Создание и функционирование особых экономических зон в развивающихся странах | ПУФ. 2016. № 3(23). DOI: 10.17223/22229388/23/8

Создание и функционирование особых экономических зон в развивающихся странах

Рассмотрены свободные экономические зоны и особенности их функционирования на основе опыта развивающихся стран, таких как КНР, Турция и Бразилия. В качестве вывода были сформулированы основные условия, необходимые для создания эффективной свободной экономической зоны.

Creation and functioning of special economic zones in developing countries.pdf В экономической литературе постоянно идут споры о целесообразности перераспределения финансово-организационных полномочий с передачей части финансирования с государственного на частный уровень. Одним из механизмов формирования таких структур является создание особых экономических зон (ОЭЗ). В Российской Федерации действует в настоящий момент порядка тридцати ОЭЗ, десять из них - зоны промышленно-производственного типа. Следует отметить, что в свое время Россия начала активную разработку новых моделей создания и управления особых экономических зон. Данные модели в том числе подразумевали применение принципов государственно-частного партнерства, или ГЧП. В качестве основного направления можно выделить привлечение частных инвесторов к строительству инфраструктуры ОЭЗ, что должно способствовать ограничению участия государства. К таким моделям относят: создание ОЭЗ без использования средств федерального бюджета (например, ОЭЗ промыш-ленно-производственного типа «Ступино Квадрат»), осуществление передачи управления особой экономической зоной на региональный уровень, привлечение негосударственных компаний в качестве операторов ОЭЗ, привлечение негосударственных инвестиций на строительство части объектов инфраструктуры ОЭЗ. О необходимости отхода от жесткого государственного участия в создании ОЭЗ свидетельствует и опыт развитых зарубежных стран, в соответствии с которым самостоятельное экономическое развитие особых зон на основе принципов и законов рыночной экономики при минимальном вмешательстве государ- ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 3(23) 2016 ства - наиболее эффективный способ функционирования данных территорий. Особенно интересен в этой части опыт Китая. В апреле 1979 г. Дэн Сяопином была предложена идея создания экспортных зон, которые в 1980 г. по указу ЦК КПК и Госсовета КНР были переименованы в «специальные экономические зоны». Согласно национальному законодательству КНР, под СЭЗ понимается определенная территория, наделенная особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей [1]. Создание СЭЗ в первые годы после введения политики реформ и открытости активно способствовало развитию рыночной экономики и расширению сети внешних экономических контактов посредством стимулирования издания новых законов и правил. Особенность специальных экономических зон заключается в том, что они ориентированы на внешний рынок и предлагают своим резидентам определенные налоговые и таможенные льготы, смягченный режим регламентации предпринимательской деятельности, а также упрощенные процедуры по регистрации ипр. В данный момент в КНР создано семь СЭЗ, к которым относятся: СЭЗ Шэньчжэнь, СЭЗ Хоргос, СЭЗ Шаньтоу, СЭЗ Хай-нань, СЭЗ Чжухай, СЭЗ Сямэнь и СЭЗ Кашгар [2]. Основные льготы, предоставляемые предприятиям-резидентам СЭЗ: • применение ставки налога на прибыль в размере 25 %, наличие «льготных каникул» на 5 лет с полным либо частичным освобождением от уплаты вышеуказанного налога, что подразумевает отсутствие необходимости его уплаты в первые 2 года и уплату половины от действующей ставки в оставшиеся 3 года. Льготная ставка налога на прибыль до 2008 г. составляла 15 %, в то время как ставка на предприятиях, располагающихся вне СЭЗ, достигала 33 % . • Отсутствие НДС и таможенных платежей в случаях импорта оборудования и материалов, которые ввозятся иностранными резидентами в счет своей доли в предприятии. Однако стоит принять во внимание, что резиденты, чьим видом деятельности являются торговля, ремонт или переработка, участие в импортно-экспортных операциях, обязаны уплачивать НДС в размере 17 % (как и на всей территории КНР). • Резиденты специальных экономических зон могут приобретать недвижимость в собственность, тогда налог на недвижимость для них составит 1,2 % от ее стоимости, либо в случае заключения договора аренды 12 % от стоимости аренды. • Экспортно-ориентированные предприятия могут пользоваться неналоговыми льготами, которые могут выражаться в полном либо частичном освобождении от платежей за аренду помещений, воду, электричество и др. 49 ■ • При реализации продукции на китайском рынке резиденты СЭЗ, в том числе предприятия с иностранным капиталом, могут осуществлять свою деятельность через государственных посредников либо самостоятельно. СЭЗ также должны учитывать рекомендации местных ведомств, занимающихся контролем цен, при устанавливании собственных цен на продукцию (они должны соответствовать ценам на аналогичные товары прочих предприятий КНР) [3]. Каждая СЭЗ специализируется в определенных сферах деятельности [4]: • СЭЗ Шаньтоу - нефтехимия, портовая инфраструктура, производство одежды, обуви и электроники. • СЭЗ Шэньчжэнь - высокие технологии, электроника, финансы, машиностроение, ядерная энергетика. • СЭЗ Чжухай - тяжелая промышленность, электроника, портовое и дорожное строительство. • СЭЗ Сямэнь - текстильная промышленность, пищевая и химическая промышленность, электроника. • СЭЗ Хайнань - финансовый сектор, электроника и пищевая промышленность. • СЭЗ Кашгар - импорт энергетических ресурсов и редких полезных ископаемых, водных ресурсов, сельскохозяйственных продуктов, инвестирование в легкой промышленности. • СЭЗ Хоргос - текстильная промышленность, пищевая промышленность, продукты химической промышленности, готовые металлические изделия, машины и оборудование. В Мексике ОЭЗ ППТ получили название макиладорас, которые законодательно определены как промышленные предприятия, занятые производством товаров и услуг на экспорт на базе поступивших в режиме временного импорта зарубежных материалов [5]. Льготы для предприятий-макиладорас включают следующие преимущества: • нулевая ставка НДС на приобретаемую предприятиями продукцию; • возвращение уплаченного НДС с купленных компаниями услуг в случае экспорта; • распространение таможенных льгот на определенные виды товаров при импорте на условиях временного ввоза (в Мексике этот режим получил название Programa para la Importacion Temporal у Exportacion - PITEX), к данным видам товара относятся: 1. Сырье, части, компоненты и узлы для производства продукции на экспорт. 