ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИЯМОЛДАВАН КАК СРЕДСТВОУПРАЗДНЕНИЯ МОЛДАВСКОГОГОСУДАРСТВА | Русин. 2006. № 4 (6).

ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИЯМОЛДАВАН КАК СРЕДСТВОУПРАЗДНЕНИЯ МОЛДАВСКОГОГОСУДАРСТВА

ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИЯМОЛДАВАН КАК СРЕДСТВОУПРАЗДНЕНИЯ МОЛДАВСКОГОГОСУДАРСТВА.pdf Охватывая с XIV в. пространство от Северных Карпат до Черногоморя и от Днестровского побережья до Восточных Карпат, историчес-кая территория молдаван постоянно возбуждала аппетиты соседнихгосударств: Венгрии, Польши, Валахии, Румынского королевства,Оттоманской и Австро-Венгерской империи. В результате различныхнашествий и европейских военных конфликтов границы Молдовынеоднократно, по прихоти более сильных, изменялись, а ее террито-рия разделялась, перекраивалась вплоть до современных контуров, зак-репленных уже в международных договорах. Все былые, разные по-работители, «раскройщики» Молдовы - от валахов до австро-венгров,от русских великодержавников до великорумын - стремились, преждевсего, привести, по формуле румынского академика Г. Цепеля, «теоре-тические мотивации»2 территориального захвата, а затем попытатьсяденационализировать это коренное население. Причем эти тенденциизахватчики проявляют и после того, как их изгнали с оккупированныхчужих территорий. Так, например, определенные западные полити-ческие круги, ученые, публицисты, не избавившиеся от синдрома «Ве-ликой Румынии» («România Mare») по меньшей мере до Буга, посто-янно муссируют, идеологически и информационно подпитывают экс-пансионистские идеи «восстановления Великой Румынии» за счет тер-риторий Молдовы и Украины.Поскольку достижение этой ирредентистской цели силовыми мето-дами абсурдно и самоубийственно, различные антимолдавские анти-государственные круги распространяют несостоятельные концепциио некоей «тождественности» молдавского и румынского этносов, ти-ражируют смехотворные небылицы о том, будто «молдавская нация имолдавский язык - это имперские, русские и советские, теории». Этунесуразицу публично озвучил, в числе многих других, и бывший пре-зидент Румынии И. Илиеску3. Сколь бы несостоятельны и смехотвор-ны не были эти нелепости, они далеко не безобидны.В последние десятилетия XX в. мир осознал, что нации могут ис-чезнуть не только вследствие физического уничтожения, но и путеммассированного информационно-идеологического давления на мента-литет подрастающего поколения. Например, если неустанно вдалбли-вать ребенку из семьи итальянцев, ревностных католиков, что он бер-бер, т.е. приверженец Мохаммеда, то он и вырастит убежденным ара-бом-мусульманином. Легко представить, что получится, если эту си-туацию экстраполировать на целую нацию, например, на молдаван.Невероятно, но подобная ситуация установилась в суверенном госу-дарстве - Республике Молдова и продолжается уже 16-й год.В силу исторических обстоятельств «произошло расчленение преждеединого молдавского народа, части которого ныне оказались в преде-лах разных государств»4. Но где бы ни застала судьба этнических мол-даван, на территории каких бы то ни было государств - в Украине, вКазахстане, России, в Белоруссии и даже в нынешней Молдове - онив большинстве своем сохранили свою национальную идентичность -молдовень и языковое самосознание - считают себя носителями мол-давского языка (лимба молдовеняскэ). Напомним, что по переписи2004 г. в Молдове проживают 2 565 000 молдаван (76% населения), изкоторых 2 100 000 назвали свой родной язык - лимба молдовеняскэ.Поразительно, но нынешние власти до сих пор не опубликовали пол-ных итогов переписи населения 2004 г. С чего бы это?Военно-политические режимы государств, порабощавших Молдо-ву, всячески пытались вытравить историческую память молдаван, дис-кредитировать их языковое и этническое самосознание: очернить лин-гвоним лимба молдовеняскэ, этноним молдовень, установить на мол-давской земле не только военно-колониальную, но и «педагогическуюдиктатуру» (понятие принадлежит Г. Маркузе). Так было после наше-ствия румынских войск (январь 1918 г.) на Молдавскую Демократи-ческую Республику, провозглашенную 2 декабря 1917 г. Захватив Мол-давскую Республику, румынские военно-оккупационные власти уста-новили продолжавшийся двадцать два года режим осадного положе-ния, развернув беспрецедентную кампанию насильственной румыни-зации многонационального населения края: украинцев, русских, бол-гар, гагаузов, но прежде всего - молдаван.