КАРПАТСКАЯ РУСЬ(ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)* | Русин. 2008. № 3-4 (13-14).

КАРПАТСКАЯ РУСЬ(ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)*

КАРПАТСКАЯ РУСЬ(ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)*.pdf I. ГаличинаИз эпохи классической древности мы не имеем никаких положитель-ных известий о населении Карпатского погорья и прилежащих стран. Эт-нология была у древних греков и римлян в былом пренебрежении; сказа-ния их писателей о чужих странах и населяющих их народах весьма сбив-чивы, запутаны и неточны. Отец истории Геродот пишет, что р. Днестрвытекает из большого озера, которое находится на границе Скифии и зем-ли невридов1. Он же помещает где-то на притоках горного Днестра народ,называемый гализонами, в чем иные смелые ученые хотят находить прото-тип Галича и галичан (?). От других писателей древности мы знаем, что вовремя Александра Македонского где-то у источников Днестра жили бас-тарны и певкины, народы кельтского или германского племен, занимаяпервые - восточную, вторые - западную часть покатости Карпатского по-горья. На юге Карпат у истоков Тисы обитали агатирсы. Во время импера-тора Августа бастарны двинулись в западные Карпаты, певкины отступилик северу, а на юге от бастарнов сарматское племя языгов заняло равнинымежду Дунаем и Тисой. Сверх того, издревле жил в Карпатских горахнарод карпионы или карпы, от которых будто бы и происходит названиеКарпат. Однако же по дошедшим до нас данным нельзя определить, ктобыли именно эти гализоны, невры или невриды, бастарны, певкины, кар-пионы, языги, бессы, давы и другие предполагаемые обитатели Карпатс-кого погорья и прилежащих стран.Не менее сбивчивы и запутаны отрывочные показания древнейших сред-невековых хронографов о народах восточной Европы, в особенности при-карпатских стран. Трудно определить, насколько во время так называемо-го великого переселения народов были затронуты Карпатские горы ше-ствием готов, гепидов, гуннов, аваров и других народов, и сколько сле-дов они оставили в населении прилежащих земель. После передвижениягерманских племен на запад и юг в истории являются славяне, сначалапод именем венедов и антов, а позже - под именем славян. На севернойстороне Карпат уже с пятого столетия упоминается о народе, называемомхорватами, и о земле их Белой или Великой Хорватии, в которой Констан-тин Багрянородный полагает область, называемую туземцами Бойки. Оп-* Выдержки из этой статьи были читаны автором в заседании третьего архе-ологического съезда в Киеве 12 августа 1874 г.ределяя заселение Восточной Европы, Нестор дает нам положительныесведения о населении прикарпатского края славянами; он находит в этихземлях тех же хорватов. Таким образом, хотя и нельзя с достоверностьюдоказать, к какому именно племени принадлежали в древности первыеобитатели прикарпатских земель, но поселения славян в них столь древ-ни, что их можно считать первобытными жителями края. Вся топографи-ческая номенклатура Карпатского погорья и близлежащих стран вполнеславянская (русская). Все заселенные места, реки и горы, ручьи и холмы,ключи и естественные урочища, поля и луга, - словом, все дышит и зву-чит чистым славянством. Изредка можно найти название, указывающеена временное преобладание чуждых племен.Впрочем, нет никакого сомнения, что с древнейших времен разные пле-мена в передвижении своем с востока на запад останавливались у север-ного подножья Карпат, а разбитые в междоусобных бранях остатки наро-дов спасались и находили удобный приют в карпатских ущельях. Соляныеисточники, столь изобильно бьющие на северном склоне этих гор в ны-нешней Галичине и без труда доставлявшие соль, вероятно, еще с давнихвремен привлекали к себе жителей, которые, поселившись здесь, доро-жили этим даром природы, одинаково необходимым для дикого кочевникаи для более образованного земледельца и торговца. Без всякого сомне-ния, в этой стране пребывали в древнее время и чудские, и кельтские, игерманские племена, и все они оставили следы своего прежнего быта. Досих пор возвышаются по всей подкарпатской стране многочисленные кур-ганы и насыпи, скрывая внутри себя еще не исследованные памятникистарины2. Но во всяком случае это было в столь отдаленное время, что вэтническом отношении никаких следов не осталось ни в жизни, ни в быту,ни в типе, ни в костюме, ни в языке, ни даже в преданиях нынешнегонаселения.