Краткий очерк истории «твердых» русинов в Канаде
Краткий очерк истории «твердых» русинов в Канаде.pdf 8 сентября 1891 г. к восточному берегу Канады, к городу Монреаль, приплыл корабль «Oregon», на борту которого было двое галицких се- лян, Иван Пилипов и Василь Елиняк, оба родом из села Небылов1 Ка- лушского района близ Станислава (нынешнего Ивано-Франковска), ко- торый тогда находился в составе Австро-Венгрии.Их записали просто как «рутенские рабочие»2. Они считаются пер- выми русинами в Канаде. Инициатором выезда в Канаду был Пили- пов. Узнав от своих сограждан-немцев о возможности при переезде в Канаду иметь свою землю, стать владетелем и «вольным человеком», Иван Пилипов стал думать об отъезде в Канаду. Его планы осуще- ствились в августе 1891 г. Оба крестьянина уехали из родной стороны без своих семей, пустившись в неизвестный далекий путь через оке- ан. Этот шаг был смелым, и после него из Прикарпатья началась мас- совая эмиграция в Канаду. После прибытия и ознакомления с новой землей и открывшимися там для простого крестьянина возможностя- ми Иван Пилипов вернулся домой забрать свою семью и семью Васи- ля Елиняка.Когда Пилипов прибыл домой и рассказал своим землякам о «воль- ных землях» в Канаде, это вызвало негативную реакцию со стороны местных австрийских чиновников, жандармерии и помещиков. Его об- винили в распространении идеи об эмиграции и в нарушении обще- ственного порядка. Дело дошло до судебного процесса, в результате которого Иван провел в заключении месяц. Об этом он сам рассказы- вал в интервью профессору Ивану Боберскому3.В 1893 г. Пилипов со своей семьей и с другими односельчанамипереселился в Канаду. Именно так началась эмиграция на «вольные земли» Канады, сначала из Небылова, а вскоре после этого из других мест Галичины и Буковины (буковинские крестьяне, в отличие от га- личан, были православными).В 1895 г. профессор Львовского университета доктор Осип Олесков посетил в Канаде галицкие колонии с намерением познакомиться с обстановкой, условиями жизни переселенцев-русинов. Свое путеше-* «Твердыми» автор называет русинов, которые до конца своей жизни со- хранили идеалы Святой Русиствие по Америке и Канаде Олесков описал в двух брошюрах «О эмиг- рации»4 и «Про вольни земли»5. Изданная доктором Олесковым лите- ратура еще больше усилила идею эмиграции, и после выхода этих из- даний началось массовое переселение. Хотя многие крестьяне мало или вообще ничего не знали о Канаде и переживали, готовясь выехать в незнакомое место, большинство считало: «Шо буде, то буде, а гирь- ше як в Австрии не буде!» Я лично это высказывание не раз слышал от старых людей, когда они рассказывали, почему покинули свою ро- дину. Они не зря так говорили. Многие из них следили за событиями в Австро-Венгрии и знали о действиях австрийского правительства по подавлению русинского движения. Процессы против Ольги Грабарь и священника Иоанна Наумовича не оставили безучастными многих ру- синов, особенно «твердых». Их предчувствие оправдалось, когда на- чался второй Львовский процесс, когда был расстрелян священник Максим Сандович6, и когда многие их земляки прошли в годы первой мировой войны через австрийские концлагеря Талергоф и Терезин.В 1896 г. переселение усилилось: галицкие и буковинские поселения возникали в канадских прериях, в современных провинциях Манитоба, Саскачеван и Альберта около городов Виннипег, Реджайна и Эдмон- тон. Первое и самое большое русинское поселение было основано в провинции Манитоба на юге от города Виннипег и первоначально на- звалась Русь7, а в провинции Альберта на северо-востоке от города Эдмонтон поселение было названо Восток8. «Приятная новость, что местность и колония, называвшаяся Limestone Lake, в которой галиц- кие русины впервые в Канаде приняли православие, согласно их же ходатайству перед правительством переименована в Восток в знак того, что они теперь опять стали истинными и православными чадами Востока», - писал «Американский православный вестник» в 1899 г.9В 1897 г., когда количество русинов в Канаде сильно