Налоговый мониторинг в России: современный этап реализации | ПУФ. 2016. № 2(22). DOI: 10.17223/22229388/22/2

Налоговый мониторинг в России: современный этап реализации

Рассмотрен механизм реализации новой формы налогового контроля - налогового мониторинга. Приведены его возможные преимущества и недостатки для государства и налогоплательщиков, рассмотрен зарубежный опыт применения. В завершение представлены предложения по усовершенствованию механизма осуществления налогового мониторинга в Российской Федерации.

The tax monitoring in Russia: present realization stage.pdf Основной целью налоговой политики на современном этапе является «создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе» [1]. Достичь этой цели правительство планирует в том числе и путем совершенствования налогового администрирования и налогового контроля. Так, Федеральным законом №Э48-Ф3 от 4 ноября 2014 г. была принята новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг. Налоговый мониторинг - форма налогового контроля, осуществляемая в добровольном порядке в соответствии с регламентом информационного взаимодействия налогоплательщика и налоговой инспекции по представлению информации или доступа к информационным системам организации. Налоговый мониторинг подразумевает отслеживание налоговым органом в режиме реального времени проводимых налогоплательщиками-организациями финансово-хозяйственных операций с точки зрения правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Целью введения института налогового мониторинга, исходя из дорожной карты «совершенствование налогового администрирования» [2], является повышение прозрачности применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, су-щественное улучшение восприятия инвесторами делового климата. Такая организация финансовых взаимосвязей государства и налогоплательщиков предполагает повышение заин-тересованности последних в соблюдении налогового законодательства и защищенности от излишних обреме-нений и издержек, связанных с налоговым контролем. ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 2(22) 2016 Чтобы претендовать на прохождение процедуры налогового мониторинга в РФ, финансовая деятельность компаний должна соответствовать обязательным условиям: предприниматель сможет подать соответствующее заявление в налоговые органы не позднее 1 июля текущего года, если за последний календарный год уплатил налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций и налог на добычу полезных ископаемых на общую сумму не менее 300 млн руб. При этом общий объем полученных доходов и совокупная стоимость активов компании должны (йшишный HEp®BEHS8i3 щррдаде(ш{3] налогового мониторинга в России стартовал в 2012 г. В проекте приняли участие пять крупнейших налогоплательщиков страны - компании АО «Мобильные ТелеСистемы», АО «Русгидро», АО «Северсталь», АО «ИНТЕР РАО ЕЭС», компания «Ernst & Young». По истечению пробного периода налогоплательщики оставили положительные отзывы о новом опыте осуществления налогового контроля. Как считают компании-участники пробного проекта, главное преимущество налогового мониторинга - предварительное урегулирование споров, а также возможность избежать рисков с нелегальными схемами, которые впоследствии негативно бы отразились на репутации компании и повлекли бы за собой правонарушения, финансовые потери в виде штрафов. За время действия «пилота» его участники получили разъяснения по 50 запросам, удалось урегулировать некоторые налоговые споры, дошедшие до судов. По информации ФНС, число налоговых споров у части компаний сократилось в разы. Например, мировым соглашением окончился суд ФНС и «Интер РАО» на общую сумму 37,1 млн руб. [4] Таким образом, институт налогового мониторинга был введен на законодательном уровне. Главным преимуществом для организаций стало то, что благодаря участию в налоговом мониторинге они избегают возможности подвергнуться камеральным и выездным налоговым проверкам. Модель налогового мониторинга устра-няет саму процедуру проверки и спор по ее результатам -длительной административной и судебной тяжбы. Все спорные ситуации решаются в процессе [5]. Однако обстоятельства, при которых проверки должны быть осуществлены, несмотря на согласие компаний на проведение налогового мониторинга, все же существуют и регламентируются ст. 88 и 89 НК РФ. Положительным моментом является и возможность планировать деятельность компании в тесной координации с налоговыми органами. В случае возможности рисков или сомнений в правомерности операций компания имеет право запросить мотивированное мнение налоговых инспекторов по интересующему вопросу. В последующем компания может действовать в соответствии с позицией налогового органа либо предоставить свое аргументированное мнение и в дальнейшем согласовать его с налоговиками. Компания не обязана будет уплачивать штрафы и пени, если действовала исходя из позиции налоговых органов. Несомненным преимуществом является увеличение привлекательности для инвесторов вследствие повышения прозрачности процессов финансово-хозяйственной деятельности на предприятии и снижению административной нагрузки. А это, в свою очередь, может привести к улучшению инвестиционного климата в России. Считается, что горизонтальный мониторинг более действенный, чем вертикальный: он уменьшит административную и исполнительную нагрузку, а также повысит личную ответственность и сознание значения соблюдения закона. По данным Федеральной налоговой службы, в 2016 г. налоговому мониторингу подвернутся такие российский организации, как ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «Интер РАО ЕЭС», ООО «Эйч-эс-би-си Банк» и ООО «Юнилевер Русь», которые самостоятельно выбрали для себя данную форму налогового контроля, подав в налоговые органы соответствующие заявления до 1 июля 2015 г. Таким образом, претендовать на налоговый мониторинг могут только крупные налогоплательщики. В целом введение горизонтального налогового мониторинга требует существенных изменений в организации работы налоговых органов. Во-первых, перед налоговыми органами встает проблема поиска узконаправленных специалистов или переквалификации других работников налоговой службы, что займет значительное количество времени. Во-вторых, это проблема огромного