Со времени образования славянских государств - Великоморавского,Польского и Русского - карпатское погорье уже постоянно занято былославянским народонаселением, которому не помешал во владении землейни переход угров или мадьяр возле Киева (884 г.), ни последовавшее за-тем завоевание ими Великоморавского княжества (899 - 907 гг.). С этойпоры в Карпатских горах соприкасались политические границы трех го-сударств - Польши, Угрии и Руси, но народ славянский занимал своипрежние поселения. Он должен был уступить кочевникам мадьярам толь-ко притисские и придунайские степи3. Впрочем, есть доказательства, чтопервоначальные границы этих государств были не на самом хребте Кар-пат, а у южной подошвы Карпатского погорья. Аноним, нотарий короляБелы, пишет, что король Стефан заключил договор с владетелем польскимна счет границ, проводя линию от города Острохолма (слав. Ostrihom,лат. Strigonium, нем. Gran) и Ягра (Erlau) к р. Тисе, после по р. Тепле кгороду Слану (Sobvаг) возле Пряжева, и здесь они положили границымежду Мадьярщиной, Польшей и Русью4.Итак, можно положительно сказать, что вся подкарпатская страна и кар-патское погорье заселены были с доисторических времен племенами сла-вянскими. Отсюда, вероятно, вышли (610 - 641 гг.) сербы и хорваты, аможет быть, и чехи и заселили ныне занимаемые ими земли; здесь пола-гал еще Нестор хорватов, а в соседстве с ними - другие славянские пле-мена: бужан, дулебов, древлян, тиверцев, угличей. С самого основанияРусского государства владели всей этой землей русские князья Рюриковадома; они завели здесь русское управление и русский гражданский быт.Уже в XI столетии власть Ростиславичей утвердилась на Карпатском по-горье до того, что один из них, Василько Требовльский, мог носиться смыслью завоевать Польшу и мечтал о дальних походах и войнах с дунай-скими болгарами и о победах над половцами: «Реку, - говорил Василько,- брату своему Володареви и Давиду: дайта ми дружину свою молод-шюю, а сама пийта и веселитася; и помыслих на землю Лядьскую наступ-лю на зиму и на лето и возму землю Лядьскую, и мьщю Русьскую землю;и по сем хотел есмь переяти Болгары Дунайскые и посадити я у собе; и посем хотел проситися у Святополка и у Володимера ити на Половци-да любоналезу собе славу, а любо голову свою сложю за Русьскую землю... Ноза мое взнесение низложи мя Бог и смири»5. Несчастное ослепление Ва-силька воспрепятствовало ему исполнить эти высокомерные планы бога-тырской души, но слова, столь искренно исповеданные Васильком, живо-писно представляют, в каком цветущем состоянии находилась в то времяПодкарпатская Русь и как сильно было государство Василька, когда онсчитал возможным без помощи других князей совершить столь важныедела.В то время, когда в нынешней средней России жили еще инородцы,среди которых только что водворялась русская жизнь,- в Перемышле,Ярославле, Теребовле, Галиче, Бельзе, Бужеве, Звенигороде и другихгородах6 давно уже кипела русская жизнь, процветала русская граждан-ственность и развивалась русская культура.Здесь, по сказаниям летописей, прославились имена знаменитых в ис-тории Володаря, Владимирка и Василька; здесь было главное поприщедеятельности Романа, Даниила, Льва. Здесь, в Галичском замке, высокосидел Ярослав Осмомысл на своем златокованном столе, подперши сво-ими железными полками горы Угорские (до сих пор виднеющиеся из раз-валин Галичской крепости); отсюда он затворял врата Дунаю, суды ря-дил до Дуная и стрелял с отня злата стола салтаны за землями7. ЗдесьРоман Мстиславич принимал греческого императора и с гордою осанкойуказывал папским послам на свой меч при бедре, которым он побеждалсвоих врагов. Отсюда, наконец, выплыло вдоль по Днестру на тысяче ла-дьях русское воинство, столь храбро сражавшееся вместе с своим юнымкнязем Даниилом Романовичем в несчастной битве при Калке8. Отсюдаже выступил князь Даниил с своими блестящими полками на помощьугорскому королю Беле IV, выезжая на своей красивой лошади по обы-чаю русскому в золотой сбруе, которой удивлялись немцы, и сам корольприходил в восторг от того, что Даниил явился во всем блеске обычаеврусских отцов своих9, - словом, здесь была вполне расцветшая жизньмогущественного Русского государства. И до сих пор остались галичско-русские города и местечки (хотя, впрочем, в измененном виде), и боль-шая часть местностей и рек, упоминаемых в летописях, сохранила, попреданию верного своей народности люда, старорусские названия10.За исключением нашествия Батыя, перед несметными полчищами кото-рого народ опрометью бежал из разоренных стран, теснясь в горы и заБескид11, а также исключив разорительные походы Ногая и Телебуги вУгрию и Польшу12, до половины XIV столетия не замечаем никакого пере-движения племен или большого переселения народов в прикарпатскихкраях, кроме незначительных поселений военнопленных или доброволь-ных колоний.Нашествие татар на Галицкую Русь и разорение ими всей прикарпатс-кой страны нанесли, однако, глубокую рану народному быту русскому, иэти разорения были тем губительнее, что повторялись периодически почтидо новейших времен. В народных песнях остались воспоминания об этихнападениях татар и турок.