2. Смазочные материалы и топливо, которые используются в процессе производства. 3. Используемые для транспортировки товаров на экспорт контейнеры и упаковочные материалы. Баландина А.С., БанноваК.А., Брайченко А.А. 4. Используемые в процессе производства модели, инструменты, оборудование и машины. 5. Используемые в процессе производства компьютеры, средства связи, оборудование для исследовательских целей, средства контроля за качеством продукции, за состоянием экологии и средства предотвращения загрязнения окружающей среды, прочие средства. Импортные пошлины должны быть восстановлены в том случае, если продукция будет реализована не на внешнем, а на внутреннем рынке [6]. К наиболее развитым и успешным отраслям производства в рамках компаний-макиладорас можно отнести не только электронику и автоматизацию, но и полупроводники, производство узлов и деталей для сборки автомобилей и автосборку, производство офисного оборудования, мебельную продукцию, производство медицинского оборудования и техники, текстильной продукции, пластмасс [7]. В Турции вопросы создания и деятельности СЭЗ регулируется Законом «О свободных зонах» № 3218 от 06.06.1985 г., в котором установлено, что под ОЭЗ ППТ понимается определенная территория (или зона), направлениями деятельности которой являются: привлечение иностранных инвестиций, новых технологий, развитие производств, ориентированных на экспорт, направление вложений каптала, развитие мировой торговли и стимулирование предприятий к производству товаров на экспорт [8]. Турецкие СЭЗ предлагают резидентам следующие льготы: • возможность хранения продукции на территории СЭЗ неограниченное количество времени; • отсутствие ограничений на перевод полученной в СЭЗ прибыли за рубеж либо в пределах Турции; • наличие полного освобождения от уплаты НДС, корпоративного налога для промышленных компаний, специального налога на потребление, налога на заработную плату, а также таможенных и иных сопутствующих пошлин для компаний, производящих товар в СЭЗ, доля экспорта которых составляет не менее 85 % стоимости товара на условиях FOB; • расчеты, относящиеся к деятельности СЗ, могут производиться как в турецких лирах, так и в иностранной валюте, которой признаются любые конвертируемые Центральным банком Республики Турция валюты и чеки; • осуществление в режиме внешней торговли любых сделок между СЭЗ и другими регионами Турции. Если продажа осуществляется на внутреннем рынке, она облагается сбором в размере 0,5 % от цены сделки; • отсутствие ограничений на инвестирование в СЭЗ иностранного капитала; • физические и юридические лица, являющиеся пользователями СЭЗ (т.е. имеющие лицензию на осуществление какого-либо вида деятельности и имеющие для этого определенное место), имеют право на приобретение и потребление без уплаты НДС услуг из Республики Турции. Специализация СЭЗ Турции - переработка сельскохозяйственной продукции, производство электроники и телекоммуникационного оборудования, торговля одеждой, а также высокотехнологичной электронной продукцией. Одной из первой стран в Латинской Америке, которая обратилась к созданию и использованию СЭЗ, была Бразилия. Свободная экономическая зона «Манаус» является крупнейшей СЭЗ в стране. Свободная экономическая зона «Манаус» - это учрежденная с целью создания промышленного, сельскохозяйственного и торгового центров зона свободной торговли, обеспечивающая необходимые для развития экономические условия, учитывающая местные факторы и большое расстояние от центров потребления продукции и предоставляющая специальные налоговые льготы на срок до 30 лет. В свободной экономической зоне «Манаус» выпускается 55 % от общей стоимости промышленной продукции. Большая ее часть производится на промышленных предприятиях, специализирующихся на электронной продукции. К основным товарам, производимым на территории данной СЭЗ, можно отнести периферийные устройства, микроволновые печи, видеоаппаратуру, аудиоаппаратуру, компьютерные устройства, фотокопировальные машины и др. Помимо этого, осуществляется производство часов, велосипедов, мотоциклов, очков и других товаров. Предприятиям-резидентам данной экономической зоны предоставляется ряд льгот, способствующих выполнению поставленных перед ней задач. К ним относятся следующие налоговые и финансовые льготы [9]: • импортные товары, предназначенные для употребления внутри СЭЗ, освобождаются от уплаты налога на импорт; • освобождение предприятий от уплаты налога на экспорт; • товары, предназначенные для производства и потребления в СЭЗ и произведенные на территории других бразильских штатов, освобождаются от налога на оборот товаров и услуг; • импортные товары, которые используются в зоне для производства других товаров, предназначенных для продажи в других районах страны, облагаются налогом на импорт по сниженной ставке; • потребительские и промышленные товары, произведенные на территории СЭЗ, освобождаются от налога на промышленную продукцию; • предприятия на 10 лет освобождаются от уплаты подоходного налога; • для реализации особо важных проектов предприятия получают финансовые ресурсы из инвестиционного фонда для Амазонии. Анализируя опыт развивающихся стран в части создания и развития особых экономических зон, можно выявить общие необходимые условия для создания эффективных ОЭЗ: - наличие исторически сложившихся видов деятельности; - удачное географическое расположение; - достаточно развитая инфраструктура; - наличие свободных площадей для создания ОЭЗ и возможности по её развитию; - потенциал развития международных и межрегиональных связей; - возможность привлечения профессиональных и квалифицированных кадров. Этот опыт полезен к изучению и анализу, реформируя и развивая российские экономические зоны.

