Общая характеристика денежно-кредитной политики Европейского центральногобанка в 2011 году | ПУФ. 2012. № 3 (7).

Общая характеристика денежно-кредитной политики Европейского центральногобанка в 2011 году

Сделан анализ и дана характеристика денежнокредитной политики Европейского центральногобанка в 2011 году. Исследование основано в основном на отчётах и материалах ЕЦБ, которые регулярно публикуются на официальном сайте ЕЦБ.

General Characterization of the European CentralBank monetary policy in 2011.pdf Обратимся в нашем исследовании к опытуденежно-кредитной политики Европейского цен-трального банка в прошедшем непростом дляЕврозоны 2011 году для того, чтобы оценить эф-фективность деятельности данного центральногобанка и проследить последовательность действий,которые были предприняты в связи с продолжи-тельным мировым финансовым кризисом, кото-рый уже привёл к ослаблению экономики рядагосударств не только в Еврозоне (Бельгия, Бело-руссия, Венгрия, Греция, Италия, Испания, Кипр,Мальта, Польша, Португалия, США). Данная ста-тья посвящена денежно-кредитной политике Ев-ропейского центрального банка (далее - ЕЦБ) в2011 году. В своём исследовании мы опираемся наматериалы, опубликованные на официальном сай-те ЕЦБ: ежеквартальные и ежемесячные отчётыЕЦБ о проводимой денежно-кредитной политике(которые были опубликованы на официальномсайте ЕЦБ с января по декабрь 2011 г.), статисти-ческие данные, пресс-релизы ЕЦБ (которые былиопубликованы от пяти до шестнадцати раз в ме-сяц).Проанализируем денежно-кредитную полити-ку ЕЦБ: В январе 2011 года произошли измененияв составе стран-участниц Еврозоны. С 1 января2011 г. Эстония ввела на своей территории валютуевро. Таким образом, количество стран, которыеосуществляют единую ДКП в Еврозоне, в 2011году снова увеличилось - до 17, вследствие чегоевро, согласно статистике, стал волютой прибли-зительно 331 млн европейцев. Согласно положе-нию Европейской системы центральных банкови ЕЦБ, Национальный банк Эстонии внёс частьсвоего капитала в капитал ЕЦБ в установленномразмере [1]. 13 января 2011 года Совет ЕЦБ про-вёл очередное заседание. На основании регуляр-ного экономического и монетарного анализа Со-вет ЕЦБ решил оставить ставку рефинансирова-ния без изменения. 13 января 2011 г. на очередномзаседании Совета ЕЦБ ставка рефинансированияосталась на прежнем уровне - 1, 00 % [2]. Проанализировав информацию, поступив-шую в Совет ЕЦБ с момента последнего заседа-ния Совета ЕЦБ, в декабре 2011 года, Совет ЕЦБпрогнозировал рост инфляции в начале 2011 года.По оценкам ЕЦБ, ценовой стабильности ничего неугрожает и инфляция не превысит установленныйпорог в 2 %. Основной целью ДКП ЕЦБ в начале2011 года и на протяжении всего 2011 года былозакрепление инфляционных ожиданий на данномуровне. Опасения Совета ЕЦБ в 2011 г. были свя-заны с повышением цен на энергоносители и насырьё, а также с повышением косвенных налогови цен, контролируемых государством вследствиенеобходимой консолидации домашних хозяйствв Еврозоне: тем самым всё это могло привести кповышению цен в цепочке установления цен натовары и услуги. Монетарный анализ в январе 2011 г. по-казал, что инфляционное давление на среднесроч-ную перспективу ограничено, гарантирована це-новая стабильность на среднесрочную перспекти-ву - уровень инфляции не превышает и в 2011 г. всреднем не превысит установленный порог в 2 %,вследствие этого в Еврозоне поддерживается по-купательная способность частных домашних хо-зяйств. На основании отчёта Совета ЕЦБ о про-водимой в 2011г. ДКП, курс ДКП на протяжениивсего 2011 г. оставался «аккомодирующим» или«приспосабливающимся» к существующему не-стабильному экономическому положению. Про-водимые ЕЦБ в 2011 г. «особые мероприятия»вследствие длительного напряжения на финансо-вых рынках, в соответствии с январским и после-дующими ежемесячными отчётами ЕЦБ, имелитолько «временный характер». Статистические данные подтверждали,что в январе 2011 г. в Еврозоне наблюдался незна-чительный стабильный экономический рост - на-пример, рост реального ВВП в Еврозоне в январе2011 г. держался на уровне 0, 3 %. По прогнозамСовета ЕЦБ, рынок экспорта и спроса на внутрен-нем рынке частного сектора должен был стабильноразвиваться. Этому способствовало относительновысокое доверие предпринимателей в Еврозоне, атакже