Вузы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) | Русин. 2015. № 2 (40).

Вузы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

В статье на основе неопубликованных и опубликованных источников и материалов периодической печати реконструирована деятельность одного из крупных научно-образовательных центров СССР - г. Томска - в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Рассмотрена динамика численности студентов и научно-педагогических кадров томских вузов и научно-исследовательских учреждений на протяжении войны, организации учебного процесса и научно-исследовательской работы. Особое внимание уделяется вкладу исследований томских ученых в дело победы над врагом, помощи промышленности, здравоохранению, сельскому хозяйству, транспорту, изучению месторождений полезных ископаемых. Статья предназначена для всех интересующихся историей Великой Отечественной войны, историей высшей школы и науки, а также советским периодом отечественной истории.

Tomsk Universities during the Great Patriotic War (1941-1945).pdf Динамика концентрации вузов и научных учреждений в г. Томске в годы Великой Отечественной войны. Накануне войны в Томске насчитывалось 6 вузов, 19 техникумов и несколько научно-исследовательских учреждений. Наиболее крупными вузами были Томский государственный университет (ТГУ), Томский индустриальный институт (ТИИ, ныне Томский политехнический университет), Томский медицинский институт (ТМИ, ныне Сибирский государственный медицинский университет), Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ, ныне Омский государственный университет путей сообщения) (Fominykh, Sorokin 2013: 32-33). Уже к декабрю 1941 г. в этот сибирский город, наряду с промышленными предприятиями и учреждениями, было эвакуировано из европейской части страны несколько вузов и научно-исследовательских институтов, в том числе Московский станкостроительный институт (СТАНКИН), Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ), Ленинградский театральный институт, Всесоюзный институт экспериментальной медицины. В том же году в Томск перебазировалось Ленинградское артиллерийское техническое училище зенитной артиллерии имени П.И. Баранова. До 1942 г. в Томске размещался и Всесоюзный комитет по делам высшей школы при Совете народных комиссаров СССР. В том же году в Томске оказалась часть студентов и преподавателей Новочеркасского индустриального института. Однако уже с конца 1942 г. началась реэвакуация вузов и научно-исследовательских институтов. Так, к началу 1942/1943 учебного года были реэвакуированы МЭМИИТ и СТАНКИН, а Ленинградский театральный институт был переведен в Новосибирск (ЦДНИ ТО: 36 об.). К июню 1943 г. реэвакуация закончилась. В результате вузовский и научный Томск по своему составу приблизительно сравнялся с довоенным временем (ГАНО: 1). Динамика численности ППС и научных работников, контингента студентов. В динамике численности научно-педагогических кадров томских вузов и студентов можно выделить два ключевых момента. Во-первых, в связи призывом в РККА студентов первых трех курсов, преподавателей и научных работников наблюдается сокращение численности контингента студентов и профессорско-преподавательского состава (ПСС). Во-вторых, источником пополнения студентов и ППС стали эвакуированные из европейской России в Томск вузы. Так, в ТГУ занятия вели 26 эвакуированных преподавателей, в том числе 14 профессоров и 6 доцентов. Значительное пополнение за счет эвакуированных получил историко-филологический факультет (5 профессоров) (ГАТО: 49 об.). В числе тех, кто стал работать в ТГУ, были академик А.А. Заварзин (Ленинград), профессора К.Л. Баев, В.А. Измаильский (Москва), П.С. Купалов (Ленинград). В годы войны профессорами ТГУ также были эвакуированные из Украины академик АН УССР, филолог А.И. Белецкий, профессора Харьковского университета И.Н. Буланкин, И.М. Поляков и др. И.Н. Буланкин с декабря 1941 г. заведовал кафедрой биологической химии Томского университета, избирался деканом химического факультета, а с ноября 1942 г. и до отъезда в Харьков в начале января 1944 г. занимал должность проректора по научно-исследовательской работе. И.