В этой всеохватывающей идеологической битве по дискредитации,по отрицанию всего молдавского, по насаждению великорумынскихидей участвовали все - от военной администрации до военно-поле-вых судов, жандармов, префектов, от учителей, директоров школ, пер-чепторов (сборщики налогов), священников до академиков. Румынс-кий философ П. Цуця отмечал: «Преобладание филологических и ис-торических исследований в старой Академии объяснимо, если учтемидею национального единства. Все было поставлено в ее услуже-ние. Филологические и исторические исследования были духов-ными боевыми орудиями наряду с военно-политическими. С ихпомощью доказывали наше присутствие, непрерывность и един-ство в пространстве, которого мы добиваемся»5.Румынская политико-идеологическая экспансия - филологическое,историческое давление, румынизаторская «педагогическая диктатура»- с новой силой возобновилась в Молдове в 1990 г. и развивается понарастающей, даже откровеннее и нахрапистее, чем в 1918-1940 гг.,когда Молдавская Демократическая Республика была оккупированарумынскими дивизиями. Многолетнее беспристрастное изучение эт-нополитических процессов в Молдове позволяет заключить, что влас-тные структуры, в том числе и избранные всем народом, безучастноуже 16-й год в лучшем случае созерцают эти явления, чтобы не ска-зать, что способствуют им. В этой ситуации общественные организа-ции, ассоциации историков, преданных Молдавскому государству,мужественно, несмотря на все преграды, на нетерпимость к ним властьимущих и на неблагоприятные для них последствия, стремятся назватьвещи своими именами.Сегодня, в начале третьего тысячелетия, суверенная РеспубликаМолдова оказалась на пороге потери своих этноязыковых, культурно-исторических, а, значит, и политических, и правовых основ. Уже 16-йгод истинные ученые, мужественные политики, общественные орга-низации, объединяющие сотни тысяч сторонников, преданных Мол-дове, бьют в набат, обращая внимание руководящих эшелонов на то-талитарную кампанию по денационализации и разгосударствлениюмолдавского народа-носителя государственного суверенитета Респуб-лики Молдова. Конечная цель этой идеологической, педагогической иинформационно-пропагандистской кампании - это дискредитация ле-гитимности Республики Молдова, ее окончательный распад, исчезно-вение государства по имени Молдова. Необходимо проявить научнуюпринципиальность и политическую волю, чтобы признать, что былправ народный писатель Ион Друцэ, когда еще в 1995 г. обращал вни-мание на то, что те, кто специализируются на унижении нашего мол-давского достоинства, нашего молдавского будущего, «слишком дале-ко зашли в своей черной миссии». Потому что, как предостерегал ве-ликий мастер, если очернители молдавского народа и Молдавскогогосударства своими действиями, заявлениями, публикациями «сумелипроизвести полную переориентацию в наших умах…», значит другиеиздания, которые появятся со временем, с легкостью овладеют нами,а значит, нация как таковая не имеет будущего»6.Публикации, о которых предупреждал нас писатель-академик в1995 г., сегодня захватили все молдавское информационное простран-ство. Сегодня никто нигде не может печатать хотя бы слово в защитунационального достоинства молдаван, в защиту их права назвать свойродной язык лимба молдовеняскэ, в обоснование законности и исто-рического континуитета Молдавского государства! Потому что в де-мократическом, плюралистическом и суверенном государстве Рес-публика Молдова нет ни одной молдавской газеты! Конференции,симпозиумы «специалистов», пытающихся отрицать молдавский язык,проводятся непрерывно; книги и сборники о якобы румынской при-надлежности Пруто-Днестровской Молдовы выпускаются постоянно:«Бессарабия вновь на перекрестке» (1995), «Теряем Бессарабию»(1993), «Битва за Бессарабию» (2000 г.), «Бессарабия, румынская зем-ля» (2001 г.), «Румынская Бессарабия» (2003 г.) и многие другие с по-добным названием и с теми же экспансионистскими целями… Оскор-бительные статьи, заявления, декларации о молдавской нации, о ееосновном идентифицирующем признаке - лингвониме лимба молдо-веняскэ, оскверняющие историческую память молдавского народа, ти-ражируются безостановочно - на глазах у безразличных властей! - идаже озвучиваются с парламентской трибуны.