Православие в Карпато-Днестровских землях (К 200-летию основания Кишиневской епархии и 100-летию Второго Мармарош-Сиготского процесса) | Русин. 2013. № 4 (34). DOI: 10.17223/18572685/34/1

Православие в Карпато-Днестровских землях (К 200-летию основания Кишиневской епархии и 100-летию Второго Мармарош-Сиготского процесса)

Население Карпатской Руси после вхождения этих земель в состав католических Польского и Венгерского королевств продолжало сохранять свою православную веру и этничность. Борьба за сохранение православной веры продолжалась и после принятия унии. Показательными в этом плане являются Первый (1904 г.) и Второй Мармарош-Си-готские процессы (1913-1914 гг.). Большую помощь в сохранении православия в Карпатской Руси оказало Мол-давское княжество. Сама Молдавская православная церковь вначале подчинялась Галицкой митрополии. Выходцы из Молдавии (Петр Могила, Памва Берында и др.) сыграли большую роль в сохранении православия в Юго-Западной Руси. В 1812 г. территория между Прутом и Днестром вошла в состав России. В 1813 г. была образована Кишиневская епархия. Во главе ее стал митрополит Гавриил Бэну-леску-Бодони, немало сделавший для ее создания и становления.

Orthodoxy in the Carpatho-Dniestrovian Lands (To the 200th Anniversary of the Kishinev Diocese and the 100th Anniversary.pdf Большую роль в распространении и сохранении православия в Кар-пато-Днестровских землях играла Галицкая епархия Киевской митрополии, возникшая в середине XII в.1 после того, как Галич в 1141 г. стал столицей одноименного княжества. К 1303-1304 гг. относятся первые сведения о Галицкой митрополии, которая, недолго просуществовав, была восстановлена в 1371 г. по требованию польского короля Казимира III Великого, захватившего Галичину2. К XIII в. Подкарпатская (Угорская) Русь стала частью Венгерского королевства3. После смерти в 1340 г. последнего представителя рода Даниила Галицкого, в результате сорокалетней борьбы между Великим княжеством Литовским и Русским и Польским королевством за галиц-ко-волынское наследство Галичина вошла в состав Польши4. Во время усиления борьбы за Галицкое княжество на землях, входивших ранее в его состав, в результате волошско-русинской колонизации в 1359 г. было образовано православное Молдавское княжество5. Некоторые исследователи считают, что не только регион Западного и Восточного Подолья, но и территория между предгорьями Восточных Карпат и Пруто-Днестровским междуречьем являются упоминаемым в русских летописях галицким «Понизьем»6. Молдавская православная церковь первое время подчинялась Га-лицкой митрополии7, позже - константинопольскому патриарху, временами - Орхидской автокефальной архиепископии. В конце 30-х гг. XVI в. Молдавское княжество окончательно попало под власть Турции. Однако его религиозные связи с Карпатской Русью не прерывались. Население Галичины и Подкарпатья в составе католических Польши и Венгрии подвергалось национальному и религиозному угнетению. В 1569 г. произошло объединение Польши и Великого княжества Литовского и Русского в одно государство - Речь Посполитую (Люблинская уния). В 1596 г. большинство православных иерархов Западной Руси заключили Брестскую унию. В 1646 г. состоялась уния в Ужгороде. Простой народ продолжал называть униатскую веру «руськой», большинство священнослужителей и мирян сохраняли восточный обряд, сопротивляясь латинизации. Большую поддержку православию в Карпатской Руси оказывали молдавские господари и бояре, жертвуя значительные суммы церквам и Успенскому Ставропигиальному братству во Львове. Молдавские иерархи утверждали православных