М. Поляков и доцент Харьковского зоотехнического института Е.И. Лукин защитили в Совете ТГУ докторские диссертации. В томских вузах обучались эвакуированные в Сибирь студенты Киевского, Одесского, Харьковского и Днепропетровского университетов. На 1 января 1942 г. в Томске вместе с эвакуированными насчитывалось 138 профессоров (в том числе 110 докторов наук) и 196 доцентов (в том числе 4 доктора и 155 кандидатов наук). Преподавательский состав вузов насчитывал 805 человек. Из них в вузах работали 106 докторов наук и 236 кандидатов наук (ЦДНИ ТО 2: 14-15, 18). По словам председателя Томского комитета ученых Б.П. Токина, «не так уж много найдется городов, где бы концентрировалось такое количество ученых» (ЦДНИ ТО 3: 135 об.). В 1943 г. из-за отъезда из Томска эвакуированных в первый год войны преподавателей общее число научно-педагогических кадров снизилось до 495, в том числе профессоров - до 97 и доцентов - до 155 (ЦДНИ ТО: 38). К середине января 1944 г. общее число преподавателей и научных работников увеличилось до 719 человек. Из-за продолжавшегося отъезда число профессоров сократилось до 86 при росте числа доцентов до 190 (ЦДНИ ТО 4: 14). В годы войны резко уменьшилось число аспирантов. Во всех вузах Томска в 1943 г. их было всего 34, а в 1944 г. - 60 (ЦДНИ ТО: 38). Томск занимал одно из лидирующих положений среди других городов Сибири и СССР не только по концентрации научно-педагогических кадров, но и студентов, тем самым подтверждая статус студенческого города, сибирского «Кембриджа» (Правда: 1937. 22 августа). Так, на 1 января 1942 г. в томских вузах обучались 6 149 студентов, в то время как в вузах Новосибирска - 4 708, в 1943/1944 учебном году соответственно 5 072 и 4 329 (ГАНО 2: 2-3). На рис. 1 показана динамика набора студентов по томским вузам на начальном и завершающем этапе войны. В 1941/1942 учебном году контингент студентов томских вузов вместе с эвакуированными вузами составил 4 750 человек, в 1944/1945 - 4 554 (ЦДНИ ТО: 36 об.). Снижение общего числа студентов даже при увеличении набора в томские вузы объясняется реэвакуацией вузов. С 1944 г. наблюдался рост контингента студентов. Следует отметить, что при формальном выполнении набора в годы войны фактически к началу учебного года на первый курс являлось обычно до 70-80 % из числа принятых. Кроме того, в период с 1941 по 1944 г. в вузах Томска сохранялся высокий отсев студентов (например, только за 1942/1943 учебный год - 1 750 чел.). В качестве ключевых причин отсева студентов городскими и областными партийными организациями выделялись плохая подготовка вузов к учебному году, неблагоприятные материально-бытовые условия проживания и обслуживания студентов, неудовлетворительная постановка политико-воспитательной работы среди них, а также недостаточное внимание городских и районных организаций на удовлетворение материально-бытовых и культурных запросов студентов (ЦДНИ ТО: 37-38). ■ 1941/1942 ■■ 1944/ 1945 Рис. 1. Динамика численности студентов в вузах г.Томска на начальном и завершающем этапе войны (ЦДНИ ТО: 36 об.) Организация учебного процесса в вузах г. Томска. С началом Великой Отечественной войны перед вузами страны встала большая и ответственная задача: ни на минуту не прекращать подготовку новых специалистов для фронта, промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства и культуры (Ульянов 2007: 81). Для решения задачи подготовки специалистов в сложнейшей обстановке военного времени потребовалось внести существенные изменения в организацию самого учебного процесса (Круглянский 1970: 64). Процесс перестройки работы вуза представлял собой целый комплекс сложных мероприятий. Это изменение учебных планов и графиков, сокращение сроков обучения и досрочный выпуск студентов старших курсов, отмена или уменьшение продолжительности каникул и много другое (Крадинова 1985: 8). Согласно указаниям НКП РСФСР и ВКВШ от 25 июня 1941 г. «О перестройке учебной работы университетов и ускоренной подготовке специалистов в военное время», пятилетний