ЦЫГАНЕ: СКИТАНИЯ ПО ДОРОГАММИРА И ТРОПАМ ИСТОРИИ | Русин. 2006. № 4 (6).

ЦЫГАНЕ: СКИТАНИЯ ПО ДОРОГАММИРА И ТРОПАМ ИСТОРИИ

ЦЫГАНЕ: СКИТАНИЯ ПО ДОРОГАММИРА И ТРОПАМ ИСТОРИИ.pdf Вы часто встречались с этими людьми, с их огненными плясками,слушали не раз их пение и волшебный звук скрипки и гитары. Но ду-мали ли вы над тем, откуда пришел этот самобытный народ и почемуу цыган такой образ жизни? Откуда же цыгане? Где их родина?Первыми версию происхождения цыган из Индии высказали немец-кие ученые Й. Рюдигер и Г. Грельман (конец XVIII в.), А.Ф. Потт(XIX в.) и словенский ученый Ф.Миклошич (XIX в.). Учеными мно-гих стран было высказано предположение о родстве цыган с народом,живущим в Пенджабе и называвшим себя племенем чангар1. В леген-дах и летописях древнего Востока ученые пытались найти ответ навопрос: почему часть чангаров покинула Индию и каким путем попа-ли они в Евpony? Ответы исследователей, к сожалению, приблизитель-ны и противоречивы. По данным Г.Гельмана, опубликованным в «Мос-ковских ведомостях» в 1784 г., цыгане происходят от касты судеров, окоторых в истории Кашмира упоминалось в 1408-1409 гг., что они былипрекрасными танцорами, музыкантами и искусными кузнецами ипринадлежали к низшей касте квапака. У Фирузи есть рассказ о цыга-нах лури, которых в количестве 10 тыс. чел. отправил в 1420 г. индий-ский раджа персидскому шаху Бахрам Гуру2.О времени, когда предки цыган покинули Индию, ученые спорят донастоящего времени. Датой переселения одни называют V в., другие -Х в. Авторы монографии «История цыган: новый взгляд» полагают:«Мелкие индийские племена покидали родину столетие за столетием,предки цыган не шли одним табором, имея определенную заранее цель.Часть цыган оседала по дороге, положив начало нынешним этничес-ким группам. Часть двигалась дальше с редкой неторопливостью, та-боры десятилетиями кружили в одном и том же ареале, пока однажды,по экономическим или социальным причинам, не сдвигались на сто-двести километров западнее»3. Российские цыганологи Е. Друц иА. Гесслер считают, что исход цыган из Индии продолжался около ты-сячи лет, а его кульминация пришлась на рубеж первого и второго ты-сячелетий, а отдельные волны миграции продолжались и в последую-щее время4. Причины, вызвавшие миграции, исследователи связыва-ют с междоусобными войнами, постоянными мусульманскими завое-ваниями5.192 2006, № 4 (6)Первоначально осев в Передней Азии, цыгане надолго задержалисьна восточной окраине Византийской империи. Появление цыган вВизантии историки относят к ХII - ХIII вв. Встречается и более ран-няя дата - ХI в. В Византии цыгане задержались достаточно долго,прежде чем двинуться дальше - в сторону Восточной и Западной Ев-ропы. Византийский период цыганской истории, как считают истори-ки, был достаточно значимым для этноса. Исследователи цыганскойэтнической истории утверждают, что формирование цыган как народапроизошло именно в Византии, где они пребывали около трехсот лет,и завершилось к началу ХV в.6В сохранившихся исторических источниках упоминается о такихзанятиях цыган, как гадание и дрессировка животных (заклинание змейи вождение медведя), изготовление решет и сит, кузнечное дело. Имен-но в Византии цыгане познакомились с христианством. В одном изисточников ХIV в. читаем: «Эти люди... придерживались обрядов гре-ческой православной церкви»7. Христианство стало основной религи-ей большинства этнографических групп цыган Западной и ВосточнойЕвропы. Греческий язык оказал заметное влияние на цыганский язык:были заимствованы десятки слов, некоторые формы словообразова-ния. От греческого слова «антсинганос» произошло и русское назва-ние народа - цыгане8. Происхождение этнонима рома исследователитакже связывают с византийским периодом цыганской истории9.В XIII-XV вв. цыгане распространились сперва по Юго-Восточнойи Восточной, а затем по Центральной и Западной Европе, в дальней-шем - по Северной Африке и по Северной и Южной Америке и Авст-ралии (XIX в.). В 1417 г. цыгане впервые появились в Трансильвании.В 1417 г. они достигли Франции, в 1425 г. - Испании, в 1500 г. -Шотландии, в 1418 г. цыгане появились в Швейцарии. Всюду они рас-сказывали легенды о Востоке, изумляли своими искусными танцами,музыкой, ворожбой. Видимо, эта группа готовила почву для массово-го переселении цыганских племен в Европу. Что и началось в 1512 г.