епископов. Последние православные епископы Мараморошские Иосиф Стойка и Досифей Феодорович были рукоположены митрополитом Сочавским и всея Молдавии8. Успенское Ставропигиальное братство (1572-1788) помогало Молдавскому княжеству в становлении книгопечатания и направляло туда отпечатанную во Львове православную литературу. В свою очередь молдавские господари оказывали братству материальную помощь9. Большой вклад в сохранение православия в Юго-Западной Руси внесли выходцы из Молдавии. Возглавив Западнорусскую православную церковь в тяжелое время, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Петр Могила (31. XII. 1596 (10. I. 1597) - 1. (11). I. 1647) смог вернуть митрополии немало церквей и монастырей, ранее отнятых униатами при содействии королевской власти. При вступлении в должность митрополита он преобразовал Киевскую братскую школу в коллегию - Киево-Могилянскую академию, ставшую образцом для духовно-учебных заведений России, основал еще одну школу в Виннице, открыл при киевском братстве монастырь и типографию, подчиненные киевскому митрополиту. Могила взялся за исправление церковных богослужебных книг, в которые вкрались неправильности и разночтения (это обстоятельство активно использовали для своей пропаганды католики и униаты). Он постановил, чтобы богослужебные книги печатались только после сличения их с греческими подлинниками. 6 декабря 1996 г. Священный синод Украинской православной церкви МП РПЦ причислил киевского митрополита Петра Могилу к лику местночтимых святых10. Киево-Печерская типография вскоре стала самой крупной в Западной Руси. В ней было напечатано не менее 12 книг, причем число их страниц доходило до 1000-1500. Ее архитипографом был другой выходец из Молдавии - Памва Берында (мирское имя Павел; между 15551560 - 13 (23). VII. 1632, Киев). Важнейший его труд - «Лекскон славе-нороскш и именъ тльковаше» (Киев, 1627) - один из первых печатных русских словарей, насчитывающий более 7 тыс. слов. Он был издан Бе-рындой на собственные средства. Над ним он работал более 30 лет11. В 1772 г. в результате первого раздела Польши Галичина была присоединена к Австрии. В 1774 г. австрийцы оккупировали Буковину - северную часть Молдавского княжества, а через год по договору с турками аннексировали ее. Таким образом, в конце XVIII в. большая часть земель Галицкого княжества оказалась в составе Австрийской (с 1867 г. - Австро-Венгерской) империи. Несмотря на то, что православие считалось одной из официальных религий и было распространено на Буковине, австрийские власти всячески препятствовали переходу населения в «старую» веру. На начало XX в. приходятся наиболее трагические страницы борьбы русинов за свою этничность и православную веру. С 1903 г. начался массовый переход русинов Угорской (Подкарпат-ской) и Галицкой Руси в православие. Их духовными лидерами стали православные священники Алексий Кабалюк (Угорская Русь) и Максим Сандович (Галицкая Русь). В 1994 г. Польская автокефальная православная церковь причислила священномученика Максима (Сандовича) к лику святых, в 1996 г. он был канонизирован РПЦЗ. В 2001 г. схи-архимандрит Алексий Карпаторусский (Кабалюк) канонизирован УПЦ Московского патриархата. В начале 1904 г. в Угорской Руси начался Первый Марморош-Сигот-ский (Мараморош-Сигетский) процесс против жителей подкарпатского села Иза (село в Хустском районе Закарпатской области Украины, в начале XX в. давшее более 160 православных монахов и монахинь. - С.