возросло, пере- селенцы стали размышлять о церкви, о своих духовных потребностях и начали собираться в общины. Канадская Русь просто не могла жить без родной церкви, без родной духовности, без родных церковных и культурных обрядов. Искали выход из положения и нашли его. Из деб- рей Западной Канады русины направили прошение к русскому право- славному епископу в Сан -Франциско10. Они просили прислать им свя- щенника, чтобы удовлетворились их духовные чаяния и потребности. Русская православная церковь откликнулась, и в Востоке стали нести службу миссионеры - священник Димитрий Камнев и псаломщик Вла- димир Александров. Постоянного священника назначили только в1901 г.Здесь, на канадской земле, под открытым небом 18 июля 1897 г. была отслужена первая православная литургия благодаря стараниями желаниям галицких русинов. На месте сего исторического действа сооружен треxраменный крест, на котором Феодор Немирский выте- сал надпись: «В память возвращения галицких русинов к вере своих предков»11.После посещения поселения Восток российские миссионеры побы- вали в другом русинском поселении на юге от города Эдмонтон, в местности, где «твердый» русин Феодор Фур с 99 другими галицкими русинами присоединились к православной церкви12. В этой местности построены были две церкви, униатская13 в 1900 г., а православная - в1902 г. Впоследствии (в 1910 г.) на радость галицких переселенцев обе соединились в один русский православный приход14. Там до сего дня стоит трехраменный придорожный крест, возведенный в 1900 г. забо- тами «твердого» русина Ивана Борыса в благодарность Богу за удач- ный переезд в новый край и за религиозную свободу. Перед тем, как он переселился в Канаду, он поставил такой же крест в своем родном селе Ветлин15 близ города Ярослав (в нынешней Польской Галиции).В 1897 г. поселение Русь в южной Манитобе посетил священникИоанн Маляревский, настоятель Свято-Покровской церкви города Миннеаполис в Америке. В том же году по приглашению римско-ка- толического бискупа из Америки посетил Канаду греко-католический священник Нестор Дмитров. Он описал свое путешествие по русинс- ких колониях в брошюре «Канадийска Русь»16.Крещение русинских детей в 1898 г. на ферме Федора Немирского в поселении Восток.С 1898 г. начали строить первые русинские церкви в Канаде - впос- ледствии во всех местностях русинского поселения красовалась тра- диционная архитектура Карпато-Днестровских земель. Пейзаж канад- ских прерий обогатился церквями, «мазанками» - избушками прикар- патских поселенцев. Выходцы из Небылова построили одну из первых церквей в поселении Стар недалеко от Востока в Альберте. В 1901 г. между переселенцами-небыловцами возник спор о принадлежности их новопостроенной церкви - к Русской православной или к униатской. Иван Пилипов, поборник русского православия, сын Святой Руси с другими «твердыми» русинами отстоял церковь17. Второй в его жизни судебный процесс Иван Пилипов выиграл и вместе со своими едино- мышленниками этим процессом доказал: кем они были, теми они и оставались до конца жизни - «твердыми» русинами. Когда Иван Пи- липов в 1936 г. скончался, его похоронили возле той самой русской пра- вославной церкви в местности Стар. Интересно, что в конце XIX в. галицкие русины продолжали массово присоединяться к Русской пра- вославной церкви, как свидетельствует «Американский православный вестник»18 .В 1899 г. первым русинским почтарем в Канаде стал Феодор Не-мирский. Родом из Бильча Золотого (нынешней Тернопольской облас- ти), он играл значительную роль среди русинов в Канаде. На его фер- ме отслужили первую православную литургию в Канаде, он поддер- живал своих земляков в организации общин, имел в своей библиотеке много русских книг, и сам был образцом «твердого» русина. В каждойНа этом месте в поселении Восток 18 июля 1897 г. заботами галицких руси- нов была совершена первая православная литургия на канадской земле.Русское духовенство совершало путь в 1500 км из Сан-Франциско (Кали- форния) до поселения Восток (Западная Канада).