Тысячи открытых писем, обращений граждан, меморандумов и за-явлений общественных организаций, направленных высшему руковод-ству страны, и даже принятые парламентом законы, в том числе «Оконцепции государственной национальной политики» от 19.12.2003 г.,о постоянных политико-идеологических посягательствах на безопас-ность государства - через всю систему образования, средства массо-вой информации, культурные центры и Академию наук - много летподряд остаются без внимания власти, вызывающе саботируютсяструктурами правительства. Многочисленные, обоснованные, закон-ные требования - выражение всеобщей воли народа - высокомерноотвергаются сотрудниками министерств и управлений, которые адми-нистративно навязывают молдавскому многонациональному обществучужую идеологию, чужие политические ориентации.Основной закон Республики Молдова подчеркивает, что никто, ни-какая часть населения не может навязать свою волю всему обществу,а свою доктрину - в качестве государственной идеологии. Узурпациягосударственной власти «является тягчайшим преступлением противнарода»7. Но основные положения Конституции открыто или неглас-но отвергаются слишком многими служителями государства. Государ-ственное безразличие к молдавским национальным ценностям, чутьли не официально проявляемое уже 16-й год подряд, дезориентируетмногонациональное общество Молдовы, стимулирует, с одной сторо-ны, сепаратистские тенденции, а с другой стороны, реваншистскиеирредентистские поползновения.Исходя из общепринятой методологии, что наука должна обобщатьобщественные явления и выяснять вектор их развития, отметим, чтоРеспублика Молдова - единственное в мире государство, в которомуже 16 лет подряд одно этническое меньшинство, численно гораздоменьшее других национальных меньшинств, вызывающе дискреди-тирует мажоритарный этнос - молдаван, не признает легитимностиРеспублики Молдова, навязывает молдавскому многонациональномуобществу националистические, а по сути политические и идеологи-ческие установки чужого государства.Положение с правами всех компонентов молдавского многонацио-нального общества определяется точно по формуле Дж. Оруэлла: всезвери равны, но некоторые более равны. В Республике Молдова всенации/представители наций равны, но румынское меньшинство - 2,2%населения - более равно, чем все остальные, даже чем молдаване -76% населения страны. Непостижимо, как некоторые деятели культу-ры, государственные сановники и даже люди, считающие себя учены-ми-демократами, позволяют себе высокомерно отказывать 3 000 000молдаван в праве «рассматривать себя как таковых и считаться таки-ми»8. История, в том числе и события начала 90-х гг. XX столетия,преподала Молдове жестокий урок: вызывающее игнорирование на-циональных прав и убеждений какой-либо общности, тем более наро-да с 700-летним языковым и этническим самосознанием, всегда имеетнеобратимые последствия.Всестороннее многолетнее изучение этнополитических процессов вМолдове свидетельствует, что главная опасность для единства молдавс-кого многонационального общества, для его территориальной целостно-сти и даже для восстановления плодотворных связей с традиционнымипартнерами состоит в том, что очень незначительная часть населения -всего 2,2%, -политические лидеры которого, идейно и финансово под-держиваемые извне, захватили и держат в своих руках влиятельные ры-чаги во всех структурах власти, особенно в правительстве и в парламен-те. При попустительстве высшего руководства они отвергают право мол-даван - 76% населения! - на этническую и языковую идентичность, нанациональное и государственное самоопределение.Развивающиеся в последние десятилетия в Молдове этнополити-ческие процессы со всей очевидностью показывают, что одно из ос-новных направлений квазиофициальной политики денационализации,а значит, и разгосударствления молдавского народа - это непрестан-ные попытки ликвидации его фундаментального национального при-знака - лингвонима лимба молдовеняскэ (молдавский язык). Подлин-но демократическое молдавское общество, его интеллектуальные силы,памятующие, что «преданность стране священна», сознают угрожаю-щую опасность и поэтому бьют в набат, взывая не только к народуМолдовы, но и к политикам других стран, к научному сообществу, втом числе, и через сегодняшнюю конференцию: Люди, будьте бди-тельны! Потому что вызывающее нарушение прав молдаван на язы-ковое и этническое самосознание, на свое государственное самоопре-деление может привести к распаду многонационального общества, креанимации лозунга «Кишинев-вокзал-Россия», к возобновлению по-зорных походов на Юг…Пользуясь случаем, мы официально обращаемся через присутству-ющего на конференции известного этнолога, почетного члена АНМолдовы М.