Влияние факторов развития нефтяной отрасли на ценообразование нефти
Анализируются факторы развития мирового рынка нефти, который в значительной степени определяет состояние российской экономики, государственного бюджета и платежного баланса страны. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на формирование мирового спроса и предложения нефти, анализируется динамика мировых цен на нефть, оцениваются перспективы развития рынка нефти.
Influence of oil branch development factors on oil pricing.pdf Сегодня доказанные мировые запасы нефтисоставляют 1208,2 млрд баррелей. За последние25 лет этот показатель стремительно вырос, уве‑личившись почти на 500 млрд баррелей. Потен‑циальные запасы нефти, по последним данным,оцениваются в 2614 млрд баррелей.Абсолютным лидером по доказанным запасамнефти является Ближний Восток - на его долюприходится около 61,5 % от общего объема. Приэтом около 22 % мировых запасов приходится наСаудовскую Аравию. Евразия обладает 12 % ми‑ровых запасов, из которых 6,6 % приходится наРоссию.Как правило, основные запасы нефти нахо‑дятся под контролем государственных нефтяныхкомпаний. Это объясняется тем, что нефтянаяпромышленность - самый важный сектор эконо‑мики для стран, получающих основной доход отэкспорта нефти. От получаемых средств зависитнаполнение бюджета и возможность развиватьдругие отрасли экономики.С каждым годом в мире открывают все мень‑ше новых запасов легкодоступной нефти. Количе‑ство открытых месторождений в мире возрасталов 60-70-е гг., затем стало несколько снижаться,причем особенно заметным было уменьшениеприроста крупных месторождений. И сегодня бо‑лее 80 % объема мировой добычи осуществляетсяиз месторождений, открытых до 1973 года.В последнее время лидерами по добыче нефтиявляются Саудовская Аравия, на которую прихо‑дится около 13 % от добываемого объема, и Рос‑сия, чья доля в мировой добыче составляет более12 % в год.Около 40 % всемирной добычи и около по‑ловины экспорта нефти приходится на страныОПЕК. Сейчас лидерами в области экспорта «чер‑ного золота» являются, соответственно, два ли‑дера по добыче - Саудовская Аравия (на экспортнефти приходится 95 % от общего экспорта стра‑ны) и Россия.С Ближнего Востока нефть поступает преждевсего в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также вСеверную Америку и Европу. Большая часть неф‑ти экспортируется из России в Европу, но благо‑даря новым восточным проектам и росту добычинефти на Сахалине ожидается, что 30 % россий‑ского экспорта будет поставляться в динамичноразвивающиесядобычи нефти. Такая попытка игнорирует увели‑чение стоимости нефти в процессе ее движения отскважины к потребителю.Эффективность стратегии компании отража‑ется в операционной и финансовой отчетностикомпании. Получение прибыли и увеличение ры‑ночной капитализации акционерной компании,иначе говоря, стоимости ее акций, - это та цель,которую повсеместно ставят перед собой акцио‑нерные компании. Увеличение объемов производ‑ства, снижение затрат и жесткий контроль за тех‑нологическими процессами и свидетельствуютоб эффективном управлении.Нефтяные и газовые компании во всем мире,в том числе в России, работают в пределах товар‑ного рынка с четко определенными сегментами,обладающими конкретными характеристиками.Владельцами таких компаний могут быть либочастные акционеры, количество которых можетварьировать от одного до десятков тысяч в публич‑ной компании, либо правительства государств (вслучае государственных нефтяных компаний).Сырая нефть - наиболее широко торгуемоесырье в мире: она добывается почти в 200 странахи потребляется во всех уголках мира. Покупку,продажу, транспортировку и хранение физическойсырой нефти можно измерить по объему (в тоннахили в баррелях), по стоимости (цена за единицу,умноженная на объем) или по пропускной способ‑ности транспортных средств и хранилищ нефти.По ряду причин ее измеряют, используя все трипеременные:- показатель объема дает представление обобщем размере рынка сырой нефти и связанныхс ней продуктов, общем мировом предложении испросе на нефтепродукты.- стоимостной показатель показывает эконо‑мическое воздействие торговли сырой нефтью иее влияние на баланс платежей между странами игеографическими регионами.- показатель пропускной способности позво‑ляет транспортной системе, включающей в себятанкеры, трубопроводы, нефтехранилища и дру‑гие транспортные объекты, строить необходимуюинфраструктуру и рассчитывать соответствующиезатраты, исходя из прогноза развития мировойторговли.Запасы нефти и газа, указанные в балансенефтяной компании в баррелях нефтяного эк‑вивалента, или «б.н.э.», являются исчерпаемымприродным ресурсом, добыча которого в рамкахопределенного периода времени снижается, помере продажи и уменьшения количества запасовна конкретном месторождении. Нефтедобываю‑щим компаниям ежегодно необходимо находить иставить на свой баланс новые запасы с тем, чтобыподдерживать и расширять компанию. Разработкановых и замещение исчерпанных запасов являют‑ся важным показателем успеха любой нефтедо‑бывающей компании как в России, так и во всеммире.