Introduction to the problem of Administrationfines as part of non-tax revenue budget.pdf Вопрос о значении средств, поступающих отадминистративных штрафов, в формировании фи-нансовых ресурсов государства недостаточно изу-чен. На наш взгляд, эта проблема имеет нескольковажных моментов для муниципального бюджета.1. Штрафы могут стать весомым источни-ком неналоговых доходов. К примеру, в 2011 годуштрафы, санкции и возмещение ущерба занимали10,6 % в структуре неналоговых доходах бюджетамуниципального образования «Город Томск».2. Штрафы могут быть хорошим инструмен-том регулирования поведения юридических и фи-зических лиц для решения насущных проблем.3. Штрафы могут аккумулироваться в фон-ды для решения острых муниципальных проблем(парковки, мусор, объявления и т.д.)4. Создание простой, но действенной систе-мы штрафов поможет улучшить имидж власти ивнешний облик города.5. Первостепенное научно-практическое зна-чениеТермин «штраф» является для нашего законо-дательства относительно новым, заимствован изнемецкого языка, в котором обозначает всякое на-казание («die Strafe»). В законодательстве разныхгосударств наряду с термином «штраф» использу-ется также термин «денежное взыскание».Штраф предусмотрен действующим законо-дательством в качестве наказания за многие видыправонарушений и как мера юридической ответ-ственности широко применяется не только в ад-министративном праве, но и в финансовом, на-логовом, уголовном, гражданском и таможенномправе.Штраф - как уголовное наказаниеВ действующем Уголовном кодексе РФ штрафопределяется как «денежное взыскание, назначае-мое в пределах, предусмотренных настоящим Ко-дексом (ч.1 ст. 46)».В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. (ст. 30)при определении штрафа указывалось, что этоденежное взыскание, налагаемое судом. Поэтомуэтот признак содержится сейчас в общем опреде-лении уголовного наказания (ч.1 ст. 43 УК РФ),специальная ссылка на назначаемость штрафасудом из статьи закона была обоснованно исклю-чена.Согласно ст. ст.128, 130 Гражданского кодексаРФ деньги относятся к имуществу (точнее к дви-жимому имуществу), поэтомуК числу преимуществ штрафа как вида уго-ловного наказания относят следующее: уменьше-ние тюремного населения, исключение контактаосуждённых за преступления небольшой степениопасности с преступниками; небольшие наклад-ные расходы, связанные с исполнением данноговида наказания (нет необходимости создавать спе-циальные исполнительные органы); получениедоходов в государственный бюджет; возможностьиндивидуализировать назначенное наказание взависимости от имущественного благосостоя-ния осуждённого; возможность применения мер,стимулирующих правопослушное поведение (от-срочка и рассрочка выплаты, уменьшение размераштрафа при добропорядочном поведении) [3].Штраф может применяться как самостоятель-ная мера наказания, так и в порядке замены нака-зания менее строгим или одновременно с другимвидом наказания.Впервые в российском праве штраф как виднаказания упоминался в договорах Олега (911год) и Игоря (944 год) с греками: наказание в видештрафа полагалось за применение оружия любымпредставителем одной из сторон договора в отно-шении представителя другой стороны.Позже штраф под названиями «вира» и «про-дажа» широко использовался в качестве наказаниядаже за такие преступления, как убийство и при-чинение телесных повреждений. Он использовал-ся как средство возмещения «обиды», под которойподразумевалось совершение преступления.С усилением роли государственно-властныхинститутов штраф как вид наказания уступилместо смертной и торговой казни; он сохранилсялишь за такие преступления небольшой тяжести,как упущение по службе, оскорбление, клевета,побои и др. Штраф вновь начал широко приме-няться лишь когда распространение получил ка-питалистический способ хозяйствования [3].Согласно Уложению о наказаниях уголовных иисправительных 1845 года различались:- штрафы, поступающие в казну,- пени, поступающие в приходы обществен-ного призрения и другие общеполезные учрежде-ния.Уголовное уложение 1903 года также предус-матривало две разновидности штрафа:- денежную пеню;- денежное взыскание.Пеня являлась главным видом имуществен-ных взысканий в уголовном праве того времени.