Журнал «Славянский век» как источник по истории русинов | Русин. 2015. № 1 (39).

Журнал «Славянский век» как источник по истории русинов

В связи с возросшим интересом к истории русинского этноса, который переживает период укрепления национальной идентичности, что ставится под сомнение украинскими националистами, все актуальнее становится история взаимоотношений русофильского и украинофильского направлений в среде русского населения Австрийской империи в конце XIX - начале ХХ в. Это время рождения украинского национализма и русинского национального самосознания. Авторы статьи хотят привлечь внимание исследователей истории русинов к журналу «Славянский век», который выходил в Вене в 1900-1905 гг. и являлся единственным общеславянским журналом Австро-Венгрии. Редкий номер журнала выходил без сообщений из Галиции, Закарпатья или Буковины. В 92 номерах журнала, которые оказались в распоряжении авторов, помещены 103 статьи и информационные заметки о положении русин в Подъяремной Руси, как называла редакция журнала русские земли в составе империи Габсбургов. Журнал является ценнейшим источником по истории русинов.

The magazine "Slavic Century" as a source for the history of the Rusins.pdf На фоне событий, происходящих в наши дни на Украине, русинский вопрос приобретает особую остроту. Подход к решению данной проблемы сталкивается с нежеланием киевских властей предоставить русинам автономию. Соседствующие с Украиной европейские государства проявляют большую заинтересованность в положительном решении этого вопроса. Так, венгерское правительство признает существование русинского народа, выступает против его украинизации, поддерживает русинскую культуру и русинское образование на территории Венгрии. Перед Россией в настоящее время также стоит задача найти подходы к решению сложной проблемы выработки новой политики в отношении русских, живущих в Закарпатье, Буковине, Молдове. Многие из них не считают себя украинцами, а сознают себя самой западной частью Русского мира. Русинская культура и язык, да и само население нуждаются в опеке и защите, как и сто лет назад. В последнее время появился целый ряд публикаций, посвященных истории русинов и русинскому национальному движению, борьбе этой части русского народа за свою национальную самобытность (Досталь 2007). Начало русинского движения относится еще к середине XIX в., когда русины находились во власти Австро-Венгрии. В 1848 г. был создан своего рода политический орган галицких русинов «Головная русская рада», печатным органом которого являлся журнал «Зоря Галицкая». С этого времени периодическая печать стала одним из рупоров трансляции идей национального возрождения. Одним из таких периодических изданий был журнал «Славянский век», издававшийся в Вене в 1900-1905 гг. Тогда он являлся единственным всеславянским периодическим изданием на русском языке с сильной русофильской направленностью. В этой связи интерес представляет статья итальянского историка Джованни Савино «"Самая коренная русская область": образ Галиции в русской националистической периодике в 1914-1915 гг.», представляющая собой текст доклада, сделанного им на Междисциплинарном «круглом столе» «Первая мировая война в литературных и художественных источниках», организованном Институтом мировой литературы им. А.М. Горького РАН 20-21 июня 2013 г. в Москве - «Политика и поэтика: русская литература в историко-культурном контексте Первой мировой войны». (Савино 2013: 857-862). Дж. Савинo, ознакомившись русской периодикой времен Первой мировой войны, а также работами К.А. Белиловского, В.А. Верещагина, Д.