Движение нефти на рынки начинается наустье скважин, находящихся как на суше, так и наморе. Нефть идет по промысловым трубопрово‑дам к центральному пункту доставки, где нефтьиз различных поставок собирается в резервуары, азатем может перетекать напрямую на НПЗ, распо‑ложенные поблизости с такими объектами, либов транспортную систему для отправки в болееотдаленные точки для переработки или исполь‑зования. Такая транспортировка может осущест‑вляться по трубопроводу до морского порта, гденефть переваливается в танкеры и отправляетсяна мировые рынки; баржами на различные НПЗи к клиентам, расположенным вдоль берегов рек;автоцистернами и по железной дороге на рынки,не обслуживаемые трубопроводами и судами. Совсеми указанными методами транспортировкисвязаны затраты, различающиеся в зависимостиот расстояния, на которое доставляется нефть, ко‑нечной точки доставки или экспорта, а также объ‑емов добываемой и транспортируемой нефти. По‑сле переработки нефти бензин, дизельное топливои иные продукты доставляются по трубопроводу,железной дороге, автомобильным транспортомдля дистрибуции розничным клиентам.Сырая нефть и нефтепродукты движутся нарынки, обеспечивающие максимальную экономи‑ческую ценность для поставщика. Следовательно,нефть обычно в первую очередь идет на ближай‑шие рынки, поскольку затраты на ее транспорти‑ровку будут ниже. Однако местные рынки не всег‑да могут использовать весь объем добычи нефти игаза, поэтому поставки направляются в регионы,где спрос на нефть и газ превышает предложение,такие как Западная Европа, Северная Америкаи Азия. В любой конкретный момент времени вмире в пути находится некоторое количество бар‑релей нефти, представляющих собой «резерв»,необходимый для осуществления своевременныхпоставок с мест добычи к местам переработки ипотребления.В ряде стран государство требует, чтобы нефтьи нефтепродукты, например бензин и мазут, про‑давались на местных рынках по пониженным суб‑сидированным ценам в рамках государственногорегулирования. Таким образом, государство ока‑зывает влияние на возможную цену продажи неф‑ти или нефтепродуктов или даже устанавливаеттакую цену.Например, в 2005 г. розничная продажа бензи‑на и дизтоплива в России производилась по ценам2,05 доллара и 1,88 доллара за галлон, при этомна рынках европейских стран-членов ОЭСР ценыбыли, соответственно, 5,50 доллара и 4,90 доллараза галлон. Эта ситуация создавала отрицательныйстимул для внутренней продажи сырой нефти инефтепродуктов в России и, наоборот, стимулиро‑вала экспорт сырой нефти и нефтепродуктов.После того как внутренний спрос удовлетво‑рен, избыточная сырая нефть экспортируется намировой рынок. Чем больше расстояние, тем до‑роже транспортировка и, соответственно, нижедоход поставщика. В отношении этого экономи‑ческого правила действовали и действуют неко‑торые исключения, например, Саудовская Аравия,которая приняла решение продавать нефть в США,неся более высокие расходы, чем в случае продажна более близкие рынки, в силу крупных объемов,доступа к политическому капиталу, а также по со‑ображениям безопасности. Также на выбор бли‑жайшего рынка оказывает влияние потребность вконкретной номенклатуре продуктов, диктуемойустанавливаемыми правительством законами иположениями, пропускной способностью транс‑портной системы и продуктивностью нефтепе‑рерабатывающих заводов (НПЗ), техническимитребованиями к продукции в отношении качества(например, требование низкого содержания серы,предъявляемое в странах Западной Европы).Нефтеперерабатывающие заводы, перераба‑тывающие сырую нефть в продукты переработкис более высокой стоимостью, такие как бензин идизельное топливо, располагаются вблизи местпотребления нефтепродуктов. НПЗ проектируюти строят таким образом, чтобы они могли пере‑рабатывать сырую нефть конкретного качества, иконкретный НПЗ не всегда может принять на пе‑реработку сырую нефть другого качества. Такимобразом, НПЗ формируют собственные поставкиили потоки сырой нефти, позволяющие произ‑водить оптимальную номенклатуру продуктов.Сырая нефть классифицируется в зависимостиот плотности и количества примесей. Чем легчесырая нефть, тем легче ее перерабатывать в про‑дукты с более высокой стоимостью, и поэтомутракты спотового рынка относятся к конкретномуобъему или грузу сырой нефти, продаваемой еди‑новременно. Срочные контракты могут относить‑ся к конкретным объемам нефти, продаваемымв течение периода времени, например от месяцак месяцу, либо на определенный срок, напримерпять лет. В рамках таких срочных контрактов ценаможет быть фиксированной или колебаться на со‑гласованной основе, например, рассчитыватьсяежемесячно с учетом транспортных расходов, ка‑чества, срока действия контракта и иных факто‑ров нефтяных рынков.