срок обучения был сокращен до трех лет (4-5-летний срок восстановят в 1944 г.). При организации учебной работы было предложено исходить из продолжительности учебных занятий в 42 часа в неделю (7 часов в день) и сокращения зимних и летних каникул. В период учебной практики для студентов устанавливался 8-часовой рабочий день. 16 октября 1942 г. ВКВШ приказом № 251 отменил зимние двухнедельные каникулы. Их было предложено использовать для учебных занятий, а также отсрочить на один месяц окончание первого семестра и зимнюю экзаменационную сессию 1942/1943 учебного года (Бюллетень). В соответствии с приказом ВКВШ в Томском университете зимние двухнедельные каникулы были отменены и использованы для учебных целей (ГАТО: 86). В результате в вузах Томска осенью 1941 г. был произведен досрочный выпуск студентов пятого курса (ЦДНИ ТО: 14). Основной формой проведения занятий в военные годы являлись лекции. Проведение практических и семинарских занятий затруднялось из-за отсутствия необходимых учебных пособий и литературы (Ульянов 2007: 98). На организацию учебного процесса негативное влияние оказывало и то, что уже в первые месяцы войны главные учебные корпуса ТГУ, ТЭМИИТ, Томского государственного педагогического института (ТГПИ) и большинство студенческих общежитий было отдано для размещения воинских частей, эвакуированных заводов, госпиталей и вузов. В главном корпусе ТИИ разместилось эвакуированное из Ленинграда зенитно-артиллерийское училище. В результате большинство учебных лабораторий, кабинетов, музеев было свернуто. Неблагоприятные условия военного времени отразились и на методической работе вузов, которая, как отмечалось в отчетных документах, была поставлена слабо: мало внимания уделялось вопросам организации производственной практики, самостоятельной работы студентов (ЦДНИ ТО: 38). Общим недостатком вузов Томска было слабое вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу (ЦДНИ ТО: 41). Перестройка учебного процесса осложнялась также регулярными отвлечениями студентов и ППС на различного рода работы (заготовка дров, помощь колхозам, субботники, воскресники). Так, в 1941/1942 учебном году студенты в морозы и вьюги перевозили на себе прибывшее из временно оккупированной зоны оборудование, а затем занимались его монтажом на заводах. Главным образом силами студентов и научных работников были построены три железнодорожные ветки в г. Томске (ЦДНИ ТО: 14). Около 1 500 студентов сочетало академические занятия с помощью фронту, работая на оборонных предприятиях, участвуя в выпуске вооружения и другой продукции для армии. Тем не менее на протяжении военного периода студенты томских вузов демонстрировали достаточно высокую успеваемость. Так, процент повышенных оценок в среднем составил в 1942 г. 67,9 %, в 1943 г. - 71,3 %, лишь в 1944 г. он снизился до 54,8 %. Процент неудовлетворительных оценок составил в 1942 г. 2,3 %, в 1943 г. - 3,6 %, в 1944 г. - 6,1 %. Неаттестованных в 1944 г. было 4,9 % (ЦДНИ ТО: 37). Вполне объяснимо, что выпуск специалистов, за исключением врачей, в годы войны заметно сократился. Так, в 1942 г. всеми вузами Томска было выпущено 2 177 специалистов, в 1943 г. - 818, в 1944 г. - 641. В ТГПИ в 1943 г. было выпущено всего 3 специалиста. В 1944 г. недовыполнение плана в педагогическом институте составило 35 %, в ТЭМИИТ - 24 % (ЦДНИ ТО: 36 об.). Больше всего за 1942-1944 гг. специалистов подготовил ТМИ - 1 486 чел., ТГУ - 436, ТИИ (ТПИ) - 584, ТЭМИИТ - 703, ТГПИ - 265 чел. Всего с 1941 по 1944 г. все вузы Томска выпустили 3 636 специалистов (ЦДНИ ТО: 36 об.). В целом вузам Томска удалось реорганизовать учебный процесс, адаптируя его под требования и трудности военного времени. Профессорско-преподавательский состав вузов справился с поставленной задачей - готовить новые высококвалифицированные кадры (ЦДНИ ТО: 14). Реорганизация научных исследований, помощь томских ученых армии, промышленными предприятиям, госпиталям, сельскому хозяйству. Война потребовала совершенно новых форм организации научных исследований, чтобы максимально сократить сроки выполнения и реализации