Принуждение к исполнению обязательств домашних хозяйств федеральной службой судебных приставов | ПУФ. 2015. № 4(20).

Принуждение к исполнению обязательств домашних хозяйств федеральной службой судебных приставов

Дан анализ принудительного исполнения домашними хозяйствами обязательств, возникших в результате расходных операций в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».

Enforcement of Obligations of Households Federal Bailiff Service.pdf В последнее время очень много внимания уделяется домашним хозяйствам. Все чаще и чаще возникают обсуждения по поводу планирования доходов и расходов домашними хозяйствами, составления бюджетов, повышения финансовой грамотности и т.п. Финансовая структура домашнего хозяйства [1. С. 46] как элемент финансов домашнего хозяйства состоит из целого ряда взаимосвязанных элементов. В различных домашних хозяйствах элементы финансовой структуры различаются по масштабам и конкретному содержанию. Более подробно хотелось бы остановиться на расходах домашних хозяйств и возникающих вследствие них обязательств. Расходы - исполнение денежных средств. Расходы зависят от желаний, потребностей, целей и доходов конкретного домашнего хозяйства [Там же]. Какими бы ни были расходы у домашнего хозяйства, в результате возникают связанные с ним обязательства: при покупке автомобиля возникает обязанность платить транспортный налог, с приобретением имущества необходимо оплачивать имущественный налог, если домашнее хозяйство и семья являются одним и тем же субъектом, при расторжении брака и наличии детей могут появиться алиментные обязательства, а нередко и определение порядка проживания ребенка. Обязательства, возникающие у домашних хозяйств, могут различаться в зависимости от условий их существования, желания и потребностей: 1. Налоговые обязательства (НДФЛ, налог на имущество физического лица, транспортный налог, земельный налог и т. п.). 2. Договорные обязательства (оплата коммунальных услуг, Интернета, телефонной связи, электроэнергии, обучение по основным и дополнительным образовательным программам детей и самого домохозяина, алименты и т. д.). 3. Обязательства, связанные с сохранением здоровья домохозяйства (оплата дополнительной медицинской страховки, страхование жизни домохозяина и членов домашнего хозяйства, страхование имущества домашнего хозяйства и т. п.). 4. Кредитные обязательства домашнего хозяйства с различными кредитными организациями. 5. Обязательства по оплате штрафов за административные правонарушения. Одним из основных элементов финансовой структуры домашнего хозяйства является его бюджет, который имеет доходную и расходную части. В зависимости от конкретной структуры доходной и расходной частей домашнего хозяйства в нем могут возникать профицит, равенство и дефицит. Расходы бюджета состоят из одной части □ потребления или из двух - потребление и накопление. Если в расходы включают только потребление, все, что свыше, - профицит или накопления, которые выделяются в отдельный инвестиционный бюджет. Если дефицит, то нередко появляется неуплата обязательств, которая может повлечь определенные штрафные санкции и принуждение к исполнению обязательств [2. С. 192]. Одним из органов принуждения домашнего хозяйства к исполнению своих обязательств является Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП). Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Основными задачами ФССП России являются [4]: - обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; - организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; - исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов; - управление территориальными органами ФССП России. ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Федеральный закон «О судебных приставах») и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц [5]. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать указанному выше Федеральному закону. Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. Исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов). Федеральная служба судебных приставов создает и ведет в электронном виде банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных: 1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; 2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ; 3) дата возбуждения исполнительного производства; 4) номер исполнительного производства; 5) наименование должника (для граждан -фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций -наименование и юридический адрес); 6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети Интернет, и данных о взыскателе; 6.1) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу; 7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство; 8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения). Сведения о взыскании территориальными органами ФССП денежных средств в бюджетную систему РФ представлены в таблице. Анализируя таблицу и рис. 1, можно сделать вывод о том, что на протяжении всего анализируемого периода происходил значительный рост исполнительных производств. В результате работы ФССП и ее территориальных органов в бюджетную систему РФ в 2012 г. поступило 106 134 млн руб., а в 2014 г. - уже 132 835 млн руб. 43 Сведения о взыскании территориальными органами ФССП России денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации [6] Наименование показателя 2012 г. Госпошлина Штрафы по приговорам судов Иные взыскания в пользу бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Кол-во, тыс. шт Сумма, млн руб. Кол-во, тыс. шт. Сумма, млн руб. Кол-во, тыс. шт. Сумма, млн