Зарубежный опыт создания особых экономических зон в развитых странах | ПУФ. 2016. № 4(24). DOI: 10.17223/22229388/24/10

Зарубежный опыт создания особых экономических зон в развитых странах

Рассматриваются понятие особых экономических зон, их виды и основные преференции для резидентов. Изучается опыт создания и функционирования особых экономических зон, а именно зон промышленно-производственного типа в развитых странах (в Великобритании, Нидерландах, Республике Корея, Японии).

Foreign experience of creation of special economic zones in developed countries.pdf С 2005 г. в Российской Федерации начался новый виток по созданию особых экономических зон, пришедший на смену неудачному опыту создания оффшорных зон. 22 июля 2005 г. был принят 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Согласно 116-ФЗ от 22.07.2005 г. на территории Российской Федерации возможно создание особых экономических зон четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреа-ционные. Основные преференции для резидентов ОЭЗ состоят в следующем: - особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, работа службы «одного окна» и т.д.); - гарантии защиты прав инвесторов (на законодательном уровне); - особый налоговый режим, включающий льготы по таким налогам, как налог на прибыль, транспортный и земельный налог, налог на имущество; - создание особого таможенного режима (отсутствие НДС и пошлины на ввозимое оборудование, возмещение НДС на ввозимое оборудование и комплектующие). Особые экономические зоны призваны решать не только локальные (региональные) задачи, но и должны занимать существенное место в национальной экономической стратегии. СЭЗ получили широкое распространение в различных странах после подписания Киотской конвенции в 1973 г., в которой свободная зона 60 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Грант № 16-36-00294 мол а «Динамический подход к оценке эффективности диверсификации экономики моногорода». описывалась как внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории. ОЭЗ созданы по всему миру с целью повышения конкурентоспособности Российской Федерации посредством использования данного механизма, следует обратить внимание на мировой опыт создания таких зон в развитых зарубежных странах. Далее изучим опыт созда-ния и функционирования особых экономических зон промышленно-производственного типа в развитых мировых странах, так как именно этот вид ОЭЗ признан (в том числе и в России) наиболее успешным. 1. Великобритания ОЭЗ ППТ в их классическом понимании полностью отсутствуют на территории Великобритании. Тем не менее к такому роду зон можно отнести зоны предпринимательства, определяемые как специально обозначенная часть территории Великобритании, на которой подразумевается, что произведенные вне стран-членов Евросоюза товары находятся вне таможенной территории ЕС. Стоит также отметить, что в зоне разрешено производить такие виды действий над товарами, находящимися в пределах ее территории, как хранение, фасовка и переработка товаров с применением технологий, а также уничтожение товаров. В случае если товары вывозятся из ОЭЗ на рынки стран Евросоюза либо используются и потребляются непосредственно в зоне, появляется необходимость уплачивать как импортные пошлины, так и НДС. В подобных зонах в Великобритании не применяются иные налоговые льготы, в том числе местные. Под зоной предпринимательства (ЗП) понимается территория, созданная правительством на 10 лет в целях стимулирования экономической деятельности, на которой в течение длительного времени был замечен значительный спад экономической активности. Основанием для создания подобных территорий являются определенные характеристики населения, к которым можно отнести высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов. Деятельность ЗП специализируется в огромном количестве отраслей: машиностроение, промышленная биотехнология, ядерная промышленность, электроэнергия, химическая промышленность, пищевая промышленность ит.д. [1]. Следует отметить, что для резидентов предпринимательских зон выделяется ряд преимуществ [2]: • заявки находящихся в ЗП фирм на некоторые таможенные услуги (такие, как освобождение от уплаты импортных пошлин с товаров, которые были ввезены из стран, не входящих в Евросоюз, с целью их дальнейшей переработки и осуществления экспорта за пределы ЕС) рассматриваются как приоритетные, поэтому их обработка происходит в первую очередь; • автоматически предоставляется и не требует специального обращения освобождение от подоходного и корпоративного налогов тех средств, которые направляются на покрытие капитальных затрат в коммерческом и промышленном строительстве (за исключением пользования водой и прочими видами услуг), а также строение таможенных складов; • промышленные и хозяйственные объекты освобождаются от налога на хозяйственную деятельность; • действует упрощенный режим планирования застройки, включающий отсутствие необходимости в индивидуальном плановом разрешении на развитие расположенных на территории ЗП площадок, ускоренный порядок осуществления контрольных мер, освобождение персонала от обязанности направлять информацию в Комитет по производственно-техническому обучению и уплачивать сбор за производственно-техническое обучение; • осуществление продажи городской собственности в частные руки, отмена определенных видов местного нормативного регулирования, что способствует стимулированию экономической деятельности; снижение требований по предоставлению статистической информации. 2. Нидерланды Одна из известных европейских стран по успешной практике СЭЗ - Нидерланды, где создано 12 экспортно-производственных зон с объемом привлеченных инвестиций в 540 млн долл. с инвестициями из Нидерландов, Великобритании, США, Японии, Тайваня, Республики Корея. Ведущие отрасли производства - производство текстильной продукции, биотехнологий, химической продукции, электронных компонентов, продовольствия и напитков, оборудования, фармацевтической продукции, точное оборудование, телекоммуникационное оборудование. В Нидерландах ОЭЗ ППТ располагаются на Антильских островах, являющихся частью Королевства Нидерланды. Данные зоны функционируют на острове, на котором сконцентрирована большая часть экономики Нидерландских Антильских островов, Кюрасао. ОЭЗ ППТ «Промышленный парк Бривенгат», экономическая зона порта Виллемстад, а также аэропортовая ОЭЗ, находящаяся рядом с международным аэропортом Кюрасао, - это три зоны, существующие в настоящее время на указанной территории. ОЭЗ ППТ согласно законодательству Нидерландов является территорией, признанной таковой; иными словами, в ее границах товары могут быть доработаны, упакованы, подвергнуты другой обработке и отправлены на хранение. Организации, осуществляющие на данной территории хозяйственную деятельность, получают следующие льготы [3]: 1. Не взимаются импортная пошлина и налог, установленный Законом о национальном налоге с оборота, если: • осуществляется вывоз из зоны нерастаможенных товаров, хранящихся на таможенном складе, в другую зону в случае соблюдения определен -ных предписаний. Товары, поставляющиеся на внутренний рынок Антильских островов в условиях отсутствия экспортных пошлин, облагаются импортными пошлинами, а также налогом на прибыль, которые действуют на территории страны и не могут превышать четверти общего объема продаж; • производится размещение в ОЭЗ товаров, которые предназначались для ОЭЗ ППТ. 2. Не взимается акциз при размещении товаров, которые предназначались для ОЭЗ ППТ, в случае должного соблюдения устанавливаемых директором Управления по налогам предписаний. 