К итогам конференции «Карпатская Русь - духовность икультура» (г. Ужгород, 26-27 сентября 2005 г.) | Русин. 2006. № 1 (3).

К итогам конференции «Карпатская Русь - духовность икультура» (г. Ужгород, 26-27 сентября 2005 г.)

К итогам конференции «Карпатская Русь - духовность икультура» (г. Ужгород, 26-27 сентября 2005 г.).pdf Конец сентября стал для русинов Закарпатья итоговым в деле пра-вового и юридического их признания правительством независимой Ук-раины как самостоятельного народа. Затянувшаяся на многие годы пе-реписка между общественными организациями русинов Украины иинституциональной властью всех уровней приняла неопределенныеформы и, в конечном счете, свелась к принципу, устраиваемому лишьодну сторону - государство и его администрацию на местах. Хорошоработающий принцип «запрос - отрицательный ответ или вообще от-сутствие такового» из года в год отодвигает и сводит на нет сами со-бой разумеющиеся и естественные требования, выдвигаемые народ-ной дипломатией русинов в их юридическом признании.Прямые потомки древнерусской народности, несмотря на фаталь-ные исторические условия (принудительная запись русинов в украин-цы времен Советской Украины и др.) сумевшие сохранить многие тра-диции Древней Руси и русское этническое самосознание, язык своегонарода и православную веру, имеют законное право требовать у ны-нешней власти своего национального признания. Речь идет об этни-ческом равноправии - элементарном понятии, хорошо знакомом дру-гим народам, проживающим в границах современного украинскогогосударства.Совершенно очевидно, что категории демократии не имеют никако-го отношения к процессу признания русинского народа, ибо живущиерядом с русинами представители других национальностей, как за гра-ницей, так и в Украине, давно определились для себя в отношениирусинов - это народ, и только так его и воспринимают. К тому же при-знание русинов имело ряд исторически подтвержденных примеров впрошлом.На данном этапе правового становления русинского народа имеет-ся проблема искусственной природы, которая на самом деле должнарассматриваться и решаться исключительно в контексте общечелове-ческого гуманизма, избегая идеологических и доктринальных услов-ностей. Любая «демократическая» морализация вокруг этой темы, накаком бы уровне она не происходила, уже сама по себе становитсяобразцом современного рудимента психологии расовой и националь-ной дискриминации, что-то в роде тривиального «лавка для белых».Эти и другие вопросы, характеризующие уровень нынешних отно-шений между украинским законодательством и народом русинов, про-живающим на Украине, широко обсуждались на проходившем собра-нии народного парламента русинов - Сойме.Собрание 2-й сессии 2-го созыва Сойма подкарпатских русинов со-стоялось 26 сентября 2005 г. в здании Ужгородской областной филар-монии в канун давно назревшей и планируемой конференции. Пред-седательствовал на собрании Сойма клирик Украинской православ-ной церкви, настоятель Крестовоздвиженского собора Ужгорода про-тоиерей Димитрий Сидор. В президиуме ему сопредседательствова-ли кандидат исторических наук Н.П. Макара, заслуженный деятелькультуры Украины М.И. Шарга и др.Собрание Сойма имело международный статус, так как в нем при-нимали участие депутаты не только областей Украины, но и предста-вители русинских общин России, Венгрии, Чехии, Словакии, Румы-нии, Молдавии, США и других стран.Одной из болезненных тем в работе Сойма была констатация фактаполного игнорирования украинскими властями официальных обраще-ний и писем, направленных от русинского движения в различные го-сударственные инстанции с целью решения основного вопроса - при-знания их национальности. Таких миролюбивых и толерантных пись-менных запросов и обращений было более сорока, и все они оказа-лись или проигнорированными, или «отказными». Свидетельства край-не настораживающие, тем более, что правительства США, ряда странЕвропы и России никогда не испытывали у себя проблем с признани-ем русинов как народа.