Современные тенденции развития инновационной политики экономических систем | ПУФ. 2014. № 1 (13).

Современные тенденции развития инновационной политики экономических систем

Статья посвящена исследованию современных тенденций развития инновационной политики экономических систем в условиях перехода экономики России к неоэкономике, выделены характерные признаки происходящих изменений, направления и факторы, определяющие новую инновационную политику.

Current trends in the development of innovative policy of economic systems.pdf Экономика России переходит к новой стадии. О необходимости перевода экономики на инновационный путь развития и создания национальной инновационной системы говорится еще в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологии до 2010 г. и дальнейшую перспективу». Для экономики знаний или неоэкономики характерно возрастание роли науки и образования в развитии общества. Наиболее характерными признаками происходящих перемен являются [1]: - увеличение удельного веса высокотехнологичного сектора в продукции обрабатывающей промышленности; - рост доли высокотехнологичных отраслей в валовой добавленной стоимости; - увеличение размера инвестиций в сектор науки и образования. Устойчивый экономический рост в современных условиях неразрывно связан с инновационной стратегией развития экономики. Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), которая представляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции и технологий [2. С. 375376]. Опыт развития государственной инновационной политики многих стран показывает, что, как правило, она не является «чистым» выражением определенной теоретической модели, а представляет собой композицию мер различной направленности. При этом можно отметить существенную страновую специфику реализуемой инновационной политики. Можно выделить нескольковажнейшихнаправленийгосударственной инновационной политики на современном этапе (табл. 1) [3. С. 18]. Среди основных факторов, влияющих на темпы и содержание государственной инновационной политики, в первую очередь следует выделить представленные в табл. 2 [4]. Новое содержание, приобретаемое основными методами инновационной политики в период формирования и развития национальных систем, обобщено в табл. 3 [7]. В условиях перехода экономики на инновационный путь развития инновационная политикадолжназанять принципиальноновоеместо во всей системе государственного регулирования. Она уже не может представлять собой некий обособленный фрагмент в политике, а становится в центр системы государственного регулирования Таблица 1 Направления государственной инновационной политики Направление Специфика Страны Оптимизация структуры национальной инновационной системы Оптимизация государственной системы управления и планирования инноваций Япония, Норвегия, Индия, Чили Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы США, Франция, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция Развитие фундаментальных исследований Великобритания, Швеция, Словения Направление Специфика Страны Стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки внутри страны Стимулирование симметричного сближения исследовательских организаций и корпораций США, Финляндия Крупные государственные вложения в науку и инновационную сферу и привлечение частного капитала Израиль, Финляндия Стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов Великобритания, Ирландия, Китай, Корея, Малайзия, Индия, Израиль Стимулирование инновационной инициативы научного сектора Германия, Япония, Новая Зеландия, Дания Интеграция в международные инновационные сети Комплексная интеграция Финляндия, Израиль Технологическая специализация Сингапур, Тайвань, Индия Налаживание внутренних инновационных сетей Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере США, Норвегия, Ирландия Стимулирование инициативы национальных регионов Франция, Германия, Финляндия Формирование национальной инновационной системы Реструктуризация госсектора науки Болгария, Польша, Литва Инициирование интеграции науки и образования Латвия, Эстония, Чехия Вовлечение малого и среднего бизнеса в инновационную сферу Румыния, Чехия, Словакия, Латвия, Чили Определение приоритетных экспортных направлений в области высоких технологий Чехия, Румыния, Чили, Турция Таблица 2 Факторы, определяющие государственную инновационную политику Фактор Характеристика Рыночный спрос на нововведения Конкуренция побуждает производителей к эффективному использованию знаний, поиску и созданию новых продуктов, постоянному усовершенствованию своей продукции. Отсутствие конкуренции или невозможность конкурировать в свою очередь лишают хозяйствующие субъекты экономической мотивации для развития инновационной деятельности Наличие инновационного потенциала Инновационный потенциал, в частности, характеризуется такими показателями, как численность персонала, занятого исследованиями и разработками; количество организаций, занимающихся выполнением НИОКР и инновационной деятельностью; число инновационно активных предприятий; количество статей в научно-технических журналах; объемы финансирования затрат на создание новой продукции; количество инновационных проектов и патентов; численность студентов, обучающихся в вузах; наличие высококвалифицированных производственных кадров и др. Наличие эффективных механизмов коммерциализации идей, разработок и результатов интеллектуальной деятельности Значительная часть (не менее 75%) исследований и разработок в России выполняется государственными научными организациями за счет средств федерального бюджета, а следовательно, результаты этих исследований и разработок принадлежат государству [5]. В этой связи разработка процедур для передачи этих результатов в предпринимательский сектор экономики и обеспечение при этом наиболее эффективных способов реализации принципа государственно-частного партнерства должны лечь в основу нормативно-правовой базы по коммерциализации идей, разработок и результатов интеллектуальной деятельности Продолжение табл. 2 Фактор Характеристика Спецификация прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности Вполне очевидно, что без подтверждения наличия новизны у вновь созданного продукта и без уточнения права собственности реализовать предпринимательские цели в отношении указанного продукта не представляется возможным. Это и обусловливает возникновение объективных трудностей вовлечения продукта в экономический оборот на этом этапе Налоговая политика государства Стимулирующее воздействие налоговой системы целесообразно было бы направить на снижение налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта; создание налоговых стимулов для расширения спроса на научные исследования; для инвестирования в науку и инновационную сферу; для малых научных и инновационных предприятий (повышение верхней границы годового дохода, дающего право на применение упрощенной схемы налогообложения) Инновационная инфраструктура Инновационная инфраструктура объединяет весьма широкий круг структур -особые экономические зоны, наукограды, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, центры передачи технологий, центры коммерциализации и т.