Православный религиозный фонд Буковины в последней четверти XVIII в. | Русин. 2013. № 4 (34). DOI: 10.17223/18572685/34/3

Православный религиозный фонд Буковины в последней четверти XVIII в.

В статье исследованы причины, процесс создания и деятельность Православного религиозного фонда Буковины. Показан процесс ликвидации буковинских монастырей и секуляризации их земельных владений.

The Orthodox Religious Fund of Bukovina in the Last Quarter of the 18th centery.pdf Научная проблема создания и деятельности Православного религиозного фонда Буковины в той или иной степени затрагивалась в публикациях российских (В.Мордвинова1, П. Соколова2. П. Митро-фанова3), австрийских (Г. Бидермана4 Ф. Циглауера5, Р.Ф. Кайндля6, Й.Полека7), румынских (А. Пумнула8, Из. Ончула9, А. Морариу10, С. Рели11), польских (О. Жуковского12), украинских (Г. Пигуляка13, Г. Кожолянко14, В. Ботушанского15) исследователей. Историками по-разному оценивалась деятельность австрийского правительства по созданию фонда. Одни ученые восхваляли его действия16, другие подвергали всяческой критике как образование фонда, так и его деятельность на территории Буковины17. Однако многие вопросы, связанные с причинами учреждения фонда и его деятельностью, требуют дальнейшего исследования. Православный религиозный фонд был создан вследствие секуляризации церковных и монастырских землевладений. Как заявил император Иосиф II, он был создан для содержания православной церкви Буковины и ее духовенства и поддержки образования среди местного населения18. Церковь на территории Буковины в XVIII в. была наиболее крупным землевладельцем19. По всей Буковине в это время насчитывалось 287 церковных и монастырских имений с площадью 105 кв. миль (вся территория края тогда составляла 190 кв. миль). Годовые доходы только монастырских имений в 1783 г. составили 58 433 гульдена20. Возникает вопрос: откуда взялись такие большие земельные владения у Буковинской церкви? Ответ на этот вопрос дает анализ фондовых архивных материалов Государственного архива Черновицкой области (ГАЧО): митрополии Буковины (фонд 320), администрации Православного религиозного фонда Буковины (фонд 321), книги актов гражданского состояния - метрические книги (фонд 1245), Кишиневской духовной консистории по делам Хотинского уезда (фонд 605), Дирекции учета и регистрации недвижимого имущества на Буковине (фонд 298), лесничества администрации Православного религиозного фонда Буковины (фонды 160, 324) и др. Анализ материалов фондов ГАЧО позволил составить таблицу церковно-монастырских землевладений на территории северной части Буковины, составляющей сегодня Черновицкую область Украины. Таблица № п/п Церковное учреждение Населенный пункт, имение Арендатор 1 Монастырь Барновский (Яссы) Топоривка, Волчинец, Жучка, Ленковцы, Вашковцы, Дымка И. Нидермайер, Т. и Г. Дияконы 2. Монастырь Слатина (Молдавское княжество) Редковцы, Черепковцы, Станевцы на Серете Т. и Г. Дияконы, В. Попа, монастырь Гореча 3. Монастырь Спиридон (Яссы) Штровцы, Банилов на Черемоше (Березница) 4. Великий скит (Галиция) Новоселка, Митков 5. Монастырь Крещатик Крещатик 6. Монастырь Фромоса (Яссы) Боровцы М. Логофет 7. Монастырь Побрата (Молдавское княжество) Драчинцы Ломбардо 8. Монастырь Сучевица Зеленов 9. Монастырь Драгомирна Каменка, Корчевцы Г. Гояе, Л. Арман 10. Монастырь Четачуйя Багриновцы Т. Арман 11. Монастырь Молдавица Превороки, Дубовка Б. Стешан 12. Монастырь Путна Красна, Чудей, Ставчаны, Купка, Порубное, Балковцы Г. Реус, Т. Морецун Козарий Г. Гоян А. Якович 13. Радовецкий епископ Гавриловцы, Давидены Кливодин, Суховерхов, Кицмань, Лашковка, Вителивка Т. Херескул И. Херескул Земельные владения православной церкви (епископские) и монастырей образовались в результате дарения князьями и боярами Молдавского княжества. Так, монастырь Путна еще во второй половине XV в. получил от Стефана Великого и его родственников 16 имений в северной части Буковины: Каменку, Томешты и Купку на Серете - от великого ворника Георгия Купкина; Кучуров Великий, Волоку, Коровию - от Роксандры, жены Александра Воды; Плешницу (Цибени), Ставчаны - от Петра Воды Калеки; Красну - от епископа Гуша; от других княжеских родственников - имения Чудей, часть Петричанки, Карапчив на Серете, Йорданешты, Багриновцы, часть Петроуц, Валесинешты21. Села Давыдовка, Кицмань, Суховерхов, Лашковка, Ревно, Бурдей, Мамаевцы были еще в 1413 г. подарены молдавским господарем Александром Добрым Радовецкой епархии и стали церковными22. Как видно из таблицы, по состоянию на 1776 г. только в северной части Буковины населенными пунктами и имениями владели 12 монастырей и епископ Радовецкий. Монастыри не могли справляться с управлением этими имениями, тем более что значительная их часть находилась в отдалении от монастырей. Часть этих церковных имений сдавалась в аренду предпринимателям. Арендаторами1 были как местные предприниматели, так и австрийцы (И.