3. Не взимаются пошлины при размещении товаров, которые предназначались для ОЭЗ ППТ. Однако правовые акты, касающиеся импортных, экспортных, транзитных и акцизных платежей, действительны в ОЭЗ ППТ, если не противоречат перечисленным пунктам (1-3). 3. Республика Корея В 1970 г. в Республике Корея была создана зона Масан как экспортно-производственная зона, а в 2000 г. получила название зоны свободной торговли. Переименование связано с новым южнокорейским законом о зонах свободной торговли, в соответствии с которым зоны свободной торговли (ранее называвшиеся экспортно-производственными зонами) представляют собой специальные территории как промышленные комплексы, территории аэропортов и морских портов, дистрибьюторские комплексы или транспортные терминалы. Зоны свободной торговли в морских портах и аэропортах призваны содействовать предпринимательской деятельности в сфере международной логистики с разрешением ведения производственной деятельности. Зоны, созданные внутри или вокруг промышленных комплексов, нацелены на содействие промышленной деятельности. Таким образом, новое название зоны Масан как зоны свободной торговли сохраняет ее сущность экспортно-производственной зоны, каковой она является в течение почти 40 лет [4]. Согласно национальному законодательству национальные и зарубежные компании, ведущие деятельность в зоне, получают льготы и преимущества, а зарубежным компаниям предоставляют преференциальный режим в отношении налогообложения и лизинговых платежей. Основной пакет стимулов в рамках зоны Масан включает в себя: • Освобождение от прямого налогообложения: в течение первых трех лет компании освобождаются от уплаты налога на корпоративные доходы, налогов на поглощение, регистрацию, на собственность, на приобретение земельных участков. В последующие два года действует скидка в 59% при условии инвестировании в объеме более 10 млн долл. для зарубежных производственных компаний и в объеме более 5 млн долл. для зарубежных логистических компаний. • Освобождение от косвенного налогообложения, в том числе от уплаты таможенных пошлин на зарубежные товары, ввезенные в зону компаниями, действующими в рамках зоны. Есть освобождение от уплаты НДС на товары местного производства, ввезенные в зону компаниями, функционирующими в Масане. Предприятия-резиденты зоны не платят импортные дополнительные налоги, носящие временный характер, не платят акциз на алкогольные напитки, специальные акцизные сборы, транспортный налог, специальный налог на аграрную продукцию и рыбопродукцию, налог на образовательные услуги. • Сниженные ставки тарифов на аренду земельных участков, действует более длительный срок аренды - до 50 лет, упрощенные таможенные процедуры, предлагается более существенная административная поддержка предпринимательской деятельности. Основная сфера деятельности состоит из электронной промышленности и химической промышленности. По оценкам, влияние экспортно-производственной зоны на экономику страны ограничено, но ее функционирование содействовало формированию тесных связей между зоной и внутренней экономикой страны, создав эффект спилове-ра. По законодательству разрешено вести до 40 % производства резидентных компаний за пределами территории ЭПЗ, на что распространяются и льготы, в том числе льготное таможенное обложение. Причина роста связей между ЭПЗ и внутренней экономикой связана с абсорбированием производственных мощностей в экономике Республики Корея. 4. Япония В Японии ОЭС ППТ называются зонами свободного импорта. Согласно японскому законодательству данные зоны являются регионом, который развивается в рамках «законодательства по особым мерам, направленным на развитие импорта и привлечения инвестиций» [5]. Государственной программой развития зон свободного импорта в целях поддержки обслуживающих импортные грузы предпринимателей предусмотрены определенные льготы, к которым относятся [6-8]: • для предпринимателей, ведущих деятельность в местах складирования импортных грузов, существует система дифференцированного налогообложения доходов с недвижимости и прибыли [9]; Баландина А.С., БанноваК.А., Брайченко А.А. • для мелких и средних предпринимателей осуществляется предоставление займов под низкие проценты Японским банком развития и Фондом содействия; • для предприятий обрабатывающей промышленности, транспорта и оптовой торговли существует освобождение от налогов на землю; • средним и мелким предприятиям предоставляется льготное страхование; • для предприятий транспорта, а также оптовой и розничной торговли есть возможность льготной оплаты поставок оборудования; • Фонд формирования производственной базы предоставляет гарантии долговых обязательств предпринимателям; • бесплатное предоставление Японской ассоциацией развития внешней торговли информации и консультаций по вопросам импорта, а также проведения выставок и ярмарок. Можно сказать, что японские зоны свободного импорта являют собой сочетание импортозамещающих производственных зон и зон свободной торговли. Основные сферы деятельности: обрабатывающая промышленность, судостроение, энергетика. В данных зонах осуществляется хранение импортных товаров, производятся операции по их переработке и доработке, проводятся оптовая продажа товаров, а также выставки и ярмарки. На территориях этих зон законодательно установлен льготный режим хозяйственной и внешнеэкономической деятельности. Таким образом, исследование по созданию ОЭЗ в таких развитых странах, как Англия, Япония, Корея и Япония, показало, что в развитых странах имеются одинаковые цели и задачи. Общими целями по созданию ОЭЗ можно назвать: - укрепление конкурентоспособности региона или страны на каком-то из направлений деятельности; - дополнительное привлечение иностранных и местных инвестиций; - создание новых рабочих мест; - достижение синергетического эффекта от объединения логистических, научных, производственных и дистрибьюционных организаций в одном месте; - развитие территории, граничащей с особой экономической зоной.