После смерти Галицкого князя Юрия II Львовича и после прекращениякняжеского рода по прямой линии галицкий престол занял мазовецкийкнязь Болеслав Тройденович, сын Марии, старшей сестры Юрия. Кре-щенный и воспитанный своею матерью в православии и только в 1329 г.совращенный в католичество, Болеслав круто обращался с Русью и со-вершал насилие над их православной верой; по этой причине он и былотравлен, по сказаниям поляков, и умер от яда. Вслед за тем корольпольский Казимир под предлогом родства с князем русским и по правусильнейшего завладел землей. Таким образом, в первой половине XIVвека кончилась самостоятельность Галицко-Русского княжества, а вместес тем и политическая история самостоятельной Галицкой Руси. Едва Кази-мир успел занять Галичину, как разгорелась жестокая борьба междуПольшей и Литвой, князья которой на основании родства с русскими кня-зьями домогались Червонной Руси, Полесья, Волыни и Подолья (Любарт-Димитрий Гедиминович, будучи женат на галицкой княжне, дочери ЮрияII, был ближайшим наследником). Литовцы в соединении с татарами опу-стошали нынешнюю Восточную Галицию по pp. Сян и Днестр. После смер-ти Казимира (1370 г.) во время владения князя Владислава Опольского(по 1379 г.) Людовика Угорского и его дочери Марии (по 1386 г.) продол-жалась та же борьба за русские земли между Польшей и литовскими кня-зьями, которые, принадлежа к православному вероисповеданию и питаянаклонность к русской народности, всегда находили сочувствие и под-держку в Галицкой Руси. После женитьбы Владислава Ягайла и соедине-ния Польши и Литвы унялась на время война, но вскоре братья Ягайловы,особенно Свидригайло, поддерживая желание Литвы и Руси отрешитьсяот Польши, начал новую войну с короной. Свидригайлу помогали татарыи Русь в Галичине, Волыни и Подолии. Между тем (1432 г.) поляки успелипревратить бывшее Галицко-Русское княжество в польскую провинцию,назвав ее воеводством Русским или Червонною Русью (Russia Rubra).Когда же турки взяли крепости Килию и Белгород, а крымские татары(1475 г.) отдались в их покровительство, тогда нападения турок и татарстали повторяться все чаще, губя несчастную страну, которая была дове-дена до крайнего обеднения13.Русь терпела, впрочем, не только от нападений татар, турок и другихнеприятелей, но и в разнузданной Польше собравшееся посполитое руше-нье (ополчение) нередко бросалось на спокойных жителей и грабило стра-ну не хуже неприятеля, как это сознают сами польские историки14. Быва-ло, покуда соберется польское войско, татары давно ушли с пленниками идобычей. По причине этого нерадения о землях русских, приписываемогокоролю, после нападений татарских, безнаказанно опустошавших Подо-лию и Галичину в 1448, 1450, 1457, 1469 и 1474 годах, эта польская не-урядица надоела всем до того, что представители русского дворянства,несмотря на обещанные шляхетские свободы, угрожали избрать себе дру-гого государя15.С самого начала польские короли обещали соблюдать права Руси, ноони никогда не сдерживали своего слова. Казимир Великий обещал нестеснять православного вероисповедания, но уже в 1370 году в грамотесвоей к патриарху Цареградскому угрожал крестить Русь в латинство16.Вследствие постановления сейма в Корчине в 1456 г. Казимир Ягеллониздал особые привилегии для воеводств Русского и Подольского, а в1462 г. и для Бельзского, но этими привилегиями могли пользоваться толькокатолики (то есть пришельцы поляки да совращенные русские), так какеще Владислав Ягайло исключил из шляхетских привилегий православ-ную Русь. По этой причине знатные и доходные достоинства воевод, каш-телянов, старост, войтов (бургомистров) раздаваемы были исключительнокатоликам, и они же имели голос и верх на сеймах и в королевском сена-те. Русские князья, бояре, дворяне всегда и везде были оскорбляемы. Рус-ское духовенство (popones ruthenicales) должно было платить наравне сдругими жителями (не шляхтой) налоги (fertones), и то с души, а не сземли, как другие податные сословия, между тем как римско-католичес-кое духовенство освобождено было от государственных налогов, за ис-ключением подымного (со своих подданных)17.Совращенные в католичество бояре Кердеевичи, Ходоровские, Можен-чичи, Цебровские, Клюсы и др. строили на русской земле костелы и кляш-торы для католиков и наделяли их богатыми фондами, а свои церкви имонастыри оставляли нищете и разорению. Сверх того, польские помещи-ки облагали русское духовенство тяжкими налогами, присваивали себеюрисдикцию над ними, насильно забирали их дворища (усадьбы) и про-гоняли их. Уже в 1497 году Перемышльский епископ Иоанникий подалжалобу королю Альбрехту, что перемышльские старосты при судебныхразбирательствах с католиками не принимают свидетельства русских исчитают их недействительными, и что старосты принуждают русских праз-дновать латинские праздники18.