руб. 1 2 3 4 5 6 7 Общее количество исполнительных производств, находившихся на исполнении в отчетном периоде 4 967 26 977,3 164,8 8 020,7 6 961782 212 054,1 В том числе остаток не оконченных исполнительных производств на начало отчетного периода 1 905,2 21 939 89,7 2 279,5 2 609 738 78 260,1 Отменено постановлений о возбуждении исполнительных производств 19 38,6 1,2 19,7 34 601 1 519,2 Всего окончено и прекращено исполнительных производств в отчетном периоде 3 304,8 5 223,6 61,5 1 756,1 3 785 700 99 154,3 из них фактически исполнено 2 463,3 1 713,3 47,3 877,5 2 103 939 26 949,2 Остаток исполнительных производств на конец отчетного периода 1 643,2 21 595,1 102,1 6 018,2 3 141481 105 449,5 Продолжение таблицы 1 2013 г. 2 3 4 5 6 7 Общее количество исполнительных производств, находившихся на исполнении в отчетном периоде 4 906,6 26 160,2 186,7 11 446,5 7 385,0 269 478,9 В том числе остаток не оконченных исполнительных производств на начало отчетного периода 1 683,8 21 603 102,4 5 900,1 3 155,7 105 469,3 Отменено постановлений о возбуждении исполнительных производств 65,6 89,7 2,7 196,8 70,1 1 335,5 Всего окончено и прекращено исполнительных производств в отчетном периоде 3 128,3 3 750,2 72,4 1 825,8 3 742,2 105 745,7 из них фактически исполнено 2 330,4 1 949,8 57,7 1 102,3 1 841,1 28 009,5 Остаток исполнительных производств на конец отчетного периода 1 712,7 22 219,5 111,6 9 136,9 3 572,7 157 084,6 Окончание таблицы 1 2014 г. 2 3 4 5 6 7 Общее количество исполнительных производств, находившихся на исполнении в отчетном периоде 4 966,6 9 694 195,4 18 073,3 7 231, 9 357 940,9 В том числе остаток не оконченных исполнительных производств на начало отчетного периода 3 250,4 5 155,4 78,9 9 026,3 3 667,5 182 962,0 Отменено постановлений о возбуждении исполнительных производств 40,1 274,0 2,2 206,8 49,5 1 908,5 Всего окончено и прекращено исполнительных производств в отчетном периоде 3 604,2 4 056 88,2 3 739,2 3 912,4 125 039,8 из них фактически исполнено 2 488,9 2 266,6 66,3 1 761,8 1 510,4 33 464,6 Остаток исполнительных производств на конец отчетного периода 1 322,3 5 283,5 104,9 13 535, 9 3 270,1 223 628 Рис. 1. Взыскания территориальными органами ФССП денежных средств в бюджетную систему РФ, млн руб. [6] Однако очень сложно судить, за счет какого звена финансовой системы были получены данные денежные средства. В статистической отчетности ФССП нет разделения взысканий денежных средств на хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства. В исполнительном производстве подробно отмечаются все действия принудительного характера, которые производятся судебным приставом. Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права, на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № З06-ФЗ); 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества (п. 10 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 441-ФЗ); 10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (п. 10.1 введен Федеральным законом от 06.12.2011 № 410-ФЗ); 10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества (п. 10.2 введен Федеральным законом от 28.12.2013 № 441-ФЗ); 45 11) иные действия, предусмотренные Федеральным законом или исполнительным документом. Согласно ст. 69 ФЗ-118 «Об исполнительном производстве» [5] взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Исходя из вышесказанного, самыми распространенными мерами принудительного исполнения обязательств домашними хозяйствами является использование средств, находящихся на счетах у сотовых операторов, так как в законе «Об исполнительном производстве» указана возможность обращения взыскания на имущество должника, которое находится у третьих лиц. Средства, которые должник помещает на счетах сотовых операторов, - это обычные средства, обычные деньги или имущественное право в зависимости от формы договора, который заключается с должником и мобильным оператором, и конечно, судебные приставы работают с тем статусом имущества должника, который определен какими-то конкретными денежными суммами, будь то счет в банке или те счета, которые как раз связаны с мобильными операторами. ФССП России полагает, опять-таки в зависимости от формы договора, что предмет взыскания - это либо деньги, которые принадлежат должнику и находятся на счетах мобильных операторов, и здесь одна форма взыскания, либо это имущественное право, требования соответствующих услуг, оказание услуг на мобильную связь. И здесь уже следует говорить о несколько иной форме взыскания. В данном случае арест и изъятие могут происходить только в том случае, когда средства принадлежат должнику и размещены на счетах мобильных операторов. То щены на счетах мобильных операторов. То же самое происходит и с изъятием денежных средств, находящихся на банковских счетах. Проблема реального исполнения судебных решений возникла не сегодня, но она остается, к сожалению, нерешенной и актуальной и в настоящее время. Радикальные преобразования последних лет в экономической и социальной сферах обусловили расширение судебной компетенции, привели к значительному увеличению количества гражданских дел и дел, связанных со спорами экономического характера (реализацией имущественных прав физических и юридических лиц, рассмотрением требований кредиторов, признанием банкротами предприятий и физических лиц и многое другое). Создание эффективного механизма исполнения судебных решений требует все более тесного взаимодействия ФССП с органами внутренних дел, налоговыми и таможенными органами в частности, а также на уровне обмена информацией, учетными базами данных.

