РУСИНЫ:УРОКИ ТРАГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ* | Русин. 2008. № 3-4 (13-14).

РУСИНЫ:УРОКИ ТРАГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ*

РУСИНЫ:УРОКИ ТРАГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ*.pdf История Юго-Западной Руси и ее населения долгое время «ретуши-ровалась»: факты, не укладывавшиеся в официальную версию изло-жения событий, либо искажались, либо просто замалчивались. При-чем, как в свое время в советской, в современной официальной укра-инской историографии это делается по идеологическим мотивам. Рос-сийские исследователи, за редким исключением, как правило, по инер-ции продолжают придерживаться точки зрения украинской историог-рафии не только в вопросах трактовки исторических событий, но и вудревлении этнонимов, переносе сегодняшних реалий в прошлое.Между тем история русинов (руснаков)1 показательна тем, что,несмотря на многовековое проживание в составе других государств,полонизацию, мадьяризацию, румынизацию, коренное русское населе-ние Карпатской Руси (Галичины, Буковины, Подкарпатской (Угорской)Руси) долгое время сохраняло не только свою русскость, но и осозна-ние своей принадлежности к единому русскому народу и единой рус-ской культуре.С XIII в. Подкарпатская (Угорская) Русь оказалась в составе Вен-герского королевства, с конца XIV столетия Галичина - в составеПольского королевства. Однако длительное существование государ-ственности Юго-Западной Руси (Галицко-Волынское княжество)2 со-здало условия для сохранения этнокультурной самобытности русиновв течение длительного исторического периода. Именно потому, чтообласти, населенные русинами, вошли в состав других стран высоко-развитыми в политическом, экономическом, юридическом и культур-ном плане, русинов не постигла участь ассимилированных немцамипруссов.* Доклад был зачитан 19 декабря 2008 г. на международной научно-прак-тической конференции «Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатс-кой Руси (конец XIX - начало XX вв.)», г. Ростов-на-Дону.** Вернадский Г.В. Начертание русской истории. СПб.: ИздательствоВ период обострения борьбы за Галицко-Волынское наследство междуПольшей, Великим княжеством Литовским и Русским и Венгрией воз-никает православное Молдавское княжество (1359 г.). Оно было со-здано русинами и волохами на землях, входивших в свое время в со-став Галицкого княжества. Буковина - регион компактного прожива-ния русинов - стала ядром княжества, основанного по древнерусскимобразцам. Русины во второй половине XIV в. составляли 40% его на-селения. Русский язык того времени (русинский) был официальнымязыком средневековой Молдавии до начала XVIII в., русины присут-ствовали в составе правящих классов на протяжении всей историикняжества. Сам гидроним и топоним Молдова происходит от древне-славянского слова «молид», «молд» (ель). Древние формы этого топо-нима - Молдуа, Молдува3.Впоследствии большая часть русинов вошла в состав молдавскойнародности. Участие русинов в этногенезе молдавского народа обус-ловило формирование у молдаван этнокультурных особенностей, от-личающих их от этнически близких им валахов (мунтян). Русины ока-зали огромное влияние на формирование материальной и духовной куль-туры молдаван. В основном фонде молдавского языка насчитываетсясвыше 2 тысяч восточнославянских заимствований.К середине XIX в. земли, населенные русинами (не менее 4 млн. чел.),оказались в составе Австрийской (в 1772 г. - Восточная Галичи-на,1814-1815 гг. - Западная Галичина, в 1774 г. - большая часть Буко-вины, Подкарпатская Русь (с 1687 г. Венгрия в составе Австрии, в1867 г. создана Австро-Венгерская империя)) и Российской (Бесса-рабская губерния (1812 г., более 250 тыс. русинов) и Холмщина (За-бужная Русь или Холмско-Подляшская Русь), с 1815 г. в составе Цар-ства Польского) империй. Немногочисленное русинское населениесохранялось в Трансильвании (тогда в составе Венгрии) и Румынии.Русины Подкарпатской Руси с середины XVIII в. переселялись наБалканы, на Бачванскую равнину (современная Воеводина).Русины Бессарабии (Пруто-Днестровских земель), проживая в со-ставе Российской империи, не испытывали ни национального, ни рели-гиозного гнета. Присоединенная к России Бессарабия представляласобой разоренный турками и татарами край. Численность населения,по различным источникам, составляла от 275 тыс. до 334 тыс. чело-век4.Присоединение Бессарабии к России благоприятно сказалось на улуч-шении социально-экономического положения области, что привело кувеличению численности населения. За 60 лет XIX в. население Рос-сии возросло в целом в 2 раза, в Бессарабии за 50 лет, с 1812 по 1861 г.- в 4 раза. Это произошло и за счет высокого уровня естественногоприроста, и благодаря приливу населения извне5.Особенно населенным был Хотинский уезд. В 1812 г. здесь прожива-ло 15,4 тыс. человек, в 1827 г. - 114, 3 тыс. С 1812 по 1858 г. числен-ность населения уезда возросла в 11,5 раз6. Большинство жителей уез-да были русины (руснаки). Они компактно проживали также в Ясскоми Сорокском уездах. Количество русинов увеличивалось за счет миг-рантов из австрийской части Буковины и Галичины. Буковинские ру-сины массово приходили на сезонные работы в Бессарабию, многиеиз них затем оставались в крае. В 1859 г. численность русинов в Бес-сарабии составляла 130 тыс. человек (1/7 часть населения края), вначале XX в. - свыше 250 тыс. человек (1/8 населения губернии)7.