Н. Вергуна, Вс. Дружковского, отмечает, что «задача националистической периодики состояла в полной русификации области с помощью местных русофилов. Тема истории, т. е. принадлежности Галицкого княжества в системе государств Руси, стала центральным сюжетом. В каждой книге, брошюре, памфлете исторические события, которые происходили в регионе, были встроены в рамки российской истории, а также описывалось отделение «колыбели славянства» от русских земель как страдание для простого народа. Причинами мучений галицкого населения стали завоевание и господство Польского королевства» (Савино 2013: 859). Подозревать русских в агрессивности для западных авторов в обычае. Знакомство же с материалами журнала «Славянский век», издававшегося в Вене в начале XX в., показывает, что русские в Австрийской империи были в положении защищающейся стороны. В нашем распоряжении оказался комплект этого журнала за 1901-1904 гг. (№ 26-91/92). Он был пожертвован Императорскому Томскому университету известным славистом П.А. Кулаковским и передан в университетскую библиотеку в 1915 г. уже после его смерти наследниками вместе с библиотекой (всего 973 названия в 1 078 т.) (Отчет 1916: 123). Платон Андреевич Кулаковский (1848-1913), родом из г. Поне-вежа (Паневежиса) Ковенской губернии, из семьи священника, уже в юном возрасте стал свидетелем жестокостей, которые творили поляки в отношении православных русских. После окончания Ви-ленской гимназии (1866) он поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1870 г. Затем вплоть до 1884 г. П.А. Кулаковский преподавал русский язык в мужских гимназиях Владимира и Москвы. В Москве познакомился с И.С. Аксаковым, братьями Ю.Ф. и Д.Ф. Самариными и проникся идеями славянофильства. Во время работы в гимназии, получив отпуск, отправился в годичную командировку за границу и посетил Чехию, Моравию, Хорватию и Словению. Там он познакомился со многими видными деятелями славянства. Возвратившись в Россию, Кулаковский в январе 1882 г. защитил диссертацию «Вук Караджич, его деятельность и значение в русской литературе» на степень магистра славяноведения. С 1884 г. состоял лектором русского языка в Варшавском университете и одновременно (1886-1892) редактировал газету «Варшавский дневник», на страницах которой освещал славянские дела с позиций России. В 1893 г. он предпринял еще одну научную командировку, на этот раз в Хорватию. По возвращении в 1894 г. защитил докторскую диссертацию «Иллиризм. Исследование по истории хорватской литературы периода Возрождения». В дальнейшем вплоть до 1902 г., П.А. Кулаковский являлся профессором Варшавского университета. Затем, переехав из Варшавы в Петербург, с 1 ноября 1902 до 1 декабря 1905 г. был главным редактором «Правительственного вестника». Оставив государственную службу, П.А. Кулаковский до кончины преподавал славянские наречия в Петербурге в историко-филологическом институте, женском педагогическом институте и на высших женских курсах. После себя он оставил большое количество работ по славянскому и польскому вопросам. Наряду с этим П.А. Кулаковский - активный участник Славянского движения, развивавший идею «слияния государственных и культурных сил всего славянства», занимался общественной работой, в 1906 г. был избран действительным членом «Славянского благотворительного общества» (с 1907 г. - почетный член, с 1908 г. - товарищ председателя). В 1911 г. его избрали в Белграде товарищем председателя «Союза славянских журналистов». Он являлся одним из инициаторов и руководителей Русского окраинного общества. С 1906 г. редактировал и издавал еженедельную политическую, общественную и литературную газету «Окраины России», ведшую на своих страницах борьбу с сепаратизмом. В 1907 г. он начал издание специальных приложений к газете «Русский - русским», в которых отстаивал идею недопустимости польской автономии. Выдвигался кандидатом в депутаты Государственной Думы по Петербургу от Союза русского народа и РС, принимал активное участие в создании Партии националистов, а в феврале 1912 г. был избран членом Главного совета Всероссийского национального союза (Степанов). Авторам удалось просмотреть номера журнала с 26-го по 92-й, но в № 48 (С. II-VIII) помещен указатель статей № 1-48, что позволяет проанализировать состав всех 92 номеров. В объявлении о подписке редакция журнала представила его так: «Славянский век» являлся «единственным в настоящее время всеславянским повременником на русском языке» и преследовал следующие цели: 1. Дать русскому и славянскому читателю полное, ясное и правдивое представление о культурной жизни всего славянства. 