строчке его дневника чувствует- ся искренняя любовь к Святой Руси и к ее идеалам. Помню, его сын Фома Феодорович рассказы- вал мне в 80-х годах прошлого сто- летия, что «мама и тато заплака- ли коли они ся довидали шо рус- ского царя стратыли». В 1900 г. в рапорте о миссионерской поездке в Северо-Западную Канаду свя- щенника Владимира Александро- ва мы читаем имена тех галичан, которые пользовались большим авторитетом среди поселенцев, - Якова Лопушинского, Иоанна Сак- мана, Феодора Фура и Феодора Не- мирского19.Буковинцы - переселенцы из Русского Банилова.После прибытия в Альбертувесной 1899 г. двадцати восьми че- ловек из села Русский Банилов (ав-стрийская часть Буковины, нынешний Выжницкий р-н Черновицкой обл. Украины) открывается новая страница в истории русинских пересе- ленцев20. Поселение буковинцев основывается в 120 км на северо-во- стоке от города Эдмонтон и получает название Шандры по фамилии трех братьев и их родственников. С первых дней прибытия выбирают место для церкви, и она впоследствии станет одним из центров духов- ной и культурной жизни «твердых» русинов в Канаде.Для Канадской Руси год 1901 был ключевым. В этот год епископ Алеутский и Североамериканский Тихон, впоследствии патриарх Мос- ковский, впервые посетил Канаду. Было совершено освящение первых православных храмов в Востоке, в селении Буковина и основано Свя- то-Тихоновское братство. Пребывание русского архиерея сплотило«твердых» русинов. Личность святителя Тихона не могла не влиять положительно на русинов, которые неожиданно на далекой чужбине встретились с лучшим представителем Святой Руси. Русины прини- мали его как своего человека - смиренного, благочестивого - с пол- ным уважением и доверием21. Впоследствии о нем как патриархе на- писали: «Из глубины веков на нас как будто выглянула Святая Русь»22. Так Канадская Русь воспринимала святителя Тихона еще в бытность епископом. Святитель Тихон был устроителем Русской церкви в Ка- наде. Он освятил первую православную церковь в Востоке и Успенс- кий храм в Шандрах. Им же были учреждены другие приходы и освя-щены в 1904 г. Свято-Троицкий храм в Виннипеге (впоследствии со- бор), Свято-Варваринский храм в Эдмонтоне (впоследствии тоже со- бор), а в 1905 г. - храм в п. Киселев в Альберте. Благодаря святителю Тихону «твердые» русины укрепились в своих идеалах. В двадцатом номере «Американского православного вестника» за 1901 г. читаем, что «в Канаде теперь до 5000 душ православных»23.В провинции Манитоба священник Константин Попов посещал ко- лонию Русь. Он в то время был настоятелем исторической Свято- Покровской церкви в городе Миннеаполис в Америке, где в 1891 г. присоединилась к Русской православной церкви первая униатская об- щина со своим настоятелем о. Алексием Товтом, «Батьком Амери- канской Руси», впоследствии канонизированным Православной церко- вью Америки.В последующие годы росло количество поселений и общин, строи- лись церкви, основывались братства и в некоторых местностях - чи- тальни и школы. В Шандрах возникла читальня имени о. Иоанна На- умовича. С каждым годом количество галицких поселенцев увеличи- валось24.В 1910 г. Канаду посетил униатский митрополит Андрей Шептиц-кий. Возвратившись во Львов, он написал брошюру под заглавием «Ка- надийским русинам» (издана в Жовкве в 1911 г.). В ней употребляется слово русин(ы) не меньше 42 раз, а слово руский(и) не меньше 31раза. Для «твердых» русинов-галичан при- зыв брошюры держаться римской церкви не совпадал с их убеждениями. Пятнадцать лет спустя, в 1926 г., Феодор Немирский писал, что «в рок за тым (1898) мы взялись будовати церкву во имя Пресвятыя Троицы в Востоце. Се була перша Православна Цер- ква в сем краю, а теперь уже матерею 123 церквей в Канаде»25.В 1913 г. в городе Эдмонтон была осно- вана газета «Русский голос», а в 1914 г. в городе Виннипег - газета «Русский народ». Эти еженедельные газеты соответствова- ли желанию «твердых» русинов иметь свой печатный орган. Просматривая выпущен- ные номера газет и изданные редакциями календари, можно увидеть темы, актуаль- ные для «твердых» русинов. Об этом гово- рят даже заголовки: «Первый русский кон-гресс в Канаде»26, «По русско-канадским колониям»27 и «О новооснованной бурсеимени Максима Сандовича в Эдмонтоне»28.