< | ПУФ. 2012. № 1 (5).

<

Рассматривается финансовое обеспечение бюджетных, казенных и автономных учреждений за счет средств бюджета. Показаны особенности учета бюджетной субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания для бюджетных и автономных учреждений. На примере баланса получателя бюджетных средств выявлены возможности экономического анализа финансового обеспечения казенного учреждения. Дана характеристика заключения счетов доходов и расходов, выявления финансового результата прошлого отчетного периода.

i.pdf Деятельность учреждений, имеющих статусполучателя бюджетных средств, их учетная по‑литика в настоящее время существенно изме‑нились в связи с реформированием бюджетнойсферы. Федеральный закон 83-ФЗ от 8 мая 2010года предусматривает изменение статуса суще‑ствующих ранее бюджетных учреждений, раз‑деление их на три категории: казенные, бюджет‑ные, автономные. Казенные учреждения, как ипрежде, финансируются распорядителями бюд‑жетных средств по смете расходов. Автономныеи бюджетные учреждения имеют возможностьфинансирования по бюджетной субсидии на вы‑полнение государственного (муниципального) за‑дания. Все указанные государственные (муници‑пальные) учреждения имеют возможность и правозаниматься и приносящей доход деятельностью.В соответствии с этим были внесены измененияв законодательные акты Российской Федерации:Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Закон онекоммерческих организациях и пр. Приказ Ми‑нистерства финансов РФ от 01.12.2010 г. № 157н«Об утверждении Единого плана счетов бухгал‑терского учета для органов государственной вла‑сти (государственных органов), органов местногосамоуправления, органов управления государ‑ственными внебюджетными фондами, государ‑ственных академий наук, государственных (му‑ниципальных) учреждений и Инструкции по егоприменению» определил общие принципы учета,структуру плана счетов для этих учреждений. Наоснове этого документа были разработаны ин‑струкции 162н, 174н, 183н.В приказе Минфина РФ от 06.12.2010 г. № 162н«Об утверждении Плана счетов бюджетного учетаи Инструкции по его применению» подробно рас‑смотрены особенности учета на счетах бюджет‑ного учета, приведены примеры корреспонденциисчетов по хозяйственным операциям. Инструкцияприменяется казенными учреждениями, органамигосударственной власти, финансовыми органами.Эта инструкция является наиболее общей. Веде‑ние бухгалтерского учета по данной инструкциивременно осуществляют те учреждения, для ко‑торых планируется изменение статуса, переход вбюджетные либо в автономные.Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 г. № 174н«Об утверждении Плана счетов бухгалтерскогоучета бюджетных учреждений и Инструкции поего применению» применяется бюджетными уч‑реждениями, получившими субсидию на выпол‑нение государственного заказа, осуществляющи‑ми предпринимательскую деятельность. Инструк‑ция № 183н (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 г.)применяется автономными учреждениями длябухгалтерского учета всех видов деятельности.Итак, бухгалтерский учет учреждений, соз‑данных органами государственной власти, услож‑нился, стал более разнообразным. Это связано сновым статусом этих учреждений, который необ‑ходимо учитывать при формировании учетной по‑литики. В плане счетов этих учреждений учиты‑вается особенность их деятельности. Как извест‑но, счета в государственных (муниципальных)учреждениях имеют 26 разрядов. Поскольку 18-йразряд указывает код вида деятельности, у казен‑ных учреждений, финансируемых из бюджетапо смете, по 18-му разряду берется цифра 1. Длябюджетного и автономного учреждений, получа‑ющих субсидию на выполнение государственногозаказа, по 18-му разряду используется цифра 4,либо 5, либо 6. Медицинские учреждения, финан‑сируемые за счет средств обязательного медицин‑ского страхования, по 18-му разряду имеют цифру7. Все учреждения, занимающиеся предпринима‑тельской деятельностью, используют по 18 разря‑ду цифру 2.Казенные учреждения, как и прежде, финан‑сируются по смете, предусматривающей целевоеиспользование средств, согласно КОСГУ (кодыопераций сектора государственного управления).Кассовое исполнение бюджета (то есть расходо‑вание денежных средств согласно смете) учиты‑вается по кредиту счета 30405000 («расчеты поплатежам из бюджета с финансовыми органами»).