О понятии криптовалюты биткоин в рамках мнений финансовых регуляторов и контексте частных и электронных денег | ПУФ. 2014. № 2(14).

О понятии криптовалюты биткоин в рамках мнений финансовых регуляторов и контексте частных и электронных денег

На текущий момент времени ни в одной стране мира нет должным образом сформированной законодательной базы, регулирующей эмиссию и обращение биткоина. По мнению автора статьи, биткоин по своей природе можно квалифицировать как разновидность частных электронных денег.

The Legal Status of the Cryptocurrency Bitcoin in the Russian Federation.pdf Криптовалюта биткоин приобрела необычайную популярность в последние два года вследствие ряда причин. Одним из важнейших факторов стало недоверие участников рынков к мировой финансовой системе и так называемым фиатным валютам, обострившееся в процессе развития мирового финансового и кипрского кризисов. Помимо этого, стремительное развитие интернет-ориентированной экономики порождает неизбежный интерес пользователей к электронным деньгам и валютам, а также новым технологиям совершения платежей. И, наконец, инвесторов привлекает высокая волатильность биткоина. Если первоначально аудиторию биткоина составляли молодые люди, увлекающиеся компьютерными технологиями, то в настоящее время биткоин интересует спекулятивных инвесторов наряду с ценными бумагами и производными инструментами. Остро стоит проблема лицензирования и надзора за деятельностью так называемых биткоин-бирж, их интеграции в мировую финансовую систему, а также защиты клиентов от хакерских атак. 26 Позиции регуляторов в отношении биткоина Позиция Страна Квалификация биткоина Лояльная Великобритания Долговая расписка Германия Частные деньги, расчетная единица Норвегия Биржевой актив Финляндия Сырьевой товар США Криптовалюта, легальное средство обмена Сингапур Швейцария Иностранная валюта Промежуточная Франция Рискованный и спекулятивный финансовый инструмент Индия EBA Категоричная Россия Денежный суррогат, финансовая пирамида1 Китай Таиланд 1Аналогию между биткоином и финансовыми пирамидами провел в феврале 2014 г. директор Департамента национальной платежной системы ЦБ РФ Тимур Батырев [2]. В настоящее время в мировом сообществе не наблюдается единства мнений о биткоине ни со стороны регуляторов, ни ведущих представителей экономической и юридической наук. Разброс мнений о биткоине достаточно широк: от синонима финансовой пирамиды до аналога сырьевого товара и золота. При этом ряд стран, включая Россию, рекомендует своим резидентам не проводить сделок с биткоинами. Так, Банк России в январе 2014 г. внес еще большую неопределенность в ряды биткоин-инвесторов, издав информационное письмо двоякого толкования. Регуляторы о биткоине Позиции регуляторов финансовых рынков в отношении биткоина можно условно разделить на 3 группы: лояльные, промежуточные и категоричные (таблица). В группу лояльных стран логично отнести страны, не ограничивающие хождение биткоина и не выражающие опасений по поводу его спекулятивности, анонимности и прочих свойств. Некоторые из стран, входящих в данную группу (например, Германия, Норвегия), облагают сделки с биткоинами налогом. В числе стран с лояльной позицией необходимо особо отметить мнение регулятора США, вводящего сам термин «криптовалюта» [1] и прилагающего максимум усилий к разрабатыванию законодательного регулирования биткоина. В США пользователи биткоинов, производящих их обмен на другие валюты (в основном это биткоин-биржи и обменные пункты), должны регистрироваться как «фирмы, оказывающие расчетно-кассовые услуги» [1]. При этом казначейство не требует отчетности от пользователей и компаний, которые создают биткоины для личных целей. Страны с промежуточной позицией в отношении биткоина предостерегают своих резидентов от его использования вследствие рискованности и спекулятивности, однако непосредственного проведения операций не запрещают. И, наконец, страны с категоричной позицией напрямую запрещают проведение сделок с бит-коинами. Интересна трансформация позиции Народного банка Китая1 по вопросу биткоина. В начале декабря 2013 г. Народный банк Китая запретил финансовым институтам страны вести операции с криптовалютой, при этом сделки с биткоинами для физических лиц были разрешены. Однако уже в конце марта 2014 г. Народный банк приказал до 15 апреля прекратить любые операции с биткои-нами. О позиции Банка России Банк России в Информационном письме от 27 января 2014 г. предостерегает граждан и юридических лиц от использования различных виртуальных валют, включая биткоин. В письме можно выделить 5 особенностей бит-коина, вызывающих беспокойство регулятора [3]: 1) биткоин является необеспеченным инструментом; 2) отсутствует лицо, обязанное по биткоину (эмитент); 3) операции с биткоинами имеют спекулятивный характер; 4) анонимный характер владения биткоинами и совершения платежей; 5) биткоин возможно использовать в противоправной деятельности, в том числе непреднамеренно. На наш взгляд, наиболее существенное беспокойство регулятора вызывают именно п. 2 и 4. Прочие пункты присущи как многим мировым валютам, так и финансовым инструментам и названы в письме сугубо номинально. Поясним указанные обстоятельства. Так, биткоин действительно является необеспе-ченным2, как и большинство валют мира, включая рубль и доллар. Следует отметить, что мировая валютная система достаточно давно отошла от принципа обязательности