Со времени завоевания Галицкой Руси поляками начался политическийи религиозный гнет, который продолжался почти 500 лет. Нужно заметить,что в Галичине началось угнетение русского элемента раньше, чем в смеж-ных областях, доставшихся литовским князьям, и польское иго всего силь-нее давило галичан. Король, именовавший себя господарем (то есть госу-дарем) и наследственным владетелем Руси (dominus et haeres Russiae),распоряжался без стеснения в Галичине, тогда как в литовских землях ондолжен был соблюдать условленные законы. Уже в XV столетии польскиекороли поручили управление Червонною Русью известным фамилиямОдровонжов, Бучацких, Ходечов, которые управляли самовластно такназываемым воеводством Русским. Из рода Одровонжов были воевода-ми Петр, а с 1450 г. сын его Андрей, и повременно с ними двое других изтого же рода занимали высшие степени латинской иерархии: Иоанн Одро-вонж был архиепископом Львовским и Николай - епископом Перемышль-ским. Деспотическое правление Одровонжов довело русских до крайно-сти, и собранное во Львове земство умоляло короля Казимира Ягеллонадать им другого начальника края. Земяне согласились на особую контри-буцию по фертоне (1/4 гривны) и по волу с лана19 и на уплату королевско-го долга Одровонжу, чтобы только освободить родную страну от ненави-стного правителя. После того галичский староста Станислав Ходеч отдалГаличскую епархию мирскому человеку Роману из Осталович, которыйне только управлял Крилосским монастырем и принадлежащими ему име-ниями, но присвоил себе судебную власть над православным духовен-ством, собирал с священников подати, решал брачные споры и даже рас-торгал супружества, самовластно позволяя разведенным вступать в но-вый брак20.Таким образом, правительство имело громадное влияние на обществен-ную жизнь Галицкой Руси. Польские короли, жалуя имениями своих при-ближенных людей (поляков, католиков), давали им и судебную власть надместными жителями, и почти неограниченную власть не только над крес-тьянами, но и над свободными владельцами русскими православными21,откуда, без всякого сомнения, проистекал главный источник политическо-го и религиозного гнета. Помещик судил, присуждал и казнил крестьяни-на в уголовных делах без всякой апелляции22. Прибавим к этому, что вгородах и местечках русские православные, считаемые у поляков ино-верцами, исключены были из всех прав, свобод и льгот права Магдебург-ского, которое столь щедро раздавалось не только городам и местечкам,но даже некоторым селам, с устранением древних русских прав и обыча-ев23. Теперь понятно, что Магдебургское право, даваемое пришельцам,подавило сословие русских граждан.Пока, впрочем, шляхта русская конституцией в Едльне 1432 года небыла уравнена в правах с коронною шляхтой, и до признания Вислицкогостатута обязательным для Червонной Руси (на земском съезде в Ераснос-таве в 1477 г.) помещики русской земли должны были по русскому правуотбывать земские повинности и обязанности в отношении к королю и пла-тить налоги. После же уравнения прав и привилегий вся тяжесть пала накрестьян. С тех пор все права государя над крестьянами перешли на поме-щика (шляхтича); он получил право налагать новые налоги земными пло-дами и даже деньгами. С той поры заведена подушная подать с крестьян(glowne, poglowne), при сохранении и прежних налогов, и крестьяне обя-заны были уплачивать праздничное, серебщину, куницы, дякла, давать куры,яйца, каплуны, ссыпы ржи и овса, десятину, работать с серпом, косой ипрочее.Вследствие замены русского права правом польским потерпели сво-бодные сословия русские: бояре, бортники, дьяки, которые издревле под-властны были одному князю и еще при Казимире Великом причислялиськ свободным сословиям (наравне с шляхтой). Какое почетное значениеимели бояре в древней Руси, известно: поляки, лишив их прежних пре-имуществ, разделили бояр на три сословия - бояре панцирные, путные ислужки (servitores) - и подорвали всем права и льготы. Дьяки были гра-мотные люди, которые, вероятно, исполняли должность писарей или по-мощников при разных ведомствах. Они подписывались свидетелями награмотах наравне с помещиками, боярами, священниками и бортниками;некоторые из них получали наделы, имения и отбывали военную повин-ность. Сословие бортников совсем было подавлено, их угодья присвоилисебе помещики. Прежние владельцы земель и свободных усадеб (дво-рищ) - бояре, бортники, дьяки - превращены в дворовых людей или зака-балены в крепостных крестьян; даже священники - служители церкви,сидящие на барской земле, принуждаемы были исполнять крестьянскиеповинности. Сверх того, во многих местах русские православные долж-ны были давать католическим ксендзам десятины или ссыпы ржи и овса(meszne) и платить им подати, праздничное и пр.24 Иногда земли с посе-лившимися на них крестьянами отдаваемы были в пожизненное владениеевреям с предоставлением им полной свободы распоряжаться угодьямикрестьян25.