Н. Губогло к башкану Гагаузии, к Народному СобраниюГагауз Ери с просьбой оказать нам помощь в подготовке и изданиимонографии «Молдаване». Соответствующие деятели АН Молдовыуже пятый год саботируют решение президента Молдовы по этомувопросу. А состояние этнологии в Молдове сродни сейчас состояниюрумынской промышленности конца XIX в., которая, по определениюрумынского писателя-сатирика И.Л. Караджале, так высокоразвита ибесподобна, что просто не существует.Многолетнее всестороннее изучение этнополитических процессовпозволяет нам со всей ответственностью предостеречь: навязываниемчужого лингвонима, чужой истории, чужого этнонима и чужой госу-дарственной символики, фальсификацией исторического имени госу-дарства - превращением Молдовы в «Бессарабию» - политическийкласс Молдовы не сможет консолидировать многонациональное об-щество, не сможет восстановить территориальную целостность стра-ны, не сможет избежать ее распада, что, в конце концов, приведет кисчезновению Молдавского государства. Не сможет восстановить край-не важные для Молдовы политические и экономические связи с Рос-сией… Правда, в этом плане возникла надежда. Как сообщает печать,«очень авторитетные политические деятели, подлинные представите-ли молдавского народа М. Ткачук и В. Шова поехали в Москву нала-живать связи молдаван с россиянами».Поразительно, но иногда некоторые исследователи и даже парла-ментарии раздраженно сетуют: «Что вы возитесь со своим языком?».Дескать, не все ли равно, как его называют? Нередко нам, молдава-нам, говорят: «Это ваше дело, - с легкостью неимоверной забывая, чтосуществуют законодательство о функционировании языков, статьи Кон-ституции, которые определяют не только права и свободы, но и обя-занности граждан Республики Молдова. В связи с этим считаем умес-тным напомнить, что «государственный язык является важным атри-бутом государственного суверенитета Молдовы»9 как и знамя, и герб,и гимн, что «государственный молдавский язык - это важнейшая пред-посылка существования молдавской нации в ее суверенном националь-но-государственном образовании»10.Об исключительной значимости защиты государственного языка дляконсолидации общества, для интеграции страны свидетельствуют сле-дующие примеры. В 70-е годы прошлого столетия из-за нарушениязакона о функционировании государственных языков пало правитель-ство Бельгии. Молдавский парламент XII созыва был вынужден само-распуститься из-за того, что так и не смог определиться по названиюгосударственного языка. Братоубийственный конфликт на Днестре иразделение страны имели в своей основе насильственные попыткинавязать молдавскому многонациональному обществу левобережьяДнестра чужой лингвоним, чужую государственную символику. От-сюда следует очевидный вывод, что языковым самосознанием, кор-ректным, очень осторожным подходом к вопросам использования изащиты родных языков нельзя пренебрегать, поскольку они чрезвы-чайно чувствительны и социально взрывоопасны. Другой очевидныйвывод состоит в том, что в многонациональном обществе нельзя до-биться прочной стабильности, пренебрегая культурно-историческимиценностями любого этнического компонента, языковым и этническимсознанием подавляющего большинства народа.Оппоненты молдавского этноса и Молдавского государства хорошознают, что кратчайший путь к денационализации молдаван, а значит,и к ликвидации суверенного государства - это дискредитация лингво-нима молдавский язык как важнейшего идентифицирующего при-знака государствообразующей нации. Очевидно, что если ликвидиру-ется этноним молдовень как сплачивающий, связующий элемент, какэтноисторическое, соединительное и учредительное ядро Молдавско-го государства, то исчезают национальные, политические и правовыеосновы существования Республики Молдова.