Словно вырванные ураганом из какой-то тяжкой беды, цыгане по-кинули свою родную землю Индию, и жизнь их разбросала по всемусвету. Судьба кочевого цыганского племени в Европе была поистинепечальна. Принадлежа к другой цивилизации, они старались избегатьконтактов с местным населением. Выдуманные истории о похищениидетей цыганами и, якобы, использовании ими черной магии привели ктравле цыганского народа в Европе. С конца XV в. в странах Европыначинают приниматься антицыганские законы. С XV по XVIII в. вЕвропе было принято 148 антицыганских законов. Самые жестокие изних принимались в протестантских странах Германии, Англии и Скан-динавии. Самое толерантное отношение к цыганам было в таких стра-Êîíôåðåíöèÿ «Ýòíîêóëüòóðíîå ìíîãîîáðàçèå Ìîëäàâèè»» 193нах, как Испания, Турция и Россия. Английский закон от 1554 г. пред-писывал смерть для всех цыган-мужчин, а также для «тех, кто водитили будет водить дружбу или знакомство с египтянами». В Швециизакон от 1637 г. предписывал казнить всех цыган-мужчин. Фридрих Прус-ский в 1725 г. приказал казнить всех цыган старше 18 лет невзирая напол. В Австрийской империи цыгане были поставлены вне закона эдик-том императора Леопольда I. Император Карл VI в 1721 г. приказал ве-шать и мужчин, и женщин, а детей отдавать на воспитание в госпитали.Все эти драконовские законы исполнялись. В 1724 г. в маркграф-стве Байрейт в один день были повешены пятнадцать цыганок, стар-шей из которых было 98 лет, а младшей 15. В Касвассене в 1722 г.целый табор подвергся пыткам, после которых четырех цыган колесо-вали, а головы двух цыганок насадили на пики. В 1782 г. в Венгриитабор цыган обвинили в людоедстве после пропажи нескольких лю-дей. 15 цыган повесили, 6 колесовали, двоих четвертовали. 18 цыган-кам отрубили головы. Казни цыган прекратились только в XIX в.Тяжелым было положение цыган в Молдавском и Валашском кня-жествах. Здесь с ХV в. цыгане стали зависимым населением - рабамии крепостными, принадлежащими боярину, монастырю или государ-ству. Согласно молдавскому Гражданскому кодексу, до серединыХIХ в. крепостным не разрешалось жениться на свободных, они мог-ли вступать в брак только по разрешению хозяев, а могли быть и про-даны. Только государственным крепостным позволялось вести коче-вой образ жизни. С 1829 года, когда Молдавия и Валахия оказалисьпод юрисдикцией России, начался постепенный процесс отмены раб-ства, что окончательно было закреплено в Конституции 1864 г.10 В двухпридунайских княжествах цыган разделяли на 4 класса: рудари (золо-тодобытчики), урсари (плясуны с медведем), лингутары (изготовите-ли ложек), лаеши (кочующие кузнецы). Неказенные цыгане принадле-жали боярам и монастырям.Приход к власти в Германии нацистов дал новый толчок гонениямпротив цыган. Немногие знают, что так называемые «Нюрнбергскиезаконы» от 15 сентября 1935 г. распространялись не только на евреев,но и на цыган. Их первыми жертвами стали немецкие цыгане - синти.Как и евреи, они уже давно были интегрированы в немецкое обществокак торговцы, ремесленники и артисты. Но нацисты изначально взяликурс на физическое уничтожение цыганского народа. Первоначальнопланировалось сделать это путем стерилизации. На учет было взятоболее 20 тыс. цыган Германии. С началом второй мировой войны вла-сти Германии вступили на путь немедленного физического уничтоже-ния цыган Европы. По данным ЮНЕСКО, результатом этой политикистала гибель полумиллиона цыган. И это лишь заниженные и прибли-194 2006, № 4 (6)зительные цифры. За геноцид цыган были ответственны коллабора-ционисты на захваченных немцами территориях. В Югославии уста-ши разрывали цыганских детей на куски, забивали их до смерти и хо-ронили живьем. В Латвии было убито 2500 цыган. В Польше кара-тельный отряд Казимежа Новака даже без приказа со стороны немцевза три месяца истребил около 300 человек. Тысячи цыган были ис-треблены в лагерях смерти Треблинка, Собибор, Аушвиц, Бухенвальди др. Цыганские дети были объектом опытов зловещего доктора Мен-геле11.Наряду с евреями цыгане стали жертвой геноцида в Румынии. 10июня 1942 г. военный диктатор Ион Антонеску распорядился взятькочевых цыган этой страны под стражу и отправить их на принуди-тельные работы, а затем в концентрационные лагеря «Заднестровья»,оккупированной румынскими войсками территории между Днестроми Южным Бугом. Туда же были депортированы 8649 бессарабскихцыган. Их, в том числе детей, женщин, стариков, гнали пешком, мори-ли голодом, оставляли ночевать под открытым небом. Зимой 1942-1943 г. в уездах Голта и Очаков, куда были высланы более 30 тыс. цы-ган, вспыхнула эпидемия тифа. Уже к лету 1943 г. более трети ссыль-ных погибли от голода и болезней. В начале 1944 г. цыганам разреши-ли возвратиться в Румынию, но в живых остались немногие12.К сожалению, тема Холокоста цыган недостаточно освещена и посей день.В некоторых странах антицыганские законы не отменены до сихпор. В Италии цыгане и сегодня имеют право жить только в провин-ции Венето и на Сардинии. Если они появятся вблизи другого города,то мэр вправе вызвать войска. Но ни тюрьмы, ни травля не измениливольнолюбивого нрава цыган. Покинув свою родину, народ потерялглавное - единство, раздробившись на многочисленные таборы. На-род был обречен на вечные скитания, гонения и притеснения. Навер-ное, нет на земле народа, который познал столько ненависти и беско-нечных гонений. Оседая в различных странах, цыгане вынуждены былиприспосабливаться к обычаям и культуре других народов, постепеннотеряя при этом свою самобытность.