Ключевые слова

домашние хозяйства, расходы домашних хозяйств, обязательства домашних хозяйств, Федеральная служба судебных приставов, households, household expenditures, household obligations, the Federal Bailiffs Service

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шипунова Вера ВасильевнаСибирский филиал Международного института экономики и правакандидат экономических наук, заведующая кафедрой финансов и бухгалтерского учетаshipunovav@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Земцов А.А., Осипова Т.Ю. Финансовое планирование в домохозяйствах: учеб. пособие. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2014. 200 с.
Земцов А. А. Домохозяйство: Основания. Финансы. Кансалтинг. Томск: Издательский Дом Томского государственного ун-та, 2015. 352 с.
Земцов А.А., Осипова Т.Ю. Финансовая система домашнего хозяйства: методологический аспект // Финансы и кредит. 2013. № 6 (534). С. 2-9
Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов - http://fssprus.ru
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об исполнительном производстве», изменения и дополнения от 29.06.2015 № 210-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
Статистика ФССП - http://fssprus.ru/statistics
Никиташина Н.А. Сравнительный анализ методов привлечения должника Федеральной службой судебных приставов на региональном уровне // Вестник науки и образования. 2015. № 4(6) С. 177-180.
Пика А.В. Метод управления стратегией взыскания просроченной задолженности в коммерческом банке // Сибирская финансовая школа. 2012. № 1(90). С. 110-113.
Пика А. В. Метод управления стратегией просроченной задолженности // Финансы и кредит. 2012. № 24 (504). С. 5559.
Смирнов Е.Р. О службе судебных приставов в России // Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. Сер.: Право. 2000. № 1. С. 85-89.
 Принуждение к исполнению обязательств домашних хозяйств федеральной службой судебных приставов | ПУФ. 2015. № 4(20).

Принуждение к исполнению обязательств домашних хозяйств федеральной службой судебных приставов | ПУФ. 2015. № 4(20).