Энди Уорхол - выдающийся представитель русинской эмиграции | Русин. 2017. № 4 (50). DOI: 10.17223/18572685/50/13

Энди Уорхол - выдающийся представитель русинской эмиграции

Статья посвящена страницам биографии всемирно известного американского художника, дизайнера, фотографа, писателя, кинорежиссера, продюсера, книгоиздателя и основоположника таких революционных направлений в современном авангардном искусстве, как поп-арт и концептуализм, Энди Уорхола, 90-летие со дня рождения которого будет отмечаться в 2018 г. Энди Уорхол (настоящее русинское имя -Андрей Варгола) родился в семье эмигрантов-русинов, приехавших в США из словацкой части Лемковщины в поисках лучшей доли и принадлежавших к русинской греко-католической церкви. В статье повествуется о жизни многодетной рабочей семьи Энди Уорхола, причинах ее эмиграции в Северную Америку, детстве и юности великого художника, прошедших под опекой его матери-русинки, передавшей сыну любовь к изобразительному искусству и творчеству. Автор обращает внимание на то обстоятельство, что в процессе воспитания будущий деятель искусства с мировым именем испытал заметное влияние богатой и многогранной многовековой русинской культуры. Отмечается, что великий художник и дизайнер свободно общался на русинском языке и охотно поддерживал контакты с лемковской и другими русинскими общинами крупных городов севера США и Канады, представители и главы которых часто приглашали его на свои торжественные мероприятия, праздники и собрания и направляли ему поздравительные адреса и письма. Указывается, что Энди Уорхол, называя себя американцем, в интервью и беседах нередко подчеркивал, что очень гордится своими русинскими корнями и хорошо знаком с происхождением и историей своих предков-русинов.