массива данных отчетности, который будет затруднителен к анализу и проверке со стороны налоговых органов. Система хранения данных должна отвечать требованиям легкодоступное™ и безопасности одновременно. При обработке и контроле налоговых данных налоговые органы используют программное обеспечение, которое на сегодняшний день не позволяет выявить фактическое несовпадение данных в отчетных документах. [6. С. 34]. Необходимость перехода на электронный документооборот была обозначена на заседании Торгово-промышленной палаты РФ в отношении всех мероприятий по администрированию, так как это позволяет экономить человеческие ресурсы, минимизировать ошибки ввода, а также существенно ускорять работу налоговых инспекторов [7. С. 1]. Система предоставления отчетности и обмена информацией должна действовать по аналогии с порядком организации таковой по НДС. К недостаткам на начальном этапе можно причислить и вопрос о необходимости раскрытия всей информации налогоплательщика налоговым органам, что порождает вопрос о границах налоговой тайны. Если в период работы налогового инспектора в налоговых органах утечка информации строго отслеживается, то после его ухода с работы вопрос о соблюдении налоговой тайны остается открытым [8. С. 5]. Необходимо отметить, что налоговый мониторинг - это не новый метод, созданный законодателями Российской Федерации, а успешно функционирующий во многих зарубежных странах вид налогового контроля. Впервые налоговый мониторинг был осуществлен в 2005 г. в Нидер-ландах.[9. С. 27]. Целью введения института налогового контроля было усиление налогового контроля над крупными корпорациями. Сотрудничество компаний и налоговых органов осуществлялось посредством соглашений. Соглашения охватывали все виды налогов и устанавливали обязательство субъекта налогообложения сообщать в налоговые органы обо всех операциях, содержащих возможные налоговые риски, давать собственную оценку юридическим последствиям сделки. В качестве преимущества налоговые органы предоставляли свое мотивированное мнение по финансовым операциям компании, тем самым уменьшая вероятность непредвиденных рисков и возникновения судебных разбирательств. Позитивному опыту последовали и многие другие страны, в настоящее время их более двух десятков. В Белоруссии институт налогового мониторинга был создан с целью контроля над компаниями, занижающими налоговую базу для целей налогообложения. Налоговые органы проверяли достоверность налоговой отчетности, предоставляемой компаниями, и случае занижения налоговой базы, предлагалось предоставить исправленную декларацию в отведенные сроки, и в этом случае правонарушения не наступает. Во Франции институт предварительного контроля работает несколько по-другому: любое юридическое и физическое лицо имеет право обратиться в налоговый орган за пояснениями по любой планируемой сделке. Принятое решение налогового органа является обязательным для исполнения налогоплательщиком, а если ответ не был получен в назначенные сроки, налогоплательщик действует самостоятельно, при этом любое его действие считается правомерным для налоговых органов [10. С. 68 ]. В Великобритании существует порядок, в соответствии с которым главные должностные лица по налоговым вопросам и бухгалтеры компаний обязаны направлять в налоговую и таможенную службу при каких-либо организационных изменениях новые схемы ведения бизнеса [11. С. 42]. 13 В Казахстане особенностью организации налогового мониторинга является то, что процедуре подвергаются триста крупнейших налогоплательщиков, которые отбираются в соответствии с данными об их совокупном годовом доходе. Документация отчетности, предоставляемая налогоплательщиками ежеквартально в электронном виде, содержит: бухгалтерский баланс, отчет о движении приобретенных и произведенных товаров (работ, услуг), отчет об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, себестоимость продукции, книга по-купок товаров (работ, услуг), книга реализации товаров (работ, услуг) [12. С. 36]. НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ Несмотря на технические отличия подходов налоговых органов в различных юрисдикциях, их сущность сводится к одному: налогоплательщик и налоговый орган взаимодействуют постоянно, в оперативном режиме и согласуют подходы к налогообложению хозяйственных операций без вынесения полномасштабного налогового спора в суд. Введение института налогового мониторинга в Российской Федерации на данном этапе имеет экспериментальный характер и применяется только в отношении крупнейших налогоплательщиков, однако в будущем возможность применения налогового контроля целесообразно было бы распространить и на субъекты среднего бизнеса. Малый бизнес, вероятнее всего, не примет такую инициативу, так как имеет дело с упрощенной формой налоговой отчетности. Зарубежный опыт показывает, что средний бизнес активно сотрудничает с налоговыми органами в вопросах обмена информацией о планируемых финансовых операциях и предоставления финансовой отчетности. Для внедрения такого механизма в РФ необходимо: 1) снизить требования, установленные законодательством для предоставления возможности компаниям с меньшим общим объемом полученных доходов и совокупной стоимостью активов, суммой уплаченных налогов обращаться к процедуре налогового мониторинга; 2) информировать о преимуществах новой формы налогового контроля, возможности получения консультации о порядке проведения налогового мониторинга, пояснений по регламенту проведения процедуры; 3) расширить число налоговых инспекторов, в чью компетенцию входит проведение налогового мониторинга; 4) совершенствовать систему получения и обработки данных: сделать ее по принципу онлайн, обеспечить возможность хранения большого объема данных, создать возможность автоматического сопоставления данных отчетности. Сближение механизмов налогового контроля в России и в развитых странах мира можно определить как положительную тенденцию. Поскольку институт налогового мониторинга широко распространён за рубежом, механизмы действия близки, а система пользуется популярностью у компаний, нашей стране можно рассчитывать на участие иностранных фирм, что, как было сказано ранее, улучшает инвестиционный климат, способствует увеличению поступлений в бюджет.