аккомодирующий курс денежно-кредитнойполитики и вынужденные мероприятия ЕЦБ, про-водимые для восстановления функционированиявсей финансовой системы Еврозоны. По прогно-зам Совета ЕЦБ, мировая торговля должна быларасти в 2011 г. быстрее, чем это ожидается, и темсамым экспорт в Еврозоне должен был поддер-живаться на достаточно высоком уровне. Рискснижения экономического роста был возможенвследствие напряжения на некоторых сегментахфинансового рынка и вследствие его дальнейшегораспространения на реальный сектор экономики вЕврозоне. Спад в экономике был возможен вслед-ствие повторного повышения цен на нефть и сы-рье и вследствие продолжающегося «глобальногодисбаланса» в экономике.Банки расширили возможности по предо -ставлению кредитов частному сектору и исполь-зовали государственные меры помощи по рекапи-тализации. В соответствии с январским отчётомЕЦБ в 2011 г. страны Еврозоны вследствие не-прекращающейся подверженности негативнымреакциям рынка должны были постараться до-стичь намеченных целей по снижению бюджетно-го дефицита и сократить государственный долг. Всвязи с этим Совет ЕЦБ принял к сведению заяв-ленные мероприятия по уменьшению дисбалансабюджетов в некоторых странах Еврозоны. В слу-чае необходимости должны были быть сформули-рованы и реализованы дополнительные корректи-рующие меры для восстановления экономики Ев-розоны. При этом все страны Еврозоны должныбыли следовать многолетней консолидационнойстратегии, так как это было необходимо для уве-личения доверия к государственным финансам идля непрерывного стабильного экономическогороста. Проведение многочисленных реформ былонеобходимо, особенно в тех странах, которые ужепонесли экономические потери или в настоящиймомент страдают от бюджетного дефицита или отвнешнеторгового дефицита. Ликвидация ригид-ности рынка труда способствовала бы поддержа-нию процесса адаптации национальных экономик.Увеличение конкуренции на товарном рынке, осо-бенно в сфере бытового обслуживания, облегчилобы структурный сдвиг в экономике. Подобные ме-роприятия были обязательны для более интенсив-ного роста производительности и могли бы бытькатализатором для продолжительного экономиче-ского роста. Естественно, все структурные рефор-мы должны были быть подкреплены усовершен-ствованием структуры банковского сектора. Например, январский отчёт ЕЦБ содержал3 центральные темы: недавнее развитие выдачикредитов по открытому счёту частному сектору,анализ развития производственного потенциалав Еврозоне, а третья центральная тема освеща-ла неотложные мероприятия ДКП, которые былипроведены ЕЦБ вследствие финансового кризиса,чтобы усилить контроль за финансовым и макро-экономическим состоянием Еврозоны [3]. Согласно пресс-релизу ЕЦБ от 17 янва-ря 2011 г., во второй половине 2010 г. из оборотабыло изъято 364 102 поддельных евро-банкнот.Относительно общего количества евро-банкнот,находящихся в обращении (приблизительно 13,6 миллиардов), количество фальшивых банкнотЕЦБ оценивалось как незначительное [4]. В соответствии с отчётом ЕЦБ от 10 фев-раля 2011 г. Совет ЕЦБ на заседании 3 февраля2011 г. на основании регулярного экономическо-го и монетарного анализа решил, как и в январе2011 года; оставить без изменения ставку рефи-нансирования. Инфляционные ожидания в февра-ле 2011 г. были зафиксированы на одном уровнеи незначительно превысили установленный порогв 2 %, что, однако, согласуется с основной цельюДКП ЕЦБ - поддержание ценовой стабильности.Уровень инфляции в соответствии с прогнозом иоценкой Евростата в январе 2011 г. составил при-близительно 2, 4 %. Наблюдавшийся рост ГИПЦ вфеврале 2011 года (в декабре он составлял 2,2 %)явился следствием повышения цен на энергию.Февральский отчёт ЕЦБ содержал две главныецентральные темы: рост инфляционных ожида-ний в Еврозоне и прогноз относительно опцион-ных цен во время финансового кризиса [5]. В соответствии с отчётом ЕЦБ от 10 мар-та 2011 г. Совет ЕЦБ на заседании 3 марта 2011 г.на основании регулярного экономическогоем. Кроме того, Совет ЕЦБ решил осуществлятьболее долгосрочные операции по рефинансирова-нию со сроком действия три месяца, которые былиназначены на 27 апреля, 25 мая и 29 июня 2011 г.