п. - необходимые составляющие инновационной системы. Вместе с тем очевидно, что сегодня инфраструктурная составляющая инновационной деятельности не отвечает современным требованиям и не может удовлетворить интересы и потребности заинтересованных лиц в предоставлении соответствующего вида услуг Наличие разнообразных финансовых инструментов для финансирования высокорисковых инновационных проектов на всех стадиях развития инновационной компании Основными субъектами финансирования высокорисковых инновационных проектов, как показывает практика, являются физические лица (бизнес-ангелы), государственные фонды поддержки, венчурные фонды (частные, государственные, частно-государственные), фонды прямых инвестиций, финансовые группы, банки [6] Наличие высококвалифицированных специалистов, обладающих особыми знаниями и подготовкой для осуществления деятельности на всех этапах инновационного цикла В этой сфере специалисты должны обладать особыми качествами и квалификацией в таких вопросах, как знание конъюнктуры рынка и условий коммерциализации продукции; юридическое обеспечение результатов интеллектуальной деятельности; венчурное финансирование; научно-техническая экспертиза. К сожалению, в настоящее время высшая школа в России еще не готовит специалистов такого уровня. В то же время специалисты требуемой квалификации в ограниченном количестве готовятся в рамках зарубежных обучающих программ Стимулирование предпринимательской деятельности Административные барьеры отвлекают значительные силы компаний от инновационного процесса, снижая тем самым результативность и эффективность инновационной деятельности в целом. Создание комфортных условий для предпринимательской деятельности, привлечение к инновационной деятельности малых предприятий - важное условие развития инновационной деятельности Таблица 3 Трансформация основных методов государственной инновационной политики в условиях экономики знаний Политические инструменты Традиционное содержание Содержание, обусловленное инновационным системообразованием Прямое бюджетное финансирование инновационных структур и деятельности Обеспечение ресурсной базы научной деятельности Пропорциональное ресурсное обеспечение звеньев научно-инновационного цикла Реализация государственных программ и проектов в научно-исследовательской и инновационной сфере Концентрация усилий для получения общественно значимых научных и инновационных результатов в приоритетных областях Формирование и укрепление кооперационных взаимосвязей научных и инновационных структур в процессе совместного решения масштабных задач Политические инструменты Традиционное содержание Содержание, обусловленное инновационным системообразованием Косвенное стимулирование научной и инновационной деятельности Предоставление налоговых, кредитных и иных преференций субъектам научно-инновационной сферы Предоставление льгот, стимулирующих инновационные взаимодействия, в том числе между генераторами и потребителями нововведений Государственные заказы на инновационную продукцию и услуги закупки инновационной продукции для общегосударственных нужд Стимулирование спроса на инновационную продукцию как критического параметра инновационного кругооборота Подготовка кадров для научно-инновационной сферы Обеспечение потребностей экономики в высококвалифицированных специалистах научно-технического профиля Обеспечение пропорциональности в развитии кадрового потенциала различных звеньев НИС, подготовка специалистов с универсальным видением инновационных процессов, инновационных менеджеров Социальная защита ученых и инноваторов Обеспечение достойного уровня жизни и общественного статуса специалистов научно-инновационной сферы Поддержка социальной общности инноваторов как социальной базы инновационной системы, популяризация инновационного стиля жизнедеятельности в целях расширения национального инновационного пространства Формирование и развитие государственной научно-инновационной инфраструктуры Поддержка сервисных видов деятельности в научно-инновационной сфере Комплексное совершенствование сети инновационно-коммуникативных каналов Выработка и совершенствование законодательных норм, регулирующих научно-инновационную сферу Отражение специфики научно-инновационной деятельности в различных отраслях законодательства Оперативная реакция законодателя на технологический прогресс, комплексное совершенствование законодательства, направленное на создание благоприятных условий для научной и инновационной кооперации Техническое регулирование Разработка стандартов и других требований к качеству научно-технической продукции Обеспечение технологической совместимости продукции и деятельности звеньев инновационной системы, кооперативная выработка стандартов и регламентов, сертификационных процедур и т.п. Организационно-институциональное регулирование Совершенствование организационных форм научной и инновационной деятельности Поддержка и распространение прогрессивных форм кооперации и интеграции в научно-инновационной сфере, приведение организационной структуры государственного сектора науки и инноваций в соответствие с требованиями инновационного системообразования Региональная научно-техническая политика Рациональное размещение научно-техниче ского потенциала по территории страны Стимулирование возникновения и развития региональных инновационных кластеров, распространения оптимальных организационно-территориальных форм научной и инновационной деятельности Международная научно-техническая политика Содействие взаимовыгодному международному научно-техническому сотрудничеству Стимулирование международной инновационной кооперации в соответствии с национальными инновационными интересами, задачами обеспечения целостности и устойчивости национального инновационного комплекса [8. С. 699] 24 26 современные тенденции развития инновационной политики ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ и пронизывает собой все ее аспекты. Она должна быть акцентирована на стимулировании трансфера знаний, в частности приобретающего форму трансфера технологий.

