Labor activity behind a pension threshold: the experiment is necessary.pdf Итак, для практического решения задачи мас‑сового вовлечения пенсионеров в продолжениеэффективной и продолжительной трудовой дея‑тельности необходимо проведение хотя бы ми‑нимально необходимого комплекса научных ис‑следований, из которого первоочередным являет‑ся эксперимент «Исследование возможности иэкономической целесообразности переобученияфизически здоровых специалистов с высшимобразованием и их долговременного участия вобщественном производстве».Этот эксперимент является основополагаю‑щим этапом всей совокупности необходимых ис‑следований. Только в случае его успешного про‑ведения оправданными окажутся и другие направ‑ления работы.Для проведения эксперимента необходимы,прежде всего, заинтересованное отношение госу‑дарства к решению задачи продолжения трудовойдеятельности в пенсионном возрасте, принятиеответственных политических решений, бюджет‑ное финансирование эксперимента и тщательнаяподготовка к его проведению. В частности, приподготовке к проведению эксперимента необходи‑мо учесть ряд моментов.Обучение в высшем учебном заведении явля‑ется напряженным, сложным этапом в жизни че‑ловека в любом возрасте, даже в молодости, когдастудент полон сил, энергии, желаний, уверенностив себе, интереса к новым знаниям, к карьерномуросту и т.д. Этот возраст, в отличие от пенсионно‑го, ещё не омрачён ошибками и неудачами, круше‑нием надежд и планов, материальными потерями,болезнями и другими реалиями взрослой жизни,сокращающими жизненные ресурсы человека,возможности его интеллектуального, культурного,профессионального совершенствования.Можно только предположить, что избыток сили энергии одних в определённой степени компен‑сируется жизненным опытом других (лучшей ор‑ганизацией личной работы, развитыми навыкамиобучения, умением экономно расходовать силы ит.д.). Но это предположение требует эксперимен‑тальной проверки, анализа данных, обоснованиявыводов и обобщений. В связи с этим постоянноеобследование здоровья участников эксперимента,происходящих в его ходе изменений их психофи‑зического состояния, исследование причин этихизменений, факторов, влияющих на результатив‑ность учебного и трудового процесса людей впенсионном возрасте, и т.д. - всё это должно бытьодной из важнейших составных частей данногоэксперимента.Объективная оценка результатов эксперимен‑та будет практически невозможна, если перед чле‑нами экспериментальной группы студентов (ЭГС)в процессе эксперимента в ходе получения второ‑го высшего образования будет поставлена задача- обновление знаний по прежней специальности.Результаты исследования в этом случае будут взначительной степени зависеть не только от воз‑растных факторов, определяющих возможность иэффективность учебной и трудовой деятельностиза пенсионным порогом, но и от ряда других фак‑торов, влияние которых в данном исследованиидолжно быть элиминировано.Так, например, на результаты исследования втой или иной мере могут влиять: место и времяполучения первого высшего образования, каче‑ство обучения в конкретном высшем учебном за‑ведении (как известно, оно разное в разных вузах,даже по одной и той же специальности), длитель‑ность работы по специальности, полученной ввузе, целый ряд характеристик конкретного местаработы, характер прежней деятельности (исследо‑вания, техническая работа, организация), потреб‑ности и возможности обновления профессиональ‑ных знаний в процессе трудовой деятельности доэксперимента и т.д.Необходимость изучения совокупности до‑полнительных факторов (кроме возрастных) ус‑ложняет Эксперимент, требует дополнительныхматериальных, трудовых, временных затрат. Кро‑ме того, в этом случае возникает необходимость впредварительном тестировании кандидатов в со‑став ЭГС, в оценке исходного уровня подготовки,в отборе кандидатов с равными исходными дан‑ными. А это - новые дополнительные затраты,которые тем не менее не гарантируют получениеобъективных оценок и оптимальный отбор канди‑датов.Однако перечисленные трудности исчезают,если перед участниками ЭГС ставится задача - ос-воить новую специальность, максимально уда-лённую от прежнего профессионального опытаи первого высшего образования. В этом случаефакторы, связанные с предшествующими образо‑ванием и профессиональной деятельностью, вли‑яния на результаты исследования практически неокажут.Члены ЭГС - не только студенты, но и полно‑правные участники эксперимента наравне с груп‑пой научного сопровождения (ГНС), включающейпредставителей разных научных направлений.Обе группы исследователей должны работать со‑вместно, обмениваться информацией и идеями наодном профессиональном языке. В аналогичнойситуации находятся, например, создатели и испы‑татели новой авиационной техники. И совсем не‑случайно последние - не только мастера пилоти‑рования летательных аппаратов, но и инженеры,способные общаться с конструкторами, техноло‑гами, другими специалистами на одном профес‑сиональном языке, понимать друг друга, даватьпрофессиональнопенсионеров решится на серьёзный процесс об‑новления своих знаний. Нужна активная позициягосударства, чтобы нормой стало иное отношение.По этой, в частности, причине, а также в свя‑зи с необходимостью бюджетного финансирова‑ния эксперимента предлагаемое исследование поПрограмме в целом и проведение эксперимента, вчастности, нуждаются в серьёзной политическойподдержке, которая, по нашему мнению, должнавыразиться в непосредственном политическом ру‑ководстве проведением исследований со стороныПравительства Российской Федерации.