В 1919 г. администратором Русской православной церкви в Канаде был назначен архимандрит Адам Филипповский. Он был родом из Галичины, из с. Руда Жидачовского района на Львовщине, сын Святой Руси, чьи идеалы всю жизнь отстаивал. «Не отступил я от той идеи, якую передали нам, русским сынам, умученныи за тую же русскую национальную идею наши отцы, матери и братья»29. Как администра- тор Канадской епархии он занимал ключевую позицию в борьбе за иде- алы Святой Руси и стал духовным лидером «твердых» русинов. Еще в1916 г. управляющий Североамериканской епархией Русской православ- ной церкви архиепископ Евдоким откликнулся на труды архимандрита Адама следующим словами: «Радуюсь, что вы полюбили Канадийс- кую Русь и желаете потрудиться для нея»30. В 1922 г. его хиротонисо- вали в епископа Стефан (Дзюбай), епископ Карпато-Русский, и Горазд (Павлик), епископ Чешско-Моравский31. В 1935 г. в своем докладе Епар- хиальному съезду «Русская православная церковь до и после револю- ции» архиепископ Виталий (Максименко) так отозвался о «твердых» русинах с архиепископом Адамом во главе: «Это представители Подъя- ремной (Прикарпатской) Руси. Они прошли долгую и тяжелую школу. Они сильны числом и сплоченностью. Здоровому и жизненному их стремлению нужно давать дорогу»32.Жизнь шла своим ходом. Русины жили своей лично-семейной и об- щественно-церковной жизнью, развивали общины. Некоторые измени- ли своим идеалам, другие ассимилировались, значительная же часть держалась за свои убеждения, помнила о своем тысячелетнем проис- хождении. В поэме «Английска культура» словами «наш руський дух, мы Святой Руси сыны»33 выражалось чувство тех, кто еще жил имен- но такими идеалами, находясь далеко за пределами родины. В кален- даре «Русский народ» на 1918 г. видно, о чем люди размышляли, о чем хотели узнать, чем интересовались. Статьи назывались: «Где обман, на Востоце чи в иезуитском Западе», «Христианство на Руси», «Коза- ки», «Иерусалим и Святая Земля», «Причины и значение нынешней всемирной войны», «Обзор русской жизни в Канаде в 1917» и «Адре- сар Канадской православной русской миссии», в котором есть список более 100 церквей и монастырей. Вместе с тем стихотворения опять рассказывают об идеалах Святой Руси - «Подъяремная Русь Земля Владимира Святого» и «Свята вера православна, тот восточный цвет, Русь будет в ней вечна славна, она узрит Божий свет».В 20-е гг. в поселении Сочава возник спор между прихожанами - русинами и молдаванами и теми, кто хотел присоединиться к нововоз- никшему украинскому братству. Сочава находится в 10 км от поселе- ния Восток. Местность была заселена русинами и молдаванами из австрийской части Буковины в начале ХХ столетия и названа в честь первой столицы Молдавского православного княжества - Сочавы. В конце концов храм на Сочаве остался под юрисдикцией Русской пра- вославной церкви.Назначение епископа Арсения (Чаговцева)34 управляющим Канад- ской епархией РПЦ в 1926 г. поддерживало всех православных, вклю- чая «твердых» русинов. Им был основан Вознесенский монастырь в поселении Сифтон в Манитобе, и при нем начали действовать бого- словские курсы. О нем, «Канадском Златоусте», впоследствии вспо- минали: «Народ сотнями привлекался к его богослужениям и загорал- ся его вдохновенными проповедями»35. О «твердых» русинах святи- тель Арсений сам пишет: «Помогала мне компактная сила выходцев из Буковины ... среди братьев галичан были ревнители православия»36.