По разрядам 24-26 этого счета показываются це‑левые статьи расходов. К концу календарного годасчет 30405000 в разрезе счетов аналитическогоучета должен соответствовать целевым статьямсметы. Реально осуществленные расходы ресур‑сов учреждения будут отражены по дебету счета40120200 («расходы хозяйствующего субъекта») вразрезе счетов аналитического учета, соответству‑ющих КОСГУ. К концу года не должно оставатьсяневыполненных денежных обязательств, предус‑мотренных по смете. В свою очередь, поставщикидолжны выполнить свои обязательства, предусмо‑тренные договорами. Именно этим требованиямдолжен отвечать баланс казенного учреждения кТаблица 1. Баланс получателя бюджетных средств (пример казенного учреждения Х)Актив Счет Сумма Пассив Счет СуммаI. Нефинансовые активы III. ОбязательстваОсновные средства 110124000 960 Расчеты по платежам из бюд‑жета с финансовым органом130405000 3000Амортизация 110424000 190 В том числе: 130405211 1000Остаточная стои‑мость основныхсредств770 130405212 8130405213 342Материальные за‑пасы 110536000 15130405222 30130405223 300130405225 250130405226 20130405310 1010130405340 40Итого по разделу I 785 Итого по разделу III 3000II. Финансовые активы IV. Финансовый результатРасходы текущего финансово‑го года140120200 2215В том числе: 140120211 1000140120212 8140120213 342140120222 30140120223 300140120225 250140120226 20140120271 240140120272 25Итого по разделу II 0 Итого по разделу IV 2215Баланс 785 Баланс 785концу года. Баланс казенного учреждения как по‑лучателя бюджетных средств по смете расходов кконцу календарного года примет следующий вид(табл. 1).На конец года счет 30405000 по сумме дол‑жен соответствовать смете, а субсчета должнысоответствовать направлениям использования(КОСГУ).С начала следующего календарного года ка‑зенное учреждение будетЗакрытие счетов 30405000 и 40120200 осущест‑вляется следующим образом:1. Дебет 130405000 - кредит 140120200 (насумму произведенных фактических расходов).2. Дебет 130405000 - кредит 140130000 (насумму остатков кассового исполнения бюджета).Счет 40130000 покажет, что осталось у казен‑ного учреждения после исполнения сметы (остат‑ки материальных запасов, основных средств,иных нефинансовых активов).Смысл баланса казенного учреждения к концугода состоит в том, что в активе баланса будут от‑ражены активы учреждения, а в пассиве - толь‑ко финансовый результат. Данный финансовыйрезультат показывает, что остается у учрежденияпосле исполнения сметы. Остатки нефинансовыхТаблица 2. Заключительный баланс казенного учреждения Х (первый год)Актив Счет Сумма Пассив Счет СуммаI. Нефинансовые активы III. Обязательства1.Основные средства 110124000 960Амортизация 110424000 190Остаточная сто‑имость основныхсредств7702. Материальные за‑пасы 110536000 15Итого по разделу I 785 Итого по разделу III 0II. Финансовые активы IV. Финансовый результатФинансовый результат про‑шлого отчетного периода140130000 785Итого по разделу II 0 Итого по разделу IV 785Баланс 785 Баланс 785активов нужны для продолжения деятельности.Например, на 1 января в медицинском учрежде‑нии необходим запас лекарств, мягкого инвентаря,продуктов питания, оборудования и пр. Баланс ка‑зенного учреждения Х принимает следующий вид(табл. 2).Счет 40130000 имеет в балансе кредитовоесальдо, то есть показывает доходы (приобретения)казенного учреждения к концу года в результатеисполнения сметы.Заключительный баланс казенного учреж‑дения, финансируемого по смете, имеет важноезначение для анализа. Он показывает, насколькоучреждение обеспечено на начало года нефинан‑совыми активами для дальнейшей деятельности,что происходит в последующем.Таблица 3. Заключительный баланс казенного учреждения Х (второй год, вариант А)Актив Счет Сумма Пассив Счет СуммаI. Нефинансовые активы III. Обязательства1.Основные средства 110124000 1350Амортизация 110424000 250Остаточная сто‑имость основныхсредств11002. МатериальныеВ последующие годы заключение текущихсчетов 30405000 и 40120200 на счет 40130000должно приводить, казалось бы, к тому, что ко‑нечное сальдо счета 40130000 по кредиту долж‑но увеличиваться. Ведь, казалось бы, каждый годбудут оставаться приобретенные нефинансовыеактивы для дальнейшей деятельности. В действи‑тельности так происходит не всегда. Ведь остав‑шиеся на начало года нефинансовые активы будутиспользоваться, увеличивая тем самым дебет сче‑та 40120200. Кроме того, объемы финансированиямогут меняться по годам. Рассмотрим 3 возмож‑ных варианта заключительных балансов исполне‑ния сметы второго года (табл. 3, 4, 5) и сравним ихс исходным балансом (табл. 2).