке и в переговорном процессе с партнерами, в ситуации конфликтного взаимодействия на международном уровне, в условиях кризисов и т. д. Таким образом, реалистичность это квинтэссенция прочих качеств, необходимых руководителю, принимающему решения. Действительно, если рассмотреть некоторые из таких качеств, как, например, ответственность или дальновидность, то можно с уверенностью сказать, что ответственный и дальновидный политик в том числе и реалистичный. То есть понятие реалистичности входит в определение всех других свойств, присущих эффективному политику. Соответственно чтобы выделить критерии оценки самой реалистичности, необходимо рассмотреть прочие качества, причем сделать это, используя их противоположные, полярные значения. Например, такие, как «дальновидный недальновидный». Тем самым мы устраним неопределенность содержания критерия и получим возможность охватить достаточно широкий спектр его значений. Итак, в качестве инструмента квантификации феномена реалистичности мы будем оперировать так называемыми биполярными шкалами, или бинарными факторами, которые определяют уровень развития интересующих нас качеств. С помощью таких полярных значений мы сможем в необходимой мере управлять идентификацией различных качеств реалистичности. Выделенные критерии могут быть трех уровней «верхнеполярные», «нижнеполярные» значения, а также зона условного «экватора», или область некого баланса, или «усредненные» значения. Мы попытаемся выявить такие базовые оппозиции, которые позволили бы составить основу системы практически значимых индикаторов оценки реалистичности политика, принимающего решения. Все критерии реалистичности разделим на две категории: критерии, связанные с личностью политика, и критерии, связанные с его профессиональной деятельностью. Чтобы достичь карьерных высот, политику необходимо состояться в первую очередь как зрелой личности. Поэтому прежде чем рассматривать параметры профессиональной реалистичности, мы попробуем проанализировать те критерии, которые соответствуют ступеням самосовершенствования личности. Остановимся на одном из ключевых оснований реалистичности, которое в значительной мере определяет все остальные. Оно составляет суть одного из важнейших качеств человеческого сознания и называется рефлексией. Любой человек посредством рефлексии так или иначе время от времени делает самого себя предметом изучения. При этом он использует такой важный инструмент рефлексии, как определённые понятия, категории и концепты. Политик должен обладать способностью к рефлексии квалифицированной, концептуальной, конструктивной. Квалифицированная рефлексия это оптимальный уровень осознания своих проблемных личностных качеств. Это также способность видеть дальше узкого круга вещей, выходить за пределы обыденного, привычного понимания самого себя. Человек, способный к рефлексии такого уровня, в большей мере способен к достижению высоких результатов в различных видах деятельности. Во-первых, он реалистичнее воспринимает самого себя, продуктивно анализирует свое поведение и на основе этого анализа делает правильные выводы для принятия решения. Во-вторых, он владеет психологическим ключом к разностороннему пониманию других людей. Способность к квалифицированной рефлексии достигается не только путем интеллектуальных, но и волевых усилий. Она является позитивной противоположностью «реактивному», т.е. непосредственному, импульсивному и как следствие незрелому восприятию действительности. Итак, первая полярная пара, характеризующая реалистичность руководителя, это «квалифицированная неквалифицированная рефлексия». Рефлексия как фундаментальное психологическое качество в значительной мере определяет нашу личную и профессиональную жизнь. Это качество является системообразующим, от него зависят значения реалистичности и по другим оппозициям. Способность к квалифицированной рефлексии один из показателей того, может ли человек успешно занимать высокий руководящий пост и принимать адекватные решения. Владение инструментами квалифицированной рефлексии приближает политика к знанию других индикаторов реалистичности. Это, в свою очередь, позволяет ему выйти на более высокий уровень самопонимания. Квалифицированная рефлексия развивает другое незаменимое качество, которое является ключом к успеху во многих областях, способность к самоконтролю. Реалистичный политик контролирует свои эмоции, импульсивные побуждения и действия. Поэтому вторая оппозиция, по которой может оцениваться реалистичность, это «самоконтроль импульсивность». В каждодневной деятельности любого политика стрессы являются отнюдь не редким явлением. То, как политик реагирует на стресс, может являться свидетельством его реалистичности. Здесь в качестве критерия применяем оппозицию «рационализм эскапизм». Любая рутинная деятельность может не так сильно отягощать политика, если он обладает широким кругозором. Оппозиция «широкий кругозор за-шоренность» еще один критерий для оценки реалистичности. Реалистичный руководитель способен к широкому охвату действительности. Для того чтобы правильно проанализировать ситуацию, сделать выводы и принять сбалансированное решение, надо иметь исчерпывающую, наиболее полную информацию, уметь посмотреть на проблему с разных точек зрения, не «зацикливаться» на каком-то одном аспекте, быть терпимым к противоречиям и неясностям. Мы рассмотрели некоторые критерии реалистичности политика, связанные с его каждодневными функциями. Теперь остановимся на некоторых параметрах, которые могут охарактеризовать политика с точки зрения планирования его деятельности. Реалистичность проявляется в нацеленности не только на актуальные результаты, но и на долгосрочные перспективы. Реалистичный деятель чаще всего стратег, принимающий решения на долгосрочную перспективу. Данную оппозицию можно назвать так: «долговременные