Живые воспоминания о благих свободных временах древней Руси со-хранились в народной поэзии:Добре було нашим батькам за давных лет жити,Доки не знали наши батьки панщины робити.Народные песни, особенно обрядовые (колядки, щедровки, ганьки, лад-канья), часто повествуют о военных походах, о пышной збруе, драгоцен-ных убранствах, несметных богатствах и всей роскошной прихотливостивысшего княжеского и боярского сословий.Но под тяжким польским владением сословие бояр вывелось в Галиц-кой Руси; одна часть, спасая свои привилегии, должна была слиться спольскою шляхтой, другая же судебными крючками, административнымиуловками или просто насилием превращена в крепостных крестьян. Одна-ко ж не все вольные люди могли выдержать эту вопиющую несправедли-вость и спокойно поддаться порабощению. Лишенные своих имений пре-жние владельцы свободных земель, угнетаемые крайнею нищетой, дове-денные до отчаяния и гонимые католиками, бросали свой родной край,соединялись с бусурманами и, мстя гордым похитителям своего имуще-ства, вводили татар в родную страну, в те же имения, которых они лишенылукавством поляков26. Во все время владения Владислава и Казимира Ягел-лонов (1434-1492 гг.) особенно часто случались эти разорительные опус-тошения, которые продолжались и в XVI, и XVII веках. Ян Замойскийнасчитал на своей памяти тридцать больших нападений татар, не упоминаяо меньших. В это отчаянное время в дальних надднепровских степях соби-раются несчастные бездомовники и вместе с разнородными выходцамиобразуют дружины, которые в 1469 году в первый раз под именем казаковнападают на Галицкую землю27.Польские короли, католическое духовенство и польская администрациявсячески старались подавить русский элемент в приобретенных ими обла-стях. Они содействовали поселению немцев и евреев по городам и мазу-ров по селам с нарушением прав коренных жителей; вводили чужие обы-чаи, чужой язык и чужой закон в Русской земле. Немцы и евреи вытесни-ли русских горожан в предместья и села. Изнывая в неравной борьбе спольским и магдебургским правами, мещане с трудом сохраняли своюверу, свои нравы и народность. Один сельский народ сберег свою народ-ность, свой язык и свои древние традиции. Поселения мазуров на Руси непоследовали в таком количестве, чтобы могли подавить и заглушить рус-ский народ. Только Бельзское княжество, отданное (1388 г.) королем Ягай-лом в приданое сестре своей Александре и остававшееся в соединении скняжеством Мазовецким по 1462 г., подверглось решительному влияниюкатолического управления и исключительно польской народности28. Та-ким образом, хотя поселения иностранцев в Галицкой Руси начались ещесо второй половины XIV столетия и постоянно продолжались, однако жемассы народа остались такими же: коренной русский народ везде преоб-ладал и дожил до наших дней, оставаясь верным обычаям древней Руси29.Только на северо-западных окраинах подорвана была целостность рус-ского населения. Со времен Казимира Великого река Вислока (не Вислок,впадающий в Сян) и Висла были с запада границами Руси30; ныне же Ре-шовский уезд, считавшийся до самого падения Польши в воеводстве Рус-ском, весь ополяченный и окатоличенный, потерял свою первоначальнуюнародность.Самым лучшим доказательством, что до занятия Перемышльского иГалицкого княжеств Казимиром Великим не было на Руси ни приходов,ни костелов католических, разве в нескольких поселениях на границе наберегах Вислоки и Вислы, может служить список католических приходс-ких костелов, которые папа Климент V на Венском соборе 1326 и 1328годов обложил десятиной и налогом св. Петра31. В этом списке насчиты-вается на всей территории нынешних Решовского и Ясельского уездовтолько 18 католических приходов, которые расположены на правом бере-гу Вислоки в Издряцинском деканате - в местечке Ясле, Новом и СтаромЗмигороде и в селах Зряцине, Бездеже, Клете и Шебне, затем в Лесномили Дубицком деканате (in decanatu de sylvis vel Dambitia) в Судишове(Saudiszow), Чудеце и Добрехове, наконец, в самом углу между Вислой иСяном 9 костелов, причитающихся к Сандомирскому архидиаконату, аименно на правом берегу Вислы в селах Мехотине, Велевесе (Magna Villa),Черешне, Горичах, Вряве и на левом береге р. Сяна в Залешанах, Хареви-чах, Радславичах и Белине.