Совершенствование и преемственность учебных программ подготовки в области финансов и кредита | ПУФ. 2014. № 1 (13).

Совершенствование и преемственность учебных программ подготовки в области финансов и кредита

Проанализированы программы подготовки, предлагаемые разными поколениями Государственных образовательных стандартов по направлению подготовки бакалавриата «Экономика» с профилем «Финансы и кредит» и специальности 060400 (080105) «финансы и кредит». Сделаны выводы о сохранении преемственности программ и необходимости дальнейшего их совершенствования.

Enhancement and continuation training curricula in finance and credit.pdf Современная российская экономика предъявляет значительную потребность в экономистах, в том числе профиля «Финансы и кредит». Система высшего образования перешла к использованию Государственных образовательных стандартов третьего поколения. Подготовка специалистов в области финансов и кредита происходит в настоящее время на базе бакалавриата по направлению подготовки «Экономика» с профилем «Финансы и кредит» и может быть дополнена магистерскими программами подготовки. Нам представляется важным и интересным с учетом некоторого опыта, полученного при подготовке бакалавров по профилю «Финансы и кредит» на экономическом факультете Национального исследовательского Томскогогосударственногоуниверситета,провести сравнительный анализ программ и подходов к подготовке бакалавров направления «Экономика» профиля «Финансы и кредит» и специалистов по специальности 060400 (080105) «финансы и кредит» с целью выявления возможности и необходимости совершенствования программ подготовки бакалавров при сохранении преемственности подходов и традиционного опыта. 68 Анализируя структуру программ подготовки, предлагаемых Государственными образовательными стандартами 2-го и 3-го поколения, можно заметить, что в целом сохраняются преемственность, наработанные опыт и традиции подготовки, но требуются также освоение и применение новых подходов в методологии и дидактике. В таблице «Структура основных образовательных программ подготовки» обобщим программы подготовки специалистов и бакалавров в области финансов и кредита. Нормативный срок обучения специалистов - 5 лет, а бакалавров - 4 года. Следовательно, общий объем часов подготовки должен быть уменьшен на 20 %. Разница в общем количестве часов теоретического обучения составляет 396 часов, или около 5 %, при этом количество аудиторных часов снижено значительно на 2602 часа, или более чем на 58 %. Отметим также значительное снижение доли аудиторных часов в общем объеме теоретического обучения. Доля аудиторных часов в общем объеме часов подготовки составляет для специальности «финансы и кредит» более 54 %, для бакалавров направления «Экономика» -около 24 %. Из этого можно сделать вывод о необходимости существенного повышения роли самостоятельной работы в подготовке бакалавров по направлению «Экономика». Сравнивая структуру и количество часов подготовки по циклам, следует отметить, что сохранен в целом общий логический подход к построению структуры программ, при этом общее количество часов по циклу ГСЭ уменьшено на 432 часа, или на 24 %, по циклу ЕН даже выросло на 40 часов (но аудиторные часы уменьшены на 320 часов, или на 43,8 %), по профессиональным циклам (ОПД, СД, ДС) - на 846 часов, или на 14,5 % (по аудиторным занятиям: на 1706 часов, или на 61 %). По циклу ЕН общее количество часов не уменьшилось, кроме того, если учесть, что эконометрика перенесена в цикл Б.3 (144 часа, 40 аудиторных). Следует констатировать, что в структуре программ выросло значение математической подготовки экономистов. Это можно было признать позитивным моментом с учетом происходящих в современной экономике изменений, но при этом должна быть усилена ориентация в программах на возможности применения математики в экономике для анализа имеющихся процессов и тенденций. При проведении практических занятий по дисциплине «Финансы» мы сталкиваемся с тем, что студенты недостаточно понимают экономический смысл и возможности применения математических формул и закономерностей в исследовании экономических процессов, в том числе на финансовых рынках. Это может объясняться тем, что рабочие программы по циклу ЕН не ориентированы на акцентирование внимания и возможностей использования математики в экономике с учетом экономического смысла происходящих процессов, не способствуют выработке у бакалавров необходимых компетенций. При этом существенно сокращено количество часов подготовки на некоторым экономическим дисциплинам профессионального цикла: например, по аудиторным часам по статистике - с 132 до 64 часов (в два раза), по бухгалтерскому учету - с 132 до 64 часов, по финансам - со 128 до 36 часов (более чем в три раза), по дисциплине «Деньги, кредит, банки» - с 134 до 36 часов (более чем в три раза), по экономическому анализу - с 50 до 30 часов, по инвестициям - с 50 до 32 часов. Такая дисциплина, как «Экономика предприятий (организаций)», в новых стандартах отсутствует. Дисциплина «Экономическая теория» (общее количество часов - 300 часов, аудиторных -164 часа) заменена двумя дисциплинами «Макроэкономика» (288, 76) и «Микроэкономика» (288, 76). На наш взгляд, дисциплина «Микроэкономика» не может в полной мере заменить дисциплину «Экономика организаций» и сформировать необходимые профессиональные компетенции, предусмотренные основной образовательной программой (ООП) бакалавриата по направлению «Экономика» (например, в области расчетно-экономической деятельности: способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3); в области аналитической - способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6); анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7); анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7) и