В Россию цыгане пришли в конце ХVII в. В одном из источниковтого времени можно прочитать: «Цыганы есть люди в Польши, а по-идоша от немец...»13. В России в отношении цыган никаких драконов-ских законов не принималось. На территории России цыгане сложи-лись в особую этнографическую группу русских цыган. Это одна изсамых больших этнографических групп цыган. Однако и они не одно-родны, а состоят из нескольких региональных подгрупп: сибиряки,смоленска рома... и др. В России цыгане вели полукочевой образ жиз-Êîíôåðåíöèÿ «Ýòíîêóëüòóðíîå ìíîãîîáðàçèå Ìîëäàâèè»» 195ни. В летнее время совершали переезды, кочевали, а на зиму останав-ливались в русских деревнях, где снимали избы. Русские цыгане повероисповеданию православные. Традиционные занятия - торговля имена лошадей, попрошайничество, гадания, конокрадство. Но именнорусские цыгане в начале ХIХ в. составили в Москве основу цыганскиххоров, столь популярных в России14.Кочевавшие по России таборы постепенно переходили к оседломуобразу жизни и образовали несколько этнических групп: русскую,финскую, литовскую, польскую, валашскую. Но всех их, так же как ицыган Алжира, Персии, Англии, Испании и других стран, объединяетединый образ жизни, древний язык и традиции. Всюду они торговалилошадьми, занимались кузнечным и лудильным ремеслом, ворожили,водили медведя, пели и плясали. Среди наблюдений русских этногра-фов можно встретить следующее описание: «Племя цыганское с боль-шим задатком на спокойную и счастливую жизнь, которой они не име-ют. Цыгане способны, понятливы, в характере их мягкость, гибкость,они от природы добры и уступчивы, но все эти прекрасные задаткиопошлены вечным рабством и презрением. Цыгане, понимая, что ониобщественные парии, унижаются, раболепствуют, но тот же цыгансовсем другой на воле, он весел и доволен». Знаменитый врач Боткин,вспоминая о музыке андалузских цыган, писал: «Удивительно, какцыгане повсюду верны своей природе и как могуч этот тип, если напротяжении стольких столетий и на таких противоположных концахЕвропы, как Россия и Южная Испания, сохранены оригинальность итождество своего характера»15.Существуют народы, перед которыми бессилен ход столетий, умира-ют целые цивилизации, но народ по-прежнему проносит через века своихарактерные черты, свой собственный неповторимый образ жизни, своюэтнокультурную специфику, отличающую его от всех других народов насвете. К числу подобных народов принадлежат и цыгане. Неизменнаявеселость цыган ничто иное, как щит против трагедии, вознаграждениеза монотонность будней. Народ, который любит жизнь, умеет преодолетьпревратности судьбы, ценит острое слово, но более всего волю и прези-рает насилие и войну, ибо никогда не пресыщается жизнью.В конце прошлого века активизировалась работа по сохранениюцыганского этноса, к судьбе цыган проявило интерес мировое сооб-щество. 8 апреля 1970 г. в Лондоне состоялся первый Всемирный съездцыган, на котором был избран Всемирный цыганский Совет, приняторешение о создании общего для всех цыган флага и гимна. Во многихстранах и регионах появляются цыганские культурные центры, ассо-циации и общины, а в Болгарии и Румынии были зарегистрированыцыганские политические партии.196 2006, № 4 (6)Проблема дискриминации цыган привлекла внимание правозащит-ных организаций. В 1990-е гг. цыганские активисты и заступники на-чали получать существенную поддержку от Института «Открытое об-щество» (Нью-Йорк), Совета Европы (Брюссель), ОБСЕ (Вена) и дру-гих организаций. В Совете Европы «цыганская тема» даже стала од-ним из специальных направлений работы (ведется постоянное наблю-дение за ситуацией с правами человека, проводятся семинары и тре-нинги для молодых цыган и юристов, занимающихся защитой правцыган, организуются круглые столы по проблемам цыганского насе-ления). При участии правозащитников из разных стран в 1995 годубыл создан Европейский Центр по защите прав цыган, действующийв Будапеште и ведущий работу сразу во многих странах как Западной,так и Восточной Европы.В Молдавии также действует ряд цыганских организаций. Все это вну-шает надежду, что цыгане как этнокультурное сообщество сохранятся.По результатам переписи 1897 г., в Бессарабии насчитывалось 8,5 тыс.цыган, больше, чем в любой другой губернии России16. По некоторымоценкам, в настоящее время в Республике Молдова проживает 200-250тыс. цыган. В республике действует свыше 20 этнокультурных организа-ций цыган, среди них: молодежная организация «Тэрнэ Ром (руководи-тель М. Алла), Социальное движение цыган Молдовы (Д. Дану), Центркультуры и искусства «АМЭ РОМА» (Л. Череповский).