обеспечения валют. Операции с биткоинами часто имеют спекулятивный характер, как и операции, например, с акциями и фьючерсными контрактами, в юридической легитимности которых органы регулирования ни в коей мере не сомневаются. Говорить об использовании биткоинов в противоправной деятельности позволяет лишь история с реализацией наркотиков при посредничестве сайта Silk Road в США, в России же подобных прецедентов не было. Здравый смысл позволяет предположить, что наличные, безналичные и электронные деньги могут использоваться для финансирования преступной деятельности, включая терроризм и наркоторговлю, с тем же успехом, что и криптовалюты. К тому же ФАТФ не запрещает использования биткоина. Таким образом, полная анонимность и отсутствие эмитента не позволяют идентифицировать владельцев биткоинов и лиц, проводящих операции, что и вынуждает Банк России выражать свое мнение подобным образом. Также следует отметить, что Банк России просто предостерегает участников рынка от совершения сделок с биткои-нами. Ни УК РФ, ни КоАП не предусматривают ответственности за проведение сделок с биткои-нами. В вышеназванном письме также отмечается, что согласно ст. 27 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации» [4] выпуск денежных суррогатов на территории РФ запрещается. В названном письме биткоин прямо не назван денежным суррогатом, однако это в явном виде подразумевается. Учитывая, что дефиниция денежного суррогата в законодательстве РФ отсутствует, мы можем руководствоваться сложившейся системой научных знаний. На наш взгляд, денежный суррогат - это инструмент, который выполняет функции денег, включая средство обращения, платежа и накопления, меру стоимости, а также способность выступать в качестве мировых денег. Очевидно, что биткоину данные функции присущи, однако не в полном объеме, поэтому точка зрения о биткоине как о денежном суррогате является спорной. Вышеназванное письмо Банка России не запрещает эмиссию биткоинов, однако также предостерегает от ее осуществления. Согласно ст. 75 Конституции РФ [5] денежной единицей в РФ является рубль, эмиссия денег осуществляет- ■ Беломытцева О.С. и ш ш ся исключительно Банком России, а введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Банк России, как и любой центральный банк, имеет монополию на эмиссию денег и эмиссионный доход (сеньораж). Очевидно, что основная причина беспокойства Банка России -в потенциальной конкуренции биткоина валюте фиатной или декретной (рублю) и монополии государства на печать денег. По нашему мнению, биткоин можно определить как не имеющий аналогов гибрид частных и электронных денег, существовавших долгое время обособленно друг от друга. Поясним указанные дефиниции. О частных деньгах Частные деньги мы можем определить как негосударственные фидуциарные деньги, выпускаемые в обращение частными организациями. Таким образом, частные деньги можно сравнить с биткоином в части негосударственности. Идеи денационализации эмиссии денег неоднократно высказывались в экономической науке. Во второй половине ХХ в. гипотеза о конкурентной основе выпуска денег частными организациями активно разрабатывалась представителями австрийской экономической школы, в частности М. Ротбардом [6], Ф. Хайеком [7], а также М. Фридманом в отдельных трудах [8]. В современной России данная тема недостаточно исследована; среди ученых, занимающихся подобной проблематикой, в первую очередь следует назвать профессора А.С. Генкина [9]. В России в настоящее время частные деньги, безусловно, существуют, их примерами могут считаться карты торговых сетей и авиакомпаний, подразумевающие расчет баллами, подарочные, топливные и прочие карты. Законодательное регулирование подобных продуктов отсутствует. Об электронных деньгах Дефиниция электронных денег появилась в законодательстве РФ сравнительно недавно - в 2011 г., с принятием Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» [10], в то время как наиболее известная в России система «Яндекс.Деньги» была запущена еще в 2002 г. За рубежом первые эмиссии электронных денег имели место еще в 1990-х гг. в студенческих городках США и Европы [11. C. 9]. Электронные денежные средства согласно вышеназванному закону предоставляются одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежного обязательства лица, предоставившего денежные средства перед третьими лицами. Появлению электронных денег предшествует внесение клиентом денежных средств на счет оператора в определенной валюте, также подразумевается существование единого эмиссионного процессингового центра. Платежи в системах электронных денег также проводятся в общеизвестных мировых валютах. Таким образом, электронные деньги новы лишь по форме своего существования, аналогичной биткоину, и на статус независимой валюты, равно как и частных денег, претендовать не могут. 28 Резюмируя вышесказанное, приходим к выводу, что биткоин или же созданный на его основе инструмент будет иметь значительные перспективы развития в ближайшее десятилетие, и главной проблемой на текущий момент является именно его легализация. В России необходима разработка новых законодательных актов, определяющих само понятие «криптовалюта». Прообразом трактовки данного термина может являться понятие частных электронных денег. В ближайшей перспективе биткоин или его аналог вряд ли составит конкуренцию рублю, однако может использоваться, например, как параллельная валюта.