С.). Их обвинили в том, что они молятся за русского царя и подстрекают народ против униатской веры. Семеро крестьян были приговорены к срокам заключения от 9 дней до 14 месяцев и крупным денежным штрафам. С 29 декабря 1913 г. по 3 марта 1914 г. проходил Второй Марамо-рош-Сигетский процесс. Первоначально к суду привлекли 189 человек - преимущественно крестьян сел Иза и Великие Лучки (близ Мукачева). Во время ареста и заключения крестьяне подвергались издевательствам и избиениям со стороны венгерских жандармов. Впоследствии прокурор уменьшил число обвиняемых до 94 человек, обвинив их в подстрекательстве против мадьярского народа, греко-католического вероисповедания и духовенства, а также в нарушении законов. 32 обвиняемых приговорили в общей сложности к 39,5 года тюрьмы12. Судьба Пруто-Днестровского междуречья сложилась иначе. В результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. по Бухарестскому мирному договору эта территория, позже получившая название Бессарабия, вошла в состав Российской империи. В 1808 г. во время русско-турецкой войны бывший киевский митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони (1746 - 30. III. (11. IV) 1821) был назначен экзархом Молдо-Влахийским. Участвуя в 1811-1812 гг. в заседаниях Священного синода и комиссии, назначенной для выработки устройства присоединенного края, он повлиял на то, чтобы в Бессарабии сохранились порядки гражданского и церковного управления, которые были временно введены в Валахии и Молдавии. 21 августа 1813 г. в Заднестровской области была учреждена епархия Кишиневская и Хотинская, которую возглавил Бэнулеску-Бодони. В состав новой епархии, кроме Бессарабии, вошли так называемая Ханская Украйна, или Очаковская степь с городами Тирасполь, Ананьев, Одесса и их уезды (до 1837 г.) и Хушская епархия (Запрутская Молдова). В составе епархии насчитывалось 826 церквей. По ходатайству митрополита в 1814 г. была открыта бессарабская типография, в которой печатались книги, необходимые для богослужений, а также для поучения и наставления как для духовенства, так и для всего православного народа. С 1817 г. митрополит Гавриил начал переписку о строительстве Кишиневского кафедрального собора, который был заложен уже при его преемниках в 1830 г., а освящен в 1836 г. При вступлении в должность митрополита Гавриила в Бессарабии было 712 церквей, из них только 40 были каменными. К 1821 г. количество храмов достигло 900. 31 января 1813 г. в Кишиневе была основана духовная семинария. Ее первым ректором стал Петр Куницкий. В 1814 г. открылось духовное училище. Духовному начальству было дано право контроля над частными воспитателями и учителями, которые большей частью были иностранцами и не имели никакого понятия о педогогике. В духовной семинарии ввели преподавание молдавского языка. В первые годы после присоединения края к России местное население было взволновано умышленно распускавшимися слухами о возможном введении здесь крепостного права. Это инициировало отток населения за Прут. К тому же с ноября 1812 по 1814 г. Бессарабию опустошала эпидемия моровой язвы (чумы). Чтобы успокоить население, митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони в 1815 г. разослал грамоту, в которой сообщал, что все обычаи и права останутся прежними. В другом пастырском послании он увещевал жителей следовать предписаниям члена Государственного совета князя А.Б. Куракина, специально прибывшего для организации борьбы с эпидемией. 26 марта 1821 г. митрополит Гавриил сильно заболел, а 30 марта скончался. Тело митрополита, по его завещанию, было погребено в Ка-приянском монастыре13. Сегодня Молдавская митрополия Русской православной церкви насчитывает 610 приходов, 24 монастыря, 5 скитов14.