Русины составляли значительную часть населения городов Бессара-бии. До начала XX в. в Кишиневе сохранялось предместье Гуцулевка,населенное выходцами из Галичины - гуцулами8.Официальные российские власти отделяли русинов (руснаков) Бес-сарабии от малороссов, признавая их особую этнокультурную иден-тичность, считая их, как и малороссов, частью русского народа. Завсе время в канцелярии бессарабского военного губернатора былозаведено только одно дело, касавшееся русинов: «Об австрийскопод-данных, прибывающих в Бессарабскую область в большом количе-стве» (1867 г.). Было отмечено, что нет никаких сведений, дающихповод заключить о неблагонадежности данных лиц. В то же времяпостоянное наблюдение велось за проживавшими в Бессарабии ста-роверами, баптистами, молоканами, поляками 9.О политических взглядах многонационального населения края выс-казался российский политический деятель В.В. Шульгин: «Окраины,населенные так называемыми «инородцами», иногда больше ценилиРоссию, нежели природные русские. В частности, Бессарабия посла-ла во вторую Государственную Думу П.Н. Крупенского, В.М. Пуриш-кевича, П.А. Крушевана, П.В. Синадино и других убежденных сто-ронников монархии и величия России»10.В ином положении оказались русины Подкарпатской, Галицкой Русии австрийской части Буковины. Русины Галицкой и Подкарпатской Русибыли в основном униатами, хотя веру свою по-прежнему называлирусской. В 1596 г. в Брест-Литовске часть западнорусского высшегодуховенства заключила церковную унию с Римом, в 1646 г. была зак-лючена Ужгородская уния. Несмотря на это, народ и большинствосвященнослужителей многие столетия сопротивлялись окатоличива-нию и проводимой властями насильственной политике полонизации имадьяризации.Со второй половины XIX в. начинаются самые трагические страни-цы истории русинов. К тому времени большинство представителейвысших классов утратили память о своем происхождении и стали по-ляками, венграми, румынами, немцами. Русинами оставались толькосвященники и холопы (на Буковине мужики - здесь не было крепостно-го права). Священники (униатские и православные), изучая историюправославия, знакомились и с историей Руси.«Весну народов» русины встретили созданием в 1848 г. политическо-го органа галицких русинов - «Головной русской рады», выходом еепечатного органа - «Зоря Галицкая» и организацией «Галицко-русскойматицы»11. Однако само первое русинское Возрождение началось не-сколько позже. Несомненно, «совершенно гипнотизирующее действиепроизвело на него движение стотысячной армии Паскевича в 1849 г.,шедшей на подавление венгерского восстания»12, но основную рольсыграла предшествующая деятельность галицких, буковинских и под-карпатский будителей, о некоторых из которых вкратце будет расска-зано ниже.Немалую роль сыграла исследовательская работа Дениса Ивано-вича Зубрицкого (1777-1862), известного галицко-русского ученого,происходившего из старинного дворянского рода. Он заложил основуначалу изучения истории Галицкой Русии народных обычаев. В 1852 г. Зубриц-кий издал на местном наречии «Историюдревнего Галицко-Русского княжества»,первый научный труд по истории края.Вышло два тома, посвященных историиГалиции до 1199 г. Третий том, содержа-щий историю с 1200 по 1377 г., появилсяв 1855 г. и был изъят властями из обра-щения.Зачинателем литературного направле-ния стала «Русская Троица», студентыЛьвовского университета Яков Федо-рович Головацкий (1814-1888), ИванНиколаевич Вагилевич (1811-1866) иМаркиан Семенович Шашкевич(1811-1843), дети униатских священни-ков. В 1837 г. они выпускают альманах «Русалка Днестровская», вкотором опубликовали стихи, народные песни, переводы, образцы древ-них документов13.Велика роль Михаила Алексеевича Качковского (1802-1872), тожесына униатского священника, судьи. Отказывая себе во всем (пита-ясь картофелем, черным хлебом, живя в скромной квартире), он копилвсю жизнь средства на народное дело. В 1861 г. Качковский основалво Львове первую независимую большую политическую русскую га-Денис Иванович Зубрицкийзету в Галиции - «Слово»,которая просуществоваладо 1887 г.; редактором ееон избрал Богдана Андре-евича Дедицкого (1827-1909). Все свое состояние,около 60 тыс. руб., Качков-ский завещал на народныецели. На эти средства поинициативе Иоанна Гри-горьевича Наумовича(1826-1891) было основано«Общество имени М. Кач-ковского», ставившее сво-ей задачей культурное про-свещение народа и помощьнеимущим14.Униатский священникАлександр ВасильевичДухнович (1803-1865) пер-вый в Угорской Руси сталписать по-русски. До него употреблялись церковнославянский, латин-ский и венгерский языки. А.В. Духнович - автор стихотворений, напи-санных на русинском наречии, в том числе и «Я русин был, есмь ибуду», ставшего впоследствии народным гимном Подкарпатской Руси.Как отмечал Ф.Ф. Аристов, «своими трудами А.В. Духнович указалугро-руссам то направление, по которо-му должно совершаться их националь-ное развитие. Если Угорская Русь, в про-тивоположность Галичине и Буковине,никогда не знала украинофильства и все-гда отстаивала общерусское националь-но-культурное единство, то этим она взначительной степени обязана плодо-творной деятельности Александра Ва-сильевича Духновича»15.Заслуга униатского священника Ива-на Ивановича Раковского (1815-1885), помимо литературной деятельно-сти, заключалась в воспитании целогопоколения жителей села Изы (УгорскаяРусь) в чисто православном духе.Яков Федорович Головацкий иИван Григорьевич Наумович (1883 г.)