в качестве количественного тендера с полным рас-пределением. ЕЦБ принял решение проводить ме-роприятия по обеспечению ликвидности. Ожидалось, что конъюнктурный экономи-ческий рост был сдержан за счёт происходящегопроцесса выравнивания балансов в различныхсекторах экономики. Уровень инфляции, в со-ответствии с прогнозной оценкой Евростата, вфеврале 2011 г. составил приблизительно 2, 4 %.В Еврозоне наблюдалось повышение цен на энер-гию и продукты питания. Кроме того, ожидалосьвозможное повышение косвенных налогов и цен,контролируемых крупными фирмами или госу-дарством на основании необходимой в 2011 годуконсолидации домашних хозяйств. К тому же нафоне продолжительного конъюнктурного ростабыли возможны риски более интенсивного давле-ния цен внутри страны. Что касается монетарного анализа, то годо-вой темп роста денежного агрегата М3, например,в январе 2011 г. снизился на 1, 5 %, в то время какбыл констатирован подъём годового темпа приро-ста выдачи кредитов по открытому счёту частномусектору на 2, 4 % в январе. Низкий уровень ростаденежной массы и кредитов привёл к частичномувосстановлению большого количества денежнойликвидности, которая была накоплена до возник-новения напряжения на финансовом рынке в эко-номике Еврозоны. При анализе компонентов М3было установлено, что годовой темп роста М1,например, в январе 2011 года ослаб на 3, 2 %. Этодолжно было привести к низкому уровню банков-ского процента для вкладов. Повышение годовоготемпа роста выдачи банковских кредитов частно-му сектору, например, в январе 2011 года привелок более активной выдаче кредитов как частнымдомохозяйствам, так и нефинансовым акционер-ным компаниям. В случае с выдачей кредитов не-финансовым акционерным компаниям темп ростанаблюдался в положительную сторону и составилв январе 2011 г. рост на 0, 4 % после снижения на0, 2 % в декабре 2010 г., в то время как темп роставыдачи кредитов частному сектору увеличился на3,1 % в январе 2011 г. по сравнению с ростом на2,9 % в декабре 2010 г.. Экономические показате-ли свидетельствовали о том, что банки увеличиливыдачу кредитов в Еврозоне, причём банковскиеактивы остались неизменёнными. Для того, что-бы увеличить предоставление кредитов частномусектору, банки также использовали государствен-ные вспомогательные меры для рекапитализации.Банки, которые имели ограниченный доступ кформе финансирования путём распространенияакций на внешних рынках, должны были срочноусовершенствовать свою капиталовооружённостьи повысить свою рентабельность. Существующий в настоящее время евро-пейский долговой кризис в Еврозоне выявил не-отложность реформы экономико-политическойсистемы управления в Еврозоне. Совет ЕЦБ в2011 г. считал, что законодательные предложенияЕвропейской Комиссии сумели бы внести вкладв оптимизацию экономического и бюджетно-политического контроля в Еврозоне. Для обеспе-чения беспрепятственного функционированияЭкономического и Валютного союза необходимыособые меры. Как было изложено в заявленииЕЦБ от 17 февраля 2011 года относительно дан-ных предложений, необходим, прежде всего, ав-томатизм антикризисных процедур и сосредо-точение на уязвимых странах, которые потеряликонкурентоспособность. Ежемесячный отчёт ЕЦБв марте 2011 г. содержал установку на проведенииреформы экономико-политического управления вЕврозоне [6]. 7 апреля 2011 г. на очередном заседанииСовета ЕЦБ ставка рефинансирования была уве-личена до 1,25 % [7]. В апреле 2011 г., так же каки на протяжении всего 2011 г., монетарный анализуказывал на то, что основная динамика монетар-ной экспансии по-прежнему умеренная. Фиксиро-вание инфляционных ожиданий было основнымусловием, чтобы денежно-кредитная политикаповлияла на экономический рост в Еврозоне. Курсденежно-кредитной политики в апреле 2011 г. былаккомодирующим, поддерживал экономическуюактивность и создание рабочих мест в Еврозоне. В соответствии с позицией Совета ЕЦБсуществующие риски для экономического ростабыли сбалансированы. С одной стороны, мироваяторговля могла бы по-прежнему расти быстрее,чем это ожидалось, и таким образом поддержи-вать экспорт Еврозоны. Кроме того, доверие пред-принимателей было по-прежнему высокое, спо-собствуя внутреннему экономическому развитиюв Еврозоне. С другой стороны, возросли рискиэкономического спада вследствие продолжитель-ного напряжения на некоторых сегментах финан-сового рынка, которое могло распространитьсяна реальный сектор экономики в Еврозоне. Рискэкономического спада мог последовать вслед-ствие дальнейшего повышения цен на энергию,особенно учитывая актуальное геополитическоенапряжение, а также вследствие тенденций к про-текционизму и возможности неурегулированногоустранения существующего глобального дисба-ланса в экономике. Наконец, согласно отчёту ЕЦБв апреле 2011 г., риски в Еврозоне и остальноммире были возможны вследствие экономическихпоследствий недавней экологической атомной ка-тастрофы в Японии.