Концептуальные основания прожиточного миниума в РФ | ПУФ. 2016. № 4(24). DOI: 10.17223/22229388/24/6

Концептуальные основания прожиточного миниума в РФ

Анализируются нормативные и исследовательские подходы к определению ПМ, делается вывод об отсутствии привязки ПМ ктеории ФДХ.

Conceptual basis of the subsistence minimum in the Russian Federation.pdf Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни домохозяйств [1]. В России прожиточный минимум (ПМ) -это официальный минимальный стандарт уровня жизни населения. Начиная с 1992 г., когда он был введен в практику социальной защиты в качестве индикатора бедности домохозяйств, ПМ постоянно подвергался широкой критике за низкие нормы потребления, не обеспечивающие воспроизводство населения. До перехода к рынку в стране действовал минимальный потребительский бюджет (МПБ), который по своей величине был вдвое больше прожиточного минимума. Согласно методике 1992 г. величина ПМ исчислялась нормативно-статистическим методом. При определении набора продуктовой корзины решалась задача минимизации расходов на питание при заданных параметрах потребления питательных веществ, а ее стоимость рассчитывалась на основе средних цен покупок. Расходы на непродовольственные товары, услуги и обязательные платежи (для трудоспособного населения) соотносились с их долей в структуре расходов бедных семей [2. С. 42]. В 1997 г. был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» № 134-ФЗ, который определил порядок установления потребительской корзины в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Согласно этому закону минимальная потребительская корзина должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет, однако ПМ, установленный в 1992 г., просуществовал вплоть до 2000 г. [3]. В 1999 г. Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» № 201-ФЗ от 20.11.1999 г. была принята новая методика определения величины прожиточного минимума для социально-демографических групп населения. Нормативным методом устанавливалась не только продуктовая корзина, но и объемы потребления по 17 группам непродовольственных товаров и услуг. При этом качественный состав питания остался на низком уровне. Стоимостная оценка прожиточного минимума в сопоставимых ценах увеличилась в среднем по РФ на 12-25 %, а его структура стала зависеть от динамики цен на потребительском рынке. ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 4(24) 2016 Очередной пересмотр состава потребительской корзины состоялся в 2005 г. Были увеличены нормы потребления некоторых продуктов питания и несколько расширен перечень услуг, но нормы потребления непродовольственных товаров не изменились. Прожиточный минимум 2005 г. оставался стандартом очень низкого качества, не обеспечивающего удовлетворения насущных потребностей бедного населения. С 2000 г. субъекты Российской Федерации получили право на подведомственной территории самостоятельно устанавливать нормы и перечень потребительских товаров, учитываемых в ПМ, но не ниже нормативов, рекомендуемых Правительством РФ для соответствующих природно-климатических зон. В 2013 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 г. № 54 были утверждены новые Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ, в соответствии с которыми изменились нормы потребления продук-тов питания и методика оценки расходов на покупку непродовольственных товаров и оплату услуг. 29 января 2013 г. принято Постановление Правительства РФ № 56 «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации», в которых сказано, что расходы на непродовольственные товары, как и оплату услуг, определяются в размере 50 % от стоимости продуктов питания с учетом поправочных коэффициентов, отражающих соотношения индексов потребительских корзин на непродовольственные товары и услуги со стоимостью продуктов питания. В сущности эти новые методические разработки мало чем отличаются от методики 1992 г. [2. С. 46]. Итак, в рамках социальной политики параметры прожиточного минимума на одного жителя утверждаются Правительством Российской Федерации, на региональном уровне - соответствующими законами субъектов Российской Федерации, при этом происходит градация размера прожиточного минимума для трудоспособного населения, пенсионеров и детей. На сегодняшний день на практике прожиточный уровень определяется как по всему населению, так и в рамках нескольких социально-демографических групп, в зависимости от их трудоспособности, это, в частности, лица младше, старше и собственно нетрудоспособного возраста, а также для домохозяйств. Данные параметры отслеживаются как в целом по стране, так и в разрезе отдельных регионов - субъектов Российской Федерации [6]. В потребительской корзине РФ, которая будет действовать до 2018 г., продовольственные товары составляют около 50 % ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы эта цифра не превышает 20 %). Потребительская корзина в Европе - индикатор нормального уровня жизни. В странах Европы в корзину входит не только поход в театр или кино, но также мобильная связь, Интернет, расходы на покупку книг и пр. Если говорить о дифференциации населения, по которому ведется расчет прожиточного минимума, то в Германии он не такой узкий, как в России. У нас деление происходит только на 3 группы: пенсионеры, трудоспособное население, дети. В Германии, помимо этого, выделяют еще матерей-одиночек, многодетные семьи [7]. В России прожиточный минимум не включает в себя затраты на образование или здравоохранение (те же средства контрацепции есть в каждой корзине стран Европы). Например, в Германии с 2013 г. в корзину были включены такие услуги, как доставка продуктов питания на дом, стоимость детских ясель в месяц, уход и содержание за пенсионерами в доме престарелых. Таким образом, потребительская корзина Европы способствует не только