Нидермайер и др.). В 41 населенном пункте северной части Буковины церковными были 109 доминикальных имений, из которых около 80 % сдавались в аренду. Такое положение, когда 2/3 территории края с проживавшим там населением были под контролем православной церкви, находившейся в первое время в оппозиции к австрийскому правительству и официальной католической церкви, не могло не волновать Габсбургов. Одним из первых мероприятий австрийского правительства в отношении православной церкви Буковины стало издание императорского указа от 16 марта 1781 г. об отделении буковинского православного духовенства от юрисдикции митрополита Ясского 23. Радовецкая епископия, которая стала высшей церковной властью в крае, указом Иосифа II от 12 декабря 1781 г. была переведена из Радовец в Черновцы, под непосредственный контроль австрийской военной администрации24. Причиной таких действий Вены было усиление ирредентистских настроений среди буковинского духовенства. Этот шаг должен был привести к прекращению канонических связей с Россией, Украиной и Молдавским княжеством. После посещения в 1783 г. императором Иосифом II Буковины военной администрацией были разработаны мероприятия по продолжению реализации в крае иосифинских церковных реформ -сокращению количества монастырей, приобщению их земельных фондов к государству, сокращению штатов монастырей, образованию единого религиозного фонда25. Была создана комиссия (один офицер и один гражданский представитель из числа православного духовенства) для описания имущества православной церкви Буковины. Уже в 1783 г. епископские имения Кицмань, Лашковка, Суховерхов, Кливодин, Давидены отошли государству26. После этого последовала передача государственной администрации еще нескольких имений епископа в южной части Буковины (Молдова, Говерна, Новоселица)27. Епископу Д. Херескулу в пожизненное пользование остались только земли имения Радовцы. Однако и они в 1789 г. перешли государству28. В разработке и осуществлении плана секуляризации имений Бу-ковинской православной церкви (1783-1786 гг.) приняли активное участие директор государственных имений края И.Бек (впоследствии один из комиссаров Окружного управления Буковины), мазыл Иере-миевич, капитаны Гицингер и Адлер. За свою работу каждый из них получал по 50 флоринов ежемесячного вознаграждения29. Одновременно выполнялись мероприятия по сокращению количества монастырей и секуляризации их земельных владений. В процессе осуществления иосифинских церковных реформ с 1782 по 1786 г. по всей империи было ликвидировано 738 монастырей,2 общая стоимость имущества которых составляла 32, 5 млн гульденов30. Если во всей империи число монастырей было сокращено на 1/331, то на Буковине - на 88, 3 %. Там из 26 монастырей осталось только три: Путна, Сучевица и Драгомирна32. Также были ограничены штаты монастырей - до 25 чел. в каждом. 25 октября 1785 г. состоялась передача государству монастырских имений33. Земельные участки заграничных монастырей (Молдавии) были выкуплены или выменяны на эквивалентные земельные площади буковинских монастырей за границей34. Например, в 1787 г. архимандрит монастыря Барновский (Яссы) продал австрийскому правительству земли буковинского имения Жучка, находившегося возле Черновиц. Те земельные владения буковинских монастырей, которые не были выменяны, перешли к австрийскому правительству, а в 1790-1812 гг. были проданы буковинским помещикам за общую сумму в 750 тыс. гульденов35. Из монастырских имений, перешедших к австрийской администрации на Буковине по указанию Иосифа II, в 1786 г. был образован Православный религиозный фонд, подчинявшийся епископской консистории и находившийся под контролем государства36. Наиболее крупными имениями фонда в северной части Буковины были Кучуров Великий (36 754 иоха3), Кицмань (5 010 иохов), Жучка (3 463 иоха)37. Юридическим документом, подтверждавшим создание Православного религиозного фонда Буковины, был «Духовный регламент Иосифа II», вступивший в силу 29 апреля 1786 г. Согласно этому документу, на Буковине было оставлено 180 парафий, определены размер платы духовенству из фонда и площадь земельных угодий на одну церковь (44 иоха). За церквами и оставшимися тремя монастырями закреплялись крепостные крестьяне для отбывания барщины38 (крепостничество было отменено только в 1848 г.). Часть земельных владений Православного религиозного фонда Буковины была передана в аренду помещикам И. Савке (121 гульден годовой оплаты), И. Мустайе (308 флоринов), П. Ильскому (115 флоринов) и др. Для ведения хозяйственных дел было создано восемь управлений. В северной части Буковины три управления фонда располагались в Кицмане, Жучке, Кучурове Великом, другие пять - в южной части Буковины. При управлениях административные дела вели дирекции. И, хотя фонд назывался православным, в дирекциях преобладали римо-католики и протестанты немецко-австрийской национальности. Земельные владения оставшихся трех монастырей были расположены и на территории северной части Буковины: в Багриновке, Боровцах, Черепковцах, Трестиянах, Тарашанах, Топоривцах, Дра-чинцах, Замостье, Волчинце39. Несмотря на секуляризационные санкции австрийского правительства, завершившиеся значительной потерей имущества православной церковью Буковины, она продолжала оставаться опорой помещиков и постепенно была привлечена к службе на пользу Габсбургской империи.