В законодательстве РСФСР штраф занималодно из важнейших мест. Он широко применял-ся в первые годы советской власти (свыше 50 %осуждённых были оштрафованы). Официальноназначение штрафа в этот период разъяснялосьследующим образом: «Налагаемый штраф долженбыть таким по величине, чтобы он выполнял од-новременно роль операции капитала и лишал бынаших активных противников их главного орудияборьбы с нами - капитала» [3].Штрафные санкции были предусмотрены вомногих составах преступлений уголовных кодек-сов 1922, 1926 и 1960 годов, однако штрафы при-менялись лишь к небольшому числу осуждённых.Штраф - как административное наказаниеОсновным нормативным документом, регули-рующим вопросы административной ответствен-ности является Кодекс об административных пра-вонарушениях (далее по тексту - КоАП). Кодекссодержит нормы, устанавливающие конкретныесоставы административных правонарушений вразличных областях жизнедеятельности граждан.Согласно ст. 3.5 Кодекса Российской Федера-ции об административных правонарушениях 2001года административный штраф является денеж-ным взысканием, выражается в рублях и устанав-ливается:- для граждан в размере, не превышающемпяти тысяч рублей;- для должностных лиц - пятидесяти ты-сяч рублей;- для юридических лиц - одного миллионарублей.Административный штраф также может выра-жаться в величине, кратной:1. Стоимости предмета административногоправонарушения на момент окончания или пресе-чения административного правонарушения;2. Сумме неуплаченных и подлежащих упла-те на момент окончания или пресечения админи-стративного правонарушения налогов, сборов илитаможенных пошлин;3. Сумме незаконной валютной операции;4. Сумме денежных средств или стоимостивнутренних и внешних ценных бумаг, списанныхи (или) зачисленных с невыполнением установ-ленного требования о резервировании;5. Сумме валютной выручки, не проданной вустановленном порядке;6. Сумме денежных средств, не зачисленныхв установленный срок на счета в уполномоченныхбанках;7. Сумме денежных средств, не возвращен-ных в установленный срок в Российскую Федера-цию;8. Сумме неуплаченного административногоштрафа;9. Сумме выручки правонарушителя от реа-лизации товара (работы, услуги), на рынке кото-рого совершено административное правонаруше-ние, за календарный год, предшествующий году, вкотором было выявлено административное право-нарушение, либо за предшествующую дате выяв-ления административного правонарушения частькалендарного года, в котором было выявлено ад-министративное правонарушение, если правона-рушитель не осуществлял деятельность по реали-зации товара (работы, услуги) в предшествующемкалендарном году.Размер административного штрафа, исчис-ляемого исходя из оснований, предусмотренныхпунктами 1-7, не может превышать трёхкратныйразмер стоимости предмета административногоправонарушения либо соответствующей суммыили стоимости. Размер административного штра-фа, исчисляемого исходя из основания, предус-мотренного пунктом 9, не может превышать однудвадцать пятую совокупного размера суммы вы-ручки от реализации всех товаров (работ, услуг)за календарный год, предшествующий году, в ко-тором было выявлено административное право-нарушение, либо за предшествующую дате выяв-ления административного правонарушения частькалендарного года, в котором было выявлено ад-министративное правонарушение, если правона-рушитель не осуществлял деятельность по реали-зации товаров (работ, услуг) в предшествующемкалендарном году.Административный штраф не может приме-няться к сержантам, старшинам, солдатам и ма-тросам, проходящим военную службу по призыву,а также к курсантам военных образовательныхучреждений профессионального образования дозаключения с ними контракта о прохождении во-енной службы.Рассматривая вопрос штрафообразования, об-ратимся к Кодексу об административных правона-рушениях РФ (схема). Дело об административномправонарушении рассматривается по месту егосовершения в пятнадцатидневный срок со дняполучения органом, должностным лицом, право-мочными рассматривать дело, протокола об адми-нистративном правонарушении.Согласно ст. 1.3.1 КоАП РФ законами субъек-тов Российской Федерации органы местного само-управления могут наделяться отдельными полно-мочиями субъекта Российской Федерации по ре-шению таких вопросов, как создание комиссийпо делам несовершеннолетних и защите их прав;создание административных комиссий, иных кол-легиальных органов в целях привлечения к адми-нистративной ответственности, предусмотреннойзаконами субъектов Российской Федерации; опре-деления перечня должностных лиц, уполномочен-ных составлять протоколы об административныхправонарушениях, предусмотренных законамисубъектов Российской Федерации, с передачей не-обходимых для их осуществления материальныхи финансовых средств. В случае наделения органаместного самоуправления указанными полномо-чиями его должностные лица вправе составлятьпротоколы об административных правонарушени-ях, предусмотренных законами субъекта Россий-ской Федерации.