на практике полученных результатов, а саму тематику нацелить на выполнение заказов в интересах обороны и народного хозяйства (Fominykh, Sorokin 2013: 33). Перед учеными была поставлена задача использовать достижения науки для укрепления обороны страны, подготовить кадры специалистов, в которых нуждались армия, оборонные предприятия и транспорт, военные госпитали. Ценой неимоверных усилий удалось организовать масштабные работы и получить необходимые результаты. Для организации эффективной работы ученых в интересах обороны и тыла по инициативе томских ученых и городской партийной организации спустя несколько дней после начала войны, 27 июня 1941 г., был создан Томский комитет ученых по содействию промышленности, транспорту и сельскому хозяйству в военное время (Комитет ученых). Это была первая подобного рода общественная организация ученых в стране. «Мы, томские ученые, - говорил на городском митинге инициатор создания Комитета ученых профессор ТГУ В.Д. Кузнецов, - должны немедленно организовать единый коллектив, объединенный страстной мыслью - разгромить и уничтожить врага... должны все то, что есть лучшее у нас, отдать Родине» (Петрова 1968: 68). Первоочередной задачей для Томского комитета ученых стало укрепление связи между наукой и промышленностью. Нужно было перестраивать работу в вузах, осуществлять научные исследования и разработки по укреплению обороноспособности страны. Благодаря тесному взаимодействию Комитета ученых с городскими и областными партийными организациями обеспечивалась высокая оперативность работы. После изучения той или иной проблемы Комитетом ученых составлялся проект постановления облисполкома или горисполкома, который после их утверждения становился директивным документом (Fominykh, Sorokin 2013: 34). О научно-исследовательской работе томских вузов в годы войны дает представление следующая диаграмма, в которой отражено количество научных тем, выполненных разными вузами. 1941 1942 1943 1944 □ 11 'У, вместе СФТН н Ботсадом ■ ТИИ □тми □тэмиит ■ ПИИ □ Томский институт эпидемиологии и микробиологии Рис. 2. Научно-исследовательские темы, выполненные томскими вузами в годы Великой Отечественной войны Всего в 1941 г. было выполнено 279 темы, в 1942 г. - 401, в 1943 г. - 460, в 1944 г. - 467. Таким образом, в годы войны наглядно прослеживается тенденция роста объема выполненных вузами Томска научно-исследовательских тем, общее число которых составило 1 607. Можно выделить несколько основных направлений научных исследований томских ученых: работа по обслуживанию нужд Красной армии, помощь промышленности, сельскому хозяйству и транспорту, изучение месторождений полезных ископаемых, поиск и комплексное изучение местных лекарственных растений, получение из них лечебных препаратов и внедрение их в практику здравоохранения (Fominykh, Sorokin 2013: 35-36). Учеными выполнялись самые различные задания промышленных предприятий и организаций не только Томска, но и других городов Сибири, Урала и Казахстана. В числе заказчиков были Управление пути Народного комиссариата путей сообщения, Московский метрополитен, Кузнецкий металлургический комбинат, Беловский цинковый завод, геологические учреждения Красноярского края и Западной Сибири, Новосибирское управление гидрометеослужбы и др. Вот наиболее существенные достижения ученых томских вузов в годы Великой Отечественной войны: внедрение дефектоскопов СФТИ на транспорте и в промышленности страны; радиощуп Один-цова-Кашкина, получивший широкое применение в госпиталях для обнаружения нахождения металлических включений в теле раненого; внедрение проходческого щита Чинакала в практику угледобычи на шахтах Кузбасса; исследования профессора В.