Как и ожидалось, в варианте А (табл. 3) прои‑Таблица 4. Заключительный баланс казенного учреждения Х (второй год, вариант Б)Актив Счет Сумма Пассив Счет СуммаI. Нефинансовые активы III. Обязательства1.Основные средства 110124000 1020Амортизация 110424000 250Остаточная сто‑имость основныхсредств7702. Материальные за‑пасы 110536000 15Итого по разделу I 785 Итого по разделу III 0II. Финансовые активы IV. Финансовый результатФинансовый результат про‑шлого отчетного периода140130000 785Итого по разделу II 0 Итого по разделу IV 785Баланс 785 Баланс 785зошло увеличение нефинансовых активов. Казен‑ное учреждение успешно развивается, основныесредства и материальные запасы увеличены. Засчет пополнения основных средств увеличилисьамортизационные отчисления (со 190 до 250), чтов целом не ухудшило ситуацию.По варианту Б (табл. 4) изменений в итогах ба‑ланса не произошло. Несмотря на то, что произо‑шло увеличение основных средств по балансовойстоимости, остаточная стоимость не приросла засчет выросшей амортизации. Казенное учрежде‑ние сохранило свои позиции.Вариант В (табл. 5) является самым неблаго‑приятным. Итог второго года показывает, что,скорее всего, учреждению уменьшили объемыфинансирования. Прироста основных средств неТаблица 5. Заключительный баланс казенного учреждения Х (второй год, вариант В)Актив Счет Сумма Пассив Счет СуммаI. Нефинансовые активы III. Обязательства1.Основные средства 110124000 960Амортизация 110424000 215Остаточная сто‑имость основныхсредств7452. Материальные за‑пасы 110536000 5Итого по разделу I 750 Итого по разделу III 0II. Финансовые активы IV. Финансовый результатФинансовый результат про‑шлого отчетного периода140130000 750Итого по разделу II 0 Итого по разделу IV 750Баланс 750 Баланс 750произошло, материальные запасы на конец годауменьшились. Общий итоговый финансовый ре‑зультат по кредиту счета 40130000 сократился.Итак, анализ баланса получателя бюджетныхсредств необходим, прежде всего, распорядителюбюджетных средств для принятия решения о раз‑мерах финансирования.С января 2011 года начался процесс переходабывших бюджетных учреждений в новый статус.Бюджетное и казенное учреждение нового типасущественно отличается по статусу от прежнегобюджетного. Это касается, прежде всего, финан‑сирования. Финансирование по смете сохрани‑лось только для казенных учреждений. Бюджет‑ные и автономные учреждения нового статуса фи‑нансируются по бюджетной субсидии. Субсидиибюджетным и автономным учреждениям, соглас‑но статье 69.1 Бюджетного кодекса РФ относятсяк бюджетным ассигнованиям на оказание государ‑ственных (муниципальных) услуг (выполнениеработ), т.е являются формой финансового обеспе‑чения задания.Существенное отличие бюджетной субсидии -она предоставляется под предполагаемые объ‑емы выполненных работ, услуг. Это может бытьколичество учеников в школе, количество выпу‑щенных студентов, количество посещений в по‑ликлиниках и детских садах и пр. Органы властирешают при этом следующие задачи. Во-первых,учреждение нацеливают на результаты деятельно‑сти. Во-вторых, учреждение будет заинтересованов наращивании объемов работы. В-третьих, орга‑ны власти оптимизируют свои затраты на основереальной потребности в услугах и работах бюд‑жетной сферы. Например, государственный заказна выпуск студентов будет определяться за счетобоснованных показателей потребности страны вспециалистах.В новых условиях бюджетное или автономноеучреждение как получатель бюджетной субсидии,не имеет статуса получателя бюджетных средств,как это было ранее. Получателем бюджетныхсредств будет являться его учредитель (вышестоя‑щая организация). Именно учредитель будет осу‑ществлять бухгалтерский учет финансирования исанкционирования расходов бюджетных средств(бухгалтерские записи по счетам раздела 5).Направление расходов, осуществляемых уч‑реждением за счет субсидий, предоставленныхиз бюджета, определяется в плане финансово-хо‑зяйственной деятельности, который формируетсяи утверждается учредителем, на основании пред‑ложений бюджетного, автономного учреждения.План финансово-хозяйственной деятельностианалогичен смете, каждая статья расходов имееткод. При предоставлении целевой субсидии уч‑реждение предоставляет учредителю документ:Сведения об операциях с целевыми субсидиями,предоставленными государственному (муници‑пальному) учреждению.