Andy Warhol - an outstanding representative of the Rusin emigration.pdf Вот говорят - время все изменит, но всякий раз оказывается, что приходится все менять самому. Дневники Энди Уорхола (1976-1987) Энди Уорхол. Среди выдающихся представителей богатого талантами русинского народа, подарившего миру Игоря Грабаря, Александра Духновича и Нестора Кукольника, личность Энди Уорхола - всемирно известного американского художника, дизайнера, фотографа, писателя, кинорежиссера, продюсера, книгоиздателя и основоположника таких революционных направлений в современном авангардном искусстве, как поп-арт и концептуализм, - занимает особое место. О нем написаны десятки книг, сняты художественные и документальные фильмы. Энди Уорхол (настоящее русинское имя -Андрей (Эндрю) Варгола (Вархола)) родился в 1928 г. в Окленде, пригороде североамериканского города Питтс-бурга, и был крещен в русинской церкви по греко-католическому обряду. Он был четвертым ребенком в многодетной семье русинов, оставивших свою родину и прибывших в Соединенные Штаты Америки с начавшейся в 90-е гг. XIX в. и продолжавшейся до начала мировой войны 1914 г. первой волной русинских и украинских эмиграций, большинство представителей которых были выходцами из Карпатской Руси - Закарпатья, Северной Буковины, Лемковщины, Холмщины и Галиции. Мать и отец Андрея Варголы родились и выросли в русинском селе Микова Стропковского округа Прешовского края, расположенном в словацкой части Лемковщины - в северо-восточной части Словакии, находившейся в то время в составе Австро-Венгерской империи. Там же родился и их первый ребенок - Юстина, которая трагически ушла из жизни еще в юном возрасте, до переезда семьи в Северную Америку (Dillenberger 2001: 9). Сегодня при въезде по автостраде в село Микова, расположенное среди живописных склонов и лугов Низких Бескид, гостей и путников встречает большая цветная табличка с изображенным на ней лицом великого художника и надписью на словацком языке «Вас приветствует Микова - родина родителей Энди Варголы!». До сих пор в этом старинном, известном еще с XIV в. небольшом словацком селе, население которого составляет всего 162 чел., большинство Табличка на въезде в село Микова (Словакия): «Вас приветствует Микова - родина семьи Энди Уорхола». Родители Андрея Варголы были трудолюбивыми и набожными русинскими крестьянами. Они принадлежали к русинской греко-католической церкви, соблюдали религиозные обряды и регулярно посещали службы в униатских храмах как у себя на родине, в Восточной Словакии - в местах исторического проживания русинов, лемков и украинцев, так и в Пенсильвании - штате, где в 1924 г. для русинов греко-католической веры был специально создан апостольский экзархат города Питтсбурга (в 1963 г. был преобразован в архиепархию-митрополию). Варголы переехали в США не сразу - первым в 1914 г. в Северную Америку эмигрировал отец Энди Уорхола Андрей. Причиной тому стали голод и безработица, вызванные лихолетьем Первой мировой войны, вмиг превратившей зажатые между враждовавшими империями - Российской и Австро-Венгерской - приграничные территории Галиции и Закарпатья в театр военных действий и даже разделившей на время русинский этнос на два враждующих лагеря. (Достаточно вспомнить такой ее известный эпизод, как сражение при горе Маковка в Карпатах весной 1915 г., когда украинцам, русинам, гуцулам и лемкам, воевавшим в составе Украинского добровольческого легиона (легиона украинских сечевых стрельцов) австро-венгерской армии, противостояли такие же украинцы и русины, служившие в рядах российской 78-й пехотной дивизии. Многие из них оказывались в армейских рядах насильно и испытывали на себе проявления ксенофобии и дискриминации по национальному признаку: так, например, о пренебрежительном и чванливом отношении к кавалерийским офицерам-русинам со стороны австрийцев и венгров, занимавших командирские должности и безосновательно упрекавших первых в бескультурье и нечистоплотности, во время войны за независимость Италии писал в своих мемуарах и дневниках писатель Леопольд фон Захер-Мазох, который, будучи уроженцем Галиции, сам служил в австро-венгерской армии и был награжден за храбрость, проявленную в битвах. Упоминания об этом можно найти и на страницах произведений другого известного писателя - Ярослава Гашека, также долгое время служившего в армии Австро-Венгерской империи.) жителей являются русинами и сохраняют двуязычие - говорят как на словацком, так и на своем родном русинском языке. В 1921 г. к отцу Энди переехала его супруга Юлия Завацкая. Ее семилетняя задержка на Лемковщине была связана с необходимостью оказывать, по русинским патриархальным традициям, помощь престарелым и больным дедушке и бабушке Энди Уорхола вплоть до их кончины. К тому времени Андрей Варгола-старший уже долгое время работал шахтером на угольной шахте вместе с другими славянскими мигрантами из Словакии, Украины, Венгрии и Польши. В отличие от Андрея, Юлия не владела английским языком - говорила лишь на русинском и словацком, а потому не могла устроиться на постоянную и хорошо оплачиваемую работу. Она занималась поденным трудом: уборкой, стиркой, мытьем окон и посуды. Первые годы жизни в Америке были тяжелыми: помимо изнурительной ежедневной работы семье нужно было кормить и воспитывать троих сыновей - Павла, Джона и младшего Энди, который родился слабым и болезненным. Лишь спустя десять лет Варголы переехали из рабочих бараков в более благополучный район Питтсбурга. Мать Уорхола очень любила своих детей и уделяла им много времени, нередко пела им песни на родном русинском языке, шила одежду и полотенца с национальным орнаментом - теми неповторимыми цветочными узорами, которые отличают русинские рушники, писанки, сорочки и вышиванки от украинских, венгерских, белорусских. Она часто водила детей в церковь, постоянно молилась за них, отмечала с ними христианские праздники - Пасху, Крещение, Рождество, старалась, насколько позволяли средства, почаще готовить им национальные русинские кушанья (Уорхол 2001: 29). Юлия была подлинным носителем русинской культуры, одаренным, творческим, инициативным человеком. Чтобы получить дополнительный заработок, она покупала гофрированную бумагу и собирала консервные банки из-под супов, мяса и газированной воды, из которых изготавливала очень красивые, яркие, пользовавшиеся постоянным спросом искусственные цветы. Их она продавала горожанам на ули- Энди Уорхол. «Красный Ленин». 1987. Шелкография в цвете 100*75 см. Частное собрание. Картина «Красный Ленин» входит в список так называемых икон поп-арта. цах Питтсбурга. Впоследствии, уже в 60-х гг., когда цикл легендарных картин с изображением консервных банок супа «Кэмпбелл» и разработка уникального дизайна для баночек «Кока-кола» принесли Уорхолу невиданный успех и популярность, а узнаваемые во всем мире, выполненные в ярких, кричащих тонах рисунки банок стали его визитной карточкой (Неделя Энди Уорхола в Москве 2001), Энди нередко вспоминал о том периоде его детства и рассказывал в интервью, что интерес к творчеству, дизайнерскому рисунку и живописи привила ему мать (Colacello 1990: 49). В детстве Энди Уорхол часто болел простудными заболеваниями, осложнения и последствия которых привели к развитию у него серьезной болезни, называвшейся в ту пору «пляской святого Витта». Выставка работ Энди Уорхола в Центре Гейдара Алиева (21 июня - 9 сентября 2013 г., Баку, Азербайджан). Она надолго приковала мальчика к постели. А вскоре случилась еще одна трагедия - в результате аварии на шахте, которые тогда были не редкостью, погиб его отец. Андрею на тот момент было 13 лет, и он с братьями оказался на попечении одной лишь матери. Именно в тот сложный, переломный период прикованный к кровати и проводивший все время в четырех стенах Уорхол увлекся изготовлением аппликаций и коллажей из фотографий и вырезок из журналов и газет: так начал проявляться его уникальный врожденный талант художника (Инграм 2014: 32). Известно, что Энди Уорхол не только владел английским языком, но и мог свободно объясняться по-русински. Главы и представители лемковской и других русинских общин и национально-культурных сообществ Нью-Йорка, Филадельфии, Питтсбурга, Чикаго, Торонто, Виннипега, Ванкувера и других городов США и Канады часто приглашали его на свои торжественные мероприятия, направляли ему приветственные адреса и поздравительные письма в канун юбилеев, праздников и памятных дат. На протяжении всей своей жизни Энди охотно поддерживал дружеские связи и контакты с эмигрантами-русинами и, называя себя американцем, отмечал, что очень гордится своими русинскими корнями, хорошо знает происхождение и историю своих пращуров-русинов (Уорхол 2013: 95, Уорхол 2015: 68). К сожалению, жизнь Энди Уорхола оборвалась довольно рано. Этому предшествовало дерзкое покушение на него, предпринятое суфражисткой и радикальной феминисткой Валерией Соланс, которая в 1968 г. три раза выстрелила в него из револьвера, нанеся художнику тяжелые ранения в живот. Энди перенес клиническую смерть, однако ему удалось выжить после долгой операции, в ходе которой врачи самоотверженно боролись за его жизнь. Несмотря на перенесенные боль и страдания, Энди Уорхол в духе лучших христианских традиций простил экзальтированную женщину, которая покушалась на него, и отказался от каких-либо судебных обвинений в ее адрес. Художник умер после операции на желчном пузыре в Нью-Йорке в возрасте 58 лет и согласно его воле был похоронен в Питтсбурге на греко-католическом кладбище (Meyer 2002: 181). Старая мудрая русинская пословица гласит: «Человек жив, пока жива людская память о нем». Сегодня миллионы людей во всем мире знают и помнят Энди Уорхола, который и в наши дни возглавляет список самых продаваемых художников и фотографов (в 2013 г. его шелкография «Серебряная автокатастрофа» была продана на международном аукционе за рекордную для таких работ сумму в 105,4 млн долл. США). В 2016 г. председатель Закарпатской областной государственной администрации Г.Г. Москаль издал распоряжение о присвоении имени Энди Уорхола бывшей Октябрьской площади в русинском селе Минай Ужгородского района Закарпатской области, в котором расположено знаменитое высшее учебное заведение русинской греко-католической церкви - Богословская академия имени Теодора Ромжи (Новини Закарпаття 2016). Могила Энди на греко-католическом кладбище Св. Иоанна Крестителя (Бетель Парк, Пенсильвания, США). Люди, знавшие гениального художника лично, вспоминают о нем как о трудолюбивом и безудержном творце с удивительно тонкой и необыкновенно чувственной натурой, человеке редкого изящества, душевной широты и завораживающего, красивого и свободного таланта, воплотившего в себе самые лучшие черты и качества далеких предков (Стариков 2014: 24). Как однажды сказал шотландский поэт Роберт Бернс, «судьба каждого человека не является лишь только его личной, персональной: в ней всегда представлена и отображена судьба его родного племени, его народа». Такой была и нелегкая судьба Андрея Варголы - выдающегося представителя русинской эмиграции.