Папы постоянно посылали своих миссионеров монахов для обращенияРуси в католичество, но без всякого успеха. Если бы им удалось где-нибудь основать католическую общину, то папы не преминули бы истребо-вать с них столь строго взыскиваемый ими денарий святого Петра. А таккак этого не случилось, то, следовательно, все остальное народонаселе-ние, без всякого сомнения, было русское, имевшее своих православныхсвященников, с которых папа не имел права требовать ни десятины, ниналогов32.Польские историки всячески стараются доказать, что римско-католи-ческие приходы в русских городах и селах учреждены задолго до завла-дения Галиции Казимиром, но эти разглагольствования основываются надокументах явно подложных. Так, например, они пишут, что на дубовойдоске старинного Перемышльского костела св. Петра была надпись, чтобольшой алтарь тамошний освящен был Краковским суфраганом Иоан-ном в день Вознесения 16 мая 1212 года. Но эта записка, очевидно, под-дельна, потому, во-первых, что в это время не было суфраганов в Краков-ской епископии; во-вторых, в 1212 г. была пасха 25 марта, следовательно,и Вознесение было раньше 16 мая; в-третьих, св. Гедвига, которой междудругими святыми был воздвигнут алтарь в 1212 г., находилась еще в жи-вых и не могла быть причислена к лику святых, так как она умерла тольков 1243 году. Те же польские историки, ссылаясь на древние грамоты,говорят, что приходы в Чермне и Гоголеве учреждены в 1312 г., в Тарнов-це - в 1313 г., в Забежове - в 1318 г. какими-то мальтийскими рыцарямиФрикачем, Брандишем и Пакошем (как говорится в документах); междутем известно, что орден рыцарей св. Иоанна Иерусалимского только с1530 года стал называться Мальтийским, когда он от императора Карла Vполучил в дар остров Мальту. Вот как осторожно нужно обращаться спольскими историческими источниками и подвергать их строгой критике!С 1772 года, то есть со времени занятия Галичины австрийцами, раски-нуты немецкие колонисты особыми деревнями по Галицкой земле, но ониживут особняком и не имеют никакого влияния на жизнь, обычаи и преда-ния русского народа.Говоря о поселениях польских в Галицкой Руси, любопытно было быузнать время, когда именно, где и в каком количестве поселялись польскиеили мазурские колонисты. Нет сомнения, что еще во время самостоятельнос-ти Руси русские князья поселили польских пленников на своей земле.Принимая в соображение, что в то время еще не употреблялось названиеПольша, поляк и проч., можем с верностью заключить, что местности,называемые Ляшки, Ляховичи, Лядское или Ляцкое, принадлежат к древ-нейшим колониям польским в Галичине, давно совсем обрусевшим. До-казательством древности этих поселений может служить еще то обстоя-тельство, что эти села имеют весьма ограниченное польское и католичес-кое население, и что, напротив того, во многих из них русское населениемногочисленно; эти села имеют русские приходские или филиальные цер-кви, но ни в одном из поселений не находим костела, что не могло быслучиться, если бы поселения образовались во время польского владыче-ства. Возьмем, например, некоторые из этих сел и сопоставим населениеобоих народностей:Русских ПоляковЛяшки Горные (Бережанского уезда) приходская 650 д. 12 д.Ляшки Дольные (там же) филиальная 398 9Ляшки (Львовского уезда) „ 345 8Ляшки Королевские (Золочайского уезда) приход. 688 151Ляшков (там же) „ 974 19Ляховичи Подорожные (Стрыйского уезда) „ 853 29Ляховичи Заречные (там же) „ 739 14Ляховцы (Станиславского уезда) „ 1144 31Ляцкое (там же) „ 1417 11Лядское (там же) „ 745 128Ляцкое Великое (Золочевского уезда) „ 830 149Ляшки (возле Судовой Вишни) „ 921 1Ляшки Долгие (Перемышльского уезда) „ 1658 624Ляшки Гостинные (там же) „ 1046 вовсе нетЛяшки Завязанные (Самборского уезда) „ 695 „Ляшки Мураванные (там же) „ 681 180Ляцко (там же), приписная церковь 734 40Волька Мазовецкая (Жолковского уезда) приход. 1622 9933.Галицкие поляки утверждают, что они такие же древние обитатели стра-ны, как и русские, что Галичина была совсем обезлюднена, что польскиекороли и паны заселили ее польским народом, возделали русские пусто-ши, добыли польским плугом дикие поля и отдали их культуре34, и чтобудто польские крестьяне и шляхтичи тысячами селились в мнимых рус-ских пустынях; некоторые из русских писателей, веря полякам на слово,вторят этим отрывкам, провозглашая культурную миссию Польши35. Длядоказательства того, что все эти разглагольствования не имеют истори-ческого основания, и что польские колонии не были столь многочислен-ны, рассмотрим документы и извлечем из них данные36.Польские поселения на Русской земле начались собственно с занятияГаличины королем Казимиром, называемым Великим; до того времени небыло на Руси ни поляков, ни ксендзов, ни костелов, ни кляшторов37. Таккак построение костела и учреждение прихода обусловливалось количе-ством поселившихся католиков, то и всякий случай учреждения католи-ческого прихода может нам показать если не время новой колонизации, топо крайней мере усиление польского население на Руси.