Танкеры используются для транспортировкинефти между континентами и могут быть оченьбольшими для перевозки нефти на дальние рас‑стояния в течение 30 дней и более, равно как инебольшими - для транспортировки на меньшиерасстояния в течение 20 дней или менее. Трубо‑проводы используются для трансконтиненталь‑ной транспортировки сырой нефти, например изРоссии в Европу. Оба метода транспортировки об‑ладают специфическими рисками и затратами:- танкерная перевозка обеспечивает гиб‑кость в том смысле, что, находясь в движении,грузы могут перенаправляться на рынки с болеевысокой стоимостью, в то время как транспорти‑ровка по трубопроводу более коммерчески без‑опасна, потому что она проходит по суше, однаковозможность гибкого изменения маршрута приэтом ниже;- трубопроводы обеспечивают значительноболее низкие транспортные затраты из расчета набаррель, но дают меньше вариантов, чем отправкатанкерами; их работа может прерываться в силуоперационных проблем;- для сухопутных перевозок сырой нефти ипродуктов переработки, а также транспортировкиих на небольшие расстояния могут использовать‑ся железнодорожные цистерны и автотранспорт,но при этом затраты будут более высокими, чемпри трубопроводной или танкерной перевозке;- нефтехранилища могут использоватьсядля поддержания баланса между добычей и по‑треблением, выступая неким буфером между по‑лучением и отгрузкой нефти и нефтепродуктов, иявляются составной частью общемировойства транспортировки включают государственныеили частные трубопроводы, суда, баржи, авто- ижелезнодорожные цистерны. Поставщик или по‑купатель обычно оплачивает транспортные рас‑ходы за пределами места добычи и принимает насебя риск ценовых изменений в связи с последу‑ющей торговлей или сбытом нефти. Если трубо‑проводные мощности недостаточны для прокачкивсей добытой и предназначенной для транспор‑тировки нефти, используются - с повышеннымизатратами в расчете на баррель - более дорогосто‑ящие способы транспортировки, такие как ж.-д.цистерны, автоцистерны, танкеры. Кроме того,государства, владеющие трубопроводами, могутустанавливать ограничения по объемам нефти-квоты) в отношении нефтяных компаний, позво‑ляя им транспортировать по трубопроводу часть,но не всю добытую нефть.В. Переработка и сбыт, или «даунстрим»Компании переработки и сбыта (сегмент «да‑унстрим») закупают сырую нефть у добывающихкомпаний или заключают договоры на первичнуюобработку и транспортировку сырой нефти засвой счет от места добычи к НПЗ, где ее можнопревратить в продукты переработки, такие как ди‑зельное топливо, бензин, продукты нефтехимии.Или же они просто продают сырую нефть друго‑му покупателю или торговой организации, послечего нефть попадает на свободный рынок и можетбыть перепродана множество раз, прежде чем онапопадет к конечному покупателю.Трейдинговые компании в составе сегментапереработки и сбыта принимают на себя ценовойриск от добывающих компаний и защищают ихот нестабильности цен и неопределенности рын‑ка, связанной с ценовыми краткосрочными коле‑баниями после момента добычи нефти. Сегментпереработки и сбыта может существовать само‑стоятельно или входить в состав крупной между‑народной нефтегазовой компании, что являетсяпревалирующей практикой в России. Компаниисегмента переработки и сбыта также могут управ‑лять НПЗ, перерабатывающими сырую нефть вдругие виды продукции с учетом местного спро‑са, качества сырой нефти и наличия транспорт‑ной инфраструктуры для транспортировки сыройнефти и нефтепродуктов.Мировые мощности по переработке сыройнефти составляют приблизительно 85 миллионовбаррелей в день, при этом спрос на продукциюувеличивается на 1-3 процента в год. Разницамежду ценами на перерабатываемую сырую нефтьв расчете на баррель и стоимостью выработанныхпродуктов на конкретном НПЗ может быть оченьневелика и не приносить никакой прибыли. Ино‑гда эта разница даже была отрицательной, то естьубытком, как, например, в течение большей частиконца 80-х гг. прошлого столетия и в 1998 г. Начи‑ная с 2000 г. прибыли увеличились с 0-3 долларовна баррель до 16 долларов за баррель на некото‑рых НПЗ, расположенных на крупных рынках свысоким спросом, таких как США и Азия.