2. Идти навстречу желанию юго-западных славян ознакомиться с русской речью настолько, чтобы русский язык мог сделаться со временем общим языком для сношений славян между собою. 3. Поощрять торговые сношения западных славянских земель с Россией и обратно. Враг узкой предвзятости «Славянский век» старался быть всеславянским вечем, в котором каждый славянин имел бы возможность свободно и искренне высказываться на своем языке по текущим славянским вопросам. Параллельные тексты на всех славянских языках дают русскому читателю возможность знакомиться со славянскими языками, славянам облегчают изучение русского языка. Для усвоения правильного произношения печатаются также рассказы и стихотворения с надстрочными ударениями. С № 25 «Славянский Век» вступает во второй год издания, чтобы продолжать будить дремлющее славянское самосознание. Журнал будет выходить 2 раза в месяц в объеме двух печатных листов. В журнале принимали участие или обещали принимать: Антисарматикус, д-р М.В. Вуич (сербский президент министров), Вещий Олег, проф. К.Я. Грот, проф. А.Ф. Гусев, Дамов, И. Драгутино-вич, Н.Н. Дурново, М.И. Иванка, Гр. А. Ильинский, И.В. Каменский, ген. А.А. Киреев, В.Н. Кораблев (Веди Како), акад. Е.Ф. Корш, А.Ю. Купа-лов, К.Ю. Купалов, акад. В.И. Ламанский, А.Л. Липовский, Л.М. Лесковец, B.Н. Лясковский, С.Б. Миличевич, О.А. Мончаловский, В.В. Розанов, C.С. Радованович, И.П. Роганович, И.С. Свенцицкий, Сигма (С.Н. Сыромятников), А.П. Соловьевич, акад. Любомир Стоянович, Ф.И. Халупни-чек, В.Е. Чешихин, М.И. Шевченко, А.Н. Штиглиц (магистр международного права), Ю.А. Яворский, Н.В. Ястребов и мн. др.». Подписка на журнал была объявлена в Австро-Венгрии, Германии, России, Сербии, Черногории, Болгарии. Подписываться можно было во всех книжных магазинах «Нового времени». Доход поступал галиц-ко-русскому обществу «Друг» во Львове. Адрес редакции - Вена, VIII. Бенногассе № 22. Редактор-издатель - д-р Д.Н. Вергун. Девиз журнала «Любовью и силой» (Славянский век. 1902. № 26. Обложка). В 1904 г. журнал выходил тиражом 1 250 экз., имел 1 126 подписчиков, редакция ответила на 457 писем (Славянский век. 1904. № 92. С. 576). Редактор выдерживал типовое построение номера: две-три статьи на злобу дня или к юбилею того или иного деятеля славянского движения, славянские вести, художественные рассказы, стихи, сообщение о новых книгах, полученных редакцией, реклама славянских изданий, аннотации одной-двух книг, некрологи. Строго выдержана тематика журнала - освещение проблемы культуры, политики, церковной жизни, языка, искусства славянских народов. Славянские вести касались преимущественно общественного движения - деятельности славянских обществ, кружков, съездов. Существенное внимание журнал уделял известиям и проблемам русского населения Австро-Венгрии. Из 92 номеров 76 имели информацию о жизни русских в Подъяремной Руси, т. е. в русских областях империи Габсбургов. Анализ 92 номеров журнала с 1 июля 1900 по декабрь 1904 г. показал, что вопросов жизни русинов касались авторы 40 статей, 58 заметок и 5 раз при анализе книг. Больше всего информаций о Галиции (Червонороссии) - 68, значительно меньше по Закарпатью (Угророссии) - 14, по Буковине (Карпатороссии) - 12, русинской тематики касались в статьях об Австрии в целом 9 раз. Всего мы насчитали 103 упоминания о проблемах русинского населения. Это не может вызывать удивления, так как ведущими сотрудниками и авторами журнала были выходцы из Галиции, в которой на начало ХХ в. жили 7,3 из 26,3 млн подданных Габсбургов, в том числе 3 млн русских (Славянский век. 1904. № 81: 261; № 83: 327). Редактор журнала Дмитрий Николаевич Вергун (18.11.1871-3.09.1951) родился в Городке в Галиции, окончил в 1890 г. немецкую гимназию во Львове. За участие в движении червонно-русской молодежи был арестован в 1897 г. В Венском университете защитил докторскую диссертацию о Мелетии Смотрицком, но в должности преподавателя философского факультета этого университета ему было отказано. Тогда он включился в движение панславистов, издавал журнал «Славянский век» с 1900 по 1905 г., вновь был арестован и в 1907 г., затем выехал в Россию, работал в газете «Новое время», руководил подготовкой славянских съездов, в 1910 г. избран генеральным секретарем Всеславянского исполнительного комитета. Участник Первой мировой войны, Д.Н. Вергун с 1917 г. занимался преподавательской деятельностью в Коммерческой академии и Московском университете. В начале 1919 г. он участвовал в работе делегации Карпаторусского конгресса на Парижской мирной конференции, добивавшейся создания автономной Карпатской Руси. С 1921 по 1940 г. жил и преподавал в Праге, затем в Югославии и США. Умер в Хьюстоне. Д.Н. Вергун известен как поэт (Вергун). В журнале печатали свои статьи такие известные русские деятели Галиции, как литератор и историк Юлиан Андреевич Яворский (27.11.1873-11.01.1937); Илларион Семенович Свенцицкий (7.04.1876-18.09.1956), организатор и директор Национального музея во Львове с 1905 по 1952 гг.; Елизавета Ивановна де-Витте (1836 - после 1915 г.), педагог, историк и публицист; С.А. Лабенский, издатель и публицист и др. Показательно, что русинские общественные деятели не нашли себе места в Советском Союзе, так как большевики сделали ставку на украинизацию. На страницах журнала «Славянский век» несомненный интерес представляет цикл статей, объединенных общим названием «Подъяремная Русь», в которых освещалось положение русских и русской культуры в Галиции, Буковине и Угророссии (Закарпатье). Авторы статей и заметок писали о том, что русские вынуждены были бороться за свою культуру, язык и экономическое положение против австрийского правительства, онемечивания, против польских помещиков и полонизации, против украинизации, которую финансировали австрийцы, против экономического закабаления еврейской буржуазией, поддерживаемой властями, против униатов и католической церкви за сохранение православия. Многие уезжали в Америку, Канаду, Аргентину и Бразилию. Так, С.А. Лабенский сообщал о вражде русских и украинофилов в Галиции: «Галицкие украинофилы не желают иметь ничего общего с русской культурой и литературой, отвергнув даже имя русское» (Лабенский 1902: 109). Е.И. де-Витте писала: «Русской партии предоставлено бороться своими собственными силами с латинством, полонизацией, украино-фильством, еврейскими захватами и правительственным давлением. Борьба тяжелая и неравная» (В-а В-н. 1904: 222). Вот что пишет автор под псевдонимом Иоссов: «Борьба за народные права, за сохранение своего национального облика - вот удел Галицкой Руси. Это тяжелая борьба истощает все силы русского галичанина. Она немногим известна, и откуда же знать постороннему жителю о существовании этого забытого и прибитого уголка русской земли? Серый, голодный, полуграмотный галицко-русский мужик не станет ведь глашатаем своего горя-горемычного: ему не на что заплатить недоимки, поправить полуразвалившуюся избу, купить соли, где же ему вещать миру о нужде своей родины? Он остается дома и недоумевает, почему Господь о всех помнил, только о нем забыл. Если же нужда станет непосильна, он продает свое скудное имущество и бежит в Бразилию или Парану, предпочитая неизвестное рабство на чужбине мнимой свободе на родине. И тогда только является галиц-ко-русский крестьянин немым свидетелем родной нужды. Галицко-русский промысел, торговля не могут свидетельствовать о кипучей жизни страны: несколько десятков жидов-коробейников и мелких торговцев скотом не заходят далее родного Куликова и Яворова. Правда, гуцульские кустарные изделия нашли себе место даже и на Парижской