Темп роста ГИПЦ, например, в марте те вЕврозоне составил 2,6 %. Рост темпа инфляцииотразил в первую очередь высокие цены на сырьё.Существовал риск динамики цен в сторону повы-шения на среднесрочную перспективу. Он возник,прежде всего, вследствие более высокого, чемэто ожидалось, повышения цен на энергию и нев последнюю очередь вследствие актуального по-литического напряжения в Северной Африке и наБлижнем Востоке. Что касается монетарного анализа, то го-довой коэффициент роста денежного агрегата М3,например, в феврале 2011 г. увеличился до 2,0 %.Также годовой темп роста выдачи кредитов пооткрытому счёту частному сектору увеличился вфеврале до 2,6 %. Годовой темп роста денежногоагрегата М1 в феврале, например, ослаб до 2,9 %.Годовой темп роста выдачи кредитов по открыто-му счёту нефинансовым акционерным компаниямсоставил в феврале 0,6 %. Ежемесячный отчёт ЕЦБ от 14 апреля 2011года содержал 2 главные статьи: в первой части от-чёта рассматривались риски для государственныхфинансов в Еврозоне. Вторая статья охватывалаважнейшие результаты опросов среди частныхдомохозяйств и предприятий по использованиюевро-банкнот [8]. На заседании Совета ЕЦБ 5 мая 2011 г. былопринято решение оставить ставку рефинансирова-ния без изменений на уровне 1,25 % [9]. В Евро-зоне наблюдалась положительная конъюнктурнаядинамика, однако, как и прежде, доминировалаповышенная неустойчивость и неопределённость.Годовой темп роста ГИПЦ составил, например, вапреле 2,8 %. Что касается монетарного анализа,то годовой темп роста денежного агрегата М3 вмарте 2011 г. составил 2,3 %. Годовой темп роставыдачи кредитов по открытому счёту, например, вмарте составил 2,5 %. Рост кредитов по открытомусчёту нефинансовым акционерным компаниям со-ставил в марте 0,8 %. Выдача кредитов по откры-тому счёту частным домохозяйствам составила вмарте 3,4 %. Если не учитывать краткосрочнуюволатильность, то недавние экономические по-казатели свидетельствовали о постепенном про-должительном укреплении годового роста выдачикредитов нефинансовому частному сектору. Что касается финансовой политики, то,в соответствии с актуальной информацией ЕЦБ,динамика относительно перераспределения ого-воренных планов по консолидации домашних хо-зяйств в отдельных странах была разнонаправлен-ной. Возникла опасность, что финансовые остат-ки некоторых стран не соответствуют пределам,установленным Советом ECOFIN для необходи-мого и своевременного устранения чрезмерногодефицита. ECOFIN - это Совет министров фи-нансов и экономики стран Европейского экономи-ческого сообщества. Совет ЕЦБ отметил, что всеправительства должны в 2011 г. достигнуть своизаявленные бюджетные цели на 2011 год. СоветЕЦБ в соответствии с высказанной точкой зренияпо законодательным предложениям, принятыми17 февраля 2011 года по экономико-политическомууправлению, настаивал на том, что Совет ECOFIN,Европейский Парламент и Европейская Комис-сия в рамках своих трёхсторонних консультацийдолжны соблюдать обязательные требования,стремиться к более интенсивному автоматизмупроцедур и сфокусировать своё внимание на уяз-вимых странах, которые потеряли конкурентоспо-собность. Наконец, Совет ЕЦБ приветствовал такназываемую «Программу согласования», которуюприняло португальское правительство для своейэкономики и государственных финансов, послетого как были успешно завершены переговоры сЕвропейской Комиссией (которые состоялись приучастии ЕЦБ) и интернациональным Валютнымфондом. Программа включала мероприятия, ко-торые необходимы для устойчивой стабилизациипортугальской экономики. Было предусмотренокардинальное разрешение проблем в сфере эко-номики и финансов, которые вызывали опасенияучастников рынка, и, таким образом, должно былобыть оказано содействие по восстановлению до-верия и сохранению финансовой стабильности вЕврозоне. Совет ЕЦБ приветствовал обязатель-ства португальских органов власти охватить всемероприятиятивность. На заседании 9 июня 2011 г. СоветомЕЦБ было решено следующее: осуществлять опе-рации по рефинансированию настолько долго, на-сколько это необходимо, по меньшей мере, до кон-ца девятого периода выполнения минимальныхрезервов текущего года (11 октября 2011 года) -как количественный тендер с полным распределе-нием. На заседании Совета ЕЦБ 7 июля 2011 г.