Казимир, заняв город Львов, не нашел в нем ни одного католическогокостела, в котором мог бы даже принести благодарение Богу за взятиегорода38. Во время владения Казимира (с 1341 по 1370 г.) католики неделали почти никаких успехов в распространении своей веры в Русскойземле. Папы будто бы высылали каких-то епископов в Перемышль и Вла-димир и монахов миссионеров39 для обращения народа в католичество, нотруды их были напрасны. Кроме трех или четырех костелов во Львове, впродолжение тридцати лет поляки не успели построить в Галичине ни од-ного католического костела. Казимир угрожал Цареградскому патриарху,что он крестит Русь в латинскую веру40, но не дерзнул того сделать, нечувствуя себя прочным во владении насильно присвоенной землей.Однако же многим раньше и успешнее католичество водворилось назападе Перемышльского княжества. Для обеспечения владений, захвачен-ных от Руси, Казимир построил замки в Осеке, Кросне, Саноке и другихместах; он поселял немецких колонистов и в западной Галичине, учреж-дал приходы в Загорье (1343 г.), в Гартлёве (1360 г.), в Осеке и Самборе(1363-1370 гг.). К той же эпохе принадлежит учреждение прихода в Решо-ве Пакославом Решовским в 1354 г. Во многих местах Перемышльскойепархии приписывается тому же королю построение костелов и учрежде-ние приходов, хотя эти сказания не имеют достоверных доказательств.Смелее поступал Людовик, король Польский и Угорский. Он учредилкатолическую архиепископию в Галиче и епископскую кафедру в Пере-мышле, после чего Владислав Опольский около 1372 г. основал костел вм. Городке и в 1375 г. учредил католический приход в Ярославле подСяном, а князь Мазовецкий Семовит построил костелы в 1388 г. в м. Лю-бачеве и в 1394 г. - в г. Бельзе.Всего решительнее приступил к распространению католицизма пере-крещённый из православия король Ягайло. В период его владения с 1386по 1433 г., в продолжение 48 лет, католики построили в одной Львовскойепархии 24 костела и учредили столько же католических приходов, а именно:в 1391 г. - в м. Щирце, в 1397 г. - в м. Глинянах, в 1399 г. - в м. Куликове,в 1401 г. - в г. Бучаче и м. Марьямполе, в 1410 г. - в м. Бороздовичах, в1418 г. - в м. Мальчичах, в 1423 г. - в м. Коропце, Потыличе и г. Теребов-ле, в 1427 г. - в гг. Галиче и Стрые, в 1431 г. - в м. Ярычеве и в 1433 г. - вм. Буще.В это время появились костелы даже по некоторым селам, особенновозле Львова: в 1397 г. - в с. Сокольниках, в 1399 г. - в с. Кротошине, в1400 г.- в с. Выжлянах, в 1414 г. - в с. Лопатине, в 1420 г. - в с. Чижикове,в 1421 г. - в сс. Кукольниках и Петликовцах, в 1426 г. - в с. Желехове, в1429 г. - в с. Острове, в 1430 г. - в с. Кощееве.Еще ревностнее оказался Ягайло в учреждении католических приходовв западной Галичине. Он построил в Перемышльской епархии более30 костелов и учредил при них приходы, а именно: в 1386 г. - в с. Ясенкеи м. Крощенке, в 1388 г. - в немецкой колонии Гачеве, в 1391 г. - в Пере-мышле, в 1392 г. - в г. Дрогобиче, в 1393 г. - в м. Судовой Вишне, вм. Кросне и в с. Рудоловичах, в 1398 г. - в м. Кривче, в 1399 г. - в м.Порохнике и с. Косениче, в 1400 г. - в м. Яслисках и с. Рокитнице,в 1404 г.- в м. Мостисках, в 1406 г. - в сс. Ближнем и Ровном, в 1407 г. -в м. Дубецке, в 1408 г. - в м. Гусакове, в 1409 г. - в сс. Гумниске иПрибышовке, в 1410 г. - в м. Мориголоде, в 1412 г. - в г. Перемышле и вс. Любатове, в 1413 г. - в м. Березове (Brsozow) и в с. Присетнице,в 1415 г. - в с. Чукове, в 1416 г. - в с. Журавице, в 1419 г. - в с. Вышати-чах, в 1425 г. - в с. Лютча, в 1430 г. - в сс. Ловцах и 3аречье, в 1432 г. - вм. Радымне. Сверх того построено Ягайлом много костелов над р. Висло-кой в Решовском, Тарновском и Ясельском уездах.Учредителями приходов и строителями костелов были, кроме короля,архиепископа и начальников края, некоторые из совратившихся в католи-чество русских бояр: Ходоровские, Клюсы, Кердеи-Бучацкие, Мотончи-чи и др. Впрочем, многие костелы и приходы учреждались по лишнейревности католических панов без особенной надобности, так как католи-ческое население в них не могло быть многочисленно, если в продолже-ние четырех веков оно возросло не выше 300 душ, и даже с приписнымиэти древние приходы имеют не более 600-700 душ; например, в Мальчи-чах считается ныне 65 душ, а с 7-ю приписными селами 672 д., в м. Кули-кове 161 д., а с 20-ю приписными селами всего 846 д. католиков; вм. Бороздовичах 388 д. и с 13-ю приписными 604 д., в с. Выжлянах 259д., в с. Желехове 282 д., в Кукольниках 80 душ. В м. Кривче той же Пере-мышльской епархии, где учрежден католический приход в 1398 г., счита-ется всего только 250 душ католиков, в м. Гусакове, где приход возник в1408 г., только 117 д., в м. Нитаковичах, где костел существует с 1431 г., -389 д., в м. Крукиничах, где приход учрежден в 1439 г., только 394 д.