Ключевые слова

особые экономические зоны, ОЭЗ в развитых странах, таможенные преференции, налоговые льготы, special economic zones, SEZ in developed countries, customs preferences, tax exemptions

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Баландина Анна СергеевнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учетаanbalandina@mail.ru
Баннова Кристина АлексеевнаТомский политехнический университеткандидат экономических наук, ассистент кафедры менеджментаbannovaka@yandex.ru
Брайченко Анастасия АлександровнаТомский политехнический университетстудентка Института социально-гуманитарных технологий, кафедры менеджментаAABraychenko@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Looking for a place to grow your business? [Электронный ресурс]: Enterprise Zones. URL: http://enterprisezones.communities. gov.uk/enterprise-zone-finder
Золотое B.A. Значение особых экономических зон в повышении конкурентоспособности и диверсификации экономики современной России / В.А. Золотов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. Т. 4, № 1. С. 113-120.
Костюнина Г.М. Свободные экономические зоны в России и мире / МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО (У) МИД России. М., 2008. С. 15-19.
Рожков Г.В. Генезис инновационной экономики в России. М.: МАКС ПРЕСС, 2009. 888 с.
Зименков Р.И. Свободные экономические зоны в Японии / Р.И. Зименков // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 4. С. 15-19.
Антонов Г.Д., Иванова О.П., Антонова И.С. Подход к управлению проектами диверсификации моногорода (на примере Кузбасса) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 7. С. 15-22.
Антонова И.С. Теория диверсификации экономики моногорода // Вестник науки Сибири. 2015. № 2 (17). С. 179-193.
Баннова К.А., Князева М.В. Проблемы и пути совершенствования оценки эффективности налоговых льгот // Baikal Research Journal. 2015. Т. 6, № 3. С. 5.
Иванова О.П., Антонова И.С., Антонов Г.Д. Развитие моногородов и управление инвестиционной привлекательностью. М.: ИНФРА-М, 2016. 260 с.
Баландина А.С. Классификация налоговых льгот по элементам налогообложения и общественной направленности // Развитие науки и образования в современном мире: сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 7 ч. М.: ООО «АР-Консалт», 2014. С. 21-22.
 Зарубежный опыт создания особых экономических зон в развитых странах | ПУФ. 2016. № 4(24). DOI: 10.17223/22229388/24/10

Зарубежный опыт создания особых экономических зон в развитых странах | ПУФ. 2016. № 4(24). DOI: 10.17223/22229388/24/10