Уважаемые авторы!
Важной частью современной редакционной политики Сибирского психологического журнала является интернационализация. Это понятие включает в себя в том числе и формирование культуры академического письма, т.е. подчинение определенным правилам и рекомендациям, актуальным в международном научном сообществе. Мы рекомендуем вам при подготовке своих материалов опираться на изложенные ниже рекомендации. Рецензенты в своей работе будут придерживаться этих же приоритетов.
1. Структура статьи
Хорошая статья представляет собой ответ на определенный и ясно поставленный исследовательский вопрос. Для того чтобы последовательно ответить на этот вопрос, необходимо придерживаться определенной логики изложения, выражающейся в последовательности следующих разделов:
- Введение – какому вопросу (проблеме) и в каком масштабе посвящены ваше исследование и ваша статья. Почему данный вопрос именно в решаемом вами масштабе представляет ценность. (Включает: актуальность темы исследования, обзор литературы по теме исследования, постановку проблемы исследования, формулирование цели и задач исследования);
- Методы – каким образом вы будете отвечать на этот вопрос. (Детально описывают методы и схему экспериментов/наблюдений, позволяющие воспроизвести их результаты, пользуясь только текстом статьи; Описывают материалы, приборы, оборудование и другие условия проведения экспериментов/наблюдений);
- Результаты/Полученные данные – что вы обнаружили. (Представляют фактические результаты исследования (текст, таблицы, графики, диаграммы, уравнения, фотографии, рисунки));
- Обсуждение результатов – что означают ваши результаты, и как они соотносятся с раннее полученными данными (Содержит интерпретацию полученных результатов исследования, включая:
– ограничения исследования и обобщения его результатов;
– предложения по практическому применению;
– предложения по направлению будущих исследований.);
- Заключение – выводы по вашему исследованию и перспективы исследования. (Содержит краткие итоги разделов статьи без повторения формулировок, приведенных в них).
Каждый из разделов статьи должен быть логически связан с предыдущим, представляя собой последовательное описание исследования. Если в вашем тексте параграфы не связаны, это может свидетельствовать о том, что изложение вашей статьи раздробленно и/или представляет несколько логических и смысловых линий. Сохранение последовательности в изложении – одна из самых трудных задач для авторов. Иногда можно столкнуться с тем, что заключение никаким образом не связано с поставленными вопросами во введении и с другими материалами, описанными в тексте. Если вы сталкиваетесь с подобной проблемой, просмотрите своей текст снова и ответьте на следующий вопрос: «То, о чём я пишу здесь, помогает мне ответить на поставленные вопросы?» Периодически возвращайтесь к этому вопросу и к сформулированной цели. Помните, что иногда вам необходимо проявлять решимость и удалять интересный, на ваш взгляд, но излишний материал.
3. Максимальное использование ваших результатов
Иногда потенциальные авторы недооценивают свою работу и не уделяют должного внимания своим результатам. Это может произойти из-за недостаточной уверенности в своих силах и знаниях. Начинающие авторы-исследователи склонны не верить в свои проекты или не могут найти достаточно теоретических аргументов в поддержку обнаруженных результатов. Но ваши результаты - суть вашего исследования, ваша находка и вклад в научное знание. Поэтому вам необходимо показать в статье именно то, что вами сделано и представляет интерес. В разделе Обсуждение результатов вы показываете, как ваши результаты влияют на обнаруженное раннее.
4. Подготовка текста
Если вы чувствуете, что что-то идет неправильно, и вы сомневаетесь в том, о чем пишете, обратитесь за помощью к коллеге, соавтору или научному руководителю. Очень часто по разным причинам исследователи не решаются это сделать. Однако обсуждение вашей статьи с компетентными в этой области специалистами и их конструктивная критика могут помочь вам значительно продвинуться в исследовании и избежать ошибок, которые не останутся без внимания у редактора журнала. Тем самым вы значительно повысите вероятность принятия вашего материала к публикации. К сожалению, некоторые авторы склонны присылать в редакцию недостаточно подготовленные тексты и редакция, видя, что данный материал требует очень большой работы по доведению его до нужного уровня, вынуждена отказывать в публикации.
В журнале "Сибирский психологический журнал" все публикации осуществляются на некоммерческой основе, рецензенты и редакторы не получают материального вознаграждения за свою работу и не обязаны делать работу за авторов.
5. Рекомендации по написанию отдельных разделов
Общие рекомендации
- Используйте заголовки и подзаголовки для каждого раздела вашей статьи для сохранения четкой структуры.
- Убедитесь, что форматирование документа, оформление ссылок и списка литературы отвечает требованиям журнала.
- Всегда указывайте номер страницы источника, на который ссылаетесь.
- Не приводите длинные цитаты в тексте статьи.