Ключевые слова

Gabriel Banulesco-Bodoni, Pamba Berynda, Peter Moghila, Orthodoxy, Unia, Metropolia, Bessarabia, Moldavia, Galician Principality, Carpatho-Rus', Гавриил Бэнулеску-Бодони, Памва Берында, уния, православие, Петр Могила, митрополия, Бессарабия, Молдавия, Галицкое княжество, Карпатская Русь

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Суляк Сергей ГеоргиевичПриднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченкоsergei_suleak@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Стадницкий А. Гавриил Банулеску-Бодони, экзарх молдо-влахийский и ми- трополит Кишиневский. Кишинев, 1894. 456 с
Флоринский Николай, про- тоиерей. Жизнь и деятельность митрополита Банулеску-Бодони. Кишинев, 2013. 198 с
Филипенко А.А. Первый Архипастырь. Жизнь и дела Гавриила (Бэнулеску-Бодони). Одесса, 2009. 144 с
Суляк С.Г. Ими гордится Молдавия. С. 81-84
Кишиневская епархия / Русская православная церковь. Официаль- ный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/80872.html (дата обращения: 10 ноября 2013 г.)
Суляк С.Г. Ими гордится Молдавия. Биографии некоторых известных общественно-политических, религиозных, военных и культурных деятелей Молдавии // Русин. Международный исторический журнал / Отв. редактор С.Г. Суляк.2006. № 3 (5). С. 123-127
Суляк С.Г. Русины: из истории православной традиции. С. 132-133
Петров Н.И. Бессарабия. Историческое описание. Посмертный выпуск исторических изданий П.Н. Батюшкова. СПб., 1892. С. 150-160
Мохов Н.А. Очерки истории молдавско-русско-украинских связей (с древнейших времен до начала XIX века). Кишинев, 1961. С. 174-177
Крыловский А. Львов- ское Ставропигиальное братство. Киев, 1904. С. 198-200
Церковные братства на Руси. Львов, 1878. С. 20
Суляк С.Г. Русины: из истории православной традиции // Вестник Уд- муртского университета. Серия 5: История и филология. Выпуск 3. 2011. С. 130-131
Арсений (Стадницкий), епископ Псковский. Исследования и моно- графии по истории молдавской церкви. СПб., 1904. С. 16
Скочиляс I. Аспрокастрон-Білгород - кафедра Галицької митрополії у XIV ст. С. 120-121
Бабий А.И. Пра- вославие в Молдавии: история и современность. Кишинев, 1988. С. 7
Чистович И. Очерк истории западнорусской церкви. Ч. 1. СПб., 1882. С. 112
Суляк С.Г. Молдавия и Русский мир: возможно ли возвращение? С. 5
Скочиляс I. Аспрокастрон-Білгород - кафедра Галицької митрополії у XIV ст. // Ruthenica. Т. VІІI / Наук. редактори В. Ричка, О. Толочко. Київ, 2009. С. 120
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 54
Суляк С.Г. Сын самодержца всея Руси // Русин. Международный исторический журнал / Отв. редактор С.Г. Суляк. 2005. № 2 (2). С. 30-31
Суляк С.Г. Молдавская Русь (к 650-летию образования молдавской государственности) // Русин. Между- народный исторический журнал. 2010. № 2 (20). С. 10
Суляк С.Г. Молдавия и Русский мир: возможно ли возвращение? // Русин. Международный исторический журнал / Отв. редактор С.Г. Суляк. 2012. № 3 (29). С. 5
Суляк С.Г. Молдавская Русь (к 650-летию образования молдавской государственности). С. 10
Грушевський М. Iсторiя України-Руси. Т. IV. XIV-XVI вiки - вiдносини полiтич- нi. Київ. 1993. С. 62-63
Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1901. Т. 1. 1-я пол. С. 694
Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 41
Назаренко А.В. Галицкая епархия. Середина ХII - ХIII в. / Православная энциклопедия. Т. 10. Второзаконие - Георгий. М., 2005. С. 322
Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Кн. 3. Т. IV. История русской церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240-1559). М., 1995. С. 23, 29, 45-46
Флоря Б.Н. Галицкая епархия. Середина ХIV - начало ХVI в. / Православная энциклопедия. Т. 10. С. 325-326
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 82
Крип’якевич І. Галицько-Волинське князівство. Київ, 1984. С. 114, 116
ПСРЛ. Московский летописный свод конца XV в. Т. 25. С. 63
Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Кн. 2. Т. III. История русской церкви в период совершенствования зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240). М., 1995. С. 297
ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. С. 93
 Православие в Карпато-Днестровских землях (К 200-летию основания Кишиневской епархии и 100-летию Второго Мармарош-Сиготского процесса) | Русин. 2013. № 4 (34). DOI: 10.17223/18572685/34/1

Православие в Карпато-Днестровских землях (К 200-летию основания Кишиневской епархии и 100-летию Второго Мармарош-Сиготского процесса) | Русин. 2013. № 4 (34). DOI: 10.17223/18572685/34/1