Александр ВасильевичДухновичАдольф Иванович Добрянс-кий-Сачуров (1817-1901), проис-ходивший из старинного дворянс-кого рода, занимал различные го-сударственные должности (в томчисле был помощником граждан-ского комиссара при 3-м корпусегенерала Ридигера, предка патри-арха Московского и всея РусиАлексия II), ввел в делопроизвод-ство Угорской Руси русский язык,русские надписи на улицах, доби-вался назначения русинов на госу-дарственные должности. Именноон первым поставил вопрос об ав-тономии территорий, населенныхрусинами. В 1849 г. вместе с дру-гими угрорусскими патриотами от-правился в Вену просить импера-тора о присоединении Угорской Руси к Галичине. Разработал «Проектполитической программы для Руси Австрийской» (1871), где доказы-вал необходимость объединить в одно административное целое рус-ские части Галичины, Буковины и Угорской Руси 16.После создания двуединого государства Австро-Венгерии в 1867 г.начинается период немецко-мадьярского господства во всех сферахобщественно-политической жизни. В Буковине и Галичине австрийс-кие власти стали поддерживать украинское народовецкое движение.Однако, как свидетельствует М. Грушевский, «почти все старшее по-коление относилось к нему несочувственно и более или менее реши-тельно тяготело в сторону москвофильства (так украинская историог-рафия обозначает русинское движение - С.С.). В руках москвофиловнаходились все национальные организации и в Галиции, и на Буковине,не говоря уже о Закарпатской Украине (в описываемый период - Угор-ская Русь - С.С.)». Народовство «представлено было небольшими лишькружками, бедными и материальными средствами, и культурными си-лами»17. В то время термин «украинец» носил национально-полити-ческую окраску18. Таковым было антирусское меньшинство19.В Галичине, Буковине, Подкарпатской Руси действовали многочис-ленные русинские организации, выходила литература, газеты и журна-лы на литературном русском (общерусском) языке и так называемомязычии (на этом языке русинские будители обращались и к народу) -смеси церковнославянского, русского литературного языков и народ-Адольф Иванович Добрянскийного говора. Депутаты-русины былипредставлены в Венском рейхстра-те, Буковинском и Львовским сей-мах.Самая многочисленная организа-ция - «Общество имени М. Качков-ского» имела свои отделения (фи-лии) по всей Восточной Галиции.Почти все читальни, возникшие в1871-1878 гг., обязаны своим суще-ствованием деятельности о. Иоан-на Наумовича. Из 161 читальни, ос-нованной в селах в 1871-1878 гг.,только шесть было создано украин-скими националистами-«народовца-ми». «Просвита» почти не имела всвоих рядах крестьян (до 1873 г. -только 2), тогда как в «Обществе им. Качковского» в 1875, 1876,1877 гг. было 645, 4791, 6123 члена соответственно, преимущественнокрестьяне20.Высокую оценку представителям галицко-русского движения дал всвоей статье «Формальный и реальный национализм» (1889 г.) ИванФранко, писатель, ученый, общественный деятель, стоявший на пози-ции украинизма. Статья была написана в ответ на публикацию львов-ского литературно-политического ежемесячника народовцев «Прав-да», где, в частности, деятели русинского возрождения назывались«предателями», «мусором», «ренегатами», «запроданцами». Перечис-лив заслуги лидеров русинского движения И. Наумовича (его «На-ука» «имела около трех тысяч подписчиков, число, которого недостигала ни одна «украинофильская» газета»), Г. Купчанко(«"Правда русская" Гр. Купчанка расходится в народе также ввесьма большом числе») в деле просвещения народа, И. Франко кон-статирует: «И не забудем, что среди интеллигентных галицко-украин-ских (писатель постоянно употребляет этноним «украинец» по отно-шению к русинским политическим деятелям общерусской ориентациии всему населению Галицкой Руси и Малороссии, в то время таковы-ми себя не считавшими - С.С.) "запроданцев" находятся люди (можетбыть, их больше даже, чем среди правоверных народовцев), которыеради мужика или по вопросу о языке и письменности украинской вдесять раз смелее выступят, в десять раз скорее заявят протест вла-стям и всяким "сильным мира сего", чем многие народовцы. Не забу-дем, что между этими "запроданцами" находились и находятся люди,Григорий Иванович Купчанкокоторые весь век живут в самых скромных условиях, в тесноте и нуж-де, служа делу, которое им кажется справедливым, и которые не поко-леблются наложить на себя руку, если увидят, что дело, в котором онивидели силу и честь народа, приходит в упадок (Балюх). Когда я слы-шу, что к таким людям прилагают слово "запроданцы", мне всякий развспоминаются былые ведьмы и колдуньи, которых всяческие орто-доксы сжигали на кострах за то, что они "продались черту", хотя этинесчастные "запроданцы" жили обычно в самой великой нищете и ни-какой корысти от этого запроданства не имели»21.В 1881 г. австрийские власти проводят громкий политический про-цесс Ольги Грабарь. Поводом послужил переход жителей галицкогосела Гнилички в православие. Были арестованы А. Добрянский, егодочь О. Грабарь, редактор львовской газеты «Слово» В. Площанский,И. Наумович и др. Суд присяжных приговорил 4 человек к несколькиммесяцам тюрьмы. О. Иоанн Наумович был приговорен к 8 месяцамтюрьмы22.Накануне войны австро-венгерские власти предприняли меры по лик-видации русинского движения. Одним из «эффективных» средств борь-бы стала шпиономания. С 1909 г. начинается волна арестов в австрий-ской части Буковины. Постепенно она набирает силу. В мае 1910 г.