Фундаментальным вопросом в работе Сойма было последователь-ное рассмотрение положений проекта «Декларации» (платформы ру-синского движения), опубликованной в газете «Карпатська Україна»(24.09.2005). Тираж этого номера мгновенно разошелся среди жите-лей более чем стотысячного Ужгорода, что свидетельствует о необхо-димости безотлагательного решения «русинского вопроса» для насе-ления. Надо учесть, что жители Закарпатья в 1991 г. уже отдавали своиголоса (72%) на областном референдуме за автономию в составеУкраины, но их мнение было властью отброшено. К голосу народа неприслушиваются и сейчас. Как сложится судьба русинов в наше вре-мя? Такой вопрос не может не волновать человека, воспитанного втрадициях христианской нравственности. Вот почему среди делега-тов были представители православного духовенства из русинов, а так-же украинцев и русских из других районов Украины, принявших исчитающих эту проблему не менее актуальной и для своих народов!Давая оценку сложившейся ситуации, православные священнослу-жители неоднократно подчеркивали в своих выступлениях, что мо-ральное тождество украинской власти обязано быть тождественно ковсем проживающим в Украине национальностям. Если этого не про-исходит, то такая власть содержит в своем ядре скрытое человеконе-навистническое начало. Свобода для одних не может зиждиться нанесвободе других. Такая власть противоестественна и кратковременна.На Сойме отмечалось, что в своих действиях подкарпатские русиныбудут добиваться национальных прав законным и правовым путем. Приэтом очень важно в дальнейшем добиться пропорциональности предста-вительства национальности русинов в органах самоуправления и испол-нительной власти. Ведь автохтонные подкарпатские русины и их потом-ки составляют большинство населения области.По окончании Сойма для депутатов, гостей и жителей Ужгородасостоялся Воздвиженский вечер-концерт, на котором выступили на-родные русинские певицы Вера Баганич и Ольга Прокоп, вокально-хоровые коллективы «Забава» (село Чинадиево), «Стара співанка»(Мукачево), Государственный заслуженный Закарпатский народныйхор, солист Закарпатской облфилармонии, народный артист УкраиныПетр Матий, фольклорный ансамбль «Ужгород» и др. С отдельнойпрограммой выступили протодиаконы Александр Садварий и Алек-сей Кухта. Ими был исполнен ряд произведений, написанных на словаи музыку протоиерея Димитрия Сидора. Вот название одного из них -«Русине, русине»Атмосфера концерта была проникнута глубокой философией бы-тия русинского народа, его проникновенной историей, неподдельнойи трогательной любовью к памяти своих предков, к национальнымтрадициям, танцу, песне и языку. Многим исполнителям, танцеваль-ным и хоровым коллективам по решению Сойма было присвоено вы-сокое звание Народных артистов и вручены грамоты-свидетельства.Многие, кто имел возможность впервые соприкоснуться с этнокуль-турным пластом русинского народа, несомненно, открыл для себя нео-жиданное явление - присутствие в украинской действительности ру-синов, их самобытность и жизненность, на которую они, как и другиенациональности Украины, имеют безусловное право!26 сентября в конференц-зале гостиницы «Закарпатье» началосьпленарное заседание Международной конференции «Карпатская Русь- духовность и культура». Основной тезис конференции - «Знаниеподлинной истории народа и своих истоков духовности помогает ру-сину обрести сегодня правильный путь и занять достойную патриоти-ческую позицию. Прорыв Украины в Европу возможен - и краткий -через Карпатскую Русь, часть которой - уже там».Конференция организована Международным Карпатским институ-том, Международной Кирилло-Мефодиевской Славянской академией(русинский филиал), Ассоциацией русинских организаций «Сойм под-карпатских русинов». Рабочие языки - русинский, русский и укра-инский.Доклады были разбиты по темам:Духовность и культура;История и этнография;Экономика и экология;Процессы глобализации и права человека.