- Избегайте употребления разговорных фраз и выражений.
- Не приводите в вашей аннотации обзор того, о чем вы собираетесь писать.
- Не приводите ссылки в аннотации.
- Аннотация обладает определенной структурой и должна включать следующее: цель, метод, результаты исследования, обсуждение, недостатки, выводы, практическое применение результатов.
Обзор литературы
- Убедитесь в том, что обзор литературы сосредоточен на исследуемой проблеме/заданном вопросе. Здесь вы освещаете то, что известно по данной теме на настоящий момент.
- Убедитесь, что вы сформулировали основную цель/задачи исследования и, если необходимо, гипотезу.
Метод (методология)
В данном разделе в соответствующих подзаголовках вы описываете следующее:
- Проект исследования (краткое, техническое описание общего подхода). Вы также можете привести лежащие в основе гносеологические допущения.
- Участники исследования;
- Процедура;
- Инструментарий/Методики;
- Анализ данных.
Качественные исследования
- Качественные данные обычно представляются в таблицах с указанием основных тем/подтем с дальнейшими комментариями в тексте. Убедитесь, что заголовки/темы, указанные в таблице точно совпадают с заголовками/темами, указанными в тексте статьи.
- Для наглядности интерпретацию следует сопровождать высказываниями респондентов.
- Убедитесь, что вы предоставляете интерпретацию/суммирование смыслов высказываний, а не приводите исключительно высказывания респондентов.
Количественные данные
- Помимо ваших статистических данных приведите их интерпретацию.
- В описании результатов используйте точные формулировки.
- Описывая данные, фокусируйтесь на более значимых результатах.
- Избегайте обобщенных выводов.
- Убедитесь, что ваши таблицы, графики, диаграммы понятны читателю и не несут в себе чрезмерной и сложной информации.
- Не используйте таблицы в том виде, в котором они представлены в SPSS. Для более удобной работы переводите данные в таблицы MS Word.
Обсуждение результатов
- Убедитесь, что в данном разделе вы освещаете дискуссию относительно поставленного вопроса/проблемы.
- В данный раздел включите подзаголовок о недостатках исследования, показывая слабые стороны исследования и трудности, с которыми вы столкнулись.
- Что вам удалось узнать в ходе исследования?
Оформление списка литературы
Раздел "Литература" должен содержать научные источники, включая зарубежные и источники последних лет.
Ссылки на литературу даются в порядке встречаемости в тексте в квадратных скобках цифрами в порядке упоминания. Указывают всех авторов работы. Указываются все выходные данные: если это сборник – редактор (редакторы), дата и место проведения мероприятия. Указывается город и издательство. Авторы курсивом не выделяются.
Ссылки на неопубликованные работы не допускаются.
Не менее 50% ссылок на опубликованный материал в ведущих научных журналах за последние 5–10 лет (но по существу)
Не менее 25–50% ссылок на зарубежные исследования, в ведущих рецензируемых научных журналах (не собственные статьи и не региональные сборники, информация о которых не доступна)
Не более 20% самоцитирования
При наличии указываются doi (обязательно!)
Если в работе цитирование только иностранных работ – значит и работа должна быть на английском языке.
Список цитируемых работ должен быть актуальным и научным, необходимо цитировать и приводить значимые работы, первоисточник которых можно найти и привязать к работе.
Количество допустимых источников литературы: для краткого сообщения – 10–15,
для исследовательской статьи – 20–40,
для обзорной – 60–80 источников.
Следует избегать больших "обойм" ссылок, отдавая предпочтение обзорам и работам последних лет.
Фамилии иностранных авторов в тексте приводятся в латинской транскрипции.
Настоятельно не рекомендуется давать ссылки:
- на тезисы сообщений,
- ГОСТы, патенты,
- диссертации и их авторефераты,
- статьи из не рецензируемых источников,
- неизвестные конференции или материалы тех конференций и источников, которые имеются только у автора публикуемой работы.
Редакция предварительно оценивает наличие и качество списка по следующим основным критериям:
- качество пристатейной библиографии на русском языке; ее оформление в соответствие с ГОСТ; Обязательно указание DOI для всех источников при его наличии.
- наличие пристатейной библиографии на английском языке и качество ее перевода (указывается оригинальное название источника);
- наличие ссылок на публикации иностранных авторов;
- наличие ссылок на работы ведущих специалистов, отражаемой в статье области исследования.
Будьте терпеливы
Как только ваша статья поступает в редакцию, её направляют рецензентам. На работу рецензентов может потребоваться от нескольких недель до нескольких месяцев. Как только ваша работа будет проверена рецензентами, вы получите отзыв и информацию о дальнейших действиях. Воспринимайте рекомендации рецензентов как возможность улучшить свою публикацию, а не как отвержение вас и вашей работы.