Международные трейдинговые компании мо‑гут находиться в ряде стран мира, при этом онипреимущественно располагаются в центрах тор‑говли энергоносителями, сформировавшихся ииспользуемых другими трейдерами, особенно:Лондон, Нью-Йорк, Сингапур, Женева, Роттер‑дам, Дубай, Хьюстон. Большинство крупных вер‑тикально интегрированных нефтегазовых компа‑ний владеют несколькими международными трей‑динговыми дочерними предприятиями в одномили более из этих мест, независимо от местона‑хождения их корпоративной штаб-квартиры илипромышленных объектов. Трейдинговые компа‑нии закупают и продают сырую нефть, принимаяна себя ценовые риски, связанные с международ‑ными рынками, нестабильностью цен и логисти‑кой, частью чего является транспортирoвка. Такиекомпании могут иметь большие обороты и полу‑чать повышенные доходы, но при этом нет ника‑кой гарантии, что они получат прибыль. Однакоэтот трейдинговый процесс защищает добываю‑щие компании, так как им гарантирована оплатаза сырую нефть, обеспечивающая компенсациюзатрат на ее добычу вне зависимости от реальнойпродажи нефти конечному потребителю и ценытакой продажи. Трейдинговые компании покупа‑ют нефть в точке продажи на устье скважины илина централизованнойставляются трейдинговым компаниям под залогсамой нефти.По этой причине Женева, будучи крупнейшиммировым финансовым центром, где сосредоточе‑ны банки, входит также и в число основных цен‑тров мировой торговли сырьем всех видов, 25 %всей сырой нефти и продуктов нефтепереработкив мире торгуется через Женеву.В отрасли действует большое количество не‑фтетрейдеров, покупающих и продающих сыруюнефть. Таким образом, каждый баррель добытойнефти может быть многократно продан на путиот устья скважины к конечной точке потребления,находящейся за тысячи км в другом конце земно‑го шара. В ряде случаев такие трейдеры осущест‑вляют «обмен» собственной нефти в одной частимира на нефть другой нефтедобывающей компа‑нии, которая находится ближе к физическому ме‑стонахождению рынка. Например, два трейдерамогут совершить обмен нефти в Африке на нефтьв Северной Америке, тем самым сэкономив на за‑тратах на транспортировку.В США крупные нефтегазовые компанииобычно продают «собственную», добытую самойкомпанией, сырую нефть трейдинговым компани‑ям и закупают сырую нефть для собственных НПЗу ближайших местных поставщиков. Существуетбольшое количество независимых нефтеперераба‑тывающих заводов, которые не владеют добыва‑ющими активами и не имеют никакого контролянад поставками или ценовыми условиями, содер‑жащимися в контрактах на покупку сырой нефти.В РФ компании, добывающие сырую нефть, стре‑мятся отправлять ее на собственные российскиеНПЗ вместо того, чтобы продавать ее и покупатьобъемы, торгуемые на открытом рынке в преде‑лах России. Это - вопрос географии и логистики,определяемый дальними расстояниями от другихпотенциальных рынков и первоначальной струк‑турой отрасли, состоявшей из принадлежавшихгосударству интегрированных нефтегазовых ком‑паний. В частности, НПЗ, построенные в отдален‑ных районах Сибири, способны перерабатыватьтолько сырую нефть, добытую в данном регионе, ине могут ввозить нефть с других территорий из-заотсутствиястердам/Роттердам, Сингапур, Дубай, Токио. Соз‑дание трейдинговых компаний в этих торговыхцентрах обусловливает ряд деловых соображений,в том числе:Передача ценового риска от добывающих ком‑паний фирмам, осуществляющим активную сбы‑товую деятельность, чтобы добывающие компа‑нии могли сосредоточиться на разведке и добыченефти и газа, а не на вопросах сбыта сырой нефтиили нефтепродуктов. Этот фактор уже рассматри‑вался выше.Трейдинговые компании могут получать зна‑чительную прибыль в периоды, когда цены нанефть и газ отличаются неустойчивостью; то естьони резко меняются на значительную величину всторону повышения или понижения. Эта способ‑ность получать значительную прибыль также мо‑жет приводить к серьезным убыткам при резкомпадении цен. Нет никакой гарантии, что трейдин‑говая компания будет рентабельной; можно га‑рантировать лишь то, что она будет принимать насебя риски в обмен на возможность повышеннойприбыли. Это не соответствует рисковым характе‑ристикам компаний разведки и добычи, которымнеобходимо стабильное поступление денежныхсредств для осуществления огромных капиталов‑ложений и поддержания и наращивания своих до‑бывающих активов.Трейдинговые компании могут принимать насебя риски, связанные с международной транс‑портировкой сырой нефти и нефтепродуктов иправом собственности на таковые, освобождаявсю остальную корпорацию от таких рисков. При‑родоохранные риски и риски, связанные с безо‑пасностью продукции, являются примерами юри‑дической ответственности, которая может бытьсмещена на трейдинговые компании.Трейдинговые компании могут достичь в за‑ключении сделок легкости, которая недостижимадобывающими компаниями. Это может включатьсвязи с банками в разных странах; совершениесделок, по мере необходимости, в различных ми‑ровых валютах; снижение рисков, вызываемых ко‑лебаниями валютных курсов, а также рисков экс‑проприации капитала или средств зарубежнымистранами или государствами местонахождения.