Д. Кузнецова, позволившие установить зависимость бронестойкости от механических свойств материала; внедрение в медицинскую практику новых лекарственных препаратов, изготовленных на основе местного сырья; открытие мощных новых бактерицидов растительного происхождения и внедрение их в практику; поиск импортозаменителей для изготовления изоляционных материалов; открытие месторождений вольфрама, марганца, олова, золота, молибдена и других редкоземельных элементов геологами ТИИ и ТГУ. К этому надо добавить существенные достижения томских ученых в области использования ресурсов местного топлива, заменителей жидкого горючего на основе богатого сибирского материала, регенерации смазочных масел и многое другое. Неоценимый вклад в излечение раненых воинов внесли ученые ТМИ, успешно разрабатывавшие проблемы военного травматизма, борьбы с эпидемическими заболеваниями и др. Особое внимание ими уделялось разработке и внедрению эффективных методов лечения раненых, профилактике и лечению острых инфекционных заболеваний и т. п. На базе институтских клиник осуществлялось лечение раненых воинов. За 1941-1944 гг. преподавателями и научными сотрудниками вузов Томска были защищены 34 докторских и 103 кандидатских диссертации, в том числе в ТГУ соответственно 14 и 34 (ЦДНИ ТО 4: 15). Государство высоко оценило труд томских ученых, направленный на помощь фронту и тылу. За период Великой Отечественной войны 9 томских профессоров (В.Д. Кузнецов, М.А. Большанина, А.А. Заварзин, Н.А. Чинакал, К.В. Радугин, Л.П. Кулев, А.Г. Савиных, С.П. Сыромятников, Б.И. Баяндуров) были удостоены Сталинских премий. По результатам научных достижений в годы войны уже после ее окончания лауреатами Сталинских премий стали В.В. Ревердатто, Н.В. Вершинин, Д.Д. Яблоков и Д.А. Жданов. Большая группа ученых была награждена орденами и медалями. Еще не окончилась война, а ученые Томска стали заботиться о будущем научно-образовательного комплекса. В течение всей войны они неоднократно обращались в высшие и местные советские и партийные органы с настоятельными просьбами принять необходимые меры, направленные на укрепление вузов и научно-исследовательских институтов и научных школ. Так, докладные записки от группы томских ученых направлялись на имя заместителя председателя СНК СССР В.М. Молотова, председателя СНК РСФСР А.Н. Косыгина и др. (ЦДНИ ТО 4: 106). В одном из обращений томские ученые отмечали: «Лицо нашего города все же, как и прежде, определяют не столько его промышленность, сколько его высшие учебные заведения, выпустившие из стен своих большое количество специалистов. Позволительно утверждать, что ни один вузовский периферийный город СССР не имеет такого количества ученых, выросших в основном из питомцев местных вузов. Это свидетельствует о прочных научных традициях, заложенных в вузах города» (ЦДНИ ТО 5: 7). Томские ученые предлагали придать вузовскому Томску статус города республиканского подчинения. Накануне окончания войны СНК СССР принял ряд постановлений, направленных на оказание материальной и финансовой помощи вузам г. Томска. Так, распоряжением № 2147-р СНК СССР от 8 февраля 1945 г. в целях оказания помощи студентам было выделено 3 тыс. матрацев и столько же подушек, за счет фондов Наркомздрава и Нар-компроса РСФСР - 65 тыс. метров хлопчатобумажных тканей, 5 тонн шерсти для изготовления валенок, трикотажных изделий на 23 тыс. руб. и др. Помимо этого Наркомторг СССР должен был выделить для продажи студентам 500 пар кожаной обуви и 2 тыс. пар резиновых галош (ЦДНИ ТО 4: 13). На капитальный ремонт зданий ТГУ Наркомфин СССР Постановлением СНК СССР в апреле 1945 г. обязан был выделить 1,3 млн руб., на приобретение хозинвентаря и оборудования - 780 тыс. руб., на приобретение учебного и научного оборудования - 300 тыс. руб., на проведение научных исследований и т. д. - 500 тыс. руб. (ЦДНИ ТО 4: 28-30). Оценивая в целом деятельность томских вузов и научных учреждений в годы Великой Отечественной войны, профессор ТГУ В.Д. Кузнецов, выступая на I Томской областной конференции ВКП(б) в феврале 1945 г., от имени ученых заявил: «Когда вспыхнула война, когда коварный и сильный враг напал на священные границы нашей горячо любимой Родины, мы, научные работники, не растерялись, мы быстро перестроили нашу мирную работу и подчинили ее фронту. Горячо любя Родину, труд и науку, мы подчинили труд науке, а науку Родине. У нас появилась единая мысль, и эта мысль была обращена к фронту, на разгром врага» (ЦДНИ ТО 6: 210).

