НАЦИОНАЛЬНОЕКРЕДОА. ДУХНОВИЧА:«Я РУСИН БЫЛ,ЕСМЬ И БУДУ» | Русин. 2006. № 1 (3).

НАЦИОНАЛЬНОЕКРЕДОА. ДУХНОВИЧА:«Я РУСИН БЫЛ,ЕСМЬ И БУДУ»

НАЦИОНАЛЬНОЕКРЕДОА. ДУХНОВИЧА:«Я РУСИН БЫЛ,ЕСМЬ И БУДУ».pdf Каждый народ имеет свои символы в форме знамен государствен-ных и общественных, городских и региональных, а также различныхгеральдических знаков. Но наиболее ценным и ярким выразителем на-циональной идеи является образ-символ живого человека. У украин-цев такой живой символ - Тарас Шевченко, у русских - АлександрПушкин, у поляков - Адам Мицкевич, у венгров - Шандор Петефи ит.д. У русинов национальным символом является незабвенный, люби-мый многими русинскими поколениями Александр Духнович. С егоименем связаны проблемы развития русинской культуры, литературы,народного образования, педагогики как науки.Как известно, в мире чуть больше двухсот государств, а народов,языков и их культур - свыше 5000. Что было бы, если бы государства(господствующие народы) вдруг отказали другим народам (негосудар-ственным меньшинствам) в развитии их языков, культур, традиций,национального способа мышления? Как здесь не вспомнить ученогорусина-историка Михаила Лучкая, поставившего эпиграфом к своейшеститомной «Истории подкарпатских русинов» слова, утверждаю-щие высокопатриотическую идею: «История даже малоизвестногонарода проливает свет на славнейший народ». Каждый народ, малыйили большой, как и отдельный человек, славный или бесславный, имеетсвою национальную гордость, свое собственное «Я», свое достоин-ство, честь и право на уважение. Оскорбление малого народа, его от-рицание или сбрасывание с пьедестала истории является проявлени-ем варварства, если подходить к проблеме с нынешними критериямидемократизма и гуманизма. А. Духнович по этому поводу писал: «Бед-ному жебраку (нищему - М.А.) так же дорога честь, как и славномубогатырю, ибо чувство достоинства свойственно каждому».Русины, история которых измеряется более чем 2000 лет, всегда при-знавались государствами, под властью которых они находились, от-дельным славянским народом, русинами. И вдруг они перестали су-ществовать после 1945 г. Произошла противоестественная метамор-фоза. В результате подписания договора между СССР и Чехословаки-ей 29 июня 1945 года о присоединении русинской территории (Под-карпатской Руси) к Советской Украине (без участия в этом процессесамих русинов - М.А.) и Указа Верховного Совета УССР об образова-нии Закарпатской области от 22 января 1946 г. русины вдруг стали ук-раинцами (?!). В СССР этноним «русин» был выведен из употребле-ния. Когда образовалось новое Украинское государство (1991) и чутьбыло «прорезался» робкий голос русинов, заявивших о своем суще-ствовании, на всех уровнях (государство, научные и культурно-обра-зовательные учреждения, юриспруденция и др.) начались ожесточен-ные нападки на русинов, оскорбления и унижения представителей ру-синского движения, а само движение классифицировалось как сепа-ратизм. Это был жестокий превентивный удар Киево-Львова по пра-вам русинов! Этноним «русин» в этой ситуации стал синонимом ос-корбления, унижающего всякое человеческое достоинство: «слабоду-хие русины», «размытое понятие», «неизвестное племя» и др. Офици-альной стала лукавая аксиома: русины - это украинцы.В связи со сказанным хочется проанализировать отношение А. Дух-новича не только к самому этнониму, но и к самому русину, своемусоплеменнику. С этим именем связана вся история маленького народав центре Европы, которому судьба не смогла дать свое маленькое го-сударство. Для А. Духновича «русин» - священное слово, которомунадо поклоняться, давать ему клятву на верность. Что и делал сам Дух-нович. В его поэзии, прозе, драматических произведениях, научных ипедагогических трудах находим свыше 500 случаев обращения к эт-нониму «русин». Редко встречается термин «малоросс» и почти не на-ходим термин «украинец».