Трейдинговые компании могут оптимизиро‑вать торговую и транспортную логистику, исполь‑зуя крупный портфель поставляемых видов про‑дукции и рынков, не привязываясь к единой зонеили стране физических поставок. Для логистикимогут требоваться оборотные средства, кредиты,долгосрочные контракты и договоренности, кото‑рые добывающая компания не смогла бы обеспе‑чить самостоятельно. Сложность торговых опера‑ций с учетом объема операций в расчете на день,неделю и месяц по всему миру сильно затрудняетдля добывающей компании, у которой нет трей‑динговой «дочки», организацию собственной де‑ятельности по продажам в международных мас‑штабах.3. Характеристики вертикально интегриро-ванных нефтегазовых компанийК крупным вертикально интегрированнымнефтегазовым компаниям относятся компании сзапасами как минимум 500 миллионов баррелей,ежегодно перерабатывающие миллионы баррелейсырой нефти в нефтепродукты. Поскольку речьидет о сложных коммерческих структурах с раз‑личными активами, руководство каждой конкрет‑ной компании должно решить, как организоватьструктуру компании и на какие предприятия ком‑пании возложить функцию центра прибыли илизатрат, где расположить компании географически,где инвестировать в физические активы, где раз‑мещать персонал, где регистрировать юридиче‑ские лица для достижения максимального ком‑мерческого эффекта, снижения затрат и налогов имаксимизации прибылей.Крупнейшие международные компании при‑надлежат акционерам, их акции публично торгу‑ются на бирже, и они работают во всех трех вы‑шеописанных сегментах. В каждом регионе сво‑ей деятельности они принимают управленческиерешения о соблюдении юридических требований,действующих в отношении иностранных корпо‑раций, о способах снижения операционных расхо‑дов и минимизации налогов. Стоимость крупноймеждународной нефтегазовой компании в разрезерыночной капитализации основана на размерахразработанных и поставленных компанией- они имеют ряд юридических лиц, располо‑женных в странах, где они не владеют активамии не имеют работников в силу таких причин, какуправление рисками, регулятивные преимуще‑ства, минимизация налогов, или иных коммерче‑ских сообществ;- имеют дочерние предприятия с минималь‑ными физическими активами, офисными поме‑щениями и количеством сотрудников, которые су‑ществуют в связи с конкретными коммерческимисоображениями, притом, что все функции предо‑ставляются самой корпорацией;- в США такие компании находятся в частнойсобственности, в то время как в остальном миреони могут быть в частной и/или в государствен‑ной собственности.Несмотря на описанные выше сходства, не су‑ществует двух идентичных крупных вертикальноинтегрированных нефтегазовых компаний, по‑скольку они владеют различными активами, дей‑ствуют в разных географических зонах, подпада‑ют под действие различных регулятивных и юри‑дических требований, осуществляют различнуютактику, направленную на достижение рентабель‑ности и роста акционерной стоимости.Высокие позиции по запасам (табл. 1) не обя‑зательно свидетельствуют о высоком качествеуправления на уровне компании или страны, чтовидно на примере Pemex в Мексике, у которойочень большие долги на фоне снижения добычи,или Ирана, которому приходится экспортироватьвсю свою нефть в силу нехватки внутренних инве‑стиций в перерабатывающие мощности. Экономи‑Таблица 1. Крупнейшие нефтяные компании мира по жидким запасамПозиция Компания Страна Запасы жидкихуглеводородов% мировых запасов(млн барр.)1 Saudi Aramco СаудовскаяАравия259.400 21,832 NIOC Иран 125.800 10,593 INOC Ирак 115.000 9,684 KPC Кувейт 99.000 8,335 PDV Венесуэла 77.800 6,556 Adnoc ОАЭ 55.210 4,657 Libya NOC Ливия 22.680 1,918 NNPC Нигерия 21.153 1,789 Роснефть Россия 18.110 1,5210 Pemex Мексика 16.041 1,3511 Газпром нефть Россия 13.052 1,0912 Лукойл Россия 13.300 1,1213 PetroChina Китай 10.997 0,9314 Qatar Petroleum Катар 10.950 0,9215 BP Великобритания 10.500 0,88ческие решения в нефтегазовой отрасли принима‑ются на основе базового принципа максимизацииприбылей с целью компенсировать инвесторамриски, присущиеналичии нефти и газа - пробурить скважину и из‑влечь их на поверхность;- рынок нефти глобален в том смысле, что то‑пливо для промышленных и коммерческих целейнеобходимо всем странам. Нефть потребляетсякак топливо для средств транспорта почти во всехстранах мира. Вертикально интегрированные не‑фтегазовые компании ведут добычу, осуществля‑ют производственную и торговую деятельность вомногих странах мира для выхода на все имеющи‑еся рынки;- мировые цены на нефть устанавливаютсямировыми рыночными силами, т.е. предложениеми спросом, и отражают такие факторы, как каче‑ство продукции, перерабатывающие мощности,природоохранное законодательство, логистиче‑ская инфраструктура и расходы, политические ре‑шения.;- ОПЕК может искусственно влиять на объ‑ем предложения нефти, меняя уровень добычи вту или иную сторону и тем самым воздействуя нацены на нефть и логистику во всем мире;- крупные вертикально интегрированные ком‑пании имеют тенденцию к еще большему укруп‑нению (принцип «экономии масштаба»). В круп‑ных вертикально интегрированных нефтегазовыхкомпаниях существует экономия масштаба, чтодемонстрируется слиянием крупных компаний ипоявлением в результате еще более крупных. Вер‑тикально интегрированные нефтегазовые компа‑нии используют дочерние предприятия-системыобщих услуг, существующие в пределах корпора‑ции;- вертикально интегрированные компании ис‑пользуют иностранные юридические лица в це‑лях покупки зарубежных активов, минимизацииналогов, использования принятых в некоторыхюрисдикциях специальных нормативных актов,способствующих привлечению в них прямых ин‑вестиций.