Получение и исполнение денежных обяза‑тельств по бюджетной субсидии будет осущест‑вляться через Казначейство. Иных вариантов ис‑пользования денежных средств бюджетной субси‑дии не предусмотрено. Бюджетная субсидия по‑ступит на лицевой счет бюджетного учреждения слицевого счета учредителя.Обслуживание в Казначействе (федеральном,субъекта Федерации) клиентов, исполняющих го‑сударственный заказ, осуществляется практиче‑ски так же, как и при исполнении сметы. В Каз‑начействе открывается лицевой счет, по которомуфиксируются сумма поступившей субсидии ирасходы. Казначейство, как и ранее, обязано про‑верять обоснованность и целевой характер расхо‑дов, соответствие расходов заявленным КОСГУ.Особенности учета субсидии следующие.1. Бюджетная субсидия по 18-му разряду счетаотражается цифрой 4, 5, 6 (варианты госзаказа).2. Реально денежные средства находятся в тер‑риториальном управлении ЦБ РФ. Для учета кас‑совых поступлений и расходов денежных средствпо бюджетной субсидии в бухгалтерском учетепредусмотрен счет 20111 («денежные средстваучреждения на лицевых счетах в органе казначей‑ства»).3. Платежные документы поступают в ЦБ РФчерез Казначейство. Платежными документамипо-прежнему являются заявки на кассовый расход(ф. 531801). Заявка на получение наличных денег(ф. 531802) так же проходит через Казначейство,прежде чем учреждение получит наличность вРКЦ.4. Бюджетная субсидия является для бюджет‑ного, автономного учреждения доходом, поэтомууказанные выше счета могут использоваться дляучета финансирования по субсидии. Субсидияучитывается как «прочие доходы» (счет поступле‑ния 40110180).Для выполнения государственного (муници‑пального) задания необходимы нефинансовые ак‑тивы, услуги и работы от поставщиков, выполне‑ние должностных обязанностей работниками уч‑реждения и пр. Все это должно быть оплачено засчет бюджетной субсидии. Приобретенные нефи‑нансовые активы и услуги должны быть использо‑ваны с целью выполнения государственного зада‑ния. Это задание на выполнение образовательных,медицинских, спортивно-оздоровительных, куль‑турно-просветительных и прочих услуг и работ.Сумма бюджетной субсидии обоснованно распи‑сывается по статьям расходов. Коренным образомменяется суть финансирования - его целью ста‑новится не обеспечение учреждения, а конечныйрезультат от его деятельности.Кассовое исполнение бюджетной субсидиибудет учтено по кредиту счета 20111000, а реаль‑но осуществленные расходы - по дебету счета40120200.После исполнения субсидии на выполнениегосударственного заказа необходимо отразить ре‑зультаты в балансе. Особенность финансированияпо бюджетной субсидии заключается в том, чтопри ее исполнении не может быть финансовогорезультата в виде прибыли. Бюджетная субсидиякомпенсирует расходы, но, в отличие от пред‑принимательской деятельности, не является при‑быльной. Кассовое исполнение субсидии будетозначать, что денежные средства будут израсходо‑ваны, т. е. по дебету и кредиту счета 20111 обо‑роты совпадут.В годовом балансе по пассиву в 4-м разделе от‑ражены доходы по полученным субсидиям и рас‑ходы по выполнению государственного задания.Для заключения счетов будут сделаны проводки:1. Дебет 440110180 - кредит 440130000 (насумму полученной субсидии).Таблица 6. Бухгалтерские записи по поступлению бюджетной субсидии№ Операция По дебетусчетаПо кредитусчета1 2 3 41 Начислен доход по субсидии на выполнение государственного за‑дания420581560 4401101802 Поступила субсидия на выполнение государственного задания налицевой счет учреждения420111510 4205816601а Начислен доход по иные цели 520581560 5401101802а Поступила субсидия на иные цели на лицевой счет учреждения 520111510 5205816601б Начислен доход по бюджетной инвестиции 620581560 6401101802б Поступила бюджетная инвестиция на лицевой счет учреждения 620111510 6205816602. Дебет 440130000 - кредит 440120200 (насумму расходов).Таким образом, в годовом балансе счета теку‑щих доходов и расходов закрываются. Если субси‑дия текущего года использована, государственноезадание выполнено. Следовательно, после заклю‑чения счетов баланс будет нулевым, все счета за‑кроются.Если бюджетная субсидия имеет сроки завер‑шения в будущем календарном году, то баланс поисполнению субсидии может выглядеть так. В ак‑тиве баланса имеются в наличии неиспользован‑ные материальные запасы и основные средства.