Ключевые слова

knowledge economy, economic systems, innovation policies, экономика знаний, экономические системы, инновационная политика

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Никонова Яна ИгоревнаНовосибирский филиал Московского института предпринимательства и правакандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов, денежного обращения и кредитаya_shka@ngs.ru
Всего: 1

Ссылки

Никонова Я.И. Содержание, сущность и базовые принципы формирования инновационной политики развития экономических систем // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-3. -С.698-701.
Миндели Л.Э., Васин В.А. Совершенствование государственной научно-технической политики в процессе формирования национальной инновационной системы // Инновации. - 2008. -№ 1. - С. 43-55.
Никонова Я.И., Казаков В.В. Механизм финансового обеспечения инновационной деятельности экономических систем // Вестник Томского государственного университета. -2012. - № 364. - С. 127-133.
Казаков В.В. Системный подход к исследованию инновационных процессов в региональных экономических системах //Вестник Томского государственного университета. -2013. - № 367. - С. 111-116.
Котов А.И. Формирование и развитие региональной инновационной политики // Инновации. - 2008. - № 9. - С. 70-73.
Ивасенко А.Г. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А О. Сизова. - М.: КНОРУС, 2009. - 416 с.
Абаев А.Л. Организационно-экономический механизм формирования научно-инновационной политики на региональном уровне: автореф. дис.. д-ра экон. наук. - М., 2008. - С. 18.
Макаров В. Контуры экономики знаний // Экономист. - 2005. - № 3.
 Современные тенденции развития инновационной политики экономических систем | ПУФ. 2014. № 1 (13).

Современные тенденции развития инновационной политики экономических систем | ПУФ. 2014. № 1 (13).