Административный штраф должен быть упла-чен лицом, привлеченным к административнойответственности, не позднее тридцати дней со днявступления постановления о наложении админи-стративного штрафа в законную силу либо со дняистечения срока отсрочки.Сумма административного штрафа вноситсяили переводится лицом, привлеченным к админи-стративной ответственности, в кредитную орга-низацию.Бюджетный кодекс Российской Федерации от-носит штрафы к доходам бюджета (ст. 41). Междутем по действовавшему до 1 июля 2002 года за-конодательству штрафные суммы зачастую рас-пределялись по лицевым счетам и всевозможнымведомственным фондам (фонды социальногоразвития и т.п.). Вступивший 1 июля 2002 годав действие Кодекс Российской Федерации об ад-министративных правонарушениях ставит этомупредел.В соответствии с п. 5 ст. 3.5 КоАП РФ взимае-мые административные штрафы должны перечис-ляться в бюджетную систему в полном объеме, врезультате чего поступающие от них средства ис-пользуются в целях выполнения задач и функцийгосударства.В связи с проводимой реформой организацииисполнения бюджетов существенно изменилсяпорядок администрирования денежных взыска-ний (штрафов).До 1 января 2005 года формальными админи-страторами поступленийТаблица 1Штрафы КодексШтрафы за административные правонарушения Кодекс об административныхправонарушенияхШтрафы и суммы в возмещение ущерба государства порезультатам рассмотрения уголовных дел Уголовный кодексШтрафы и санкции, наложенные органами госвласти занарушение норм законодательства Российской ФедерацииГражданско-процессуальныйкодексАрбитражно-процессуальныйкодексУголовно-процессуальныйкодексПри решении вопроса, связанного с поступле-нием в бюджеты от штрафов, прежде всего, не-обходимо руководствоваться соответствующимикодексами.Для решения вопроса закрепления конкрет-ного доходного источника за конкретным адми-нистратором необходимо определить орган го-сударственной власти, который начисляет суммуштрафа. Это непросто, учитывая, что, в отличиеот других доходных источников, существуютзначительные трудности в определении органагосударственной власти, начисляющего штрафпо результатам рассмотрения конкретного дела оправонарушении. Суть проблемы в том, что дело оправонарушении может передаваться в судебныеорганы, которые выносят решение о наложенииштрафа. Однако в силу специфики работы судеб-ных органов суды не могут являться администра-торами поступлений в бюджет. В связи с этимпроцедура определения администратора имеетследующий вид [5. C.19].При взыскании штрафов за административ-ные правонарушения исполнительными органамивласти по результатам рассмотрения дел об ад-министративных правонарушениях администра-торами поступлений в бюджет являются органыисполнительной власти, вынесшие постановле-ние о наложении штрафа. Такой критерий опре-деления администратора выбран потому, что всоответствии с Кодексом об административныхправонарушениях не совпадают между собойорган исполнительной власти, оформляющий по-становление о наложении штрафа, и орган власти,который возбуждает дело об административномправонарушении.Поскольку дебиторская задолженность воз-никает при начислении конкретной суммы штра-фа, то орган власти, который возбуждает дело обадминистративном правонарушении, может бытьне причастным к начислению суммы штрафа илиоформлению окончательного решения о наложе-Таблица 1Штрафы КодексШтрафы за административные правонарушения Кодекс об административныхправонарушенияхШтрафы и суммы в возмещение ущерба государства порезультатам рассмотрения уголовных дел Уголовный кодексШтрафы и санкции, наложенныеган исполнительной власти, направляющий соот-ветствующее дело об административном право-нарушении в суды общей юрисдикции, мировымсудьям.