Спад в нефтегазовой отрасли в России началсяв 1992 году из-за трудностей, присущих переходук рыночной экономике, а также других факторов,в том числе:- большого неоплаченного долга, лежавшегона добывающих компаниях;- падения добычи нефти и газа на выработан‑ных месторождениях;- недостатка капиталовложений в проекты раз‑ведки и добычи и в расширение (производства);- неэффективности производства и низкойпроизводительности нефтегазовых месторожде‑ний;- нехватки инфраструктуры, необходимой дляэкспорта нефти на мировые рынки;- нехватки опытных кадров, подготовки и про‑фессионального управления;- нехватки технологий и навыков их примене‑ния (нехватка компьютерных программ и опытно‑го персонала).На протяжении 1990-х годов внутрироссий‑ский рынок нефти находился в состоянии глубо‑кого спада в связи с низким спросом в народномхозяйстве в процессе перехода от экономики, кон‑тролируемой государством, к экономике рыноч‑ной. В результате внутрироссийские цены быликрайне низкими. На протяжении 1990-х годов ми‑ровые цены также резко понизились в силу избы‑точного предложения, а затем азиатского кризиса1997 года. Уровень цен на нефть восстановилсялишь в начале 2000-х годов.В 90-х годах мировые цены на сырую нефть иприродный газ находились на очень низком уров‑не, что мешало финансированию энергетическихпроектов в России, а также во всем мире. В 1995-97 годах государство продало остававшиеся у негодоли большинства нефтедобывающих и нефтепе‑рерабатывающих компаний. Экспорт особенносдерживался отсутствием необходимой инфра‑структуры для доставки сырой нефти из отдален‑ных районов добычи без выхода к морю в зоныпотребления и отгрузки на экспорт по трубопро‑водам или на танкерах. Таким образом, большуючасть 1990-х годов вся нефтегазовая отрасль Рос‑сии находилась в состоянии экономического спадавплоть до резкого повышения цен, начавшегося в2000 году. У России был незначительный доступ ккапиталу, необходимому для строительства объек‑тов с целью решения этих проблем, а сама Россиярассматривалась как рискованная страна для ин‑вестиций, что нашло свое отражение в кредитномрейтинге, присвоенном агентствами Standard &Poor's и Moody's: рейтинг России был ниже, чем убольшинства западных или рыночных экономик.Нефтегазовая отрасль в России наконец-то на‑чала восстанавливаться благодаря новым инвести‑циям из частных источников, совершенствованиюинфраструктуры, оживлению внутреннего рынка,глобализации и растущему спросу в Азии.В 1998 году российский финансовый кризисвременно прервал процесс восстановления, но понефть» и «Газпром». Таким образом, нефтяные игазовые компании вынуждены пользоваться дей‑ствующими трубопроводами, которые периодиче‑ски оказываются полностью загруженными и неимеют свободной емкости, или железнодорожны‑ми и автомобильными цистернами для доставкигруза в порты, откуда он танкерами доставляетсяна международные рынки. Такой вид транспортадороже трубопроводного, но использовался попричине удаленности месторождений нефти и от‑сутствия доступа к трубопроводам или же ввидунебольших объемов, не оправдывающих капи‑тальных затрат на строительство нефтепровода.Действующие российские нефтепроводы работа‑ли с полной загрузкой, каждый год нефтегазовыекомпании сообщали «Транснефти», какой объемнефти им нужно будет транспортировать. Затем«Транснефть» распределяла имеющиеся мощно‑сти между нефтегазовыми компаниями.Каждая нефтегазовая компания вырабатываетсвою стратегию, которая включает следующие по‑зиции:- увеличить добычу нефти;- увеличить выработку НПЗ;- увеличить экспорт сырой нефти и нефтепро‑дуктов;- увеличить переработку природного и нефтя‑ного газа;- увеличить выпуск продукции с высокой до‑бавленной стоимостью;- законсервировать непродуктивные скважи‑ны;- ввести в эксплуатацию новые скважины свысоким дебитом;- работать с квалифицированными и эффек‑тивными сервисными компаниями;- развивать перерабатывающие мощности исбытовые сети в России;- покупать новые запасы нефти и газа по ми‑нимальным возможным ценам;- увеличить количество скважин с высокимдебитом;- продать непрофильные активы.Чтобы удовлетворить прогнозируемый миро‑вой спрос на нефтепродукты, должны быть суще‑ственно увеличены мировые нефтеперерабатыва‑ющие мощности. Значительный рост нефтепере‑рабатывающих мощностей ожидается на СреднемВостоке, в Южной и Центральной Америке и осо‑бенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.