австрийские власти с подачи украинского националиста Н. Василько,румына по происхождению, закрыли большинство русинских органи-заций Буковины: «Общество русских женщин», «Карпатъ», «Русско-православный народный дом», «Русско-православный детский приют»,«Русско-православная читальня», «Русская дружина», а также русин-ские бурсы в Черновцах и Серете. Причиной закрытия были голослов-ные обвинения в государственной измене и политической деятельнос-ти. Имущество этих организаций было конфисковано и позже проданос торгов. Однако ряд русинских организаций («Народная рада» и «Рус-ский клуб») продолжал свою деятельность. В 1903 г. начался массо-вый переход русинов Угорской и Галицкой Руси в православие. Духов-ными лидерами стали православные священники Алексий Кабалюк(Угорская Русь) и Максим Сандович (Галицкая Русь). В 1994 г.Польская автокефальная православная церковь причислила священ-номученика Максима (Сандовича) к лику святых, в 1996 г. он былканонизирован РПЦЗ. В 2001 г. схиархимандрит Алексий Карпаторус-ский (Кабалюк) канонизован УПЦ Московского патриархата.29 декабря 1913 г. в Угорской Руси (Подкарпатье) начался ВторойМармарош-Сигетский процесс (первый состоялся в 1904 г.). Марма-рошский процесс был единственным массовым процессом в Австро-Венгрии перед войной. Первоначально к суду привлекли 189 человек.Во время ареста и заключения крестьяне подвергались издеватель-ствам и избиениям со стороны венгерских жандармов. Впоследствиипрокурор уменьшил число обвиняемых до 94 крестьян, обвинив их вподстрекательстве против мадьярского народа, греко-католическоговероисповедания и духовенства, в нарушении законов. Причиной про-цесса стал массовый выход населения Угорской Руси из греко-като-лической церкви и переход в православие. Он был спровоцирован про-тив православных общин сел Великие Лучки (близ Мукачева) и Иза(Хустский район). И это несмотря на то, что в Австро-Венгрии право-славие было разрешено законом, в Буковине являлось господствую-щим вероисповеданием. 3 марта 1914 г. был вынесен приговор 32 об-виняемым. Их приговорили в общей сложности к 39,5 годам тюрьмы.Массовый переход в православие русинских сел на Лемковщине, вСокальщине и Коломыйщине (Галичина) тоже вызвал репрессии состороны австро-венгерских властей. 17 марта 1911 г. были арестова-ны два православных священника - Игнатий Гудима и Максим Сандо-вич, а также Семен Юрьевич Бендасюк и студент-юрист Василий Ан-дреевич Колдра. Их держали в тюрьме два с половиной года, непредъявляя обвинений. Перед самой войной над ними во Львове на-чался нашумевший на всю Европу процесс о «государственной изме-не» и «шпионаже». Подсудимые были оправданы присяжными засе-дателями, несмотря на давление со стороны судьи.С началом Первой мировой войны регионы проживания русинов ока-зались в зоне боевых действий. В Австро-Венгрии начался массовыйтеррор против русинского населения. Русофильские симпатии сталикараться как тягчайшее государственное преступление. По заранеезаготовленным украинофилами спискам «политически неблагонадеж-ных» была арестована почти вся русинская интеллигенция и тысячикрестьян. Зачастую расправы осуществлялись на месте, без суда иследствия. Так, 15 сентября 1914 г. венгерские гонведы убили сорокчетыре гражданских лица в Перемышле.Мест в тюрьмах не хватало, и тогда австро-венгерские власти со-здали первые в Европе концентрационные лагеря: Талергоф, Терезин идругие. Первые заключенные прибыли в концентрационный лагерьТалергоф (Штирия) из Львова 4 сентября 1914 г. Через Талергоф про-шли не менее 20 000 русских галичан и буковинцев. Талергофский ла-герь постоянно пополнялся новыми партиями заключенных.Продвижение русских войск к Галичине вызвало еще большие реп-рессии среди мирного населения. Военная комендатура во Львове из-дала специальное распоряжение, согласно которому при исполненииприговоров «должно применяться сокращенное судопроизводство»,судьи должны «освободить себя от ненужного формализма» и быть«лишенными всякой чувствительности».Репрессии коснулись и австрийской армии. Известна история расстре-ла солдат 80-го австрийского пехотного полка, который был набран восновном из крестьян Бродского, Каменецкого и Золочевского уездовГаличины. Солдаты полка отказались стрелять в «братьев-русских».На Восточном фронте русины, не желая воевать против России, пере-ходили на сторону русской армии. Поэтому австро-венгерское коман-дование вынуждено было отправить русинов на итальянский фронт.Зимой 1914-1915 г. семитысячный русский корпус достиг Карпат.Местное русинское население с радостью встретило русских солдат,а 238 русинов добровольно вступили в русскую армию. Когда армияотступила, австро-венгерская администрация начала массовые реп-рессии против населения Угорской Руси. Множество невинных крес-тьян были замучены за то, что они называли себя «руськими». Вен-герские власти, которые параноидально боялись всего русского, сталиподдерживать украинский национализм.В 1915-1916 гг. состоялись два политических процесса, которые вы-деляются среди других фактов массовых избиений, арестов и казнейни в чем неповинного мирного населения тем, что проводились они встолице Австро-Венгерской империи - Вене, а обвинялись сама идеяединства русского народа и русский литературный язык. Первый Вен-ский русский процесс проходил с 21 июля по 21 августа 1915 г. В каче-стве обвиняемых в государственной измене привлекались арестован-ные в первые дни войны депутаты австрийского парламентаД.