После предначинательной молитвы «Царю небесный» препода-ватель Киевской Духовной академии архимандрит Гавриил Кризиназачитал приветствие от предстоятеля Украинской православной церк-ви, блаженнейшего митрополита Владимира, в котором говорится:«Культура, обычаи и обряды Карпатской Руси выросли и сформирова-лись на основе восточной духовности. Об этом свидетельствуют древ-неисторические письменные памятники. Возрождение православия ивозвращение карпатороссов в православную церковь связаны с име-нем великого подвижника и угодника Божия, преподобного АлексияКарпаторусского. Вручаю всех участников конференции его небесно-му заступничеству. Важность и актуальность конференции продикто-ваны реалиями сегодняшнего дня, когда пересматриваются история изначение событий прошлого в угоду изменчивому секулярному духуэтого мира. Изучение и исследование духовности родного края имеетбольшое значения для наших потомков. Желаю всем участникам кон-ференции успехов, вдохновения и плодотворных трудов».Затем были зачитаны приветствия от правящего архиерея Мукачев-ской и Ужгородской епархии епископа Агапита, епископа Ново-Садс-кого Иринея (Сербия), от Всемирного Совета русинов, русинов Мол-давии, русинов Сербии и других общественных организаций и сто-ронников русинской идеи.Было оглашено приветствие от имени Международного славянско-го комитета и исполкома Всеславянского Собора (Россия), в которомотмечено, что «в истории славянской цивилизации Карпаты являютсятой основой, которая хранит тысячелетние корни ее народов, нравы иобычаи наших предков, вековую мудрость наших верований».О тесных гуманитарных связях подкарпатских русинов с русинамииз других стран, сохранившемся единстве русинов свидетельствуетфакт передачи в дар Крестовоздвиженскому собору от русинов Мол-давии иконы святого Штефана Великого. Эта почетная миссия былавозложена на участника конференции, президента организации руси-нов Молдавии, главного редактора международного журнала «Русин»Сергея Суляка.Из многочисленных докладов, наполненных тревожным звучаниемисторической правды прошлого и нескрываемой озабоченностью днемсегодняшним, хочется назвать некоторые, подтверждающие необхо-димость проведения этого научно-практического гуманитарного фо-рума: «Карпатская Русь -колыбель восточнославянской православнойцивилизации» (прот. Д. Сидор), «Национальное кредо А. Духновича -«Я русин был, есмь и буду» (М.И. Алмаший ), «Подкарпатские руси-ны в контексте демократического державного созидания независимойУкраины» (И.Ю. Кривский), «Закарпатье: поиски форм государствен-ности» (М.М. Болдижар), «Влияние идей христианства на духовноеразвитие Карпатского региона» (Д.И. Поп), «Православие как консо-лидирующая сила в формировании национального самосознания ру-синов» (прот. Василий Петьовка), «Православие -матрица СвятойРуси» (А. Мамонов), «Карпатская Русь: богослужебные русинскиенапевы как уникальный фактор для идентификации людей русинскойнациональности» (Ф.И. Копинец).Отрадно отметить, что делегаты Союза православных граждан Ук-раины и Прогрессивно-социалистической партии Украины огласилиобращения от своих организаций о признании русинов как народа и вдальнейшем обещали оказывать им всевозможную помощьРуководитель филиала фонда «Свободная Европа» Олег Сапожни-ков в своем докладе сделал акцент на вопиющем несоответствии ны-нешнего статуса русинского народа в Украине с положениями итребованиями Европейской конвенции о защите прав человека и Ра-мочной конвенции о защите национальных меньшинств. Он такжеотметил, что Европейская хартия провозглашает полифонический под-ход к защите культурно-языковых прав населения, заключающийся впризнании многообразия языков, взглядов, позиций. Эти документытрактуют язык не только как средство общения, но и как неотъемле-мую часть культуры и самосознания человека - носителя языка.