Энциклопедия финансов и финансовой системы: традиции продолжаются. Рец. на кн.: Финансы: учебник / отв. ред. В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2013 | ПУФ. 2014. № 2(14).

Энциклопедия финансов и финансовой системы: традиции продолжаются. Рец. на кн.: Финансы: учебник / отв. ред. В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2013

Проведен сравнительный анализ структуры и содержания второго и третьего издания монографического учебника по дисциплине «Финансы», подготовленного коллективом преподавателей кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Enhancement and continuation training curricula in finance and credit.pdf Количество издаваемой учебной литературы в последнее время не сократилось, а продолжает увеличиваться. Вследствие этого остро встает вопрос выбора подходящих учебников и учебных пособий для рекомендации студентам. Это относится и к типовому учебному университетскому курсу «Финансы», входящему в программу подготовки бакалавров экономики. Несмотря на достаточно большое количество учебной литературы, рассматриваемый нами монографический учебник [1] выделяется из общего ряда последовательностью и логикой изложения материала, комплексностью охвата заявленных проблем. Данный учебник предлагается для студентов и преподавателей экономических вузов, научных и практических работников, специализирующихся в области финансов и бухгалтерского учета. В наших работах мы уже анализировали данный учебник [2]. Он рекомендован нами в образовательных рабочих программах как компонент основной литературы к дисциплине «Финансы» для подготовки специалистов, а в настоящее время и для бакалавров. Данный монографический учебник позволяет заинтересовать студентов проблемами финансов и представляет основательный материал для осмысления, переработки и широко используется для подготовки к семинарским занятиям. Нам представляется интересным провести сравнительный анализ структуры и содержания данного учебника в его втором (2004) и третьем издании (2013), что позволит увидеть не только как изменился данный учебник, но и представить, как эволюционируют подходы к изучению финансовой науки и сама финансовая наука за прошедшее десятилетие. Во-первых, учебник стал явно объемнее (он увеличился с 634 до 928 с., или почти на 32 %). Следует согласиться с авторской аннотацией, подчеркивающей, что «материал хорошо структурирован и дает комплексное представление о финансовой системе страны и ее базовых элементах». Действительно, очень удачной представляется попытка структурировать материал исходя из логики развития финансовых отношений, выделения основных видов финансовых отношений, составляющих финансовую систему любой страны. Так, согласно данному подходу авторы выделяли во втором издании 6 основных разделов: 1-й раздел (носит общий характер) - «Финансовая система страны: сущность и содержание»; 2-й -«Государственные и муниципальные финансы»; 3-й - «Финансы организаций (предприятий)»; 4-й -«Финансы страховых организаций»; 5-й - «Финансы домашних хозяйств»; 6-й - «Международные финансы». В третьем издании появился новый раздел 7 -«Финансовая наука в исторической ретроспективе», что позволяет формировать у студентов и аспирантов систематизированное представление о том, как развивалась финансовая наука в мире и в России, дает представление о классической и неоклассической теории финансов. Ранее данный материал был включен в другие разделы, но его самостоятельное выделение и изложение в специальном разделе представляется нам оправданным и своевременным. Поменялось название разделов 3 и 4. Так, раздел 3 называется теперь «Корпоративные финансы». Нам представляется, что практикуемый многими учебниками и учебными пособиями вслед за образовательными стандартами подход к тому, чтобы заменять финансы организаций (предприятий) корпоративными финансами не совсем верный, так как понятие корпоративных финансов гораздо уже по значению, чем финансы организации (предприятий). По нашему представлению, корпоративные финансы включают финансы преимущественно акционерной формы собственности, другие же организационно-правовые формы не учтены, а в реальной жизни они широко присутствуют. Раздел 4, наоборот, расширил и из- ■ ■ менил свое содержание и называется теперь «Финансы некоммерческих организаций». Следует согласиться с мнением авторов учебника, что в нем освещены вопросы, слабо изученные в другой учебной литературе: финансы домашних хозяйств, финансы некоммерческих организаций, эволюция