Ключевые слова

Bukovina, Lease, Secularization, Metropolia, Monasteries, Church, Ownership, Fund Orthodoxy, Буковина, аренда, секуляризация, митрополия, монастыри, церковь, собственность, православие, фонд

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кожолянко Георгий КонстантиновичЧерновицкий национальный университет им. Юрия Федьковичадоктор исторических наук, профессор кафедры этнологии, античной и средневековой историиg_kogolianko@ukr.net
Всего: 1

Ссылки

Ботушанський В. Вказ. праця. С. 9
Мордвинов В. Указ. соч. С. 20-50
Die Osterraichisch-ungarische Monarchie in Wort und Bild. Bukowina. S.210-211
Bermann M. Maria Theresia und Kaiser Joseph II. Wien, 1880. S. 883
Cоколов П. Церковная реформа импе- ратора Иосифа ІІ. С. 128
Государственный архив Черновицкой области Украины (далее - ГАЧО). Ф. 29. Оп. 1. Д. 44. Л. 1-4
Dan D. Episkopia Rădăuţilor, Mitropolia şi Mănăstirile Bucovinei. Cernăuţii, 1926. Р. 4
Kaindl R.F. Geschichte der Bukowina. Absch. III. Czernowitz, 1898
Kaindl R.F. Die Erwerbung der Bukowina durch Osterreich. Czernowitz, 1894
Polek J. Die Erwerbung der Bukovwina durch Oesterreich. Czernowitz, 1899
Pumnul A. Privire răpede preste trei sute treisprezece de’n proprietăţile aşa numite Moşiile mînăstireşti, de’n carile s’a format măreţul Fund Relegiunariu al Bisericei dreptcredincioase răsăritene de’n Bucovina. Cernăuţi, 1865
Onciul Is. Fondul Religionariu gr. or. al Bucovinei. Cernăuţi, 1899
Morariu A. Bukowina, 1774-1914. Bucureşti, 1914
Reli S. Inceputurile Catolicismului austriac in Bucovina. Cernăuţi, 1928
Reli S. Politica religioasă a Habsburgilor față de Biserica Ortodoxă Română în secolul al XIX-lea în lumina unor acte și documente inedite din arhiva Casei și Curții imperiale din Viena. Cernăuţi, 1928
Zukowski O.M. Bukowina pod wsgledem topograficznym, statystycznym I historycznym ze bzezegolnem wsgledniem zimiotu polskiego. Czerniowce- Lwow, 1914
Pihuliak H. Kirchenfrage in der Bukowina. Czernowitz, 1914
Кожолянко Г. Оккупация Буковины Австрией в 1774 году// ИНИОН СССР. Новая советская иностранная литература по общественным наукам. М., 1979. № 5
Ботушанський В. Нариси з історії православної церкви Буковини (кінець ХVІІІ - початок ХХ ст.). Чернівці, 2012
Історія міст і сіл УРСР (Чернівецька область). К., 1969. С. 337
Averile bisericeşti. Cernăuţi, 1939. P. 2
Die Osterraichisch-ungarische Monarchie in Wort und Bild. Bukowina. С. 157
Die Osterraichisch-ungarische Monarchie in Wort und Bild. Bukowina. Wien, 1899. Р. 68-69
Die Osterraichisch-ungarische Monarchie in Wort und Bild. Bukowina
Степанюк Д.М. Експлуататорська роль православної церкви (на ма- теріалах Буковинської митрополії). Чернівці, 1971. С. 15-22
Biderman H. Die Bukovina unter Osterreichischer Verwaltung, 1775-1875. Lemberg, 1876
Zieglauer F. Der Zustand der Bukowina zur Zeit der Osterreichischen Occupacion. Czernowitz, 1888
Митрофанов П. Политическая деятельность Иосифа ІІ. Его сторонники и его враги (1780-1790). СПб., 1907
Мордвинов В. Православная церковь на Буковине. СПб., 1874
Cоколов П. Церковная реформа императора Иосифа ІІ. Попытка церковно-исторического исследования из истории западных исследований. Саратов, 1892
 Православный религиозный фонд Буковины в последней четверти XVIII в. | Русин. 2013. № 4 (34). DOI: 10.17223/18572685/34/3

Православный религиозный фонд Буковины в последней четверти XVIII в. | Русин. 2013. № 4 (34). DOI: 10.17223/18572685/34/3