Ключевые слова

особые экономические зоны, ОЭЗ в развивающихся странах, таможенные преференции, налоговые льготы, special economic zones, SEZ in developing countries, customs preferences, tax exemptions

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Баландина Анна Сергеевна Томский государственный университет кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учетаanbalandina@mail.ru
Баннова Кристина Алексеевна Томский политехнический университет кандидат экономических наук, ассистент кафедры менеджментаbannovaka@yandex.ru
Брайченко Анастасия Александровна Томский политехнический университет студентка Института социально-гуманитарных технологий, кафедры менеджментаAABraychenko@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Этот день в истории [Электронный ресурс]. Международное радио Китая, 2016 г. URL: http://russian.cri.cn/3060/2016/08/26/1s588535.htm
Специальные экономические зоны Китая [Электронный ресурс]: ChinaLogist, 2014 г. URL: http://chinalogist.ru/book/ articles/obzory/specialnye-ekonomicheskie-zony-kitaya
Бердникова Д.А. Опыт Китая в формировании СЭЗ // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 2.
Обзор основных экономических зон Китая [Электронный ресурс]. HUBPROM, 2014 г. URL: http://hubprom.ru/news/2650.
Паруль Э.А. Некоторые аспекты развития СЭЗ в Бразилии и Мексике // Государственно-частное партнерство: теория, методология и практика. 2011. С. 150-155.
Mexico's first Free Trade Zone - may help Mexico [Электронный ресурс]. Penner & Associates - Mexico Law Firm and Business Consulting for Mexico. URL: http://www.mexicolaw. com/Free%20Trade%20Zone%20in%20Mexico.htm
Костюнина Г.М. Промышленно-производственные зоны в зарубежной практике (на примере Мексики) // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 9. С. 13-22.
Регулирование СЭЗ в Турции [Электронный ресурс]. Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www. ved.gov.ru/exportcountries/tr/about_tr/laws_ved_tr/special_area_tr/.
Export Processing Zones in Brazil [Электронный ресурс]. Ministry of development, industry and foreign trade - MDIC national council for the export processing zones - CZPE Executive Secretariat - SE. URL: http://investimentos.mdic.gov.br/public/arquivo/ arq1411503015.pdf
Антонов Г.Д., Иванова О.П., Антонова И.С. Подход к управлению проектами диверсификации моногорода (на примере Кузбасса) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 7. С. 15-22.
Антонова И.С. Теория диверсификации экономики моногорода // Вестник науки Сибири. 2015. № 2(17). С. 179-193.
Баннова К.А., Князева М.В. Проблемы и пути совершенствования оценки эффективности налоговых льгот // Baikal Research Journal. 2015. Т. 6, № 3. С. 5.
Иванова О.П., Антонова И.С., Антонов Г.Д. Развитие моногородов и управление инвестиционной привлекательностью. 51 М.: ИНФРА-М, 2016. 260 с.
 Создание и функционирование особых экономических зон в развивающихся странах | ПУФ. 2016. № 3(23). DOI: 10.17223/22229388/23/8

Создание и функционирование особых экономических зон в развивающихся странах | ПУФ. 2016. № 3(23). DOI: 10.17223/22229388/23/8