теории финансов. В раздел 6 также добавлены две новые главы (25 и 26), посвященные изучению вопросов и мер борьбы с легализацией «грязных» денег: «Международное противодействие легализации «грязных» денег и финансированию терроризма» и «Международное налогообложение», что отражает специфику современных проблем международных финансов и направления развития современной финансовой политики в РФ. Существенно дополнен и расширен материал первого раздела. В нем появился параграф о статистике финансовых потоков, более подробно изложены типы и виды финансовых посредников, присутствующих в финансовой системе страны. Значительное внимание, в отличие от других учебников, уделено анализу налоговой системы и таможенных доходов, что имеет как теоретическую, так и практическую ценность. Значительно переработано и дополнено содержание второго раздела, посвященного государственным и муниципальным финансам, что является отражением тех явлений и процессов, которые происходили в них в последнее десятилетие. Не совсем понятно, почему авторы изменили название главы 15. Если ранее она называлась «Источники финансирования предприятия», то в третьем издании получила название «Управление финансовой структурой фирмы», но речь в ней идет по-прежнему об источниках финансирования и их выборе в процессе жизнедеятельности фирмы. Общепринятая позиция свидетельствует, что финансовая структура дает представление о модели структуры, устанавливающей ответственность и позволяющей контролировать источники возникновения доходов и расходов. Финансовая структура формируется выделением центров финансовой ответственности в качестве объектов бюджетирования. В этом смысле о финансовой структуре в данной главе речь не идет, поэтому на наш взгляд, переименование данной главы не оправдано с содержательных позиций. Теперь ее название оказалось более широким, чем фактически изложенный в ней материал. Таким образом, в содержательном отношении учебник охватывает круг проблем и вопросов, выходящих непосредственно за рамки государственных образовательных стандартов относительно содержания учебной дисциплины «Финансы», что дает студентам возможность получить комплексное представление о изучаемом предмете и расширить свои знания рассмотрением и изучением «смежных проблем», входящих в программы других специальных дисциплин и специальных курсов. 72 Учебник отличает и последовательность в проведении единой позиции в трактовке категории «финансы». Авторы с самого начала дают понять, что «финансы» не сводимы к государственным финансам или финансам государства, что это более емкая и сложная категория. И именно так, в широком смысле, она должна трактоваться на современном этапе. «Коренным образом изменилось содержание дисциплины «Финансы» - если ранее она понималась исключительно как государственные финансы, то ныне ее предмет расширился до финансов предприятий, страховых организаций, домашних хозяйств, финансовых рынков и др.» [1. С. 4]. Такое расширенное толкование финансов последовательно отражено в структуре и содержании данного учебника как во втором, так и в третьем издании. Интересной и полезной может быть признана попытка авторов освещать отдельные вопросы и проблемы финансов в дискуссионном ключе, отмечая существующие позиции и точки зрения, выделяя их достоинства и недостатки и полно аргументируя авторский взгляд на ту или иную проблему. Эта линия имеет продолжение и развитие в третьем издании, что позволяет авторам позиционировать свой труд как монографический учебник (в противовес учебно-методическим изданиям). Мы приветствуем такой подход, несмотря на то, что в литературе нашла отражение точка зрения, что в учебниках и учебно-методических пособиях не следует излагать дискуссионные материалы, так как это якобы дезориентирует и запутывает студентов. Отмечается необходимость «единства взглядов в учебниках по базовым вопросам и категориям учебных курсов», необходимость подготовки фундаментального учебника, примиряющего спорящие стороны [3. С. 67]. Наша жизнь, в том числе в области финансов, разнообразна и неоднозначна, так можно ли ее загнать в «прокрустово ложе», усреднить различные точки зрения и позиции, которые отражают саму эту жизнь? По нашему мнению, дискуссионный стиль изложения материала не только иллюстрирует многообразие экономической жизни общества, но и заставляет студентов думать и осмысливать прочитанное, к чему дополнительно побуждают и преподаватели, ставящие актуальные и своевременные вопросы в ходе семинарского занятия, и те вопросы для обсуждения, которые формулируют авторы данного учебника. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ: ТРАДИЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ. РЕЦ. НА КН.: ФИНАНСЫ: УЧЕБНИК / ОТВ. РЕД. В.В. КОВАЛЕВ. - М.: ПРОСПЕКТ, 2013 Дискуссионный подход стимулирует формирование соответствующих компетенций, необходимых бакалавру и отраженных в основной образовательной программе: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1), способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4), способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9), сознает сущность и значение информации в развитии современного общества, владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12), способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4), способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9), способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13). Весомым дополнением в содержательном отношении стало изложение западного опыта по ряду вопросов. Очень радует тот факт, что авторы стараются использовать и тот научный и практический опыт, что был накоплен в дореволюционной финансовой мысли (широко цитируются мысли С.Ю. Витте, использованы труды И. Горлова. В.А. Лебедева и др.). Авторы посчитали необходимым и в третьем издании включить в каждую главу учебника материалы для самостоятельной работы, вопросы и задания для обсуждения, что призвано стимулировать студентов не только к повторению пройденного материала, но и поиску новых источников. Этому способствует приведенная в конце учебника рекомендованная литература, содержащая не только учебные и монографические издания по финансам, но и перечень основных законодательных и нормативных актов, иностранные источники (в оригинале). Хотя перечень нормативных актов не следует считать полным, кроме того, нормативные и законодательные акты, нашедшие отражение в тексте, почему-то не отражены в этом списке. Помочь студентам в освоении сложных вопросов финансов и финансовой системы призваны многочисленные схемы, рисунки, таблицы. Не везде использованы самые последние статистические данные. В некоторых случаях авторы останавливаются на 2008-2010 гг., хотя учебник вышел в 2013 г. Но это объективный недостаток, присущий большинству учебников и учебных пособий. И должен он нивелироваться обращением преподавателей, аспирантов и студентов к периодической печати, статистическим сборникам, содержащим более оперативную и актуальную информацию. Во «Введении» к учебнику отмечается, что «...книга подготовлена коллективом преподавателей кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, являющегося одним из старейших университетов страны», основанным в 1724 г. по указу Петра I. Авторы отмечают, «университет имеет богатейшие традиции в области развития финансовой науки в России.». Следует добавить, что авторы учебника в полной мере справились с поставленной задачей соответствовать «высоким критериям научно-исследовательского и учебно-методического характера, традиционно принятым в Санкт-Петербургском университете», и стали достойными продолжателями традиций таких предшественников, как М.И. Боголепов, A.А. Вознесенский, И.И. Кауфман, И.М. Кули-шер, В.А. Лебедев, И.Х. Озеров, В.Т. Судейкин, М.И. Туган-Барановский, Л.В. Ходский и др.

Ключевые слова

undergraduate training program in «Economics» profile «Finance and Credit», a training program in the specialty 060400 (080105) «Finance and Credit», финансы, финансовая система, монографический учебник

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Счастная Татьяна ВладимировнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учетаherz@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Финансы: учебник / С.А. Белозеров, Г.М. Бродский, С.Г. Горбушина [и др.]; отв. ред. B.В. Ковалев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 928 с.
Счастная Т.В. Энциклопедия финансов и финансовой системы // Проблемы финансов и учета. - 2004. - Вып. 5. - С. 93-95.
Сабитова Н.М. О сущности финансов: в продолжение дискуссии // Финансы. - 2012. -№ 6. - С. 58-67.
 Энциклопедия финансов и финансовой системы: традиции продолжаются. Рец. на кн.: Финансы: учебник / отв. ред. В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2013 | ПУФ. 2014. № 2(14).

Энциклопедия финансов и финансовой системы: традиции продолжаются. Рец. на кн.: Финансы: учебник / отв. ред. В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2013 | ПУФ. 2014. № 2(14).