А. Марков и В.М. Курылович, адвокаты К.С. Черлюнчакевич иИ.Н. Драгомирецкий, журналист Д.Г. Янчевецкий, крестьянин ФомаДьяков, кузнец Гавриил Мулькевич. В качестве «свидетелей» высту-пали украинские националисты Кость Ле-вицкий, Кирилл Студинский (будущий со-ветский академик) и др. Этот военно-по-литический процесс насчитывал 40 боль-ших томов одних только стенографическихотчетов. Главный обвиняемый ДмитрийАндреевич Марков в своем последнем сло-ве сказал: «Меня защищает правда, а силаправды непреодолима. Эта правда - моянациональная идея, идея культурного и на-ционального единства русских племен».Все семеро были приговорены к смертнойказни. Их спас от смерти царь Николай II,который через испанского короля Альфон-са XIII добился замены смертной казни напожизненное заключение.Кассиан ДмитриевичБогатырецС 4 сентября 1916 г. по 17 февраля 1917 г. проходил Второй Венскийпроцесс. В государственной измене обвинялись 24 галицко-русскихобщественных деятеля. Список обвиняемых возглавляли буковинцы -православный протоиерей Кассиан Богатырец и Илларион Цуркано-вич. Среди обвиняемых было 9 священников, 5 адвокатов, 2 учителя,2 студента, 2 крестьянина, журналист, помещик, псаломщик, мещанин.Как и в первом процессе, в качестве «свидетелей» привлекались укра-инские националисты. Из-за них большинство обвиняемых были при-говорены к смертной казни через повешение. Впоследствии они былипомилованы. Смелая речь Кассиана Богатырца произвела сильное впе-чатление на военный трибунал.Наступление австро-германских войск в мае-июне 1915 г. заставилорусские войска оставить Галичину. В ужасе перед австрийцами в Рос-сию оттуда бежало большое количество населения. Всего во времяПервой мировой войны в России на положении беженцев оказалосьоколо 200 тыс. галичан. В одном только Ростове-на-Дону их было око-ло 6 тысяч. В городе даже была открыта специальная гимназия длярусских галичан.Во время военных действий много русинов оказалось в плену на Во-сточном фронте. Часть из них вступили в ряды Чехословацкого корпу-са, в составе которого была сформирована Карпаторусская дивизия,набранная из добровольцев из Галиции и Подкарпатской Руси, некото-рые позже присоединились к Красной или Белой армиям.Революционное брожение, Февральская и Октябрьская революцииразложили русскую армию. Восточный фронт начал разваливаться.«Огромное пространство, - по словам немецкого генерала Э. Люден-дорфа, - завоевывалось слабыми силами. Большевистские войска ока-зывали лишь незначительное сопротивление, чехословацкие войска,составленные из австро-венгерских пленных, дрались много лучше, ис ними дело доходило до ожесточенных боев».В конце декабря 1917 г. в частях русской армии на Румынском фрон-те началось формирование отрядов для отправки на Дон в Доброволь-ческую армию Юга России. Несмотря на противодействие со сторо-ны командующего Румынским фронтом генерала Щербачева и румын-ского командования, были сформированы две бригады добровольцев.После приказа Щербачева о роспуске бригад полковник М.Г. Дроз-довский отказался распустить сформированную им в районе г. Яссы1-ю бригаду. 23 февраля 1918 г. румыны попытались разоружить доб-ровольцев силой, однако, встретив отпор, вынуждены были дать поезддля перевозки добровольцев в Кишинев. Бригада Дроздовского чис-ленностью более 1000 чел. прошла путь свыше тысячи километров потерритории, занятой румынами, немцами и большевиками. 25 апреля(8 мая) дроздовцы вошли в Новочеркасск. Набазе бригады была сформирована дивизия, ко-мандиром которой стал генерал Дроздовский.После его смерти дивизия получила названиеДроздовской. Она стала одним из лучших со-единений Белой армии. В ее составе воевалине только русские (великороссы, русины, ма-лороссы), молдаване, но и представители дру-гих национальностей. Последним командиромДроздовской дивизии был уроженец Тираспо-ля А.В. Туркул.В декабре 1917 г. румынские королевские вой-ска вторглись в пределы Бессарабии. По дого-воренности с Румынией австро-венгерские вой-ска в конце февраля 1918 г. захватили северБессарабии, где они находились до распадаАвстро-Венгрии. В 1918 г. Румыния аннексировала Бессарабию и Бу-ковину.Против аннексии выступило большинство населения Бессарабии.Ярким примером борьбы за освобождение Бессарабии явилось Хо-тинское восстание. Оно произошло в ночь на 19 января 1919 г. в мес-тах компактного проживания русинов, однако изначально носило ин-тернациональный характер: в восстании, помимо русинов и молдаван,участвовали и представители других национальностей. За несколькодней число восставших возросло до 30 тыс. чел. Восстание охватилоХотинский уезд и северную часть Сорокского уезда. Заручившись под-держкой петлюровской украинской Директории, румынские войска по-давили восстание. В ночь на 1 февраля был оставлен Хотин. В Подо-лию перешли до 4 тыс. повстанцев с 40 пулеметами и 6 орудиями. Налевый берег Днестра, спасаясь от репрессий, перешли также свыше50 тыс. жителей Северной Бессарабии.В Бессарабии установился румынский оккупационный режим.В 1938 г. королевский наместник Бессарабии генерал Чуперкэ издалприказ, запрещающий говорить в присутственных местах на русскомязыке. Несмотря на попытки насильственной румынизации Бессара-бии, румынская сигуранца в 1933 г. признала: «Бессарабская душа,которая все еще живет видением старой России, не может быть дос-таточно близкой национальным устремлениям объединенной Румы-нии».