проч.). С учетом обозначенных в ООП компетенций, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется дисциплинам в области экономической истории. Теперь они стали дисциплинами по выбору и предполагают изучение либо истории экономики России, либо истории экономических учений, либо истории культуры России. Дисциплина «Финансы предприятий (организаций)» заменена дисциплиной «Корпоративные финансы», что не совсем методологически правильно, так как корпоративные финансы включают преимущественно финансы коммерческих предприятий, причем только некоторых организационно-правовых форм. Следовательно, исключаются финансы бюджетных учреждений, финансы некоммерческих организаций, значение и роль которых в современной экономике повышаются. Компетенции, получаемые бакалаврами, предполагают более общую подготовку по экономическим дисциплинам, поэтому не совсем понятно, почему по дисциплине «Финансы организаций» произошло такое сужение предмета исследования. Структура основных образовательных программ подготовки Специальность 060400 (080105) «финансы и кредит» специализации «Финансовый менеджмент» Бакалавриат направления «Экономика» профиля «Финансы и кредит» Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) Гуманитарный, социальный и экономический цикл (Б.1) Общее количество часов - 1800 В том числе аудиторных - 1114 Общее количество часов - 1368 В том числе аудиторных - 386 Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин (ЕН) Математический и естественно-научный цикл (Б.2) Общее количество часов - 1400 В том числе аудиторных - 730 Общее количество часов - 1440 В том числе аудиторных - 410 Цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД) Профессиональный цикл (Б.3), (общее число часов - 5004, из них 1072 аудиторных) включает базовую общепрофессиональную часть Общее количество часов - 1800 В том числе аудиторных - 852 Общее количество часов - 2196 В том числе аудиторных - 568 Цикл специальных дисциплин (СД) Вариативная часть профиля (В.3) Общее количество часов - 2758 В том числе аудиторных - 1324 Общее количество часов - 1728 В том числе аудиторных - 330 Цикл дисциплин специализации (ДС) Общее количество часов - 1292 В том числе аудиторных - 602 Итого: Теоретическое обучение Итого: Теоретическое обучение Общее количеств часов - 8208 В том числе аудиторных - 4470 Общее количество часов - 7812 В том числе аудиторных - 1868 На основании проведенного анализа следует сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования программ подготовки экономистов по профилю «Финансы и кредит». Для того чтобы эта работа проходила максимально эффективно, необходимо обеспечить активное взаимодействие всех кафедр факультета при разработке рабочих программ и формировании вариативной части вуза в профессиональном цикле, дисциплин по выбору. Целесообразно организовать межкафедральный методологический семинар по вопросам содержания и структуры рабочих программ, входящих в ООП, особенно в части взаимодействия математического и профессионального цикла, чтобы, с одной стороны, обеспечить преемственность и, с другой -исключить дублирование содержательных аспектов рабочих программ. Другой важной задачей подготовки современного экономиста-практика является формирование творческой самостоятельности и активности. За рубежом расширение академической самостоятельности студентов, самостоятельный поиск знаний стали главной тенденцией в развитии дидактического процесса в системе высшего образования. Задача обучения заключается в индивидуализации хода усвоения и интеграции различных форм обучения, например сочетание группового обучения с элементами взаимо- и самообучения с индивидуальным самообучением. В Англии широкое развитие получила тьюторская система; во Франции практикуется обучение по индивидуальным планам, дифференцированным по уровням; в США акцент делается на использование дискуссий и поощрение исследовательской деятельности студентов. Самостоятельная работа как проблема имеет три аспекта: организационный, методический и воспитательный. Пути совершенствования самостоятельной работы могут быть следующими: развитие у студентов соответствующей мотивации; вооружение студентов эффективной методикой самостоятельной работы; оказание систематической помощи в самостоятельной работе, совершенствование организации самостоятельной работы. При планировании самостоятельной работы следует учесть такие принципы ее организации: принцип научности, принцип систематичности, последовательности и преемственности, принцип сознательности и активности, принцип доступности и посильности, принцип прочности усвоения знаний, принцип наглядности, принцип связи теории с практикой, принцип индивидуализации стиля, принцип учета трудоемкости учебной дисциплины и оптимального планирования самостоятельной работы студентов. Эти вопросы также могут стать предметом рассмотрения межкафедральных методологических семинаров.

Ключевые слова

undergraduate training program in «Economics» profile «Finance and Credit», a training program in the specialty 060400 (080105) «Finance and Credit», программа подготовки бакалавриата по направлению «Экономика» с профилем «Финансы и кредит», программа подготовки по специальности 060400 (080105) «финансы и кредит»

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Счастная Татьяна ВладимировнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учетаherz@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

 Совершенствование и преемственность учебных программ подготовки в области финансов и кредита | ПУФ. 2014. № 1 (13).

Совершенствование и преемственность учебных программ подготовки в области финансов и кредита | ПУФ. 2014. № 1 (13).