Ключевые слова

налоговый контроль, налоговое администрирование, налоговый мониторинг, налоговая политика, tax control, tax administration, tax monitoring, tax policy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гринкевич Лариса СергеевнаТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и налогообложения
Герб Анна АлександровнаТомский государственный университетмагистрант 1-го курса кафедры мировой экономики и налогообложенияgerb_anna@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Проект Минфина России «Об Основных направлениях налоговой политики на период 2016 и плановый период 2017, 2018» от 2 июня 2015 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система. - 25.02.2016.
Дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система. -23.03.2016.
Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции от 10.10.2015 г.) (принят Государственной Думой 16 июля 1998 года) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система. -17.03.2016.
Данные сайта Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn77/ news/archive/4218398. -11.03.2016
Кириллов Дмитрий. Кому и зачем нужен налоговый мониторинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/01/26/komu-i-zachem-nuzhen-nalogovyj-monitoring. - 20.01.2016.
Васильева М.В., Надточий Е.В. Зарубежный опыт организации сотрудничества налогоплательщиков и налоговых органов в сфере налогового контроля // Финансы и кредит. 2010. № 4 (388). С. 31-36.
Нуралиее Б.Г. Дорожная карта по налоговому администрированию: подводим итоги // Материалы пресс-конференция на тему «Упрощение налогового администрирования: план действий» от 22.11.2013.
Саркисян Э.П., Сидельников А.Р. Новая форма налогового контроля: особенности и перспективы развития // Международный студенческий вестник. 2015. № 1. С. 6.
Ильин А.Ю., Моисеенко М.А. Расширение области применения норм Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления налогового мониторинга - как формы налогового контроля // Финансовое право. 2016. № 2. С. 26-34.
Максимовских Д.В. Перспективы совершенствования налогового контроля в Российской Федерации: сближение механизмов налогового контроля в России и за рубежом // Академический вестник. 2015. № 2(32). С. 5770.
Линоеицкий Ю.А. Практика налогового контроля в зарубежных странах // Налоги и налогообложение. 2009. № 11. С. 40-44.
Мониторинг как новая форма налогового кон -троля: обзорная информация // Вестник Приднестровского республиканского банка. 2014. № 3. С. 32-39.
 Налоговый мониторинг в России: современный этап реализации | ПУФ. 2016. № 2(22). DOI: 10.17223/22229388/22/2

Налоговый мониторинг в России: современный этап реализации | ПУФ. 2016. № 2(22). DOI: 10.17223/22229388/22/2