выставке, но они заинтересовали одних любителей-этнографов и не могли привлечь внимания на всю страну. И галицкая наука не может отвоевать место своей стране. Вся наука страны слилась с политикой и стала выражением мечтаний и стремлений верховодящих партий» (Иоссов 1902: 371). Автор обратил внимание на процесс ополячивания и латинизации Восточной Галичины, который осуществляла властвовавшая польская шляхта, добиваясь «истребления русского духа и русской мысли в Галичине». Польские профессора-шляхтичи Львовского университета, пишет он, «решились во чтобы то ни стало ополячить Восточную русскую Галичину». Они, по его словам, «произносят противурусские речи в парламенте, пр. Гломбинский доказывает статистически, что одна треть Восточной Галичины - польская, основываясь на этом заявлении проф. Охенковский доказывает необходимость усилить колонизационную деятельность на окраинах. Чудные мысли? Их разрабатывают, литература по этому вопросу растет, выдвигаются различные мотивы, говорящие за колонизацию, между прочим, напр. и то, что Восточную Галичину нужно заселить мазурами для того, чтобы на случай присоединения ее к России можно было бы предъявить свои притязания на всю Галичину как польскую страну». «Пока же Восточная Галичина превратится в сплошную колонию Польши, решили помещики-поляки заставлять русских мужичков-поденщиков изучать польский язык и ходить в костел. Не говорящие по-польски мужики не нанимаются в поденщики, занятия прекращаются только в воскресения и польские праздники: следовательно, мужик принуждается для получения заработка говорить по-польски и работать в свой русский праздник». В том же направлении работали и польские ксендзы. «Они, - пишет Иоссов, - наводняют русскую часть Галичины своими монахинями, монахами, часовнями, праздниками, миссиями и различного рода польско-патриотическими проповедями и богослужениями. Главными же сопомощниками польских ксендзов в латинизации страны являются униатские василияне и горсточка "русско-католических" священников» (Иоссов 1902: 371-372). Среди общественно-политических сил, действовавших в начале XX в. в Восточной Галичине, автор называет Народно-русскую партию, «опирающуюся на культурное и духовное единство всех частей великой русской земли» и Национально-демократическую, стремившуюся «к соединению Юго-Западной Руси, т. е. Украины, Белоруссии и Галичины, в одно самостоятельное целое». Причем последняя партия, считавшая себя «украинской», в своей деятельности была очень близка к «польским мечтам разбить Россию так, чтобы от нее и следа не осталось». Неудивительно поэтому, пишет автор, что «противодействие ее вовсе не опасно полякам, и они поддерживают ее деятельность суммой в 60 000 крон, отпускаемой на издания украй-нофильских обществ "Просвгга", "Товарищества] им. Шевченко" и на содержание "Украинского театра"». Те же самые поляки, продолжает Иоссов, «даруют еще украйнофилам ежегодно один гимназический класс с "украинским" преподавательским языком и несколько "украинских" вывесок на казенных учреждениях Восточной Галичины». С русской стороны, пишет он далее, «за права и достояние народа действовали с успехом издания народного Общества им. Качков-ского, расходившиеся в свыше 8 000 экземплярах между русскими галичанами, и народная газета "Русское слово", насчитывающая сегодня 4 000 подписчиков. Приведенные цифры - самые высокие из когда-либо существовавших в Галичине». По его мнению, важную роль играли возобновление деятельности «Галицко-русской Матицы» и издание Обществом русских студентов «Друг» стихотворений Д.Н. Вергуна. Тем не менее Иоссов выразил надежду на то, «будущее принесет Галиции более успеха в борьбе как с нынешними врагами, так и с губительной деятельностью ее заблудившихся и зазнавшихся сынов!» (Иоссов 1902: 372). В статье, посвященной «Народному дому», одному из старейших (основан в 1849 г.) русских обществ в Галиции, С.