Ключевые слова

Энди Уорхол, эмиграция русинов, русины в США, адаптация мигрантов, выдающиеся русины, Andy Warhol, emigration of Rusins, Rusins in the USA, adaptation of migrants, outstanding Rusins

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Корсаков Константин ВикторовичИнститут философии и права УрО РАНкандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудникkorsakovekb@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Инграм К. Гениальный Уорхол. М.: Эксмо, 2014. 80 с
Неделя Энди Уорхола в Москве. М.: Галерея, 2001. 347 с
Новини Закарпаття. 2016. № 31. С. 2
Стариков Л.С. «Великий и ужасный» Энди Уорхол. Екатеринбург: Ажур, 2014. 196 с
Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Бинаоборот). М.: Аронов, 2001. 231 с
Уорхол Э. Америка. М.: Ад Маргинем, 2013. 298 с
орхол Э. Дневники Энди Уорхола (1976-1987). М.: Ад Маргинем, 2015. 187 с
Dillenberger J. Religious Art of Andy Warhol. N.Y.: Continuum International Publishing Group, 2001. 301 р
Colacello B. Holy terror: Andy Warhol close up. London: Harper Collins, 1990. 320 p
Meyer R. Outlaw representation: censorship and homosexuality in 20th-century American art. Oxford: Oxford University Press, 2002. 258 p.
 Энди Уорхол - выдающийся представитель русинской эмиграции | Русин. 2017. № 4 (50). DOI: 10.17223/18572685/50/13

Энди Уорхол - выдающийся представитель русинской эмиграции | Русин. 2017. № 4 (50). DOI: 10.17223/18572685/50/13