функционированию человека как биологического существа, но и дает возможность развиваться духовно, приобщаться к культуре и полностью поддерживать свое физическое здоровье. В России же, наоборот, потребительская корзина является тем минимумом, который необходим человеку просто для того, чтобы прожить, обеспечивая себя минимальным пропитанием [8]. На территории России в связи с разнообразием природно-климатических и социально-экономических характеристик различных регионов формируются своеобразные условия, оказывающие непосредственное влияние на структуру потребностей населения в материальных благах и услугах. Таким образом, объективно складывается существенная территориальная дифференциация в уровне и стоимости жизни населения. Эти различия должны иметь отражение при определении норм потребления товаров и услуг, входящих в состав потребительских корзин для различных социально-демографических групп населения региона [9]. Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения разнится по зонам, сформированным в зависимости от территориальных факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания. Большая часть территории Сибирского федерального округа входит в 4-ю зону (кроме северной части: Красноярский край и северная часть Иркутской области, входящие в 1-ю зону). Химический состав и энергетическая ценность минимального набора продуктов питания для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, относящихся к 4-й зоне, - установлен в следующих размерах: для трудоспособного населения -2 532 ккал/сут; для пенсионеров - 2 010 ккал/сут; для детей - 2 036 ккал/сут (табл. 2) [10]. Таблица 1 Величина прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения по субъектам РФ в 3-м квартал 2016 г. (в среднем на душу населения, руб. в месяц) [4, 5] Субъекты РФ Все население Трудоспособное население Пенсионеры Дети Белгородская область 8 187 8 809 6 809 8 012 Республика Карелия 12 931 14 040 10 947 12 121 Красноярский край 11 080 11 747 8 642 11 529 Чеченская Республика 8 704 9 539 8 171 7 486 Нижегородская область 8 729 9 390 7 215 8 881 Курганская область 9 310 9 967 7 707 9 690 Томская область 10 859 11 443 8 670 11 204 Республика Саха 16 087 16 986 12 902 16 618 Минимальный наб< для основных социально-демографичесю Таблица 2 продуктов питания групп населения по 4-й зоне , кг в год [10] Продукт Трудоспособное население Пенсионеры Дети 1 2 3 4 Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) - всего 131,4 105,6 78,9 Овощи и бахчевые 115,2 100 112,8 Свежие фрукты 60 45 118,1 Получается, что нормы, заложенные в потребительскую корзину, в настоящее время ниже средних значений калорийности питания советского гражданина примерно на 35 %. Учитывая, что рекомендуемые нормы питания значительно выше, можно сделать вывод о том, что идет «подгонка» размера прожиточного минимума по «возможностям», а не по принципу необходимости воспроизводства или как минимум сохранения человеческого потенциала. Нельзя не отметить, что новый установленный минимальный набор продуктов питания, действующий с 2013 г., претерпел ряд позитивных изменений: значительно возрос размер минимальной нормы потребления овощей и бахчевых, фруктов, мяса, рыбопродуктов. Но, несмотря на это, принятые нормы значительно «недотягивают» до рекомендуемых норм, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 593н, и норм, разработанных Институтом питания РАМН [11]. Баластова Т.В. 1 2 3 4 Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар 23,8 21,2 21,7 Мясопродукты 58,5 54 43,8 Рыбопродукты 20 17 20,1 Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко 240,8 213,8 359,9 Яйца, шт. 210 200 201 Картофель 93 70 83 Масло растительное, маргарин и другие жиры 12,8 10 6 Прочие продукты (чай, соль, специи) 4,9 4,1 3,5 Продукт Норма Института питания РАМН Норма Министерства здравоохранения и социального развития РФ Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) - всего 117,0 95-105 Овощи и бахчевые 136,0 120-140 Свежие фрукты 80 90-100 Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар 38 24-28 Мясопродукты 78 70-75 Рыбопродукты 23,7 18-22 Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко 390,0 320-340 Яйца, шт. 260 260 Картофель 117,0 95-100 Масло растительное, маргарин и другие жиры 13 10-12 Прочие продукты (чай, соль, специи) 2,5-3,5 3,6 Кроме продовольственных товаров, в состав потребительской корзины входят непродовольст-венные товары и услуги. При определении размеров соотношения непродовольственных и продовольственных товаров со стоимостью продуктов питания учитываются природно-климатические особенности размещения субъекта. Субъекты Сибирского федерального округа расположены в зоне с холодным и резко кон -тинентальным климатом, для которого установлено следующее соотношение непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания: непродовольственные товары - 50-60 %, услуги - 50-60 % [12]. Таким образом, несмотря на вступившие в 2013 г. изменения, политика в отношении прожиточного минимума со стороны федеральных органов власти остается достаточно консервативной [1]. Размер прожиточного минимума является крайне мизерным и не позволяет в достаточной мере удовлетворить потребности поддержания и воспроизводства населения. Одной из причин этого является недостаточная концепция проработки этого понятия, что же оно представляет и к чему относится. Если считать ПМ выражением основного обмена (основной обмен - количество энергии, затрачиваемое организмом в условиях полного покоя для обеспечения минимального уровня обмена веществ и функциональной активности, необходимых для поддержания жизни), речь идет о физическом выживании человека, который кем-то должен обслуживаться, то необходимо поменять структуру показателя, привязать её к типам домохозяйства, что требует отдельного рассмотрения [13].