А. Лабенский отмечал: «Русским деятелям в Галиции приходится защищаться на два фронта. С одной стороны, они борются с местными "сепаратистами", "украино-филами", задавшимися целью во чтобы ни стало искоренить истинное русское сознание в галицко-русском населении, с другой стороны, с польским "Drang nach Osten" (напором на восток). Оживление деятельности "Народного дома" направлено главным образом на воспитание молодежи в истинном русском духе, на образцах русской литературы, для того, чтобы дать ей лучшее оружие для борьбы с "сепаратизмом". С другой стороны, борьба с польским "напором на восток" вызывает потребность усиления народного просвещения и организации народных масс» (Лабенский 1902б: 302-303). Авторы «Славянского века» своими статьями иллюстрируют умелую национальную политику Вены, которая выражалась в натравливании друг на друга славян, составлявших большую часть населения империи, в выстраивании иерархии народов, в которой русские занимали самое низкое место. Русских сталкивали с украинофилами, поляками, евреями в Галиции, с румынами в Буковине, с венграми в Закарпатье. Русские обделялись школами, их изгоняли из университетов, не признавали право на язык и православную веру. С горечью русские публицисты «Славянского века» отмечали: «Западные славяне, ходящие на немецких помочах, желали бы и самостоятельную Россию переустроить по-немецки» (Лесковец 1902: 587). Материалы «Славянского века» живо напоминают современную ситуацию борьбы восточноевропейских государств - Польши, Украины, Болгарии, Румынии против всего русского. Только место австрийского императора теперь занимают американский президент и канцлер ФРГ. Краткий обзор содержания журнала показывает, по нашему мнению, чрезвычайную его ценность как источника по истории русинов. Материалы журнала также помогают раскрыть тайну рождения украинского национализма, взращенного австрийскими властями для борьбы с русскими в Галиции. Эта «забота» была подхвачена гитлеровским рейхом, а затем властями США и Евросоюза.

Ключевые слова

Galicia, Bukovina, Ugrorossia, Rusins, magazine "Slavic Century", Угророссия, Буковина, Галиция, русины, журнал «Славянский век»

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зиновьев Василий ПавловичТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной историиvps@tsu.ru
Фоминых Сергей ФедоровичТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой современной отечественной истории исторического факультетаsergei.fominyh1940@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Лабенский С.А. Что делается в Подъяремной Руси // Славянский век. 1902. № 58. С. 302-307.
ЛесковецЛ. Из славянской сравнительной психологии // Славянский век. 1902. № 45. С. 584-588.
Отчет о состоянии Императорского Томского университета за 1915 г. Томск, 1916. Отдел 6.
Степанов А. Платон Андреевич Кулаковский. URL: http://www. hrono.ru/biograf/bio_k/kulakovski_pa.php (дата обращения: 12.02.2015).
Славянский век. Всеславянский журнал. 1900-1904.
Лабенский С. Обновление русской партии в Червоннороссии // Славянский век. 1902. № 52. С. 109-111.
В-а В-н. Рец. на кн.: - Е.И. де-Витте. Буковина и Галичина. Лето, 1903 г. Киев, 1903 // Славянский век. 1904. № 79. С. 221-223.
Иоссов. Из Подъяремной Руси // Славянский век. 1902. № 37-38. С. 371-372.
Досталь М. Русинское национальное движение и его отражение в современной историографии // Русин. Международный исторический журнал / Отв. ред. С.Г. Суляк [Кишинев]. 2007. № 3 (11). С. 97-105.
Савино Дж. «"Самая коренная русская область": образ Галиции в русской националистической периодике в 1914-1915 гг.» Публикации, исследования и материалы. М.: Издательство ИМЛИ им. А.М., 2014. 880 с.
Дмитрий Николаевич Вергун. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Дмитрий Николаевич Вергун (дата обращения: 15.02.2015).
 Журнал «Славянский век» как источник по истории русинов | Русин. 2015. № 1 (39).

Журнал «Славянский век» как источник по истории русинов | Русин. 2015. № 1 (39).