католиков. По многим приписным селам считают и ныне католиков неболее 5, 10 или 20 душ, то есть, помещики, их прислуга, приказчики ипроч., а польского народа вовсе нет.Под недолговременным владычеством Владислава Варненского (1434-1444 гг.) продолжалась прозелитская деятельность, и учреждено еще 5католических приходов: в 1436 г. - в м. Язловце, в 1439 г. - в м. Михальчеи в с. Давидове, в 1441 г. - в с. Белке, в 1443 г. - в м. Копачинцах. ВПеремышльской епархии учреждено в это время столько же приходов: в1434 г. - в м. Рихчичах, в 1439 г. - в м. Крукиничах, в 1440 г. - вс. Ятьмире, в 1441 г. - в м. Заршине и в 1442 г. - в с. Мышлятичах.В царствование Казимира Ягеллона (1447 - 1499 гг.) во время частыхнападений татар и турок раскинута новая сеть костелов и приходов по ме-стечкам и селам Галицкой Руси: в 1449 г. - в с. Родатичах, в 1452 г. - вм. Гологорах, в 1453 г. - в с. Зимнаводе, в 1454 г. - в с. Старом селе, в1458 г. - в c. Жуков, в 1459 г. - в с. Золотниках, в 1460 г. - в м. Ходорове,в 1463 г. - в Подгайцах и Подкамене, в 1469 г. - в м. Долине, м. Колуше ив с. Семеновке, в 1470 г. - в м. Угнове, в 1471 г. - в м. Каменке Струми-ловой, в 1473 г. - в м. Ягольнице, в 1475 г. - в м. Гвоздце, в 1481 г. - вм. Олеске, в 1484 г. - в м. Свире, в 1485 г. - в м. Дунаеве, м. Толмаче и вс. Пруссах, в 1488 г. - в м. Журавне. Итого в продолжение 45 лет 22прихода. В то же время возникло в Перемышльской епархии 29 приходс-ких костелов, а именно: в 1447 г. - в с. Поляне, в 1448 г. - в с. Гольцове, в1451 г. - в м. Нижанковицах и с. Небещанах, в 1453 г. - в с. Климковке, в1454 г. - в м. Яворове, в 1460 г. - в сс. Гарте и Королике Польском, в1462 г. - в м. Новотанце и в сс. Лановцах и Веселе, в 1463 г.- в м. Новоме-сте, в 1464 г. - в м. Зынове и с. Ивониче, в 1469 г. - в с. Ляшках, в 1470 г.- в м. Ясенице, в 1471 г. - в сс. Громне и Бахорце, в 1473 г. - в м. Комарне,в 1476 г. - в с. Радиничах, в 1477 г. - в с. Мильчичах, в 1478 г. - в с. Бирче,в 1480 г. - в с. Пникуше и с. Ясенове, в 1484 г. - в с. Воютичах, в 1487 г.- в с. Дидне, в 1488 г. - в с. Мизинце, в 1490 г. - в с. Уйковичах и Вороцин-ке.В XVI столетии во время религиозных прений и распространения вПольше протестантизма и вольнодумства остыло в поляках прежнее рве-ние к строению костелов, так что при Яне-Альбрехте (1492-1501 гг.) вЛьвовской епархии не прибыло ни одного католического костела, в Пере-мышльской же их построено пять: в 1493 г. - в сс. Стоянцих и Любене, в1494 г. - в с. Стремовичах, в 1495 г. - в с. Торговище и в 1501 г.- в м.Старом месте Самборе. При Александре Ягеллоне (1502 -1506 гг.) в Львов-ской епархии основан только один приход - в 1505 г. в м. Нароле, да вПеремышльской три: в 1502 г. - в м. Старой Соли,в 1503 г. - в м. Лиске, дав 1506 г. - в м. Корчине. Всего удивительнее то, что в сорокалетнее цар-ствование Сигизмунда I (1507-1548 гг.) в Львовской епархии учрежденотолько 10 приходских костелов: в 1509 г. - в м. Добротворе, в 1517 г. - вм. Сокале, в 1520 г. - в с. Соколове, в 1521 г. - в с. Малехове, в 1522 г. -в с. Баворове, в 1525 г. - в м. Олешицах, в 1528 г. - в м. Варяже, в 1530 г.-в м. Немирове, в 1533 г. - в м. Рогатине, в 1545 г. - в с. Жолтанцах,в 1546 г.- в м. Боберке, в 1547 г. - в м. Залозцах. Между тем в Пере-мышльской епархии учреждены следующие 22 прихода: в 1508 г. - в м.Бабиче, в 1510 г. - в м. Домараже и в с. Гочеве, в 1511 г. - в с. Лужинах(Luzyny), в 1512 г. - в с. Особнице, в 1514 г. - в с. Брухнале, в 1520 г. - вс. Святянах (Swizciany) и в с. Чермне, в 1525 г. - в с. Блажеве, в 1529 г. -в м. Буковске и сс. Грибовнице и Ширине, в 1530 г. - в с. Фульштине, в1531 г. - мм. Хирове и Добромиле и в с. Одриконе, в 1536 г. - в сс. Рогахи Пораже, в 1537 г. - в м. Змигороде Новом, в 1546 г. - в м. ТиравеВолошской и в 1547 г. - в с. Лещаве.Гораздо меньше явилось католических костелов при Сигизмунде Авгу-сте, который владел с 1549 по 1572 год, а именно в период 25 лет, в Львов-ской епархии - только два: в 1549 г. - в м. Мостах да в 1554 г. в г. Бужске,а в Перемышльской епархии следующие восемь: в 1549 г. - в сс. Ноздрецеи Маляве (возле Решова)41, в 1550 г. - в м. Рудке и с. Меденичах, в1555 г. - в с. Броске, в 1559 г. - в с. Чишне, в 1565 г. - в м. Риманове и в1571 г. - в г. Ярославле.Во время Генриха Валуа и Стефана Батория в продолжение тринадцатиле

Ключевые слова

Червонная Русь, Галичина

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

 КАРПАТСКАЯ РУСЬ(ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)* | Русин. 2008. № 3-4 (13-14).

КАРПАТСКАЯ РУСЬ(ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)* | Русин. 2008. № 3-4 (13-14).