На счетах учреждения и в кассе имеются неис‑пользованные остатки денежных средств. Указан‑ные денежные средства будут израсходованы напогашение денежных обязательств учреждения ипоследующее кассовое исполнение субсидии. Вразделе 4 доходы по текущей деятельности (бюд‑жетная субсидия) превышают расходы.В отчетности по результатам года будет пред‑ставлен баланс учреждения. Он может принятьследующий вид (табл. 7).Таблица 7. Баланс государственного учреждения до заключения счетовАктив Сумма Пассив Сумма1. Нефинансовые активы 3. ОбязательстваМатериальные запасы 30 Расчеты по ремонту помещений 80Итого нефинансовые активы 30 Итого по обязательствам 802. Финансовые активы 4. Финансовый результатДенежные средства на лицевомсчете в казначействе240 Финансовый результат текущей деятельно‑сти (доходы)5002. Финансовый результат текущей деятель‑ности (расходы)310Итого финансовые активы 240 Итого финансовый результат 190Баланс 270 Баланс 270Таблица 8. Заключение счетов по исполнению субсидии на 1 января№ Операция По дебетусчетаПо кредитусчетаСумма(ден. ед.)1 Закрытие счета текущих доходов по бюджетной субси‑дии на финансовый результат440110180 440130000 5002 Списание текущих расходов на финансовый результат 440130000 440120200 310Баланс по бюджетной субсидии, не исполнен‑ной к концу года (табл. 7), также предусматриваетзаключение счетов: 40110180 и 40120200. Пока‑жем эти операции на примере баланса в табл. 8.Таким образом, если исполнение субсидиине завершено, счет 440130000 переходит в следу‑ющий календарный год с кредитовым сальдо. Вновом календарном году ведется учет расходов посчету 40120200, расходы по которому при испол‑нении субсидии, списываются на счет 40130000.Итак, подведем итоги.1. Финансирование из бюджета государствен‑ных (муниципальных) учреждений осуществля‑ется теперь по-новому. Схема финансированияказенных учреждений в основном не претерпелаособых изменений, но с 1 января 2011 года изме‑нился план счетов (Инструкция 157н). Несмотряна сохранившийся порядок финансирования, ка‑зенные учреждения и распорядители бюджетныхсредств должны анализировать результаты финан‑сирования. Это позволит им более рациональноиспользовать бюджетные средства, обоснованнотребовать увеличения сметных расходов в случаенеобходимости. Один из способов такого обо‑снования - анализ динамики баланса получателябюджетных средств по годам.2. Бюджетные учреждения с новым статусоми автономные учреждения перешли на принципи‑ально новую схему финансирования из бюджета.Их задача - выполнить государственный заказ,используя денежные средства по бюджетной суб‑сидии. Кассовое исполнение субсидии и реальныерасходы должны совпадать. Баланс получателясубсидии на 1 января покажет в таком случае сте‑пень ее выполнения.

Ключевые слова

кассовое исполнение бюджета, финансовый результат, смета расходов, бюджетная субсидия, cash execution of budget, financial result, estimated expenses, budgetary subsidy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Воробьева Ирина ПавловнаНациональный исследовательский Томский политехнический университеткандидат экономических наук, доцент кафедры экономикиvorobjevaip@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Федеральный закон ФЗ-83 от 23 апреля 2010 года. [Электронный ресурс] / справочно-правовая система ГАРАНТ. -
Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственн
Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению. Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 г. № 162н. [Электронный ресурс] / справочно-правовая система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный.
Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению. Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 г. № 174н. [Электронный ресурс] / справочно-правовая система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный.
Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению. Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. № 183н. [Электронный ресурс] / справочно-правовая система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://www.garant.ru, свободн
Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 г. № 191н. [Электронный ресурс] / справочно-правовая
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений. Закон РФ ФЗ № 239 от 18.07.2011. [Электронный ресурс] / справочно-правовая система ГАРАНТ. - Режим доступа:
 < | ПУФ. 2012. № 1 (5).

< | ПУФ. 2012. № 1 (5).

Полнотекстовая версия