С 1993 г. местный лидер парламентской ирредентистской оппози-ции предостерегает своих сторонников: «Не обсуждать вопрос глото-нима «румынский язык» отдельно от этнонима «румын». Посколькуосновной элемент, вокруг которого пойдет великая битва, - «румынс-кий народ, а не молдавский»11. Председатель Союза писателей, созна-вая важность лингвонима молдавский язык для будущности Молдавс-кого государства, заявил в 1995 г.: «Утверждением понятия «молдавс-кий язык» преследуется отказ от румынской государственности Рес-публики Молдова»12. Бывший румынский посол в Кишиневе ВикторБырсан открыто заявил: «Если бы не существовало молдавской нациии молдавского языка, не было бы необходимости в существованиимолдавского государства, и захваченные в 1940 г. территории надо воз-вращать Румынии»13. Полагаем, что эти, лишь некоторые из очень мно-гих, свидетельства полностью раскрывают политическую суть тоталь-ной кампании по дискредитации лингвонима лимба молдовеняскэ, ко-торая преследует цель переименования молдавского народа в «румын-ский» для обоснования румынской государственности РеспубликиМолдова.Меньше всего мы бы хотели, чтобы наше сообщение было воспри-нято как безутешный плач молдаван, оставленных на национальноерастерзание великорумынским ирредентистам. На протяжении вековмолдаване прошли через многие испытания, столкнулись с разнымивеликодержавниками, но пережили всех. «Великое чудо состоит в том,что население между Прутом и Днестром выдержало все напасти бо-лее чем столетнего царского социального и национального угнетения»,22-летнего румынского социального и национального порабощения,сохранив свой язык, национальное самосознание с прочно утвердив-шимися традициями. Достижения молдавского народа в науке и куль-туре, возрождение и утверждение молдавской государственности в 1917и в 1940 гг. «являются убедительными доказательствами, подтвержда-ющим и жизненность, и силу сопротивления молдавского народа висторической перспективе»14.Угроза исчезновения народа всегда мобилизует всю его волю, веруи силы. Это общеизвестное явление отметил и американский молда-вовед Ч. Кинг: «Отрицание территориальной целостности и культур-ного единства какого-либо этнического общества соседними государ-ствами может стимулировать решение по их защите»15. Что и происхо-дит в Республике Молдова.Осуждая попустительство властей, их откровенное «государствен-ное безразличие», молдавское общество мобилизует свои силы. Воз-родились и проявляют себя с невиданной жизненной силой характер-ные свойства этого народа, его выдержавший испытания многовеко-вый инстинкт самосохранения, то, что принято называть молдавскойсущностью («фиря молдовенилор»), молдавским комплексом самовы-ражения и самозащиты, суть которого заключается в отстаивании сво-его права на национальное и независимое государственное существо-вание.Вопреки всем преградам и игнорированию со стороны парламентаи правительства, активно действуют патриотическое Движение «ПроМолдова», Научно-культурная Ассоциация историков РеспубликиМолдова, Ассоциация историков «Меляг натал» («Родной край»), Ас-социация молдаван Украины. Они выпускают две газеты: «Лучафэ-рул» и «Цара Молдовей», проводят массовые мероприятия, издаютучебники по молдавскому языку и литературе, по истории Молдо-вы… Своей многогранной, самоотверженной деятельностью они под-тверждают убежденную позицию президента Молдовы В. Воронина:«Мы всегда были и будем молдаванами, а страна наша Республи-ка Молдова… В этом состоит правда о молдавской нации»16.

Ключевые слова

Молдова, Днестр, Прут

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

1. Лазарев А. Я - молдаванин. Тирасполь. 1995. С. 16.
2. См.подробно: Stati V. Istoria Moldovei în date. Chişinău, 1998. P. 7.
3. Lucrările celui de al doilea Congres al spiritualităţii româneşti. Drobeta - Turnu Severin. 1995. P. 18.
4. Лазарев А. Указ. соч. С. 22.
5. Ţuţea P. Proiectul de tratat. Chişinău, 1992. P. 44.
6. Druţă I. Ora jertfirii. Chişinău, 1998. P. 294.
7. Конституция Республики Молдова. Кишинев. 1994. С. 22.
8. См.: Декларация о расе и расовых предрассудках, принятая ООН 27 ноября 1978 г. Ст. 2.
9. Андроник Н., Иванов В., Татар Г. Государственный суверенитет Республики Молдова. Кишинев, 2000. С. 137.
10. Там же. С. 138.
11. Roşca Iu. Exerciţiu de luciditate. Chişinău, 2000. P. 7.
12. Literatura şi Arta. 25.08.1995.
13. Mesagerul. 1995, 10. 02.
14. Corbu Í. Deschideri către valori. Chişinău, 2003. P. 419.
15. King Gh. Moldova post-sovietică: un ţinut de hotar în tranziţie. Iaşi, 1997. P. 31.
16. См.: Степанюк В. Государственность молдавского народа. Киши- нев, 2006. С. 524.
 ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИЯМОЛДАВАН КАК СРЕДСТВОУПРАЗДНЕНИЯ МОЛДАВСКОГОГОСУДАРСТВА | Русин. 2006. № 4 (6).

ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИЯМОЛДАВАН КАК СРЕДСТВОУПРАЗДНЕНИЯ МОЛДАВСКОГОГОСУДАРСТВА | Русин. 2006. № 4 (6).