было решено увеличить ставку рефинансирова-ния до 1,50 %. [10]. Согласно пресс-релизу ЕЦБот 18 июля 2011 г., в первой половине 2011 г. изоборота было изъято 295 553 поддельных евро-банкноты [11]. В конце 2011 г., на заседании Совета ЕЦБ8 декабря 2011 г. было решено снизить ставку ре-финансирования до 1,00 % [12]. Напряжение нафинансовых рынках наблюдалось на протяжениивсего 2011 года, а это, в свою очередь, негативноповлияло на коньюнктурный рынок Еврозоны.Денежно-кредитная политика в конце 2011 г., каки прежде, умеренная. Инфляция в среднем не пре-высила или превышала незначительно установ-ленный порог в 2 %. Совет ЕЦБ апеллировал кданному факту и надеется на создание новых ра-бочих мест в Еврозоне в 2012 году. Основные стремления ЕЦБ направлены наподдержание ликвидности банковского сектораЕврозоны и на координацию принятых 30 ноября2011 года центральными банками Еврозоны ме-роприятий для мобилизации ликвидности финан-совой системы. Тем не менее в декабре 2011 годаСовет ЕЦБ принял решение о проведении допол-нительных мероприятий для поддержания эконо-мики Евросистемы. Данные мероприятия должныбыли гарантировать поступление ликвидности вбанковском секторе и укрепить функционирова-ние денежного рынка Еврозоны. Кроме того, со-гласно ЕЦБ, необходимо поддержать выдачу кре-дитов частным домохозяйствам и нефинансовымакционерным компаниям. Напряжение на финан-совых рынках может распространиться на реаль-ный сектор экономики Еврозоны. В декабре 2011 года Совет ЕЦБ решил:1. Осуществить проведение двух долгосроч-ных операций по рефинансированию - каждаясроком 36 месяцев, проведение через год опцио-на с досрочным погашением. Долгосрочные опе-рации по рефинансированию должны быть осу-ществлены в качестве количественного тендера сполным распределением. Процентная ставка дляданных долгосрочных операций по рефинанси-рованию должна была соответствовать среднейпроцентной ставке основных операций по рефи-нансированию, которые должны быть проведе-ны в течение данных долгосрочных операций порефинансированию. Таким образом, Совет ЕЦБподдерживал сектор выдачи кредитов в Еврозоне,способствуя стабильному финансированию в бан-ковском секторе.2. Реализовать повышение доступности га-рантий посредством снижения порогового уровнякредитоспособности для определенных кредитовценными бумагами под обеспечение активов.3. Осуществить снижение минимальногоуровня резервов с существующих в настоящиймомент 2 % до 1 %.4. Провести мероприятия для поддержанияактивности денежного рынка.Совет ЕЦБ опасался, что напряжение на фи-нансовых рынках может негативно повлиять натрансмиссионный механизм ДКП Еврозоны итем самым препятствовать соблюдению основнойцели ДКП ЕЦБ - сохранению ценовой стабильно-сти. В целом, по оценке ЕЦБ, экономический роств Еврозоне в 2011 году был слабее, чем это про-гнозировалось.Итак:1. Количество стран-участниц Еврозоны уве-личилось, ни одна страна не вышла из состава Ев-розоны, несмотря на продолжительное обсужде-ния данного вопроса.2. На протяжении всего 2011 г. курс ДКП оста-вался «аккомодирующим», или «приспосаблива-ющимся» к существующему нестабильному эко-номическому положению Еврозоны, ДКП - уме-ренная.3. Инфляция в среднем за 2011 год не превы-сила установленный порог в 2 % или превышалаего незначительно. Ценовая стабильность былагарантирована.4. На протяжении 2011 года ставка рефинанси-рования неоднократно понижалась и повышалась,и в конце 2011 года в итоге была снижена до 1 %.5. ЕЦБ принял решение о проведении рефор-мы экономико-политического управления в Евро-зоне.6. ЕЦБ тщательно контролирует финансовоесостояние Еврозоны и предпринял ряд антикри-зисных мер по7. Совет ЕЦБ констатирует незначительныйэкономический рост в Еврозоне, несмотря на«глобальный дисбаланс» в мировой экономике.8. Мы считаем, что все вышеперечисленные до-воды свидетельствуют об эффективности ДКП ЕЦБв 2011 году, несмотря на известные проблемы.