Нефтепереработчики в Северной Америке иЕвропе, как предполагается, продолжат повышатькачестводинговым компаниям в качестве эффективного ме‑тода сбыта во всем мире. С появлением современ‑ного технологического инструментария, а такжеметодов ценообразования и продаж «в реальномвремени» с использованием компьютерных си‑стем торговля нефтью силами трейдинговых ком‑паний стала весьма экономичной и превратиласьв стандартный обычай и практику отрасли. Цена,по которой нефтедобывающие компании продаютнефть трейдинговым компаниям, определяется наоснове контрактов, отражающих бизнес-решенияруководства компании, которые отвечают наилуч‑шим интересам самой компании и ее акционеровв целом. В контрактах раскрываются все соответ‑ствующие условия, включая цену, объем, срок, ус‑ловия поставки, кредит, условия оплаты и налоги.Так как нефть является важнейшим стратеги‑ческим сырьем, служащим основой производствагорюче-смазочных материалов, необходимо четкопредставлять себе перспективы движения данногоинструмента в будущем.Как следует из ежемесячного доклада ОПЕКо состоянии и перспективах развития мировогорынка нефти, спрос мировой экономики на нефтьи производные энергоносители в 2012 году сни‑зится на 1,1 млн барр./день по сравнению с теку‑щим годом, тогда как месяцем ранее организацияпрогнозировала динамику в 1,2 млн барр./день.Свой прогноз по спросу озвучило Междуна‑родное энергетическое агентство. МЭА снизилопрогноз спроса на нефть в 2012 году до 90,3 млнбарр./сут, сообщают СМИ со ссылкой на ежеме‑сячный отчет организации. Как отмечает агент‑ство, странам ОПЕК в 2012 году необходимодобывать 30,2 млн барр./сут, чтобы обеспечитьспрос. Этот показатель ниже предыдущего про‑гноза на 200 тыс. баррелей. Спрос стран, не вхо‑дящих в ОЭСР, вырастет на 1,58 млн барр./сут в2012 году. Поставки странами, которые не входятв ОПЕК в текущем году, составят 52,68 млн барр./сут. Цены на нефть сейчас колеблются вблизитрехнедельного минимума после прогноза МЭА.Стоимость февральских фьючерсов на американ‑скую легкую нефть марки WTI по состоянию на17.20 мск повысилась на 0,5 % - до 98,5 доллараза баррель. Цена февральских фьючерсов на севе‑роморскую нефтяную смесь марки Brent вырослана 0,7 % - до 107,8 доллара за барель.Цена на нефть влияет на широкий спектр всехсекторов экономики разных спектров мировых го‑сударств, она способна вызвать сильное движениена фондовых рынках. Особенно сильно цены нанефть влияют на развивающиеся рынки, ориенти‑рованные на экспорт нефти.Так как нефть является важнейшим стратеги‑ческим сырьем, служащим основой производствагорюче-смазочных материалов, необходимо четкопредставлять себе перспективы движения данногоинструмента в будущем.5. Себестоимость и предельные издержкиСовременный рынок нефти - один из самыхволатильных, непрозрачных и трудно прогнози‑руемых. Единой равновесной цены на нефть несуществует по причине большого количества раз‑личных нефтяных марок. Двумя основными ми‑ровыми торговыми площадками являются Нью-Йоркская товарно-сырьевая биржа (NYMEX) иМежконтинентальная биржа (ICE) в Лондоне. Длякаждой биржи существуют свои маркерные сортанефти: так, для Европы (и все в большей мере длястран ОПЕК) таким сортом выступает Brent14,для США - WTI15. Последняя является самымликвидным сырьевым товаром и служит свое-образным ориентиром при определении стоимо‑сти остальных марок нефти.В процессе ценообразования нефти (как и лю‑бого другого товара или услуги) должны быть уч‑тены прямые и косвенные затраты производителяна ее добычу: заработная плата и амортизация, ге‑ологоразведка и разработка месторождений, буре‑ние и добыча нефти, транспортировка, хранениеи т.д. Эти затраты образуют себестоимость произ‑водства жидкого топлива. Однако оценить данныйпоказатель даже по отдельной марке нефти - за‑дача далеко не тривиальная. Причиной являетсяогромная разнородность климатических, геоло‑гических и экологических факторов того или ино‑го месторождения. Эксперты нефтяной отраслиобычно оперируют не понятием «себестоимость»производства нефти, а понятием «предельные из‑держки» добычи барреля нефтяногодородов из битуминозных сланцев, газа и угля -уровень предельных издержек составляет от $40до $110 за бнэ.Однако специалисты из Горнойшколы Колорадо, Понтифийского католическогоуниверситета и Международного института при‑кладного системного анализа (ГШК/ПКУ/МИП‑СА) утверждают, что предельные издержки непревышают $40 (в ценах 2008 года). При этом ре‑сурсный потенциал месторождений, включенныйв исследование ГШК/ПКУ/МИПСА, составляетпорядка 32 трлн бнэ17, в то время как выборкаМЭА - менее 10 трлн бнэ.Стоит отметить, что агентство учитывало бо‑лее широкую номенклатуру ресурсов нетрадици‑онной нефти, но при этом наиболее высокая вели‑чина издержек относится к битуминозным слан‑цам, которые присутствовали в исследованиях.