Ключевые слова

cryptocurrency, Bitcoin, private currency, electronic money, криптовалюта, частные деньги, электронные деньги

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Беломытцева Ольга СвятославовнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учета_finans_@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Application of FinCEN’s Regulations to Persons Administering, Exchanging, or Using Virtual Currencies Guidance FIN-2013-G001 March 18, 2013. -URL: http://www.fincen.gov/statutes_regs/ guidance/ html/FIN-2013-G001.html
Банк России приравнивает биткоин к финансовой пирамиде. - URL: http://itar-tass.com/ ekonomika/999111.
Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, биткоин: Информационное письмо Банка России от 27.01.2014. - URL: http://www.cbr.ru/press/ pr.aspx?file=27012014_1825052.htm
О Центральном банке Российской Федерации: Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ. -URL: http://www.consultant.ru
Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12.12.1993. - URL: http:// www.consultant.ru
Ротбард М. Государство и деньги: как государство завладело денежной системой общества. -Челябинск: Социум, 2008. - 208 c.
Хайек Ф. Частные деньги. - М., 1996. -109 c.
Friedman M., Schwartz A. Has Government Any Role in Money? // Journal of Monetary Economics. -1986 - № 17. - P. 37-62.
Генкин А.С. Частные деньги: история и современность. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - 518 c.
О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru
Достов В.Л., Кузнецов В.А., Шуст П.М. Электронные деньги как инструмент оптимизации платежного оборота (точка зрения) // Деньги и кредит. - 2013. - № 12. - C. 7-13.
 О понятии криптовалюты биткоин в рамках мнений финансовых регуляторов и контексте частных и электронных денег | ПУФ. 2014. № 2(14).

О понятии криптовалюты биткоин в рамках мнений финансовых регуляторов и контексте частных и электронных денег | ПУФ. 2014. № 2(14).