В основном культурная жизнь русинов базировалась около церков- ных общин. Люди не только «жили-были», но и творили, создавали. Организовались церковные хоры, которые украшали богослужения и церковные обряды. Народное искусство - писанки, вышивание, ткаче- ство и кулинария - передавалось из поколения в поколение. Во многих местностях народные оркестры играли прикарпатскую народную му- зыку на семейных и народных праздниках, где люди пели народные песни и плясали народные танцы. В 50-х гг., когда я был ребенком,еще исполнялись народные песни и колядки. Одна из любимых народ- ных песен звучала так: «Дай же Боже добрый час... где Днестер, где Сян и Прут русски риченьки плывут... всюда честный русский рид... хоть пийдешь за Бескид... всюда мова та една, всюда писня та сама, русска мова русский край, русска писня и звычай». Колядка: «Ой див- на дивна русска родына... русским звычаем колядувати, Радуйся ра- дуй Божая Мати» тоже была одной из любимых.В 1931 г. епископ Иоасаф (Скородумов) назначен был управляю- щим Канадской епархией. Он, как и его предшественники, был носи- телем русской духовности, русского православия и идеалов Святой Руси. Хотя он прожил только 20 лет в Канаде, его подвиг был знаменателен, и добрая память о нем как об истинном пастыре еще жива среди по- томков его паствы. В моей семье часто вспоминается «наш блады- ка»37. Приводится пример, когда мой дядя подал владыке доллар, а он, уходя, дал моим двоюродным сестрам по 50 центов. Деяние вроде бы незначительное, но для простых рабочих такие простые поступки имели значение и показывали, насколько «бладыка» понимал тяжелое поло- жение людей, среди коих он подвизался. Его доброта, понимание, ис-кренность, как и его поучения, убеждения и верность Святой церкви иРуси, остались после него на многие года.После архиепископа Иоасафа в Канаду назначен был архиепископ Пантелеимон (Рудык). Владыка Пан- телеимон родом был из Галичины - он родился в 1899 г. в Липовцах Пе- ремышлянского района на Львовщи- не. Мальчиком он перешел австрий- ско-российкую границу и отправил- ся в Почаевскую лавру, где учился и принял монашество38. Впоследствии он был наместником Почаевской лав- ры, в 1941 г. стал епископом Львовс- ким, а в 1941-1943 гг. - архиеписко- пом Киевским. Его подвиг и стара- нья в Почаеве, в родной Галичине, в Киеве и за рубежом были успешны- ми. В 1959 г. он стал управлять пат- риаршими приходами в Канаде, где находился среди своих русинов и ихпотомков. Его келейник, впослед- ствии архимандрит Димитрий (Щур), малоросс из Подольской губернии,много рассказывал нам, своим духовным чадам, о жизни и подвиге владыки Пантелеимона. На наш вопрос: «Кем был владыка?» - о. Ди- митрий ответил: «Владыка был человеком старой галицкой школы». Владыка всю свою жизнь служил Святой церкви и своему народу.После кончины владыки Пантелеимона в 1968 г. начался конец эпо- хи. С каждым годом уходили в вечность последные переселенцы-ру- сины, выходцы из старой Австро-Угорской Руси. Их потомки роди- лись в Канаде, и здесь шел естественный процесс ассимиляции. Ре- альность такова, что потомки русинов рождаются канадцами, ходят в канадские школы, живут в многонациональной англоязычной среде далеко от Карпато-Днестровской родины.Несмотря на это, многие традиции живы. Сегодня церковь Святой Троицы в Востоке входит в благотворительную ассоциацию 13-ти при- ходов «Orthodox V» Русской православной церкви под духовным руко- водством патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Нам, родившимся в Канаде потомкам русинов, многое передава- лось, но самыми ценными, кроме Святого православия, были увлека- тельные рассказы о славе и величии Святой Руси; о белокаменной Москве, в которой находилось сорок сороков; о колыбели Святой Руси- древнем Киеве и его святынях; о Святой горе Почаевской с ее чу- дотворной иконой и стопочкой; о былом Спасском монастыре в Бой- ковских Карпатах; о славном Манявском ските на Покутье; о наших земляках - великом сыне Галича первом митрополите Московском святом Петре; преподобном Иове Почаевском, святом Петре Моги- ле, великомученике Иоанне Сочавском и Штефане Великом, господа- ре Молдавской Руси. Популярны были легенды о народных героях Ива- не Подкове и Олексе Довбуше, защитнике русского селянства.Мы, потомки «твердых» русинов, теперь смотрим на деяния своих дедов и прадедов как на подвиг - они действительно держали то, что имели39 в условиях тяжелых, почти невыносимых. Их идеалы, идеалы Святой Руси, спасали и сопровождали их в вечность.