Может возникнуть вопрос, почему админи-стратором не является Федеральная служба су-дебных приставов при условии, что в основноморганы исполнительной власти передают дела обадминистративном правонарушении в суды дляисполнения принудительной уплаты начислен-ного штрафа через органы Федеральной службысудебных приставов. Ответ состоит в том, чтодолжник может уплатить штраф в добровольномпорядке, не дожидаясь оформления исполнитель-ного листа, на основе которого судебный приставвзыскивает штраф в принудительном порядке.Дополнительным аргументом является и то,что при исполнении судебным приставом обяза-тельств по принудительному взысканию штрафас должника, в случае если взыскателем являетсяфизическое лицо, получателем штрафа являетсявзыскатель, а не судебный пристав. Аналогичнаяситуация имеет место и в случае, когда взыскате-лем является орган исполнительной власти. Раз-ница лишь в том, что поступления от штрафовлюбого вида зачисляются на единый балансовыйсчет, открытый органам Федерального казначей-ства в учреждениях Банка России (а не на счетаорганов государственной власти), по учету всехдоходов, поступающих в бюджетную системуРоссийской Федерации.В связи с таким порядком зачисления всехдоходов судебные органы часто совершенно не-оправданно указывают в исполнительных листахв полях, содержащих информацию о взыскателе,реквизиты Минфина России. При этом отметим,что Минфин России как орган, организующий ис-полнение бюджетов, никакого отношения к начис-лению каких-либо штрафов за административныеправонарушения не имеет. Это подтверждается иперечнем органов власти, уполномоченных рас-сматривать дела об административных правонару-шениях (ст. 23.1 - 23.66 КоАП): Минфин России внем отсутствует.Несмотря на наличие единого балансовогосчета, на который поступают суммы штрафов, не-обходимым условиемВ случае отсутствия кода бюджетной клас-сификации в указанном перечне просматривают-ся другие законодательные акты Российской Фе-дерации, а также законодательные акты субъектаРоссийской Федерации на предмет наличия в нихнормативов отчисления в бюджеты от данногоштрафа.Если и в указанных законодательных актах несодержатся нормы, регулирующие нормативы от-числений в бюджеты, то в соответствии со ст. 46Бюджетного кодекса Российской Федерацииштрафы зачисляются в бюджеты муниципальныхобразований по месту нахождения органа илидолжностного лица, принявшего решение о нало-жении штрафа.В настоящее время существует обширныйперечень администраторов доходов, относящихсяк самым разным ведомствам, которые в той илииной мере участвуют в пополнении доходной базыбюджетов муниципальных образований. Системаадминистрирования неналоговых доходов про-должает требовать совершенствования, посколькуодни и те же неналоговые доходы закреплены зарядом администраторов, а также существует об-ширная группа неналоговых доходов, закреплен-ных за всеми администраторами доходов бюдже-та, что, на наш взгляд, является неоправданными способно привести к нечеткому разграничениюполномочий между ведомствами и снижению ка-чества администрирования неналоговых доходов.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ ФЗ - Справочная правовая система «Консультант».
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ ФЗ - Справочная правовая система «Консультант».
Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ - Справочная правовая система «Консультант».
Бычков С. С. Администрирование поступлений от денежных взысканий (штрафов) // Бюджетный учет. - 2006. - № 5.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ - Справочная система «Консультант»
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ - Справочная правовая система «Консультант».
Федеральный закон от 30.11.2011 № 371- ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».
Кодекс Томской области об административных правонарушениях от 26.12.2008 № 295- ОЗ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ.
Приказ Минфина России от 21.12.2011 № 180н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Голованова Н. А. Уголовное право Англии // Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии): Сборник законодательных материалов / Под ред. И. Д. Козочкина. - М., 2001. - 352 с.
Крылова Н. Е., Серебренникова А. В. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии). - М., 1998. - 208 с.
Серебренникова А. В. Имущественный штраф как вид наказания по УК Германии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право, 1996. - № 1. - С. 59-64.
Ярцева И. Ю. Проблемы администрирования неналоговых доходов бюджетов // Проблемы учета и финансов. - 2011. - № 1.