За 22 года оккупации Бессарабию покинули не менее 500 тыс. чело-век (16,5% населения). В СССР бежали свыше 100 тыс. человек.Многие из бессарабцев, переправившихся на левый берег Днестрапосле поражения Хотинского восстания, вступили в повстанческие от-Антон ВасильевичТуркулряды. С помощью этих отрядов был освобожден Могилев-Подольскийи выбиты петлюровцы из Подолии. Позже эти отряды были сведены вбессарабские полки Красной Армии. Бойцы этих полков сражались всоставе 45-й Краснознаменной Бессарабской дивизии под командова-нием И. Якира. 2-й бригадой этой дивизии командовал Г.И. Котовс-кий.Революция в Австро-Венгрии в октябре 1918 г. привела к распадуимперии. Возникли новые государства: Чехословакия, Венгрия, Авст-рия, Югославия и Западноукраинская Республика в Восточной Гали-чине. Были образованы целые русинские анклавы и в Западной Гали-ции, которые провозгласили свою независимость. Русинские села вдолине р. Ославы возле местечка Команчи создали Команчскую Рес-публику, которая продержалась два месяца и пала под ударами польскихвойск в конце января 1919 г. С 5 декабря 1918 г. по конец марта 1920 г.просуществовала Русская Народная Республика лемков с центром воФлоринке. В ноябре 1918 г. была провозглашена Гуцульская Республи-ка, контролировавшая большую часть Марамуреша. 22 декабря1918 г. венгерские власти ликвидировали республику, однако 7-8 янва-ря 1919 г. произошло восстание. Бойцам ГР (два батальона, тысячабойцов) удалось продвинуться до Мараморош-Сигета, однако послестолкновения с румынскими войсками 20 января Мараморош-Сигет иВеликий Бычков были оставлены. Остальная территория удержива-лась до мая 1919 г. Ушедшее в подполье руководство ГР обратилось смеморандумом о присоединении Марамуреша вместе со всей Под-карпатской Русью к Чехословакии. 30 августа большая часть Мара-муреша (за исключением Мараморош-Сигета) была присоеденина кЧехословакии. В 1919 г. Подкарпатская Русьстала автономной провинцией в составеЧехословакии со своим гербом, флагом, гим-ном. Русины Воеводины оказались в соста-ве Королевства сербов, хорватов и словен-цев (будущая Югославия).В Восточной Галиции 13 ноября 1918 г.была провозглашена ЗападноукраинскаяНародная Республика (ЗУНР) и созданаГалицкая армия. С севера и запада началосьпродвижение регулярных польских войск.Галицийское правительство обратилось кгетману П.П. Скоропадскому с просьбойотпустить на помощь сечевых стрельцов(эти отряды были сформированы из бывшихвоеннопленных галичан). Однако их угово-Григорий ИивановичКотовскийрил остаться будущий руководитель Директории В. Винниченко, кото-рый хотел использовать сечевых стрельцов в готовящемся восстаниипротив гетмана.Создание Галицкой армии осложнялось и тем, что во время войныбольшинство русинов из-за своих русофильских убеждений было от-правлено воевать на итальянский фронт, и после распада Австро-Вен-грии более 100 тыс. военнослужащих-русинов пребывали в плену вИталии. Имея превосходство в военной силе и вооружении, поляки зах-ватили Львов и 11 районов. Заняв Львов 22 ноября 1918 г., польскиевойска устроили еврейский погром, в результате которого пострадали700 семей и было убито около 150 человек.Новой резиденцией правительства ЗУНР стал г. Станислав (нынег. Ивано-Франковск). 22-26 ноября 1918 г. на подконтрольных ЗУНРземлях были проведены выборы в Украинскую Народную Раду. Пре-зидентом республики стал умеренный украинский националист, быв-ший депутат австрийского парламента Евгений Петрушевич. Были мо-билизованы 100 тыс. чел., из них только 40 тыс. - боеспособных. Боль-шинство офицеров были русинами, крестьянами или выходцами из этогокласса. Это способствовало установлению близких отношений с сол-датской массой. Воинское снаряжение изымалось с австрийских вой-сковых складов или путем разоружения деморализованных солдатнемецкой и австрийской армий, которые возвращались через Галичи-ну домой.15 мая началось наступление польских войск, усиленных армией Гал-лера. В это же время румынская армия начала наступление на Поку-тье, захватив Коломыю. В результате тяжелых боев с превосходящи-ми силами противника Галицкая Армия была отброшена к р. Збруч.7 июня Галицкая армия перешла в наступление. Несмотря на неболь-шую численность армии (всего 25 тыс. боеспособных солдат), уда-лось заставить отступить противника по всей линии фронта. Успехиармии вызвали энтузиазм населения. В армию пришли добровольцы,из них только 15 тыс. были боеспособными. Не имея внешней поддер-жки и испытывая недостаток вооружения, 10 июня командование Га-лицкой армии подписало во Львове перемирие с поляками.14 июля 1919 г. советские войска вытеснили остатки войск украинс-кой Директории, руководящая роль в которой принадлежала украинс-ким социал-демократам С. Петлюре и В. Винниченко, за завесу га-лицких частей, расположенных вдоль р. Збруч для охраны своей тер-ритории, и овладели г. Волочиском.В апреле 1919 г. Антанта направила в Польшу сформированную воФранции 60-тысячную армию генерала Иозефа Галлера. Несмотря назаверения представителей Антанты, что армия не будет сражатьсяпротив галичан, а будет бороться только против большевиков, армияГаллера с самого начала вступила в боевые действия с Галицкой ар-мией. Польское правительство Ю. Пилсудского получило из Парижаполномочия на военную оккупацию всей Восточной Галиции, обещаяв будущем предоставить «самоопределение».