Ключевые слова
Авторы
Всего: 1
Ссылки
Марков О. Православный русский монас- тырь Великий Манявский скит. Львов, 1906).
Edmonton Journal. September 8. 1966 (ежедневная газета города Эдмонтон в провинции Альберта в Западной Канаде). 3. Календарь Канадийского фармера. Виннипег, 1937.
Издания Общества им. Михаила Качковского. Львов, 1896.
Издания Просвиты. Львов, 1895.
Panchuk John. Bukovinian Settlements in Southern Manitoba. Michigan, 1971. P. 4.
Канадийский православный миссионер. № 8/9. Виннипег, 1926.
Американский православный вестник. Сан-Франциско, 15 августа 1899. С. 439.
Прошение канадских русинов // Свет. Нью-Йорк, 3 июня 1901.
Доклад архиепископа Марка (Петровций) «К юбилею столетия первой православной литургии в Канаде». 27 июля 1997. Восток, Альберта.
Американский православный вестник. Сан-Франциско, 1 сент. 1897. С. 29.
Протокол написан 26 марта 1900 г. в присутности членов общины новой церкви // Echoes of Faith. Leduc, 1985. P. 5-7.
Historical Sketch of St. Mary's Russian Orthodox Church // Echoes of Faith. Leduc, 1985. P. 1-4.
Там же. С. 111.
Дмитров Н. Канадийска Русь. Маунт Кармел. 1897.
Appeal Case in the Supreme Court of the Northwest Territories between Plaintiffs: Trustees of the Greek Catholic Church of Star and Defendants: Rev. J. Korchinski, M. Polushe, I. Pylypow, M. Melnyk. Edmonton, 1904.
Американский православный вестник. Сан-Франциско, 25 июня 1898.
Американский православный вестник. № 18. Сан-Франциско, 1900.
Shandro Church // Alberta History. Calgary. Autumn 1982.
Американский православный вестник. № 17/18. Сан-Франциско, 1901.
Трубецкой Г. Памяти свят. патриарха Тихона // Седмица.Ру 12/30/2007. С. 24. http://www.sedmitza.ru/index.html
Американский православный Вестник. Сан-Франциско, 15/28 окт. 1901.
Американский православный вестник. № 8/9. Сан-Франциско, 1902.
Канадийский православный миссионер. № 8/9. Виннипег, 1926.
Русский народ. № 22. Виннипег, 1917.
Русский народ. № 29. Виннипег, 1917.
Русский народ. № 1. Виннипег, 1918.
Филипповский Адам. Не могу молчать. Виннипег, 1919. С. 5.
Там же. С. 53.
Впоследствии священномученик канонизирован Чехословацкой право- славной церковью.
Максименко Виталий. Мотивы моей жизни. Джорданвилль, 1955. С. 33.
Новины. Эдмонтон, 21 марта 1914.
Юбилейный сборник в память 150-летия РПЦ в Северной Америке. Т. 2. Нью-Йорк, 1945. С. 80.
Там же. С. 78.
Журнал Московской патриархии. № 12. Москва, 1969.
Откровение Святого Иоанна Богослова 2, 25.