Не менее важно при формировании научно‑го руководства проведением работы исключитьконфликт интересов. Потенциальный научныйруководитель должен быть заинтересован в успе‑хе эксперимента с позиций всех проводимых имисследований. По нашему мнению, конфликта ин‑тересов легче избежать, если к руководству экспе‑риментом привлечь одного из известных учёных,возглавляющих исследования в области биотехно‑логий и создания биопрепаратов продления жиз‑ни. Проводимая такими учёными работа уже се‑годня вынуждает их задумываться над вопросом,во имя чего они стараются продлить людям жизнь.Учёт фактора конфликта интересов при вы‑боре научного руководителя эксперимента, какпредставляется, будет служить серьёзной гаран‑тией успешного проведения эксперимента, объ‑ективной оценки его результатов, формированиянаучно обоснованных рекомендаций.Следует отметить, что предлагаемый экспе‑римент никогда и нигде не проводился: не былообщественной потребности и, соответственно, на‑учного интереса. Сегодня есть и то, и другое, нопока нет возможностей и необходимых условий.Между тем ничего необычного в изложенномпредложении нет. Выбор объекта эксперименталь‑ного исследования в достаточной степени обо‑снован выше. Что касается метода исследований,то, как уже отмечалось, в социологии, по крайнеймере в теории, он хорошо известен как «полевоеисследование». А в статистике, откуда социологияи другие науки заимствуютдовой деятельности, в том числе на предоставляе‑мых государством рабочих местах по распределе‑нию.Организация экспериментаОрганизация эксперимента включает следую‑щие основные моменты:1. Для проведения эксперимента формиру‑ется группа студентов из числа физически здоро‑вых лиц пенсионного возраста с первым высшимобразованием и достаточно длительным опытомработы по специальности. Участники этой груп‑пы проходят вузовское обучение по новой дляних специальности, максимально удалённой от ихпрофессионального опыта и первого высшего об‑разования.Состав экспериментальной группы студентов(ЭГС) - 8-20 человек в зависимости от наличиядругих задач, возлагаемых на экспериментальнуюгруппу, и объёмов финансирования.При отборе кандидатов в экспериментальнуюгруппу соблюдаются условия, обеспечивающие:- доведение эксперимента до успешногоконца без досрочного отсева из состава ЭГС;- получение объективных данных по всемсвязанным с экспериментом вопросам;- исключение возможности подмены целейэксперимента и изменения содержания работы.Помимо участия в учебном процессе, членыЭГС выполняют специальные экспериментальныезадания: проходят обследования, проводят мони‑торинг собственного состояния и результативно‑сти учебного (рабочего - на следующей стадииэксперимента) процесса, участвуют в обработкеи анализе информации, обсуждении результатов,корректировке учебного плана и плана факульта‑тивных мероприятий (научных, учебных, спор‑тивных, культурных и т.д.), формировании доку‑ментации о результатах работы и т.п.2. Перед участниками ЭГС ставятся, как ми‑нимум, две основные задачи:- «учебная» - пройти учебный курс по пол‑ной программе на дневной форме обучения иуспешно защитить дипломные работы в установ‑ленный программой эксперимента срок;- «рабочая» - эффективно проработатьустановленный экспериментальный срок на опре‑делённом программой эксперимента рабочем ме‑сте.3. В целях повышения достоверности экспе‑риментальных данных и усиления доказательнойстороны результатов программой экспериментапериод «учебной» части эксперимента ограничибюджетного финансирования, с другой, должно,как минимум, включать:- политическое руководство - принятиерешений о проведении эксперимента, финансиро‑вании, оценке результатов, освещении хода рабо‑ты в СМИ и т.д.;- научное руководство - принятие научныхрешений по возникающим в ходе проведения экс‑перимента вопросам, а также организация работынаучных сотрудников (медиков, биологов, психо‑логов, социологов и т.д.), обеспечивающих науч‑ное сопровождение эксперимента;- оперативное руководство - принятиеоперативных решений, связанных с выполнениемежедневных экспериментальных заданий каждымучастником экспериментальной группы.СрокиВ целях скорейшего получения результатовэксперимента, учитывая, что для проведения экс‑перимента в полном объёме (учебную и рабочуючасти) необходимо, как минимум, 8 лет, целесо‑образно начать проведение эксперимента в бли‑жайшее время.***Итак, есть проблема неуклонного увеличенияпродолжительности жизни населения, связаннаяв том числе с постоянно растущими трудностямидля пенсионной системы. Острота этой проблемысо временем будет только возрастать. Разрешитьеё одним реформированием пенсионной системыи финансовой помощью из бюджета невозможнони в России, ни в другой стране.Решение проблемы лежит в иной плоскости -в создании новой инфраструктуры жизни для мно‑гих поколений одновременно, в создании новыхсистем: целей и ценностей, права и нравствен‑ности, бюджетных приоритетов и социальной за‑щиты, здравоохранения, образования и т.д. Всеэлементы сегодняшней инфраструктуры жизниориентированы на создание условий для полно‑ценной жизни только одного поколения, тогда кактребование на полноценные и равноправные ус‑ловия жизни уже предъявляют, по меньшей мере,два поколения.Трудности пенсионной системы - лишь одноиз следствий происходящих демографических из‑менений и отстающей от них в своём развитии ин‑фраструктуры жизни. Для того чтобы разрешитьэту проблему разумным, созидательным образом,необходимо создание необходимых условий длямассового вовлечения людей «пенсионного воз‑раста» в продолжение эффективной трудовой дея‑тельности и нормальной, равноправной с другимивозрастными категориями человеческой жизни.Наступает время принятия ответственных ре‑шений. И по тому, когда и какие решения будутприняты, вполне объективно можно будет судитьоб искренности призывов, серьёзности намеренийи реальной направленности государственной со‑циально-экономической политики.