В пленарном заседании принимали участие священнослужители,прибывшие из разных областей Украины. Благословение на участиедуховенства было получено от епископа Мукачевского и Ужгородско-го Агапита. Вот как прокомментировал значение конференции приме-нительно к современной действительности настоятель прихода Архи-стратига Михаила Мукачевского благочиния протоиерей Василий Пе-тьовка: «Цель конференции выражается не столько в нахождении от-ветов и выработке «рецептов» для решения, как выяснилось, острых инасущных социально-правовых и юридических проблем в регионе,сколько в правильной постановке самой проблемы и четкого очерчи-вания круга тем, затрагивающих ее. В виду поднятия серьезных исто-рических вопросов их понимание и научную трактовку так или иначеследует рассматривать в нравственно-духовной плоскости. В этом зак-лючается значимость конференции. Геноцид русинов в прошлом, окотором говорилось, а также умышленная актуализация и приписыва-ние лидерам русинов сепаратистских тенденций сегодня - не что иное,как ловкие идеологические приемы, направленные на завуалированиесамой сути - многовековой истории русинов и их стремления к закон-ному восстановлению своего национального статуса. Как православ-ный священнослужитель я в то же время остаюсь патриотом своегонарода и в этом смысле усматриваю свою миссию прежде всего в мно-гократном просветительстве и желании дать достоверную информа-цию обществу о русинах».Настоятель киевского храма преподобного Романа Сладкопевца,священник Димитрий Познанский в зачитанном докладе дает истори-чески обоснованную оценку русинам как народу - хранителю право-славной цивилизации. Он отметил, «что это имеет принципиальноезначение в условиях секулярного глобализма, стремящегося поглотитьнынешнее мироустройство. Самоидентификация русинского народа вновых социальных условиях и неприятие ассимиляции, в каких быформах оно не выражалось, выступают в качестве осознанного нрав-ственного антипода цивилизациям западного типа. Мировоззрениеправославного христианства, его духовные приоритеты стали для ру-синов надежной опорой в многовековой борьбе не только с теократи-ческой природой католицизма, но и с рациональностью, приведшейзападное сообщество к «гуманной» социально-экономической уни-фикации».Участники конференции имели возможность ознакомиться с вышед-шими недавно изданиями - «Грамматика русинского языка с Еванге-лием от Матфея» под редакцией протоиерея Димитрия Сидора и «Эн-циклопедией Подкарпатской Руси», составленной заслуженным учи-телем Украины М.И. Аламашием. Серьезное внимание и обсуждениевызвала книга Сергея Суляка «Осколки Святой Руси. Очерки этничес-кой истории руснаков Молдавии», включающая в себя самостоятель-ный научно-исторический труд - «Краткая хронология истории руси-нов». Только эти три новых издания свидетельствуют об интеллекту-альной самодостаточности русинской педагогической школы, не за-мечать которую могут лишь зацикленные на ложных историческихпредубеждениях «правдивые исследователи» от науки.Особо теплым было приветствие проректора Украинской Ужгород-ской богословской академии архимандрита Василия. От преподава-тельского состава и слушателей академии он выразил слова доброгогостепреимства всем, кто приехал на землю Закарпатья и принял уча-стие в работе нужной и важной конференции. Его доклад об историиучреждения высшей духовной школы, большинством учащихся кото-рой являются русины, еще раз подтвердил актуальность обсуждаемыхтем. Академия воспитала целую плеяду священников-русинов из Вен-грии, которые ныне служат в православных приходах соседнего госу-дарства.Руководитель отдела религиозного образования и катехизацииЛьвовской епархии УПЦ, руководитель Львовского филиала Тихонов-ского гуманитарного университета протоиерей Николай Баранов по-делился мнением по поводу атмосферы и работы конференции. Онсказал: «В каждом докладе и выступлении ощущается глубокий науч-ный анализ. Материалы разнообразны и добросовестно подготовле-ны. Это наполнило аудиторию информационной насыщенностью, чтодает слушателям, порой далеким от затрагиваемых проблем, допол-нительный стимул к их осмыслению. Особенно хочется выделить гре-ко-католика, из выступления которого стало ясно, что он стоит на по-зициях сохранения русинской культуры и выступает против