предпочтения временные предпочтения». Кроме того, реалистичный политик в состоянии понять и оценить, какие средства и затраты необходимы для достижения ожидаемого результата принятого решения и, наоборот, к каким результатам могут привести те или иные действия. Это оппозиция «вклад отдача» или «затраты результат». Формула «цель оправдывает средства» не приемлема для реалистичного руководителя, так как ориентация на такой подход не учитывает отсроченных и часто негативных последствий принятых решений. Реалистичный политик соблюдает баланс между вкладом и результатом, действует так, чтобы вложенные силы и ресурсы оптимально соотносились с результатами. Подходы к принятию решений в немалой степени зависят от мотивации. В политической психологии принято выделять четыре основных мотива: мотив достижения, мотив аффилиации, мотив власти, мотив контроля над людьми и ситуацией. У реалистичного политика мотив достижения преобладает над всеми остальными, потому что он соотносится с целями его деятельности. Он позволяет ему нацелиться главный образом на результат, не отвлекаясь на ненужные с практической точки зрения действия. В практике анализа реалистичности принято выделять два типа мотива-ционных схем: • мотив избегания провала выше мотива достижения успеха; • мотивация достичь успеха выше мотивации избежать провала. У зрелых политиков мотив достижения преобладает над мотивом избегания неудачи. У них ярко выражено стремление к успеху. Этот баланс отражается оппозицией «мотив достижения избегание неудачи». Однако оптимальным, скорее всего, является гибкий тип реагирования: реализм заключается в понимании того, что порой проще и выгоднее избежать неудачи, чем идти напролом к поставленной цели. Эффективность межличностных отношений руководителя связана с парами «глазомер отсутствие глазомера» и «спонтанность зажатость». Наличие глазомера и спонтанность помогают, например, в переговорном процессе. Умение держать психологическую дистанцию дает политику возможность не поддаться давлению, избежать провокаций, настоять на своей точке зрения. Спонтанный, нестандартный ход мыслей и неожиданное предложение также могут дать ощутимый позитивный результат. Естественно, чтобы судить о реалистичности руководителя в необходимой мере, желательно анализировать его психологический профиль в целом и делать акценты на особенностях его профессиональной деятельности. Тот, кто упорно и целенаправленно развивает свой рефлексивный потенциал, тот учится взаимодействовать с реальностью в роли психологически взрослого и в итоге становится субъектом своей деятельности. Сделаем попытку сформулировать обобщенный портрет реалистичного политика. Прежде всего, это эмоционально зрелый человек. Вопреки своим побуждениям «хочу не хочу», он оперирует категориями «могу не могу» в сочетании с категориями «должен не должен». Он отдает приоритет долгосрочным целям и соотносит вклад с потенциальным результатом. Основным мотивом, движущим его поведение, является мотив достижения. Он несет ответственность за свои решения сам, а не перекладывает ее на подчиненных и не списывает на обстоятельства. Реалистичный политический деятель человек, который может быть субъектом своей карьеры, он контролирует свои эмоции и поведение. Однако такого рода контроль не приводит к зажатости, в его основе лежит элемент рефлексии, причем рефлексии квалифицированной. Важен для реалистичного политика «глазомер» как умение держать оптимальную дистанцию по отношению к себе и людям. Необходима и пластичность мышления, способность к гибкому поведению, а также спонтанность в противовес догматичности, но при этом не переходящая в авантюризм. Реалистичный политик объективен, он способен системно анализировать и решать стоящие перед ним проблемы, а не уходить от них. Хотя он стремится к достижению цели, ему свойственны житейская мудрость и хитрость, поэтому он может выбрать путь избегания неудачи как наиболее рациональный, когда это целесообразно. Этому способствует его широкий кругозор. Такой руководитель открыт и общителен. Важными качествами для истинно реалистичного политика являются позитивная самооценка, уверенность в себе и своих силах, способность опираться на собственное мнение. Все критерии личностной реалистичности политика, являющиеся ступенями самосовершенствования, связаны с категорией выбора. Так, стремление или отсутствие стремления к квалифицированной рефлексии это также выбор. Таким образом, мы можем прийти к новому уровню понимания реалистичности. Реалистичность это осознание того, что перед человеком всегда есть выбор, более того, это способность принимать решения квалифицированно, уверенно, дальновидно, основываясь на всей имеющейся информации, предвидя возможные результаты, и готовность нести ответственность за этот выбор.

Ключевые слова

политические решения, критерии реалистичности, бинарные факторы, political decisions, the criteria of realism, binary factors

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ракитянский Николай МитрофановичМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносова доктор психологических наук, профессор кафедры социологии и психологии политики факультета политологииdrkayros@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2005.
Ракитянский Н.М. Портретология власти. М.: Наука, 2004.
Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2002.
Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Сов. энцикл.; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940.
 Психологические аспекты принятия политических решений в контексте критериев реалистичности | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. № 3 (23).

Психологические аспекты принятия политических решений в контексте критериев реалистичности | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. № 3 (23).

Полнотекстовая версия