Появление свежих частей армии Галлера позволило польскому ко-мандованию, выделив часть сил для действий против 16-й Краснойармии, главными своими силами обрушиться на армию восточнога-лицкого правительства, до сих пор с успехом дравшуюся за роднуютерриторию под Львовом и Перемышлем. В результате двухмесяч-ной кампании эта армия, испытывавшая сильный недостаток в боеп-рипасах и измотанная в ходе годичной неравной борьбы, была отбро-шена за пограничную реку Збруч. В своем отступлении 16-18 июляГалицкая армия увлекла за собою укрывшиеся на галицкой террито-рии и успевшие несколько сорганизоваться остатки войск украинскойДиректории, которые, предшествуя ей, вновь перешли в Малороссию,захватили г. Каменец-Подольский. Под огнем польской артиллериивместе с Галицкой армией через Збруч перешли тысячи гражданскихлиц.Перейдя на территорию бывшей Российской империи, Галицкая ар-мия стала одним из активных участников гражданской войны в Рос-сии. Среди всех армий, воевавших на Украине - Директории, больше-вистской и Белой - она, насчитывавшая около 50 тыс. солдат, в товремя была одной из наиболее дисциплинированных и боеспособных.Переход Галицкой армии и диктатора Е. Петрушевича на территориюМалороссии не привел к полному объединению с украинской Директо-рией, несмотря на то, что еще в январе 1919 г. была провозглашена«Великая Соборная Украина». Слишком велики были противоречиямежду сторонами. Правительство ЗУНР было беспартийное и анти-социалистическое. Своей задачей оно считало продолжение борьбы сПольшей и было готово на союз с Деникиным. Командование Галиц-кой армии заявляло о своем нежелании участвовать в гражданскойвойне. Директория же возглавлялась социал-демократами, которыеготовы были договориться с большевиками в борьбе против Добро-вольческой армии Деникина. Реальной силой, на которую опираласьДиректория с самого начала, были отряды «сечевых стрельцов» (око-ло 3,5 тыс. человек) под командованием атаманов Е. Коновальца иА. Мельника. Общее число двух армий - Галицкой армии и украинс-кой Директории - достигало 80 тыс. человек. Армия Директории пред-ставляла собой разлагающиеся банды, митинговавшие и не желавшиевоевать. Галицкая армия сохраняла дисциплину и боеспособность, нос потерей своей территории и стимула для борьбы - освобождениясвоей родины от поляков - пала духом. Обе армии испытывали нуждув одежде, амуниции и особенно в оружие и боеприпасах. В серединеиюня 1919 г. противоречия между командованием украинской и галиц-кой армиями настолько усугубились, что петлюровское военное мини-стерство отказалось от снабжения Галицкой армии и поставило на гра-нице с Галичиной стражу.В августе 1919 г. армии УНР и ЗУНР начали совместный поход про-тив большевиков. Основная часть армий - 1-й и 2-й Галицийские кор-пуса и Наднепрянская группа запорожцев - под общей командой га-лицкого генерала Антона Кравса двинулась на Киев. 30 августа боль-шевики без боя оставили город. 31 августа намечались торжествен-ное вступление объединенных войск в Киев и парад. Тогда же к Днеп-ру подошли части Добровольческой армии под командованием гене-рала Бредова. Галичане отступили, несмотря на то, что их вместе сзапорожцами было три корпуса, а деникинцев - всего три полка. Кравсс галицкими офицерами пошел на переговоры с Бредовым и подписалот имени группы галицийских войск договор о добровольном отступ-лении от Киева.Через день после взятия Киева войсками генерала Бредова междупольским командованием и Петлюрой было заключено перемирие иначаты переговоры о «союзе», военной и материальной помощи Ди-ректории путем уступки Польше Петлюрой Восточной Галичины (!),большей части Волыни. Через несколько дней Петлюре удалось убе-дить галичан выступить против Белой армии. Галицкая армия оказа-лась втянута в нежелательный конфликт. Учитывая настрой Галицкойармии, Деникин вовремя боевых дей-ствий дал распоря-жение, в которомуказывалось на не-обходимость «дру-желюбного отно-шения к галича-нам».6 ноября 1919 г., вмомент, когда ар-мия Деникина тер-пела тяжелое пора-жение от больше-виков, командую-щий Галицкой ар-мии генерал МиронВстреча генерала В. З. Май-Маевского с жителя-ми Киева. Позади генералы Н.Э.

Ключевые слова

русин, Галичина, Буковина

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

1. Русин - самоназвание населения Древней Руси. Сам этноним «русин» - производное от слова Русь. Упоминается в литературных памятниках с X в. (в тексте договоров с греками князя Олега (912 г.), князя Игоря (945 г.), в «Русской правде» и т.д.). Долгое время данный этноним сохранялся на всей территории, входившей в состав Древнерусского государства: Малороссии, Белоруссии, Великороссии, Карпатской Руси. К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространенным в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины. Второй этноним населения Карпатской Руси - руснак. Этот внешний этноним возник как противопоставление этнониму «поляк» и прослеживается, по крайней мере, с начала XV в. Русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие. Австро- венгерские власти называли своих русских подданных русины, рутены (нем. Russinen, Rutnenеn), в отличие от русских - российских подданных. Подробнее см.: Суляк С.Г. Русины в истории: прошлое и настоящее // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007, № 4 (10). С. 29 - 30.
2. Подробнее историю Галицко-Волынского княжества см.: Суляк С. Г. Сын самодержца всея Руси // Международный исторический журнал «Русин» [Ки- шинев]. 2005 . № 2 (2). С. 11 - 41.