переводабогослужебного Евангелия на украинский язык. Это, конечно, порази-ло, потому что в Галиции именно греко-католики являются инициато-рами сплошной украинизации богослужения. Неагрессивное отноше-ние закарпатских греко-католиков в подходе к богослужебному языкув целом характеризует отношения православных и греко-католиков вобласти. Вместо открытой нетерпимости они носят характер толеран-тности и взаимопонимания. В этом, я уверен, заслуга существующихв Закарпатье православных монастырей. Их более тридцати. Благода-ря их подвижническому просветительству сохраняется практика об-рядовых традиций восточного христианства и самое главное -под-карпатской русинской этнической культуры и православия».Регент архиерейского хора, преподаватель церковного пения в Уж-городской богословской академии И.Ф. Копинец, комментируя ходобсуждения темы духовности применительно к певческому искусствуцерковно-хорового пения, отметил: «Особенность церковнославянс-кого языка заключается в почти полной идентичности русинскому язы-ку, поэтому прихожанам-русинам не составляет труда включаться не-посредственно в мистерию православного богослужения. Процессобучения певчих сводится к изучению чина и последовательностислужб. С этой целью издан сборник «Закарпатские богослужебныенапевы» на церковнославянском языке в моей гармонизации, и сейчасидет работа по подготовке издания полного учебника «Закарпатскихбогослужебных напевов» на русинском языке».От имени и по поручению Международной научно-практическойконференции «Карпатская Русь -духовность и культура» на имя пред-стоятеля Украинской православной церкви митрополита Владимирабыло направлено обращение, в котором подводятся итоги конферен-ции, и в частности отмечается: «Знание подлинной истории русскогонарода и своих истоков духовности поможет сегодня как русским сукраинцами, так и карпаторусинам обрести свой правый путь, уточ-нить ориентиры и занять достойную патриотическую позицию как вмежгосударственных отношениях, так и в Карпатском Еврорегионе».И далее: «К этому добавляем, что в Закарпатье русины -не меньшин-ство, а доброе, мудрое, мирное, веротерпимое и этнотерпимое боль-шинство -около 70%. Русинским языком владеют все традиционныев крае меньшинства Закарпатья: словаки, чехи, ромы-цыгане, поляки,румыны, мадьяры». Полный текст обращения размещен на сайтеwww.karpatorusyns.org.Также принято обращение к Святейшему патриарху Сербскому Пав-лу, и разосланы письма благодарности организациям, направившимсвоих делегатов, в том числе к общественным деятелям, занимающимсяизучением русинской проблематики.Конференция выразила намерение обратиться в Организацию Объе-диненных Наций и другие международные организации с просьбойоб официальном признании геноцида русинов в период первой миро-вой войны (в концлагерях Талергоф и Терезин в 1914-1918 гг.).Отдельно было принято решение обратиться к Святейшему патри-арху Алексию, предстоятелю УПЦ блаженнейшему митрополиту Вла-димиру, епископу Мукачевскому и Ужгородскому Агапиту с просьбойо прославлении Собора карпаторусинских святых и всецерковном про-славлении великого миссионера и духовного лидера карпаторусиновАлексия Кабалюка (1877-1947), а также было решено просить Свя-тейшего патриарха Сербского Павла и Синод Сербской церкви о ско-рейшей канонизации бачванского (сербского) русина протопресвите-ра Гавриила Костельника.На конференции было отмечено, что духовный выбор русинами былсделан давно и окончательно -это каноническое православие. Поэто-му автокефалистские и филаретовские околоцерковные раскольничес-кие группировки в Закарпатской области, несмотря на системную под-держку властей, воспринимаются верующими на уровне самодеятель-ных сект. Взволновало также намерение Константинопольского пат-риархата открыть свои подворья в Украине. Этот провокационный ибезответственный шаг не имеет никакой целесообразности в деле хри-стианского просвещения общества. Его реализация, и опять при со-действии светской администрации, лишь запутает канонические от-ношения, принятые и предерживаемые церковной совестью на протя-жении сотен лет.