Ключевые слова

Tomsk, universities, education, science, вузы, Томск, Great Patriotic War, наука, образование, Великая Отечественная война

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Некрылов Сергей АлександровичТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор кафедры современной отечественной историиmedicinahistory@yandex.ru
Литвинов Александр ВалерьевичТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории исторического факультетаlitvinov1977@tambo.ru
Сорокин Александр НиколаевичТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории исторического факультетаsoranhist@yandex.ru
Фоминых Сергей ФедоровичТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой современной отечественной истории исторического факультетаsergei.fominyh1940@mail.ru
Всего: 4

Ссылки

ЦДНИ ТО. Ф. 1078. Томский комитет ученых. Оп. 1. Д. 14. Учебные заведения, подготовка кадров. 16.12.1941-16.04.1945. 43 л.
ЦДНИ ТО. Ф. 607. Томский областной комитет КПСС (19441991). Оп. 1. Д. 138. Стенограмма Первой Томской областной конференции ВКП (б). 15-18 февраля 1945. 260 л.
ЦДНИ ТО. Ф. 607. Томский областной комитет КПСС (19441991). Оп. 1. Д. 328. Справки, сведения, переписка о состоянии учебной, политико-воспитательной работы, санитарно-бытового состояния томских вузов. 13.01.1945-21.06.1945.
ЦДНИ ТО. Ф. 1078. Томский комитет ученых. Оп. 1. Д. 10. Темы, планы, задания, программы, отчеты по работе комитета. 30.07.194118.01.1943. 159 л.
Центр документации новейшей истории Томской области (далее - ЦДНИ ТО). Ф. 80. Томский городской комитет КПСС. Оп. 3. Д. 350. Доклады, отчеты по учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе вузов. 13.09.1944-26.12.1945. 153 л.
ЦДНИ ТО. Ф. 80. Томский городской комитет КПСС. Оп. 3. Д. 115. Протоколы совещаний научных работников и другие сведения о работе ученых по вопросу помощи фронту. 3.09.1941-1.11.1943. 18 л.
Круглянский М.Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Высш. шк., 1970. 314 с.
Петрова Т.Н. Деятельность партийных организаций Западной Сибири по усилению творческого содружества науки с производством в годы Великой Отечественной войны (1951-1945 гг.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1968. 390 с.
Правда. Орган ЦК и МК ВКП (б). Ульянов 2007 - Ульянов А.С. Томский государственный университет в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: дис.. канд. ист. наук. Томск, 2007.
Крадинова Г.А. Вузы Сибири в годы войны // Сибирь в Великой Отечественной войне: Тезисы Всесоюзной научной конференции (Новосибирск, 5-6 марта 1985 г.). Новосибирск, 1985.
ГАТО. Ф. Р-815. Томский государственный университет. Оп. 19. Д. 1. Приказы студенческие и научных сотрудников. 1942 г. 505 л.
Государственный архив Томской области (далее ГАТО). Ф. Р-815. Томский государственный университет. Оп. 19. Д. 34. Отчеты факультетов ТГУ за 1941-1943 гг. 170 л.
ГАНО. Ф. П-4. Новосибирский областной комитет КПСС. Оп. 8. Д. 268. Справка инструктора обкома ВКП (б) о сравнительных данных вузов области за годы Отечественной войны. 12.1943-1944. 23 л.
Fominykh S.F., Sorokin A.N. Tomsk committee of scientists during Great Patriotic War (1941-1945) // ByLye Gody / gL red. A.A. Cherkasov [Sochi]. 2013. № 29 (3). Pp. 32-33.
Бюллетень Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР. 1942. № 8-9.
Государственный архив Новосибирской области (далее ГАНО). Ф. П-4. Новосибирский областной комитет КПСС. Оп. 8. Д. 270. Справки о деятельности ученых городов Новосибирска и Томска, состав комитета ученых при Новосибирском горисполкоме и отделении АН СССР и постановления СНК СССР «Об организации Западно-Сибирского отделения АН СССР», др. переписка по организации филиала. 7.06.1944-3.12.1944. 58 л.
 Вузы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) | Русин. 2015. № 2 (40).

Вузы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) | Русин. 2015. № 2 (40).