Таким образом, полученные оценки указы‑вают на очень широкий диапазон предельныхиздержек ($40-110), верхняя и нижняя границакоторого различаются практически в три раза.Внутри указанного диапазона лежат и расчетыспециалистов Goldman Sachs, проведенные в 2010году: чистая приведенная стоимость 280 крупней‑ших энергетических проектов становится поло‑жительной при ценах на нефть выше $80 за бар‑рель. В обзоре ОПЕК о мировом рынке нефтизаза 2010 год приведены данные об экономическойрентабельности проектов по разработке битуми‑нозных песчаников в Канаде и ожижению угля -для достижения внутренней нормы доходности в10% необходимо установление нефтяных цен науровне $70 и $74-85 соответственно. Вышеупо‑мянутые исследования построены на фундамен‑тальных экономических основах, касающихсяиздержек производства, и полученные расчетныеданные могут быть свободно интерпретированыдля обоснования уровней рыночных цен, сложив‑шихся в тот или иной момент времени. Так, уров‑ни предельных издержек, определенные ученымиГШК/ПКУ/МИПСА, устанавливают ориентир ценна рынке нефти, при котором на котировки будутвлиять лишь экономические факторы, а спекуля‑тивная составляющая фондового рынка будет све‑дена к минимуму (об этом речь пойдет ниже). Со‑гласно позициям МЭАтечением времени торговая модель развивалась ипретерпевала изменения. Долгосрочные контрак‑ты дополнялись краткосрочными контрактами,которые становились доминировавшей формойрасчетов. Затем появились разовые сделки, сна‑чала с немедленной поставкой (спот), после -с отложенной поставкой реального товара, обе‑спеченной его товарными запасами (форвард), авпоследствии - и без обеспечения таковыми. Этобыло толчком к развитию рынка нефтяных дери‑вативов, основными из которых стали фьючерсыи опционы. Таким образом, постепенно нефтянойрынок перестал быть исключительно рынком ре‑альных поставок, и все в большей степени центрторговли стал смещаться в сторону «бумажной»нефти.Начиная с 80-х годов прошлого века, основ‑ную роль на нефтяном рынке начинают игратьхеджеры и спекулянты. Хеджеры (commercialtraders, в соответствии с группировкой Комис‑сии по торговле товарно-сырьевыми фьючерсамиСША21) - обычно это производители и торговцы«физической» нефтью - используют фьючерсныеконтракты с целью снижения рисков, связанныхс возрастающей рыночной
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 557
Ключевые слова
запасы нефти, ценообразование нефти, нефтепродукты, oil stocks, oil pricing, oil productsАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Азарова Антанина Ивановна | ЗАО «Сибнафта» (г. Томск) | кандидат экономических наук, начальник департамента анализа и инвестиций | a.azarova@lion.tomsk.ru |
Ссылки
Высказывания А. В. Саковича информационным агентствам, 11.01.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/ru/press/speech/ printable.php?id4 =15218.
Global Derivatives [Электронный ресурс]. URL: https://globalderivatives.nyx.com/en/ nyseliffe.
JP Morgan снизил прогнозы цен на нефть на 2012 год [Электронный ресурс]. URL: http:// fincake.ru/currencies/news/41208.
Crude Oil and Refined Products Basics («Базовые сведения о сырой нефти и нефтепродуктах»), Energy Information Agency (Агентство энергетической информации) [Электронный ресурс]. URL: http://www.eia.doe.gov.
«World Crude Oil Prices» («Мировые цены на сырую нефть») ENERGYINFORMATION ADMINISTRATION EIA Управление по энергетической информации Минэнегро США. Еженедельные данные управления по энергетической информации (Energy Information Administration EIA) [Элект
Economics of Worldwide Petroleum Production. Richard D. Seba, 1998 г.
Overview of the Oil and Gas Industry in Russia (Обзор нефтегазовой отрасли в России), ERNST&YOUNG, 2007 г.
A Review of YUKOS Performance («Обзор результатов деятельности "Юкоса"»), CAMBRIDGE ENERGY RESEARCH ASSOCIATES, 28 сентября 2005 г.
С. Уэсли Хон. Заключение специалиста на запрос № 2/3 адвоката К. Е. Ривкина, «Каганер и Партнеры» от 1 апреля 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: khodorkovsky.ru/defense/ witnesses/13382.htm.
World Oil Outlook 2010 - OPEC, [Электронный ресурс]. URL: http://www.opec.org/opec_web/ static_files_project/media/downloads/publications/ WOO_2010.pdf.
World Energy Outlook 2008 - IEA, [Электронный ресурс]. URL: http://www.iea.org/w/ bookshop/add.aspx?id=353.
Energy Outlook 2030 - BP, [Электронный ресурс]. URL: http://www.bp.com/liveassets/bp_ internet/spain/STAGING/home_assets/downloads_ pdfs/e/energy_outlook_2030.pdf.
BP Statistical Review of World Energy, June 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www. bp.com/liveassets/bp_internet/france/corporate_ france/STAGING/local_assets/downloads_pdfs.
OPEC Annual Statistical Bulletin 2010/11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.opec.org/ opec_web/en/.
Конопляник А. О ценах на нефть и нефтяных деривативах // Экономические стратегии, 2009, №2.