Подытоживая результаты конференции, протоиерей Димитрий Си-дор отметил: «Содержание докладов и выступлений устраняют много«белых пятен» этногенеза, истории, культуры и духовности русинско-го народа; ряд вопросов получил новую научно обоснованную интер-претацию. Несомненно, что процесс правового признания и главное -диалог с властью перейдет на качественно новый уровень отношений.Ведь украинская общественность благодаря огромной просветительс-кой работе уже достаточно проинформирована о духовных, социальныхи политических потребностях русинов в Украине. Продолжающейсяэтнотрагедии русинов должен быть положен конец».27 сентября, в день Воздвижения Честного и Животворящего крес-та Господнего, в Крестовоздвиженском Кафедральном соборе городаУжгорода в храмовый праздник состоялась литургия, на которой уча-стники завершившейся конференции в общей молитве испрашивали уГоспода благодатных духовных даров и молились за мирное устрое-ние тех вопросов, ради решения которых они прибывали в течениетрех дней в гостеприимном Ужгороде. Богослужение возглавил епис-коп Мукачевский и Ужгородский Агапит. Ему сослужили клирики епар-хии и священники, прибывшие в Ужгород на русинский форум -со-брание Сойма и конференцию. Владыка Агапит в своем праздничномпроповедническом слове сказал: «Когда мы оставляем в своей жизниместо для Бога, то Господь как неиссякаемый источник любви помо-жет нам нести наши скорби и испытания, претерпевая их на жизнен-ном пути. И только тогда, когда мы пронесем действительно свой Крест,уподобляясь долготерпению Христа, то получим награду во всех на-ших чаяниях и надеждах здесь - на земле и в Царстве Божием».Во время литургии правящий архиерей Ужгородской епархии воз-вел священников-русинов Иоанна Сидора и Ярослава Поповича в санпротоиерея. Вместе с тем он отметил заслуги настоятеля Крестовозд-виженского храма протоиерея Димитрия Сидора, благодаря неустан-ным многолетним усилиям и пастырским стараниям которого имеет-ся возможность славить Бога в новопостроенном им доме молитвы.Владыка Агапит сам родом из Черновицкой области (Буковина), по-этому проблемы сохранения культуры русинов для него не праздные.Владыка благословил президента Общественной организации «Русь»Сергея Суляка на дальнейший выпуск журнала «Русин» и продолже-ние научных изысканий по истории русинов.В 15.00 в конференц-зале гостиницы «Закарпатье» состоялась пресс-конференция для СМИ и общественности по работе и итогам про-шедшей конференции. Ее организаторы дали подробные ответы повсем возникшим вопросам. Также журналистам было предложено оз-накомиться с изданиями и литературой, появившейся в последнее вре-мя по широкому спектру вопросов, касающихся русинской тематики.В одном из номеров международного исторического журнала «Русин»,выпускаемого молдавскими русинами, можно было найти стихотво-рение доктора философии Венского университета, позднее профессо-ра Хьюстонского университета в США, русинского писателя и поэтаДмитрия Вергуна (1871-1951). Проникновенная гармония его поэти-ческого слова взывает к памяти прошлого, беспристрастному понима-нию жизни русинов в настоящее время и, без сомнения, -открываетпуть к достойному будущему:Я карпатский руснак, стародавний казак,Сторожил я века наши горыОт монгол, янычар, немчуры и мадьяр,Изнывая без братской опоры.Мы -Руси колыбель, мы -славянства купель,Первозванные дети Кирилла,Наш славянский обряд -чудодейственный клад,Неизбывная русская сила.И услышен был зов, из тяжелых оковВоскресает руснак омертвелый,Веря в чудо чудес, что раз корень воскрес,То воскреснет народ его целый.

Ключевые слова

Закарпатья, Древняя Русь, русины, Украина

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

 К итогам конференции «Карпатская Русь - духовность икультура» (г. Ужгород, 26-27 сентября 2005 г.) | Русин. 2006. № 1 (3).

К итогам конференции «Карпатская Русь - духовность икультура» (г. Ужгород, 26-27 сентября 2005 г.) | Русин. 2006. № 1 (3).