Частым употреблением этнонима «русин» Духнович доказывает своепристрастие не только к самому термину, но, главным образом, к исто-рической судьбе своих единоплеменников. Духнович как бы хотел ска-зать национально потерянной интеллигенции об ошибочности ее взгля-дов на этнические процессы, стремился пробудить у нее чувство гор-дости за историческое прошлое, за свой численно малый карпатору-синский народ, с достоинством переживший все бури и натиски угне-тателей на протяжении длительного исторического пути.Этнонимом «русин» Духнович определял и свое, и сотен тысяч сво-их земляков национальное кредо: «Я русин был, есмь и буду, я родил-ся русином, честный мой род не забуду - останусь его сыном». В коме-дии «Головный тарабанщик» Духнович возвеличивает мозолистые рукичестного русина - рабочего человека, показывает преданного своемународу интеллигента, выходца из крестьянских масс, который в среде,где рабочего человека-русина обзывают скотом, заявляет: «Я русин, имой отец убогий селянин... я гордый в моем роде руском». В стихотво-рении «Вручанiе» (Я русин был...) Духнович выражает свои заветныемысли о любви и обязанностях по отношению к своему народу, даетобещание служить ему до последних сил («Честный мой род не забу-ду, останусь его сыном» , «Я твой буду, твоим другом и умру»).«Вручанiе» имеет и другой, в некоторой степени переделанный ва-риант - «Песнь народна руска». Уже само заглавие утверждает, что этостихотворение станет русинской народной песней. Так и случилось. Впоследнем варианте значительно расширена мысль о готовности слу-жить русинскому народу. Последние строфы звучат как клятва:Прото тебе, о роде мой,Клянусь живым Богом,За печальный труд и любовПовинуюся долгом.О, я тебе не забуду!От всех сердечных утробВозлюблю тя, твоим будуСыном, другом аж по гроб.Для Духновича термин «русин» не пустой звук. Им сопровождают-ся все мысли будителя о своем народе, о его житье-бытье, стремлени-ях, радостях и печалях.В стихотворении «Подкарпатские русины», ставшем впоследствииофициальным гимном подкарпатских русинов, Духнович обращаетсяк своим единоплеменникам с призывом проснуться от векового наци-онального сна, возродить память «о своем». Стихотворение-обраще-ние к русинам проникнуто надеждами, что от русинов «отдалится не-приятелей буря». И не только сам Духнович желает приближения но-вого дня, но и вся пока что скрытая народная русинская масса про-шлых поколений и времен как бы обращается к нашим современни-кам: «Народный голос зовет вас: Не забудьте о своем! Наш народ лю-бимый да будет свободный!»Очень показателен пример живучести национальной русинской идеи,провозглашенной 150 лет тому назад А. Духновичем. В одном селеСвалявского района в Закарпатье в 60-х годах прошлого века родиласьдевочка в комнате, в которой висел портрет Духновича. Девочка под-растала, а когда начала понимать многие вопросы, услышала от мате-ри такие слова: «Ты, доченька, родилась под образом Духновича».Потом стала рассказывать ей о Духновиче как народном будителе. Когдадевочке исполнилось 18 лет, она решила пешком пойти к памятникуА. Духновича в г. Пряшев (ныне Словакия, тогда в Ужгороде еще небыло памятника Духновичу) - расстояние в 100 км, поклониться ему ипоставить у подножия одну-единственную красную розу. Как видим,живет дух Духновича, велика сила его национального духа и русинс-кой национальной идеи.

Ключевые слова

образ-символ живого человека, Александр Духнович, Русины

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

 НАЦИОНАЛЬНОЕКРЕДОА. ДУХНОВИЧА:«Я РУСИН БЫЛ,ЕСМЬ И БУДУ» | Русин. 2006. № 1 (3).

НАЦИОНАЛЬНОЕКРЕДОА. ДУХНОВИЧА:«Я РУСИН БЫЛ,ЕСМЬ И БУДУ» | Русин. 2006. № 1 (3).