Ключевые слова

домохозяйство, прожиточный минимум, индикаторы, household, subsistence minimum, indicators

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Баластова Татьяна ВладимировнаТомский государственный университетстудентка 3-го курса Института экономики и менеджментаBalastoova@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Земцов А.А. Домохозяйство: Основания. Финансы. Консалтинг. Томск, 2015.
Мигранова Л.А. Прожиточный минимум 2013 - Новая методика, старые проблемы // Народонаселение. 2013. № 1.
Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 43. Ст. 4904.
Величина прожиточного минимума в целом по России и по субъектам РФ ( в среднем на душу населения, руб. в месяц) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [Офиц. сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/#
Величина прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения по субъектам РФ в 3-м квартале 2016 г. (в среднем на душу населения, руб. в месяц) [Электронный ресурс] // [Офиц. сайт]. URL: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/
Горбова А.С. Методические подходы к исследованию бедности в Российской Федерации // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 25. № 41.
Проненко Г.А., Воблая И.Н. Сравнительная характеристика потребительской корзины России и странах Европы // Концепт. 2015. Т. 13. С. 2582.
0 потребительской корзине в целом по Российской Федерации: Федеральный закон от 03.12.2012 № 227-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6950.
Основные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main rosstat/ru/statistics/ population/level/#
Кудреватых Н.В. О прожиточном минимуме в России // Перспективы инновационного развития угольных регионов России: сб. трудов IV Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2014. С. 410.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. Режим доступа http://base.consultant.ru
Постановление Правительства РФ от 29.01.2013 № 56 (ред. от 19.08.2014) «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Режим доступа http://base.consultant.ru
Словарь физиологических терминов. М., 1987.
 Концептуальные основания прожиточного миниума в РФ | ПУФ. 2016. № 4(24). DOI: 10.17223/22229388/24/6

Концептуальные основания прожиточного миниума в РФ | ПУФ. 2016. № 4(24). DOI: 10.17223/22229388/24/6