Ключевые слова

Молдова, цыган, скитания

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

1. Цыгане. Бессарабские областные ведомости. 1866. 4 января. № 3.
2. Московские ведомости. 1784. 19 марта. № 74.
3. Деметр Н., Бессонов Н. История цыган: новый взгляд. Воронеж, 2000. С. 14.
4. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С. 5.
5. Там же. С.5.
6. Деметр Н., Бессонов Н. История цыган. С. 79.
7. Там же. С. 17.
8. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С. 16.
9. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган. С. 17.
10. Деметр Н., Бессонов Н. История цыган. С. 44-48.
11. http://1917.com/Actions/AntiF/1161887844.html
12. Шорников П.М. Цена войны. Кишинев. 1994. С.42,94.
13. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.24.
14. Деметр Н., Бессонов Н. История цыган. С.106-107.
15. См.: А. Очерк истории, нравов и языка цыган: из сочинений Когалничана. Северная пчела. 1838. 2 апреля. № 75.
16. Берг Л.С. Бессарабия. Страна-люди-хозяйство. Кишинев, 1993. С. 127.
 ЦЫГАНЕ: СКИТАНИЯ ПО ДОРОГАММИРА И ТРОПАМ ИСТОРИИ | Русин. 2006. № 4 (6).

ЦЫГАНЕ: СКИТАНИЯ ПО ДОРОГАММИРА И ТРОПАМ ИСТОРИИ | Русин. 2006. № 4 (6).