Ключевые слова

Еврозона, Европейский центральный банк, денежно-кредитная политика, Eurozone, European Central Bank, monetary policy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Беспалова Ольга ВикторовнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры финансов и учётаbespo@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Pressemitteilung. 1. Januar 2011 - Estland tritt dem Euroraum bei. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecb.int/press/pr/date/2011/html/ pr110101.de.html (дата обращения 10. 09.12.)
Pressemitteilung. 13 Januar 2011 - Geldpolitische Beschlüsse. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.ecb.int/press/pr/date/2011/html/pr110113. de.html (дата обращения 10. 09.12.)
Editorial. 20 Januar 2011 - Monatsbericht. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecb. int/pub/mb/editorials/2011/html/mb110120.de.html (дата обращения 10. 09.12.)
Pressemitteilung. 17 Januar 2011 - Halbjährlicher Kurzbericht über die Fälschung von Euro Banknoten. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.ecb.int/press/pr/date/2011/html/ pr110117.de.html (дата обращения 10. 09.12.)
Editorial. 10 Februar 2011 - Monatsbericht. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.ecb. int/pub/mb/editorials/2011/html/mb110210.de.html (дата обращения 10. 09.12.)
Editorial. 10 März 2011 - Monatsbericht. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.ecb. int/pub/mb/editorials/2011/html/mb110310.de.html (дата обращения 10. 09.12.)
Pressemitteilung. 7 April 2011 - Geldpolitische Beschlüsse. [Электронный ресурс]. - URL:http:// www.ecb.int/press/pr/date/2011/html/pr110407. de.html (дата обращения 10. 09.12.)
Editorial. 14 April 2011 - Monatsbericht. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.ecb. int/pub/mb/editorials/2011/html/mb110414.de.html (дата обращения 10. 09.12.)
Pressemitteilung. 5 Mai 2011 - Geldpolitische Beschlüsse. [Электронный ресурс]. - URL:http:// www.ecb.int/press/pr/date/2011/html/pr110505. de.html (дата обращения 10. 09.12.)
Editorial. 12 Mai 2011 - Monatsbericht. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.ecb. int/pub/mb/editorials/2011/html/mb110512.de.html (дата обращения 10. 09.12.)
Pressemitteilung. 7 Juli 2011 - Geldpolitische Beschlüsse. [Электронный ресурс]. - URL:http:// www.ecb.int/press/pr/date/2011/html/pr110707. de.html (дата обращения 10. 09.12.)
Pressemitteilung. 18. Juli 2011 - Halbjährlicher Kurzbericht über die Fälschung von Euro-Banknoten. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.ecb.int/ press/pr/date/2011/html/pr110718.de.html (дата обращения 10. 09.12.)
Pressemitteilung. 8 Dezember 2011 - Geldpolitische Beschlüsse. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecb.int/press/pr/date/2011/ html/pr111208.de.html (дата обращения 10. 09.12.)
 <i>Общая характеристика денежно-кредитной политики Европейского центральногобанка в 2011 году</i> | ПУФ. 2012. № 3 (7).

Общая характеристика денежно-кредитной политики Европейского центральногобанка в 2011 году | ПУФ. 2012. № 3 (7).

Полнотекстовая версия