3. Зеленчук В.С. Население Молдавии. Кишинев: Штиинца, 1973. С. 57. Подробнее история русинов Молдавии изложена в ряде работ автора, в частности: монографии «Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии» (Кишинев, 2004. 239 с.) и в статьях, в частности: Руснаки Бессарабии. Почему им нет места в учебниках истории? // Мысль. [Кишинев]. 2003. № 4 (22). С. 72 - 79; Бесарабскы руснаци // Русин. Хрiстiаньскый часопис. Пряшев, 2003. № 3 - 4. С. 12; Миграции русинов Буковины в Бессарабию // Национальные образы мира: единство - разнообразие - справедливость. Материалы Международной научно-практической конференции. 22-23 октября 2003 г. Кишинев, 2004. С. 275 - 280; Замена этнонима - прелюдия этнокультурной трансформации // Мысль. [Кишинев]. 2004. № 2 (24). С. 72 - 75; «Забытый» этнос // Москва. [Москва]. 2004. № 11. С. 186 - 191; Этнокультурная идентичность руснаков Бессарабии в начале XX века // Вестник Славянского университета. Вып. 11. [Кишинев]. 2004. С. 7 - 18; Русины Молдавии // Славянские чтения. Вып. 3. [Кишинев]. 2005. С. 107 - 115; Я горжусь, что я - русин // Мысль. [Кишинев]. 2005. № 2 (27). С. 91 - 95; Семиградская Русь // Нить времен. Материалы научно-практической конференции «Русское население Молдавии: история и современность». Кишинев, 2006. С. 77 - 85; Этнокультурная идентичность русинов севера Молдавии // Международный исторический журнал «Русин». [Киши- нев]. 2006. № 4 (6). С. 141-149; Русины Молдавии: право на сохранение этнично- сти // Этнографическое обозрение. 2007. № 1. С. 1 - 14; Русини: замена етнони- ма - прелудий за етнокультурну трансформацию // Русини. Руснаци. Ruthenians. 1745-2005. [Нови Сад, Сербия]. 2006. C. 86 - 92.
4. Зеленчук В.С. Население Молдавии. С. 9.
5. Гросул Я.С., Будак И.Г. Очерки истории народного хозяйства Бессарабии (1812-1861). Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1967. С. 58.
6. Зеленчук В. С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. (этнические и социально-демографические процессы). Кишинев: Штиинца, 1979. С. 100.
7. Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев: Издательский дом «Татьяна», 2004. С. 97.
8. Зеленчук В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. С. 265.
9. Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 91 - 92.
10. Шульгин В. В. Годы // Годы. Дни. 1920 год. М.: Новости, 1990. С. 51.
11. Пашаева Н. М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв. М., Имперская традиция, 2007. С. 28, 32.
12. Ульянов Н. И. Происхождение украинского сепаратизма. М.: Индрик, 1996. С. 209.
13. О деятелях русинского (галицко-русского) Возрождения см.: Ваврик В. Р. Краткий очерк галицко-русской письменности. Лувен, 1973. 80 с.
14. Свистун Ф.И. Подкарпатская Русь под владением Австрии. Trumbull, Connecticut, 1970. C. 229 - 230.
15. Аристов Ф.Ф. Карпато-русские писатели. Исследование по неизданным источникам. Т. 1. М., 1916. С. 54.
16. Там же. С. 149, 164.
17. Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2002. С. 540.
18. Пашаева Н.М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв. С. 8.
19. Ульянов Н И. Происхождение украинского сепаратизма. С. 213.
20. Суляк С. Пояснения к статье Франко И. «Формальный и реальный национализм» // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2006.- № 3 (5). С. 188. Здесь же приведены короткие биографические сведения о деятелях галицко-, буковинско-русского Возрождения. Более подробно биографии известных буковинских и бессарабских деятелей см.: Суляк С.Г. Ими гордится Молдавия. Биографии некоторых известных общественно-политических, религиозных, военных и культурных деятелей Молдавии // Международный исторический журнал «Русин». [Кишинев]. 2006. № 3 (5). С. 81 - 148.
21. Франко И. Формальный и реальный национализм. Сочинения в десяти томах. Т. 10. Статьи, письма. М., 1959. С. 241 - 241.
22. Пашаева Н.М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв. С. 68 - 69.
23. Более полно данный период истории русинов освещен автором в следующих статьях: Русины в период Первой мировой войны и русской смуты // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2006. № 1 (3). С. 46 - 65; Ими гордится Молдавия. Биографии некоторых известных общественно-политических, религиозных, военных и культурных деятелей Молдавии // Международный исторический журнал «Русин». [Кишинев]. 2006. № 3 (5). С. 81 - 148; Некоторые справочные материалы по истории нашего края // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007. № 1 (7). С. 163-191; Русины в истории: прошлое и настоящее // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007. № 4 (10). С. 29 - 56.
24. Протопресвитер Петр Коханик. Начало истории Американской Руси // Прикарпатская Русь под владением Австрии. Trumbull, Connecticut, 1970. C. 516, 490.
25. Медєши Л. Америцки руснаци през свою пресу // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007. № 2 (8). С. 156.
26. Протопресвитер Петр Коханик.Указ. соч. C. 497, 499.
27. Медєши Л. Указ. соч. С.158 - 159, 173 - 178.
28. Кучма Л. Украина - не Россия. М.: Издательский дом «Время», 2003. С. 54.
 РУСИНЫ:УРОКИ ТРАГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ* | Русин. 2008. № 3-4 (13-14).

РУСИНЫ:УРОКИ ТРАГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ* | Русин. 2008. № 3-4 (13-14).